Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ 2010-2020-Х ГГ'

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ 2010-2020-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА СИБИРИ / ТУВА / ХАКАСИЯ / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сертакова Е. А., Лещинская Н. М., Колесник М. А., Кистова А. В.

В статье представлены результаты аналитической работы, в ходе которой были изучены исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященные различным аспектам этнокультурной динамики коренных народов. Особое внимание было уделено публикациям, раскрывающим особенности этнокультурной динамики коренных народов Енисейской Сибири, проживающих на территории Республики Тыва, Республики Хакасия, Красноярского края. В результате было обнаружено, что в центре интересов научного сообщества находятся современные проблемы коренных народов, такие как игнорирование их прав, утрата традиционных форм хозяйствования и элементов традиционной культуры, в частности языка и менталитета, проблемы со здоровьем и образованием. На основе обзора статей, опубликованных в период с 2011 по 2021 гг., сделаны выводы о процессах, определяющих специфику этнокультурной динамики народов, проживающих на территории Енисейской Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL DYNAMICS OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF YENISEI SIBERIA IN RESEARCH WORKS OF 2010S-2020S

The article presents the results of analytical work, during which works by domestic and foreign authors devoted to various aspects of the ethnocultural dynamics of indigenous peoples were studied. Particular attention was paid to publications that reveal the peculiarities of the ethnocultural dynamics of the indigenous peoples of Yenisei Siberia - the indigenous peoples living in the territory of the Republic of Tyva, the Republic of Khakassia, and the Krasnoyarsk Krai. As a result, it was found that the scientific community focuses on modern problems of indigenous peoples, such as ignoring their rights, losing traditional forms of management and elements of traditional culture, in particular, language and mentality, health and education problems. Based on the review of articles published in the period between 2011 and 2021 we make conclusions on the processes that determine the specifics of the ethnocultural dynamics of the peoples living on the territory of Yenisei Siberia.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ 2010-2020-Х ГГ»

I Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2022 15(5): 702-716

DOI: 10.17516/1997-1370-0806 УДК 303.442

Ethnocultural Dynamics of the Indigenous Peoples of Yenisei Siberia in Research Works of 2010s-2020s

Ekaterina A. Sertakovaa, Natalya M. Leshchinskayaa, Mariya A. Kolesnika and Anastasiya V. Kistova*b

aSiberian Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation bKrasnoyarsk Art Museum named after VI. Surikov Krasnoyarsk, Russian Federation

Received 22.05.2021, received in revised form 04.06.2021, accepted 06.07.2021

Abstract. The article presents the results of analytical work, during which works by domestic and foreign authors devoted to various aspects of the ethnocultural dynamics of indigenous peoples were studied. Particular attention was paid to publications that reveal the peculiarities of the ethnocultural dynamics of the indigenous peoples of Yenisei Siberia - the indigenous peoples living in the territory of the Republic of Tyva, the Republic of Khakassia, and the Krasnoyarsk Krai. As a result, it was found that the scientific community focuses on modern problems of indigenous peoples, such as ignoring their rights, losing traditional forms of management and elements of traditional culture, in particular, language and mentality, health and education problems. Based on the review of articles published in the period between 2011 and 2021 we make conclusions on the processes that determine the specifics of the ethnocultural dynamics of the peoples living on the territory of Yenisei Siberia.

Keywords: ethnocultural dynamics, indigenous peoples of the north of Siberia, Tuva, Khakassia, Krasnoyarsk Krai.

The research was funded by RFBR, Krasnoyarsk Krai and Krasnoyarsk Regional Fund of Science, project number 20-49-240001.

Research area: culturology

Citation: Sertakova, E.A., Leshchinskaya, N.M,, Kolesnik, M.A., Kistova, A.V. (2022). Ethnocultural dynamics of the indigenous peoples of Yenisei Siberia in research works of 2010s-2020s. J. Sib. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sci., 15(5), 702-716. DOI: 10.17516/1997-1370-0806.

© Siberian Federal University. All rights reserved

* Corresponding author E-mail address: [email protected], [email protected]

Этнокультурная динамика коренных народов Енисейской Сибири в исследованиях 2010-2020-х гг.

Е.А. Сертаковаа Н. М. Лещинскаяа, М. А. Колесника, А. В. Кистова6

"Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск

бКрасноярский художественный музей имени В. И. Сурикова Российская Федерация, Красноярск

Аннотация. В статье представлены результаты аналитической работы, в ходе которой были изучены исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященные различным аспектам этнокультурной динамики коренных народов. Особое внимание было уделено публикациям, раскрывающим особенности этнокультурной динамики коренных народов Енисейской Сибири, проживающих на территории Республики Тыва, Республики Хакасия, Красноярского края. В результате было обнаружено, что в центре интересов научного сообщества находятся современные проблемы коренных народов, такие как игнорирование их прав, утрата традиционных форм хозяйствования и элементов традиционной культуры, в частности языка и менталитета, проблемы со здоровьем и образованием. На основе обзора статей, опубликованных в период с 2011 по 2021 гг., сделаны выводы о процессах, определяющих специфику этнокультурной динамики народов, проживающих на территории Енисейской Сибири.

Ключевые слова: этнокультурная динамика, коренные народы севера Сибири, Тува, Хакасия, Красноярский край.

Научная специальность: 24.00.00 - культурология.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, Правительства Красноярского края и Красноярского краевого фонда науки в рамках научного проекта № 20-49-240001.

Введение

Этнокультурная динамика — процесс, отражающий изменения в переживаниях своей этничности каждым представителем того или иного народа. Экстериоризируются данные переживания в различных формах культуры: в религии, языке, искусстве, быту, праве, образовании, здравоохранении и т. д. К изучению этнокультурной динамики как феномена, а также факторов, определяющих ее специфику, обращаются многие ученые, как отечественные, так и зарубежные.

Зарубежные исследователи в своих текстах описывают современное состояние коренных народов. В исследованиях такого рода можно выделить ряд направлений, рассмотрев содержание статей.

Статья L. Schaefli, А. Godlewska посвящена результатам комиссии Бушара-Тейлора в Квебеке. Авторы обращают внимание на то, какую роль играет неграмотность в укреплении колониального мышления и его следствий в отношениях коренных жителей с другими социальными группами (БЛае:Ш, воак^ка, 2014).

Авторы Т. Stonefish, С. Т. Kwantes (2017) в своей статье приводят результаты изучения взаимосвязи между аккультурацией и ценностями коренных народов Канады, попавших под процессы колонизации. Приводятся данные эмпирического исследования взаимосвязи ценностей и аккультураций у коренных жителей, проживающих среди некоренного общества, преимущественно в городах.

Об опыте пребывания в городском пространстве коренных народов рассказывает статья S. РгоШ;, N. Biddle. Авторы опираются на данные переписи населения в качестве базы для изучения мест проживания и неравномерности доступа к рынку жилья коренного населения Австралии. Предлагается рассматривать динамику изменений численности коренного населения в сравнении с другими группами городских жителей (Ргои;, Biddle, 2015).

