ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ - СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Н. Шамшидинова, асприрант
Национальная академия наук Кыргызской Республики (Киргизия, г. Бишкек)
Аннотация. Статья посвещена анализу этноконфессиональной общности как особому социальному феномену. Рассматриваются такие понятие как этнос и религия. Показаны различие между этносом и религией. Дается определение этноконфессиональной общности как форма общности людей.
Ключевые слова: этнос, этническое общность, религия, конфессия, этноконфессиональные общность.
Одна из серьёзных проблем, с которой в наши дни, а также во многие предшествующие эпохи, сталкивается человечество, связана со сферой взаимоотношений между последователями разных религий, этносов и конфессий. Для Кыргызской Республики данная проблема имеет значение не менее важное, чем вопросы межэтнических государств, так как наша страна является многонациональным государством. В пределах нашей страны, как известно, проживают представители более ста этнических групп и нескольких десятков конфессиональных общностей.
Термин "этническая общность" одними из первых в литературу ввели известные ученые М. Левин и Н. Чебокса-ров. В опубликованных в 1957 г. "Очерках общей этнографии" ученые определяли народ как исторически сложившуюся группу людей, связанную общностью территории своего формирования, языка и культуры. Вместе с тем они утверждали, что понятие "этническая общность" шире понятия "народ", поскольку оно применимо как к группе близких по языку и культуре народов, так и к части народа, отличающейся некоторым языковым и культурным своеобразием.
Термин «этнос» обозначает народ как специфический вид социальной общности, которая сложилась в условиях территориального и социально-экономического единства, имеет особое самоназвание, свой язык и культуру, общее этническое самосознание, вклю-
чающее и представление об общем происхождении. Одинаковая вероисповедная принадлежность — не обязательно признак этнической общности. Как правило, этнические связи прочнее конфессиональных. Большинство крупных общностей охватывает разные народы.
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (мечеть, церковь, религиозную общину); одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения; организованное поклонение высшим силам.
Соотношение этноса и религии было различным. На первых этапах истории можно говорить о нерасчлененности этнического и религиозного. На более позднем - целесообразно рассматривать взаимодействие этих двух феноменов в качестве органического, взаимодополняющего процесса, в котором содержательная сторона религии имеет этническую окраску. На этапе господства мировых религий необходимо отметить интегративную функцию религии по отношению к этносу. Мировые религии относительно безразличны к этносу, хотя последний стремится дать каждой мировой религии национально-особенное содержание.
Различия между этносом и религией: религию, ввиду ее идеологического характера, необходимо проповедовать, в то время как этническое проповедовать нельзя. У этноса есть единство языка, у религий нет. Этнос на протяжении своей истории может менять религиозную ориентацию.
Представители разных религий, распространяя конфессию среди других этносов, адаптируют её к новым этнокультурным условиям и пытаются изменить те стороны традиционной этно-конфессиональной среды, которые могут стать оппозиционными или, наоборот, опорными в закреплении новой эт-ноконфессиональной культуры.
Наряду с этноконфессиональной спецификой религии складывается эт-ноконфессиональная общность как форма общности людей. Ведущим условием формирования этноконфессио-нальной общности является длительное обособленное существование группы людей.
Религия, религиозные организации и их лидеры представляются источниками, носителями и хранителями этнических консолидации, культуры, языка, письменности, духовно-нравственных основ. Важнейшими сферами жизни этноса, через которые воспринимается конфессия, являются семья, школа, обыденная культура.
Последние года (2016 и 2017 гг.) в истории Кыргызской Республики ознаменованы пристальным вниманием государства к проблемам в религиозной сфере. К числу самой глобальной проблемой современности в религиозной сфере можно отнести терроризм.
Терроризм - постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся
порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения [1, стр. 3].
С увеличением количества религиозных организаций различной направленности происходит невиданная ранее радикализация религии и растёт угроза возникновения конфликтов на религиозной почве. Если в 2013 г. были факты, связанные с вербовкой кыргызстанской молодёжи в ряды неизвестной организации, которая вывезла 16 человек для участия в войне в Сирии под видом добровольцев, то в 2015 г. по данным МВД - более 350 человек [2, стр. 14].
Таким образом, ситуация религиозной сферы в республике, сложная и многогранная: с одной стороны существует религиозное многообразие, с налаженным межконфессиональным и государственно-конфессиональным диалогом, дальнейшее развитие которого зависит от способов и механизмов реализации государственной политики в религиозной сфере.
