8. Долгих В.Г, Журавлева В.В., Шевякова К., Шлыкова В.В. Учебник немецкого языка. Москва, Тезаурус, 2013.
9. Евтеев С.В. Практика перевода: учебное пособие. Москва: МГИМО-Университет, 2016.
10. Чигашева М.А. Документы дипломатической переписки и протокольной практики. Москва, МГИМО-Университет, 2019.
11. Ларина Т.В. Категория вежливости и стиль коммуникации: сопоставление английских и русских лингво-культурных традиций. Москва: Рукописные памятники Древней Руси, 2009.
12. Das politische Archiv des Auswärtigen Amtes. Herausgeber - Auswärtiges Amt und Historischer Dienst. Berlin, 2018.
13. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие. Москва: Академия, 2004.
14. Андреев Н.И. Особенности переводческого реферирования общественно-политических текстов. Филологические науки в МГИМО. 2016; № 8: 114 - 130.
References
1. Banarceva A.V. Kommunikativnyj podhod v obuchenii inostrannomu yazyku. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2017; № 1 (33): 22 - 29.
2. Arutyunova N.D. Diskurs. Lingvisticheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1990: 136 - 137.
3. Arutyunova N.D. Tipy yazykovyh znachenij: Ocenka. Sobytie. Fakt. Moskva: Nauka, 1988.
4. Karasik V.I. Diskursivnoe proyavlenie lichnosti. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Lingvistika. 2016; T. 20, № 4: 56 - 77.
5. Sick B. Der Dativ ist dem Genitiv sein Tod. Folge 2. Neues aus dem Irrgarten der deutschen Grammatik. Köln, Kiepenheuer&Witsch. 2006: 77 - 78.
6. Vintajkina R.V., Novikova N.N., Saklakova N.N. Urokinemeckogo: uchebnoe posobie: v 2-h ch. Moskva: Izdatel'stvo MGIMO-Universitet, 2015, Ch. 1.
7. Melihova N.V., Evteev S.V., Krasheninnikov A.Yu. Nemeckijyazyk: uchebnoe posobie po obschestvenno-politicheskoj tematike i gazetnoj leksike. Moskva: Izdatel'stvo MGIMO-Universitet, 2011.
8. Dolgih V.G., Zhuravleva V.V., Shevyakova K., Shlykova V.V. Uchebnik nemeckogo yazyka. Moskva, Tezaurus, 2013.
9. Evteev S.V. Praktika perevoda: uchebnoe posobie. Moskva: MGIMO-Universitet, 2016.
10. Chigasheva M.A. Dokumenty diplomaticheskojperepiskiiprotokol'nojpraktiki. Moskva, MGIMO-Universitet, 2019.
11. Larina T.V. Kategoriya vezhlivosti i stil' kommunikacii: sopostavlenie anglijskih irusskih lingvo-kul'turnyh tradicij. Moskva: Rukopisnye pamyatniki Drevnej Rusi, 2009.
12. Das politische Archiv des Auswärtigen Amtes. Herausgeber - Auswärtiges Amt und Historischer Dienst. Berlin, 2018.
13. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: lingvodidaktika i metodika: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2004.
14. Andreev N.I. Osobennosti perevodcheskogo referirovaniya obschestvenno-politicheskih tekstov. Filologicheskie nauki v MGIMO. 2016; № 8: 114 - 130.
Статья поступила в редакцию 25.01.20
УДК 377.031+377.8
Oyun M.M., senior lecturer, Kyzyl Pedagogical College, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: ommochur@mail.ru
ETHNO-CULTURAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN CONDITIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN THE KYZYL PEDAGOGICAL COLLEGE.
The article presents the experience of ethno-cultural training of future teachers in the Kyzyl Pedagogical College, included in the innovative project WorldSkills Russia for secondary vocational education. On the basis of the analysis of historical and pedagogical data, the author characterizes the development of the Teachers' training system at Secondary professional level from its foundation to the present. The great contribution of outstanding teachers of Tuva to the development of public education in the region was noted. It is shown that one of the pecularities of ethno-cultural education in the Republic is Tuvan-Russian bilingualism, which requires the training of bilingual specialists ready to work in the region. Modern Kyzyl Pedagogical College acts as an innovative platform of national and international level, which requires unconditional consideration of ethno-cultural content of the future teachers' training, as well as qualified teaching staff.
