УДК 93/94
ЭТНОГРАФИЯ «НАРОДНОГО» ИСЛАМА
А. В. Сызранов
Астраханский ГУ кафедра истории России e-mail: [email protected]
В статье рассматривается особое направление в отечественной этнографии - изучение «народного» ислама, под которым понимается синкретичный комплекс исламских и доисламских религиозных представлений. Автор приходит к выводу, что данное явление, исследуемое в основном на среднеазиатских и кавказских материалах, практически не изучено в Нижнем Поволжье, что актуализирует научную необходимость его современного изучения.
Ключевые слова: ислам, доисламские верования, народный, этнография, Нижнее Поволжье.
ETHNOGRAPHY OF «POPULAR» ISLAM
A. V. Syzranov
(Astrakhan, Russia) e-mail: [email protected]
The special aspect in domestic ethnography - research of popular islam is discussed in this article, under which the syncretical complex of Islamic and pre-islamic religious conceptions is considered. The author comes to conclusion, that the given phenomenon, analyzed mainly on Central Asian and Caucasian materials, practically is not studied in the Bottom Volga region, that makes actual scientific necessity of its research.
Keywords: islam, pre-islamic beliefs, popular, ethnography, Lower Volga
area.
Ислам в России - неотъемлемая часть отечественной истории, российской культуры, в то же время это не только предмет академической науки, но и важный фактор общественно-политической жизни современной России, играющий всё более заметную роль. Будучи фактором формирования общественного сознания и поведенческих стереотипов мусульманского населения, он оказывал (и оказывает до сих пор) существенное воздействие на ход исторических событий в нашей стране. Актуальность изучения ислама в истории нашей страны определяется, прежде всего, тем, что мусульмане, представляя одну из самых многочис-
ленных (после христианства) конфессий, в течение длительного исторического периода сосуществовали с немусульманскими народами.
В силу исторических условий ислам как религиозная система приобрёл черты, отличающие его от других религий. Среди них -разнообразие его идеологических форм, обусловленное теснейшей связью ислама с духовным субстратом исламизированных народов, их религиозными и культурными традициями. На большом историко-этнографическом материале отечественные исламоведы пришли к выводу о том, что «приспособление ислама к местным традициям разных народов было причиной возникновения различных его локальных форм, под которыми следует понимать совокупность религиозных верований мусульман, независимо от того, соответствуют они предписаниям и принципам канонизированного вероучения или нет»1. В каждой стране, у каждого народа ислам обрел местные особенности. Эти особенности обусловлены специфическим историческим развитием отдельных народов, которое, в свою очередь, оказало влияние на развитие мусульманской религиозной мысли.
Проникая в ту или иную этнокультурную среду, ислам, сталкиваясь с местными обычаями и традициями, подвергался их активному воздействию, что придавало ему характерные для данной среды черты. Таким образом, во всех регионах мусульманского мира ислам является сложным сплавом местных традиций, восходящих к доисламским религиозным верованиям, обрядам и культам, и классических мусульманских традиций, опирающихся на Коран, Сунну и шариат. Это явление получило в религиоведческой литературе название «народный», «простонародный», «бытовой» ислам, в отличие от ислама «официального», «классического», «нормативного»2. При этом важно понимать, что созна-
1 Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М., 1970. С. 139.
