DOI 10.26105/SSPU.2020.65.2.01 3 YAK 316.452:37.015.9 ББК 60.561.9(2 Рос=6Хан)
B.A. РУДАКОВ
V.A. RUDAKOV
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ХМАО-ЮГРЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ETHNOCULTURAL EDUCATION IN KHMAO-UGRA: SOCIOLOGICAL ASPECT
Одним из путей решения проблемы сохранения самобытной культуры малочисленных этносов является этнокультурное образование, для организации которого необходимо знать ожидания, запросы и потребности родителей школьников в части содержания и форм этнокультурного воспитания. В статье представлены результаты исследования по выявлению у родителей школьников Югры из числа коренных малочисленных народов Севера отношения к изучению родного языка и предметов с этнокультурным содержанием. Цель исследования - изучение потребности родителей школьников в преподавании предметов этнокультурной направленности. Метод - анкетирование. Исследование проведено в рамках мониторинга оценки родителей ханты и манси содержания этнокультурного образования школьников. Нами выявлены приоритеты родителей по содержанию предметов этнокультурного компонента: изучение родного языка и литературы, истории и географии Югры.
One way of solving the problem of preserving the unique culture of indigenous ethnic groups is the ethno-cultural education for organizations which need to know the expectations, requests and needs of parents and students in terms of content and forms of ethno-cultural education. The article presents the results of the study to identify the attitude of parents of Ugra schoolchildren from among the indigenous small-numbered peoples of the North to the study of their native language and subjects with ethno-cultural content. The purpose of the research is to study the needs of schoolchildren's parents in teaching ethno-cultural subjects. The method is a questionnaire. The study was conducted as a part of monitoring the assessment of Khanty and Mansi parents of the content of ethno-cultural education of schoolchildren. The priorities of parents in the content of subjects of the ethno-cultural component were identified. They are the study of the native language and literature, history and geography of the Ugra.
Ключевые слова: анкетирование, респонденты, этнокультурное образование, этнокультурный компонент.
Key words: questionnaires, respondents, ethno-cultural education, ethno-cultural component.
Введение. В России происходят разнообразные изменения, затрагивающие структуру, содержание, управление и другие стороны системы общего образования. Данные преобразования пытаются отражать процессы, которые возникают в общественной жизни, в частности, в социокультурной ситуации. Открытость России миру, глобализация, внутренняя и внешняя миграция населения актуализируют процессы взаимодействия и взаимного влияния различных культур, что приводит к унификации культурной жизни, утрате некоторых культурных традиций, созданию различных субкультур, обостряет проблему сохранения малочисленными этносами самобытной культуры - всё это характерно, в том числе, для нашего автономного округа. Многие отмечают возникшую диспропорцию между богатым культурным наследием (материальным и духовным) народа и его низкой востребованностью у молодежи. Высказывается мнение, что «нынешнее состояние этнической идентичности детей КМНС характеризуется неустойчивостью, противоречивостью и неопределенностью» [3, с. 45].
Чтобы понять причину появления отчуждения молодых людей от культуры своего народа, необходимо рассматривать культуру в динамике. Этнокультурные процессы в историческом аспекте характеризуются тем, что национальная культура в своем развитии осуществляет переход от традиционной культуры («культуры в себе») к современной культуре (способной аккумулировать другие культуры). Традиционная культура органично взаимодействует с природой, отражает специфику уклада жизни этноса, воспринимает мир целостным, где вещи полифункциональны, т.е. могут служить как утилитарным, так и символическим целям [11, с. 16]. Таким образом, изменение жизненного уклада, хозяйственной деятельности, метисация населения существенным образом влияют на этнокультурную ситуацию коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС).
Не последнюю роль в деле сохранения традиционной культуры играют образовательные учреждения. Созрела потребность в создании универсальных культурно-образовательных условий для всех категорий учащихся на всех ступенях образования. При этом отмечается, что «новый механизм реализации этнокультурных образовательных потребностей пока не работает, можно даже сказать, что такого механизма не существует» [8, с. 881].
Наши школы находятся в достаточно сложной ситуации: требуется организовать учебно-воспитательный процесс с учетом общемировых тенденций и ценностей, государственных интересов и разнообразных потребностей многонациональных сообществ Югры, в том числе, КМНС. Одним из путей разрешений противоречия между глобальными процессами и сохранением самобытности малочисленного народа многие специалисты считают этнокультурное образование.
Сущность этнокультурного образования сформулирована в следующем определении: «этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения, деятельностного освоения этнокультурного наследия и воспитания личности на этнокультурных традициях» [2, с. 192]; этнокультурное образование направлено не сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре [7]. Мы констатируем, что этнокультурное образование обладает достаточно большим потенциалом в формировании у обучающихся этнической идентичности, культуры межнационального общения.
