Научная статья на тему 'Этнокультурные истоки этнической идентификации монгольских народов'

Этнокультурные истоки этнической идентификации монгольских народов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
620
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЭТНОС / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / МОНГОЛЬСКИЕ НАРОДЫ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ETHNOS / IDENTIFICATION / MONGOLIAN PEOPLES / CENTRAL ASIA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Абаева Любовь Лубсановна

В статье рассматриваются этнокультурные истоки этнической самоидентификации монгольских народов и влияние других культур на эти процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the phenomenon of ethno-cultural roots of the ethnic identity of the Mongolian peoples.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные истоки этнической идентификации монгольских народов»

Республика Бурятия

Любовь АБАЕВА

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ

В статье рассматриваются этнокультурные истоки этнической самоидентификации монгольских народов и влияние других культур на эти процессы.

The article deals with the phenomenon of ethno-cultural roots of the ethnic identity of the Mongolian peoples.

Ключевые слова:

этнос, идентификация, монгольские народы, Центральная Азия; ethnos, identification, Mongolian peoples, Central Asia.

АБАЕВА Любовь Лубсановна — д.и.н., профессор; главный научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Сложившаяся на рубеже веков этнокультурная ситуация синхронного существования этносов в моно- и полиэтнических пространствах, различающихся друг от друга по уровню культурно-цивилизационного развития, языку, религиозным традициям и образу жизни, а также численности и традиционному типу ведения хозяйства, обусловила сложности процессов эволюции этнического самосознания и самоидентификации, выявив при этом этноинтегрирующие и этнодифференцирующие факторы.

Исторические корни этнического самосознания и самоидентификации монгольских народов складывались и развивались в недрах единого этнокультурного анклава Центральной Азии. Монгольская метаэтническая общность в центральноазиатском регионе представлена в современный период монгольскими этносами республики Монголия, автономным районом Внутренней Монголии КНР, Синьцзянским автономным районом КНР, этнической Бурятией (вместе с бывшими Агинским Бурятским автономным округом, Усть-Ордынским Бурятским автономным округом, Республикой Бурятия) и Республикой Калмыкия, находящейся в европейской части Российской Федерации.

В формировании этнического самосознания большую роль ещё со времен монгольской империи играли кросс-культурные связи с китайским и восточнославянским метаэтническими сообществами. При этом идентификация и самоидентификация представителей монгольской общности происходила на разных уровнях, например, во Внутренней Монголии — это китайская оседлая культура и культура кочевников; в Синьцзянском автономном районе КНР — китайская оседлая культура и культура как монгольских кочевников, так и кочевая культура тюркских этносов; в Монголии — маньчжурская культура и монгольская кочевая культура; в Бурятии и Калмыкии — славянские этнические сообщества и бурятский и калмыцкий тип кочевой цивилизации.

Основными этнодифференцирующими факторами, на наш взгляд, являются факторы, определяющие хозяйственно-культурный тип каждого конкретного этноса. В данном случае монгольский метаэтнос — это яркий представитель кочевой динамичной цивилизации, а китайский и славянский метаэтносы — это оседлые земледельческие цивилизации со всеми вытекающими отсюда нюансами и аспектами этнический идентификации. Очень важно, что каждая этническая культура в пространстве Центральной и Восточной Азии, а также Южной Сибири соответственно характеру хозяйственно-культурного типа органично заняла собственную этническую, экологическую нишу (китайский и славянский этносы — по

поймам рек и водоёмов, монгольские этносы — в степных районах), обеспечив тем самым своё неповторимое пространство культуры и этнокультурных традиций с соответствующими самосознанием и самоидентификацией.

В теории этносов и этнических культур большое значение придаётся шести основным характеристикам или параметрам, влияющим на специфику культуры.

Одним из первейших параметров любого конкретного этноса является территория, на которой он исторически сложился. При этом большое значение приобретают не только ландшафтные особенности этой территории, но и климатические и погодные условия местности. Не секрет, что этносы, сложившиеся на горных территориях, имеют свои неповторимые особенности, выраженные в темпераменте и этнической ментальности. В монгольской метаэтнической общности к «горным» этносам можно отнести западных монголов, т.е. ойратов (объединение «дурбэн ойрат») и сопутствующих им представителей других племён (торгуты, дэрбеты, хо-шуты, зунгары, баяты, олеты, мингаты, чо-росы и др.). К «горным» этносам на территории этнической Бурятии можно также отнести и хонгодоров, поздних выходцев из Западной Монголии, расселившихся в Окинском, Тункинском и Зака-менском районах республики Бурятия. Калмыки, исторически и этнически считающиеся ойратами, также по характеру и складу ума относятся к горным этносам.

Степные монголы-хори, булагаты, хайты, баоань, дунсяне, дауры, барга, монго-ры, харчины, хорчины, чахары и др. отличаются от «горных» монголов, прежде всего, выдержанным и спокойным этническим темпераментом и особой ментальностью. Мировоззренческие аспекты и самоидентификация этих монголов сформировалась под влиянием ландшафтных и климатических условий Великой степи.

