Этносы и конфессии
Владимир сЕМЕнОВ
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО В ПОЛИТИКЕ
Исторический опыт показывает, что религия всегда оказывала сильное влияние на политику и сама испытывала на себе весьма существенное воздействие политики. Автор приходит к выводу, что «этноконфессионализм» - это пока малоизученное общественное состояние, в котором органично соединены этнические и религиозные характеристики.
History proves that a religion has a strong impact on a policy, on the one hand, and experiences rather essential influence of a policy itself, on the other. The author comes to a conclusion that «ethno-confessionalism» is a fairly studied public condition in which ethnic and religious characteristics are organically linked.
Ключевые слова:
политика, религия, этноконфессиональные отношения, политическая культура; policy, religion, ethno-confessional relations, political culture.
СЕМЕНОВ Владимир Васильевич — к.полит.н., старший научный сотрудник ПАГС им.
П.А. Столыпина, г. Саратов [email protected]
В настоящее время актуализируются взаимоотношения политики и религии в современном мире в целом и в нашей стране в частности. Если определять политологию как «науку о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом»1, то можно сделать вывод о том, что проблема взаимодействия религии и политики должна занимать весьма заметное место в политологических исследованиях и в соответствующих учебных курсах. Большая часть человечества в настоящее время остается религиозной, и религиозное мировоззрение для нее является господствующим. На языке религии верующие осознают и формулируют для себя социальные процессы и идеалы. Оценивая политические события, вырабатывая отношение к правящему режиму, сотни миллионов людей руководствуются установками исповедуемой религии. Политика — это область в основном целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно-значимых запросов и потребностей. Она представляет многообразный мир отношений деятельности, поведения, ориентаций, взглядов, коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом. Основными акторами политики выступают социальные (этнические) группы, выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры. Структурными элементами политики являются политические отношения, политическое сознание, политическая организация. Религия — это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов (одного или нескольких), «священного» начала, т.е. такого, которое находится за чертой «естественного», недоступно пониманию человека2. Религией также называется система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным3. Ее составными элементами являются религиозное сознание (обыденное и концептуальное, идеологическое), религиозная деятельность, культ, религиозные от-
1 Алексеева Т.А. Современные политические теории. — М. : РОССПЭН, 2000, с. 104.
2 Философский энциклопедический словарь. — М., 2003, с. 552.
3 Смелзер Н. Социология. - М., 1994, с. 462.
2010’02 ВЛАСТЬ 111
ношения, религиозные организации. Как видим, между составными частями религии и политики можно провести определенную аналогию. В обоих случаях речь идет об отношениях, сознании и организации. Но не только структурные элементы религии и политики схожи. Похожими являются и некоторые функции этих общественных феноменов. Две важнейшие функции, присущие политике, - регулятивная и интегративная - присущи также и религии. Политика призвана обеспечивать целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок, регулировать отношения между людьми и общественными группами, сглаживать возникающие противоречия. Подобные функции выполняет и религия. Политика реализует названные функции нередко в интересах определенных слоев населения или всего общества в целом. То же самое делает религия.
Отмечая большую роль религии в политической истории различных народов и в социально-политической жизни современного общества, некоторые ученые среди ее важных функций выделяют и политическую функцию1. И политика, и религия используются как моральные стимулы для реализации этих функций, а также и меры наказания. У политики меры социального принуждения более зримы. У религии больше наличествует нравственное осуждение или наказание, которое обещается преимущественно после окончания земного существования.
Религия может быть использована и используется политикой как средство сохранения власти. Из двух типов средств сохранения власти - физическое принуждение, насилие или угроза насилием и манипулирование сознанием людей - все большую роль приобретает второе. И здесь, наряду с многочисленными светскими концепциями, призванными ориентировать сознание людей на поддержку того или иного политического режима, важное значение имеет религия, на протяжении веков учившая массы тому, что всякая власть от Бога.
С другой же стороны, в канонических религиозных текстах можно найти немало идей, с помощью которых можно оправдать выступление против существующей политической власти. Наконец, следует
1 Васильев Л.С. История религий Востока. —
М., 1998, с. 7.
подчеркнуть, что религиозные идеи весьма эффективно могут быть использованы и используются для мобилизации на политические выступления той части общества, которая обычно остается вне политики.