Key words: Kyzyl Pedagogical College, ethno-cultural training and education, innovative development, Tuvan-Russian bilingualism.
ММ Оюн, ст. преп., Кызылский педагогический колледж ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл,
E-mail: ommochur@mail.ru
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В КЫЗЫЛСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
В статье представлен опыт этнокультурной подготовки будущих педагогов в Кызылском педагогическом колледже, включенном в инновационный проект WorldSkills Russia для среднего профессионального образования. На основе анализа историко-педагогических сведений автором охарактеризовано развитие системы подготовки педагогических кадров среднего профессионального уровня с основания до современности. Отмечен большой вклад выдающихся педагогов Тувы в развитие народного образования региона. Показано, что одной из особенностей этнокультурного образования в республике является тувинско-русское двуязычие, требующее подготовки билингвальных кадров, готовых трудиться в регионе. Современный Кызылский педагогический колледж выступает инновационной площадкой всероссийского и международного уровня, что требует безусловного учета содержания этнокультурной подготовки будущих педагогов, а также квалифицированного преподавательского состава.
Ключевые слова: Кызылский педагогический колледж, этнокультурная подготовка и образование, инновационное развитие, тувинское-русское двуязычие.
Всеобщая модернизация жизни в направлении цифровизации актуализировала многие проблемы в отечественном образовании, культуре и социально-экономическом состоянии регионов. Неготовность большинства населения правильно использовать достижения современной техники, не нарушая естественного баланса жизнедеятельности человека и живой природы, привела и приводит к большим экологическим и техническим бедам. Одним из существенных противоречий нашего времени является устремленность российских этнических групп сохранить свои самобытные культурные традиции, языковые и этнические специфические маркеры с одновременным желанием адаптироваться к требованиям динамичной современной жизни. Традиционные культуры во многом обладают свойствами устойчивости, консервативности, преемственности и воспроизводимости. Как показывают многочисленные исследования ученых (А.Б. Афанасьева, В.И. Баймурзина, ПН. Волков, М.Н. Кузьмин, Л.В. Кузнецова, А.Б. Панькин, М.П Харитонов, С.Н. Федорова), организующую роль в успешном функционировании этнической культуры играет система образования, достаточно хорошо организованная и управляемая властями и обществом. В общепринятом значении система этнокультурного образования понимается как органическая составляющая системы образования, ориентированная на удовлетворение потребностей
этнических представителей в изучении и общении на родном языке, освоении этнических культурных ценностей, развитии этнической идентичности и самосознания, ощущении полноты бытия как в этнически гомогенном социуме, так и полиэтничной образовательной среде [1, с. 5].
В современной сложившейся системе этнокультурного образования важным компонентом выступает подготовка педагогов, способных успешно осуществлять педагогическую деятельность на основе концептуально выстроенных технологий. Условия, содержание и педагогические механизмы реализации концепций этнокультурного образования рассмотрены и представлены в трудах российских ученых, в частности Федерального института развития образования г Москвы: О.И. Артеменко, Р.С. Бозиева, С.А. Боргоякова, М.Н. Кузьмина; исследователями научной школы ГН. Волкова в Чувашии: Е.В. Васильева-Бурзуя, В.Н. Иванова, Т.Н. Петровой, Л.В. Кузнецовой, М.Б. Кожановой, М.Г Харитонова; научными сотрудниками этнолаборатории и педагогами Калмыцкого государственного университета: Г.М. Борликова, Р.Б. Дякиевой, О.Д. Мукаевой, А.Б. Панькина; якутскими учеными-педагогами: У.А. Винокуровой. Д.А. Даниловым, М.Н. Егоровым; татарскими учеными: З.Г. Нигматовым, М.А. Хайрудди-новым, И.Я. Ханбиковым, а также бурятскими и многими сибирскими учеными:
Н.Ж. Дагбаевой, С.В. Калмыковым, З.Б. Лопсоновой, Д. В. Посходиевой,
A.И. Улзытуевой. Наряду с имеющими достижениями в изучении этнокультурного образования сегодня в регионах недостаточно специалистов, которые в русле компетентностного подхода проявляют готовность осуществлять программы этнокультурного образования, включающие этнопедагогическое содержание. Поэтому выполнение проектов и поиск технологий с этнокультурной направленностью для каждого региона представляется важной педагогической задачей. Проблема исследования в Кызылском педагогическом колледже Тувинского госуниверситета состоит в необходимости формирования новых поколений педагогических кадров среднего звена, владеющих практическими умениями организовать образовательный процесс в школах и дошкольных учреждениях на основе компетентностного подхода с использованием народно-педагогических средств и методов в условиях национального субъекта Российской Федерации. Необходимость гармонично сочетать научно-педагогические технологии с народными воспитательными традициями для педагогов в условиях Тувы требует изучения системы этнокультурной подготовки будущих педагогов, в особенности, если учесть ускоряющиеся темпы модернизационных процессов последних лет
Цель настоящей работы заключается в актуализации проблем этнокультурного образования в современных условиях модернизации системы профессионального образования.