Исследователь S. Pietikainen рассматривает динамику языка и изменение идентичности коренных народов Финляндии. Он отмечает, что многоязычие представителей индигенных этносов может быть использовано для политического и экономического развития и при этом приводить к социальному расслоению ^ейкатеп, 2018).

Современные экологические, социальные и экономические проблемы, возникающие при взаимодействии коренных общин и добывающих компаний, описывают исследователи L. S. Hoгowitza, А. КееН^с, К Lëvesqued, Т. Rodone, S. Schottf, S. ^ёпаи% (2018). Авторы неоднозначно рассматривают приход промышленных групп на территории землепользования коренного населения. С одной стороны, под удар попадает традиционная деятельность народов, связанная с использованием природных ресурсов, но с другой - у них появляются перспективы, в частности, начать преодоление своего маргинального положения в социальном и экономическом планах благодаря выплатам компаний и обустройству территорий.

Обиды коренных жителей на представителей других культур рассматривает В. МсЕШтпу (2016). Автор обращается к феномену «эпохи извинений» в Канаде -публичного признания ошибок правительством перед коренным населением. Данные события вписываются в направление государственной политики по мультикульту-рализму. Автор отмечает, что такие признания отражают политическую динамику по вопросам коренного населения.

Близкие проблемы, но уже в российском контексте, рассматривает М. М. Ва^ег.

Выбран довольно специфический ракурс проблемы бытования коренного населения в городах и деревнях, а именно то, как выстраивались их отношения с лагерной системой Советского государства, как это повлияло на их идентичность и культуру (Balzer, 2015).

Для отечественных ученых актуальным является обращение к истории народов Севера, рассмотрение тех периодов, когда наиболее ярко ими переживались изменения в социально-культурной жизни. В России таким знаковым периодом выступают первые годы существования Советского государства. В статье A. V. Akhmetova, S. V. Bobyshev исследуются глубинные изменения в быту коренных этносов Дальнего Востока, с одной стороны, явно поспособствовавшие повышению уровня жизни населения, но одновременно с этим и разрушившие их традиционную культуру (Akhmetova, Bobyshev, 2015).

Также исследователей интересует, как коренные народы Севера переживают утрату культурной самобытности в ХХ в., каким образом осуществляется попытка восстановить традиции сегодня. В качестве примера можно привести статью «Internationalisation with the use of Arctic indigeneity: the case of the Republic of Sakha (Yakutia), Russia» (Maj et al., 2012). Возрождение верований, существовавших издревле, хозяйственных практик в среде коренных жителей Севера может восприниматься как нечто, что способно разрешить проблемы в социальном, экономическом, политическом и даже психологическом планах.

Современная этническая ситуация среди коренных жителей Севера в разных регионах России анализирует I. A. Karapetova на основе полевых данных, собранных в начале 1980-х и в 2000-х гг. в ходе экспедиций к пуровским лесным ненцам (Karapetova, 2012). На основе сравнения данных исследований середины 1990-х гг. с данными начала XXI в. рассматривается современная этническая и демографическая ситуация у ненцев, проживающих в низовьях р. Таз, в статье Ю. Н. Квашнина (Kvashnin, 2012).

Не обходят вниманием отечественные ученые и проблемы коренных жителей Севера, связанные со здоровьем. Так, например, в статье «The social hygienic and medical demographic characteristics of families of indigenous population of Yakutia» (Semenova, Lapteva, 2015) обсуждается печальная динамика в области психических заболеваний, к которым относится в том числе и алкоголизм, среди коренных жителей в Якутии. А исследовательская группа в составе T. A. Astahova, L. V. Rychkova, A. V. Pogodina, T. V. Mandzyak, Y. N. Klimkina (2018) изучила динамику здоровья подростков из числа коренного населения Сибири, выявив высокую степень гармоничного физического развития. С. Ю. Головина в своем исследовании анализирует традиционные методы и средства, используемые обскими уграми и само-дийцами для сохранения здоровья и экологии (Golovina, 2011).

Важность экологических и климатических условий, оказывающих сильнейшее воздействие на изменения практик хозяйствования представителей КМНС, рассматривают K. V. Istomin и J. O. Habeck (2016). Анализируя группы кочевников-оленеводов в Коми и Ненецком автономном округе, исследователи увидели негативную динамику их жизни - быстрое разрушение вечной мерзлоты, что ставит под угрозу развитие оленеводства и сохранение традиционного образа жизни.

Ye. V. Kaduk (2017) изучает экономику коренного населения Анабарского района в Республике Саха. Несмотря на рыночные условия современного мира, здесь до сих пор активно встречается аутентичная форма хозяйствования предшествующих поколений.

N. I. Novikova (2016) рассматривает вопрос динамики коренного населения Российской Арктики через призму их политических прав на землепользование. Автор называет очевидными положительные тенденции, в которых северяне обретают голос, и их требования не могут быть просто проигнорированы.

Значительное внимание уделяется также языковым проблемам коренных мало-

численных народов Севера и образованию. Так, В. Н. Соловар, изучая языковую картину мира хантов, отмечает, что категория возраста человека является объектом оценки как в аспекте внешнего облика, так и в аспекте внутренних, духовных, умственных качеств человека в языке коренного народа (Solovar, 2011). Особенностям языкового развития детей коренных малочисленных народов Севера посвящено исследование Н. Г. Айваровой. Автор раскрывает противоречия между языковым развитием ребенка-дошкольника в самобытной культуре и организацией учебного процесса в современной школе, предлагая варианты совершенствования учебного процесса (Ayvarova, 2011).

Методы

Эмпирической базой для настоящего исследования стали научные публикации отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам этнокультурной динамики коренных народов, вышедшие в свет в период с 2010 по 2021 год, размещенные в международных библиографических базах Scopus и Web of Science.

Метод аналитического обзора научной литературы позволяет собрать и изучить экспертные мнения об этнокультурной динамике как феномене, а также обнаружить наиболее значимые факторы, определяющие этнокультурную динамику коренных народов Енисейской Сибири.

Обсуждение

На протяжении долгого времени жизнь коренных народов Енисейской Сибири изучалась отдельными учеными точечно, задач, связанных с комплексным изучением их быта и культуры, не ставилось. Особенно это касалось этносов, проживающих на труднодоступных землях Сибирской Арктики. Однако в свете глобальных изменений некогда периферийные территории и малозначимые этносы приобрели повышенное внимание со стороны государства и научных сообществ. Как отмечает исследователь Sari Pietikainen (2018), ключевые направления современных исследований

коренного населения Арктики связаны с тремя главными темами: изменением климата, растущим экономическим интересом к территориям коренных народов и культурными преобразованиями. В рамках последней темы большинство современных исследований посвящены изучению изменений границ языка, идентичности коренного населения в условиях современного мира и многих других показателей.

