Научная статья на тему 'ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ УФЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ УФЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Уфа / религии / мусульмане / православные / межконфессиональные отношения / этноконфессиональный ландшафт / Ufa / religions / Muslims / Orthodox / interfaith relations / ethno-confessional landscape

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Мухаметзянова-Дуггал Регина Массаровна

Современная Уфа – столица Башкортостана – празднует в текущем году 450-летний юбилей и представляет собой многоконфессиональный город. На 1 января 2024 года по данным Управления Минюста РФ по Республике Башкортостан здесь осуществляют деятельность более 150 религиозных объединений: 124 религиозных организаций и 29 религиозных групп. Конфессиональное пространство Уфы многосоставное и характеризуется религиозным многообразием, при этом доминируют мусульманские и православные религиозные объединения. Ситуация конфессионального многообразия в Уфе сложилась исторически. В статье рассмотрены основные этапы формирования этноконфессионального ландшафта Уфы с момента основания города до наших дней. На основе полевых материалов автора – результатов соцопроса мусульман и православных г. Уфы в 2020 г. – дана характеристика государственно-конфессиональным и межконфессиональным отношениям: 77% опрошенных высказали толерантное и позитивное отношение к представителям иных религиозных конфессий. Формулируется вывод, согласно которому Уфа является примером межэтнического и межрелигиозного мира, толерантности и добрососедских отношений. За всю историю края здесь не было сколько-нибудь серьезных конфликтов на национально-религиозной почве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Мухаметзянова-Дуггал Регина Массаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ETHNO-CONFESSIONAL LANDSCAPE OF UFA: HISTORY AND MODERNITY

Modern Ufa, the capital of Bashkortostan, celebrates its 450th anniversary this year and is a multi-religious city. As of January 1, 2024, according to the Department of the Ministry of Justice of the Russian Federation for the Republic of Bashkortostan, more than 150 religious associations operate here: 124 religious organizations and 29 religious groups. The confessional space of Ufa is multi-faceted and characterized by religious diversity, with Muslim and Orthodox religious associations dominating. The situation of confessional diversity in Ufa has developed historically. The article considers the main stages of the Ufa ethno-confessional landscape formation from the moment of the city foundation to the present day. Based on the author's field materials – the results of a poll of Muslims and Orthodox Christians in Ufa in 2020 – a characteristic of state-confessional and interfaith relations is given: 77% of the respondents expressed a tolerant and positive attitude towards representatives of other religious denominations. The conclusion is formulated, according to which Ufa is an example of interethnic and interreligious peace, tolerance and good-neighborly relations. In the entire history of the region, there have not been any serious conflicts on national and religious grounds.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ УФЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

ЭО!: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).533-543 Специальность ВАК: 5.6.4

УДК 323.1:27-67 ГРНТИ 11.15.37+21.41.55

Мухаметзянова-Дуггал Р. М.

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ УФЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация. Современная Уфа - столица Башкортостана - празднует в текущем году 450-летний юбилей и представляет собой многоконфессиональный город. На 1 января 2024 года по данным Управления Минюста РФ по Республике Башкортостан здесь осуществляют деятельность более 150 религиозных объединений: 124 религиозных организаций и 29 религиозных групп. Конфессиональное пространство Уфы многосоставное и характеризуется религиозным многообразием, при этом доминируют мусульманские и православные религиозные объединения. Ситуация конфессионального многообразия в Уфе сложилась исторически. В статье рассмотрены основные этапы формирования этноконфессионального ландшафта Уфы с момента основания города до наших дней. На основе полевых материалов автора - результатов соцопроса мусульман и православных г. Уфы в 2020 г. - дана характеристика государственно-конфессиональным и межконфессиональным отношениям: 77% опрошенных высказали толерантное и позитивное отношение к представителям иных религиозных конфессий. Формулируется вывод, согласно которому Уфа является примером межэтнического и межрелигиозного мира, толерантности и добрососедских отношений. За всю историю края здесь не было сколько-нибудь серьезных конфликтов на национально-религиозной почве.

Ключевые слова: Уфа, религии, мусульмане, православные, межконфессиональные отношения, этноконфессиональный ландшафт.

