Экономические науки
разований является стратегической целью на современном этапе развития экономики Краснодарского края, так как достижение сбалансированного функционирования экономики территорий позволяет обеспечить максимально бездотационный местный бюджет и решение социальных задач, отнесенных к полномочиям местного самоуправления.
Основным инструментом, позволяющим достигнуть указанной цели, является реализация инвестиционной политики муниципального образования, которая должна обеспечить полное использование имеющегося инвестиционного потенциала, качественную подготовку инвестиционных проектов и площадок, грамотное позиционирование территории.
Инвестиционная политика муниципальных образований должна основываться на маркетинговом анализе, позволяющем выявить востребованный инвесторами инвестиционный потенциал территории, а также определить комплекс мероприятий, необходимый для повышения инвестиционной привлекательности [2] .
Таким образом, решение Правительства России о создании в Краснодарском крае особой экономической зоны туристско-рекреа-ционного типа стало важным фактором для повышения темпов развития муниципальных образований на Черноморском побережье Краснодарского края (Анапа, Геленджик, Сочи, Туапсинский район) в современных экономических условиях.
Результатом принимаемых органами исполнительной власти и местного самоуправления Краснодарского края мер является возрастающий интерес к краю как к перспективному региону. Ежегодно Краснодарский край посещают многочисленные иностранные делегации с целью укрепления партнерских отношений и поиска новых сфер сотрудничества, привлечения дополнительных инвестиций в экономику края.
Ссылки:
1. Быкасов Д.С. Туристско-рекреационные особые экономические зоны - путь развития регионального туризма // Вестник РАГС. 2007. № 1.
2. Яицук А., Игнатов А. Инвестиции в МО: миф или реальность? // Бюджет. 2007. N3 4
3. Инновации и инвестиции в регионе /под ред. Гусакова М.А. СПб., 2004.
4. Калинина Л.Е. Государственная политика в сфере туризма: туристско-рекреационные особые экономические зоны // Туризм: право и экономика. 2006. № 5.
5. Плеханов И. Налоговый рай в регионах // Консультант. 2006. № 9.
314
УДК 303.833.6 Ш-37
Шевелев Владимир Николаевич
доктор философских наук, профессор,
заместитель директора по научной работе ИППК Южного
федерального университета
О монографии «Этноконфессионалычые конфликты на Северном Кавказе: от конфронтации к сотрудничеству»*
В современном мире межэтнические конфликты превратились в доминирующую форму насилия. Недаром в социально-гуманитар-ной мысли выделилась специальная отрасль знаний по научной работе конфликтология, предметную область которой составляет анализ причин, форм, структур, динамики региональных конфликтов и путей их разрешения. Обычно к основным их структурным элементам относят: 1) источник, или предмет, конфликта, выражающий разногласия между его субъектами; 2) повод, послуживший началом активных действий конфликтующих сторон; 3) субъекты конфликта, непосредственно и косвенно участвующих в оспаривании властных статусов и ресурсов в сфере политики; 4) позиции субъектов, раскрывающие их цели и мотивы конфликтного взаимодействия; 5) средства конфликта, характеризующие типичные применяемые сторонами ресурсы, способы и приемы взаимодействия; 6) характер конфликта, раскрывающий наиболее типичные отношения конкурирующих сторон.
Проблемы конфликтогенности на Юге России были актуализированы в научном дискурсе в середине 1990-х гг. Геополитическое положение Юга России заключается в том, что он входит в метарегион нестабильности, простирающийся от Балкан до Памира, и представляет собой зону столкновения цивилизаций, порождающую перманентные конфликты. На Юге России, важной составной частью которого является Северный Кавказ, в настоящее время наблюдаются такие явления, как «взрыв» этничности и «всплеск» этнонацио-нализма, сопровождающиеся усилением этнополитической напряженности, конфликтности, экстремизма. Этнополитическая нестабильность, затяжной региональный этнополитический кризис, не-
*Под общей редакцией профессора М.Ю. Попова. Ростов н/ Дону: ООО «Наука-Спектр», 2009. - 447 с.
урегулированные региональные и локальные этноконфессиональ-ные конфликты - все это сдерживает устойчивое развитие Юга России.
