Научная статья на тему 'Этнокультурное развитие и межнациональные отношения в Чувашской республике'

Этнокультурное развитие и межнациональные отношения в Чувашской республике Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
765
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МИГРАНТЫ ИЗ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО И КАВКАЗСКОГО РЕГИОНОВ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБЩЕГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / SOCIOLOGICAL INQUIRY / INTERETHNIC RELATIONS / MIGRANTS FROM MIDDLE ASIA AND CAUCASUS / TOLERATION / GENERAL CIVIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бойко Иван Иванович

На материалах социологических опросов, проведенных в Чувашии в 2010 – 2013 гг., рассмотрены такие сюжеты, как оценка населением различных сторон межэтнических отношений в республике, а также общегражданская и этническая идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC AND CULTURAL DEVELOPMENT AND INTERNATIONAL RELATIONS IN THE CHUVASH REPUBLIC

Such problems as the value of different aspects of interethnic relations and general civic identity by the population of Chuvashia have been considered on the basis of sociological questionnaire materials.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное развитие и межнациональные отношения в Чувашской республике»

ИСТОРИЯ

УДК 39 ББК 63.5

И.И. БОЙКО

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ*

Ключевые слова: социологический опрос, межэтнические отношения, мигранты из Среднеазиатского и Кавказского регионов, толерантность, общегражданская идентичность.

На материалах социологических опросов, проведенных в Чувашии в 2010 - 2013 гг, рассмотрены такие сюжеты, как оценка населением различных сторон межэтнических отношений в республике, а также общегражданская и этническая идентичность.

I.I. BOYKO

ETHNIC AND CULTURAL DEVELOPMENT AND INTERNATIONAL RELATIONS IN THE CHUVASH REPUBLIC

Key words: sociological inquiry, interethnic relations, migrants from Middle Asia and Caucasus, toleration, general civic identity.

Such problems as the value of different aspects of interethnic relations and general civic identity by the population of Chuvashia have been considered on the basis of sociological questionnaire materials.

Указом от 19 декабря 2012 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил «Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Среди основных целей этого стратегической важности документа перечислены следующие: а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений...; д) успешная социальная и культурная адаптация мигрантов [1].

В августе 2013 г. Чувашским государственным институтом гуманитарных наук было проведено исследование по программе «Этнокультурное развитие и межнациональные отношения в Чувашской Республике». Его основной целью являлось изучение проблем сохранения и развития культурного наследия, укрепления общегражданской идентичности, межнациональных отношений, толерантности, общественного согласия, прогнозирования и предупреждения ситуаций, приводящих к межнациональной конфликтности. Всего было опрошено 600 чел. в городах Чебоксары, Новочебоксарск, Алатырь, Канаш, Цивильск, Козловка, а также в Алатырском, Батыревском, Вурнарском, Ибресинском, Козловском, Чебоксарском, Ядринском районах. Таким образом, в исследовании ставились вопросы, которые имеют прямое отношение к задачам Стратегии государственной национальной политики России. Кроме того, в работе использованы материалы подобных опросов, выполненных в 2010 и 2011 гг.

Данные Всероссийской переписи населения 2010 г. о национальном распределении жителей Чувашии показывают, что более двух третей населения республики (67,7%) составляют чуваши, более четверти (26,9) - русские. Всего на них приходится 96,6% от всей численности населения Чувашской Республики. Далее следует татары (2,8%), мордва (1,1%), украинцы (0,4%) и марийцы (0,3%). На долю остальных национальностей приходится 0,8%.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (№ 12-03-00232).

Как последнее по времени, так и предыдущие обследования, проведенные учеными института, показывают, что в республике преобладают уважительные настроения представителей одних народов к другим. Поэтому не случайно в оценке межнациональных отношений более половины опрошенных ответили, что они или очень хорошие, дружественные, или хорошие (см. табл. 1). Около трети (35,1%) высказались о них как удовлетворительных, терпимых. Чуть более двух человек из 100 ответили, что они неважные и не было ни одного ответа с вариантом «Плохие, враждебные». В 2010 г. и в 2011 гг. характер ответов соответствует оценкам, данным в 2013 г.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Как бы Вы оценили современное состояние межнациональных отношений в Чувашской Республике?», %

Ответ 2010 г. 2011 г. 2013 г.