Для изучения того, в какой степени описана этнокультурная динамика коренных народов Енисейской Сибири, следует обратиться к научным трудам, посвященным таким аспектам современного состояния культуры народов, как духовная составляющая в форме современных верований, экономическое положение, проблемы этнической идентичности, вовлеченность в общественную и политическую деятельность, сохранение традиций, традиционного образа жизни и видов деятельности, уровень владения национальным языком, межэтнические взаимоотношения, уровень доступности различных социальных услуг (Avdeeva, & Degtyarenko, 2021; Koptseva, & Kirko, 2014; Leshchinskaya, 2021; Koptseva, Reznikova, & Razumovskaya, 2018; Pashova, 2021).

Здоровье этноса - один из показателей, влияющий на этнокультурную динамику. Многие исследователи обращаются к изучению течения ряда заболеваний у представителей коренных народов, обусловленных особенностями быта, культурными традициями (Shadrina, Sivtseva, Sivtseva, Donskaya, Ivanova, 2019; Mulerova, Uchasova, Ogarkov & Barbarash, 2020).

В то же время отношение к заболеваниям, практики поддержания здоровья коренятся в глубинах традиционной культуры народов Енисейской Сибири. Данная грань вопросов здравоохранения имеет непосредственное отношение к пониманию этнокультурной динамики. В связи с этим одним из имеющих большое значение является вопрос о соотношении официальной медицины и практик традиционного врачевания (неконвенциональной медицины). Е. И. Кириленко обнаружила в ходе иссле-

довательской работы со студентами из Республики Тыва, проживающими в г. Томске, ситуацию синкретизма: успешное совмещение практик конвенциональной и неконвенциональной медицины для поддержания здоровья (ЮгИепко, 2020).

В современном обществе не существует единого мнения относительно медицинских практик, основанных на древних культурных традициях. Исследователи В. Н. Давыдов, В. А. Беляева-Сачук, Е. А. Давыдова нашли невероятный потенциал в распространенных среди чукчей, эвенков, бурят и сойотов медицинских стратегиях, позволяющих минимизировать возможные риски распространения заболеваний, а также оказания медицинской помощи в условиях автономности тундры, тайги и степей (Davydov, Belyayeva-Sachuk, Davydova, 2021).

В. А. Бацевич, Е. Ю. Пермякова,

Д. А. Машина, О. В. Ясина, О. В. Хрустале-ва проводят сравнительный анализ двух групп тувинских школьников - городских и сельских, в результате которого было обнаружено влияние урбанизации, отхода от традиционной формы хозяйствования (скотоводства) на изменение физических характеристик детей (массы тела, роста) (Batsevich, Peгmyakova, Mashina, Yasina, КЬ^аЫа, 2020).

Одним из важнейших факторов, влияющих на этнокультурную динамику, является религия.

О современных верованиях чириндин-ских эвенков написана статья D. V. УогоЬ'е^ Автора исследования интересует, насколько на современном этапе можно говорить о следах архаических верований среди эвенков-охотников, в особенности тех, что связаны с диким оленем (УогоЬ'е^ 2013).

Часть исследователей предлагают изучить существующие обряды и ритуалы с целью определения того, что может быть актуально и востребовано в современном контексте существования этноса. Например, в статье Е. V. Aiyzhy, А. V. ОДа1Ьак рассматривается система запретов и обрядов, связанных с беременностью в среде хакасов и тувинцев (Aiyzhy, ЗДа1Ьак, 2015).

Процесс трансформации религиозности под влиянием «больших культур» - один из ключевых вопросов, ответы на которые позволяют определить вектор этнокультурной динамики. Специфической чертой тувинской культуры является уникальный синтез древних шаманских традиций и буддизма. Изучению особенностей этого синтеза посвящено исследование А. А. Бурыкина. Автор обращается к анализу эпических текстов и сказок тувинцев, указывает на примеры, подтверждающие синтез разных мировоззренческих компонентов: шаманских и буддийских мотивов (Вигукт, 2020). Анализу процесса распространения и укрепления буддизма на территории Тувы посвящены исследования Ч.К.О. Ламажаа (Lamazhaa, 2019; Lamazhaa, ВкЖеЫеу & Мо^ш^ 2020).

Современные исследователи уделяют значительное внимание изучению советского периода в истории религии народов Енисейской Сибири.

Так, П. К. Дашковский и Н. С. Гончарова на основе анализа документов из Национального архива Республики Хакасия раскрывают особенности взаимодействия государства в лице комиссий содействия исполкомам по контролю соблюдения законодательства о религиозных культах с верующими. Авторы отмечают, что представители комиссий работали в соответствии с официальными установками в вопросах религии, следовательно, это влекло за собой скорее пропаганду атеизма, чем сохранение религиозных традиций хакасов (Dashkovskiy, Gonchaгova, 2021).

Речь - древнейший социальный институт, оказывающий определяющее воздействие на этнокультурную динамику. Сохранение языка как ядра культуры является ключевым фактором для поддержания ее целостности и позитивной динамики (Zamaгaeva, 2021; Shpak, & РЛе1кта, 2021).

Т. Boгgoiakova обращается к проблеме сокращения числа носителей национального языка среди хакасов на фоне высокой языковой лояльности, наблюдаемой в данном регионе (Boгgoiakova, 2015). В этом же ключе и работа А. L. Aгefiev, где обсужда-

ется проблема сокращения образовательных учреждений, в которых изучение национальных языков было возможно (Arefiev, 2015).

Е. Д. Артеменко и А. С. Буб обращаются к анализу несбалансированности языковой ситуации среди билингвов, владеющих хакасским и русским языками. Исследователи называют факторы, способствующие вытеснению хакасского языка в пространство бытового общения и эстетически обусловленной коммуникации, в частности, к таким относится утверждение русского языка во всех официальных сферах и на всех уровнях образования, а также миграция молодежи в русскоязычные регионы. Но в то же время политика Республики Хакасия направлена на всевозможное поддержание национального языка (Artomenko, Bub, 2019).

Аналогичная ситуация складывается с билингвами, владеющими тувинским и русским языками. Г. А. Дырхеева, Ч. С. Цыбенова отмечают, что русский язык является функционально доминирующим, но имеет инструментальное значение, тогда как родной язык символизируется (Tsybenova, 2019; Dyrkheyeva, Tsybenova, 2020).

Н. А. Мамонтова обращает внимание на взаимосвязь идентичности с языком и организацией клана у илимпийских эвенков. Она рассматривает динамику отношений между данными составляющими на протяжении XX столетия, обращая внимание на то, какие изменения происходили при реализации советской программы национальной политики на территориях проживания этносов и изменения местных дискурсивных практик. Опираясь на материалы внушительных полевых исследований в Эвенкии Красноярского края (с 2007 по 2012 г.) и работу с архивами Туры, Красноярска, Москвы и Санкт-Петербурга, автор выяснила, что причиной связи административных кланов и языковых сообществ является региональная политика 1920-х гг., которая в рамках национальной политики государства формировала территориальное разделение, опираясь на «клановую» орга-

низацию эвенков. Также она способствовала появлению эвенкийского литературного языка (МатоШота, 2016).