Для цитирования: Мухаметзянова-Дуггал Р. М. Этноконфессиональный ландшафт Уфы: история и современность // Ученые записки НовГУ. 2024. 3(54). 533-543. ЭО!: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).533-543

Современная Уфа представляет собой многоконфессиональный город. По данным Управления Министерства юстиции по Республике Башкортостан, на начало 2024 года здесь осуществляют деятельность более 150 религиозных объединений. Зарегистрированы 124 религиозные организации, среди которых 52 мусульманские религиозные организации и 30 приходов Русской православной церкви, входящие в состав Уфимской епархии Башкортостанской митрополии. В Уфе также зарегистрированы 3 организации старообрядцев, 30 протестантских организаций, 1 организация Армянской Апостольской Церкви, 1 католическая, 2 иудейские, 3 буддийские, 2 - централизованной религиозной организации «Центр обществ сознания Кришны в России». Действуют 29 религиозных групп [Информация о религиозной ситуации, 2024].

Ситуация конфессионального многообразия в Уфе сложилась исторически. Религиозные и национальные традиции сыграли особую роль в формировании этнокультурного ландшафта Уфы. Здесь плотно соприкасаются две мировые религии -христианство и ислам.

Известно, что Уфа была основана как Уфимская крепость в 1574 г. на вотчинных землях башкир Минской волости, при слиянии трех рек - Белой (Агидель), Уфы (Караидель) и Демы. Уфимский кремль был огорожен дубовой стеной (отсюда башкирское название города - Имэн-Кала - Дубовый город). Внутри кремля наряду с

другими административными постройками находилась церковь во имя Казанской Божьей Матери. В начале 40-х гг. XVII в. в связи с ростом населения (приездом служилых людей и ссыльных из центральных регионов России), строятся новые стены крепости («верхний острог»). В нем было шесть ворот, имевших названия по близлежащим церквям и Успенскому мужскому монастырю: Казанские, Ильинские, Фроловские, Сибирские, Спасские и Успенские. От этих ворот начинались и старинные уфимские улицы. В кремле на месте сгоревшей деревянной Казанской церкви был построен каменный Смоленский собор во имя чудотворного образа Смоленской Божьей Матери (собор завершили строить и освятили в 1616 г.). Смоленский собор, или Троицкая церковь, был первым каменным зданием города Уфы. Уфимская крепость была призвана защищать башкирские земли, восточные рубежи Русского государства от набегов кочевников соседних ханств. С конца XVI в. известны пригородные поселения около Уфимского Кремля: Татарская слобода (проживали башкиры, мордва, татары и другие), 2 стрелецкие слободы - Большая Репная (к северо-востоку от Уфы на территории Сибирской дороги) и Малая Репная (к северо-западу от города на территории Казанской дороги) [Нигматуллина, 2007, с. 88].

С 1719 г. Уфа становится административным центром Уфимской провинции, с 1744 г. - в составе Оренбургской губернии. П.И. Рычков в 1760 г. посетивший Уфу, писал, что в городе и его поместьях - 651 двор, 97 торговых лавок, 6 приходских церквей с приделами, 1 каменный собор и два монастыря. Что касается монастырей, известно, что Успенский мужской монастырь был основан в 70-е гг. XVI в. и располагался на нынешней ул. Сочинской, где сейчас стоят здания бывшего Благовещенского женского монастыря (основан в 1838 г.). В эти же годы был основан еще один мужской монастырь - Сергиев. Он располагался в районе нынешней Сергиевской церкви, однако следов от него не сохранилось. Рождественский (Христорождественский) женский монастырь был основан в нач. XVII в. и располагался внутри Уфимского кремля. Сергиевская церковь во имя преподобного Сергия Радонежского была построена в конце XVI века на том же месте, где стоит современная одноимённая церковь. Покровская и Никольская церкви (деревянные) были сооружены в конце XVI в. примерно в том же месте, где в настоящее время располагается каменная Покровская церковь. На нижнем конце современной ул. Заки Валиди была поставлена Ильинская церковь во имя святого пророка Ильи, в районе современного парка им. С. Юлаева - церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра (построена в начале XVII в.) [Уфимская епархия, 2005, с.54].

