Научная статья на тему 'Этнокультурные компоненты идентичности усть-ордынских бурят'

Этнокультурные компоненты идентичности усть-ордынских бурят Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Янков А.Г.

This article represents a material of field ethno-sociological researches taken among two subethnic groups the Buryat: aginskih and ehirit-bulagatskih. Similarity and distinction of ethnocultural components of two branches the Buryat is shown in this material. Such cultural components as are analysed: degree of mastery of native and russian languages, the level of religiousness, prevalence and influence of patrimonial relations. In spite of the fact that these groups are the part of one ethnos there are serious cultural distinctions caused not only assimilation processes, but also by the influence of various religion buddhism and shamans between them.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnocultural components of identity of Ust''-Orda''s Buryats

This article represents a material of field ethno-sociological researches taken among two subethnic groups the Buryat: aginskih and ehirit-bulagatskih. Similarity and distinction of ethnocultural components of two branches the Buryat is shown in this material. Such cultural components as are analysed: degree of mastery of native and russian languages, the level of religiousness, prevalence and influence of patrimonial relations. In spite of the fact that these groups are the part of one ethnos there are serious cultural distinctions caused not only assimilation processes, but also by the influence of various religion buddhism and shamans between them.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные компоненты идентичности усть-ордынских бурят»

А.Г. Янков

Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права,

г. Чита, Россия E-mail: dgydnkov@yandex.ru

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИДЕНТИЧНОСТИ УСТЬ-ОРДЫНСКИХ БУРЯТ

Летом 2007 г. при поддержке гранта РФФИ 06-06-80234а было проведено полевое этносо-циологическое исследование в Усть-Ордынском округе Иркутской области. Опрошено 552 респондента бурятской национальности. Выборка двухступенчатая, репрезентативно представленная к основным характеристикам бурятского населения округа. Основные признаки выборки: национальность респондента, пол, возраст. В таблицах сумма ответов может быть менее 100%, поскольку не учитывались те респонденты, которые не отвечали на вопрос. Инструментарий опроса предусматривал исследование следующих этнокультурных компонентов, образующих комплекс самосознания и идентичности народа: уровень владения родным бурятским языком и русским, сферы употребления родного и русского языка, степень и содержание религиозности, важность и влияние родовых отношений среди бурят, брачные настроения.

Западные буряты, проживающие на территории Иркутской области, составляли до недавнего времени Усть-Ордынский бурятский автономный округ. Эта группа бурят характеризуется наличием выраженных родовых отношений внутри больших родов Булагатов и Эхиритов, развитым шаманизмом. При этом, данная группа в большей степени чем восточные буряты оказалась подверженной культурным влияниям со стороны русских: смешанные браки, русские фамилии, метисизация. Определяя этнокультурные характеристики бурят, мы выявляли степень традиционности субэтнической группы, открытость или закрытость сообщества внешним культурным воздействиям, подверженность процессам модернизации и глобализации.

Отличительной особенностью любой этнической общности является язык. Язык и речь выполняют не только функцию коммуникации. Во многом язык определяет способ мысли и миро-

воззрение человека и группы. Отсутствие, забвение родного языка есть первый и основной шаг к ассимиляции народа. Поэтому очень важно выявить, насколько распространен бурятский язык среди усть-ордынских бурят, какова степень овладения им, в каких сферах жизни он в основном употребляется.

Для измерения степени владения языком нами была использована пятибалльная шкала, которая позволяет вычислить средний балл. Таблица 1 показывает наличие существенных различий в степени владения родным языком. Средний балл по трем признакам владения языком у усть-ордынских бурят составляет 2,9 балла.

Табл. 1.