В другой статье Н. А. Мамонтова исследует отношение к родному языку эвенков, проживающих в урбанизированном пространстве (поселок городского типа Тура). Автор отмечает сосуществование двух противоположных позиций: отношение к родному языку как к «лишнему в городе» и в то же время использование эвенкийского языка в общении. Переход от русского к эвенкийскому Н. А. Мамонтова связывает с контекстом, в котором происходит общение, и личными установками говорящего. Она опровергает стереотипное утверждение, что общение на родном языке так или иначе связано только с традиционной культурой (МатоПота, 2019).

В качестве интересного инструмента изучения этнокультурной динамики коренных народов Сибири и, в частности Енисейского региона, рассматривает гидронимы «Енисей», «Лена», «Ангара» в своих исследованиях А. А. Бурыкин. Так, автор, учитывая данные письменных источников XIII-XVII вв., а также сведения об этническом составе народов, живущих в бассейнах рек Енисей и Ангара в районе озера Байкал, принимая во внимание миграции этих народов и последовательность их первых контактов с русскими, делает вывод о том, что происхождение названия реки Енисей восходит к ненецкому языку, а название реки Ангара происходит не из бурятского, а из эвенкийского языка (ВшгуЫп, 2011а; Вшукт, 2011Ь).

Сохранность традиционных форм хозяйствования (скотоводство, охота, рыбная ловля, собирательство) выступает своеобразным маркером, указывающим на наличие преемственности культурных традиций в целом. Для эвенков, коренного малочисленного народа Севера Красноярского края, ключевой формой традиционного хозяйствования является оленеводство. В. Владимирова обращается к изучению трансформации оленеводческих практик под влиянием сельскохозяйственной науки в советское время, селекции, а также опи-

сывает современные технологии в оленеводстве (Vladimirova, 2020).

Помимо домашнего оленеводства охота на дикого северного оленя также относится к традиционным занятиям, значимым для северных коренных народов. Активное освоение Арктики промышленниками зачастую влечет за собой необратимые изменения в экосистеме (Burtseva, Sleptsov, Bysyina, Fedorova, Dyachkovskii, 2020; Bogdanova, Andronov, Soromotin, Detter, Sizov, Hossain, & Lobanov, 2021). Меняются миграционные пути северного оленя, и, как следствие, возможно снижение популяции данного животного. Миграция северного оленя, сохранность его как вида, значение оленеводства для экономики являются предметом исследования многих ученых (Kharzinova, Deniskova, Dotsev, Solov'yeva, Romanenko, Layshev, Zinov'yeva, 2019; Soukhovolsky, Savchenko, Muravyov, 2020; Laishev, Sleptsov, FogeL, Kisil, Veretennikov, 2020).

Для коренных народов Енисейской Сибири природный ландшафт имеет важное культурное значение. Мировоззрение, основанное на этнических традициях, предопределяет тесное взаимодействие человека и природы. Современные исследователи вводят понятие «этнокультурный ландшафт» - социально-экологические системы, которые возникли в результате взаимодействия этнических групп с их естественной и социальной средой и находятся в постоянном процессе трансформации (Dirin, Fryer, 2020).

Статья Y. V. Popkov и E. A. Tiugashev (2018) посвящена рассмотрению экономики тувинцев как неотъемлемого элемента жизни. Изучив в рамках социокультурного подхода экономику тувинского этноса, исследователи выявили ряд важных нюансов. Во-первых, помимо кочевой культуры как доминанты коренного населения Тувы, существуют иные экономические культуры, которые позволили приобрести этносу новые навыки - охота, занятия сельским хозяйством, ремеслами. Если кочевой образ жизни формировал неторопливый ритм жизни и прививал тувинцам созерцатель-

ность, то охота заставляла их быть более быстрыми в решениях и деле, ремесла и работа на земле и с животными научили скрупулезности и усидчивости. Таким образом, авторы приходят к выводу, что тувинский этнос имеет устойчивую экономическую культуру, в которой есть разные варианты развития. Такой полиморфизм становится важным элементом дополнительных направлений развития этноса, которые не совсем очевидны, но способны дать новые варианты развития помимо традиционного пути.

Для понимания этнокультурной динамики того или иного народа необходимо также рассмотреть вопрос миграции. Одним из распространенных вариантов миграции является переезд из сельской местности в города. О. Л. Лушникова (Lushnikova 2020) изучает вопросы адаптации хакасов к городской жизни. На основе анализа интервью автор делает выводы о корреляции уровня адаптированности с рядом условий: возраста, семейного положения, наличия детей, уровня образования, характером трудовой деятельности и жилищными условиями. В качестве фактора, негативно влияющего на адаптацию, О. Л. Лушникова называет осознание себя коренным народом в качестве этнического меньшинства. Также анализу влияния городской жизни на этническую идентичность хакасов посвящено исследование Е. Е. Тиниковой (Tinikova 2020).

Историческому влиянию средневекового племени туматов на этногенез народов Южной Сибири, в частности бурятов, тувинцев, хакасов, посвящена статья В. В. Ушницкого Автор рассматривает исторические сведения, документы и фольклор в качестве источников, раскрывающих особенности межэтнического взаимодействия и культурного влияния, следы которого прослеживаются и в современной культуре коренных жителей Южной Сибири (Ushnitskiy, 2011).

Проблеме современного состояния межэтнических отношений на территории Республики Тыва посвящена статья «Dynamics of interethnic relations and ethnie

stereotypes in the Republic of Tuva» (Balakina, 2015). Авторы исследования с помощью опроса жителей и экспертов фиксируют, что ситуация в регионе достаточно стабильна, но давняя напряженность в отношениях между тувинцами и русскими существует в скрытом виде.

Про альтруистические социальные нормы долган и нганасанов Таймыра статья J. P. Ziker (Ziker, 2015). В своем исследовании автор также рассматривает неформальную систему собственности, которая характерна для жителей Усть-Авама. Для выявления и описания специфики существующих социальных норм среди долган и нганасанов исследователь использовал методы в рамках экспериментальной теории игр и семиотики. В итоге автор указывает на то, что проведенный эксперимент позволяет говорить о высокой степени альтруизма в сообществе, ведущем натуральное хозяйство, но одновременно с этим низким оказывается показатель ожидаемой справедливости.

Этнокультурная динамика коренного населения Сибири сегодня во многом связана с мерами поддержки государства и региона. Так, I. S. Tarbastayeva (2016) сосредотачивает внимание на рассмотрении этнической политики в Туве в постсоветскую эпоху. Автор выделяет три периода: 1991-1996 гг., 1996-2013 гг. и время с 2013 г.. Такие временные рамки определены благодаря активности федеральных и региональных властей в вопросах национальной политики. Первый период - самый позитивный для Тувы - был связан с выделением роли титульной нации и объединения иных этносов вокруг него. В это время активно разрабатывались законы и постановления на уровне регионов. Второй период был связан с согласованием программ этнической политики в регионе с федеральным законодательством. Власти Тувы, выделив тувинцев в качестве приоритетного этноса, проводили достаточно гибкую политику по отношению к нуждам других народов. Третий этап связан с политикой сохранения и развития этнокультурного разнообразия в Туве, в нем важная задача связана с под-

держкой русского языка и русского этноса. Этнокультурная политика сегодня реализуется в качестве большого количества мероприятий, которые направлены на установление комфортной среды для разных этносов.