Объект исследования составляет этнокультурная подготовка будущих педагогов в условиях инновационного развития системы профессионального образования.
Предмет исследования: содержание этнокультурной подготовки будущих педагогов в условиях инновационного развития системы профессионального образования Кызылского колледжа.
Методы исследования: наблюдение, аналитический обзор источников, контент-анализ накопленного педагогического опыта, обобщающее изучение и моделирование образовательной практики.
Ведущими идеями проведенного исследования выступают педагогические положения о непрерывности и преемственности процессов обучения и воспитания будущих педагогов в едином образовательном пространстве; взаимосвязи этнокультурного и поликультурного подходов в режиме инновационного развития образования; компетентностный подход к профессиональной подготовке педагогов, составляющий содержание профессионального стандарта педагога; систем-но-деятельностный подход, заключающийся в требовании к практической организации образовательного процесса в колледже с включением всех субъектов в активную многогранную деятельность.
Республика Тува представляет собой уникальный этнический субъект Российской Федерации, расположенный в отрогах Саянских гор, имеющий богатые природные залежи, с резко континентальным климатом. По Всероссийской переписи населения 2010 г, тувинцы составляют 253 673 человек, это титульная нация в регионе [2]. Практически все владеют родным языком, что свидетельствует о сохранности этнической культуры. История, этнография, просвещение и культурные традиции тувинцев были предметом исследования многих ученых, начиная с XIX в. по настоящее время: Н.Ф. Катанов, ГЕ. Грумм-Гржимайло,
B.И. Дулов, В.А. Дубровский, Р.М. Кабо, С.К. Тока, Х.М. Сейфулин, Л.П. Потапов, Л.Р Кызласов, Ю.Л. Аранчын, Н.В. Моллеров, В.Ч. Очур и др. Многие этнокультурные традиции по-разному были представлены исследователями, поскольку они проводились в различные исторические периоды. И сегодня результаты, полученные учеными-педагогами, имеют разрозненный характер, так как целостно охватить обширные аспекты национальной культуры и истории народа в изменяющихся условиях представляется сложным. В соответствии с предметом нашего исследования раскроем особенности этнокультурной подготовки будущих педагогов в Кызылском педагогическом колледже. Несомненно, именно система подготовки педагогических кадров составляет золотой фонд нации, поэтому она должна развиваться немного опережающими темпами в обществе, при этом не умаляя значения экономики и производства.
Предпосылками создания Кызылского педагогического училища (совр. -колледжа) в 1944 г были объективные социально-экономические и политические условия, в которых происходило политическое вхождение Тувы в состав СССР. До этого действовавший Кызылский учебный комбинат имени В.И. Ленина готовил специалистов широкого профиля для всего народного хозяйства, однако он не давал общеобразовательной и общепрофессиональной базы, необходимой для фундаментальной профессиональной подготовки и стабилизации народной экономики. Тем более ресурсы для развития науки и педагогического образования выпускников этого комбината были ограничены, хотя в целом в истории региона его деятельность сыграла позитивную роль [3, с. 13].
