Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ'

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСКИЕ НОВЕЛЛЫ / ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОПРОЕКТОВ / ЭТНИЧЕСКОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭТНОЛОГИЯ / ПРАВОВЫЕ АРХЕТИПЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРАВА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРАВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Леонтенкова Елена Андреевна

В статье рассматриваются негативные последствия цифровизации государственного управления, которая постепенно становится основным предметом законодательных инноваций. Автор предлагает распространить задачи и принципы этнокультурной экспертизы на законопроекты в сфере цифровизации государственного управления, предлагая новый термин: цифровая экология, под которой понимает систему знаний и экспертиз, препятствующих разрушительному воздействию цифровых технологий на общественные отношения и структуры, на личность, общество и государство, человеческое сознание и культуру. В вопросах защиты этнокультурной идентичности народов России цифровая экология видится автору одной из ключевых задач этнокультурных экспертиз законодательных инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL EXPERTISE OF LEGISLATIVE INNOVATIONS

The article examines the negative consequences of the digitalization of public administration, which is gradually becoming the main subject of legislative innovation. The author proposes to extend the tasks and principles of ethnocultural expertise to bills in the field of digitalization of public administration, proposing a new term: digital ecology, by which he understands the system of knowledge and expertise that prevents the destructive impact of digital technologies on social relations and structures, on the individual, society and the state, human consciousness and culture. In matters of protecting the ethnocultural identity of the peoples of Russia, digital ecology is seen by the author as one of the key tasks of ethnocultural expertise of legislative innovations.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ»

Леонтеикова Елена Андреевна

судья Нижегородского областного суда

Leontenkov Elena Andreevna

judge of the Ni-fifty Novgorod regional court E-mail: superbegemot@rambler.ru

Этнокультурная экспертиза законодательных инноваций1 Ethno-cultural expertise of legislative innovations

Аннотация. В статье рассматриваются негативные последствия цифровизации государственного управления, которая постепенно становится основным предметом законодательных инноваций. Автор предлагает распространить задачи и принципы этнокультурной экспертизы на законопроекты в сфере цифровизации государственного управления, предлагая новый термин: цифровая экология, под которой понимает систему знаний и экспертиз, препятствующих разрушительному воздействию цифровых технологий на общественные отношения и структуры, на личность, общество и государство, человеческое сознание и культуру. В вопросах защиты этнокультурной идентичности народов России цифровая экология видится автору одной из ключевых задач этнокультурных экспертиз законодательных инноваций.

Ключевые слова: правотворческие новеллы; экспертиза законопроектов; этническое правосознание; юридическая этнология; правовые архетипы; законодательная инновация; цифровизация права; модернизация права.

Annotation. The article examines the negative consequences of the digitalization of public administration, which is gradually becoming the main subject of legislative innovation. The author proposes to extend the tasks and principles of ethnocultural expertise to bills in the field of digital ization of public administration, proposing a new term: digital ecology, by which he understands the system of knowledge and expertise that prevents the destructive impact of digital technologies on social relations and structures, on the individual, society and the state, human consciousness and culture. In matters of protecting the ethnocultural identity of the peoples of Russia, digital ecology is seen by the author as one of the key tasks of ethnocultural expertise of legislative innovations.

Keywords: law-making novels; examination of draft laws; ethnic sense of justice; legal ethnology; legal archetypes; legislative innovation; digital ization of law; modernization of the law.

Цифровые технологии на сегодняшний день признаются самым важным и значимым предметом законодательных инноваций — это признают первые должные лица государства: и Президент РФ; и Премьер-министр РФ. Это своеобразный национальный проект номер один для страны. Михаил Мишустин, при этом, отметил особую роль цифровых технологий в государственном управлении: "Наша цель — сделать систему государственного управления более эффективной, открытой и удобной для всех пользователей, будь то граждане нашей страны, бизнес или сами госслужащие", — сказал Мишустин»2. О построении цифрового государства говорит постоянно и В.В.Путин: «"Миллиарды рублей будут направлены только на цифровую трансформацию государственного управления и перевод в электронный формат фактически всех государственных услуг. Большинство из них будут оказываться автоматически, по факту возникновения жизненной ситуации у человека, в так называемом проактивном режиме"3. Между тем, процесс перевода на цифровую платформу государственного управления и всей сложной и комплексной системы государственных связей влечет за собой «оцифровку» самых разнообраз-

1 Доклад подготовлен при финансовой поддержке гранта РФФИ № 19-011-00820 (а) «Правовая политика российского государства, ее приоритеты и принципы в условиях цифровой экономики и цифрового технологического уклада: концептуальные; методологические, отраслевые аспекты цифровизации права и правового регулирования».

