Научная статья на тему 'Коренные малочисленные народы в пространстве сакральной географии этнических территорий (на примере шорцев и тувинцев-тоджинцев)'

Коренные малочисленные народы в пространстве сакральной географии этнических территорий (на примере шорцев и тувинцев-тоджинцев) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
280
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТОВЫЕ И САКРАЛЬНЫЕ МЕСТА / САКРАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / РЕСУРСНЫЕ КОНФЛИКТЫ / INDIGENOUS PEOPLES / ETHNIC CULTURE / CULT AND SACRED PLACES / SACRED LANDSCAPE / TRADITIONAL CULTURE / RESOURCE CONFLICTS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Веденин Алексей М., Осипов Константин И.

Проблема сохранения традиционных культур коренных малочисленных народов в настоящее время отличается особенной научной и практической актуальностью. Коренные народы во всем мире подверглись существенной ассимиляции со стороны доминирующего общества, которая привела к трансформации их традиционной культуры, характерного образа жизни и идентичности. В этой связи сохраняющиеся сегодня этнокультурные практики нуждаются в особых мерах поддержки, основанных на научном понимании их значения с точки зрения поддержания основы характерных этнокультурных сред. К числу такого рода уязвимых, но в то же время значимых элементов традиционной культуры коренных малочисленных этносов относятся культовые и сакральные места природные или антропогенные объекты пространства сохранения культурной памяти и этнических традиций, связанных с религиозным сознанием, духовной культурой и мифологией. Данная статья обобщает основные результаты комплексного изучения культовых и сакральных мест шорцев и тувинцев-тоджинцев коренных народов, проживающих на территории Кемеровской области и Республики Тыва. В ходе полевых работ, проведенных авторами в период 2015-2017 гг., были выявлены и описаны в качестве компонентов живой традиционной культуры аборигенных сообществ существующие и почитаемые в наше время священные места. На основе материалов полевых исследований была составлена картосхема, отражающая расположение культовых и сакральных мест, а также основные риски и угрозы, связанные с ними. К числу последних относятся: деятельность добывающих компаний, объекты инфраструктуры, туризма и другие. Выявленные угрозы приводят к разрушению как самих сакральных объектов, так и связанных с ними традиционных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIGENOUS PEOPLES IN THE SACRED GEOGRAPHY OF ETHNIC TERRITORIES (CASES OF THE SHOR PEOPLE AND THE TOZHU-TUVANS)

Preserving the indigenous peoples’ traditional cultures is a problem of current special interest from research and practice perspectives. Indigenous peoples of the world were always largely affected by dominating societies and forced to transform their original cultures, way of life and identity. In this regard, surviving indigenous culture practices require a special support based on the scientific understanding of their meanings from the point of view of sustainable preservation of ethno-cultural environments. Cult and sacred places, be they natural sites or human-made facilities, remain crucial but quite vulnerable cultural elements of indigenous ethnic groups. They are important spatial objects which preserve indigenous peoples’ culture memory and different ethnic traditions connected with religion, spiritual culture and mythology. This paper summarizes main results of an interdisciplinary research of cult and sacred places used by the Shor people in the Kemerovo region and the Tozhu-Tuvans in Tuva Republic (Russian Federation). During their 2015 2017 fieldwork the authors identified a lot of sacred places, revered by indigenous communities, and described them in terms of their significance as elements of living indigenous cultures. The data obtained in the process of fieldwork allowed the authors to map the sacred places, as well as the main risks and threats associated with them. The latter include: mining activities, infrastructural and tourism facilities, etc. The identified threats lead both to the destruction of the sacred places as well to extinction of indigenous knowledge.

Текст научной работы на тему «Коренные малочисленные народы в пространстве сакральной географии этнических территорий (на примере шорцев и тувинцев-тоджинцев)»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

EARTH SCIENCE

УДК 911.53

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ В ПРОСТРАНСТВЕ САКРАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ ЭТНИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ШОРЦЕВ И ТУВИНЦЕВ-ТОДЖИНЦЕВ)

Алексей М. Веденин1, @1, *, Константин И. Осипов1, @2, *

1 Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @1 aleksei.vedenin2013@yandex.ru @2 constantine-osipov@yandex.ru

Поступила в редакцию 30.11.2017. Принята к печати 21.12.2017.

