Научная статья на тему 'Этноконфессиональная идентификация религиозного меньшинства (на примере Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России)'

Этноконфессиональная идентификация религиозного меньшинства (на примере Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этноконфессиональная идентификация / религиозная идентификация / религиозное меньшинство / религиозное поведение / социальное служение / Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня России / русский протестантизм / ethno-confessional identification / religious identification / religious minority / religious behavior / social service / the Seventh-day Adventist Church of Russia / Russian Protestantism

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белова Татьяна Павловна

В статье на основе разных теоретико-методологических подходов и данных онлайн-опроса анализируется процесс этноконфессиональной идентификации членов Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России (ЦХАСДР). Эта Церковь, как и другие протестантские организации, в российском обществе относится к числу религиозных меньшинств, но среди ее приверженцев преобладают русские, то есть представители этнического большинства. Это вносит специфические особенности в самоопределение ее членов в аспекте религиозной и этнической принадлежности и требует корректировки методик западных социологов, применяемых для исследования религиозных меньшинств. В качестве базовых переменных в онлайн-опросе выступали пол, возраст, продолжительность членства в Церкви, семейно-брачный статус, уровень образования, род занятий. В опросе приняли участие адвентисты, проживающие в столичных мегаполисах (Москве и Санкт-Петербурге) и 20 субъектах Центрального, Приволжского, Северо-Западного, Южного, Северо-Кавказского и Сибирского федеральных округов. Это позволило определить некоторые территориальные тенденции. Большое внимание уделяется роли социального служения ЦХАСДР в этноконфессиональной идентификации ее членов, т. к. этому направлению социальной деятельности данная религиозная организация уделяет значительное внимание и первой в мире среди Церквей Адвентистов Седьмого Дня разработала и приняла к реализации свое социальное учение. Вторичный анализ эмпирических данных позволил провести ряд сопоставлений в идентификационных процессах у православных, мусульман и адвентистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-confessional identification of a religious minority (on the example of the Seventh-day Adventist Church of Russia)

Based on different theoretical and methodological approaches and online survey data, the article, analyzes the process of ethno-confessional identification of members of the Seventh-day Christian Adventist Church of Russia (SDACR). This Church, like other Protestant organizations, is among the religious minorities in Russian society, but its adherents are predominantly Russians, i.e. members of the ethnic majority. This introduces specific features into the self-determination of its members in terms of religious and ethnic affiliation and requires adjustments to the methods of Western sociologists used to study religious minorities. The basic variables in the online survey were gender, age, duration of Church membership, marital status, level of education, and occupation. Adventists living in metropolitan cities (Moscow and Saint Petersburg) and 20 subjects of the Central, Volga, Northwestern, Southern, North Caucasus and Siberian federal districts took part in the survey. This made it possible to identify some territorial trends. Much attention is paid to the role of the social service of the SDACR in the ethno-confessional identification of its members, since this religious organization pays considerable attention to this area of social activity and was the first in the world among the Seventh-day Adventist Churches to develop and accept for implementation its social teaching. Secondary analysis of empirical data allowed us to make a number of comparisons in identification processes among Orthodox, Muslims and Adventists.

Текст научной работы на тему «Этноконфессиональная идентификация религиозного меньшинства (на примере Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России)»

Научный результат. Социология и управление. Т. 10, № 1,2024. Research Result. Sociology and management. Vol. 10. № 1. 2024.

RESEARCH

R E S LT L T

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ SOCIAL STRUCTURE, SOCIAL INSTITUTIONS AND PROCESSES

Исследовательская статья УДК 316.4 DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-1-0-7

Белова Т. П.

Этноконфессиональная идентификация религиозного меньшинства (на примере Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России)_

Ивановский государственный университет улица Ермака, дом 39, Иваново, 153025, Россия belovatp@ivanovo. ас. ги

Аннотация. В статье на основе разных теоретико-методологических подходов и данных онлайн-опроса анализируется процесс этноконфессиональной идентификации членов Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России (ЦХА-СДР). Эта Церковь, как и другие протестантские организации, в российском обществе относится к числу религиозных меньшинств, но среди ее приверженцев преобладают русские, то есть представители этнического большинства. Это вносит специфические особенности в самоопределение ее членов в аспекте религиозной и этнической принадлежности и требует корректировки методик западных социологов, применяемых для исследования религиозных меньшинств. В качестве базовых переменных в онлайн-опросе выступали пол, возраст, продолжительность членства в Церкви, семейно-брачный статус, уровень образования, род занятий. В опросе приняли участие адвентисты, проживающие в столичных мегаполисах (Москве и Санкт-Петербурге) и 20 субъектах Центрального, Приволжского, Северо-Западного, Южного, Северо-Кавказского и Сибирского федеральных округов. Это позволило определить некоторые территориальные тенденции. Большое внимание уделяется роли социального служения ЦХАСДР в этноконфессиональной идентификации ее членов, т. к. этому направлению социальной деятельности данная религиозная организация уделяет значительное внимание и первой в мире среди Церквей Адвентистов Седьмого Дня разработала и приняла к реализации свое социальное учение. Вторичный анализ эмпирических данных позволил провести ряд сопоставлений в идентификационных процессах у православных, мусульман и адвентистов.

Ключевые слова: этноконфессиональная идентификация; религиозная идентификация; религиозное меньшинство; религиозное поведение; социальное служение; Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня России; русский протестантизм

Информация для цитирования: Белова Т. П. Этноконфессиональная идентификация религиозного меньшинства (на примере Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России) // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10, № 1. С. 84-99. БОТ: 10.18413/2408-9338-2024-10-1-0-7

Белова Т. П. Этноконфессиональная идентификация религиозного меньшинства .

Belova T. P. Ethno-confessional identification of a religious minority.