Ряд ученых и методистов считают, что результатом этнообразователь-ной деятельности школьников являются знания о родной культуре (когнитивный компонент); сформированное отношение к своей национальности и к культурному многообразию народов региона (ценностно-смысловой компонент); готовность школьников демонстрировать достижения в области народной культуры, участвовать в общественных организациях, мероприятиях (деятельный компонент) [7, с. 106].
Опыт этнокультурного образования в вузе, общеобразовательном учреждении, этнопедагогика в дошкольном и дополнительном образовании, различные региональные системы и эффективные формы этнокультурного воспитания, интеграция учреждений образования и культуры в организации этнокультурного образования, региональные программы и проекты сохранения традиционной народной культуры - это неполный спектр публикаций в нашей стране по данной проблеме [13]. При этом повышению эффективности этнокультурного образования препятствуют следующие нерешенные вопросы: недостаточная разработанность содержания; слабая ориентация на этнокультурные запросы этнических меньшинств; низкая информированность населения по вопросам этнической культуры; недостаточное кадровое, учебно-методическое обеспечение и непроработанность критериев оценивания результатов этнокультурного образования [7].
Специфика этнокультурного образования - доминантная направленность на изучение культуры родного этноса. В системе общего образования в содержании образовательных программ чаще всего применяется поня-
тие «этнокультурный компонент», отражающий развитие личности на основе национальной культуры, языка, литературы, истории, духовных и материальных ценностей народа. В учебные планы многих общеобразовательных учреждений включены предметы с этнокультурным содержанием: история ХМАО-Югры, география ХМАО-Югры, хантыйский и мансийский языки, родная литература, во внеучебной работе реализуются курсы по национальной культуре, традиционным видам хозяйственной деятельности и традиционному прикладному художественному творчеству.
С позиции социологической науки важно изучать мнение людей по проблемам сохранения традиционной культуры и этнической идентификации. Процессы формирования этнической идентичности коренных народов достаточно тщательно исследовались в Татарстане, Республике Саха (Якутия), Бурятии, Удмуртии и других регионах. Имеется обширный материал социологических исследований проблемы этнокультурного образования в различных регионах России [1, 4, 5, 6, 13]. В Югре также проводились социологические исследования, направленные на изучение потребности и возможности преподавания в школах предметов с национально-региональным содержанием [10]. Социологический мониторинг традиционной культуры коренных народов Югры (с 1995 г. по 2018 г.) выявил, что ориентация на традиционные формы хозяйствования носит устойчивый характер, а наиболее предпочтительными видами традиционной хозяйственной деятельности у сельских КМНС в 2018 г. являются: рыболовство (28,4%), сбор дикоросов (27,8%), охота (14,2%) и изготовление сувенирных изделий (8,6%) [9, с. 192].
Приведенные выше и другие публикации по проблеме показывают менеджерам и педагогам в системе общего образования настроения, ожидания, запросы и потребности родителей школьников в части организации этнокультурного образования. Мы считаем, что социологические исследования в образовании помогут организаторам и управленцам в формировании образовательных программ с этнокультурным содержанием.
Целью исследования является изучение методами социологии состояния этнокультурного образования в общеобразовательных организациях автономного округа и потребности родителей школьников в изучении предметов этнокультурного содержания.
Материал и методы. В настоящей статье мы представим результаты социологического исследования, проведенного нами по заказу Департамента образования и молодежной политики автономного округа в апреле-июне 2019 года.
Основной метод исследования - анкетирование. Анкета содержала 28 вопросов, из которых 25 - с вариантами выбора ответа, в том числе, в 8 вопросах респондент мог добавить свое мнение. На анкету отвечали родители учащихся 1-11-х классов, относящихся к коренным малочисленным народам Севера. В выборку включены результаты анкетирования в Берёзовском и Бе-лоярском районах. Среди респондентов по национальному признаку были преимущественно ханты и манси, но несколько человек относятся к другим национальностям, что отражает достаточно широко распространенную ситуацию этнически гетерогенных (смешанных) семей. Результаты обрабатывались при помощи компьютерной программы «Vortex».
В рамках исследования было проведено анкетирование 497 родителей учащихся 1-11-х классов из числа КМНС, проживающих в 19 населенных пунктах. Больше половины респондентов - ханты (58,1%). Характеристика респондентов по национальности в таблице 1.