Отметим, что одним из условий добровольного вхождения башкирских родов в состав Российского государства было сохранение ислама. В конце XVII в. правительство начало проводить политику насильственной христианизации. Активная миссионерская деятельность в Поволжье и на Южном Урале осуществлялась Новокрещенской конторой при Свияжском Богородицком монастыре. В Башкортостане отделение «Новокрещенской конторы» располагалось в Нагайбакской крепости. Однако итоги ее деятельности были незначительны. Во второй половине XVIII в. правительство стало проводить в крае более осторожную религиозную политику. В 1784 г. указом Екатерины II была прекращена миссионерская деятельность, Новокрещенская контора

закрыта. На протяжении XVII-XVIII вв. ислам все больше пронизывает все стороны жизни мусульманских народов края, регулируя семейно-брачные, межличностные и общественные отношения. Мусульманские морально-этические и правовые нормы (шариат) становятся господствующими [Мухаметзянова-Дуггал, 2018, с. 111].

В 1721 г. было создано Уфимское духовное правление. Уфимская епархия была образована в 1799 году и в марте 1800 открыта в границах Оренбургской губернии самостоятельная Оренбургская и Уфимская епархия с кафедрой в Уфе (резиденция епископа находилась в архиерейском доме). В 1800 году была открыта Уфимская духовная семинария - среднее учебное заведение для подготовки православного духовенства. В этом же году был восстановлен Успенский мужской монастырь после закрытия в период секуляризации.

Ярким событием в жизни города было посещение Уфы российским императором Александром I в 1824 году. Тогда наряду с другими мероприятиями он заложил первый камень в фундамент церкви в честь Александра Невского.

До XIX века Уфа застраивалась стихийно, без плана. С 1802 г. она стала губернским городом, центром гражданского управления Оренбургской губернии. В 1819 г. Александром I был утвержден генеральный план Уфы (план В. Гесте). По нему (с дополнениями 1883 и 1897 годов) строительство в городе велось до конца XIX века.

По плану В. Гесте в старой части города центром оставалась Староторговая площадь с Троицкой церковью, в новой части - центр растянулся на две площади -Верхнеторговую и Соборную. На Соборной площади разместился весь административный центр города, состоящий из здания Присутственных мест (ныне ул. Заки Валиди, 45), мужской гимназии (ныне ул. Заки Валиди, 47), Духовной семинарии (ныне ул. Карла Маркса, 3). Центром ансамбля стал Воскресенский кафедральный собор, построенный в 1840-х гг. в романо-византийском стиле, и долгие годы оставался самым крупным и высоким зданием Уфы [Уфимская епархия, 2005, с. 75].

Еще в 1788 г. в Уфе по приказу Екатерины было учреждено Оренбургское магометанское закона духовного собрание (ныне Центральное духовное управление мусульман России). Здание Магометанского духовного управления (ул. Тукаева, 50) также выделялось своими размерами и архитектурным оформлением. Дополняли мусульманский облик города - Первая соборная мечеть, построенная в 1830 г., а также соборные мечети построенные на рубеже XIX -ХХ вв. - Вторая соборная мечеть (1880 года постройки), Третья соборная мечеть (1903), Четвертая соборная мечеть (1908), Пятая соборная мечеть (1909), Шестая соборная мечеть (1918) [Валеева, 2008, с. 194].

При первой соборной мечети в 1887 (1888) году видным просветителем края Х. Гусмановым было открыто духовное среднее учебное заведение медресе «Гусмания» («Усмания»). Х. Гусманов и его единомышленники выступали за реформу мусульманского образования [Ергин, 2012, с. 129]. Отметим, что в пореформенный период в Башкирии среди мусульман развернулись два течения: кадимизм (консервативное по своему характеру, отстаивавшее сохранение религиозных традиций и неприятие процессов модернизации) и джадидизм (реформаторское, выступавшее за приобщение тюрко-мусульманских народов к русской, а через неё к европейской культуре. Реформаторские идеи джадидизма наиболее широко распространились в Башкирии в 1890-е годы. В Уфе наряду с джадидистским

(новометодным) медресе «Гусмания» открылись «Галия» (1906, в собственном здании с 1908 г.), «Хасания» (1903), «Хакимия» (1909-1910). Здесь преподавали кроме религиозных, и светские дисциплины, вводили новые современные формы обучения, в частности, так называемый звуковой метод вместо прежнего буквослагательного. Начальными мусульманскими учебными заведениями являлись мектебы [Аминев, 2016, с. 65].

В конце XIX в. в Уфе в своем доме Марьям Султанова открыла русско-башкирское бесплатное училище для девочек. В начале ХХ в. она возглавляла комитет, который поддерживал приют для мальчиков-мусульман и престарелых, в 1908-1914 гг. являлась председателем Уфимского мусульманского дамского общества. В 1913 г. М. Султанова отдает дом - наследство своего отца под приют для девочек-сирот [100 лет Духовному управлению, 2018, с. 93].