Очень хорошие, дружественные 9,7 8,8 10,1

Хорошие 38,3 45,6 42,4

Удовлетворительные, терпимые 33,6 35,6 35,1

Неважные 5,3 3,4 2,2

Плохие враждебные 1,1 - -

Затрудняюсь ответить 12 6,6 10,3

Для Чувашии подобные оценки традиционны. Основа толерантности - в многовековых традициях добропорядочного соседства, дружбе представителей разных национальностей. В 2013 г. респондентам был задан вопрос об этнической принадлежности их друзей и близких. Чуть более 20% опрошенных ответила, что среди таковых люди одной национальности (т.е. для чувашей - чуваши, для русских - русские и т.д.), а у 72% - это были люди разных национальностей. Следует иметь в виду, что в сельской местности межэтнические контакты ограниченнее, чем в городах. Почти у 80% горожан среди друзей есть люди разных национальностей, у сельских жителей - 63%. Отметим также, что около 5% жителей республики не знают национальную принадлежность своих друзей и близких. Иначе говоря, эта проблема их не интересует. Кого же чаще всего называли респонденты среди лиц, с которыми они чаще общаются, имеют добрые отношения. На первом месте по частоте упоминаний следуют русские (54,6%), далее татары (41,9%), затем чуваши (37,5%). Отметим, что по условиям опроса чуваши не называли чувашей, русские - русских, татары -татар и т.д. Речь шла о других для них национальностях. Поскольку среди опрошенных чуваши составляли самую значительную часть, то в списках друзей их оказалось меньше, чем русских и татар. Далее последовательно назывались мордва (11,7%), марийцы (10,4%), украинцы (8,4%), евреи (3,7%), белорусы (3,0%), азербайджанцы (2,7%), узбеки (2,5%), армяне (2,2%), башкриы (2,0%) и представители других этнических групп. Еще было перечислено около 30 национальностей, которых респонденты считали своими близкими и друзьями. Обратим внимание, что показатель частоты упоминания чувашей в 37,5% означает, что у каждого жителя республики нечувашской национальности (их в республике около 33%) есть близкий человек, чуваш по этнической принадлежности. Если сравнить ответы чувашей и русских, то окажется, что 68% среди первых и более 71% среди вторых подтвердили многонациональную принадлежность своих близких и друзей. Отвечая на вопрос о том, следует ли при выборе друзей иметь в виду только людей своей национальности или же этому фактору не следует придавать значения, более трех четвертей (75,7%) ответили, что национальности не нужно придавать значения. Около 15% посчитали, что друзей лучше выбирать среди людей своей национальности и менее 10% затруднились дать определенный ответ. Если еще раз сравнить ответы представителей двух основных по численности народов, проживающих в Чувашии,

то здесь выявляется практически одинаковое отношение: 72,6 и 79,9%, соответственно, за выбор друзей без учета их национальности. Разница в 7 процентных пунктов объясняется поселенческими особенностями респондентов. Обычными и даже традиционными для республики являются межэтнические браки, чаще всего в силу статистических обстоятельств они заключаются в городской местности среди чувашей и русских. Население в целом благосклонно относится к таким союзам, о чем говорят данные, приведенные в табл. 2

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «Каково Ваше отношение к тому, что люди разных национальностей заключают браки, образуют семьи?» (2013 г.), %