V. S. Kan (2016) установил ряд характерных черт этносоциальной динамики в Туве: в регионе наблюдается естественный прирост коренного населения, тувинцы проживают преимущественно в моноэтнической среде с низким уровнем этнокультурного и языкового разнообразия и снижением доли других народов. Это обусловлено тем, что район Тувы до сих пор социально и экономически неблагоприятный, а межэтнические отношения проявляют некоторую напряженность. При этом автор отмечает, что самосознание тувинцев очень меняется, наблюдается положительная динамика в восприятии тувинцев себя. Благодаря местной политике, региональной системе образования, работе СМИ сформировалось позитивное восприятие тувинской культуры и языка -примерно 98 % тувинцев говорят на родном языке и считают его первым языком (Kan, 2016).

Культурную политику современной Тувы рассматривает E. K. Karelina (2018). Автор акцентирует внимание на текущих проблемах, с которыми сталкиваются жители региона. Применяя методы историко-сравнительного, структурно -типологического и включенного наблюдения, E. K. Karelina обнаруживает торможение развития в явлении самоизоляции ценностей, планомерно сформированной в порядке смены государственной политики в целом. Автор предлагает развитие кластерной формы культуры и ставку на эко-экзо-этнокультурный брендинг территории, в котором будет увеличена доля ориентации на национальную идентичность и ее ценности.

В условиях глобальных трансформаций, когда культуры коренных народов зачастую испытывают давление «больших культур», искусство, основанное на древних традициях, предстает в качестве одной

из форм сохранения этнической самобытности. Исследователи В. Дмитриева и К. Федорова подчеркивают важность сохранения эвенкийского культурного наследия. Авторы обращаются к изучению декоративно-прикладного искусства эвенков, описывают формы и содержание традиционных орнаментов, а также указывают на необходимость и перспективность теоретического осмысления художественных образов традиционного декоративно-прикладного искусства и использование данного теоретического фундамента для создания современных произведений ювелирного искусства и дизайна (Dmitrieva, Fedorava, 2021). Схожая проблематика в центре интересов современных исследователей Ж. Э. Айжы, Я. А. Нан-Хоо. Авторы обращаются к изучению особенностей ювелирного искусства, анализируют традиционные образы и мотивы и их переосмысление современными мастерами-ювелирами (Ayzhy, Nan-Khoo, 2021).

Коллектив авторов (Amosova, Koptseva, Sitnikova, Seredkina, Zamaraeva, Kistova, Reznikova, Kolesnik, Pimenova, 2019) обращаются к произведениям искусства художников Красноярского края. Результатом их исследования является обнаружение особенностей осмысления и представления этнокультурной идентичности коренных народов Севера в искусстве.

Особенности интерпретации темы «Север» в классических и современных произведениях изобразительного искусства рассматривают А. А. Семенова и А. В. Бралкова. Авторы исследуют произведения искусства и в качестве способа переосмысления и рефлексии современных художников над особенностями географического и природного пространства Севера, и как особый взгляд на быт и культуру коренных малочисленных народов Севера. В частности, в статье рассматриваются произведения красноярских авторов, фиксирующие традиционный образ жизни нганасан, ненцев, эвенков, долган как ценный источник в том числе и этнографических данных (Semyonova, Bralkova, 2011).

Результаты

Обзор источников, размещенных в Scopus и Web of Science, показал, что за последние десять лет интенсифицировались исследования, связанные с изучением аборигенного населения в мире, и Россия не является исключением. С начала 2010-х гг. широкое распространение приобретают междисциплинарные исследования. Преимущественно речь идет о качественных исследованиях - непосредственной работе с представителями коренных этносов: опросах, интервьюировании, контент-анализе материалов о них, сборе и анализе социологических данных.

В целом изучение публикаций зарубежных и отечественных ученых показало, что современных исследователей в большей степени интересует тема изменений в культуре коренных народов, которая связана с их современным образом жизни в городе, кардинально отличающимся от традиционного. Исследования отечественных ученых по преимуществу фокусируются на том, какова этнокультурная динамика коренных малочисленных народов в местах их компактного проживания или же в условиях кочевья. Особо стоит отметить и тот факт, что обычно рассматривается этнокультурная динамика отдельных народов без их связи с другими этносами, проживающими в том или ином регионе. Также чаще отслеживается именно негативная динамика в сохранении языка и традиционных элементов культуры.

В описании этнокультурной динамики народов Енисейской Сибири в основном сохраняются те же тенденции. Согласно наблюдениям исследователей, для тувинского этноса характерны следующие основные изменения: традиционная религиозность упрочивает свои позиции, что свидетельствует о возрождении культуры народа, но при этом значительные изменения про-

Список литературы / References

исходят в образе жизни и даже физическом состоянии представителей этноса в связи с урбанизацией и ведением нетипичных для него видов хозяйственной деятельности. В Республике Тыва, благодаря очень активной региональной политике в области сохранения языка и идентичности, можно наблюдать во многом позитивную динамику. В то же время для соседнего хакасского этноса выявляется большое количество проблем: почти полная утрата традиционной религии как следствие политики Советского государства, постоянное сокращение носителей языка при том, что существуют региональные программы и законы, направленные на его поддержку. Что же касается народов, проживающих на севере Енисейской Сибири, то в основном ученых интересует степень сохранности традиционных верований, существования традиционных видов хозяйствования в столкновении с современными технологиями и производствами, соотнесения народного менталитета, норм и моделей поведения с контекстом современных отношений людей в бытовых ситуациях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что специфику этнокультурной динамики определяет развитие ряда процессов: религиозных, лингвистических, правовых, экономических, этических, художественных, общекультурных. В целом, при указании на существующие сложности и проблемы, связанные с сохранением ценностей традиционных культур, можно заключить, что коренным народам, проживающим на территории Енисейской Сибири, свойственно диалектическое переживание своей этничности. С одной стороны, присутствует стремление подчеркнуть этническую идентичность с помощью различных маркеров, с другой - в определенных ситуациях значимость этнической идентичности не важна и нивелируется.

Aiyzhy, E. V., Chalbak, A. V. (2015). Rituals and customs connected with woman's pregnancy among the peoples of the Sayan-Altai Region (the case study of the Tuvans and the Khakass). In Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities of the RAS (Oriental Studies), 3, 84-92.

Akhmetova, A. V., Bobyshev, S. V. (2015). Modernization of Ethnocultural Processes in the National Areas of the Far East (1920s-1930s years). In Bylye Gody, 37(3), 766-774.