В Башкирии находились поселения старообрядцев. В XVII в крае появились католики - попавшие в плен польские и литовские дворяне (шляхта) из Полоцка и Смоленска. Второй наплыв католиков в край пришелся на 70 - 90-е гг. XVIII в. (после разделов Речи Посполитой часть польских ксензов и шляхты была сослана в город Уфу). В 1863 г. в Уфе была открыта первая каплица (часовня), в 1890 г. построен костёл. В XVIII в. в Башкирии начинает складываться протестантская община преимущественно в городах, представленная немцами, находившимися на русской службе. С начала XIX в. существовала лютеранская кирха [Мухаметзянова-Дуггал, 2018, с. 115]. В середине XIX в. в крае появились евреи из солдат, кантонистских школ. Первый иудейский молельный дом в Уфе был построен в 1896 году по улице Гоголя, 54 [Шкурко].

В 1865-1922 гг. Уфа - столица Уфимской губернии.

24 октября 1864 г. в Уфе прошла первая официальная и масштабная городская перепись. Ее итоги были опубликованы в 1868 г. в «Сборнике статистических, исторических и археологических сведений по бывшей Оренбургской и нынешней Уфимской губерниям» [Нигматуллина, 2007, с. 157]. Согласно данным ведущего ученого-аграрника М. И. Роднова, указанной переписью было учтено 20 149 чел., в числе которых 5,79% составляли мусульмане [Роднов, 2023, с. 6]. Вторая уфимская перепись была проведена в 1879 г., ее результаты опубликованы в 1883 г. в «Справочной книжке Уфимской губернии».

К 300-летнему юбилею Уфы 19 апреля 1886 года в городе была проведена третья перепись. По вероисповедному критерию жители распределились следующим образом: православных было 87%, мусульман - 8%, «раскольников» - 2%, католиков, лютеран, иудеев - по 1% каждые [Роднов, 2023, с. 19]. В этот же юбилейный год в центре Верхнеторговой площади по Большой Казанской улице (ныне - Октябрьской революции) в честь основания города и как памятник царю Александру II была заложена Александровская часовня (ныне - небольшая площадь перед входом в Гостиный двор с улицы Ленина).

В 1897 году была проведена Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Согласно ее данным, количество жителей Уфы по сравнению с переписью 1864 года почти удвоилось. Так, в Уфе проживало 49 961 чел., из которых 11,8% от всех жителей составляло тюркско-мусульманское население [Роднов, 2023, с. 27-28].

Что касается численности населения Уфы в начале ХХ в., имеются сведения

Центрального статистического комитета МВД в Санкт-Петербурге (собранные через аналогичный комитет в Уфе) и данные земской статистики. По информации первого ведомства национальный и религиозный состав Уфы в 1904 г. был следующим: русских (и православных со старообрядцами) было 79% жителей, «турко-татар» (и магометан) - 15%, а всего в Уфе проживало 64 013 чел. В 1910 г. насчитывалось уже 97 285 чел. и стоял гарнизон в 2329 чел. Русских, по указанным сведениям, насчитывалось 61 360 чел., «турко-татар» - 32 194 чел., или 63,1 и 33,1% (по конфессиям - 63,4 и 32,8%). Согласно сведениям земских статистов на 1 января 1911 г. в Уфе проживало 96 295 чел., из которых магометан насчитывалось 18 912 душ, или 19,64%. На 1912 г. население Уфы составило 103 485 чел., из них мусульман было 19 318 чел. (18,67%). М.И. Роднов придерживается точки зрения, что данные первого ведомства, скорее всего, завышены и что накануне Первой мировой войны мусульманская община Уфы охватывала около 20% местных жителей [Роднов, 2023, с. 32-33].

Последняя перепись населения Уфы в дореволюционный период была проведена в 1916 г. и называлась «Учет населения, домовладений и квартир г. Уфы. Согласно ее данным, в Уфе было учтено 112 700 чел. [Нигматуллина, 2007].

