Научная статья на тему 'Этноконфессиональный подход к оценке смены поколений: методология исследования'

Этноконфессиональный подход к оценке смены поколений: методология исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
185
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПОКОЛЕНИЕ / ЭТНОС / РЕЛИГИЯ / КОНФЕССИОНАЛЬНОСТЬ / RESEARCH METHODOLOGY / COGNITIVE APPROACH / GENERATION / ETHNOS / RELIGION / CONFESSIONALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Солодухо Маргарита Натановна, Солодухо Натан Моисеевич

В статье обсуждаются методологические подходы к исследованию сменяющихся поколений под углом зрения взаимосвязанных этнических и религиозных характеристик. Намечены пути изучения этноконфессиональных сдвигов последней трети XX века начала XXI века в регионе (РТ) России. Выделение трех последних поколений живущих людей советского, перестроечного и постперестроечного, в целом позволяет говорить о тенденции сжатия поколенческих периодов от 25 лет до 20-15 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Солодухо Маргарита Натановна, Солодухо Натан Моисеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-Confessional Approach to the Evaluation of the Generation Change: Research Methodology

The article discusses methodological approaches to the study of succeeding generations from the point of view of interrelated ethnic and religious characteristics. The ways of studying the ethno-confessional shifts of the last third of the 20th century the beginning of the 21st century in the region (RT) of Russia are outlined. The singling out of the last three generations of living people soviet, perestroika and post-perestroika on the whole makes it possible to talk about the tendency of compression of generational periods from 25 years to 20-15 years.

Текст научной работы на тему «Этноконфессиональный подход к оценке смены поколений: методология исследования»

УДК 303; 316.4

Этноконфессиональный подход к оценке смены поколений:

методология исследования*

Солодухо МН

Кандидат философских наук, старший преподаватель

кафедры философии Казанского национального исследовательского

технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ

Солодухо Н.М.

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ

В статье обсуждаются методологические подходы к исследованию сменяющихся поколений под углом зрения взаимосвязанных этнических и религиозных характеристик. Намечены пути изучения этноконфессиональных сдвигов последней трети XX века - начала XXI века в регионе (РТ) России. Выделение трех последних поколений живущих людей - советского, перестроечного и постперестроечного, в целом позволяет говорить о тенденции сжатия поколенческих периодов от 25 лет до 20-15 лет.

Ключевые слова: методология исследования, познавательный подход, поколение, этнос, религия, кон-фессиональность.

Известно, что всякое системное научное исследование опирается на определенные познавательные средства, которые определяются как методология исследования. Область, называемая методологией, которая непосредственно связана с теорией познания, занимается изучением и разработкой различных познавательных средств философии и науки. В систему таких методологических средств входят метод, подход, анализ и другие познавательные процедуры.

Методология - это учение о методах познания, а также это система методов, то есть приемов и способов, которые используются в научном познании и деятельности людей. Более широким и менее конкретным, чем метод познания, методологическим средством является познавательный подход. Познавательный подход - это угол зрения на объект, это ракурс под которым объект рассматривается. Исследовательский подход подразумевает намерен-

ное выделение изучаемого объекта, его специфического ракурса и специальное внимание к его связям определенного качества. Методологический подход задает путь, направление исследования, позволяющее сосредоточить внимание на важных аспектах изучаемого явления и построить адекватную логику исследования.

Итак, подход позволяет ясно определить исследовательский срез выделенного объекта изучения. В арсенале методологических инструментов существует определенная иерархия, обусловленная структурой знания: на базе философской методологии познания (скажем, диалектики) разрабатыва-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского Фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта №2 17-06-0074 «Динамика реальных и условных поколений в информационном, полиэтноконфессиональном обществе (на материале Республики Татарстан)».

ются общенаучные подходы, такие, например, как системный и ситуационный. А на их базе располагаются конкретнонаучные подходы и методы исследования, отвечающие специфике научной области и качественному характеру объекта изучения. Когда речь идет о методологическом применении определенных познавательных средств в той или иной области знания, возникает потребность конкретизировать общие познавательные средства в соответствии со спецификой исследуемой области.

В основе познавательного подхода, как правило, лежит какое-то одно понятие. Так, системный подход базируется на понятии системы, а в основе ситуационного подхода лежит понятие ситуации. Соответственно основанием этнического подхода должно выступать понятие этноса и сопутствующего понятия нации, а базовым понятием конфессионального подхода должно служить понятие религии и связанное с ней понятие конфессиональности. Таким образом, в нашем случае, прежде всего, следует определить базовые понятия используемых подходов - это и будет служить начальным условием их применения.