2 "Цифра — не наш враг": каким видит Мишустин развитие сферы технологий // Информационный портал Будущее России. Национальные проекты. URL на дату 01.11.2020 https://futurerussia.gov.ru/naclonalnye-proekty/clfra-ne-nas-vrag-kakim-vidit-misustin-razvitie-sfery-tehnologij

3 Президент заявил о планах перевода всех госуслуг в цифру // Российская газета. 04.12.2020 URL: https://rg.ru/2020/ 12/04/putin-zaiavil-o-planah-perevoda-vseh-gosuslug-v-cifru.html

ных сфер и граней общественной жизни, что не всегда оптимальным образом! может сказаться на национальной безопасности общества, личности и государства, как подчеркивают современные авторы1. Рассмотрим влияние «цифровых» законодательных инноваций на современные процессы этнокультурной жизни российских народов.

В современных условиях коренной ломки сложившихся в эпоху Модерна благоприятных условий для сохранения остатков традиционного общества и плюрализма образов и моделей жизни особо «хрупкими» представляются этносы, ведущие коренной образ жизни. Индустриальное, информационное и традиционное общество как-то «уживались» между собой вполне мирно и благополучно до конца XX века. Однако шестой технологический уклад в корне меняет условия жизни современного человеческого сообщества: не остается в условиях цифровизации условий для традиционного образа жизни этносов и народов, «рискующих» навсегда лишиться национально-культурных форм самоопределения в силу тотального включения информационных и цифровых потоков во все без исключения сферы общественной жизни. В этой ситуации особую роль начинают играть механизмы государственной защиты этнокультурной идентичности народов России, о которой все чаще говорят современные ученые2. Основная задача этнокультурной экспертизы законопроектов заключается в оценке и прогнозировании влияния нормативного акта на межэтнические связи и отношения, на этнокультурные правовые традиции, обычное право, этноконфессиональные нормы и ценности, на этнокультурное правосознание и желаемое право.

Важнейшей задачей этнокультурной экспертизы следует считать предупреждение непоправимых для условий и мест традиционного образа жизни коренных малочисленных народов технологический инноваций, которые допустимы на законодательном уровне, но не допустимы на уровне традиционных ценностей и представлений этнокультурных сообществ. Приведем такой пример: правовая система и гражданской-правовой оборот земель учитывают экономический статус земли, ее коммерческие, стоимостные и хозяйственные характеристики. Между тем, для традиционных этносов земля представляет собой, в первую очередь, святыню. Например, «для ненцев важна духовная связь с территорией, включающей и маршруты кочевания, и места стоянок, и места захоронений, и священные объекты (земли, камни, мысы и сопки)»3. Кроме того, для этносов, ведущих традиционный образ жизни, очевидными являются малопонятные современному обывателю городской среды понятия своей «родственности» и, даже, «усыновленности» земле, природе. Право собственности отдельного человека на землю вообще трудно представимо для этих народов, как и строгая умеренность в потреблении природных благ. Однако в современном «обществе потребления» доминирует принцип «бери от жизни все», где под понятие «жизнь» подпадает, в том числе, и человеческое общество, и земля, и богатство, и дары природы.

На совершенно иное отношение со стороны традиционных этносов к материальным объектам правоотношений указывают представители современной юридической антропологии. В частности, Н.Рулан пишет: «традиционная система не игнорирует экономическую ценность земли, но эта ценность не носит определяющий характер, как это имеет место в гражданско-правовой системе, основанной на капиталистическом способе производства, при котором меновая (обменная) стоимость земли высчитывается и вводится в общий рынок, на котором доминирует индивидуалистическая организация обменов. Напротив, утверждая принцип непередаваемости земли, традиционная система ставит на первое место ее внекоммерческий характер: права на землю могут передаваться лишь между членами одной и той же группы. Таким образом, традиционная система абстрагируется от экономической ценности земли, тогда как гражданско-правовая система ставит ее на первое место. Традиционная система ставит во главу угла общественно-политический статус субъектов права, тогда как гражданско-правовая не обращает на них большого внимания»4.

