Научная статья на тему 'Этноконфессиональные конфликты на Северном Кавказе: от конфронтации к сотрудничеству. Под общей редакцией профессора М.Ю. Попова. Ростов315'

Этноконфессиональные конфликты на Северном Кавказе: от конфронтации к сотрудничеству. Под общей редакцией профессора М.Ю. Попова. Ростов315 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
212
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этноконфессиональные конфликты на Северном Кавказе: от конфронтации к сотрудничеству. Под общей редакцией профессора М.Ю. Попова. Ростов315»

Экономические науки

разований является стратегической целью на современном этапе развития экономики Краснодарского края, так как достижение сбалансированного функционирования экономики территорий позволяет обеспечить максимально бездотационный местный бюджет и решение социальных задач, отнесенных к полномочиям местного самоуправления.

Основным инструментом, позволяющим достигнуть указанной цели, является реализация инвестиционной политики муниципального образования, которая должна обеспечить полное использование имеющегося инвестиционного потенциала, качественную подготовку инвестиционных проектов и площадок, грамотное позиционирование территории.

Инвестиционная политика муниципальных образований должна основываться на маркетинговом анализе, позволяющем выявить востребованный инвесторами инвестиционный потенциал территории, а также определить комплекс мероприятий, необходимый для повышения инвестиционной привлекательности [2] .

Таким образом, решение Правительства России о создании в Краснодарском крае особой экономической зоны туристско-рекреа-ционного типа стало важным фактором для повышения темпов развития муниципальных образований на Черноморском побережье Краснодарского края (Анапа, Геленджик, Сочи, Туапсинский район) в современных экономических условиях.

Результатом принимаемых органами исполнительной власти и местного самоуправления Краснодарского края мер является возрастающий интерес к краю как к перспективному региону. Ежегодно Краснодарский край посещают многочисленные иностранные делегации с целью укрепления партнерских отношений и поиска новых сфер сотрудничества, привлечения дополнительных инвестиций в экономику края.

Ссылки:

1. Быкасов Д.С. Туристско-рекреационные особые экономические зоны - путь развития регионального туризма // Вестник РАГС. 2007. № 1.

2. Яицук А., Игнатов А. Инвестиции в МО: миф или реальность? // Бюджет. 2007. N3 4

3. Инновации и инвестиции в регионе /под ред. Гусакова М.А. СПб., 2004.

4. Калинина Л.Е. Государственная политика в сфере туризма: туристско-рекреационные особые экономические зоны // Туризм: право и экономика. 2006. № 5.

5. Плеханов И. Налоговый рай в регионах // Консультант. 2006. № 9.

314

УДК 303.833.6 Ш-37

Шевелев Владимир Николаевич

доктор философских наук, профессор,

заместитель директора по научной работе ИППК Южного

федерального университета

О монографии «Этноконфессионалычые конфликты на Северном Кавказе: от конфронтации к сотрудничеству»*

В современном мире межэтнические конфликты превратились в доминирующую форму насилия. Недаром в социально-гуманитар-ной мысли выделилась специальная отрасль знаний по научной работе конфликтология, предметную область которой составляет анализ причин, форм, структур, динамики региональных конфликтов и путей их разрешения. Обычно к основным их структурным элементам относят: 1) источник, или предмет, конфликта, выражающий разногласия между его субъектами; 2) повод, послуживший началом активных действий конфликтующих сторон; 3) субъекты конфликта, непосредственно и косвенно участвующих в оспаривании властных статусов и ресурсов в сфере политики; 4) позиции субъектов, раскрывающие их цели и мотивы конфликтного взаимодействия; 5) средства конфликта, характеризующие типичные применяемые сторонами ресурсы, способы и приемы взаимодействия; 6) характер конфликта, раскрывающий наиболее типичные отношения конкурирующих сторон.

Проблемы конфликтогенности на Юге России были актуализированы в научном дискурсе в середине 1990-х гг. Геополитическое положение Юга России заключается в том, что он входит в метарегион нестабильности, простирающийся от Балкан до Памира, и представляет собой зону столкновения цивилизаций, порождающую перманентные конфликты. На Юге России, важной составной частью которого является Северный Кавказ, в настоящее время наблюдаются такие явления, как «взрыв» этничности и «всплеск» этнонацио-нализма, сопровождающиеся усилением этнополитической напряженности, конфликтности, экстремизма. Этнополитическая нестабильность, затяжной региональный этнополитический кризис, не-

*Под общей редакцией профессора М.Ю. Попова. Ростов н/ Дону: ООО «Наука-Спектр», 2009. - 447 с.