Надо учитывать, что фундаментальные понятия, используемые в подходах, не всегда однозначно определяются в силу тех или иных обстоятельств. Это может быть обусловлено различной трактовкой одноименного понятия исторически сложившимися научными школами или разногласием специалистов вследствие динамики понятия, вызванной интенсивностью разработки некоторой области знания. В таком случае подход будет базироваться не на понятии - ясной, дифференцированной рациональной логической форме знания, а на концепте, более неопределенной, еще не устоявшейся в рациональном отношении познавательной форме представления, но с проявившимися явными смыслами и значением, отличающими его от других понятий и концептов [1].

Так, понятие религии, достаточно хорошо разработанное в философской, теологической и научной религиоведческой литературе, не вызывает особых дискуссий: под религией понимают систему взглядов и организаций (церквей, мечетей, религиозных общин и т.п.), связанных с верой в сверхъестественные явления, Бога, загробную жизнь, с нравственными правилами, соблюдением определенного поведения, обрядов и отправлением соответствующих культов. Само понятие религия этимологически происходит от латинского слова religare — связывать, соединять, что трактуется как связь человека с Богом и основанная на религиозной вере связь между людьми. А понятие «конфессиональный» -означает относящийся к вероисповеданию, к тому или иному религиозному направлению.

Значительно больше неоднозначности и разногласий в отношении представлений об этносе и связанного с ним понятия «нация». Стандартный

энциклопедический словарь дает более общее определение: «Исторически сложившаяся устойчивая социальная общность людей; племя, народ, нация». Однако существуют и более конкретные, но разные понимания. Этнос (греч. 0уод - народ) обычно - группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. [2]. Все это позволяет относить определения этноса к концептному выражению его содержания. Определение нации тоже неоднозначно - одни его отождествляют с этносом, другие исследователи по-разному конкретизируют. Классическое определение в марксистской теории, которое в дальнейшем нашло практически повторяющееся звучание у разных авторов, таково: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры ... Нация представляет сочетание всех признаков, взятых вместе» [3, с. 296-297]. Как известно, между национальностью и верованием усматривается определенная достаточно устойчивая, хотя и необязательная, связь. Этноконфессиональный подход позволяет точнее раскрыть понимание поколений и их классификацию, эффективнее оценить динамику поколений.

Как определяется время смены поколений? Библейская мифология говорит о том, что Моисей водил свой народ сорок лет, пока поколение рабов не сменилось новым поколением. Современные исследователи, характеризуя смену поколений, называют цифры от 40 до 20 лет. С учетом современной динамики исторических, социально-политических процессов, считается, что в среднем за сто лет сменяется четыре поколения людей.

Авторы известной книги «Поколения» (1991) американские исследователи Уильям Штраус и Нил Хоув стараются доказать, что поколение, объединяет совокупность обладающих идентичностью людей в промежутке времени около 20-22 лет. Люди, принадлежащие одному поколению должны отвечать трем основным критериям: первый - представители поколения живут в одну историческую эпоху и переживают одни и те же социально-политические события; второй - они имеют сходные взгляды и убеждения, реализуют общие модели поведения, третий - они обладают чувством принадлежности к данному поколению [4, с. 58-68]. В 1997 г. Штраус и Хоув издали книгу «Четвертое превращение», в которой предложили четырехступенчатую структуру превращений (периодов) поколений в США. В своей совокупности четыре периода, включающие подъем, пробуждение, спад и кризис [5, с. 101102, 145-152], образуют полный цикл смены поко-

лений. По длительности это составляет 80-90 лет и примерно соответствует продолжительности жизни одного человека.

В работах отечественных авторов давалась оценка различных поколений Республики Татарстан в контексте этнической толерантности [6, с. 226-230]. В нашем исследовании методологический этнокон-фессиональный подход позволяет выделить три по-коленческих периода в России (включая СССР) за время, начиная с 60-х гг. XX в. и до второго десятилетия XXI в. включительно. Ориентируясь, прежде всего, на этно-религиозные сдвиги в обществе - это советский, перестроечный и постперестроечный (современный) периоды и соответствующие типы поколений. Применительно к России следует говорить о тенденции последовательного сжатия по-коленческих периодов от 25 лет до 20-15 лет: 19601985 гг., 1985-2000 (2015) гг., 2001-2017 гг. с еще не закрытым последним сроком. Это позволяет констатировать сокращение времени сменяемости поколений за счет ускорения исторических, социально-экономических, духовно-культурных процессов в нашей стране. Парадоксальность ситуации заключается в том, что эта закономерность наблюдается при постепенном увеличении продолжительности жизни человека.