RESE ARCH

R E S LT L T

Research article

Tatyana P. Belova

Ethno-confessional identification of a religious minority

(on the example of the Seventh-day Adventist Church of Russia)

Ivanovo State University 39 Yermak St., 153G25, Ivanovo, Russia belovatp@ivanovo.ac.ru

Abstract. Based on different theoretical and methodological approaches and online survey data, the article, analyzes the process of ethno-confessional identification of members of the Seventh-day Christian Adventist Church of Russia (SDACR). This Church, like other Protestant organizations, is among the religious minorities in Russian society, but its adherents are predominantly Russians, i.e. members of the ethnic majority. This introduces specific features into the self-determination of its members in terms of religious and ethnic affiliation and requires adjustments to the methods of Western sociologists used to study religious minorities. The basic variables in the online survey were gender, age, duration of Church membership, marital status, level of education, and occupation. Adventists living in metropolitan cities (Moscow and Saint Petersburg) and 20 subjects of the Central, Volga, Northwestern, Southern, North Caucasus and Siberian federal districts took part in the survey. This made it possible to identify some territorial trends. Much attention is paid to the role of the social service of the SDACR in the ethno-confessional identification of its members, since this religious organization pays considerable attention to this area of social activity and was the first in the world among the Seventh-day Adventist Churches to develop and accept for implementation its social teaching. Secondary analysis of empirical data allowed us to make a number of comparisons in identification processes among Orthodox, Muslims and Adventists.

Key words: ethno-confessional identification; religious identification; religious minority; religious behavior; social service; the Seventh-day Adventist Church of Russia; Russian Protestantism

Information for citation: Belova, T. P. (2024), "Ethno-confessional identification of a religious minority (on the example of the Seventh-day Adventist Church of Russia)", Research Result. Sociology and Management, 10 (l), 84-99. DOI: 10.18413/24089338-2024-10-1-0-7

Введение (Introduction). В настоящее время наибольшее влияние на реальную жизнь оказывает симбиоз этнических и религиозных (конфессиональных) факторов (Вера. Этнос. Нация, 2009: 3). Вследствие тесной связи данных факторов насущной становится задача выявления позитивного потенциала разных религий и мировоззрений в предотвращении конфликтов на этнонациональной почве (Мчедлова, 2016: 40). С учетом этнического и конфессионального многообразия российского общества

вопрос изучения этно-конфессиональных идентификационных процессов приобретает особую актуальность.

С начала 1990-х гг. в российском обществе одной из наиболее динамично развивающихся конфессиональных групп является протестантизм. (Протестантизм..., 2012: 529). Также, как в Русской православной церкви, среди членов протестантских объединений преобладают русские (Арена: 2012). Протестантизм в России по сути является второй по численности и реальному

Научный результат. Социология и управление. Т. 10, № 1,2024. Research Result. Sociology and management. Vol. 10. № 1. 2024.

RESE ARCH

R E S U L '

влиянию религией среди русских (Протестантизм..., 2012: 558). Многовековая история проживания и укоренения протестантов на российской территории содействовала превращению протестантизма в одну из традиционных конфессий. Более того, в нашей стране сформировался уникальный феномен «русского протестантизма», отличный от западных версий этого направления христианства (Там же: 465, 539-601).

По количеству прихожан российские протестанты относятся к религиозным меньшинствам, то есть к социальным группам, которые в западной социологии характеризуются с позиций уязвленности, дикри-минируемости и отчужденности от основной части общества (Basedau, Fox, Zellman, 2023; Petri, 2021). Однако протестанты в России не изолированы, не отчуждены от общества. Они активно участвуют во всех сферах национальной жизни (Протестантизм..., 2012: 488). По вовлеченности членов протестантских конфессий в религиозные практики, их глубокому проникновению в догматические основы, стремлению к консолидации и повседневному взаимодействию они заметно контрастирует с качественными характеристиками общероссийской религиозности (Каргина, 2018: 74). Поэтому тема протестантизма в России, идентификационных процессов в протестантской среде не заслуживает статуса «спорадических случаев исследовательского энтузиазма» (Протестантизм... , 2012: 7).

Итак, российские протестанты в конфессиональном плане - это религиозное меньшинство, а в этническом аспекте -представители большинства (русских). Это сочетание не может не влиять на их этно-конфессиональную идентификацию, но данный процесс требует глубокого научного анализа.

Протестантизм в России многообразен. Поэтому важно исследовать не только общие тенденции, но и конкретные протестантские сообщества. В данной статье предметом исследования является этнокон-фессиональная идентификация членов

Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России. Ключевые особенности его вероучения и религиозного поведения приверженцев - доктринально обоснованное почитание субботы и здорового образа жизни. Это протестантское направление появилось в России в начале 1880-х гг. Первоначально его последователями были исключительно немецкие колонисты. Но уже в 1890 г. в Ставрополе была создана русская адвентистская община (История религий России, 2004: 426). Сегодня общины Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России представлены во всех федеральных округах. Духовно-административный центр ЦХАСДР находится в поселке Заокский Тульской области. На его территории располагаются духовная образовательная организация высшего образования «Заокский университет Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня», издательство «Источник жизни», тепличный комплекс.

Адвентисты в России - это первая церковь АСД в мире, разработавшая свое социальное учение (Протестантизм..., 2012: 555). Различные направления социального служения реализуют религиозные объединения адвентистов и российское представительство международной гуманитарной организации «Адвентистское агентство помощи и развития» (Adventist Development and Relief Agency - ADRA). В качестве приоритетных направлений выступают: работа в области здорового образа жизни, по преодолению никотиновой и алкогольной зависимости, по профилактике наркомании, СПИДа, по борьбе со стрессом, с различными заболеваниями, по подготовке молодежи к браку, по укреплению семейных взаимоотношений, по оказанию помощи детским домам, больным, престарелым (Основы социального учения: 2017: 211-213). Социальное служение ЦХАСД -основной канал ее взаимодействия с полиэтническим и многоконфессиональным российским обществом. Поэтому эта сторона религиозной деятельности адвентистов также представляет большой интерес в рамках тематики данной статьи.

Белова Т. П. Этноконфессиональная идентификация религиозного меньшинства .

Belova T. P. Ethno-confessional identification of a religious minority.