Ключевые слова: коренные народы, этническая культура, культовые и сакральные места, сакральный ландшафт, традиционная культура, ресурсные конфликты.

Аннотация: Проблема сохранения традиционных культур коренных малочисленных народов в настоящее время отличается особенной научной и практической актуальностью. Коренные народы во всем мире подверглись существенной ассимиляции со стороны доминирующего общества, которая привела к трансформации их традиционной культуры, характерного образа жизни и идентичности. В этой связи сохраняющиеся сегодня этнокультурные практики нуждаются в особых мерах поддержки, основанных на научном понимании их значения с точки зрения поддержания основы характерных этнокультурных сред. К числу такого рода уязвимых, но в то же время значимых элементов традиционной культуры коренных малочисленных этносов относятся культовые и сакральные места - природные или антропогенные объекты - пространства сохранения культурной памяти и этнических традиций, связанных с религиозным сознанием, духовной культурой и мифологией. Данная статья обобщает основные результаты комплексного изучения культовых и сакральных мест шорцев и тувинцев-тоджинцев - коренных народов, проживающих на территории Кемеровской области и Республики Тыва. В ходе полевых работ, проведенных авторами в период 2015-2017 гг., были выявлены и описаны в качестве компонентов живой традиционной культуры аборигенных сообществ существующие и почитаемые в наше время священные места. На основе материалов полевых исследований была составлена картосхема, отражающая расположение культовых и сакральных мест, а также основные риски и угрозы, связанные с ними. К числу последних относятся: деятельность добывающих компаний, объекты инфраструктуры, туризма и другие. Выявленные угрозы приводят к разрушению как самих сакральных объектов, так и связанных с ними традиционных знаний.

Для цитирования: Веденин А. М., Осипов К. И. Коренные малочисленные народы в пространстве сакральной географии этнических территорий (на примере шорцев и тувинцев-тоджинцев) // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Биологические, технические науки и науки о Земле. 2017. № 4. С. 22-25. DOI: 10.21603/25422448-2017-4-22-25.

Сакральное пространство и явление сакральности присущи культурам различных народов мира, среди которых особое место занимают культуры коренных малочисленных этносов. В них традиционные верования являются отличительными атрибутами, формируют особые этнокультурные традиции, формы социальных взаимодействий и идентичности [1]. Несмотря на современные процессы глобализации и сопровождающие их культурные трансформации, благодаря накопленным знаниям и опыту хозяйственного и духовного освоения пространства, сообщества коренных народов мира все еще сохраняют сакральные основы культурной и социальной жизни,

включая представления, связанные с почитанием элементов окружающей природы - гор, рек, лесов, природных источников и т. д. [2]. К числу этносов в пространстве Южной Сибири, сохранивших такие культурные практики и традиционный образ жизни, относятся шорцы Кемеровской области и тувинцы-тоджинцы, проживающие в Республике Тыва. Системы религиозных представлений и традиционный образ жизни, сложившиеся у данных народов в прямой связи с характерными типами природопользования, адаптации к окружающей среде, с течением времени сгенерировали свой собственный уникальный сакральный ландшафт [3].

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научных проектов № 17-01-18076 «Этнологическая экспертиза: этносоциальные процессы и новые идентичности «малочисленных» этнических групп Республики Тыва в современном контексте»; № 17-11-42601 «Шорцы Кемеровской области: сакральное пространство культуры малочисленного этноса в контексте геоинформационного исследования факторов земельных конфликтов»; № 16-46-420035 «Коренные малочисленные этносы Кемеровской области под воздействием угольных компаний: социальные и экологические факторы развития конфликтов в районах угледобычи в контексте мирового опыта междисциплинарных исследований и практик управления».