В советский период позиции религиозных объединений в Уфе, как и в целом в республике, были существенно подорваны. В самые сложные годы гонений в городе не закрывались: один православный храм - Сергиевский собор и две мечети - Первая соборная мечеть и мечеть при мусульманском кладбище (до пожара в 1960 г.). С начала 1990-х гг., после отказа государства от советской модели государственной конфессиональной политики, началось восстановление позиций религиозных общин: возврат старых и строительство новых культовых объектов, издание религиозной литературы и др. Главные мусульманские (Ураза-байрам и Курбан-байрам) и православные (Рождество Христово) праздники стали в Башкортостане государственными праздниками и выходными днями.

С конца 1980-х гг. начинает активно возрождаться ислам. Так, в 1989 г. прошли юбилейные торжества по случаю принятия ислама народами Поволжья и Приуралья и др. В 1989 г. в Уфе впервые в России после 70-летнего перерыва было открыто духовное учебное заведение - медресе по подготовке кадров отечественного мусульманского духовенства. Ныне - это Российский исламский университет ЦДУМ России. В 2023 году в г. Уфе открыт новый комплекс зданий Российского исламского университета ЦДУМ России.

В настоящее время ислам представлен в Уфе широким спектром религиозных общин, подчиняющимися ЦДУМ и ДУМ РБ. На 1 января 2024 года на территории города Уфы находится 53 мусульманских религиозных объединения (52 -

л ^

зарегистрированные организации, 1 - незарегистрированная в централизованной религиозной организации).

Мусульмане республики представлены 2 духовными центрами: Центральным духовным управлением мусульман России (ЦДУМ) и Духовным управлением мусульман Республики Башкортостан (ДУМ РБ). ЦДУМ России - исторический центр российских мусульман, созданный Указом Екатерины II 22 сентября 1788 года, объединяет по России более 2000 мусульманских организаций. Председатель - Шейх уль ислам, Верховный муфтий Шайхулла Талгат Сафа Таджуддин. В состав ЦДУМ

России входит региональное ДУМ Республики Башкортостан под руководством муфтия Мухаммада Таджуддинова, в структуру которого входит 704 организаций, в т.ч. в Уфе - 25 [Информация о религиозной ситуации, 2024].

Духовное управление мусульман Республики Башкортостан учреждено в 1917 г., восстановлено в 1992 г. Председатель-муфтий Централизованной религиозной организации ДУМ РБ А. А.Биргалин (с 2019 г., до 2019 г. - Н.Нигматуллин). В структуру ДУМ РБ входит 811 мусульманских общин, в т.ч. в Уфе - 27 организаций [Информация о религиозной ситуации, 2024].

Начиная с 1986 г. Русская православная церковь (РПЦ) в Башкирии переживает этап организационного укрепления и роста численности храмов. За 1986 - 1995 гг. в Башкирии было открыто 83 церкви и молитвенных дома. В декабре 2011 г. была создана Башкортостанская митрополия, имеющая в своем составе Уфимскую, Салаватскую и Нефтекамскую епархии. Прежде территория Республики Башкортостан входила в состав Уфимской епархии. Уфимская епархия издаёт с 1991 г. газету «Уфимские епархиальные ведомости». Православная церковь РБ ведёт большую благотворительную работу, активно поддерживает возрождение русской духовной культуры и традиций. В настоящее время в Башкортостане действуют 410 приходов РПЦ МП, в том числе в Уфе - 30 религиозных организаций [Информация о религиозной ситуации, 2024].

Наиболее известной православной святыней является Табынская икона Божьей Матери (по одной из версий, вывезена в годы Гражданской войны за границу). С 2011 г. в Уфе проводятся Епархиальные Табынские чтения. Важным событием в религиозной жизни республики стал двухдневный визит Патриарха Кирилла в Башкортостан в июне 2016 г.

В целом в настоящее время в столице республики действует более 50 культовых религиозных объектов - мечетей, церквей, храмов, молельных комнат и других.

Что касается статистических данных по религиозному составу населения Уфы в советский период, отметим, что переписи фиксировали национальную, а не религиозную принадлежность опрашиваемых (за исключением переписи 1937 г.). В целом согласно переписям, в Уфе проживало в 1926 - 92 800 чел., в 1939 - 250 011 чел., в 1959 - 543 062 чел., в 1989 - 1 079 765 чел., в 2002 - 1 049 479 чел., в 2010 - 1 071 640 человек. Согласно последней переписи населения 2020 г. в столице Башкортостана проживают представители более 100 национальностей, этнических групп. Численность Уфы - 1 167 775 чел.: русские составляют 48,9% населения города, татары - 27%, башкиры - 20,4%, чуваши - 0,5%, марийцы - 0,5%, украинцы - 0,4%, мордва - 0,1 (см. табл.1) [Краткие итоги Всероссийской переписи, 2023, с. 43].