Amosova Maria A., Koptseva Natalia P., Sitnikova Alexandra A., Seredkina Natalia N., Zamaraeva Yulia S., Kistova Anastasia V., Reznikova Ksenia V., Kolesnik Maria A., & Pimenova Natalia N. (2019). Ethnocultural identity in the works of Krasnoyarsk artists. In Journal of the Siberian Federal University. Humanitarian sciences, 12 (8), 1524-1551.

Arefiev, A. L. (2015). O yazykakh korennykh malochislennykh narodov Rossii [On the languages of the Russia small-numbered indigenous peoples], In Sotsiologicheskiye issledovaniya [SociologicalStudies], 8 (8), 75-84.

Artomenko, Ye. D., Bub, A. S. (2019). Dinamika sotsiolingvisticheskoy situatsii khakassko-russkogo yazykovogo vzaimodeystviya na territorii Yuzhnoy Sibiri [Dynamics of the sociolinguistic situation of the Khakassian-Russian language interaction in the territory of Southern Siberia]. In Rusin [Rusin], (56), 294-311.

Astahova, T.A., Rychkova, L.V., Pogodina, A.V., Mandzyak, T.V., Klimkina, Y.N. (2018). Status of health of adolescents of main ethnic groups of eastern siberia, In Medical News of North Caucasus, 13(1), 14-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Avdeeva, Y.N., & Degtyarenko, K.A. (2021) Vizualizaciya obraza ketov kak sovremennaya kul'tur-naya praktika [Visualization of the image of the Kets as a modern cultural practice], In Severnye arhivy i ekspedicii [Northern archives and expeditions], 5(2), 16-31.

Ayvarova, N.G. (2011). K voprosu yazykovogo razvitiya detey korennykh malochislennykh narodov Severa [On the issue of linguistic development of children of indigenous small peoples of the North]. In Vestnik ugrovedeniya. Pedagogika, psikhologiya [Bulletin of Ugric Studies. Pedagogy, psychology],4 (7), 67-72.

Ayzhy, Zh. E., & Nan-Khoo, YA. A. (2021). Skifskiye syuzhety i motivy v traditsionnom i sovremen-nom yuvelirnom iskusstve Tuvy [Scythian subjects and motives in traditional and modern jewelry art of Tuva]. In Novyye issledovaniya Tuvy [New studies of Tuva], (1), 73-90.

Balakina G. F. et al. (2015). Dynamics of interethnic relations and ethnic stereotypes in the Republic of Tuva. In Sociological Studies, 8 (8), 93-99.

Balzer M. M. (2015). Local legacies of the GULag in Siberia: Anthropological reflections. In Focaal, 73, 99-113.

Bandyopadhyay, R., Yuwanond, P. (2018). Representation, resistance and cultural hybridity of the Naga Indigenous people in India, In Tourism Management Perspectives,

Batsevich, V. A., Permyakova, Ye. YU., Mashina, D. A., Yasina, O. V., Khrustaleva, O. V. (2020). Sravneniye gorodskoy i sel'skoy grupp detey shkol'nogo vozrasta respubliki Tyva po dannym bioimpedans-nogo analiza v usloviyakh «transformatsii» traditsionnogo obraza zhizni [Comparison of urban and rural groups of school-age children in the Republic of Tyva according to bioimpedance analysis in the context of the «transformation» of the traditional way of life]. In Vestnik arkheologii, antropologii i etnografii [Bulletin of archeology, anthropology and ethnography], 4 (51), 148-160.

Bogdanova, E., Andronov, S., Soromotin, A., Detter, G., Sizov, O., Hossain, K., ... & Lobanov, A. (2021). The Impact of Climate Change on the Food (In) security of the Siberian Indigenous Peoples in the Arctic: Environmental and Health Risks. In Sustainability, 13(5), 2561.

Borgoiakova T. (2015). Language policies and language loyalties after twenty years in post-Soviet Russia: The case of Khakassia. In Language Empires in Comparative Perspective. De Gruyter, 141-152.

Burtseva, E., Sleptsov, A., Bysyina, A., Fedorova, A., & Dyachkovskii, G. (2020). Mining and Indigenous Peoples of the North: Assessment and Development Prospects. In Resources, 9(8), 95.

Burykin, A. A. (2020). Buddiyskiye motivy v fol'klore (na materiale kalmytskikh, tuvinskikh i bury-atskikh epicheskikh proizvedeniy i bogatyrskikh skazok) [Buddhist motives in folklore (based on Kalmyk, Tuvan and Buryat epics and heroic tales)]. In Novyye issledovaniya Tuvy [New studies of Tuva], (3), 189-209.

Burykin, A.A. (2011a). Yenisey i Angara. K istorii i etimologii nazvaniy gidronimov i izucheniyu perspektiv formirovaniya geograficheskikh predstavleniy o basseynakh rek Yuzhnoy Sibiri [Yenisei and

Angara. On the history and etymology of the names of hydronyms and the study of the prospects for the formation of geographical ideas about the river basins of Southern Siberia]. In Novyye issledovaniya Tuvy [New explorations of Tuva], 2-3, 279-304.

Burykin, A.A. (2011b). Yenisey. Istoricheskiye, etnograficheskiye i lingvisticheskiye zagadki gi-dronima [Yenisei. Historical, ethnographic and linguistic riddles of hydronym]. In Vestnikugrovedeniya. Istoriya, arkheologiya, etnografiya [Bulletin of Ugric Studies. History, archeology, ethnography], 3 (6), 43-51.

Dashkovskiy, P. K., Goncharova, N. S. (2021). Deyatel'nost' komissiy sodeystviya po kontrolyu sobly-udeniya zakonodatel'stva o religioznykh kul'takh v seredine 1970-nachale 1980 gg. v Khakasii (Yuzhnaya Sibir') [Activities of the Commissions for Assistance to Control Compliance with Legislation on Religious Cults in the mid-1970s and early 1980s. in Khakassia (Southern Siberia).], In Religiovedeniye [Religious Studies], (1), 51-63.

Davis, J. L. (2016). Language affiliation and ethnolinguistic identity in Chickasaw language revitaliza-tion, In Language & Communication, 47 (2016), 100-111. DOI: 10.1016/j.langcom.2015.04.005

Davydov, V. N., Belyayeva-Sachuk, V. A., Davydova, Ye. A. (2021). Rezhim avtonomnosti v Vostoch-noy Sibiri: meditsinskiye praktiki v usloviyakh tundry, taygi i stepey [Autonomy modes in Eastern Siberia: medical practices in tundra, taiga and steppes] In Ural 'skiy istoricheskiy vestnik [Ural Historical Bulletin], 1(70), 60-69.

Dirin, D. A., Fryer, P. (2020). The Sayan borderlands: Tuva's ethnocultural landscapes in changing natural and sociocultural environments. In Geography, Environment, Sustainability, 13(1), 29-36.

Dmitrieva, V., Fedorova, K. (2021). Making a set of jewelry «Northern Sun» in Evenki style. In E3S Web of Conferences (Vol. 244), 05035. EDP Sciences.

