Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ПРОЖИВАНИЯКОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА НА ИСКОННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ПРОЖИВАНИЯКОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА НА ИСКОННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМФОРТНАЯ СРЕДА ПРОЖИВАНИЯ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / ТРАДИЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКСПАНСИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Листопад Оксана Федоровна

Культурные противоречия между урбанизированным населением страны и аборигенными сообществами являются основой различий в комфортности их проживания. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока приобрели навыки жизни в условиях крайне трудных для человека и благодаря преемственности поколений сохранили собственные культурные особенности, в том числе кочевой образ жизни. Наступление промышленной цивилизации может создать угрозу для сохранения традиционной комфортной среды проживания аборигенов. Автор считает актуальной задачей совершенствование законодательных актов в сфере обеспечения и сохранения этой среды, особенно в период промышленного освоения северных территорий. Для решения данного вопроса автор предлагает применять принцип экологического права - презумпцию опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности, а также разработать порядок проведения этнологической экспертизы и законодательно закрепить возможность ее проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING A COMFORTABLE LIVING ENVIRONMENT FOR INDIGENOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES OF THE NORTH, SIBERIA AND THE FAR EAST IN THE ANCESTRAL TERRITORIES

The cultural contradictions between the urbanized population of the country and aboriginal communities are the basis of differences in the comfort of their living, because the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East live according to the rules of nature, and a civilized society opposes itself to nature. The aboriginal people acquired the skills of living in conditions extremely dif cult for humans and, thanks to the continuity of generations, retained their own cultural characteristics, including preserving a nomadic way of life. The advance of industrial civilization could threaten the traditional comfortable living environment of these people.The author considers the improvement of legislative acts in the eld of ensuring and preserving the traditional comfortable living environment to be the urgent task, especially during industrial development of the northern territories. To solve this issue, the author proposes applying the principle of environmental law - the presumption of the danger of any planned economic activity - and developing rules for conducting an ethnological expertise and legislatively establish the possibility of its conduct.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ПРОЖИВАНИЯКОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА НА ИСКОННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ»

О. Ф. Листопад

Уральский государственный юридический университет (Екатеринбург)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ПРОЖИВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА НА ИСКОННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Культурные противоречия между урбанизированным населением страны и аборигенными сообществами являются основой различий в комфортности их проживания. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока приобрели навыки жизни в условиях крайне трудных для человека и благодаря преемственности поколений сохранили собственные культурные особенности, в том числе кочевой образ жизни.

Наступление промышленной цивилизации может создать угрозу для сохранения традиционной комфортной среды проживания аборигенов. Автор считает актуальной задачей совершенствование законодательных актов в сфере обеспечения и сохранения этой среды, особенно в период промышленного освоения северных территорий. Для решения данного вопроса автор предлагает применять принцип экологического права - презумпцию опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности, а также разработать порядок проведения этнологической экспертизы и законодательно закрепить возможность ее проведения.

Ключевые слова: комфортная среда проживания, коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, традиционный образ жизни, этнологическая экспертиза, промышленная экспансия, этнокультурное разнообразие

Для цитирования

Листопад О. Ф. Обеспечение комфортной среды проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на исконных территориях // Российское право: образование, практика, наука. 2021. № 6. С. 85-91. DOI: 10.34076/2410_2709_2021_6_85.

УДК 349.41

Элементы такой конструкции, как «комфортная среда обитания» («жизнеспособность» или «качество жизни») для граждан, проживающих на урбанизированных территориях, и для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - коренные народы, аборигены), ведущих традиционный образ жизни, будут иметь различия. В настоящей статье остановимся только на отличительных элементах этой конструкции. В первую очередь различия заключаются в разнопорядковой системе ценностей пришлых на Север народов и коренного населения, которое много веков проживало на территориях с суровым климатом.