Именно этой проблематике и посвящен коллективный труд, подготовленный известными на Юге России специалистами. Авторы анализируют сущность, природу возникновения, источники и динамику этноконфессиональных конфликтов на Северном Кавказе, проблемы и перспективы деэскалации подобных конфликтов, обращают внимание на то, что конфликтный потенциал здесь заложен предшествующей историей и особенно периодом сталинского тоталитарного правления, когда насильственной депортации подверглись целые народы Северного Кавказа - балкарцы, ингуши, карачаевцы, чеченцы и другие. К нестабильности ведет и масштабная криминализация общественных отношений.
В складывании конфликтогенной ситуации на Северном Кавказе большую роль сыграли этнополитические факторы, в том числе современная этнонациональная политика российского государства в регионе. Российскому руководству в 90-х гг. XX в. не удалось выработать адекватной национальной политики, учитывающей специфику сложившейся здесь этнополитической ситуации, предложив, в конечном счете, военно-политический способ ее разрешения, что привело к усилению этнополитической напряженности и придало региональным конфликтам затяжной этнонациональный характер. «Результатом отсутствия четкой стратегии в кавказской и национальной политике стали рационально необъяснимые ошибки, за которые несут ответственность центральные органы власти» (стр. 204).
Значимым этнополитическим фактором конфликтогенности стало усиление этнократических тенденций, политизации этнических групп и этнизация государственного управления в регионе. Усиление этнократических тенденций сопровождалось расширением этнопо-литических и межэтнических конфликтов, стремлением этнократии к переделу территорий, усилением регионального сепаратизма. Акцентируя внимание на тех или иных сторонах социальной, экономической, этнополитической действительности, авторы выделяют различные группы факторов, оценивают их роль в формировании конфликтогенной ситуации в регионе. Среди факторов, которые могут привести к обострению ситуации, эксперты называют также коррумпированность властных структур, отсутствие ведомственного порядка, ответственности за свою бездеятельность, насаждение в массовом сознании постулата, согласно которому все существующие проблемы можно решать политическим, экономическим или физическим насилием.
Наряду с обозначившимися на Юге России новыми вызовами
316
времени, здесь отчетливо проявились и новые угрозы безопасности. На сегодняшний день их внутренняя составляющая - угрозы и вызовы безопасности самим северокавказским автономиям и Российской Федерации в целом - смыкается с внешней: к Югу России привлечено внимание не только традиционных стратегических соперников России в регионе (Турции и Ирана в первую очередь), но и международных террористических организаций, движений религи-озно-экстремистского толка. Следовательно, многие угрозы и вызовы безопасности на Северном Кавказе (конфликты, социальные взрывы, миграционные процессы и другие) при неблагоприятном развитии событий способны дестабилизировать ситуацию в общероссийском масштабе, распространить свое негативное воздействие за пределы региона.
Авторы отмечают, что этнотерриториальные конфликты есть в каждой из республик Северного Кавказа. В начале XXI в. в условиях усиления и упорядочения государственной политики, в которой сейчас преобладают силовая и административная составляющие, наблюдается определенная деэскалация этноконфессиональных конфликтов (стр. 358-359). Авторы справедливо обращают внимание на важность проблемы преодоления межэтнических и конфессиональных конфликтов в контексте этнической толерантности (глава 6).
Выявленные специалистами факты и тенденции показывают, что в рассматриваемом макрорегионе реализуется умеренный сценарий развития регионального конфликтного процесса. По своей сути это инерционный сценарий, свидетельствующий о том, что не предприняты эффективные меры по деэскалации регионального конфликтного процесса и переходу к постконфликтной реконструкции региона. Для радикального изменения ситуации в регионе необходим трансрегиональный мегапроект, который, наряду с решением конкретных проблем Юга России и его отдельных частей, будет нести определенный месседж всему российскому обществу:
Северный Кавказ - важная и неотъемлемая часть российской цивилизации, один из ее краеугольных камней, проблемы этого региона - дело всей страны, всего народа. Вместе с тем большое внимание должно быть уделено локальным очагам этнополитичес-кого и этносоциального напряжения, их своевременному выявлению и снятию имеющегося напряжения, устранению причин, его вызвавших. Невнимание к локальным конфликтам, игнорирование их этнической компоненты ведет к их разрастанию и превращению в блоковые конфликты.
Представляется, что предложенный вниманию читателей труд будет интересен как специалистам, так и широкому кругу общественности, всем, кто интересуется проблематикой этноконфессиональных конфликтов на Северном Кавказе.