Dyrkheyeva, G. A., Tsybenova, CH. S. (2020). Yazykovyye ustanovki i yazykovaya loyal'nost' nos-iteley malykh yazykov v usloviyakh natsional'no-russkogo dvuyazychiya (na primere buryat i tuvintsev) [Linguistic attitudes and linguistic loyalty of speakers of small languages in the conditions of national-Russian bilingualism (on the example of Buryats and Tuvans)]. In Novyye issledovaniya Tuvy [New studies of Tuva], (1), 62-74.

Golovina, S. Yu. (2011). Igrovaya i ekologicheskaya kul'tura - na strazhe zdorov'ya korennykh maloch-islennykh narodov Tyumenskogo Severa po dannym fol'klora [Play and ecological culture - guarding the health of the indigenous small-numbered peoples of the Tyumen North according to folklore]. In Bulletin of Ugric Studies. History, archeology, ethnography [Bulletin of Ugric Studies. History, archeology, ethnography], 3 (6), 52-54.

Horowitza, L.S., Keelingc, A., Levesqued, F., Rodone, T., Schottf, S., Theriaultg, S. (2018). Indigenous peoples' relationships to large-scale mining in post/colonial contexts: Toward multidisciplinary comparative perspectives, In The Extractive Industries and Society,

Istomin, K.V., Habeck, J. O. (2016). Permafrost and indigenous land use in the northern Urals: Komi and Nenets reindeer husbandry, In Polar Science, 10 (2016), 278-287. DOI: 10.1016/j.polar.2016.07.002

Kaduk, Ye. V. (2017). Rynochnyy obmen i praktika delezha v anabarskom rayone respubliki Sakha (Yakutiya) [Market exchange and the practice of division in the Anabar region of the Republic of Sakha (Yakutia)], In Etnograficheskoye obozreniye [Ethnographic Review], 6, 111-127.

Kan, V. S. (2016). Ethnosocial profile of Tuvans, In New Research of Tuva, 2 (2016), 52-72.

Karapetova, I.A. (2012). Purovskiye lesnyye nentsy: nekotoryye aspekty khozyaystvenno-kul'turnoy i sotsial'noy adaptatsii [Purovsky forest Nenets: some aspects of economic, cultural and social adaptation]. In Vestnik arkheologii, antropologii i etnografii [Bulletin of archeology, anthropology and ethnography], 1 (16), 92-101.

Karelina, E. K. (2018). The problematic aspects of cultural policy in modern Tuva, In Journal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences, 11 (2), 218-226.

Kharzinova, V. R., Deniskova, T. Ye., Dotsev, A. V., Solov'yeva, A. D., Romanenko, T. M., Layshev, K. A., ... & Zinov'yeva, N. A. (2019). Razrabotka i validatsiya snp-paneli nizkoy plotnosti dlya kharakteristik geneticheskogo raznoobraziya populyatsiy severnogo olenya (rangifer tarandus) [Development and valida-

tion of a low density snp panel for characterizing the genetic diversity of populations of reindeer (rangifer tarandus)]. In Sel'skokhozyaystvennaya biologiya [AgriculturalBiology,], 54 (6).

Kirilenko, Ye. I. (2020). Nit' na zapyast'ye: tuvinskiy opyt zdorov'ya (po materialam interv'yu so studentami tuvinskoy diaspory Tomska) [Thread on the wrist: Tuvan experience of health (based on interviews with students of the Tuvan diaspora of Tomsk).]. In Novyye issledovaniya Tuvy [New studies of Tuva], (1).

Kirko, V.I., Koptseva, N.P., Malakhova, E.V., Razumovskaya, V.A., Yanova, M.G. (2018). Characteristics of economic socialization of high school students in the northern territories of Krasnoyarsk krai and the Sakha (Yakutiya) Republic, In Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 8 (2), 209-221.

Koptseva, N. P., & Kirko, V. I. (2014). Modern specificity of legal regulation of Cultural Development of the Indigenous Peoples of the Arctic Siberia (the Altay Region, the Zabaikailsky Region, Republic of Buryatia, Russia). Life Science Journal, 11(9), 314-319.

Koptseva, N. P., Reznikova, K. V., & Razumovskaya, V. A. (2018). The construction of cultural and religious identities in the temple architecture, In Journal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences, 2018, 11(7), 1021-1082.

Koptseva, N.P., Reznikova, K.V., Kirko, V.I. (2017). The political struggle for Evenkia's «special status» within Krasnoyarsk krai (Central Siberia), In Asian Politics and Policy, 9 (1), 99-121.

Kvashnin, Yu.N. (2012). Ethnic and demographic processes among the Taz Nenets at the beginning of the XXI century [Ethnic and demographic processes among the Taz Nenets at the beginning of the XXI century]. In Bulletin of archeology, anthropology and ethnography [Bulletin of archeology, anthropology and ethnography], 3 (18), 141-152.

Laishev, K., Sleptsov, E., FogeL, L., Kisil, A., & Veretennikov, V. (2020). Concept development to optimize the reindeer brucellosis prevention. In Advances in Animal and Veterinary Sciences, 8(s2), 18-23.

Lamazhaa, CH. K. O. (2019). Geokul'turnyye obrazy buddiyskogo mira tuvintsev: istoricheskiy kon-tekst i sovremennost' [Geocultural images of the Buddhist world of Tuvans: historical context and modernity]. In Novyye issledovaniya Tuvy [New studies of Tuva], (3), 27-40.

Lamazhaa, CH. K. O., Bicheldey, U. P., & Mongush, A. V. (2020). Tuvinskoye buddiyskoye palomni-chestvo: ot traditsii k vere. [Tuvan Buddhist Pilgrimage: From Tradition to Faith]. In Novyye issledovaniya Tuvy [New studies of Tuva], (4), 135-155.

Leshchinskaya, N.M. (2021) Kul'turologicheskie podhody k analizu proizvedenij dekorativno-prikladnogo iskusstva [Cultural approaches to the analysis of works of decorative and applied art], In Severnye arhivy i ekspedicii [Northern archives and expeditions], 5(2), 9-15.

Leshchinskaya, N.M., Sertakova, E.A., & Pashova, E.V.(2021) Tradicionnaya ekonomika korennyh narodov Severnoj Azii, prozhivayushchih v zonah s ekstremal'nym klimatom [Traditional economy of the indigenous peoples of North Asia living in zones with extreme climates], In Sibirskij antropologicheskij zhurnal [Siberian Anthropological Journal], 5(1), 20-29.

Lushnikova, O. L. (2020). Faktory adaptatsii migrantov iz sel'skoy mestnosti (na primere odnogo iz narodov Sibiri - khakasov) [Factors of adaptation of migrants from rural areas (on the example of one of the peoples of Siberia, the Khakass)], In Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal (Public Opinion Monitoring) [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal (Public Opinion Monitoring)] (2), 106-122.

Maj, E. et al. (2012). Internationalisation with the use of Arctic indigeneity: the case of the Republic of Sakha(Yakutia), Russia. In Polar Record, 48 (3), 210-214.