Исторический опыт показывает, что религия всегда оказывала сильное влияние на политику и сама испытывала на себе весьма существенное воздействие политики. История и современная эпоха представляют огромный материал, свидетельствующий о наличии разнообразных форм взаимодействия религии и политики. И это вполне закономерно. Известный американский социолог Нейл Смелзер писал: «Мы знаем, что в современной жизни религия утрачивает свою роль и усиливается тенденция к секуляризации. Люди становятся все более равнодушными к религии. В то же время возрастает стремление религиозных групп вмешиваться в решение политических и социальных вопросов, стоящих на повестке дня»2. Кроме того, одновременно усиливается тенденция использования религии в политике.
В политический ритуал нередко вводится религиозный элемент, дабы придать политическим событиям и действующим в них лицам привлекательность, возвысить их. Во многих странах вступающий в должность глава государства клянется на Библии или Коране. Общественность регионов компактного проживания мусульман в России (Татарстана, Башкортостана, Дагестана, Ингушетии) неоднократно выступала с требованиями, чтобы аналогичным образом поступали главы республик, давая клятву на Коране. При инаугурации президентов Российской Федерации для их благословения приглашается предстоятель Русской православной церкви, Патриарх Московский и всея Руси. Религия и ее институты не являются субъектами политики, т.к. они созданы не для борьбы за власть и не для выполнения функций политической власти. Тем не менее религиозные организации и их лидеры нередко выполняют политические функции.
В условиях переходного периода, социально-политической нестабильности, обострения различного рода общественных противоречий роль религии в социуме возрастает в значительной мере в силу того, что противоборствующие политические группы стремятся с максимальной
2 Смелзер Н. Указ. соч., с. 489.
112 ВЛАСТЬ 2010’02
пользой для себя использовать возможности конфессий. Такая практика способствует обострению межконфессиональных и межэтнических противоречий, что еще более активизирует процесс вовлечения религиозных институтов в политику1.
Но это вовсе не означает, что стабилизация общественных отношений и устойчивость социально-политического развития изменят положение в сторону ослабления роли религии. В стабильных демократических обществах роль методов политического урегулирования общественных отношений постепенно идет к понижению. Возрастает авторитет нравственных и религиозных норм. Да и в самом политическом процессе усиливается влияние религиозного фактора. Особенно наглядно это можно видеть в ходе избирательных кампаний.
Учитывая постоянное падение доверия общества к институтам государства, политики все чаще обращаются к религиозным ценностям в надежде получить поддержку религиозных центров, а возможно и обрести симпатии верующих. Наиболее активно это делается в периоды избирательных кампаний.
Соотношение политики и религии многомерно. Оно может проявляться в процессе регулирования поведения больших масс людей, в процессе управления обществом. Часто религия транслирует политические решения власти. Но бывает и противоположное, когда религия осуждает такие решения.
Вместе с тем политика и религия могут оказать друг на друга взаимное влияние. Регулируя общественную жизнь, политика влияет и на религию, формируя законные рамки для ее функционирования, регулируя правовое положение религиозных организаций, защищая права граждан на свободу совести, создавая климат взаимной терпимости и уважения между конфессиональными общностями. В свою очередь, развитие политического процесса определяется как соотношением политических сил и характером политической структуры, так и сложившимися в обществе духовными принципами и идеалами. А эти последние во многом обусловлены
1 Цыпин Владислав, протоиерей. Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы и историческая действительность // Исторический вестник, №5—6 (9—10), 2000, специальный выпуск, с. 50.
доминирующими в обществе религиозными учениями2.
Политика может воздействовать на религию разнообразными видами государственного поощрения, командования (распоряжениями, декретами и т.п.) и принуждения (включая применение насилия). В арсенале религии есть также различные средства воздействия на политику и политиков — преимущественно это увещевания, моральная оценка политики, проводимой властью и оппозицией, но могут быть и призывы к непосредственному участию в политических событиях.
Опыт истории свидетельствует о том, что любая религиозная (конфессиональная) общность, пока пребывает в меньшинстве или подавляется государством, выступает за равенство религий, сотрудничество их последователей в самых различных областях и на самых различных уровнях. Однако, освободившись от за-силия власти, а тем более превратившись в большинство, да еще такое, в котором власть нуждается, она отказывается от былых призывов к обеспечению равенства конфессий, не желает сотрудничать с другими религиозными общностями на паритетных началах, что вызывает негативные настроения в среде конфессиональных меньшинств.
