Валентина ЖАЛСАНОВА
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СРЕДЕ СЕЛЬСКОГО БУРЯТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
В статье рассматривается влияние сельской социальной среды на процессы этнического развития бурятского населения. На основе проведенного социологического исследования показано влияние этнокультурных процессов на социальное самочувствие сельских бурят.
The article examines the impact of rural social environment on the processes of ethnic development of Buryat population. Based on the case study the influence of ethnic and cultural processes on social well-being of rural people is showed.
Ключевые слова:
сельское население, этнокультурные процессы, социальное самочувствие; rural population, ethnic and cultural processes, social well-being.
В современной России процессы трансформации социальной структуры в постсоветский период оказались тесно переплетенными с этносоциальными процессами. Республика Бурятия относится к полиэтничным регионам. Сразу отметим, что она относится к регионам со стабильной этнополитической ситуацией, с отсутствием ярко выраженных межэтнических конфликтов.
Наиболее многочисленной национальностью в республике являются русские, численность которых составила 630,8 тыс. чел., или 66,1% всего населения республики. Вместе с тем в республике, как и по всей Российской Федерации, наблюдается тенденция сокращения численности русского населения. Если в целом по стране произошло сокращение русского населения на 4,9 млн чел. (4,2%), то в республике — на 34,6 тыс. чел., или на 5,2%. Основная причина уменьшения численности — это миграционный отток русского населения из Бурятии, который не восполняется за счет естественного прироста населения.
В республике проживают 286,8 тыс. бурят (62,2% всех бурят, проживающих в России). За межпереписной период численность бурят в республике увеличилась на 14,4 тыс. чел., или на 5,3%. Соответственно возросла и их доля в составе населения — с 27,8% до 30%. Далее идут татары — 6,8 тыс. чел., их доля составляет 0,7%; украинцы — 5,6 тыс. чел. (0,6%); сойоты — 3,6 тыс. чел. (0,4%); эвенки — около 3 тыс. чел. (0,3%). При этом на 0,1% увеличилась доля сойотов и эвенков при уменьшении доли украинцев на 0,4% и татар на 0,1%!.
По данным переписи 2010 г., сельское население Бурятии составило 41,6%, а доля бурят в нем — 49%. Что представляет собой сельское бурятское население в постсоветский период? Сразу отметим, что по своему социальному положению, уровню и качеству жизни ЖАЛСАНОВА оно практически не отличается от остального сельского населения
Валентина Бурятии. В советский период за некоторым исключением (эвенки)
Гурожаповна - произошла фактическая унификация организации жизнедеятель-
к.соц.н., доцент; ности сельских жителей республики независимо от национальной
старший научный принадлежности. Известно, что до присоединения к российскому
государству в XVII в. основной формой хозяйственной деятельности бурят было полукочевое скотоводство, а с появлением пришлого русского населения началось некоторое освоение новых земледельческих практик. И лишь с установлением советской власти и орга-
1 Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года : доклад Бурятстата. [email protected] — Улан-Удэ, 2012, с. 17.
сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
низацией колхозов буряты окончательно перешли на оседлый образ жизни.
Социальные процессы на селе в 90-х гг. ХХ столетия привели к значительной структурной трансформации сельского населения. Резкое сокращение сельскохозяйственного производства, происшедшее в ходе радикальных экономических реформ, лишило многих сельских жителей рабочих мест и регулярных источников доходов. Институциональные преобразования в АПК в условиях развития рыночных отношений, либерализации цен и изменения форм собственности фактически привели к деградации сельского сообщества. Нулевые годы не стали периодом динамичного роста сельскохозяйственного производства, продолжился процесс накопления социальных проблем. В целом для всего сельского населения современной Бурятии характерно состояние, которое возможно определить как состояние экономической, социальной и социокультурной депривации. На социальное положение и качество жизни современного сельского жителя Бурятии негативно влияют следующие «внешние» факторы:
— неразвитая социальная инфраструктура в сельских поселениях;
— слабо развитая инженернотранспортная инфраструктура;
— сохранение значительных масштабов безработицы в силу отсутствия развитого рынка труда;
— низкая оплата сельскохозяйственного труда;
— слабая социальная защищенность жителей села.
Исследователи А.Г. Эфендиев и И.А. Болотина отмечают, что характер кризиса, охватившего село, «выражается не только в падении производительности коллективных хозяйств старого типа и, как следствие, в низком уровне жизни населения, но вообще в разрушении прежних социальных отношений, дезинтеграции социальной общности, широкой распространенности девиантных форм поведения и пр. Все это говорит о том, что названные проблемы не только сугубо экономические, но, прежде всего, социокультурные»1. Экономические,
1 Эфендиев А.Г., Болотина И.А. Современное российское село: на переломе эпох и реформ. Опыт институционального анализа // Мир России, 2002, № 4, с. 88.
политические, социальные реформы, происшедшие в российском обществе, изменили сущность культурной сферы. Основные проблемы сопряжены не только с проблемами сельских сообществ как таковых (развал сельскохозяйственного производства, безработица, низкий уровень жизни, отток населения в города и т.п.), но и с проблемами этнического развития и сохранения в современных условиях глобализирующегося мира. Тем не менее именно село продолжает оставаться местом сохранения традиционной культуры бурятского народа. Происходит возрождение старых культурных и религиозных практик, позволяющих позитивно влиять на этническое сознание сельских бурят и тем самым не дающих им раствориться в современном социуме.