Таблица 1. Национальный состав населения города Уфы по переписи 2020 г.

(Все население - 1 167 775)

количество удельный вес, %

Лица, указавшие национальную принадлежность 1140619 100

Башкиры 233128 20,4

Русские 557492 48,9

Татары 308381 27,0

Чуваши 5818 0,5

Марийцы 5561 0,5

Украинцы 4543 0,4

Мордва 931 0,1

Удмурты 502 0,0

Белорусы 1299 0,1

Лица других 22964 2,0

национальностей

Лица, в переписных 27156

листах, в которых

национальная

принадлежность не

указана

По вопросу государственно-конфессиональных отношений, можно с уверенностью сказать, что в Уфе, как и в Башкортостане в целом, реализуется оптимальная модель государственной конфессиональной политики. Так, результаты социологических исследований, проведенных в 2020 г. среди регулярно практикующих верующих - жителей республики, в том числе г. Уфы, показали, что подавляющее большинство верующих-уфимцев - 74,3% признают, что сотрудничество религиозных организаций с государством в различных сферах было бы желательным. Более половины опрошенных - 54,5% считают, что религиозные организации должны влиять на принятие государственных решений. Согласно ответам верующих среди сфер, в которых деятельность религиозных организаций могла бы быть наиболее позитивной, регулярно практикующие верующие Башкортостана на первое место поставили -духовно-нравственное воспитание людей, на второе - милосердие и благотворительность, на третьем месте: сохранение культурного наследия, на четвертом: разрешение межнациональных разногласий [Полевые материалы автора, 2020].

Таблица 2. Мнение верующих о сферах общественной жизни, в которых желательно сотрудничество религиозных организаций с государством, в % от опрошенных*

Сферы общественной жизни: 2020 (п=44, г.Уфа), %

Духовно-нравственное воспитание 90,9

людей

Милосердие и 79,5

благотворительность

Сохранение культурного наследия 75,0

Разрешение межнациональных 61,4

разногласий

Нейтрализация агрессивных 59,1

настроений и пропаганды насилия

Смягчение жёстких форм 36,4

социального протеста

Культура 40,5

Образование 59,1

Наука 47,7

Медицина 40,9

Вооруженные силы (армия) 27,3

Сотрудничество религиозных 2,3

организаций с государством не

должно быть ни в каких сферах

Всего 638,6

* Сумма вариантов ответа больше 100, так как был возможен выбор нескольких вариантов ответа Что касается оценки государственной конфессиональной политики регулярно практикующими верующими г. Уфы, ответы демонстрируют, что значительная часть опрошенных (72,8%) считают ее позитивной, нейтральной или терпимой [Полевые материалы автора, 2020].

Таблица 3. Ответы на вопрос «Как, по Вашему мнению, можно охарактеризовать государственную конфессиональную политику в Российской Федерации?», %

Нейтральная 18,2

Позитивная 29,9

Негативная 3,9

Терпимая 24,7

Затрудняюсь ответить 23,3

Всего 100,0

Результаты социологических исследований среди регулярно практикующих верующих Башкортостана, в том числе г. Уфы, показали высокий уровень межконфессиональной толерантности. Так, у большинства опрошенных верующих-уфимцев (77%) отношение к традиционным для России религиям (ислам, православие, иудаизм, буддизм) - нейтральное или положительное. При этом 81,5% мусульман положительно и нейтрально относятся к православию и 88,7% православных - к исламу [Полевые материалы автора, 2020].

Таблица 4. Отношение к православию и исламу регулярно практикующих верующих г. Уфы, 2020 г., п=69 (православные - 27 чел., мусульмане - 42 чел.)

Отношение мусульман к Отношение

православию, % православных к исламу, %

Положительно 25,9 45,5

Нейтрально 55,6 43,2

Отрицательно 7,4 6,8

Затрудняюсь 11,1 4,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ответить

Всего 100,0 100,0

Таким образом, современный город Уфа, на территории которого проживают представители нескольких десятков различных национальностей и функционирует широкий спектр религиозных объединений, является примером межэтнического и межрелигиозного мира, толерантности и добрососедских отношений. За всю историю края здесь не было сколько-нибудь серьезных конфликтов на национально-религиозной почве.