Варианты ответов Всего Чуваши Русские

Я - «за» 13,4 10,7 14,3

Ничего не имею против, национальность не имеет значения 33,6 35,2 31,8

Допускаю 15,9 16,0 17,5

Это меня не касается 10,6 10,4 12,3

Смотря, какие национальности 14,9 14,5 19,5

Такие отношения нежелательны 7,3 9,4 3,2

Я - «против» 4,3 3,8 1,3

Только около 12% не приемлют межэтнических браков, для 15% отношение имеет конкретная национальная принадлежность жениха или невесты. Еще раз обратим внимание, что чуваши и русские и в этом вопросе практически солидарны. Более критическое отношение чувашей к межнациональным бракам опять-таки определяется поселенческими особенностями. Всего неприятие подобных семейных союзов высказали 7,8% горожан и 17,5% - сельских жителей. Наш опрос соответствует статистическому распределению населения, которое свидетельствует, что среди жителей сел и деревень чуваши составляют около 80%. Поэтому такое соотношение и наблюдается, но в целом полученные данные убедительно говорят о том, что среди всего населения, как и в двух основных этнических группах (чуваши и русские), заложены одинаковые основы взаимоотношений между людьми разных национальностей.

В то же время было бы неправильным говорить только о положительных практиках. Республика живет в стране, которую, к сожалению, сотрясают конфликты, о которых говорят как о межэтнических. Примеры у всех на слуху, и последний случай произошел осенью 2013 г. в Москве, в Бирюлево. В Чувашии речь не идет о серьезных конфликтах, вопрос в анкете был поставлен о неуважительных высказываниях (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Приходилось ли Вам слышать неуважительные высказывания о людях Вашей национальности, традициях, обычаях, языке Вашего народа от людей других национальностей?», %

Варианты ответов 2010 г. 2011 г. 2013 г.

Да, приходилось часто 8,0 8,6 8,9

Да, приходилось, но редко 25,0 20,3 18,5

Да, были отдельные случаи 31,5 31,4 30,5

Нет, не приходилось 31,2 35,6 37,1

Затрудняюсь ответить 4,4 4,1 5,0

Около 60% отметили, что такие высказывания были, но частыми они были лишь для 9% жителей республики. Немного повысилась доля тех, кому не приходилось быть свидетелем нелицеприятных оценок. Отметим, что ситуация практически остается такой же, как и во время двух других опросов. Безусловно, следует иметь в виду, что высказывания - это не реальные действия, но в таких сложных отношениях, каковыми являются межэтнические, и слово может «ра-

нить» больно и оставить в душе глубокий след. Речь идет не только о культуре общения, но и о стереотипах, предубеждениях, которые бытуют из-за незнаний, непонимании, а иногда основываются на обыкновенном невежестве. Большое внимание с этой точки зрения следует уделять просвещению молодежи, разъяснять ей ситуацию с межэтническими отношениями.

Как отмечалось в начале статьи, одной из важнейших задач Стратегии государственной национальной политики является работа по успешной адаптации мигрантов, как социальной, так и культурной. В анкете респондентам задавался вопрос, имеющий отношение и к этой проблеме. Их просили высказать свое мнение по поводу отношений, сложившихся между приезжими из Средней Азии и Кавказского региона и коренным населением (табл. 4).

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос «Если Вы знаете о жизни приезжих из Средней Азии и Кавказского региона в Чувашии, поделитесь своими впечатлениями: хорошие ли у них отношения с коренным населением?» (2013 г.), %

Варианты ответов Всего Чуваши Русские

У них сложились устойчивые, хорошие отношения 8,3 9,4 5,2

В целом нормальные отношения, но случаются недоразумения 29,0 28,0 25,3

Отношения неровные, нередко возникают напряжения 12,4 14,2 11,7

Напряженные отношения, нередко происходят драки, вызывают полицию 3,6 3,5 3,9

Местные и приезжие почти не общаются друг с другом 5,6 5,3 5,8

Затрудняюсь ответить 41,1 39,6 48,1

В силу того, что численность приезжих из названных регионов в Чувашии невелика, то понятно, что для многих граждан возможности контактов с ними достаточно ограничены, что и отразилось на результатах опроса, когда каждый четвертый из десяти не мог дать определенного ответа на поставленный вопрос. О напряженных ситуациях свидетельствуют ответы почти 16% опрошенных. Поселенческие особенности также не оказывают существенного влияния на характер ответов, как и этническая принадлежность респондентов.