Вестник КемГУ • Серия: Биологические, технические науки и науки о Земле • 2017 • № 4

Настоящая работа представляет обобщенные результаты новейших исследований современного состояния, использования и перспектив сохранения сакральных ландшафтов шорцев и тувинцев-тоджинцев. Материалами для работы послужили данные социологических опросов по проблемам состояния этнокультурной среды и сакральной культуры указанных этнических групп в пределах их основного проживания; глубинные интервью с носителями этнических культур, представителями национальных общественных и культурных объединений коренных народов; результаты собственных наблюдений авторов (наблюдение за посещением, состоянием, использованием культовых и сакральных объектов. Все используемые нами материалы были получены в ходе полевых исследований 2015-2017 гг. в Ташта-гольском районе Кемеровской области и Тоджинском кожуу-не Республики Тыва.

Исследования этнокультурного ландшафта, который местные этносы сознательно выделяют и маркируют священными местами, показали важную роль в формировании традиционного мировоззрения, процессах этнической самоидентификации коренного населения. Территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности шорцев и тувинцев-тоджинцев включают определенное количество таких мест: это природные объекты (реки, озера, аржаны, горы, деревья) и культовые места антропогенного происхождения (погребения, оваа) [4]. В ходе полевых работ нами, во-первых, были выявлены и зафиксированы наиболее почитаемые в местной этнокультурной среде культовые и сакральные объекты. Здесь стоит отметить, что, по традиционным представлениям, почитаемыми объектами считаются все реки, озера, источники, леса и т. д., т. е. вся окружающая человека природа. Во-вторых, обозначен и зафиксирован ряд угроз и проблем, связанных с состоянием и функционированием культовых мест. В-третьих, определены географические различия в характере использования священных мест, в их количественном выражении, в особенностях сохранения традиционных знаний в целом.

Шорцы Кемеровской области в силу их географического расположения подверглись интенсивной культурной ассимиляции со стороны доминирующего (в основе своей славянского) населения намного раньше тувинцев-тод-жинцев, вследствие чего состояние их традиционной культуры находится сегодня в значительно более трансформированном и уязвимом состоянии. Основной район современного расселения этноса - Горная Шория - представляет собой горно-таёжный район на юге Кузбасса. Здесь в основном проживают малочисленные сельские сообщества шорцев. Большая же часть шорского населения сконцентрирована вблизи городских поселений или же непосредственно в городах (Таштагол, Междуреченск, Мыски, Новокузнецк), где влияние со стороны урбанизированных форм массовой культуры является фактором ускоренной социальной и культурной модернизации аборигенных сообществ. Устойчиво массовые миграционные потоки коренного населения в направлении «сельские территории - города» питают эти процессы, актуализируя проблемы сохранения основ культурной идентичности и ключевых устойчивых культурных практик малочисленного этноса. У городских сообществ шорцев существенно ограничена (если вообще возможна) практика традицион-

ного природопользования, равно как и связанные с нею традиционные знания, в т. ч. в области почитания священных мест и сакральной географии. Еще одной проблемой является то, что некоторые шорские поселения (к примеру, поселки Казас, Чувашка) находятся непосредственной близости от мест открытой добычи угля, что несет прямую угрозу уничтожения культовых мест. Примером здесь может служить священная для шорцев гора Карагай-наш, разрушенная в результате добычи каменного угля [5]. Значительное количество сельских территорий шорцев приурочено к особо охраняемой природной территории - Шорскому национальному парку, который включает в себя территории традиционного природопользования коренного населения. У шорцев в некоторой степени сохранился охотничий культ, т. е. нахождение охотника в тайге, как и сам процесс охоты были сакрализованы, связаны с духами леса, гор рек и т. д. Однако, по сообщениям местных жителей, в последнее время возникли противоречия с руководством национального парка, вследствие чего население практически не имеет возможности посещать территорию парка, в том числе и расположенные здесь родовые территории, что может поставить практику традиционного природопользования, а также связанные с ней практики почитания культовых и сакральных объектов под угрозу. Знаний о священных местах шорцы почти не сохранили за редким исключением, которое, пожалуй, составляют лишь отдельные лица преклонного возраста. Большая же часть населения не упоминает даже автохтонных топонимов, соотнесенных с географическими названиями рек, гор, ручьев и прочих геообъектов.