В Указе Президента Кыргызской Республики «О реализации решения Совета обороны Кыргызской Республики о государственной политике в религиозной сфере» от 7 февраля 2014 г. государство признается, что «позиция невмешательства, ослабление регулирующих функций государства в религиозной сфере являются ошибочной стратегией. Недостаточное внимание к религиозной ситуации в стране может привести к негативным последствиям в виде конфликтов, межрелигиозных столкновений и угрозе раскола государства» [5]. Это означает, что государством предусматривается переход к иной модели государственно-религиозных взаимоотношений, при котором уже не будет сепарационного существования религии и религиозных организаций в Кыргызстане. В результате принятых решений был проведен следующий ряд мероприятий: разработана новая Концепция государственной политики в ре-
лигиозной сфере Кыргызской Республики на 2014-2020 годы; проведен функциональный анализ деятельности Государственного комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел, Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики; проведен функциональный анализ деятельности Духовного управления мусульман Кыргызстана, разработаны предложения по внесению изменений и дополнений в законодательные акты. В новой Концепции государственной политики в религиозной сфере стратегическими задачами в правовой, культурной и социальной сферах жизни кыр-гызстанского общества были определены:
^ Обеспечение свободы совести и вероисповедания;
> Формирование новой кыргыз-станской модели светского государства;
> Формирование границ деятельности религиозных организаций (нарушение прав и свобод других граждан, политизация религии) и вмешательства государства с целью регулирования религиозной сферы (ограничение вмешательства во внутриконфессиональную деятельность);
> Предупреждение и профилактика религиозной радикализации граждан и предотвращение экстремистской и террористической деятельности на религиозной почве в Кыргызстане;
> Политика по поддержке продвижения умеренного ислама с целью предупреждения радикализации религиозной сферы;
> Повышение религиоведческой грамотности и уровня религиозного образования;
> Повышение экспертного и аналитического потенциала для мониторинга религиозной ситуации и разрешении текущих проблем в религиозной сфере [6].
Выбор стратегических приоритетов государственной политики в религиозной сфере были определены из анализа ситуации, для решения сложившихся здесь многочисленных проблем. Для реализации Концепции был разработан
системный план действий государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2015-2020 гг.
В 2014 г. государством был создан Фонд развития духовной культуры «Ыйман», основной целью которого является развитие духовной и религиозной культуры, поддержка инициатив, направленных на повышение духовного и интеллектуального потенциала граждан, оказание содействия государству и гражданскому обществу в укреплении межконфессионального согласия, веротерпимости, выработке эффективных форм и методов противодействия проявлениям религиозного экстремизма. Одной из задач фонда «Ыйман» является также аккумулирование финансовых потоков благотворительных вливаний из-за рубежа для развития исламской культуры и образования, координирования деятельности религиозных учебных заведений, религиозных организаций, разработки Концепций религиозного и религиоведческого образования, государственных стандартов, учебных планов, учебно-методических рекомендаций в масштабе Кыргызстана.
Сегодня в Кыргызстане, чтобы оптимизировать государственную политику в религиозной сфере необходимо решить ряд принципиальных вопросов концептуального характера.
Реализовать план действий по реализации Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере Кыргызской Республики на 2015-2020 годы.
Формировать отечественную модель партнерства государственно-
конфессиональных отношений, предложенной в Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере.
Для модернизации системы религиозного образования необходимо разработать и принять Концепцию и Закон «О религиозном образовании», а также внести поправки к закону «Об образовании», разрешающему религиозным вузам аккредитовывать свою образовательную программу по государственным стандартам КР.
Библиографический список
1. Гушер А.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. 2002. С. 3.
2. Кабак Д., Эсенгельдиев А. Свобода вероисповедания в Кыргызской Республике: обзор правового обеспечения и практики. - Б.: Общественный фонд «Открытая позиция», 2011. - 76 с.
3. Мырзабаева Н.С. Религиозная ситуация в современном Кыргызстане // Наука без границ. - 2017. - № 2 (7). - С. 64-73.
4. Официальный сайт Государственной комиссии по делам религии при Президенте Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://religion.gov.kg.
5. Официальный сайт Президента Кыргызской Республики. Указ Президента Кыргызской Республики «О реализации решения Совета обороны Кыргызской Республики о государственной политике в религиозной сфере» от 7 февраля 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.president.kg.
6. Официальный сайт Президента Кыргызской Республики. Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.president.kg.
ETHNO-CONFECTIONAL COMMUNITY - SOCIAL AND PHILOSOPHICAL
ANALYSIS
N. Shamshidinova, postgraduate
National academy of sciences of the Kyrgyz Republic
(Kyrgyzstan, Bishkek)
Abstract. The article is devoted to the analysis of ethno-confessional community as a special social phenomenon. We consider such concepts as ethnos and religion. The difference between an ethnos and a religion is shown. The definition of ethno-confessional community as a form of community of people is given.
Keywords: ethnos, ethnic community, religion, confession, ethnoconfessional community.