Уровень владения языком усть-ордынских бурят

Вопросы Среднее значение в баллах по пятибалльной шкале

В какой степени Вы понимаете бурятский язык (разговорную речь)? 3,6

В какой степени Вы владеете бурятским разговорным языком (говорите)? 3,2

В какой степени Вы владеете письменным бурятским языком (пишите)? 2,1

Высока степень понимания разговорной речи относительно других компонентов владения языком. Достаточно на низком уровне усть-ордынские буряты оценивают свою степень владения письменным бурятским языком. Данное обстоятельство свидетельствует об ассимиляционных языковых процессах западных бурят. С увеличением возраста респондентов степень владения языком увеличивается. У усть-ордынских бурят не прослеживается зависимости владения

языком от уровня образованности респондентов. Понимают разговорную речь на уровне 3,72 балла респонденты с начальным и неполным средним образованием и на уровне 3,6 балла респонденты с высшим образованием. Также обстоит дело с владением письменным языком: 2,1 балла у опрошенных имеющих начальное и неполное среднее образование и 2 балла у респондентов с высшим образованием.

Существенным для определения состояния этнического самосознания является выяснение сферы употребления русского и бурятского языков (Таблица 2).

Табл. 2.

Сферы употребления русского и бурятского языков (сумма ответов может быть более 100%, поскольку можно было ответить на несколько вариантов ответа) в %

Как правило, Вы общаетесь на русском языке...

На работе (учебе) С друзьями В семье Другое

44,7 34,4 31 9

Как правило, Вы общаетесь на бурятском языке...

12,1 25,2 60,9 11

Полученные данные свидетельствуют, что респонденты чаще используют русский язык при общении с друзьями и на работе. На бурятском языке подавляющее большинство респондентов общается в семье (Таблица 2).

Табл. 3.

Сфера употребления бурятского языка (на работе) в зависимости т уровня образования (в %)

Усть-

Уровень образования ордынские буряты

Начальное и неполное среднее 11,1

Среднее 10,8

Средне специальное 13,7

Не законченное высшее и высшее 11,8

Возраст

От 16 до 24 лет 5,7

От 25 до 35 лет 8,8

От 36 до 55 лет 18,3

56 лет и старше 14,8

Также более четко выражена зависимость использования родного языка на работе в зависимости от возраста опрошенных: чем старше возрастная группа, тем чаще на рабочем месте она использует родной язык.

При употреблении родного, бурятского языка в семье (Таблица 4) респонденты показывают не большое межпоколенное различие: младшая возрастная группа от 16 до 24 лет общается на родном языке в семье меньше на 7,4%, чем старшее поколение возраста от 56 лет и старше.

Табл. 4.

Сфера употребления бурятского языка (в семье) в зависимости от возраста респондента (в %)

Возраст Усть-ордынские буряты

От 16 до 24 лет 59,3

От 25 до 35 лет 62,6

От 36 до 55 лет 57,9

56 лет и старше 66,7

Для выявления уровня традиционности усть-ордынских бурят важным является вопрос анкеты об употреблении родного языка при общении со старшим поколением (Таблица 5). Результаты опроса показали, что родной язык почти в два раза чаще употребляется при общении со старшим поколением, чем русский. Это обстоятельство свидетельствует об определенной степени традиционности западных бурят.

Табл. 5.

Употребление бурятского и русского языка со старшим поколением (в %)

На каком языке Вы чаще общаетесь со старшим

поколением своего народа ?

На бурятском На русском На том и другом языке

43,3 25,7 29,3

Самой используемой сферой употребления бурятского языка является семья. В то же время можно выделить различия в степени владения языком в зависимости от уровня образования и возраста респондентов. У молодого поколения наблюдается тенденция к принятию русского языка во всех сферах общения.

Следующий этнокультурный компонент - религиозность. Религиозность населения занимает одно из важнейших мест в вопросе о традицион-

232

ности любого этноса. Приверженность к религии своего народа говорит о сохранении традиций, привычных устоев, быта в обществе. Кроме того, религия оказывает большое влияние на характер межличностных отношений, структуру мотивации личности.

При исследовании данного компонента в первую очередь необходимо выявить степень религиозности населения. Распределение ответов на данный вопрос показало следующие результаты (Таблица 6). Абсолютное большинство бурятского населения округа считает себя верующими. Напомню, что средний показатель по России 50 - 55%.

Табл. 6.