Например, коренные народы, существуя в гармонии с природой и живя по ее правилам, смешивают природные и культурные элементы, не видят конфликта между ними,

DOI: 10.34076/2410_2 709_2021_6_8 5

это традиционно для Севера [Налетов 2005: 12]. Ценностями коренных народов являются сама окружающая природная среда, ее охрана и сохранение традиций. Поэтому сохранение накопленного коренными народами опыта адаптации к трудным климатическим условиям и защита исконной территории проживания этих народов имеют большое значение.

Урбанизированное же общество, избрав путь индустриализации, противопоставляет свою культуру природному порядку. Это подтверждается общеизвестным выражением советского ученого-селекционера И. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача». В век цифровизации и глобализации данный разрыв становится все более очевидным. Доминирующие ценности цивилизованного

общества - социально-экономическое развитие и рост материального благополучия, которые обеспечиваются, в том числе, добывающей промышленностью. И одним из путей развития современного общества является совершенствование городского пространства, создание комфортной среды проживания городского населения. В соответствии с докладом ООН «Города и изменение

Традиционное природопользование является основой комфортного существования коренных народов как самостоятельных этносов, и сохранение условий их привычной жизни означает создание комфортной среды проживания

климата: направления стратегии»1 количество городского населения в мире с каждым годом только прибывает. Идет постоянная работа над совершенствованием законодательства, регулирующего отношения в сфере развития комфортной городской среды, в понятие которой включаются новые элементы. В первую очередь это градостроительное законодательство, нацеленное на комплексное и устойчивое развитие территорий и предусматривающее обеспечение безопасности проживания, в том числе экологической, а также благоприятных условий жизнедеятельности.

Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда состоит из природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов, т. е. населенных пунктов, и одними из первых принципов ее защиты являются соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий для жизни горожан.

Благоприятные условия жизни более детально раскрываются в Методике формирования индекса качества городской среды (утв. распоряжением Правительства РФ от 23 марта 2019 г. № 510-р). При определении комфортности жизни берутся во внимание, на-

1 Города и изменение климата: направления стратегии. Глобальный доклад о населенных пунктах 2011 года // URL: https://unhabitat.org/sites/default/files/download-manager-files/aties%20and%20CUmate%20Change%20 Global%20Report%20on%20Human%20Settlements%20 2011%20%20ABRIDGED%20%28RUSSIAN%29.pdf.

пример, такие индикаторы, как аварийность жилых строений, оборудование их сетью коммуникаций, разнообразие жилой застройки, разнообразие услуг в жилой зоне и т. п.

Данные критерии обязательны для определения комфортности проживания граждан исключительно в населенных пунктах. Коренные же народы, традиционно проживая на территориях расселения своих предков, сохранили собственные культурные особенности, приобрели навыки жизни в природных условиях, крайне трудных, если не сказать невозможных, для пришлого населения. В их формах организации быта, в культуре, самоидентификации и в использовании родного языка можно проследить историческую преемственность. Для коренного населения свойственно заниматься охотой и рыболовством, разведением оленей и собирательством [Мостахова 2018]. Поэтому живые ресурсы Севера для аборигенов не только являются продуктами питания и поддерживают их в экономическом плане, но и выступают основой их культурной идентичности и духовной жизни [Территории традиционного природопользования 2010: 11]. Традиционное природопользование является основой комфортного существования этих народов как самостоятельных этносов, и сохранение условий их привычной жизни означает создание комфортной среды проживания.

Коренные народы прежде всего нуждаются в экологически чистых и немалых по размеру территориях. В деле малочисленных народов Mayagna (Sumo) Awas Tingni против Никарагуа Межамериканский суд по правам человека впервые в начале 2000-х гг. признал, что коренные народы в силу своего существования имеют право свободно жить на своей территории. Тесные связи коренных народов с землей следует признать и понимать как основополагающие для их культуры, духовной жизни, целостности и экономического выживания2.

Наступление же промышленной цивилизации создает угрозу исчезновения самобытности указанных народов и оказывает негативное воздействие на их жизнедеятельность.

2 Inter-American Court of Human Rights. Case of the Mayagna (Sumo) Awas Tingni Community v. Nicaragua, Judgment of August 31, 2001 Merits, Reparations and Costs // URL: https://www.corteidh.or.cr/docs/casos/ar-ticulos/seriec_79_ing.pdf.