В отличие от шорцев, коренное население Тоджи менее подвержено миграционным и культурно-ассимиляционным процессам, что объясняется удалённостью региона. Принимаем во внимание то, что Тоджинский кожуун Республики Тыва прежде всего - горный регион. Здесь имеется значительное разнообразие природных ресурсов, и со временем это может привести к их широкой разработке. К настоящему времени этот процесс уже запущен (деятельность китайской компании «Лунсин» по добыче полиметаллических руд). Хотя на сегодняшний день степень нагрузки на природные ландшафты еще невелика со стороны горнодобывающей промышленности, как утверждают местные жители, из-за разработки месторождения будут загрязнены окружающие реки, источники, а все это несет прямую угрозу ландшафту, в том числе сакральному, а также его элементам, ведь для тувинцев-тоджинцев реки, ручьи, природные источники являются священными [6]. Туристская деятельность и объекты рекреации активно вовлекают священные места в сферу своего влияния [7]. Вместе с тем в Тыве также нами была замечена достаточно устойчивая практика сохранения и межпоколенной передачи традиционных знаний о сакральной географии этнической территории. По сообщениям информаторов, локальные группы тувинцев-тоджинцев сохранили к настоящему времени память о священных горах, аржаанах - почитаемых объектах природы, а также относящихся к ним народным сказаниям и мифам [8]. В сохранении священных мест и традиционных знаний заинтересованы как национальные общественные организации, так особо охраняемые природные территории (заповедник Азасский) [9].

Под действием факторов культурной глобализации сокращается этнокультурное разнообразие человечества, и сохранение традиционных этнических культур и культурных практик народов мира становится актуальной проблемой в мировом сообществе. Глобальные социальные, экономические и культурные процессы, разумеется, не на все народы действуют в одинаковой степени, и уязвимость того или иного этноса во многом зависит от времени, места и глубины его погружения в существующие процессы [10]. В этом плане особенно уязвимыми оказываются сообщества коренных малочисленных этносов, которые все еще сохраняют традиционный уклад жизни и культуру, однако в последнее время большое значение имеют риски разрушения их этнокультурной среды, вызванные влиянием на коренные народы со стороны доминирующего общества. Главной причиной разрушения среды обитания коренных народов, связанных с ней объектов сакральной культуры

является социально-экономическое развитие территорий их проживания и хозяйственной деятельности, социально-демографические процессы лежат в основе проблемы, связанной с передачей традиционных знаний. Особо актуальной угрозой сейчас является разрушение священных мест, связанное с деятельности горнодобывающих компаний. Полученные материалы заставляют отметить, что в настоящее время коренные народы Южной Сибири находятся на стадии социальной и культурной модернизации. Но обследованные нами сообщества коренных малочисленных народов проявляют заметные различия в глубине возникших трансформаций. Они не в последнюю очередь предопределены степенью развития в районах проживания малочисленных народов деятельности национальных общественных объединений и национально-культурных центров, способствующих актуализации исчезающего культурного знания и его сохранения.

Литература

1. Robertson I., Richards P. Studying Cultural Landscapes. London: Arnold, 2003. 216 p.

2. Занданова Б. А. Культовые места как элементы культурных ландшафтов (на примере национального парка «Тункинский»): автореф. дис. канд. геогр. наук. Улан-Удэ, 2007. 21 с.

3. Окладникова Е. А. Сакральный ландшафт: теория и эмпирические исследования. М.: Директ-Медиа, 2014. 230 с.

4. Воловик В. Н. Категории сакрального ландшафта // Географический вестник. 2013. Вып. 4(27). С. 26-34.

5. Угольные компании уничтожают шорские поселки в Кемеровской области. Режим доступа: http://www.csipn.ru/ glavnaya/novosti-regionov/1678-ugolnye-kompanii-unichtozhayut-shorskie-poselki-v-kemerovskoj-oblasti#.WjfzaROWTDc (дата обращения: 08.12.2017).