Сравнение степени религиозности усть-ордынских бурят (в %)

Можете ли Вы о себе сказать, что «Я верующий _человек»?_

Да, я верующий Я колеблющийся между верой и неверием Нет, я не верующий Нет мнения

69 17,4 9,2 3,4

ной принадлежности. При выяснении данного вопроса мы ориентировались на предварительную информацию, собранную от интервьюеров о наиболее крупных конфессиях (религиозных направлениях), которые затем включили в инструментарий (буддизм, шаманизм, православие). Необходимо отметить, что определенная группа респондентов относит себя одновременно к буддизму и шаманизму.

Таблица 7 показывает различия в конфессиональных предпочтениях усть-ордынских бурят - подавляющее их большинство является шаманистами, гораздо меньше буддистов, немного православных. В качестве других религий назывались, в основном, различные протестантские направления.

Табл. 7.

Конфессиональные предпочтения усть ордынских бурят (в %)

Если Вы верите в Бога, то к какой религии (религиоз-_ному ученью) Вы принадлежите ?_

Буддизм Православие Шаманизм Буддизм/ шаманизм Другая

7,4 3,3 70,5 9,2 4,3

В качестве особенностей религиозности усть-ордынских бурят можно отметить высокий процент сомневающихся в своей вере - 17,4%. Рассмотрим, как данный показатель изменяется в зависимости от уровня образования, возраста и пола респондентов.

Итак, опрос показал, что верующими себя считают у усть-ордынских бурят 44,4% респондентов с начальным и неполным средним образованием и 69% с высшим образованием. В соотношении с возрастом прослеживается такая же закономерность 60,7% молодых людей определили себя как верующих, при этом 77,2% старшей возрастной группы от 56 лет и старше являются верующими. Следовательно, с возрастом верующих людей становится больше. Интересно отметить, что у усть-ордынских бурят верующих мужчин несколько больше, чем верующих женщин, соответственно - 72,1% и 67,3%. Обычно верующих женщин больше, чем мужчин.

Другим важным аспектом при выявлении религиозности является вопрос о конфессиональ-

Шаманизм западных бурят имеет ряд социальных особенностей. Во-первых, существует строгая иерархия ученичества и возможности исполнять тот или иной обряд в зависимости от степени обучения. Во-вторых, прохождение ежегодных обрядов также иерархично. В начале проводится семейный обряд, так называемый «кормление монгола», что-то близкое к почитанию домового. Затем обряд на уровне подрода, затем рода (булагатов или эхиритов) в особо почитаемых местах, заключает обрядовую систему объединенный обряд двух родов также в почитаемых местах. В-третьих, к исполнению шаманских обрядов допускаются только мужчины, причем шаманами могут быть тоже только мужчины. Поэтому доля шаманистов мужчин выше доли женщин: 78% мужчин и 71,4% женщин.

Религиозность усть-ордынских бурят характеризуется степенью посещения ими шаманских обрядов или шамана, как мы видим из нижеследующей таблицы 9.

Табл. 9.

Сравнение степени посещения шаманов (шаманских обрядов) усть-ордынскихбурят (в %)

Особенностью шаманизма является отправление культа в строго определенное время в течении года, поэтому большинство верующих присутствуют на обрядах несколько раз в год (Таблица 9).

В ходе полевых исследований среди агинских бурят мы ни раз были свидетелями, как шаман читает буддийские молитвы или направляет обратившегося к нему мирянина к ламе. Наоборот, среди усть-ордынских бурят существует резкая осознаваемая граница между буддизмом и шаманизмом. Хотя буддийский дуган имеется в пос. Усть-Орда, но в процессе беседы с респондентами мы обнаружили, что опрашиваемые в основном не знакомы с буддизмом или его основными положениями. Кроме того, нередко в рассуждениях респондентов звучала мысль о том, что буряты, исповедующие буддизм или восточный вариант шаманизма, «неправильные» буряты, то есть «утратившие корни».