При психологической и социальной адаптации к новым условиям возникает риск изменения уровня психологического здоровья коренного населения, что в свою очередь влияет на клинические проявления и течение любых заболеваний [Попова, Лобанов 2018: 115]. Особенно актуально это в условиях освоения новых территорий и существующих промышленных зон Севера [Государственно-правовые основы 2018].

В Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 22 декабря 2018 г. № 2914-р) говорится, что за счет развития Северного морского пути создаются условия для освоения недр Арктической зоны Российской Федерации. С целью экономического роста и обеспечения целей развития Севера в 2020 г. также были приняты Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 (в ред. от 31 марта 2020 г.) и Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р).

Вопрос, возникающий при правовом регулировании отношений, связанных с использованием территорий исконного проживания в целях добычи полезных ископаемых, является самым актуальным при защите прав коренных народов. Сегодня их культура - под угрозой, а механизмы защиты прав - неэффективны.

Пренебрежение интересами коренных народов при промышленной разработке новых высокодоходных месторождений, одновременно являющихся местом их традиционного проживания, приводит к утрате территорий, пригодных для оленеводства, рыболовства, охоты, и таким образом делает их традиционный образ жизни невозможным. Ученые уже в конце XX в. предупреждали о сокращении площади оленьих пастбищ из-за освоения новых месторождений [Новикова 2000; Кряж-ков 1994]. Между тем в п. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР в 1973 г.), установлено, что ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.

Проанализируем действующие законодательные акты РФ на предмет обеспечения прав коренных народов на самобытность и исконную среду обитания. Соблюдение данных прав является отличительным элементом конструкции «комфортная среда проживания» для коренных народов.

Конституция Российской Федерации гласит, что государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации и гарантирует сохранение этнокультурного и языкового разнообразия (ст. 69). Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р) направлена на концентрацию населения и экономики в крупнейших формах расселения, в котором лидирующие позиции занимают крупнейшие городские агломерации, гарантирует защиту прав коренных народов на исконную среду обитания, традиционное природопользование и образ жизни. Защита этих прав также закреплена в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666), документ гарантирует участие коренных народов в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы.

Для того чтобы сохранить самобытность коренных народов в период промышленного освоения Севера, необходимо развивать установленные государством гарантии [Ха-рючи 2012]. В связи с этим мониторинг законодательных актов в сфере обеспечения гарантий и защиты прав и интересов коренных народов является актуальной задачей органов власти. Юридические конструкции, термины и определения должны быть сформулированы однозначно и не иметь двойного смысла, в противном случае возникает вероятность коррупции. А нормы права должны развивать документы стратегического планирования и не противоречить им.

Так, Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» закрепляет право органов государственной власти принимать федеральные законы и иные нормативные акты в целях защиты исконной среды обитания коренных народов, традиционного образа жизни, хо-

зяйствования и промыслов. Однако в силу ч. 1 ст. 5 Закона федеральные органы государственной власти имеют право (но не обязаны!) принимать нормативные правовые акты Российской Федерации в рассматриваемой сфере и могут (но не обязаны!) привлекать уполномоченных представителей малочисленных народов к разработке и экспертизе проектов указанных федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Как видим, данный нормативный акт оставляет привлечение представителей коренных народов на усмотрение органа власти. Кроме того, Законом не установлены критерии и порядок их привлечения к подобного рода экспертной работе, что может способствовать возникновению коррупции.

Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» устанавливает общие принципы организации и деятельности общин коренных народов, создаваемых в целях защиты их прав и интересов. При этом абз. 8 п. 1 ст. 7, регулирующий учет мнения общин при решении вопросов, затрагивающих интересы коренных малочисленных народов, с 2004 г. исключен из данного Закона. Анализируя действующее законодательство, В. А. Кряжков приходит к выводу, что законодательство о коренных народах в настоящее время «характеризуется правовой стагнацией и откатом от прежних позиций» [Кряжков 2012: 44]. Об этом говорила и Н. И. Новикова еще в 2000 г. [Новикова 2000].