Примечание

Статья подготовлена в рамках госзадания ИЭИ УФИЦ РАН № АААА-А21-121012290084-6.

Литература и источники

100 лет Духовному управлению (2018). 100 лет Духовному управлению мусульман Республики

Башкортостан: история и современность. Уфа: Китап, 432. Аминев Т. М. (2016). Медресе «Галия» - высшее национальное учебное заведение мусульманских

народов дореволюционной России. Уфа: Мир печати, 94. Валеева М. Г. (2008). Мечети в Уфе. Башкирская Энциклопедия: 7 т. Т. 4: Л - О. / главный редактор

М. А. Ильгамов. Уфа: Башкирская энциклопедия, 607. Ергин Ю. В. (2012). Уфимское медресе «Усмания»: к 125-летию со дня открытия. Педагогический

журнал Башкортостана, 5(42), 128-145. Информация о религиозной ситуации (2024). Информация о религиозной ситуации и государственно-конфессиональных отношениях на территории Республики Башкортостан на 01.01.2024 г. URL: https://glavarb.ru/rus/administration/sovetpogosudarstvenno-

konfessionalnimotnosheniyampriprezidenterb/ (Дата обращения: 20.02.2024). Краткие итоги Всероссийской переписи (2023). Краткие итоги Всероссийской переписи населения 2020 года по муниципальным районам и городским округам Республики Башкортостан: статистический бюллетень. Часть 1. Уфа: Башкортостанстат, 130. Мухаметзянова-Дуггал Р. М. (2018). Этноконфессиональное пространство Республики Башкортостан: история формирования, современное состояние. Известия Уфимского научного центра РАН, 4, 111-118. DOI: 10.31040/2222-8349-2018-0-4-111-117 Нигматуллина И. В. (2007). Старая Уфа: историко-краеведческий очерк. 2-е изд. перераб. Уфа: Белая река, 224.

Полевые материалы автора (2020). Полевые материалы автора, исследование проведено отделом религиоведения ИЭИ УФИЦ РАН в 2020 г. в рамках темы госзадания ИЭИ УФИЦ РАН № АААА-

А21-121012290084-6 / руководители: Р. М. Мухаметзянова-Дуггал, А. К. Кляшев, Р.Р. Мухамадеева [и др.]

Роднов М. И. (2023). Татарская община Уфы во второй половине XIX в. (демография, статистика, бизнес). Татары в истории Уфы: сборник статей. Уфа, 4-38.

Уфимская епархия (2005). Уфимская епархия Русской Православной Церкви: справочник-путеводитель /авторы-составители П. В. Егоров, Л. Г. Рудин; под общей редакцией Никона. Москва: О-во сохранения лит. Наследия; Уфа: Уфим. епархия РПЦ, 672.

Шкурко Э. А. Синагога: региональный интерактивный энциклопедический портал «Башкортостан»: официальный ресурс. URL: https://bashenc.online/ru/articles/79244/ (Дата обращения: 20.02.2024).

References

100 let Duhovnomu upravleniju musul'man (2018). 100 let Duhovnomu upravleniju musul'man Respubliki Bashkortostan: istorija i sovremennost'. [100 years of the Spiritual Administration of Muslims of the Republic of Bashkortostan: history and modernity.] Ufa: Kitap, 432.

Aminev T. M. (2016). Medrese «Galija» - vysshee nacional'noe uchebnoe zavedenie musul'manskih narodov dorevoljucionnoj Rossii [Galiya Madrasah is a higher national educational institution of the Muslim peoples of pre-revolutionary Russia]. Ufa: Mir pechati, 94.

Valeeva M. G. (2008). Mecheti v Ufe /"Mosques in Ufa]. Ufa: Bashkirskaja Jenciklopedija: 7 v. V. 4: L - O / chief editor M.A. Ilgamov. Ufa: Bashkirskaja Jenciklopedija, 607.

Ergin Ju. V. (2012). Ufimskoe medrese «Usmanija»: k 125-letiju so dnja otkrytija [Ufa madrasah "Usmania": on the 125th anniversary of its opening]. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana, 5(42), 128-145.

Informacija o religioznoj situacii (2024). Informacija o religioznoj situacii i gosudarstvenno-konfessional'nyh otnoshenijah na territorii Respubliki Bashkortostan na 01.01.2024 g. [Information on the religious situation and state-confessional relations in the territory of the Republic of Bashkortostan on 01.01.2024]. Available at: https://glavarb.ru/rus/administration/sovetpogosudarstvenno-konfessionalnimotnosheniyampriprezidenterb/ (accessed: 20.02.2024).