В пространственном отношении внутри монгольской метаэтнической общности представлены четыре большие этно-территориальные группы: южные монголы (овор монгол); центральные монголы (халха и сопутствующие им дариганга, хо-тогойты, сартулы, узумчины и др.); западные монголы (дуурбэн ойрат) и северные монголы (ара монгол), в основном представленные бурятской этнической общностью. При этом указанные этно-

территориальные группы идентифицировали себя как «хамаг монгол», подразумевая общие этногенетические корни и истоки.

Как известно, в человеческой истории фиксируются 5 хозяйственно-культурных типов:

1) охота, собирательство и рыболовство как самый архаичный хозяйственно-культурный тип, и практически все этнические культуры знакомы в своей истории с этим типом;

2) раннее эти два хозяйственно-

культурных типа являются основными параметрами оседлой земледелие; культуры

4) скотоводство — основной хозяйственно-культурный тип, присущий всем монгольским народам;

5) оленеводство.

Кстати, Республика Бурятия, включавшая в свой этнический состав и эвенков, является единственной на планете, где фиксируются все пять типов хозяйственной культуры, хотя в этнической истории народов мира обычно доминирует лишь один из типов.

Земледельческий хозяйственно-культурный тип — это ярко выраженная оседлая цивилизация со всеми её параметрами, а скотоводческий и оленеводческий типы хозяйствования — это ярко выраженная в своих характеристиках кочевая, динамичная цивилизация. Однако для определения корней этнической идентификации и самоидентификации необходимы ещё четыре параметра, формирующих уникальность того или иного этноса. Это, прежде всего, язык как средство коммуникации и как целостная информационная система. Следующим параметром всякой этнической общности является созданная ею на данной территории культура с её материальными (одежда, жилище, пища и др.) и духовными (мифы, фольклор, религиозные верования, народная медицина, искусство, театр, научные знания и пр.) достижениями.

Вышеуказанные характеристики этносов — территория с определённым ландшафтом и климатом, хозяйственно-культурный тип, язык, созданный этносами как коммуникативная и информационная системы способствуют возникновению, становлению и развитию особой этниче-

земледелие; 3) пашенное

}

ской культуры. Последняя вырабатывает не только в индивиде, но и во всём этническом сообществе осознание себя как субъекта данной конкретной культуры, которое называется этническим самосознанием.

Важную роль играет и такой фактор, как особенности психологического склада, заложенные в индивиде «с молоком матери» и отшлифованные предыдущими поколениями. Именно эти характеристики любой этнической общности — территория (ландшафт, климат и пр.), хозяйственно-культурный тип (оседлая, кочевая цивилизация), язык (коммуникативный, язык жестов, язык культуры), культура, этническое самосознание и особенности психологического склада вместе создают неповторимый, свойственный только конкретному этносу стереотип мышления, мировосприятия и мироощущения, который сейчас принято называть менталитетом.

Характерной чертой этнической культуры монгольских народов, а значит, и эволюции их этнического самосознания и самоидентификации в «своём» и «чужом» культурном пространстве, является цикличность мировоззрения и мировосприятия. Цикл — это круг, а для кочевой монгольской цивилизации земля — круглая; солнце, луна — круглые; юрта — круглая; небосвод и небесная сфера — полукруглые (полукруг же в их традиционном понимании всегда может преобразоваться в круг), и цикл повторяется, пройдя 60 лет. Двенадцатилетняя календарная система всех монгольских народов циклич-на. И вся традиционная обрядность монгольских народов, в том числе и религиозная, тоже циклична. Всё происходит по кругу. Вместе с рождением ребенка начинается новый цикл новой жизни (первый этап), затем, по традициям классической этнологии, человек вступает во второй этап своего развития (равно как и этносы), т.е. в стадию перехода из младенческого состояния во взрослое сообщество, из детства во взрослость1. Этот переход, как правило, оформляется особы-

ми обрядами: отделения, промежуточными и обрядами включения. Затем наступает третий этап — брак (для индивида), а для этнических культур — экономический, политический, этносоциальный альянсы. Четвёртый этап характеризуется зрелостью как индивида, так и этноса. Многие этнические культуры уже обозначены по историко-культурным, этнокультурным, хозяйственно -культурным, этнополити -ческим, военно-политическим, духовным, религиозным и этнопсихологическим параметрам.

И последний, завершающий (пятый) этап — это смерть индивида или исчезновение этнической культуры с мировой арены. Но, учитывая теорию реинкарнации, существующую во многих религиозных культурах, жизненный цикл может снова начаться и продолжать свой путь по кругу. Немаловажно, что «Колесо сансары» в буддийской традиции, адептами которой являются монгольские народы, также имеет пять элементов, а сам человек, вместе с головой и расставленными руками и ногами, также может представлять собой пять точек, которые можно соединить пунктирным кругом.

Серьёзную роль в функционировании культур играет также комплекс религиозных верований самого разного уровня развития. Именно религия, выступающая в качестве доминирующего элемента всякой культуры, является ведущим фактором в определении своеобразия культур и, на наш взгляд, основной регулятивной силой в развитии этнических культур и этнической идентификации.

Монгольская метаэтническая общность входит в единую и достаточно целостную систему Центральной Азии. На протяжении многих веков монгольские народы были включены в центральноазиатскую культурную среду, и исторические корни их самоидентификации восходят от неё или, по крайней мере, имеют очень тесные взаимосвязи.

1 Арнольд ван Геннеп. Обряды перехода. — М., 1999, стр. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.