Для поколения людей советского времени, нацеленных на коммунистические, социалистические идеалы, дружбу народов «социально однородного» общества периода так называемого «застоя» - в целом характерны атеистические умонастроения. Поколение людей второй половины перестроечного периода, ориентированное на жесткую конкуренцию 90-х гг. в условиях нестабильного формирования капиталистических отношений, отличается резким подъемом религиозного миропонимания. Тогда как поколение постперестроечного периода со стабилизирующимися рыночными отношениями, судя по многочисленным данным, взятым из Интернета, характеризуется «квазирелигиозным» и «постатеистическим» сознанием [7, с. 9, 18].

Однако до настоящего времени на фоне международных событий в странах Ближнего Востока и мире в целом наблюдаются проявления и крайних форм религиозного умонастроения и действия. Последним таким этноконфессиональным примером в Республике Татарстан служит деятельность организации «Хизб ут-Тахрир Аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»), признанной в России как экстремистская. У лидеров татарстанской ячейки этой организации, задержанных в 2014 г., изъято большое количество соответствующей литературы и пропагандистских материалов, и в конце 2017 г. они были осуждены на сроки до 19 лет колонии строго режима [8]. По возрасту им от 24 до 40 лет, и они должны быть отнесены к поколениям перестроечного и постперестроечного периода. 318

Таким образом, поставленная цель исследования с методологической точки зрения требует с позиции этнического и конфессионального исследовательских подходов подойти к выделению и оценке характеристик поколений, сменяющих друг друга. При этом надо учитывать, что познавательный подход дает определенный качественный срез объекта изучения, выраженный базовым понятием или концептом. Рассматривая базовые понятия (концепты) «этнос» («нация») и «конфессиональность» («религия») отмеченных подходов с учетом изменения социально-политического и духовно-культурного контекста, предложено вести сравнительный анализ трех поколений, начиная с 60-х гг.: советского, перестроечного и постперестроечного. В целом за последние шестьдесят лет в России отмечена тенденция ускорения смены поколений и сжатия поко-ленческих периодов.

Литература:

1. Солодухо М.Н., Солодухо Н.М. Взаимосвязь понятия и концепта «ситуация» в социально-гуманитарном знании // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 (Ч. 2).

- URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=21735 (дата обращения: 20.07.2016).

2. Этнос // Словари и энциклопедии на Академике. - URL: https://official.academic.ru/.../ Этнос_%28народ%2С_этническая_общ-ность%29 (дата обращения 15.11.2017).

3. Сталин И. Марксизм и национальный вопрос. -М., 1946. - 230 с.

4. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. - N.Y.: William Morrow & Company, 1991. - 554 р.

5. Howe N., Strauss W. The Fourth Turning: What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. - N.Y.: Broadway Books, 1997. - 367 р.

6. Ларионова И.В., Максимова О.А. Факторы этнической толерантности в Республике Татарстан: поколенческий аспект // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 3. - С. 226-230.

7. Насртдинова В.М. Трансформация религиозного сознания в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. фил. наук - Казань, 2016.

- 27 с.

8. Новости Казани и Татарстана. В Казани 8 лидеров террористической организации получили 145 лет колонии. - URL: https://news.mail.ru/ incident/31901498/?frommail=1 (дата обращения 10.12.2017).

Ethno-Confessional Approach to the Evaluation of the Generation Change:

Research Methodology

Solodukho M.N., Solodukho N.M.

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev — KAI

The article discusses methodological approaches to the study of succeeding generations from the point of view of interrelated ethnic and religious characteristics. The ways of studying the ethno-confessional shifts of the last third of the 20th century - the beginning of the 21st century in the region (RT) of Russia are outlined. The singling out of the last three generations of living people - soviet, perestroika and postperestroika - on the whole makes it possible to talk about the tendency of compression of generational periods from 25 years to 20-15 years.

Key words: research methodology, cognitive approach, generation, ethnos, religion, confessionality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.