6. Монгуш Ш. А. Водные источники «аржааны» как явление этнической экологии Тывинского народа // 18 Международная научная школа-конференция студентов и молодых ученых «Экология Южной Сибири и сопредельных территорий»: материалы международной научной школы-конференции. Абакан, 2014. С. 168-169.

7. Маадыр М. С. Аржааны Тувы в контексте развития туристско-рекреационных зон // Новые исследования Тувы. 2013. № 4. С. 151-154.

8. Айыжы Е. В., Базырчап А-Х. О. Обряды и обычаи, связанные с культами природы у тувинцев Республики Тыва РФ, Китая, Монголии в начале XXI (сравнительный аспект) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 3. Т. 1. С. 18-23.

9. Молокова Н. И., Карташов Н. Д. Роль особо охраняемых природных территорий Тоджи в обеспечении экологической безопасности при экономическом развитии региона // Биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона: изучение и сохранение в системе ООПТ: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Кызыл, 2013. С. 176 -185.

10. Замараева Ю. С. К вопросу о воздействии глобальных трансформаций на коренные народы Севера, компактно проживающие в регионах Российской Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 5-1. С. 113-116.

INDIGENOUS PEOPLES IN THE SACRED GEOGRAPHY OF ETHNIC TERRITORIES (CASES OF THE SHOR PEOPLE AND THE TOZHU-TUVANS) Aleksei M. Vedenin1 ', Konstantin I. Osipov1 @2' *

1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000 @1 aleksei.vedenin2013@yandex.ru @2 constantine-osipov@yandex.ru

Received 30.11.2017. Accepted 21.12.2017.

* This research was supported by Russian Foundation for Basic Research within the frameworks of the following research projects: (1) No. 17-01-18076 "Ethnologic Expert Assessment: Ethnic and Social Processes in Tuva Republic and Small-Numerous Ethnic Groups: New Identities in Contemporary Perspective"; (2) No. 17-11-42601 "The Shor People of the Kemerovo Region: Small-Numerous Ethnic Group's Space of Sacred Culture in the Perspective of GIS-Based Research of Land-Use Conflicts"; (3) No. 16-46-420035 "Indigenous Peoples of the Kemerovo Region Under the Pressure from Coal-Mining Companies: Societal and Environmental Roots of Conflicts Escalation in the Mining Territories in Context of World's Interdisciplinary Research & Management Experience".

Abstract: Preserving the indigenous peoples' traditional cultures is a problem of current special interest from research and practice perspectives. Indigenous peoples of the world were always largely affected by dominating societies and forced to transform their original cultures, way of life and identity. In this regard, surviving indigenous culture practices require a special support based on the scientific understanding of their meanings from the point of view of sustainable preservation of ethno-cultural environments. Cult and sacred places, be they natural sites or human-made facilities, remain crucial but quite vulnerable cultural elements of indigenous ethnic groups. They are important spatial objects which preserve indigenous peoples' culture memory and different ethnic traditions connected with religion, spiritual culture and mythology. This paper summarizes main results of an interdisciplinary research of cult and sacred places used by the Shor people in the Kemerovo region and the Tozhu-Tuvans in Tuva Republic (Russian Federation). During their 2015 - 2017 fieldwork the authors identified a lot of sacred places, revered by indigenous communities, and described them in terms of their significance as elements of living indigenous cultures. The data obtained in the process of fieldwork allowed the authors to map the sacred places, as well as the main risks and threats associated with them. The latter include: mining activities, infrastructural and tourism facilities, etc. The identified threats lead both to the destruction of the sacred places as well to extinction of indigenous knowledge.

For citation: Vedenin A. M., Osipov K. I. Korennye malochislennye narody v prostranstve sakral'noi geografii etnicheskikh territorii (na primere shortsev i tuvintsev-todzhintsev) [Indigenous Peoples in the Sacred Geography of Ethnic Territories (Cases of the Shor People and the Tozhu-Tuvans)]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Biological, Engineering and Earth Sciences, no. 4 (2017): 22-25. DOI: 10.21603/2542-2448-2017-4-22-25.