Влияние и распространенность родовых отношений также важны для характеристики этнокультурных компонентов бурят. Сильные родовые и родственные отношения являются показателем традиционности общества. В тоже время они могут иметь функцию защиты или приспособления этнической группы к внешним влияниям. В первую очередь, мы выясняли, насколько хорошо респонденты знают название своего рода. Данные анкетирования приведенные в таблице 10, показывают, что более 50% респондентов знают название своего рода.

Табл. 10.

Знание своего рода усть-ордынскими бурятами

(в%)

Знаете ли вы название своего рода?

Да, знаю Нет, не знаю

58,5 38,4

У усть-ордынских бурят прослеживается закономерность: с увеличением уровня образо-

вания растет осведомленность об именовании своего рода. Итак, знают название своего рода 41,2% респондентов с начальным и неполным образованием и 63,3% респондентов с незаконченным высшим и высшим образованием. Такая же зависимость прослеживается относительно возрастных различий: знают название своего рода 39,8% респондентов в возрасте от 16 до 24 лет и 71% респондентов в возрасте от 56 лет и старше (см. таб. 11).

Табл. 11.

Зависимость знания названия своего рода от возраста респондента у усть-ордынских бурят

(в %)

Возраст Да, знаю

От 16 до 24 лет 39,8

От 25 до 35 лет 56,7

От 36 до 55 лет 70,5

56 лет и старше 71

Интересная особенность заключается в том, что у усть-ордынских бурят мужчины на 10% в большей степени осведомлены о названии своего рода, чем женщины: соответственно мужчины -66,7%, женщины - 55,1%

Продолжением изучения степени влияния родовой структуры стал вопрос анкеты о знании колен своих предков.

Табл. 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Степень знания своих предков (в %)

До какого колена Вы знаете своих предков (имена)?

Не знаю Знаю ближайших предков до 2 колена Знаю до 3 колена Знаю от 4 колена и далее

4,0 16,1 40,9 37,0

Результаты опроса показали, что усть-ордынские буряты в относительном большинстве знают своих предков до третьего колена (прабабушки, прадедушки) (Таблица 12). Приведем распределение данного признака в зависимости от уровня образования респондентов. Чем выше уровень образования, тем больше колен своих предков знает респондент: 11,1% с начальным уровнем образования респондентов знают своих предков от четвертого колена и далее и 41,4% с

Как часто Вы посещаете шаманов?

Никогда не посещаю Раз или несколько раз в год Раз в месяц и чаще

22,8 67,2 7,6

234

незаконченным высшим и высшим образованием.

Следующий признак, который существенен для анализа важности родовых отношений в субэтнических группах - это признак значимости родовых отношений в различных сферах деятельности. Вопрос был сформулирован следующим образом: «Насколько родовые (родственные) отношения помогают Вам при ...?». Были предложены три сферы деятельности: при приеме на работу и дальнейшей работе, при поступлении в учебное заведение и учебе, при ведении домашнего хозяйства.

На основе полученных многочисленных данных (Таблица 13) рассчитаем индекс влияния родовых отношений на сферы деятельности.

Табл. 13.

Сравнительная характеристика важности родовых отношений в сферах деятельности у усть-ордынских бурят (в %)

Индексы необходимы тогда, когда имеется большое количество полученных данных. Они «сжимают» информацию, приводят ее в порядок. Индекс вычисляется как разница между положительными и отрицательными оценками, средняя позиция ответов и вариант ответа «нет мнения» не учитывается. Соответственно, оценки в положительной шкале означают большее влияние переменной, в отрицательной шкале меньшее влияние. Таблица 14 показывает, что самый высокий индекс отмечается у усть-ордынских бурят по признаку «при ведении домашнего хозяйства» 8,9 пунктов.

Табл. 14.

Индекс влияния родовых(родственных) отношений на виды деятельности усть-ордынских

бурят

Индекс

При приеме на работу и дальнейшей работе -19,4

При поступлении в учебное заведение и учебе -34,2

При ведении домашнего хозяйства 8,9

Отрицательные индексы отмечаются у усть-ордынских бурят по признакам: «при приеме на работу и дальнейшей работе» -19,4 пункта, «при поступлении в учебное заведение и учебе» -34,2 пункта. Таким образом, мы видим, что степень влияния родовых (родственных) отношений у усть-ордынских бурят не высока и, скорее всего, распространяется только на религиозную сферу, отчасти на ведение домашнего хозяйства.