RESE ARCH

R E S LT L T

Методология и методы (Methodology and methods). Важным для исследования процесса этноконфессиональной идентификации представляется рефлексивный подход, предполагающий выявление комплекса смыслов, проецируемых «изучаемым субъектом на свою жизненную ситуацию в контексте своих осуществляемых и возможных в ней ориентаций и действий» (Лебедев, Старченко, 2022: 53).

Западные социологи для анализа этнической и религиозной принадлежности широко применяют теорию рационального выбора, согласно которой люди действуют рационально, чтобы максимизировать выгоды и минимизировать затраты, в том числе от этнического и религиозного самоопределения (Kim, 2011: 321). Однако необходимо учитывать методологическое замечание М.П. Мчедлова о том, что в процессе этноконфессиональной идентификации к осознанному выбору добавляются подсознательные установки, стереотипы, воспроизводящие этноконфессиональные традиции и предпочтения (Религия в самосознании народа, 2008: 13).

С. В. Рыжова определяет этноконфес-сиональную идентичность как одну из форм этнической идентичности, возникающую, когда религиозность становится значимым маркером этнического самоопределения (Рыжова, 2019: 49). Опросы россиян из религиозных групп православных и мусульман подтверждают приоритет этнической составляющей над конфессиональной в различных сферах их жизнедеятельности (Белова, 2010: 100). Однако если в исследованиях наряду с данными группами участвуют протестанты, то у них, в отличие от православных и мусульман, обнаруживается приоритетная роль конфессионального фактора в различных повседневных ситуациях, а также более высокие показатели религиозной идентификации и связи с религиозной общиной (Этносы и конфессии Сургута, 2007: 99-103).

Вопрос этноконфессиональной идентификации членов ЦХАСД входил в задачи онлайн-опроса, проведенного в мае 2022 г. Полевой этап исследования осуществила Ю. А. Федоскина. В основе построения случайной выборки был сетевой принцип формирования. В опросе приняли участие 100 адвентистов, представляющих 22 субъекта РФ: столичные мегаполисы (Москва и Санкт-Петербург) - 10%; Московская область - 19%; Ивановская область - 16%; Тульская область - 11%; другие регионы Центрального федерального округа (Ярославская, Владимирская, Тверская, Воронежская, Рязанская, Смоленская области) -14%; регионы Приволжского федерального округа (Нижегородская, Саратовская области, Пермский край) - 17% и другие регионы России - Архангельская и Псковская области (Северо-Западный федеральный округ), Краснодарский край и Республика Крым (Южный федеральный округ), Кабардино-Балкарская Республика и Республика Дагестан (Северо-Кавказский федеральный округ), Иркутская область и Красноярский край (Сибирский федеральный округ) -13%. Таким образом, в выборку вошли адвентисты из шести федеральных округов. Не представленными оказались Уральский и Дальневосточный федеральные округа.

Среди опрошенных адвентистов 71% женщин и 29% мужчин, что соответствует соотношению женщин и мужчин в протестантских общинах России (Религия в самосознании народа, 2008: 195).

В исследовании приняли участие адвентисты в возрасте от 15 до 82 лет, большинство из них представляют молодежь до 35 лет (58 %), что объясняется особенностями онлайн-опроса. Распределение по возрастным группам следующее: 1520 лет - 15%; 21-25 лет - 16%; 26-35 лет -22%; 36-40 лет - 15%; 41-50 лет - 14%; 51 год и старше - 13%. Последняя группа является исключительно женской. Наибольшая доля мужчин отмечена в группе 36-40 лет (47%).

Научный результат. Социология и управление. Т. 10, № 1,2024. Research Result. Sociology and management. Vol. 10. № 1. 2024.

RESE ARCH

R E S U L '

По семейному положению, примерно равными оказались группы не состоящих в браке (46%) и состоящих в зарегистрированном браке (45%), а также разведенных (5%) и вдовствующих (4%).

Характерная особенность онлайн-опросов - участие в них респондентов с более высоким уровнем образования. Это подтвердило и данное исследование. Среди опрошенных адвентистов половина имеют одно или несколько высших образований; 14% - незаконченное высшее; 20% - среднее профессиональное; 10% - общее среднее. Встретились и те, кто закончил аспирантуру, получил ученую степень (3%), а также имеющие начальное профессиональное образование (2%) и неполное среднее образование (1%). Более высокий уровень образования имеют опрошенные мужчины.

По роду занятости распределение респондентов следующее: работающие -44%, учащиеся - 24%, совмещающие работу с учебой - 19%, неработающие пенсионеры - 5%, работающие пенсионеры и неработающие, занимающиеся домашним хозяйством, - по 4%. Группы неработающих - исключительно женские.

Таковы основные социально-демографические характеристики адвентистов, участвовавших в опросе, подтверждающие его репрезентативность.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Полученные данные раскрывают активную включенность адвентистов в жизнь религиозной общины. Стаж членства в Церкви более 20 лет имеют 40% опрошенных, от 15 до 20 лет - 19%, от 10 до 15 лет - 13%, от 5 до 10 лет - 15%, от 1 года до 5 лет - 9%, менее года - всего 4%.

Для характеристики идентификационных процессов необходимо учитывать не только количественные показатели членства в религиозной общине, но и содержательные характеристики отношения к ней.

Поэтому в анкету был включен вопрос о личном восприятии образа ЦХАСД. Из предложенных вариантов наиболее часто выбирались два: «Общение с братьями и сестрами по вере» (87%) и «Место общения с Богом» (78%). Таким образом, Церковь для адвентистов - это прежде всего место духовных и социальных коммуникаций.

В Таблице 1 представлены данные, отражающие различия в восприятии образа Церкви у мужчин и женщин, а также у адвентистов с различной продолжительностью членства. Общение с единоверцами -самый значимый образ у тех, кто является членом Церкви от 11 до 15 лет, а также у мужчин. Место общения с Богом в наибольшей степени символизирует ЦХАСД у начинающих свое членство в ней (со стажем до 5 лет), у тех, кто имеет значительный опыт конфессиональной включенности (16-20 лет), а также у женщин. Возможность получить личную поддержку в Церкви наиболее значима для группы со средним стажем членства (11-15 лет). Образ организации, бескорыстно служащей людям, более близок женщинам и адвентистам с наибольшей продолжительностью членства (более 16 лет). С местом взаимопомощи ассоциируется образ ЦХАСД у четверти мужчины и у каждого пятого члена Церкви со стажем 6-10 лет, но совсем не ассоциируется у адвентистов с начальным и средним стажем членства.

