Любовь АБАЕВА
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ БУРЯТСКОЙ ДИАСПОРЫ ВО ВНУТРЕННЕЙ МОНГОЛИИ КНР
Статья касается проблемы адаптации, трансформации и модернизации доминирующих ценностных ориентаций диаспоры бурятского этноса, оказавшейся на территории КНР, в разные исторические периоды нового времени.
The article deals with the problems of adaptation, transformation and modernization of axiological orientation of the Buryat diaspora appeared in the territory of the Chinese People s Republic in various historical periods of the New time.
Ключевые слова:
монгольская метаэтническая общность, интер-и кросс-культурные влияния, этносоциальные и этнокультурные процессы, бурятская диаспора во Внутренней Монголии КНР; meta- ethnical Mongolian unity, inter- and cross-cultural influence, ethno-social and ethno-cultural processes, Buryat diaspora in Inner Mongolia of China.
Антропологические исследования соотношения традицион -ного мировоззрения, вышедшего из недр этнической куль -туры и философии мировосприятия современных синкрети -ческих мегакультур, выявляют, что причины дегуманизации и само -отчуждения индивида, а также появление некоторых деструктив -ных религиозных/околорелигиозных организаций, вовлекающих в сферы своего влияния все большее число «растерянных» инди -видов, базируются на феномене глобализации, хотя и несколько условном.
Реально существующее культурное разнообразие человечества, интер - и кросс - культурные взаимоотношения и контакты, мигра -ционные и демографические процессы вызывают в современном обществе обострение таких феноменов, как этнические корни, этно - и культурогенез, этничность, традиционные этнокультур -ные ценности, этническая культура и этнический интерес, тем более что новое постперестроечное и пореформенное время внесло принципиальные перемены в социальную структуру общества. Сложившаяся на рубеже веков этнокультурная ситуация синхрон -ного существования этносов в моно и полиэтнических простран ствах, различающихся уровнем культурно цивилизационного раз вития, языком, религиозными традициями и образом жизни, а также численностью и традиционным типом ведения хозяйства, обусловила сложности процессов эволюции этнического самосо знания и самоидентификации, выявив при этом этноинтегрирую щие и этнодифференцирующие факторы. В связи с этим особую актуальность и огромное социокультурное значение приобретают такие этнические категории, как идентификация и самоидентифи кация этносов.
Причины устойчивости такого деления кроются также и в осо -бенностях исторического развития бурят. Как известно, массовое переселение бурят в Монголию состоялось в первой трети XX в., когда родоплеменная организация бурятского общества выступала основой групповой солидарности. Их дальнейшее этническое раз -витие определялось стратегией социально политического развития страны проживания.
Анализ полевых материалов, собранных во Внутренней Монголии КНР, показывает, что монгольские диаспоры, самостоятельно сло -жившиеся на территории КНР, являясь частью общемонгольской этнической общности, сохранили свои автохтонные историко
АБАЕВА Любовь Лубсановна — д.и.н., профессор; главный научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
luba-abaeva@mail.ru
культурные традиции в большей сте -пени, чем собственно буряты этнической Бурятии.
Большую роль в формировании и эво -люции их этнического самосознания сыграли и продолжают играть интер - и кросс культурные связи с соседними этническими культурами, в данном слу чае — с китайским этносом и его древней оседлой культурой. Монгольские диа -споры в Китае, традиционно относящиеся к кочевой культуре, в социальном плане, соответственно, включены в этносоци альные и этнокультурные процессы, про -исходящие в современный период в среде доминирующего количественно и каче -ственно китайского этноса. В настоящее время фиксируются этнодифференциру -ющие и этноинтегрирующие особенности монгольских диаспор в КНР, хотя в дан -ной статье речь идет в большей степени о бурятской диаспоре.
Исторически сформировавшаяся бурят -ская диаспора во Внутренней Монголии КНР сравнительно малочисленна и зани мает компактную территорию в окруже -нии других монгольских диаспор. Если сравнивать бурятскую диаспору с ее мате ринским ядром — этнической Бурятией, то четко прослеживается позитивная в антропологическом смысле консервация многих элементов традиционной куль -туры, в т.ч. и родного языка.
Эволюция бурятской диаспоры в Китае в отрыве от своих автохтонных терри -торий, корней и связей происходила в кросс культурных контактах не только с монгольскими народами и диаспорами, но и с доминирующим этносом — китай -ским. Примечательно также и то, что стар -шее поколение шэнэхэнских бурят еще не забыло японскую экспансию, имеет пред ставление о японских бытовых и рели гиозных традициях, прекрасно владеет японским языком.
