Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ И ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ'

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ И ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭТНОЛОГИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Леонтенкова Елена Андреевна

В настоящей статье рассматривается этнологическая экспертиза законодательных новелл, направленная на выявление важных для экономической жизни малочисленных этносов, ведущих традиционный образ жизни, управленческих решений. Автор предлагает признать, что для всех народов России, не только малочисленных, но всех, ведущих традиционный образ жизни и сохраняющих традиционные ценности, необходима этнокультурная экспертиза всех законодательных инноваций в сфере цифровой экономики и государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ И ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ»

Леонтенкова Елена Андреевна

судья Нижегородского областного суда, соискатель Нижегородской академии МВД России

Leontenkova Elena Andreevna

judge of the Nizhny Novgorod regional court, applicant of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

E-mail: superbegemot@rambler.ru

Этнокультурная и этнологическая экспертиза нормативных правовых актов: общее и особенное1

Ethnocultural and ethnological examination of normative legal acts:

general and special2

Аннотация. В настоящей статье рассматривается этнологическая экспертиза законодательных новелл, направленная на выявление важных для экономической жизни малочисленных этносов, ведущих традиционный образ жизни, управленческих решений. Автор предлагает признать, что для всех народов России, не только малочисленных, но всех, ведущих традиционный образ жизни и сохраняющих традиционные ценности, необходима этнокультурная экспертиза всех законодательных инноваций в сфере цифровой экономики и государственного управления.

Ключевые слова: этнокультурная идентичность; этническое правосознание; юридическая этнология; правовые архетипы; законодательная инновация; этнологическая экспертиза; модернизация права.

Abstract. This article examines the ethnological examination of legislative novelties, aimed at identifying management decisions that are important for the economic life of small ethnic groups leading a traditional lifestyle. The author proposes to recognize that for all the peoples of Russia, not only small in number, but all leading a traditional way of life and preserving traditional values, an ethnocultural examination of all legislative innovations in the field of the digital economy and public administration is necessary.

Keywords: ethnocultural identity; ethnic sense of justice; legal ethnology; legal archetypes; legislative innovation; ethnological expertise; modernization of the law.

Россия - полиэтническая страна, безопасность, целостность и стабильность развития которой зависит от гармонии в межэтнической коммуникации. Между тем, далеко не всегда учитывается социокультурный и этнокультурный контекст осуществляемых с помощью права реформ, правотворческих новелл, особенно в условиях этнического и конфессионального своеобразия России в ряде регионов. Не учитывается и влияние решений в хозяйственно-экономической сфере на сохранение и развитие традиционного образа жизни этносов Российской Федерации, которых более 150 по самым грубым подсчетам. Этнокультурная безопасность является в таких условиях гарантом национальной безопасности. Анализ социологических и аналитических данных, полученных в ходе проведения этнологических исследований, необходим при принятии решений, значимых для прогнозирования современных правовых, социально-экономических, политических и иных процессов на федеральном и региональном уровнях, а также для принятия управленческих решений в аспекте обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития публично-властного взаимодействия в системе личность - общество - государство, в том числе эффективного управления и разрешения острых общественных конфликтов и противоречий, легитимации управленческих решений и результатов юридической деятельности. Особенно важен такой анализ в связи с экономическим обоснованием принимаемых решений.

Для этих целей государство установило необходимость проведения специальной экспертизы - этнологической. Термин «этнологическая экспертиза» введен в юридический оборот Федеральным зако-

1 Доклад подготовлен при финансовой поддержке гранта РФФИ № 19-011-00820 (а)

2 The report was prepared with the financial support of the RFBR grant No. 19-011 -00820 (a)

ном от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации": «этнологическая экспертиза - научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса» (ст. 1, п. 6)1. При осуществлении этнологической экспертизы анализируется весь объем документации, касающийся конкретной программы, рассматриваемой в контексте изучения демографической, этнополитической, этнокультурной, социально-психологической и социально-экономической устойчивости населения и составляющих его этнических групп, анализируются риски для этносов, оцениваются возможные результаты осуществления программы или проекта2.

Федеральные органы государственной власти неоднократно указывали на этнологическую экспертизу как на действенный механизм предупреждения этнических конфликтов. Например, 23 апреля 2007 года были проведены парламентские слушания, на которых были приняты рекомендации парламентских слушаний на тему "О совершенствовании правового регулирования в сфере государственной национальной политики"3. В этих рекомендациях этнологическая экспертиза рассматривается как оценка деятельности самых разных субъектов национальной политики - от государственных органов до деятельности общественных организаций и средств массовой информации.