В то же время все участники исследования оказывают помощь нуждающимся. К наиболее распространенным видам поддержки относятся: милостыня (80%); помощь на дому пожилым, тяжелобольным людям (62%); перечисление денежных средств в фонды и общественные организации (58%) и на счета больных (57%); передача игрушек, вещей и т. п. детским домам (52%); участие в сборе продуктов, вещей для жертв катастроф, стихийных бедствий (42%); волонтерство в социальных учреждениях (34%).

Белова Т. П. Этноконфессиональная идентификация религиозного меньшинства .

Belova T. P. Ethno-confessional identification of a religious minority.

Таблица 1

Представления об образе ЦХАСД в зависимости от пола и продолжительности членства*

Table 1

Ideas about the image of SDAC depending on gender and duration of membership*

Представления об об- Пол I Gender Продолжительность членства / Duration of membership

разе ЦХАСД / Ideas about the image of SDAC Муж. I Male Жен. I Female До 5 лет/Up to 5 years 6-1G лет / years 11-15 лет / years 16-2G лет / years Более 2G лет / More than 2G years

Общение с братьями и

сестрами по вере / Communication with 93 83 85 87 1GG 84 83

brothers and sisters in

faith

Место общения с Бо-

гом / A place of commu- 66 83 92 73 66 9G 75

nication with God

Место, где я могу

найти поддержку / A place where I can find 48 32 31 4G 62 26 35

support

Организация, беско-

рыстно служащая лю-

дям / An organization 17 35 23 33 8 37 35

that selflessly serves people

Место взаимопомощи / Place of mutual aid 24 2G G 2G G 11 3

*Множественный вопрос / Multiple Choice Question

У большинства опрошенных адвентистов (74%) поддержка нуждающимся связана с социальным служением церкви. Это важно отметить в контексте данного исследования, т. к. церковное социальное служение - основной канал взаимодействия религиозной организации с социумом, в том числе с различными этническими и конфессиональными индивидами и группами. Тем более, что 88% респондентов уверены, что социальное служение ЦХАСД направлено на всех нуждающихся, независимо от их отношения к религии, а 86% доброжелательно относятся к людям с другим вероисповеданием или взглядами на религию.

Любая идентификация определяется не только внутриличностными потребно-

стями и интересами, но и внешними факторами, отношением социального окружения. С позиций теории рационального выбора важна поведенческая результативность. В данном случае необходимо было узнать, каким образом участники опроса оценивают влияние социального служения ЦХАСД на российское общество. В подавляющем большинстве высказывались положительные мнения. Однако, по-видимому, в ответы вкладывались как реальные, так и потенциальные смыслы. Наиболее популярными были следующие суждения: «Укрепляет в обществе моральные ценности (милосердие, сострадание и т.д.)» (79%); «Содействует распространению здорового образа жизни» (77%); «Меняет в лучшую

Научный результат. Социология и управление. Т. 10, № 1,2024. Research Result. Sociology and management. Vol. 10. № 1. 2024.

RESE ARCH

R E S U L '

строну представление людей о Церкви» (59%). Следующие варианты по частоте выбора: «Помогает решать насущные социальные проблемы» (46%); «Способствует приходу в Церковь новых верующих» (38%); «Содействует межрелигиозному сотрудничеству» (21%).

Заключительную позицию уточняют ответы на вопрос о том, с какими религиозными организациями ЦХАСД может объединять усилия по вопросам социальной деятельности. Большинство опрошенных адвентистов (56%) считает, что сотрудничать можно с любыми религиозными организациями. То, что с другими религиоз-

ными объединениями совместной социальной деятельность проводить не нужно, считает только 5% участников исследования. Мнение о том, что можно сотрудничать с различными христианскими организациями, высказали 19% респондентов; за взаимодействие только с протестантскими объединениями - 12%. Сотрудничество с православными или иудейскими организация поддержали по 3% адвентистов, с мусульманскими - 2%. В целом эти данные говорят об открытости членов ЦХАСД для межконфессионального диалога в вопросах социального служения. При этом отмечены некоторые различия по регионам.

Таблица 2

Установки на сотрудничество с другими религиозными организациями по вопросам социаль-

ной деятельности в зависимости от региона*

Attitudes towards cooperation with other religious organizations on issues of social activities depending on the region*

Table 2

Регион I Region

Религиозные организации / Religious organizations Москва, Санкт-Петербург I Moscow, Saint Petersburg Московская область I Moscow region Ивановская область I Ivanovo region Тульская область I Tula region Другие регионы ЦФО I Other regions CFD Регионы ПФО I Regions VFD Другие регионы РФ I Other regions

С любыми организациями (независимо от религиозной принадлежности) / With any organizations (regardless of religious affiliation) 5б 58 3l б4 5l б5 б2

С христианскими / With Christian 22 2б l9 9 29 12 15

С протестантскими / With Protestant О ^ б 1В 14 б 23

С православными / With the Orthodox О 5 б О l О О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С иудейскими / With Judaism О ll О О О О В

С исламскими / With Islamic О 5 О О О б О

Сотрудничать с другими религиозными организациями не нужно / There is no need to cooperate with other religious organizations ll 5 13 О О б О

Затрудняюсь ответить / Difficult to answer ll 5 38 9 l 12 О

* Множественный вопрос I Multiple Choice Question

Белова Т. П. Этноконфессиональная идентификация религиозного меньшинства .

Belova T. P. Ethno-confessional identification of a religious minority .