урегулированные региональные и локальные этноконфессиональ-ные конфликты - все это сдерживает устойчивое развитие Юга России.

Именно этой проблематике и посвящен коллективный труд, подготовленный известными на Юге России специалистами. Авторы анализируют сущность, природу возникновения, источники и динамику этноконфессиональных конфликтов на Северном Кавказе, проблемы и перспективы деэскалации подобных конфликтов, обращают внимание на то, что конфликтный потенциал здесь заложен предшествующей историей и особенно периодом сталинского тоталитарного правления, когда насильственной депортации подверглись целые народы Северного Кавказа - балкарцы, ингуши, карачаевцы, чеченцы и другие. К нестабильности ведет и масштабная криминализация общественных отношений.

В складывании конфликтогенной ситуации на Северном Кавказе большую роль сыграли этнополитические факторы, в том числе современная этнонациональная политика российского государства в регионе. Российскому руководству в 90-х гг. XX в. не удалось выработать адекватной национальной политики, учитывающей специфику сложившейся здесь этнополитической ситуации, предложив, в конечном счете, военно-политический способ ее разрешения, что привело к усилению этнополитической напряженности и придало региональным конфликтам затяжной этнонациональный характер. «Результатом отсутствия четкой стратегии в кавказской и национальной политике стали рационально необъяснимые ошибки, за которые несут ответственность центральные органы власти» (стр. 204).

Значимым этнополитическим фактором конфликтогенности стало усиление этнократических тенденций, политизации этнических групп и этнизация государственного управления в регионе. Усиление этнократических тенденций сопровождалось расширением этнопо-литических и межэтнических конфликтов, стремлением этнократии к переделу территорий, усилением регионального сепаратизма. Акцентируя внимание на тех или иных сторонах социальной, экономической, этнополитической действительности, авторы выделяют различные группы факторов, оценивают их роль в формировании конфликтогенной ситуации в регионе. Среди факторов, которые могут привести к обострению ситуации, эксперты называют также коррумпированность властных структур, отсутствие ведомственного порядка, ответственности за свою бездеятельность, насаждение в массовом сознании постулата, согласно которому все существующие проблемы можно решать политическим, экономическим или физическим насилием.

Наряду с обозначившимися на Юге России новыми вызовами

316

времени, здесь отчетливо проявились и новые угрозы безопасности. На сегодняшний день их внутренняя составляющая - угрозы и вызовы безопасности самим северокавказским автономиям и Российской Федерации в целом - смыкается с внешней: к Югу России привлечено внимание не только традиционных стратегических соперников России в регионе (Турции и Ирана в первую очередь), но и международных террористических организаций, движений религи-озно-экстремистского толка. Следовательно, многие угрозы и вызовы безопасности на Северном Кавказе (конфликты, социальные взрывы, миграционные процессы и другие) при неблагоприятном развитии событий способны дестабилизировать ситуацию в общероссийском масштабе, распространить свое негативное воздействие за пределы региона.

Авторы отмечают, что этнотерриториальные конфликты есть в каждой из республик Северного Кавказа. В начале XXI в. в условиях усиления и упорядочения государственной политики, в которой сейчас преобладают силовая и административная составляющие, наблюдается определенная деэскалация этноконфессиональных конфликтов (стр. 358-359). Авторы справедливо обращают внимание на важность проблемы преодоления межэтнических и конфессиональных конфликтов в контексте этнической толерантности (глава 6).

Выявленные специалистами факты и тенденции показывают, что в рассматриваемом макрорегионе реализуется умеренный сценарий развития регионального конфликтного процесса. По своей сути это инерционный сценарий, свидетельствующий о том, что не предприняты эффективные меры по деэскалации регионального конфликтного процесса и переходу к постконфликтной реконструкции региона. Для радикального изменения ситуации в регионе необходим трансрегиональный мегапроект, который, наряду с решением конкретных проблем Юга России и его отдельных частей, будет нести определенный месседж всему российскому обществу:

Северный Кавказ - важная и неотъемлемая часть российской цивилизации, один из ее краеугольных камней, проблемы этого региона - дело всей страны, всего народа. Вместе с тем большое внимание должно быть уделено локальным очагам этнополитичес-кого и этносоциального напряжения, их своевременному выявлению и снятию имеющегося напряжения, устранению причин, его вызвавших. Невнимание к локальным конфликтам, игнорирование их этнической компоненты ведет к их разрастанию и превращению в блоковые конфликты.

Представляется, что предложенный вниманию читателей труд будет интересен как специалистам, так и широкому кругу общественности, всем, кто интересуется проблематикой этноконфессиональных конфликтов на Северном Кавказе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.