Еще более важным и значимым ресурсом для любого народа, не только ведущего традиционный образ жизни, но и имеющего собственную самобытную культуру и систему ценностей, следует признать этнокультурную идентичность. Цифровая трансформация современного общества привела появлению новых, ранее неизвестных видов общественных связей и коммуникаций. «Цивилизация кочующих объектов», о которой говорил Жак Аттали, электронных кочевников, оторванных от родной земли, ориентирующихся на трансграничное сетевое интернет-пространство, ведёт к постепенный потере этнокультурной идентичности и принадлежности к той или иной мировоззренческой общности представителей разных народов5. Цифровая реальность полностью меняет традиции и культуру каждой личности, оказывая непосредственное влияние на этническую память, коллективную идентичность. Уничтожение коллектив-

1 Овчинников А.И. Безопасность личности и государства в цифровую эпоху: политико-правовой аспект //Журнал российского права. 2020. № 6. С. 5-21.

2 Баранов В.М., Овчинников А.И. Этнокультурная экспертиза в правотворческом процессе // Государство и право. 2011. №6. С. 28-33.

3 Василькова Т.Н., Евай А.В, Мартынова Е.П., Новикова Н.И. Коренные малочисленные народы и промышленное развитие Арктики (этнологический мониторинг в Ямало-Ненецком автономном округе). Москва — Шадринск: Издательство ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2011. — 268 с.+24 с. вкл.

4 Рулан Н. Юридическая антропология. М., 1999, 310 с. С. 120.

5 Мельков С. А., Салтыкова М. В., Лябах А. Ю. «Цифровые кочевники»: проблематизация появления и влияния на развитие современного общества // Вестник МГЛУ. Общественные науки. Вып. 1 (834) /2019. С.77.

Леонтенкова Е.А. Этнокультурная экспертиза законодательных инноваций

359

ной идентичности является одной из важнейших задач идеологии трансгуманизма, в рамках которой любая идентичность рассматривается как препятствие на пути к формированию нового мирового порядка, к обществу равных возможностей и абсолютной свободы1. Цифровые технологии усиливают роль в государстве и обществе различных стимулякров, а также разрушение смыслов и традиций, трансформируя пространственные, темпоральные и ценностные характеристики личности. Плюралистическая теория истины, постмодернистская неопределенность и вариативность ведёт к появлению новых видов смыслов социальной коммуникации, приходящих на смену традиционным этнокультурным связям.

Влияют цифровые технологии и на когнитивные способности личности, порождая новые феномен современности: цифровое или дигитальное слабоумие. Лингво-семиотические основания социального мышления, в том числе правового мышления личности, кардинальным образом трансформируются, искажая впоследствии человеческую деятельность и бытие личности. Например, глобальным и наднациональным стал культ нарциссизма, выражающемся в бесконечных селфи в различных информационных сетевых коммуникациях. Опасность трансгуманизма заключается в потере социокультурной идентичности, так как цифровая личность будущего, впрочем, уже настоящего, обладает цифровой идентичностью вне половых, семейных, государственных, этнокультурных характеристик.

Думается в связи с ростом влияния цифровых технологий на жизнь различных народов, пора употреблять понятие «цифровая экология» по отношению ко всем народам Российской Федерации, не только по отношению к нуждающимся в защите коренным малочисленным народам Севера, Кавказа, Поволжья, Сибири и др. Этот термин уже не связан с защитой традиционных территорий проживания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, так как разрушительное воздействие процессов цифровизации на сознание современного представителя народов России полностью аналогично разрушительному воздействию на ореол обитания коренных малочисленных народов Севера деятельности нефтяных и газодобывающих компаний. Цифровая экология — система знаний и экспертиз, препятствующих разрушительному воздействию цифровых технологий на общественные отношения и структуры, на личность, общество и государство, человеческое сознание и культуру. Одним из важнейших для цифровой экологии следует признать «право на бесцифровую среду»2, которое предлагает включить в законодательство и защитить в своей работе Овчинников А.И. Для народов России, ведущих традиционный образ жизни такое право должно стать одним из предметов этнокультурной экспертизы всех законодательных инноваций в сфере цифровой экономики и государственного управления.

1 Щипков В.А. Секулярные основания и утопические черты идеологии трансгуманизма// Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2018. №3. С.9.

2 Овчинников А.И. Безопасность личности и государства в цифровую эпоху: политико-правовой аспект //Журнал российского права. 2020. № 6. С. 5-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.