Наиболее значительные установки на сотрудничество с любыми религиозными организациями проявляют адвентисты из Тульской области (где находится духовно-административный центр ЦХАСДР) и из регионов ПФО, в которых действуют довольно многочисленные адвентистские организации. В меньшей степени настроены на объединение усилий с другими религиозными организациями адвентисты из Ивановской области. Также среди них наибольшая доля затруднившихся ответить и тех, кто отрицает необходимость подобного сотрудничества. Это отражает специфику религиозной ситуации в Ивановской области, в которой проживают представители более 30 религиозных направлений, однако региональный Межрелигиозный совет фактически не функционирует, а в межконфессиональный диалог в основном включаются

православные (доминирующее большинство) и мусульмане. ЦХАСД и другие протестантские организации не имеют возможности реализовывать свой духовный и социальный потенциал.

При этом следует отметить, что ивановские адвентисты в основном оценили отношение к Церкви АСД в российском обществе как нейтральное (56%), 19% - как позитивное, 13% - как негативное, остальные 12% затруднились ответить. Наиболее полярные суждения высказали адвентисты из регионов ПФО: 53% - негативное, 35% -позитивное, 6% - нейтральное, 6% затруднились ответить. Наибольший разброс мнений по этому вопросу отмечен у адвентистов из Тульской области: 27% - позитивное, 27% - нейтральное, 27% - негативное, 19% затруднились ответить.

Таблица 3

Оценки отношения к ЦХАСД в российском обществе в зависимости от пола и возраста

Table 3

Assessments of attitudes towards SDAC in Russian society depending on gender and age

Отношение к ЦХАСД / Attitude towards SDAC Пол / Gender Возраст / Age

Муж. I Male Жен. I Female 15-2G 21-25 26-35 36-4G 41-5G 5G+

Позитивное / Positive 14 23 5 31 5 4G 21 31

Нейтральное / Neutral 38 39 65 5G 27 33 21 31

Негативное / Negative 41 27 15 13 59 27 43 23

Затрудняюсь ответить / Difficult to answer 7 11 15 6 9 G 14 15

Позитивные оценки отношения к ЦХАСД в российском обществе чаще других давали представители возрастной группы 36-40 лет, женщины чаще мужчин. Нейтральные оценки наиболее характерны для более молодых адвентистов, а негативные - для группы 26-35 лет и мужчин.

Противоречивые оценки отношения к ЦХАСД в российском обществе коррелируют с личным опытом. Среди опрошенных адвентистов 2% сообщили, что часто

переживают негативное отношение к себе из-за принадлежности к ЦХАСД; 29% периодически испытывают такое отношение; 35% раньше испытывали, а сейчас нет и 34% никогда не испытывали. Чаще других о негативном отношении говорили адвентисты из Москвы, Санкт-Петербурга и регионов ПФО, о позитивном - из Московской области и из других регионов ЦФО.

По переменной продолжительности членства в ЦХАСД чаще других об опыте

Научный результат. Социология и управление. Т. 10, № 1,2024. Research Result. Sociology and management. Vol. 10. № 1. 2024.

негативного отношения к себе из-за конфессиональной принадлежности сообщали респонденты со стажем 16-20 лет; о том, что раньше такие случаи были, а сейчас нет, отвечали прихожане со стажем до 5 лет и

прихожане с самой длительной продолжительностью членства; о том, что никогда такого отношения не встречал(а) - начинающие прихожане.

Таблица 4

Оценки случаев негативного отношения из-за принадлежности к ЦХАСД в зависимости от продолжительности членства

Table 4

Assessments of cases of negative attitudes due to SDAC membership based on gender

and duration of membership

Оценки / Assessments Продолжительность членства I Duration of membership

До 5 лет / Up to 5 years 6-10 лет / years 11-15 лет / years 16-20 лет / years Более 2G лет / More than 2G years

Часто или периодически испытываю / I often or periodically experience 15 27 31 42 32

Раньше встречался(ась) с таким отношением, но сейчас нет / I used to meet such an attitude, but not now 39 33 38 21 4G

Никогда не испытывал(а) / Never experienced it 46 4G 31 37 28

В качестве одной из причин негативного отношения к адвентистам на институциональном и индивидуальном уровне является стереотип восприятия протестантов в России как сугубо западного феномена, чуждого отечественной культуре (Религия в самосознании народа, 2008: 184, 212). Это создает для российских протестантских организаций как религиозных меньшинств ситуации риска, т. е. неопределённости, основанной на дихотомии реальной действительности и возможности (Кравченко, 2009: 39).

То, что адвентисты и другие протестанты не представляют этнокультурной опасности для российского общества, подтверждают данные проведенного онлайн-опроса. По этническому самоопределению доминирующее большинство его участников относит себя к русским (81%). Еще 4%

респондентов указали диффузную идентичность: украинско-русская национальность, русско-украинско-польская национальность, русско-азиатская национальность, турко-русская национальность. Практически все опрошенные адвентисты (97%) родным языком называют русский.

В качестве основных маркеров этнической самоидентификации респонденты указали следующие: язык (53%); обычаи, уклад жизни (49%); общая государственность (43%); историческое прошлое (43%); традиционные ценности (41%); черты характера, психология (38%).

Адвентисты проявляют большой интерес к историко-культурному наследию и традициям своего народа. Более половины опрошенных посещают музеи, смотрят документальные фильмы, телепередачи, видео в Интернете; почти половина интересуется историей города (населенного пункта)

Белова Т. П. Этноконфессиональная идентификация религиозного меньшинства .

Belova T. P. Ethno-confessional identification of a religious minority.

своего проживания, смотрит художественные исторические фильмы; почти каждый четвертый читает историческую литера-

туру. Не проявляют интереса к национальной истории и культуре только 6 % респондентов.