Однако в юридической и этнологической литературе встречаются и иные виды этнических экспертиз: это экологическая и этнокультурная. Институт этнографии и антропологии Российской академии наук разработал методику этноэкологической экспертизы, под которой понимаются "стандартизированные научные исследования, направленные на оценку возможных этносоциальных последствий конкретных актов управленческой деятельности. Конечной целью этноэкологической экспертизы является защита общности населения и этнокультурной среды от непродуманного социального управления"4. Этно-экологическая экспертиза противостоит таким управленческим действиям, которые приводят к явному ослаблению внутренней интеграции локального населения, а не только нарушению этноэкологического баланса. Для этой цели экспертиза оперирует специфическим понятием "население под воздействием", которое обозначает «совокупность жителей территории, состоящей из непрерывных и прерывистых (а в некоторых случаях и отдаленных) ареалов, в пределах которой возможны проявления последствий внедряемого проекта. Рамки понятия "население под воздействием" не должны быть заданы априорно. "Границы" населения устанавливаются только в процессе проведения экспертизы.

При этом экспертизе подвергается любое социально значимое управленческое решение (решение лица, наделенного соответствующими полномочиями), которое может быть подвергнуто заблаговременной экспертизе. Ее методика состоит из следующих действий: экспресс-анализ демографической устойчивости; изучение системы немассовых опросных листов для оценки устойчивости этнокультурной среды населения; проведение этномедицинской оценки устойчивости населения; анализ общей этнокультурной характеристики населения; исследование этнокультурной модели различных групп; оценка возможного состояния этнической группы в результате действия проекта.

В тоже время, в юридической литературе предложен еще один вид экспертиз в сфере этнической динамики общественных отношений: энтокультурная экспертиза5. Ее отличие от этнологической и этноэкологической экспертизы заключается в том, что она направлена на этнокультурный анализ последствий принятия правотворческих решений. Авторы полагают, что участие представителей различных этносов в проведении этнокультурных экспертиз проектов нормативных актов наряду с учеными этнологами, правоведами, социологами, культурологами, историками позволит наладить прямой диалог власти и этносов, учесть их мнение и пожелания в государственно-правовом развитии единой страны, продемонстрирует готовность государства к уважению этнокультурной идентичности каждого народа, к сбережению этнокультурного и конфессионального многообразия страны, столь важные для ее единства и целостности.

Основными направлениями теоретико-правового обеспечения этнокультурной экспертизы являются: научная обоснованность разрабатываемых и внедряемых решений в сфере государственного управления этнокультурными процессами; выявление рисков и угроз этнокультурной безопасности народов Российского государства, возникающих в связи с изменением общественных отношений регулируемых законодательством Российской Федерации; прогнозирование результативности нормативно правовых актов с точки зрения понимания их адресатами нормативных актов в условиях их этнокультурной идентичности; внедрение мониторинга результативности государственной национальной политики и др.

1 Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" http://www.pravo.gov.ru - 13.07.2020

2 Велиева Д.С., Заметина Т.В. Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2008.

3 Рекомендации парламентских слушаний на тему "О совершенствовании правового регулирования в сфере государственной национальной политики" (23 апреля 2007 г.) // Государственная власть и местное самоуправление, 2007, N 10. С.3-10.

4 Методы этноэкологической экспертизы. Научный редактор В.В. Степанов. М.: ИЭА РАН 1999. С. 298. URL: http://www. ethnoecology. ru/texts/Metody.pdf.

5 Баранов В.М., Овчинников А.И. Этнокультурная экспертиза в правотворческом процессе // Государство и право. 2011. № 6. С. 28-33.

Леонтенкова Е. А. Этнокультурная и этнологическая экспертиза нормативно-правовых актов...

Думается этнокультурной экспертизе возможно подвергать не только правотворческую деятельность, но и правоприменительную в сфере государственного управления. В юридической литературе к специфике работы государственных органов относят концентрацию на решении оперативных задач государственного управления. В связи с решением технических задач тактического характера не хватает времени, профессионализма, компетентности для прогноза в отношении стратегических последствий тактических решений. Для решения стратегических задач необходимо обладать большим объемом научного и информативного обеспечения проблем стратегического назначения, а также методологической базой, требуемой для анализа и решения серьезных прогностических проблемных ситуаций. Между тем, долгосрочные прогнозы в сфере этнокультурных процессов крайне важны при принятии любых решений как стратегического, так и тактического характера.