Как отмечено авторами книги «Педагогическое образование в Туве» (Кызыл, 2003), в 1945 году «положение с педагогическими кадрами в Туве было не совсем благополучное» [3, с. 17]. Острая потребность региона в школах и педагогах потребовала почти сразу открыть заочное отделение, в котором в 1948 году уже обучалось 380 человек, а спустя два года - 580 человек. Преподавателей также не хватало, в особенности двуязычных: обучение тувинских студентов из глубинки шло на русском языке согласно программам, однако без знания родного языка студентов об успешном их обучении не могло быть и речи, поэтому многие прибывшие преподаватели работали с переводчиками. Выручали энтузиазм студентов, их желание иметь образование и уважительное взаимодействие
педагогов с учащимися. Зачастую взрослые студенты помогали своим учителям понять их национальные и культурные традиции. Первыми руководителями -Г.В. Корневым и С.Ч. Урояковым, М.П. Савушкиным, Н.В. Черных - были заложены прочные традиции сотрудничества со студентами, взаимного уважения и взаимопомощи. Благодаря первым педагогам 1950 - 1960-х годов в Кызылском педучилище сложились традиции бережного отношения к этнокультурным особенностям местного населения, были организованы экспедиционные поездки по изучению родного края, заложены традиции приобщения к физкультурно-оздоровительному и художественно-творческому направлениям деятельности.
Особого внимания заслуживают педагоги 1960 - 1970-х годов, уважительно называемые студентами Башкы (Учитель), которые подготовили специалистов для системы образования Тувы, сельских школ и дошкольных учреждений. Среди них К.П. Акулова, Л.В. Дятлова, В.Л. Ладанова, ГВ. Петрова, И.П. Чащухин, К.С. Чымба и др. В период до 2000 г педагогическим училищем подготовлено пять тысяч учителей начальной школы, физкультуры и труда, воспитателей дошкольных учреждений. Преподаватели учитывали народную тягу к состязательности, любовь к национальной борьбе в процессе подготовки учителей физической культуры. Многие выпускники училища прославили свою родину достижениями в спорте, труде и науке.
Достижения коллектива Кызылского педагогического училища в 2003 г позволили преобразовать его в колледж в условиях всеобщего реформирования отечественной системы высшей школы и профессионального образования. В этот период особенно активизировалась поликультурная направленность педагогической деятельности учреждения. Следует отметить, что в связи с кризисом 1990-х годов в регионе произошли изменения в социальной структуре экономики и жизненно значимых сферах, включая образование: произошел значительный отток квалифицированных русскоязычных кадров из республики, что серьезно сказалось на содержании их подготовки. Наряду с ростом этнического самосознания народа возникли агрессивные настроения среди части тувинской молодежи. Через некоторое время в систему образования пришли молодые кадры, получившие хорошее образование в ведущих вузах страны. Как показывает практика подготовки будущих учителей в Кызылском педагогическом колледже последних лет, проблема подготовки двуязычного специалиста была и остаётся одной из актуальных.
Историко-педагогический контекст системы этнокультурного образования в Туве показал, что в ее развитии существенную роль играет Кызылский педагогический колледж, который в настоящее время как структурное подразделение Тувинского государственного университета продолжает готовить будущих педагогов для республики, следуя лучшим педагогическим традициям, включившись в непрерывный инновационный процесс. В процессы цифровизации в этнокультурном образовании с неизбежностью вовлечены все субъекты: овладение информационно-техническими средствами с использованием международного английского языка не лишает общения на родном языке. Однако исследовательские данные М.В. Бавуу-Сюрюн [4] показывают негативные тенденции в развитии тувинского языка как родного, связанные с дефицитом кадров высшей квалификации в области теоретического и практического изучения методики преподавания языка и литературы. Снижение доли преподавателей русского языка также стало одной из причин низкого уровня знаний в области русского языка среди сельского населения [5, с. 62].
С 2015 года Кызылский педагогический колледж активно включился в международное движение WorldSkills Russia: 2015 г - в г Красноярске; 2016 г -в г Южно-Сахалинске; 2018 г. - в г. Ярославле. Ежегодно на базе Кызылского педагогического колледжа ТувГУ проводятся отборочные региональные чемпионаты, работа площадок проводится в соответствии с требованиями WorldSkills Russia на основе Приказа Министерства образования и науки Республики Тыва, Программы открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы WorldSkills Russia» в Туве. С 2018 года проводятся начальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады профессионального мастерства среди студентов средних профессиональных образовательных организаций по компетенциям: «Преподавание в младших классах» и «Физическая культура, спорт и фитнес».