Таблица 5

Формы проявления интереса к истории и традициям своего народа в зависимости

от рода занятости*

Table 5

Forms of showing interest in the history and traditions of one's people, depending

on the type of employment*

Формы проявления интереса / Forms of showing interest Род занятости I Type of employment

Работаю I I work Учусь I I study Учусь и работаю I I study and work Пенсионер! не работаю I PensionerI I don't work

Смотрю документальные фильмы, телепередачи, видео в Интернете / I watch documentaries, TV shows, and videos on the Internet 55 5О 58 5О

Посещаю музеи / I visit museums 48 б1 42 б1

Интересуюсь историей города (населенного пункта), где живу / I am interested in the history of the city (settlement) where I live 55 4б 32 58

Смотрю художественные исторические фильмы / I watch feature historical films 41 54 31 58

Читаю историческую литературу / I read historical literature 21 21 2б 33

Не проявляю интереса / I show no interest 9 4 5 О

*Множественный вопрос I

ultiple Choice Question

Наиболее часто смотрят документальные фильмы, телепередачи, видео в Интернете те, кто совмещает работу с учебой; посещают музеи обучающиеся, пенсионеры и неработающие; проявляют интерес к локальной истории своего города или населенного пункта, смотрят художественные исторические фильмы и читают историче-

скую литературу пенсионеры и неработающие. Не проявляющих интереса к изучению истории и культуры своего народа среди последней категории вообще нет.

В «Основах социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России» осуждаются любые формы национализма и шовинизма, признается необходимым уважительное отношение ко

Научный результат. Социология и управление. Т. 10, № 1,2024. Research Result. Sociology and management. Vol. 10. № 1. 2024.

RESE ARCH

R E S U L '

всем народам планеты, содержится призыв к открытому культурному диалогу (Основы социального учения, 2017: 178).

Большинство респондентов (72%) проявляет интерес к культуре других наро-

дов, который выражается в изучении семейных традиций, национальной кухни, религиозных традиций, в ознакомлении с прикладным искусством, народными сказками, песнями, народным костюмом.

Таблица 6

Оценки факторов, в наибольшей степени влияющих на отношение к представителям другой национальности, культуры, в зависимости от пола и возраста*

Table 6

Assessments of factors that most influence attitudes towards representatives of other nationalities

and cultures, depending on gender and age*

Факторы / Factors Пол / Gender Возраст / Age

Муж. / Male Жен. /Female 15-2G 21-25 26-35 36-4G 41-5G 5G+

Собственный опыт общения / Own communication experience 59 61 65 63 73 53 57 39

Семейное воспитание / Family upbringing 52 54 6G 63 41 47 64 46

Традиции дружбы народов / Traditions of friendship between peoples 28 32 35 32 32 27 7 54

Позиция ЦХАСД по национальному вопросу / SDAC position on the national issue 28 24 25 31 5 27 36 39

Правовое обеспечение равноправия народов / Legal support for equality of peoples 17 14 25 6 23 7 7 15

Интернет, социальные сети / Internet, social networks 14 9 G 13 27 13 G G

Мнения друзей/знакомых / Opinions of friends/acquaintances 7 3 1G G G 13 G G

СМИ / Mass media 1G G G 6 5 7 G G

Затрудняюсь ответить / Difficult to answer 3 9 5 G 5 7 7 23

*Множественный вопрос I Multiple Choice Question

Белова Т. П. Этноконфессиональная идентификация религиозного меньшинства .

Belova T. P. Ethno-confessional identification of a religious minority.

В качестве главных факторов, определяющих отношение к представителям другой национальности, культуры участники исследования назвали собственный опыт общения (60%) и семейное воспитание (53%). По переменной семейно-брачного статуса первый фактор преобладает у тех, кто никогда не состоял в браке, второй - у тех, кто состоит в официальном браке. По полу заметных расхождений не обнаружено. По возрасту различия более явные. Собственный опыт общения более значим для молодежи, особенно для группы 26-35 лет; семейное воспитание - для группы 41 -50 лет и молодежи до 25 лет; традиции дружбы народов и позиция ЦХАСД по

национальному вопросу - для самой старшей возрастной группы; правовое обеспечение равноправия народов - для самой младшей группы; Интернет и социальные сети - для группы 26-35 лет; мнения друзей и знакомых и СМИ - для группы 36-40 лет. Наибольшее число затруднившихся ответить выявлено в группе 50+.

Несмотря на то, что преобладающая часть респондентов по этнической принадлежности относится к русским, более трети (35%) указали на то, что часто (3%) или иногда (32%) встречают факты неуважения или ущемления прав из-за своей национальности.

Таблица 7

Частота проявлений неуважения, ущемления прав из-за национальности

в зависимости от региона

Frequency of manifestations of disrespect and infringement of rights due to nationality by region

Table 7

Частота / Frequency Регион

Москва, Санкт-Петербург/ Moscow, Saint Petersburg Московская область / Moscow region Ивановская область / Ivanovo region Тульская область / Ivanovo region Другие регионы ЦФО / Other regions CFD Регионы ПФО Regions VFD Другие регионы РФ / Other regions

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да, часто / Yes, often 0 0 7 10 7 0 0

Да, иногда / Yes, occasionally 60 32 13 45 29 18 46

Нет, никогда / No never 40 68 80 45 64 82 54

Самое благожелательное отношение фиксируется в регионах ПФО и Ивановской области. Наиболее часто случаи неуважительного отношения по этническому признаку отмечаются в Москве, Санкт-Петербурге и Тульской области. Что касается столичных мегаполисов, то эмпирические исследования зарубежных и российских со-

циологов фиксируют в них наиболее активные социальные процессы, включая миграционные, национальные и религиозные трансформации (Кублицкая, 2022: 137), что повышает вероятность ситуаций этнокультурного непонимания. В отношении Тульской области, где, как уже отмечалось, находится общероссийский адвентистский

Научный результат. Социология и управление. Т. 10, № 1,2024. Research Result. Sociology and management. Vol. 10. № 1. 2024.

RESE ARCH

R E S U L '

центр, можно предположить, что здесь более значительное влияние на отношение местного населения оказывают этнокон-фессиональные стереотипы. Русский, не являющийся православным, воспринимается в рамках стереотипного мышления негативно.

Проведенный онлайн-опрос подтвердил приоритет религиозной составляющей в структуре этноконфессиональной идентификации, что коррелирует с результатами предшествующих исследований протестантских сообществ, о которых в статье уже говорилось.

