МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
2019.02.002. Денисова Г.С., Лубский А.В., Войтенко В.П. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ЮГЕ РОССИИ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ //
Гуманитарий Юга России. Ростов-на-Дону, 2018. Т. 7. № 6. С. 41-56.
Ключевые слова: Юг России; межэтнические взаимодействия; научные исследования; национальная политика; полиэтнические региональные сообщества; этнополитика; региональная конфликтогенность; национализм; ксенофобия; террористическая опасность; миграционная политика; этнополитический мониторинг.
Денисова Г.С.,
доктор социологических наук, профессор, Институт истории и международных отношений, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Лубский А.В.,
доктор философских наук, профессор,
Институт социологии и регионоведения,
Южный федеральный университет, г. Ростов- на- Дону
Войтенко В.П.,
кандидат философских наук,
старший преподаватель,
Институт социологии и регионоведения,
Южный федеральный университет, г. Ростов- на- Дону
В настоящее время, отмечают авторы статьи, наблюдается актуализация познавательного интереса к проблематике, связанной с межэтническими взаимодействиями в регионах РФ. Этот интерес обусловлен тем, что в условиях вызовов, с которыми
столкнулась современная Россия, необходимо решать задачи, направленные на укрепление единства многонационального народа РФ на основе гармонизации межнациональных отношений в российском обществе.
В научной литературе рассматривались различные аспекты реализации национальной политики, направленной на регулирование межэтнических отношений в России. Некоторые авторы, положительно оценивая целевые ориентиры национальной политики, считают, что в ней не проработан в должной мере механизм, обеспечивающий взаимосвязь процессов, связанных с укреплением единого российского гражданского самосознания и сохранением этнокультурного многообразия российского общества. Во многом это обусловлено тем, что отдельные доктринальные основания национальной политики на этапе ее формирования не были результатом равноправного диалога государства и общества, а также органов федеральной и региональной власти. Полиэтнические региональные сообщества на Юге России, подчеркивают авторы статьи, являются одними из наиболее чувствительных к вопросам федеративного устройства и реализации национальной политики на региональном уровне.
Ряд вопросов, связанных с межэтническими отношениями на Юге России в начале XXI в., в научной литературе уже ставился. Характеризуя сложившуюся этнополитическую ситуацию в СевероКавказском федеральном округе, авторы рассматривали позитивные и негативные сценарии ее развития, анализируя конструктивные и деструктивные факторы, влияющие на ее динамику. В качестве конструктивных факторов позитивного сценария развития округа исследователи, с одной стороны, называли укрепление федеральной власти, законности и правопорядка; эффективное функционирование СКФО в целях снижения региональной конфликтогенно-сти, обеспечения безопасности, борьбы с криминалитетом и коррупцией; ликвидацию террористической опасности; нейтрализацию национализма, ксенофобии. С другой стороны, в качестве конструктивного фактора они выделяли сложившуюся на Северном Кавказе такую форму макрорегиональной этнокультурной лояльности, которая проявляется в сочетании этнической, региональной и общероссийской гражданской идентичностей. При этом авторы подчеркивали, что для предотвращения и разрешения этно-политических конфликтов актуальной является стратегия укрепления общероссийской гражданской идентичности.
Научный интерес представляет также системный анализ сложившейся ситуации в сфере межэтнических отношений в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах, позволивший выявить факторы межэтнической конфликтогенности в региональных сообществах, а также роль органов власти и институтов гражданского общества в регулировании межэтнических отношений. При этом исследователи, рассматривая причины этносоциальной неэффективности административных решений в сфере межэтнических отношений в регионах, отмечают, в первую очередь, недостаточное внимание органов государственной власти к национально-культурным потребностям и гражданским правам, недооценку конфликтогенного потенциала в молодежной среде, низкий контроль внутренней миграции. В связи с этим в полиэтнических регионах на Юге России необходимо наладить систему этнополи-тического мониторинга межэтнических отношений в целях деэскалации межэтнической напряженности, а также активизации диалога и взаимодействия региональных органов власти, этнических и гражданских организаций.
Рассматривая динамику этнополитической ситуации на Северном Кавказе, авторы в целом делают вывод о том, что в ближайшем будущем там ожидается рост напряженности. Негативные последствия, вызванные мировым кризисом и экономическими санкциями, а также непредсказуемость и запутанность международных внешнеполитических отношений неизбежно повлекут за собой этнополитическую нестабильность и усиление кризисных процессов на Северном Кавказе.