Важно взаимодействие со специалистами из российских учебных заведений в конкурсных мероприятиях: оно позволяет определять уровень и качество своей профессиональной деятельности. В частности, с 16 апреля 2019 года на базе Кызылского педагогического колледжа была организована работа регионального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства среди студентов профессиональных образовательных организаций Республики Тыва по специальности 44.02.02 - «Преподавание в начальных классах». Целями проведения олимпиады являются: выявление наиболее одаренных и талантливых студентов, повышение качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена, дальнейшее совершенствование их профессиональной компетентности, реализация творческого потенциала обучающихся, повышение мотивации и творческой активности педагогических работников в рамках наставничества обучающихся, а также определение участников на заключительный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся в г. Серпухов Ярославской области. Среди отобранных трех победителей на первом месте студентка Чалзырай А. из Кызылского педагогического колледжа.
Все мероприятия направлены на решение ряда задач: проработка профессиональных компетенций студентами, профориентация выпускников, отра-
ботка площадки для установления сотрудничества с будущим работодателями. Впервые в декабре 2017 года в колледже проведен IV Региональный чемпионат WorldSkills «Молодые профессионалы» по компетенции «Дошкольное воспитание». Из пяти участниц дошкольного отделения второго - третьего курсов лучшие компетенции продемонстрировали третьекурсницы. Главным экспертом на площадке «Дошкольное воспитание» является лицензированный преподаватель Оюн М.М. [6]. В ноябре 2018 года был проведен V Региональный этап чемпионата Worldskills, победитель Куулар Шончалай вместе с компатриотом Сагалако-вой Л.П. успешно выступили на отборочных соревнованиях, которые проходили в г Ярославле в 2019 году.
Среди инновационных проектов новым является включение и апробация демонстрационного (квалификационного) экзамена по специальностям «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах» и «Кор-рекционная педагогика в начальной школе» согласно методике WorldSkills для среднего профессионального образования. Для реализации инновационных проектов, безусловно, требуется переподготовка преподавательского состава. Так, в области инновационного развития педагогического направления 35 преподавателей Кызылского педагогического колледжа получили свидетельство эксперта демонстрационного экзамена, позволяющее им оценивать результаты экзамена.
Библиографический список
В рамках системы менеджмента качества образования руководством Тувинского государственного университета осуществляется подготовка и повышение квалификации преподавателей. Большим достижением преподавателей педагогического колледжа является освидетельствование в качестве главного эксперта Регионального чемпионата WorldSkills. Так, в 2019 году трое преподавателей колледжа (Куулар О.Б., Борбак-оол Н.С., Кужугет А.О.) успешно прошли курсы повышения квалификации, получив право работать в качестве экспертов по компетенциям: веб-дизайн, инженерный дизайн и преподавание в начальных классах.
Как показали наши исследования, в реализации этнокультурного компонента профессионального образования в режиме инновационного развития возникают противоречия, связанные с международными и российскими требованиями к уровню квалификации выпускников и реальными возможностями билингваль-ных обучающихся, не владеющих всеми профессиональными компетенциями в полной мере. В части творческого развития и культурно-языковой компетенции студенты педагогического колледжа имеют достаточную мотивацию, в особенности на родном языке. При формировании психолого-педагогической компетенции выпускников Кызылского педагогического колледжа целесообразно учитывать билингвальность обучающихся, акцентировать внимание на этнокультурной составляющей содержания образования.
1. Султанбаева К.И. Генезис этнокультурных образовательных концепций в отечественной педагогике во второй половине XIX - начале XX веков. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2018.
2. Богоявленский Д. Перепись 2010: этнический срез. Отчет. Available at: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=193983
3. Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2003.