Также следует рассмотреть ст. 12 Федерального закона от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Согласно ей изъятие земельных участков у коренных малочисленных народов для государственных и муниципальных нужд регулируется, в том числе, Земельным кодексом РФ. Однако он не учитывает специальные права коренных народов при изъятии указанных участков.

Очень важно, что совпадение мест традиционного природопользования и мест залегания полезных ископаемых не может способствовать обеспечению комфортной среды проживания коренных народов и законодательно не урегулировано. Противоречие тра-

диционного природопользования коренных народов принципам ведения современного бизнеса приводит к конфликтным ситуациям [Транин 2008].

Применяя закрепленный в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» международный принцип экологического права -презумпцию опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности, решить данный вопрос можно путем проведения этнологической экспертизы. Согласно Федеральному закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» под этнологической экспертизой понимается научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.

Следует отметить, что в 2005 г. Правительство Российской Федерации рассмотрело проект федерального закона № 146315-4 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об экологической экспертизе"», однако не поддержало его по следующим причинам:

экологическая и этнологическая экспертизы являются самостоятельными видами экспертиз;

цели указанных экспертиз различны и не могут быть достигнуты одновременно в рамках проведения экологической экспертизы.

Соглашаясь с данными выводами, считаем, что необходимо принять федеральный закон об этнологической экспертизе. Одни из задач, которые сможет решить эта экспертиза, - выявление качества жизни коренных народов и повышение его до среднероссийского уровня. Экспертиза установит социальные обязательства промышленных компаний в отношении коренного народа, проживающего на территории, на которой компании ведут хозяйственную деятельность. Указанный закон должен предусматривать:

1) конкретные критерии и способы проведения экспертизы;

2) состав экспертной комиссии. Поскольку под этнологической экспертизой следует понимать механизм взаимодействия органов государственной власти, промышленных компаний, науки и коренных народов, то в состав комиссии должны войти:

Полномочный представитель Президента Российской Федерации как гаранта Конституции Российской Федерации;

представитель народов, права которых напрямую затрагиваются экономической деятельностью на соответствующей территории; председатель общины; Уполномоченный по правам человека субъекта Российской Федерации;

представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

представители муниципального образования;

специалисты в области экологии, этнографии и права;

3) условия заключения соглашения между общинами коренных народов и хозяйствующим субъектом. Данное соглашение должно быть направлено на получение благ для коренного населения и не должно носить патерналистский характер. В настоящее время на практике такие соглашения обычно заключаются, но не являются официальными;

4) государственный надзор, муниципальный и общественный контроль за экологическим состоянием земель проживания

коренных народов, а также планируемой и осуществляемой на них хозяйственной деятельности.

Повторим, что осуществление традиционных видов хозяйствования ставит коренные народы в зависимость от природных условий, исконная среда проживания является единственной средой их привычного существования. Для обеспечения комфортности этой среды необходимо соблюдать следующие условия:

сохранение традиционных территорий проживания коренных малочисленных народов для ведения традиционного хозяйства, в том числе кочевого; сохранение языка;

улучшение качества здравоохранения для граждан, проживающих в отдаленных районах;

обучение детей без отрыва от традиционного образа жизни;

обеспечение благоприятной экологической среды.

Список литературы

Государственно-правовые основы ускоренного развития Дальнего Востока России: мо-ногр. / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М.: Изд-во ИЗиСП, 2018. 301 с.

Кряжков В. А Законодательство о коренных малочисленных народах Севера: Современное состояние и пути совершенствования // Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: сб. ст. / под общ. ред. В. А. Штырова. М.: Упр. информ. технологий и документооборота Аппарата Совета Федерации, 2012. С. 44-56.

Кряжков В. А. Правовые проблемы коренных малочисленных народов России // Государство и право. 1994. № 6. С. 3-7.