Подавляющее большинство среди респондентов - женщины (88,1%). По возрасту больше половины респондентов составили группу 36-50 лет (54,1%), значительно меньше в возрасте 20-35 лет (37%). Образовательный уровень респондентов достаточно высокий: с высшим и средним специальным / профессиональным образованием - 64,4%, с общим средним - 32,4%, с начальным - 2,2%, без образования - 1%.
Таблица 1
Характеристика респондентов
Значения Белоярский р-н Берёзовский р-н Всего по выборке
Частота % от опрошенных Частота % от опрошенных Частота % от опрошенных
Ханты 221 85,3 68 28,6 289 58,1
Манси 20 7,7 151 63,4 171 34,4
Ненцы 9 3,5 1 0,4 10 2,0
Русские и др. 9 3,5 18 7,6 27 5,5
ИТОГО: 259 100,0 238 100,0 497 100,0
По роду деятельности респонденты в основном работают в социальной сфере, традиционные профессии представляют всего 2,6% (табл. 2).
Таблица 2
Род занятий
Род занятий Всего
Частота % от опрошенных
Работник в сфере традиционных профессий (рыбак, охотник, оленевод и др.) 13 2,6
Работник образования и науки 85 17,1
Работник здравоохранения 51 10,3
Работник культуры 20 4,0
Служащий 103 20,7
Пенсионер 23 4,6
Безработный, временно не работающий 69 13,9
Другое 104 20,9
Нет данных 29 5,8
ИТОГО: 497 100,0
Самостоятельное и свободное владение родным языком среди респондентов-ханты назвали 30,8%, а среди манси - 17,6%; не владеют родным языком среди ханты - 32,2%, среди манси - 48,5%.
Родной язык их дети в школе изучают - так ответили 28% респондентов, а 72% указали, что их дети (из числа КМНС) родной язык не изучают. При этом 45% респондентов отметили, что хотели бы, чтобы их ребенок изучал родной язык, а 26% на этот вопрос ответили отрицательно. Таким образом, почти половина респондентов высказалась за изучение в школе родного языка КМНС.
Из других учебных предметов с этнокультурным содержанием чаще всего называли следующие: география ХМАО-Югры (22,9%), родная литература (22,7%), история ХМАО-Югры (22,3%). Был задан вопрос «На что должно быть направлено содержание этих предметов?», на него не дали ответа 81% респондентов, другие ответы: на сохранение традиций и на изучение культуры - по 6%, на умение разговаривать на родном языке - 4,6%. Мы отмечаем, что на вопросы с открытыми ответами респонденты отвечали неохотно и малосодержательно. Можно предположить, что с родителями слабо ведется разъяснительная работа, мало дается информации о содержании этнокультурных учебных программ.
Желание, чтобы ребёнок дополнительно изучал предметы с этнокультурным содержанием, выразили 40% респондентов, всего 13% - ответили «нет», остальные - затруднились с ответом. Почти 60% респондентов считают, что изучение родного языка и других предметов этнокультурного со-
держания решит проблему сохранения национальной культуры КМНС, всего 12% - считают, что не решит.
Цель преподавания предметов с этнокультурным содержанием видится респондентами по-разному, чаще всего называют сохранение традиций и родного языка (табл. 3).
Таблица 3
В чём, по Вашему мнению, заключается цель преподавания родного языка и других предметов с этнокультурным содержанием?*
Варианты ответов Всего
Частота % от опрошенных
Нет данных 4 0,8
Сохранение народных традиций и родного языка 349 70,2
Формирование чувства принадлежности к своей национальности (этнической идентичности) 131 26,4
Расширение кругозора и воспитание толерантности для жизни в полиэтническом обществе 94 18,9
Получение специальных навыков и умений (традиционные ремесла) 97 19,5
Воспитание патриотизма, знание основ культуры КМНС 134 27,0
3атрудняюсь ответить 67 13,5
Другое (напишите) 2 0,4
ИТОГО: 497 176,7
* Поскольку каждый опрошенный мог дать несколько ответов одновременно, сумма % в ИТОГО может быть больше 100%.
Ответы на вопрос «Какие предметы с этнокультурным содержанием для своего ребёнка Вы выбрали бы?» показывает многообразный спектр интересов родителей, чаще всего называют родной язык (55%), историю-ХМАО (43%) и географию-ХМАО (30%) (табл. 4). Мы отмечаем, что респонденты чаще выбирают предметы, развивающие кругозор, а на дисциплины, несущие специальные знания этнокультуры и формирующие конкретные навыки внимания меньше.