В последнее время был опубликован ряд научных статей, подготовленных на основе экспертных опросов, посвященных межэтнической напряженности и этносоциальным процессам на Юге России. Эксперты неоднозначно оценивают уровень межэтнической напряженности на Юге России, определяемой целевыми установками, ценностно-мировоззренческими ориентациями и потребностями этносов. Большинство экспертов полагают, что одних экономических, политических и этнокультурных механизмов для предотвращения межэтнической напряженности на Юге России недостаточно. В связи с этим эксперты считают целесообразным расширить политико-правовой и научный инструментарий, базирующийся на социологических и социально-психологических методах изучения межэтнической напряженности, для того чтобы снизить конфликтогенный потенциал межэтнических взаимодействий в региональных сообществах. Большое влияние на межэтни-
ческую напряженность в регионах оказывают экономические, миграционные и этноконфессиональные факторы.
В научной литературе особое внимание уделяется формальным и неформальным институциональным практикам, связанным с регуляцией межэтнических взаимодействий и разрешением межэтнических конфликтов, профилактикой национализма и ксенофобии, а также развитием диалоговых форм межэтнического взаимодействия в полиэтнических сообществах. Исследователи справедливо отмечают, что никакие институциональные практики гармонизации межнациональных отношений не будут иметь положительного эффекта без конфликтологической экспертизы вызовов, угроз и рисков в этнополитической сфере.
Институциональные практики, связанные с предотвращением и разрешением межэтнических конфликтов на Юге России, являются традиционной темой научной литературы конфликтологического характера. Особое значение в урегулировании этнических конфликтов в региональных сообществах на Северном Кавказе придается неформальным практикам миротворческой деятельности. Внимание исследователей привлекает также деятельность национально-культурных организаций и этнических диаспор в сфере межнациональных отношений на Юге России. Основными задачами деятельности диаспор в рамках этнокультурного направления являются сохранение и развитие этнического языка и этнических традиций; создание культурных центров, фондов и учреждений культуры и образования; содействие участию граждан в просветительской и благотворительной деятельности; организация этнокультурных праздников и фестивалей. В рамках этнокультурного направления к основным задачам деятельности диаспор относятся защита гражданских прав и свобод; борьба с национализмом и расизмом; развитие сотрудничества с другими национальными объединениями; защита интересов членов автономии в государственных органах власти. В последнее время внимание исследователей привлекают вопросы, связанные с деятельностью этнических диаспор в сфере межнациональных отношений: социальное воспроизводство и интеграция диаспор, диаспоры как фактор формирования и сохранения этнической идентичности, роль диаспор в интеграции мигрантов в принимающие сообщества.
В связи с ростом на Юге России миграционных потоков исследователи обратились к изучению влияния этих потоков на межэтнические отношения в региональных сообществах. В центре их внимания оказались, прежде всего, такие вопросы, как реализация
национальной политики и управленческие практики в сфере регулирования миграционных потоков в контексте межэтнических отношений, роль институтов гражданского общества в управлении миграционными процессами, трудовая миграция и особенности трудовой адаптации этнических мигрантов, особенности криминальных моделей экономического поведения мигрантов. Кроме того, в социологических работах получил освещение ряд вопросов, связанных с изучением конфликтогенного потенциала этнических мигрантов и их взаимоотношений с принимающими сообществами на Юге России.
Авторы реферируемой статьи подчеркивают, что для большинства исследований межэтнических взаимодействий на Юге России характерны дисциплинарная фрагментарность полученных научных знаний и парадигмальная ограниченность научно-исследовательских практик. Вызов, который бросает социальным наукам сложность межэтнических взаимодействий в региональных сообществах на Юге России, предполагает изучение этих взаимодействий в рамках концептуального мышления как целостной этносоциальной реальности. Научно-исследовательские практики изучения межэтнических взаимодействий в южнороссийских регионах нуждаются в разработке многомерных методологических конструктов в рамках междисциплинарных социально-гуманитарных исследований, к такому выводу приходят авторы статьи.
Автор реферата В.Н. Сченснович
2019.02.003. Григорьева К.С. СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ В БАШКОРТОСТАНЕ? ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ТЕЗИСОВ С. ХАНТИНГТОНА //
Власть. М., 2018. Т. 26. № 7. С. 190-197.
Ключевые слова: С. Хантингтон; столкновение цивилизаций; Башкортостан; православные; мусульмане; политические ориентации; ценности; религиозный радикализм.
Григорьева К.С.,
кандидат социологических наук, научный сотрудник Института социологии Федерального научно- исследовательского социологического центра РАН, г. Москва