Молодое поколение шэнэхэнских бурят, как показали наши исследования, сво -бодно владеет как китайским, так и бурят -ским языками. При этом в бурятском языке бурятской диаспоры, сохранившей еще дореволюционное произношение и лек сику хори бурят, наблюдается достаточное число китайских устойчивых выражений и терминов, а также феноменов китайской материальной и повседневной культуры.
Кросс- культурные взаимодействия наблюдаются также и в системе питания.
Представители китайского этноса часто предпочитают традиционную и экологи ческую пищу кочевой культуры, и наобо рот, монгольские этнические группы и диаспоры привносят в свою традицион ную пищу овощи и фрукты, способ приго товления которых считается традиционно китайским.
Однако, как свидетельствуют полевые материалы, социальные границы интер культурного взаимодействия все же огра -ничены, и каждая этническая культура этого региона продолжает существовать в достаточной степени автономно.
В течение ряда лет нами проводился сбор полевого материала среди бурятских и монгольских диаспор во Внутренней Монголии КНР. Современные этносоци -альные и этнокультурные процессы фик сируют большую степень ассимиляции традиционных структур культуры, а также изменения некоторых аксиологических характеристик и параметров религиозной культуры как в общих характеристиках, так и в локальных вариантах. Степень вовле -ченности и активности диаспор рассмо -трены нами не только в контексте этносо циальных и этнополитических процессов, но и в контексте территориальных, реги ональных и локальных этнокультурных традиций. Выявлено, что именно рели гиозная культура и все ее характеристики являются наиболее законсервированными и мало изменившимися структурами вну три традиционной культуры.
Первой и самой главной причиной эми -грации и миграции бурят по Внутренней Монголии следует считать наличие сво бодных пастбищных угодий и простор для ведения скотоводами традиционного кочевого образа жизни. А скотоводство было основным видом хозяйственной и трудовой деятельности бурят, смыслом их жизни. Этот вид хозяйственно - культурной деятельности практически определял их судьбу как адептов кочевой цивилизации. В конечном счете, их жизнь и смерть опре -делялись разумными, вполне цивилизо -ванными формами ведения скотоводства. Поэтому скотовод вынужден был искать или создавать такие условия, которые позволяли ему не только выживать в усло -виях резко континентального климата, но и развивать свое кочевое хозяйство в экс тремальных условиях.
Монгольские этнические группы, населяющие Хулун- Буирский аймак
Автономного района Внутренняя Монголия КНР (АРВМ КНР), с этноло -гической точки зрения можно отнести к диаспорам, исторически отделившимся от своего материнского этнического ядра. Особенно это касается диаспоры бурят (в большей степени племени хори бурят), мигрировавших на современные террито рии проживания из агинских степей.
В хулун Буирском аймаке АРВМ КНР, столицей которого является г. хулун Буир (Хайлар), переименованный несколько лет назад, проживают компактными груп пами различные монгольские этнические группы: буряты, баргуты, дагуры, а также представители тунгусо маньчжурской метаэтнической общности — эвенки, в настоящее время упорно настаивающие на своем автохтонном проживании на данной территории и претендующие на многие вновь открытые сакральные свя тилища бурят.
В большинстве своем современные монгольские этносы АРВМ КНР, про живающие в Хулун - Буирском аймаке, владеют несколькими языками: литера турным монгольским языком Внутренней Монголии, китайским, а также родным языком своей культуры. Многие семьи ста раются поддерживать у молодежи желание общаться на своем диалекте монгольского языка. Обучение в школах ведется на лите -ратурном монгольском языке с параллель ным преподаванием китайского языка. В Эвенкийском хошуне, административ ным центром которого является г. Нан Тун, кроме эвенков проживают несколько монгольских этнических групп: баргуты, буряты, дагуры. Шэнэхэнские буряты в административно территориальном отношении составляют два самостоятель ных сомона — Восточный и Западный. В Дагурском сомоне проживают дагуры, его административный центр — Баян - Тала.
Общее число бурят, проживающих на территории КНР, составляет 7 232 чел. (по данным музея по этнической истории бурят в с. Мунгэн -Шулуу). Большая их часть проживает в Шэнэхэне. Численность бурят Восточного хошуна составляет 3 012 чел., Западного — 2 240 чел. В Восточном сомоне Шэнэхэна в с. Мунгэн - Шулуу име -ется бурятский музей, отражающий исто рию проникновения бурят на территорию АРВМ КНР, их традиционный быт, хозяй -ство, культуру, традиции. Шэнэхэнские буряты в основном являются выходцами
из агинских степей, их язык принадлежит к хоринскому диалекту бурят1.