4. Бавуу-Сюрюн М.В. Тувинский язык на современном этапе: образовательный аспект. Новые исследования Тувы. 2010. № 3. Available at: https://www/tuva.asia/journal/ issue_7/2158-bavuu-syuryun-mv.html
5. Боргоякова Т.Г, Гусейнова А.В. Статус и функционирование тюркских языков южной Сибири. Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова», 2017.
6. Оюн М.М. Отчет об организации и проведении Регионального чемпионата Worldskills по компетенции «Дошкольное воспитание». Рукопись. Кызыл: Тувинский государственный университет, 2018.
7. Оюн М.М. Отчет об организации и проведении Регионального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства среди студентов профессиональных образовательных организаций Республики Тыва по специальности 44.02.02 - Преподавание в начальных классах. Рукопись. - Кызыл: Тувинский государственный университет, 2019.
References
1. Sultanbaeva K.I. Genezis 'etnokul'turnyh obrazovatel'nyh koncepcij v otechestvennojpedagogike vo vtorojpolovine XIX- nachale XX vekov. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2018.
2. Bogoyavlenskij D. Perepis'2010: 'etnicheskijsrez. Otchet. Available at: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=193983
3. Pedagogicheskoe obrazovanie v Tuve: Nauchnaya mysl'. Istoriya. Lyudi. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2003.
4. Bavuu-Syuryun M.V. Tuvinskij yazyk na sovremennom 'etape: obrazovatel'nyj aspekt. Novye issledovaniya Tuvy. 2010. № 3. Available at: https://www/tuva.asia/journal/ issue_7/2158-bavuu-syuryun-mv.html
5. Borgoyakova T.G., Gusejnova A.V. Status i funkcionirovanie tyurkskih yazykov yuzhnoj Sibiri. Abakan: Izdatel'stvo FGBOU VO «Hakasskij gosudarstvennyj universitet imeni N.F. Katanova», 2017.
6. Oyun M.M. Otchet ob organizacii i provedenii Regional'nogo chempionata Worldskills po kompetencii «Doshkol'noe vospitanie». Rukopis'. Kyzyl: Tuvinskij gosudarstvennyj universitet, 2018.
7. Oyun M.M. Otchet ob organizacii i provedenii Regional'nogo 'etapa Vserossijskoj olimpiady professional'nogo masterstva sredi studentov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij Respubliki Tyva po special'nosti44.02.02- Prepodavanie v nachal'nyh klassah. Rukopis'. - Kyzyl: Tuvinskij gosudarstvennyj universitet, 2019.
Статья поступила в редакцию 25.01.20
УДК 378
Podobed M.S., teacher, Department of Graphic Design, Moscow Publishing-Polygraphic College n.a. Ivan Fedorov (Moscow, Russia),
E-mail: maksimpodobed@yandex.ru
DIDACTICS IN MODERN PROFESSIONAL EDUCATION FOR GRAPHIC DESIGNERS. The article examines the role of didactics in the system of contemporary art education in the direction of graphic design. The definition of didactics, its role in solving the problems of pedagogy is given. The specifics of training a graphic designer is described, as well as a list of required professional knowledge and skills in this specialty. The author reveals the specifics of working with different types of computer graphics. The article analyzes the scientific works of educators and researchers on the history of didactics and its study. Attention is paid to the importance of a competent approach to vocational training. The article formulates a methodology for teaching students of graphic design, the application of which will achieve the highest results of the educational process.
Key words: didactics, graphic design, art, creativity, pedagogy, profession, knowledge, skills.
М.С. Подобед, преп., Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова, г. Москва, E-mail: maksimpodobed@yandex.ru
ДИДАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ
Данная статья рассматривает роль дидактики в системе современного художественного образования по направлению графического дизайна. Дается определение дидактике, ее роли в решении проблем педагогики. Описывается специфика обучения графического дизайнера, а также перечень требуемых профессиональных знаний и умений по данной специальности. Указывается специфика работы с разными видами компьютерной графики. Анализируются научные труды педагогов-исследователей, посвященные истории дидактики и ее изучению. Уделяется внимание важности грамотного подхода к профессиональному обучению. В статье сформулирована методика обучения студентов графического дизайна, применение которой позволит добиться наиболее высоких результатов образовательного процесса.
Ключевые слова: дидактика, графический дизайн, искусство, творчество, педагогика, профессия, знания, умения.