Следующий этнокультурный компонент, который по нашему мнению характеризует ту или иную этническую общность - это компонент открытости или закрытости общности, стремлении к традиционности или к модернизационности. Данный признак мы выявляли с помощью вопроса анкеты: «Как Вы отнесетесь к тому, если Ваш ближайший родственник вступит в брак с представителем другой национальности?». Этот вопрос, выявляя брачные настроения, выясняет в какой степени сообщество настроено на принятие иноэтнических ценностей и культуры, в какой степени оно является открытым или закрытым для изменений.

Табл. 15.

Сравнение степени приемлемости брака с представителем другой национальности усть-

ордынских бурят(в %)

Как Вы отнесетесь к тому, если Ваш ближайший родственник вступит в брак с представителем

другой национальности ?

Положительно, все равно, какая национальность В зависимости от национальности Брак должен быть только с представителем своей национальности

79,5 10,9 7,8

Очень помогают Помогают Не помогают Нет мнения

При приеме на работу и дальнейшей работе 16,7 34,6 36,1 8,9

При поступлении в учебное заведение и учебе 13,8 24,1 48 8,5

При ведении домашнего хозяйства 30,1 42 21,2 3,6

Приведенные данные анкетирования (Та-

блица 15) свидетельствуют, что большинство респондентов положительно относятся к бракам с представителями других национальностей. При этом выделяется большой ассимиляционный потенциал усть-ордынских бурят: 79,5% респондентов одобряют браки с другими национальностями. 7,8% опрошенных высказывают радикальную позицию - брак должен быть только с представителями своей национальности. Это является свидетельством стремления к закрытости, замкнутости своей этнической общности, в тоже время является это косвенным показателем этноцентризма. Интересно, что среди агинских бурят таких радикальных респондентов 17,7%.

Зависимость отношения к браку с представителем другой национальности от возраста респондентов не выявляет значимых различий (Таблица 16). Большая часть респондентов всех возрастов, положительно относится к подобным бракам. Но, чем старшее поколение усть-ордынских бурят, тем они в относительно большей степени против браков с представителями других этнических групп.

Табл. 16.

Отношение к браку с представителем другой национальности в зависимости от возраста

респондента (в %)

Возраст Положительно В зависимости от национальности Брак должен быть только с представителем своей национальности

от 16 до 24 лет 83,3 11,7 5

от 25 до 35 лет 82,1 10,3 7,6

от 36 до 55 лет 77,6 14,3 8,1

от 56 лет и старше 81,4 7,1 11,5

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы: усть-ордынские буряты, испытав длительное воздействие со стороны русской этнической культуры, утрачивают этнокультурные компоненты. Противодействует этому процессу относительно распространенное употребление родного языка, особенно в семье.

Следовательно, главным фактором традиционности западных бурят является шаманизм (несколько модернизированный), который пронизывает социальную систему, воспроизводит родовые отношения, тормозит и не дает процессам модернизации разрушить комплекс этнической идентификации усть-ордынских родов бурят, сохранить уникальную субэтническую группу западных бурят.

Автор выражает признательность и благодарность за оказанную помощь при проведении полевого этапа исследования д.и.н., профессору А.В. Харинскому и жителю пос. Усть-Орда, историку Ю.Б. Башланову, а также студентам антропологам из г. Владивостока и студентам социологам из г. Читы.

Summary

This article represents a material of field ethno-sociological researches taken among two subethnic groups the Buryat: aginskih and ehirit-bulagatskih. Similarity and distinction of ethnocultural components of two branches the Buryat is shown in this material. Such cultural components as are analysed: degree of mastery of native and russian languages, the level of religiousness, prevalence and influence of patrimonial relations. In spite of the fact that these groups are the part of one ethnos there are serious cultural distinctions caused not only assimilation processes, but also by the influence of various religion buddhism and shamans between them.

236

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.