Мостахова Т. С. Этнологическая экспертиза как инструмент защиты традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера // Сбережение коренного населения в Арктической зоне РФ в условиях трансформации образа жизни и изменения климата: сб. тр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (24-25 мая 2018 года) / сост. Е. Н. Богданова, М. Ю. Задорин. Архангельск: КИРА, 2018. С. 15-18.

Налетов А. М. Взаимодействие быта коренных малочисленных народов Севера и культуры переселенцев в современных условиях: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тюмень, 2005. 176 с.

Новикова Н. И. Родовые угодья: перспективы правового плюрализма (представления представителей коренных народов и законодателей) // Государство и право. 2000. № 6. С. 102-107.

Попова Т. Л., Лобанов А. А. Нервно-психическая адаптация в условиях трансформации образа жизни коренных жителей в Арктической зоне ЯНАО // Сбережение коренного населения в Арктической зоне РФ в условиях трансформации образа жизни и изменения климата: сб. тр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (24-25 мая 2018 года) / сост. Е. Н. Богданова, М. Ю. Задорин. Архангельск, КИРА, 2018. С. 115-119.

Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов российского Севера (проблемы и перспективы) / отв. ред. М. М. Бринчук. М.: Изд-во Ин-та гос-ва и права РАН, 2010. 88 с.

Транин А. А. Эколого-правовые проблемы традиционного природопользования коренных малочисленных народов России // Государство и право. 2008. № 8. С. 19-25.

Харючи С. Н. Исторические предпосылки и современные тенденции развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации // Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: сб. ст. / под общ. ред. В. А. Штырова. М.: Упр. информ. технологий и документооборота Аппарата Совета Федерации, 2012. С. 33-43.

Оксана Федоровна Листопад - магистр юриспруденции, доцент кафедры земельного, градостроительного и экологического права, куратор студенческой юридической клиники Уральского государственного юридического университета. 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: u1062@list.ru.

ORCID: 0000-0001-8892-5224

Providing a Comfortable Living Environment for Indigenous Small-Numbered Peoples of the North, Siberia and the Far East in the Ancestral Territories

The cultural contradictions between the urbanized population of the country and aboriginal communities are the basis of differences in the comfort of their living, because the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East live according to the rules of nature, and a civilized society opposes itself to nature. The aboriginal people acquired the skills of living in conditions extremely difficult for humans and, thanks to the continuity of generations, retained their own cultural characteristics, including preserving a nomadic way of life. The advance of industrial civilization could threaten the traditional comfortable living environment of these people.

The author considers the improvement of legislative acts in the field of ensuring and preserving the traditional comfortable living environment to be the urgent task, especially during industrial development of the northern territories. To solve this issue, the author proposes applying the principle of environmental law - the presumption of the danger of any planned economic activity - and developing rules for conducting an ethnological expertise and legislatively establish the possibility of its conduct.

Keywords: comfortable living environment, indigenous small-numbered peoples of the North, Siberia and the Far East, traditional way of life, ethnological expertise, industrial expansion, ethnocultural diversity

Recommended citation

Listopad O. F. Obespechenie komfortnoi sredy prozhivaniya korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka na iskonnykh territoriyakh [Providing a Comfortable Living Environment for Indigenous Small-Numbered Peoples of the North, Siberia and the Far East in the Ancestral Territories], Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka, 2021, no. 6, pp. 85-91, DOI: 10.34076/2410_2709_2021_6_85.

References

Brinchuk M. M. (ed.) Territorii traditsionnogo prirodopol'zovaniya korennykh malochislennykh narodov rossiiskogo Severa (problemy i perspektivy) [Territories of Traditional Nature Use of Indigenous Peoples of the Russian North (Problems and Prospects)], Moscow, Izd-vo In-ta gos-va i prava RAN, 2010, 88 p.

Kharyuchi S. N. Istoricheskie predposylki i sovremennye tendentsii razvitiya korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossiiskoi Federatsii [Historical Background and Modern Trends in the Development of the Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation], Shtyrova V. A. (ed.) Sovremennoe sostoyanie i puti

razvitiya korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossiiskoi Fede-ratsii [The Current State and Ways of Development of the Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation]: conference papers, Moscow, Upr. inform. tekhnologii i dokumentooborota Apparata Soveta Federatsii, 2012, pp. 33-43.