В условиях современного мира с характерными для него глобализационными и модернизационными тенденциями приобретает важность проблема сохранения традиционной культуры бурятского народа. В городе круг возможностей для поддержания традиционной культуры достаточно ограничен в силу объективных обстоятельств. Именно село продолжает оставаться местом, где наблюдается рост интереса к религии, традиционной народной культуре, дореволюционному культурному наследию. Именно обращение к народным истокам во многом заполнило вакуум, появившийся вследствие развала сферы культуры и досуга в сельской местности. Большинство экспертов считают, что если бы буряты, проживающие на селе, не обратились к своим корням, к исконной религии, то они могли бы окончательно деградировать и не смогли бы приспособиться к современной жизни.
Социальное самочувствие сельского населения представляет особый интерес, т.к. для российского общества, несмотря на модернизацию и глобализацию, характерно сохранение сельской ментальности и ее влияния на все масштабные изменения, происходящие в стране2.
В 2007 г. при финансовой поддержке РГНФ было проведено социологическое исследование социального самочувствия сельских бурят. В ходе исследования было опрошено 328 респондентов бурятской
2 Григорьев С.И. Социология жизненных сил российского села и сельского жителя в начале XXI века // Социологические исследования, 2009, № 9, с. 42.
национальности, проживающих в сельской местности. Также был осуществлен опрос экспертов, в качестве которых выступали руководители сельскохозяйственных предприятий, главы сельских поселений, учителя сельских школ. В ходе исследования ставились задачи описать и проанализировать факторы позитивного и негативного влияния на социальное самочувствие сельских бурят, типы их адаптивных стратегий, проявляющиеся в традиционных и вновь созданных социальных технологиях жизнеобеспечения (а также в их возможном сочетании); выявить приоритетные каналы и способы взаимодействия с коммерческими структурами.
В целом эмоциональный фон сельских бурят можно оценить как положительный. Этому способствует сам сельский образ жизни, лишенный суеты и стрессов, характерных для городов. Важно, что многие сельские буряты сохраняют традиционные культурные модели поведения, склонны к опоре на родственные узы. Можно сделать вывод о том, что традиционное бурятское мировоззрение, опирающееся на буддийскую религию и шаманизм, не только способствует выживанию в сложных условиях современности, но и позволяет адаптироваться в современном социуме. Для большинства бурятских сел характерно воспроизведение традиционных народных праздников (например, Сагаалган — празднование Нового года по лунному календарю), традиций и обычаев при свадебных, похоронных обрядах и т.п. Практически все респонденты отвечали, что они являются верующими. Большинство верующих за решением жизненных проблем обращаются в дацаны (буддийские церкви), где ламы (буддийские священнослужители) совершают соответствующие обряды. Поэтому возрождение религиозных практик сопровождается строительством дацанов и дуганов, буддийских ступ — субурганов. Строительство субурганов ведется практически в каждом селе, где есть бурятское население, и является своеобразным способом закрепления связи с духами-покровителями местности, а значит способом предотвращения возможных трудностей и неудач.
Социокультурный фон современного бурятского села отягощен низким уровнем медицинского обслуживания, недостаточным развитием сферы культуры и досуга.
Повсеместно наблюдается ограничение деятельности учреждений культуры, а иногда даже их закрытие. Клубы, библиотеки, музеи перестают выполнять в должной мере свою функцию удовлетворения культурных и духовных запросов населения. Подобная ситуация сложилась не только в силу невнимания к культуре со стороны государства, но из-за культурной апатии самого населения вследствие его тяжелого материального положения, деградации и роста девиантного поведения (например, употребление спиртных напитков заменило в большинстве случаев практически все формы культурного досуга).
Образ жизни современных сельских жителей Бурятии характеризуется низким материальным достатком, что ограничивает их доступ к потреблению культурных благ. К тому же уровень их образованности ниже по сравнению с горожанами. Уровень предоставляемых культурных услуг также недостаточно высок. Отсюда следует, что современные сельские жители Бурятии не в состоянии самостоятельно и в должной мере приобщиться к ценностям культуры. Поэтому их приобщение к культуре должно стать приоритетной задачей общества и государства, т.к. поддержание высокого культурного уровня общества и развитие духовности являются одним из залогов успешного решения социальноэкономических проблем.
В селах, помимо учреждений культуры, немаловажную роль играют школы. Особенно в малых селах они превратились в своеобразный центр, вокруг которого организуется жизнь всей деревни. Роль школы особенно важна, т.к. именно она ведет работу с подрастающим поколением не только в плане обучения, но и в плане воспитания, культурного развития, а значит и выработки новых адаптационных возможностей. Для бурят всегда были характерны установки на получение образования. К сожалению, школы в малых селах постоянно находятся под угрозой закрытия в силу недокомплекта учащихся. Поэтому можно прогнозировать, что закрытие школ, ухудшение качества преподавания автоматически приведут к оттоку сельских бурят в город.
Таким образом, социальное самочувствие сельских бурят, их социальная адаптация будут зависеть, прежде всего, от комплексного решения проблем сельских территорий.