Следующая проблема, затронутая в ходе опроса - это отношение к своей национальности, своей культуре. Об этом можно судить по данным, представленным в табл. 5.

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос «Что из перечисленного ниже сближает Вас с людьми Вашей национальности,

Вашим народом?», %

Варианты ответов 2011 г. 2013 г.

Общая земля, территория 63,5 53,1

Умение трудиться, хозяйствовать, общая хозяйственная деятельность 23,6 20,9

Национальный (родной) язык 61,9 59,8

Национальная одежда, жилище, пища 13,0 5,8

Национальные обычаи, привычки, обряды 34,3 38,9

Народное творчество, сказки, песни, предания 22,3 13,7

Религия 18,8 16,4

Национальная литература и профессиональная культура 14,9 6,8

Общее прошлое, история - 35,1

Это сложно выразить словами, трудноуловимое чувство 17,1 9,6

Ничто не сближает 1,2 0,8

Как и 2 года назад, приоритеты остались примерно такими же. Понятно, что общая территория сближает людей, без нее не было бы республики, в рам-

ках которой развиваются основная часть чувашского этноса и представители других этнических групп. Следует обратить внимание, что далее следуют три индикатора, которые можно охарактеризовать как безусловные признаки любого народа: это его родной язык, обычаи, привычки, обряды и общее прошлое, история. Лидером, безусловно, является язык, который в 2013 г. стал самым популярным ответом, а затем идут другие важные признаки, которые имеют общее основание: они все относятся к духовному миру человека, его знаниям и представлениям о своих корнях.

Наконец, в ходе вопроса был развит еще один сюжет, имеющий прямое отношение к задачам, обозначенным в Стратегии государственной национальной политики России. Речь идет об общегражданской идентичности, российской нации. Следует обязательно подчеркнуть, что когда мы говорим об общероссийской нации, то это вовсе не означает принижения или исключения этнической нации. На заседаниях Валдайского клуба (23 сентября 2013 г.), Совета по межнациональным отношениям в Уфе (22 октября 1913 г.) В.В. Путин вновь говорил о важности сохранения всех народов страны, всех этнокультурных различий, и одновременно шла речь о чрезвычайной важности и необходимости общегражданской идентичности. Данные о результатах анкетирования жителей Чувашии приведены в табл. 6.

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос об уровне важности отнесения себя к определенной категории (2013 г.), %

Ответ Самое важное Относительно важное Менее важное Всего

Человек своей национальности (чуваш, русский, татарин и др.) 36,6 28,6 34,8 100

Россиянин 51,0 21,9 27,1 100

Житель своей республики 12,4 49,5 38,1 100

Таким образом, для жителей Чувашии понимание себя россиянами (51%) становится важным фактором идентификации. Далее среди категории «самое важное» отмечена собственная этническая принадлежность (36,6%). Как менее важное в ряду отмеченных идентификаций был назван такой фактор, как «Житель своей республики» (12,4%). При этом не следует искать здесь противоречий. Эти характеристики органически сочетаются и не мешают, а, наоборот, укрепляют понимание личности и как гражданина России, и как представителя своего народа и своей республики. Полученные данные подтверждают сделанные ранее наблюдения о высоком уровне толерантности населения Чувашии. В то же время следует иметь в виду, что в основном речь шла о старожильческом населении республики, если же вводить в анализ отношение к мигрантам, в основном из среднеазиатских и закавказских государств, а также российских республик Северного Кавказа, то в этом случае показатели изменятся, но это тема отдельного исследования.

Литература

1. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Указом Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 [Электронный ресурс] // Президент России: офиц. сайт. URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1644521.

БОЙКО ИВАН ИВАНОВИЧ - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (boyko2003@yandex.ru).

BOYKO IVAN IVANOVICH - doctor of historical sciences, professor of Russian History Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.