Доминирующая религиозная общность этим не ограничивается. Ее лидеры стремятся использовать возможности политической власти для укрепления своих позиций в ущерб правам других конфессиональных общностей. Параллельно возрастает соблазн усиления религиозного влияния на различные стороны общественной жизни, не исключая и политику. В таких случаях нередко и политика идет навстречу религии, стремясь использовать ее мощный мобилизационный потенциал в своих интересах. В результате появляется угроза политизации религии и клерикализации политики, что чревато резким обострением социально-политических и межнациональных противоречий3. Исключительные
2 Нуруллаев А.А. О соотношении политики и религии // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология, 2000, № 2, с. 60-63.
3 Martin D. The Evangelical Upsurge and its Political Implications // The Desecularization of the World. Resurgent Religion and World Politics / ed. P.L. Berger. — Washington, DC : Ethics and Public Policy Center and Rapids; Michigan : William B. Ferdmans Publishing Company, 1999, p. 103.
2010 ’ 02 ВЛАСТЬ 113
возможности для включения религиозного фактора в политический процесс возникают в полиэтничном и поликонфес-сиональном обществе, особенно если в нем наличествуют острые противоречия. Тесная связь религии и этноса приводит к тому, что принадлежность противостоящих сторон в этноконфликтной ситуации к различным конфессиональным культурам создает много шансов для ее развития в полномасштабный, затяжной, а нередко и насильственный конфликт.
В этом случае возникают условия, позволяющие использовать религию в целях этнополитической мобилизации для подготовки этнонациональной общности к противоборству с подлинным или мнимым противником, для дегуманизации и демонизации его образа.
Таким образом, межнациональный конфликт существенно отягощается, приобретая также черты межконфессионально-го противоборства, еще более сокращая возможности рационализации поведения противодействующих сторон. Увеличению продолжительности конфликта и усилению его ожесточенности может способствовать и способствует солидарность с конфликтующими сторонами единоверцев из других стран, их моральная и материальная поддержка. Принадлежность противоборствующих сторон в этнопо-литическом конфликте к различным конфессиям резко уменьшает пространство для использования возможностей религий и их институтов в целях урегулирования конфликта или хотя бы минимизации насилия в нем1. Межнациональные противоречия и конфликты не обошли стороной и Россию. Они серьезно беспокоят население страны. В них общественное мнение усматривает одну из самых больших угроз сохранению целостности Российской Федерации.
Игнорирование мощного мобилизационного потенциала, которым располагают религии, слабое знание или незнание этнической психологии, путей и методов влияния религий на формирование этно-национального самосознания и межнациональных установок, характерные для многих политиков регионального и даже федерального масштаба, приводят к принятию неверных решений в сфере государственно-конфессиональных отноше-
1 Нуруллаев А.А. Указ. соч., с. 64—68.
ний, которые крайне отрицательно сказываются на этнонациональных контактах, способствуя обострению межэтнических противоречий.
Религия оказывает влияние не только на политическую культуру, а следовательно, политическое поведение конкретного религиозного индивида. Являясь частью национальной и исторической традиций того или иного народа, играя важную роль в становлении и развитии его духовности и культуры, она оставляет глубокий след в его ментальности и в силу этого отражается на особенностях его политической культуры2.
Если российскую политическую культуру отличают, по преимуществу, сакрализо-ванное некритическое отношение к верховной власти, сильные харизматические интенции, высокая предрасположенность к конформизму, слабые элементы индивидуализма, низкий статус личных притязаний на власть и политическое участие, устойчивые коллективистские ориентации, сильные этатистские симпатии, правовой нигилизм, острый дефицит толерантности и культуры компромисса, нетерпимость к инакомыслию — иначе говоря, если российской политической культуре присущ авторитарно-патриархальный характер, то в этом проявляется многовековое влияние на сознание населения православия, ислама и буддизма, не прошедших этап реформации. При выработке и реализации различных решений политика не может игнорировать это обстоятельство3.
Религия и сегодня продолжает оставаться одной из важнейших сфер общественной жизни, оказывающей заметное влияние на формирование мировоззренческой ориентации сотен миллионов людей, а через нее — на их политическое сознание и политическое поведение. Сказывается влияние религии и на принимаемых государственной властью политических решениях. В силу этого изучение и понимание характера взаимоотношений политики и религии, научный анализ этой сложной проблемы поможет установлению доверия между представителями различных конфессий и разрешению этноконфесси-ональных конфликтов.
2 Almond G.A., Verba S. The civil culture. Political attitudes and democracy in five nations. — Princeton, 1963, p. 17—18.
3 Понкин И.В. Светскость государства. — М. : УНЦДО, 2004.