Kryazhkov V. A. Pravovye problemy korennykh malochislennykh narodov Rossii [Legal Problems of the Indigenous Peoples of Russia], Gosudarstvo i pravo, 1994, no. 6, pp. 3-7.

Kryazhkov V. A. Zakonodatel'stvo o korennykh malochislennykh narodakh Severa: Sovremen-noe sostoyanie i puti sovershenstvovaniya [Legislation on Small Indigenous Peoples of the North: Current State and Ways of Improvement], Shtyrov V. A. (ed.) Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossiiskoi Federatsi [The Current State and Ways of Development of the Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation], Moscow, Upr. inform. tekhnologii i dokumentooborota Apparata Soveta Federatsii, 2012, pp. 44-56.

Mostakhova T. S. Etnologicheskaya ekspertiza kak instrument zashchity traditsionnogo obraza zhizni korennykh malochislennykh narodov Severa [Ethnological Expertise as a Tool to Protect the Traditional Way of Life of the Indigenous Peoples of the North], Bogdanova E. N., Zado-rin M. Yu. (eds.) Sberezhenie korennogo naseleniya v Arkticheskoi zone RF v usloviyakh trans-formatsii obraza zhizni i izmeneniya klimata [Conservation of the Indigenous Population in the Arctic Zone of the Russian Federation in the Conditions of Lifestyle Transformation and Climate Change]: conference papers, Arkhangel'sk, KIRA, 2018, pp. 15-18.

Naletov A. M. Vzaimodeistvie byta korennykh malochislennykh narodov Severa i kul'tury pere-selentsev v sovremennykh usloviyakh [Interaction of the Life of the Indigenous Peoples of the North and the Culture of Immigrants in Modern Conditions]: autoabstr. of cand. philos. sc. thesis, Tyumen', 2005, 176 p.

Novikova N. I. Rodovye ugod'ya: perspektivy pravovogo plyuralizma (predstavleniya pred-stavitelei korennykh narodov i zakonodatelei) [Ancestral Lands: Perspectives of Legal Pluralism (Representations of Representatives of Indigenous Peoples and Legislators)], Gosudarstvo i pravo, 2000, no. 6, pp. 102-107.

Popova T. L., Lobanov A. A. Nervno-psikhicheskaya adaptatsiya v usloviyakh transformatsii obraza zhizni korennykh zhitelei v Arkticheskoi zone YaNAO [Neuropsychic Adaptation in the Conditions of Transformation of the Lifestyle of Indigenous People in the Arctic Zone of the Yamalo-Nenets Autonomous District], Bogdanova E. N., Zadorin M. Yu. (eds.) Sberezhenie korennogo naseleniya v Arkticheskoi zone RF v usloviyakh transformatsii obraza zhizni i izmeneniya klimata [Conservation of the Indigenous Population in the Arctic Zone of the Russian Federation in the Conditions of Lifestyle Transformation and Climate Change]: conference papers, Arkhangel'sk, KIRA, 2018, pp. 115-119.

Tikhomirov Yu. A. (ed.) Gosudarstvenno-pravovye osnovy uskorennogo razvitiya Dal'nego Vostoka Rossii [The State-Legal Basis for the Accelerated Development of the Russian Far East], Moscow, 2018, 301 p.

Tranin A. A. Ekologo-pravovye problemy traditsionnogo prirodopol'zovaniya korennykh malo-chislennykh narodov Rossii [Ecological and Legal Problems of Traditional Nature Management of Indigenous Peoples of Russia], Gosudarstvo i pravo, 2008, no. 8, pp. 19-25.

Oksana Listopad - master of jurisprudence, senior lecturer of the Department of land, urban planning and environmental law, curator of the legal student clinic, Ural State Law University. 620137, Russian Federation, Ekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: u1062@list.ru.

ORCID: 0000-0001-8892-5224

Дата поступления в редакцию / Received: 29.08.2021

Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 08.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.