Таблица 4
Какие предметы с этнокультурным содержанием для своего ребёнка Вы выбрали бы?*
Варианты ответов Всего
Частота % от опрошенных
Родной язык и чтение на родном языке 275 55,3
Родная литература (творчество обско-угорских писателей) 100 20,1
Краеведение 117 23,5
География ХМАО-Югры 151 30,3
Народные промыслы 121 24,3
Народное искусство 114 22,9
История ХМАО-Югры 214 43,1
Другое 1 0,2
Нет данных 24 4,8
ИТОГО: 497 224,5
* Поскольку каждый опрошенный мог дать несколько ответов одновременно, сумма % в ИТОГО может быть больше 100%.
При планировании учебного плана с предметами этнокультурного компонента школа должна учитывать мнение учащихся и их родителей (51%), национальность учащихся (34%), их загруженность (31%) и этнокультурные интересы учащихся (29%).
Результаты и научная новизна. Результаты анкетирования показали, что родным языком не владеют от трети до половины родителей из числа КМНС различного возраста. Родной язык в школе изучают меньше трети школьников, при этом около половины родителей хотели бы, чтобы их ребенок изучал родной язык, а каждый четвертый респондент относится к этому отрицательно. Позитивное отношение к изучению родного языка в Югре выше, чем, например, в Удмуртии [4, с. 6].
Этнокультурный компонент в общеобразовательных учреждениях представлен чаще всего следующими предметами: география ХМАО-Югры, родная литература, история ХМАО-Югры. В школах недостаточно учебных предметов, содержащих знания о народных промыслах, традиционной художественной культуре, этике, фольклоре КМНС и т.п.
Родители слабо владеют знаниями о содержании этнокультурных предметов, что указывает на недостаточную разъяснительную работу с ними.
Желание, чтобы ребёнок дополнительно изучал предметы с этнокультурным содержанием, выразили 40% респондентов. Больше половины опрошенных родителей считают, что изучение родного языка и других предметов этнокультурного содержания решит проблему сохранения национальной культуры КМНС.
При формировании учебного плана и включении в него этнокультурного компонента руководителям школ следует опираться на мнение учащихся и их родителей. Однако без просветительской работы среди родителей это не даст результата. По результатам исследования мы видим, что даже родители из числа КМНС с высшим и средним специальным образованием испытывают затруднения в выборе содержания этнокультурного образования.
Наше исследование не затронуло другие важнейшие аспекты этнокультурного образования (обеспеченность кадрами, учебно-методическими материалами), без чего невозможно эффективно организовать учебно-воспитательный процесс. Но это тема для отдельного исследования.
Выводы. Результаты опроса свидетельствуют о существовании общественного запроса на изучение родных языков (хантыйского, мансийского), предметы с этнокультурным содержанием также востребованы значительным количеством родителей из числа КМНС.
Родители считают, что преподавание этих предметов в школе решит проблему сохранения национальных традиций и родного языка.
Литература
1. Арутюнова Е.М. Этноязыковые проблемы и перспективы в образовательной сфере российских республик (на примере Башкортостана) // Социологические исследования, 2018. № 4. С. 25-35.
2. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. № 3. С. 189-195.
3. Боргояков С.А., Балахчина Т.К. Теоретические основы организации этнокультурного образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока // История и педагогика естествознания, 2013. № 4. С. 41-47.
4. Воронцов В.С., Черниенко Д.А. Состояние и перспективы этнокультурного образования в Удмуртии (по материалам социологического исследования) // Научное обозрение: электрон. журн. 2017. № 4. электрон. опт. диск ^D-ROM).
5. Власова Т.А. Этнокультурное образование в школах Удмуртии: социологический очерк : монография. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2016. 212 с.
6. Межэтнические отношения и этнокультурное образование в регионах России / ред. В.А. Тишков и В.В. Степанов. Москва: ИЭА РАН, 2016. 297 с.
7. Солодухина Т.К. Современные проблемы преподавания дисциплин этнокультурного цикла в образовательных организациях // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств, 2017. Режим доступа https://cyberleшnka.ra/article/n/sovremennye-proЫemy-prepodavaшya-distsipПn-etnokulturnogo-tsikla-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah/viewer (дата обращения: 20.01.2020).
8. Тишков В.А., Степанов В.В. Межэтнические отношения и этнокультурное образование в России // Вестник РАН. 2017. Т. 87. № 10. С. 879-890.
9. Хайруллина Н. Социологический мониторинг традиционной культуры коренных народов Югры // Современные этнические процессы на территории центральной Азии: проблемы и перспективы, 2019. № 1. С. 189-194.
10. Хакназаров С.Х. О потребности в изучении предметов этнокультурной направленности в школах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры // Финно-угорский мир. 2017. № 3. С. 113-121.