Kratkie itogi Vserossijskoj perepisi (2023). Kratkie itogi Vserossijskoj perepisi naselenija 2020 goda po municipal'nym rajonam i gorodskim okrugam Respubliki Bashkortostan: statisticheskij bjulleten'. [Summary of the 2020 All-Russian Population Census by municipal districts and urban districts of the Republic of Bashkortostan: statistical bulletin]. Part 1. Ufa: Bashkortostanstat, 130.

Muhametzjanova-Duggal R. M. (2018). Jetnokonfessional'noe prostranstvo Respubliki Bashkortostan: istorija formirovanija, sovremennoe sostojanie [Ethno-confessional space of the republic of Bashkortostan: history, current status]. Proceedings of the RAS Ufa scientific centre, 4, 111-118.

Nigmatullina I.V. (2007). Staraja Ufa. Istoriko-kraevedcheskij ocherk [Old Ufa. Historical and local history essay]. 2nd ed. modified. Ufa: Belaya reka, 224.

Polevye materialy avtora (2020). [Field materials of the author]. Polevye materialy avtora, issledovanie provedeno otdelom religiovedenija IEI UFIC RAN v 2020 g. v ramkah temy goszadanija IJel UFIC RAN № AAAA-A21-121012290084-6 (ruk. R.M. Muhametzjanova-Duggal, isp. - A.K. Kljashev, R.R. Muhamadeeva i dr.).

Rodnov M. I. (2023). Tatarskaja obshhina Ufy vo vtoroj polovine XIX v. (demografija, statistika, biznes) [The Tatar community of Ufa in the second half of the 19th century (demography, statistics, business)]. Tatars in the history of Ufa: collection of articles. Ufa, 4-38.

Ufimskaja eparhija (2005). Ufimskaja eparhija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi: spravochnik-putevoditel' [Ufa Diocese of the Russian Orthodox Church] / compiled by P. V. Egorov, L. G. Rudin; under the general editorship of Nikon. Moscow: O-vo sokhraneniya lit. Naslediya; Ufa: Ufim. yeparkhiya RPTS, 672.

Shkurko Je. A. Sinagoga: Regional'nyj interaktivnyj jenciklopedicheskij portal «Bashkortostan» [Synagogue: regional interactive encyclopedic portal

"Bashkortostan"]: official source. Available at: https://bashenc.online/ru/articles/79244/ (Accessed: 20.02.2024).

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.05.2024. Принята к публикации 15.08.2024.

Об авторе

Мухаметзянова-Дуггал Регина Массаровна - доктор политических наук, главный научный сотрудник, Институт этнологических исследований имени Р. Г. Кузеева УФИЦ РАН; ORCID: 0000-0002-3587-5048; mdregm@yandex.ru

Mukhametzyanova-Duggal R. M. THE ETHNO-CONFESSIONAL LANDSCAPE OF UFA: HISTORY AND MODERNITY

Abstract. Modern Ufa, the capital of Bashkortostan, celebrates its 450th anniversary this year and is a multi-religious city. As of January 1, 2024, according to the Department of the Ministry of Justice of the Russian Federation for the Republic of Bashkortostan, more than 150 religious associations operate here: 124 religious organizations and 29 religious groups. The confessional space of Ufa is multi-faceted and characterized by religious diversity, with Muslim and Orthodox religious associations dominating. The situation of confessional diversity in Ufa has developed historically. The article considers the main stages of the Ufa ethno-confessional landscape formation from the moment of the city foundation to the present day. Based on the author's field materials - the results of a poll of Muslims and Orthodox Christians in Ufa in 2020 - a characteristic of state-confessional and interfaith relations is given: 77% of the respondents expressed a tolerant and positive attitude towards representatives of other religious denominations. The conclusion is formulated, according to which Ufa is an example of interethnic and interreligious peace, tolerance and good-neighborly relations. In the entire history of the region, there have not been any serious conflicts on national and religious grounds.

Keywords: Ufa, religions, Muslims, Orthodox, interfaith relations, ethno-confessional landscape.

For citation: Mukhametzyanova-Duggal R. M. The ethno-confessional landscape of Ufa: history and modernity. Memoirs of NovSU, 2024, 3(54), 533-543. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).533-543

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.