Таблица 8

Оценки значения национальности и вероисповедания (взглядов на религию)

в разных жизненных ситуациях

Table 8

Assessments of the importance of nationality and religion (views on religion)

in different life situations

Жизненные ситуации / Life situations Национальность I Nationality Вероисповедание (Взгляды на религию) / Religion (Views on religion)

Да I Yes Нет I No Да I Yes Нет I No

Выбор брачного партнера, спутника жизни / Choosing a marriage partner, helpmate 44 56 94 6

Установление дружеских отношений / Establishing friendly relations 9 91 2G 8G

Выбор партнера по деловым отношениям / Choosing a business partner 6 94 7 93

Отдых, проведение досуга / Rest, leisure time 9 91 34 66

Наименьшее значение как этнический, так и конфессиональный факторы имеют для адвентистов при выборе партнера по деловым отношениям, т. е. в сфере формальных коммуникаций.

Особенно значим фактор вероисповедания при выборе брачного партнера, спутника жизни. Это ответственное решение предполагает близкую коммуникацию с человеком в течение всей жизни. Видимо, по этой причине адвентисты хотят видеть своим супругом/супругой человека, который бы разделял их взгляды на религию, чтобы в семье не было недопонимания по вопросам веры, религиозных практик, например, в отношении субботы. В социальном учении ЦХАСД большое внимание уделяется вопросам семьи, формируется отношение к этому социальному институту

как сердцу общества (Основы социального учения, 2017: 25). Поэтому создание семьи для адвентиста является религиозно мотивированным действием и выступает фактором защиты и сохранения своего вероисповедания, что отчасти объясняется принадлежностью к религиозному меньшинству.

Заключение (Conclusions). Проведенное исследование показывает, что процессы этноконфессиональной идентификации членов Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России обусловлены комплексом субъективных и объективных, внутренних и внешних факторов.

Определяющее влияние оказывает религиозная община, не только объединяющая прихожан в вопросах веры, но и ориентирующая их на активное социальное служение.

Белова Т. П. Этноконфессиональная идентификация религиозного меньшинства .

Belova T. P. Ethno-confessional identification of a religious minority .

RESE ARCH

R Е S LT L T

Адвентисты в своей духовной и социальной деятельности руководствуются теми же традиционными ценностями, что и православные, и мусульмане. Они являются приверженцами русской культуры и культуры других народов России.

Осознание конфессиональной и этнической принадлежности происходит у адвентистов через открытость к межконфессиональному и межэтническому взаимодействию.

Представители этого религиозного меньшинства не являются замкнутой группой, отделяющей себя от этноконфессио-нального большинства. Это активные патриоты, стремящиеся деятельно помогать Родине.

Список литературы

Арена. Атлас религий и национальностей Российской Федерации. М.: Исследовательская служба «Среда», 2012. 240 с.

Белова Т. П. Городское пространство как сфера этноконфессиональных отношений // Социологические исследования. 2010. № 12. С. 94-106.

Вера. Этнос. Нация. Этнический компонент религиозного сознания / ред. кол.: М. П. Мчедлов (отв. ред.), Ю. А. Гаврилов, В. В. Горбунов и др. 2-е изд., испр. и доп. М.: Культурная революция, 2009. 400 с.

История религий в России: Учебник. Изд. 2-е, доп. / Под общ. ред. О. Ю. Васильевой, Н. А. Трофимчука. М.: РАГС, 2004. 696 с.

Каргина И. Г. Значимые черты идентичности российских протестантов и протестантских организаций: по результатам социологических исследований постсоветского периода // Последователи Реформации и российское общество: пути совместного развития (к 500-летию Реформации): Сборник научных трудов, Москва-Заокский, 08-09 ноября 2017 года / отв. редактор Д. А. Фокин. М.; Заокский: Религиозная духовная образовательная организация высшего образования «Заокский университет Церкви Христиан - Адвентистов Седьмого Дня», 2018. С. 64-79.

Кравченко С. А. Риски в нелинейном гло-болокальном социуме. М.: Анкил, 2009. 224 с.

Кублицкая Е. А. Этноконфессиональные и социально-политические представления коренных и некоренных москвичей (социологический опыт) // Наука. Культура. Общество. 2022. Том. 28, № 4. С. 135-149. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.284.11.

Лебедев С. Д., Старченко Д. Г. К методологии изучения рефлективности религии в современном обществе // Социология религии в обществе позднего модерна. 2022. Т. 11. С. 47-56.

Мчедлова М. М. Религиозно-мировоззренческий фактор и межнациональные отношения в России // Научный результат. Социология и управление. 2016. Т. 2, № 3. С. 40-44. DOI: 10.18413/2408-9338-2016-2-3-40-44.

Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России. М.: Евро-Азиатский Дивизион Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня, 2017. 224 с.

Протестантизм: pro et contra. Взгляды и полемика отечественных авторов в XVI -начале XXI века: Антология / сост., вступ. ст., коммент. М.Ю. Смирнов. СПб.: РХГА, 2012, 846 с.

Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / отв. ред. М. П. Мчедлов. М.: Институт социологии РАН, 2008. 415 с.

Рыжова С. В. Религиозность, этнокон-фессиональная идентичность и проблемы межэтнического согласия // Социологические исследования. 2019. № 2. С. 49-58. DOI: 10.31857/S013216250004006-9.

Этносы и конфессии Сургута: десять лет спустя. Материалы сравнительного социологического исследования проблем гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, 1995-2005 гг. / [Р.А. Лопаткин и др.]; под общ. ред. Р. А. Лопаткина, Т. Д. Гуренко-вой. М.; Сургут: Сургутская типография, 2007. 251 с.

Basedau M, Fox J., Zellman A. Religious Minorities at Risk. Oxford: Oxford University Press, 2023. 245 p. DOI: 10.1093/oso/9780197693940.003.0006/

Kim R. Y. Religion and Ethnicity: Theoretical Connections // Religions. 2011. Vol. 2. № 3. P. 312-329. DOI: 10.3390/rel2030312

Petri D. P. The Specific Vulnerability of Religious Minorities. Bonn: VKW, 2021. 302 p.