11. Цыренова З.Е. Этнокультурные процессы: история и современность: учебно-методическое пособие. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2016. 192 с.
12. Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. Науч.-практ. конф. (Москва, 25 марта 2017 г.) / редкол.: Т.И. Бакланова и др. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. 440 с.
13. Этнокультурные процессы в современном мире: коллективная монография / под ред. Т.И. Баклановой. Саратов: Изд-во «Вузовское образование», 2016. 198 с.
References
1. Arutyunova E.M. Ethno-linguistic problems and prospects in the educational sphere of the Russian republics (on the example of Bashkortostan). Socio-logicheskie issledovanija [Sociological research], 2018. № 4, p. 25-35 (in Russian).
2. Afanas'eva A.B. Jetnokul'turnoe obrazovanie: sushhnost', struktura soderzhani-ja, problemy sovershenstvovanija [Ethnocultural education: essence, structure, content, problems of development] // Izvestiya RGPU im. A.I. Herzen, 2009. № 3, p. 189-195.
3. Borgoyakov S.A., Balakhchina T.K. Theoretical foundations of the organization of ethno-cultural education of indigenous small-numbered peoples of the North, Siberia and the Far East. Istorija i pedagogika estestvoznanija [History and pedagogy of natural science], 2013. № 4, p. 41-47 (in Russian).
4. Vorontsov V.S., Cherniyenko D.A. Sostojanie i perspektivy jetnokul'turnogo ob-razovanija v Udmurtii (po materialam sociologicheskogo issledovanija) [State and prospects of ethno-cultural education in Udmurtia (based on the materials of sociological research)] // Scientific review : electron. journal. 2017. № 4. electron. wholesale. disk (CD-ROM).
5. Vlasova T.A. Jetnokul'turnoe obrazovanie v shkolah Udmurtii: sociologicheskij ocherk: monografija [Ethnocultural education in schools of Udmurtia: a sociological essay: monograp]. Izhevsk: Institute of computer research, 2016. 212 p.
6. Mezhjetnicheskie otnoshenija i jetnokul'turnoe obrazovanie v regionah Rossii [Interethnic relations and ethno-cultural education in the regions of Russia] / Ed. V.A. Tishkov and V.V. Stepanov. M.: IEA RAS, 2016. 297 p.
7. Solodukhina T.K. Sovremennye problemy prepodavanija disciplin jetno-kul'turnogo cikla v obrazovatel'nyh organizacijah [Modern problems of teaching ethno-cultural cycle disciplines in educational organizations] // Kul'tura i obrazovanie: nauchno-informacionnyj zhurnal vuzov kul'tury i iskusstv [Culture and education: scientific and informational journal of higher education institutions of culture and arts], 2017. Access mode https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-problemy-prepodavaniya-distsiplin-etnokulturnogo-tsikla-v-obra-zovatelnyh-organizatsiyah/viewer (accessed: 20.01.2020).
8. Tishkov V.A., Stepanov V.V. The Ethnic relations and ethno-cultural education in Russia. Vestnik RAN. [Bulletin of the Russian Academy of Sciences]. 2017. Vol. 87. № 10, p. 879-890 (in Russian).
9. Khairullina N. Sociological monitoring of the traditional culture of the indigenous peoples of Ugra. Sovremennye jetnicheskie processy na territorii central'noj Azii: problemy i perspektivy [Modern ethnic processes in the territory of Central Asia: problems and prospects], 2019. № 1, p. 189-194 (in Russian).
10. Khaknazarov S.Kh. On the need to study ethnocultural subjects in schools of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Ugra. Finno-ugorskij mir [Finno-Ugric world]. 2017. № 3, p. 113-121 (in Russian).
11. Tsyrenova Z.E. Jetnokul'turnye processy: istorija i sovremennost': uchebno-metodicheskoe posobie [Ethno-cultural processes: history and modernity: educational and methodological guide]. Ulan-Ude: publishing house of Buryat state University, 2016. 192 p.
12.Jetnokul'turnaja dejatel'nost' v sovremennyh obrazovatel'nyh organizacijah i uchrezhdenijah kul'tury: opyt, problemy, perspektivy [Ethno-cultural activity in modern educational organizations and cultural institutions: experience, problems, prospects: materials of international conferences (Moscow, March 25, 2017)]. Cheboksary: CNS «Interactive plus», 2017. 440 p.
13. Jetnokul'turnye processy v sovremennom mire: kollektivnaja monografija [Eth-no-cultural processes in the modern world: a collective monograph]. Saratov: publishing house «Higher education», 2016. 198 p.