На современном этапе информационного взаимодействия между представителями органов государственной власти и гражданами, имеющими устойчивые этнокультурные особенности в поведении и мышлении, необходим новый подход к нормотворчеству, обеспечивающий соответствие нормативных новелл с мнением этнических сообществ, так как любой законопроект затрагивает ту или иную сферу этнической идентичности. В той или иной степени, семейные, трудовые, предпринимательские, социально-экономические, языковые, экологические, образовательные и иные сферы, проблемы и срезы общественной жизни преломляются через призму этнокультурного самосознания человека, через его осознание принадлежности родной этнонациональной группе в связи со своим происхождением, языком, верой. Несмотря на процесс глобализации это осознание будет только возрастать - глобализация сильно заостряет и актуализирует проблему идентичности человека и социальной группы которой он принадлежит. Поэтому наряду с глобализацией будет возрастать и партикуляризм на основе этнических, языковых, культурных и религиозных правил поведения мышления и мировоззрения.

Однако вопросы нормативно-правового обеспечения, организации и осуществления этнокультурной экспертизы в правотворчестве еще не становились предметом самостоятельного анализа. Исключение составляет коллективная монография, указанная выше - «Методы этнологической экспертизы», изданная в 1999 году. В данной книге анализируются не правовые, а организационно-методические аспекты этнологической экспертизы, упоминаемой в связи с защитой прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока.

Постепенно в юридической литературе появляются работы. Которые можно применять для этнокультурной экспертизы. В кандидатской диссертации Алексеевой Е.С. «Использование специальных этнологических знаний при производстве по уголовным делам» частично рассмотрен вопрос этнологической экспертизы в правоприменительном процессе1. Некоторые исследования направлены на изучение этнических аспектов процессуальных действий2.

В научных статьях ряда авторов рассматриваются правовые основания и перспективы использования этнологической экспертизы для защиты традиционного образа жизни малочисленных коренных народов Севера, Сибири. Однако проблема этнокультурной экспертизы значительно шире, чем вопросы сохранения наследия коренных малочисленных народов. Основная задача этнокультурной экспертизы законопроектов заключается в оценке и прогнозировании влияния нормативного и правоприменительного акта на межэтнические связи и отношения, на этнокультурные правовые традиции, обычное право, этноконфессиональные нормы и ценности, на этнокультурное правосознание и желаемое право.

Важнейшей проблемой этнокультурной экспертизы следует считать предупреждение непоправимых для условий и мест традиционного образа жизни коренных малочисленных народов технологический инноваций, которые допустимы на законодательном уровне, но не допустимы на уровне традиционных ценностей и представлений этнокультурных сообществ3. В условиях современных процессов цифровой трансформации общества и государства этнокультурные экспертизы могут обеспечить, на наш взгляд, эффективный контроль в сфере обеспечения этнокультурной безопасности народов России, так как ценности так называемой «новой нормальности» обладают конфликтогенным характером по отношению к ценностям традиционных сообществ - этносов России.

1 Алексеева Е.С. Использование специальных этнологических знаний при производстве по уголовным делам. Авто-реферат...дисс. на соиск. уч.стак какю.н. Саратов, 2007.

2 Рубцов В. Г. Противодействие расследованию деятельности преступных формирований, организованных на этнической основе, и криминалистические методы его преодоления: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010; Пономаренков В.А. Использование этнологических знаний при производстве по уголовному делу // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - № 5 (256). - 2004. - С. 184-185; Пономаренков В. А. Этносоциальная детерминация уголовно-процессуального доказывания: автореферат дис.... канд. юрид. наук. Владимир, 2008; Зюков А. М. Учет этногенного фактора в современных научных исследованиях // Российский следователь. 2008. № 16; Ефименко М. О. Некоторые особенности социокультурной организации цыганских общин как криминогенный и виктимогенный фактор // Юрист. 2009. № 2. и др.

3 Овчинников А.И. Безопасность личности и государства в цифровую эпоху: политико-правовой аспект // Журнал российского права. 2020. № 6. С. 5-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.