References

1. Robertson I., Richards P. Izuchenie kul'turnykh landshaftov [Studying Cultural Landscapes]. London: Arnold, 2003, 216.

2. Zandanova B. A. Kul'tovye mesta kak elementy kul 'turnykh landshaftov (naprimere natsional'nogoparka «Tunkinskii»). Avtoref. diss. kand. geogr. nauk [Cult places as elements of cultural landscapes (on the example of the national park «Tunkinsky». Cand. geogr. Sci. Diss. Abstr.]. Ulan-Ude, 2007, 21.

3. Okladnikova E. A. Sakral'nyi landshaft: teoriia i empiricheskie issledovaniia [Sacred landscape: theory and empirical research]. Moscow: Direct-Media, 2014, 230.

4. Volovik V. N. Kategorii sakral'nogo landshafta [Categories of the sacred landscape]. Geograficheskii vestnik = Bulletin of Geography, no. 4 (27) (2013): 26-34.

5. Ugol'nye kompanii unichtozhayut shorskie poselki v Kemerovskoy oblasti [Coal companies destroy Shor villages in Kemerovo region]. Available at: http://www.csipn.ru/glavnaya/novosti-regionov/1678-ugolnye-kompanii-unichtozhayut-shorskie-poselki-v-kemerovskoj-oblasti#.WjfzaROWTDc (accessed 08.12.2017).

6. Mongush Sh. A. Vodnye istochniki «arzhaany» kak iavlenie etnicheskoi ekologii Tyvinskogo naroda [Water sources «arzhaany» as a phenomenon of ethnic ecology of the Tyvin people]. 18 Mezhdunarodnaia nauchnaia shkola-konferentsiia studentov i molodykh uchenykh «Ekologiia Iuzhnoi Sibiri i sopredel'nykh territorii»: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi shkoly-konferentsii [18th International scientific school-conference of students and young scientists «Ecology of Southern Siberia and adjacent territories»: Proc. 18th Int. Sc. Sch.-Conf.]. Abakan, (2014): 168-169.

7. Maadyr M. S. Arzhaany Tuvy v kontekste razvitiia turistsko-rekreatsionnykh zon [Arjaans of Tuva in the context of development of tourist and recreational areas]. Novye issledovaniia Tuvy = The New research of Tuva, no. 4 (2013): 151-154.

8. Aiyzhy E. V., Bazyrchap A-Kh. O. Obriady i obychai, sviazannye s kul'tami prirody u tuvintsev Respubliki Tyva RF, Kitaia, Mongolii v nachale XXI (sravnitel'nyi aspekt) [Rituals and customs associated with the cult of nature among the Tuvinians of the Republic of Tyva RF, China, Mongolia in the beginning of the XXI (comparative aspect)]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo univrsiteta = Bulletin of the Kemerovo State University, 1, no. 3 (2013): 18-23.

9. Molokova N. I., Kartashov N. D. Rol' osobo okhraniaemykh prirodnykh territorii Todzhi v obespechenii ekologicheskoi bezopasnosti pri ekonomicheskom razvitii regiona [The role of Todji's specially protected natural areas in ensuring environmental safety in the economic development of the region]. Bioraznoobrazie Altae-Saianskogo ekoregiona: izuchenie i sokhranenie v sisteme OOPT»: materialy mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Biodiversity of the Altai-Sayan ecoregion: study and conservation in the PA system»: Proc. Int. Sc.-Prac. Conf.]. Kyzyl, 2013, 176-185.

10. Zamaraeva Iu. S. K voprosu o vozdeistvii global'nykh transformatsii na korennye narody severa, kompaktno prozhivaiushchie v regionakh Rossiiskoi Federatsii [On the impact of global transformations on indigenous peoples of the North, compactly residing in the regions of the Russian Federation]. Mezhdunarodnyi zhurnalprikladnykh i fundamental'nykh issledovanii = International Journal ofApplied and Fundamental Research, no. 5-1 (2014): 113-116.

Keywords: indigenous peoples, ethnic culture, cult and sacred places, sacred landscape, traditional culture, resource conflicts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.