Научный результат. Социология и управление. Т. 10, № 1,2024. Research Result. Sociology and management. Vol. 10. № 1. 2024.

RESE ARCH

R E S U L '

References

Arena. Atlas religiy i natsionalnostey Rossi-iskoy Federatsii [Arena. Atlas of religions and nationalities of the Russian Federation] (2012), Issle-dovatelskaya sluzhba "Sreda", Moscow, Russia. (In Russian)

Belova, T. P. (2010), "Urban space as a sphere of ethno-confessional relations", Sociological Studies, (12), 94-106. (In Russian)

Vera. Jetnos. Natsiya. Etnicheskiy kompo-nent religioznogo soznaniya [Faith. Ethnos. Nation. Ethnic component of religious consciousness] (2009), in Mchedlov, M P. (gen. ed.), 2nd edition, Kulturnaya revolyutsiya, Moscow, Russia. (In Russian)

Istoriya religiy v Rossii: Uchebnik. [History of religions in Russia: Textbook] (2004), in Vasi-lyeva, O.Yu., Trofimchuk, N.A. (gen. ed.), 2nd edition, RAPA, Moscow, Russia. (In Russian)

Kargina, I. G. (2018), "Significant features of the identity of Russian Protestants and Protestant organizations: according to the results of sociological studies of the post-Soviet period", in Fokin, D.A. (ed.), Posledovateli Reformatsii i rossiiskoe obshhestvo: puti sovmestnogo razvitiya (k 500-letiyu Reformatsii): Sbornik nauchnyh trudov, Moskva-Zaokskiy, 08-09 noyabrya 2017 goda [Followers of the Reformation and Russian society: ways of joint development (to the 500th anniversary of the Reformation): Collection of scientific works, Moscow-Zaoksky, November 08-09, 2017], Religioznaya dukhovnaya obrazovatelnaya organizatsiya vysshego obrazovaniya "Zaokskiy universitet Tserkvi Khristian - Adventistov Sed-mogo Dnya", Moscow; Zaoksky, Russia, 64-79. (In Russian)

Kravchenko, S. A. (2009), Riski v nelineinom globolokalnom sotsiume [Risks in a nonlinear globolocal society], Ankil, Moscow, Russia. (In Russian)

Kublitskaya, E. A. (2022), "Ethno-confes-sional and socio-political views of indigenous and non-indigenous Muscovites (sociological experience)", Science. Culture. Society, 28(4), 135-149. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28A11. (In Russian)

Lebedev, S. D., Starchenko, D. G. (2022), 'To the methodology of studying the reflectivity of religion in modern society', The sociology of religion in Late Modern society, 11, 47-56. (In Russian)

Mchedlova, M. M. (2016), "Religious and worldview factor and interethnic relations in Russia", Research Result. Sociology and Management, 2(3), 40-44. DOI: 10.18413/2408-9338-2016-2-340-44. (In Russian)

Osnovy sotsialnogo ucheniya Tserkvi Khristian Adventistov Sedmogo Dnya Rossii [Fundamentals of social teaching of the Seventh-day Adventist Church of Russia] (2017), Euro-Asia Division of the Seventh-day Adventist Church, Moscow, Russia. (In Russian)

Protestantizm: pro et contra. Vzglyady i polemika otechestvennyh avtorov v XVI - nachale XXI veka: Antologiya [Protestantism: pro et contra. Views and polemics of domestic authors in the 16th - early 21st centuries: An Anthology] (2012), in Smirnov, M.Yu (ed.), RHGA, St.-Petersburg, Russia. (In Russian)

Religiya v samosoznanii naroda (religiozny faktor v identifikatsionnyh protsessah) [Religion in the self-awareness of the people (religious factor in identification processes)] (2008), in Mchedlov, M.P. (gen. ed.), Institute of Sociolody RAS, Moscow, Russia. (In Russian)

Ryzhova, S. V. (2019), "Religiosity, ethno-confessional identity and problems of interethnic accord", Sociological Studies, (2), 49-58. DOI: 10.31857/S013216250004006-9. (In Russian)

Etnosy i konfessii Surguta: desyat let spus-tya. Materialy sravnitelnogo sotsiologicheskogo is-sledovaniyaproblem garmonizatsii mezhnatsional-nyh i mezhkonfessionalnyh otnosheniy, 1995-2005 gg. [Ethnic groups and confessions of Surgut: ten years later. Materials of a comparative sociological study of the problems of harmonization of inter-ethnic and interfaith relations, 1995-2005] (2007), in Lopatkin, R.A., Gurenkova, T.D. (gen. ed.), Surgutskaya tipografiya, Surgut, Russia (In Russian)

Basedau, M, Fox, J., Zellman, A. (2023), Religious Minorities at Risk. Oxford University Press, Oxford, UK, 245. DOI:

10.1093/oso/9780197693940.003.0006/

Kim, R. Y. (2011), "Religion and Ethnicity: Theoretical Connections", Religions, 2 (3), 312329. DOI: 10.3390/rel2030312

Petri, D. P. (2021), The Specific Vulnerability of Religious Minorities, VKW, Bonn, Germany, 302.

Статья поступила в редакцию 22 февраля 2024 г. Поступила после доработки 01 марта 2024 г. Принята к печати 10 марта 2024 г. Received 22 February 2024. Revised 01 March 2024. Accepted 10 March 2024.

Белова Т. П. Этноконфессиональная идентификация религиозного меньшинства .

Belova T. P. Ethno-confessional identification of a religious minority .

RESEARCH

RESULT

Конфликты интересов: у автора нет конфликта интересов для декларации. Conflicts of Interest: the author has no conflicts of interest to declare.

Белова Татьяна Павловна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, социальной работы и управления персоналом

Ивановского государственного университета, Иваново, Россия.

Tatyana P. Belova, Candidate of Sciences (Philosophy), Associate Professor, Associate Professor of the Departament of Sociology, Social Work and Human Resources Management, Ivanovo State University, Ivanovo, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.