Баргуты — монгольская этническая группа, имеющая общую историю с буря тами. Баргуты подразделяются на две ветви
— старых и новых баргутов, названных так по времени переселения в Хулун Буир в 1732 и 1734 гг. Баргуты проживают ком -пактными группами на территории Хулун Буирского аймака. Старые баргуты фор мируют один хошун — Старобаргутский, административным центром которого является г. Баян -Хурэ. Новые баргуты формируют два хошуна — Западный и Восточный. Административный центр Западного хошуна — г. Алтан Эмээл. Название его произошло от одноимен ной горы, близ которой он располо жен и которой баргуты поклоняются. Административный центр Восточного хошуна — г. Амгалан.
Существуют предположения, которые озвучивают и сами баргуты, что их предки являются выходцами с оз. Байкал (при мерно Баргузинский район современной Бурятии). Название «баргуты» сохрани -лось в историческом названии местно сти Баргуджин - Токум. В родоплеменной структуре баргутов роды шибшин и эрэ -эгэн, а также харнуд и шарнуд являются близкородственными (ах дуу — «старший и младший братья»). С этим связан запрет на браки между их представителями. Тотемом баргутов, как и хори - бурят, явля -ется лебедь.
В КНР к монгольским народам, кроме баргутов и бурят, исторически относятся также баоань, дунсяне и монгоры. Анализ этнокультурных контактов монгольских диаспор во Внутренней Монголии Китая показывает также, что эти диаспоры активно поддерживали и развивали свои национальные традиции в своей духов ной и практической деятельности, однако современные монгольские диаспоры во Внутренней Монголии (в т.ч. и бурят -ская) все же утратили многие феноме нальные элементы своего традиционного хозяйственно - бытового уклада2.
Полевой проект во Внутренней Монголии был также связан с исследова нием конкретного взаимодействия двух основных тенденций в развитии совре
1 Абаев Т.Н. Полевые материалы автора во Внутренней Монголии КНР. 2005-2009 гг.
2 Абаева Л.Л. Полевые материалы автора во Внутренней Монголии КНР. 2003-2009 гг.
менного общества: 1) культурной уни фикации, обусловленной процессами глобализации, включающей в себя со здание единой информационной системы и становление единой (в нашем случае
— китайской) массовой культуры; 2) вос -производства, видоизменения культур ного многообразия (многообразия форм человеческой идентификации, напри мер ханьской, доминирующей в Китае). Исследовательский интерес авторского коллектива, научным руководителем которого являлась Л.Л. Абаева, был сфо -кусирован также на выяснении того, как и почему происходит формирование новых групп населения со специфической куль турой на примере исследования бурятской диаспоры. Актуальность исследования миграционных процессов бурят, форми рования и эволюции бурятских диаспор, в особенности зарубежных, диктуется и социальной практикой, существующей в настоящее время.
Работа проводилась в русле современ ных теоретических изысканий по про блемам, связанным с миграционными процессами в целом и с эмиграцией из России во всем ее историческом много образии, с формированием многочис ленных российских диаспор в бывших республиках СССР в частности. Новизна проекта заключалась в том, что наряду с традиционным подходом, базирующимся на историко документальном, полевом материале и этнографическом нарративе, была предпринята попытка использовать методологию и методы визуальной антро пологии. В результате этого был создан электронный фотоальбом «Традиционная культура шэнэхэнских бурят», разрабо
тана концепция видеофильмов о буря тах Внутренней Монголии КНР, создан научно- образовательный фильм «На праздник», дающий представление о свое образии организации хозяйственной дея тельности, быта, праздничной культуры бурят в Китае.
В рамках проекта бурятская диаспора условно рассматривалась как этническая группа, находящаяся в иноэтничной среде на инокультурной территории, и прово -дилось сравнение с историко культурным обликом этнических групп бурят в Монголии, где исторически и генетически продолжает жить основной в этническом аспекте культурно схожий массив.
Мы сделали первую попытку просле дить, насколько китайская земледельче -ская культура могла повлиять или повли яла на хозяйственно культурный тип и этнокультурные традиции монгольских диаспор и монгольских этнических групп
- бурят, старых и новых баргутов, кото рые по хозяйственно культурному типу и этнокультурным реалиям все же отно сятся к кочевой динамической цивили -зации. Как показывают наши первичные полевые исследования, монгольские диа споры в Китае, в т.ч. и буряты, не утратили свою основную хозяйственно культурную доминанту — скотоводство (они явля -ются одним из основных поставщиков натуральных мясных продуктов в Китае). Значит, их этнокультурный потенциал все еще достаточно высок, т.к. многие эле -менты традиционной кочевой культуры консервативны и с трудом поддаются ассимиляционным процессам со стороны оседлой земледельческой культуры китай ского этноса.