Mamontova, N. (2016). From «Clan» to Speech Community: Administrative Reforms, Territory, and Language as Factors of Identity Development among the Ilimpii Evenki in the Twentieth Century, In Sibir-ica, 15 (2), 40-72.

Mamontova, N. A. (2019). «Priyekhali by vy v proshlom veke»: otnosheniye k yazyku i kodovyye pereklyucheniya sredi evenkov v urbanizirovannom prostranstve PGT Tura [You would have come in the last century»: attitude to language and code switching among the Evenks in the urbanized space of the urbanized urbanization of Tura.]. In Antropologicheskiy forum [AnthropologicalForum], (42).

McElhinny, B. (2016). Reparations and racism, discourse and diversity: Neoliberal multiculturalism and the Canadian age of apologies, In Language & Communication, 51 (2016), 50-68.

Mulerova, T., Uchasova, E., Ogarkov, M., & Barbarash, O. (2020). Genetic forms and pathophysiology of essential arterial hypertension in minor indigenous peoples of Russia. In BMC cardiovascular disorders, 20, 1-7.

Novikova, N. I. (2016). Who is responsible for the Russian Arctic?: Co-operation between indigenous peoples and industrial companies in the context of legal pluralism, In Energy Research & Social Science, 16 (2016), 98-110. DOI: 10.1016/j.erss.2016.03.017

Pashova, E.V. (2021) Mirovye tendencii i praktiki vzaimodejstviya s korennymi narodami v oblasti obrazovaniya [World trends and practices of interaction with indigenous peoples in the field of education], In Severnye arhivy i ekspedicii [Northern archives and expeditions], 5(1), 112-126.

Pietikainen, S. (2018). Investing in indigenous multilingualism in the Arctic, In Language & Communication, 62 (2018), 184-195.

Popkov, Y. V., Tiugashev, E. A. (2018). Economic culture of the tuvans within the scope of the socio-cultural approach, In New Research of Tuva, 2 (2018), 22-39.

Prout, S., Biddle, N. (2015). The Social Geographies of Indigenous Population and Housing in Australia's Regional Urban Centres. In Australian Geographer, 46 (1), 51-71.

Reznikova, K.V., Seredkina, N.N., Zamaraeva, Y.S., Koptseva, N. (2017). The traditional economy of indigenous peoples of Central Siberia (the case of the selkups), In International Journal of Economic Research, 14 (15), 261-270.

Rumsey, A. (2018). The sociocultural dynamics of indigenous multilingualism in northwestern Australia, In Language & Communication, 62 (2018), 91-101. DOI: 10.1016/j.langcom.2018.04.011

Schaefli L., Godlewska A. (2014). Social ignorance and Indigenous exclusion: public voices in the province of Quebec, Canada. In Settler Colonial Studies, 4 (3), 227-244.

Semenova, N. B., Lapteva, L. V. (2015). The social hygienic and medical demographic characteristics of families of indigenous population of Yakutia. In Problemy sotsial 'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny, 23 (5), 12-16.

Semyonova, A. A., Bralkova, A. V. (2011). Title of the Article: Visualization of the Concept of «the North» in Fine Arts, In Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 4, 476-491.

Seredkina, N.N., Koptzeva, N.P. (2018). International and russian practices of preserving and reproducing the languages of the small-numbered indigenous peoples of the North, In Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 11 (12), 2056-2077.

Shadrina, S. S., Sivtseva, A. I., Sivtseva, E. N., Donskaya, A. A., Ivanova, O. N. (2019). Behavioural risk factors of arterial hypertension in the Evenk population of the Russian Arctic. In International journal of circumpolar health, 78(1).

Shpak, A.A., & Pchelkina, D.S. (2021) Formirovanie slozhnyh identichnostej i processy etnicheskoj samoidentifikacii (na materiale analiza regionov sibirskogo federal'nogo okruga) [The formation of complex identities and the processes of ethnic self-identification (based on the analysis of the regions of the Siberian Federal District)], In Sibirskij antropologicheskij zhurnal [Siberian Anthropological Journal], 5(2), 86-96.

Solovar, V.N. (2011). Vozrast v semanticheskom prostranstve obraza cheloveka kak komponent ya-zykovoy kartiny mira khantov (na materiale kazymskogo dialekta) [Age in the semantic space of a person's image as a component of the Khanty linguistic picture of the world (based on the Kazym dialect)]. In Vestnik ugrovedeniya. Filologiya. [Bulletin of Ugric Studies. Philology], 4 (7), 56-60.

Soukhovolsky, V. G., Savchenko, A. P., & Muravyov, A. N. (2020). On the modeling of wild reindeer Rangifer tarandus sibiricus Murrey, 1886 migration processes using the example of the Taimyr-Evenki population. In Journal of Physics: Conference Series (Vol. 1515, No. 3, p. 032068). IOP Publishing.

Stonefish, T., Kwantes, C. T. (2017). Values and acculturation: A Native Canadian exploration, In International Journal of Intercultural Relations, 61 (2017), 63-76.

Tarbastayeva, I.S. (2016). The legal field of ethnic policy in the republic of Tyva since 1991, In New Research of Tuva, 2 (2016), 116-140.

Tinikova, E. Y. (2020). Osobennosti etnichnosti i mezhetnicheskikh otnosheniy v gorodskoy i sotsi-al'noy srede Khakasii. [Features of ethnicity and interethnic relations in the urban and social environment of Khakassia]. In Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial 'nyye peremeny [Monitoring of public opinion: economic and social changes.], (4), 533-548.

Tisdell, C. (2018). The sustainability and desirability of the traditional economies of Australian Aborigines: Controversial issues, In Economic Analysis and Policy, 57 (2018), 1-8.

Tsybenova, CH. S. (2019). Sotsial'naya kharakteristika yazykovoy situatsii v Respublike Ty va [Social characteristics of the language situation in the Republic of Tuva]. In Oriental Studies, (3 (43)), 460-477.

Ushnitskiy, V.V. (2011). Mify i svedeniya o plemeni tumatov: Khakasiya, Tuva, Pribaykal'ye, Lenskiy kray [Myths and information about the Tumat tribe: Khakassia, Tuva, Pribaikalye, Lensky Krai]. In Novyye issledovaniya Tuvy [New studies of Tuva], 2-3, 248-260.

Vladimirova, V. (2020). Technologies of Modern Reindeer. In Norsk antropologisk tidsskrift, 31(04), 249-267.

Vorob'ev D. V. (2013). Contemporary Beliefs of Northern Wild Deer Hunters: (The Case of the Chir-inda Evenki). In Anthropology & archeology of Eurasia, 52 (3), 34-58.

Zamaraeva, Y.S. (2021) Slozhnye formy etnicheskoj identichnosti [Complex forms of ethnic identity], In Severnye arhivy i ekspedicii [Northern archives and expedition], 4(2), 75-89.

Ziker, J. P. (2105). Linking disparate approaches to the study of social norms: an example from northern Siberia. In Sibirica, 14 (1), 68-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.