2 Гольдциер И. Культ святых в исламе (Мухаммеденские эскизы). М., 1938. С. 109; Басилов В.Н. Культ святых в исламе. С. 6; Басилов В.Н., Снесарев Г.П. Введение // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. М., 1986. С. 3; Поляков С.П. Традиционализм в современном среднеазиатском обществе. М., 1989. С. 69; Мустафи-на Р.М. Представления, культы, обряды у казахов (в контексте бытового ислама в Южном Казахстане в конце XIX - XX вв.). Алма-Ата, 1992. С. 3; Чвырь Л.А. Очередные задачи этнографического изучения ислама в Туркестане // Этнографическое обозрение. 2001. № 3. С. 126; Чвырь Л.А. Обряды и верования уйгуров XIX - XX вв.: очерки народного ислама в Восточном Тур-
нии верующих мусульман все в совокупности поверья и ритуалы, вне зависимости от их реального происхождения, представали и предстают как истинный ислам. И действительно, домусульман-ские верования и обряды, обусловливающие локальное своеобразие ислама в разных регионах, подверглись настолько сильному его влиянию, что уже давно в обыденном сознании воспринимаются как мусульманские. А два выделенных уровня ислама - «народный» и «нормативный» - представляют собой части единого явления. Иными словами, нет двух разных исламов, а есть два пласта одного культурного феномена, которые тесно переплетены и активно взаимодействуют. Однако между этими уровнями ислама существуют и определенные противоречия. Так, в частности, представители «официального» ислама - мусульманские духовные лица - в целом, не приветствуют культ мусульманских святых и их могил. С еще большей критикой они относятся к ис-ламизированному шаманству.
Изучение «народного» ислама в отечественной науке имеет давнюю традицию. Уже в дореволюционный период в работах российских востоковедов К.Г. Залемана3, В.А. Гордлевского4, В.А. Жуковского5, А.А. Семёнова6 затрагивалась тема мусульманского культа святых.
В конце 1920-1930-х гг. в советской этнографии появилось особое направление - изучение «народного» ислама. Среди первых, кто обратился к данной проблеме в довоенные годы, были
кестане. М., 2006; Waardenburg J. Official and Popular Religion in Islam // Islam and Socimey - Special Issue of «Social Compass». Vol. 25. № 3-4. The Hague, 1978; Wulff I. Islamic and Non-Islamic Elements in Yakan Death Rituals // Folk. 1983. Vol. 25. P. 186; Zwemmer S.M. Studies in Popular Islam. London, 1939; и др.
3 Залеман К.Г. Легенда про Хаким-ата // Известия Академии наук. СПб., 1898. Сер. V. Т. IX. № 2. С. 105-150.
4 Гордлевский В.А. Ходжа Ахмед Ясеви // Избранные сочинения: В 4-х тт. Т. 3. М., 1962. С. 361-368; Он же. Бахауддин Накшбанд Бухарский / / Избранные сочинения: В 4-х тт. Т. 3. М., 1962. С. 369-386.
5 Жуковский В.А. К истории старца Абу-Са'ида Мейхенейского // Записки Восточного отделения Русского археологического общества. СПб., 1901. Т. XIII. С. 144-156.
6 Семёнов А.А. Бухарский шейх Баха-уд-дин. 1318-1389 // Восточный сборник в честь А.Н. Веселовского. М., 1914. С. 202-211; Он же. Шейх Джелал-уд-дин Руми по представлениям шугнанских исмаилитов // Записки Восточного отделения Русского археологического общества. Пг., 1915. Т. XXII. С. 247-256; и др.
М.С. Андреев7, Н.А. Кисляков8, С.Д. Лисициан9, Ю.В. Кнорозов10 и др. В 1938 г. был издан перевод знаменитого исследования венгерского исламоведа И. Гольдциера (1850-1921) «Культ святых в исламе (Мухаммеденские эскизы)». Несмотря на отсутствие в этой работе марксистской фразеологии, именно она стала основополагающей для осмысления культа святых на протяжении последующих десятилетий.
Расцвет этнографии «народного» ислама относится к 1960-80-м гг., когда появились труды Г.П. Снесарева11, В.Н. Басилова12, О.А. Сухаревой13, Т.Д. Баялиевой14, С.М. Демидова15, Р.Я. Рас-судовой16, О. Муродова17 и др.
7 Андреев М.С. Чильтаны в среднеазиатских верованиях //
B.В. Бартольду: Туркестанские друзья, ученики и почитатели. Ташкент, 1927.
8 Кисляков Н.А. Бурх - горный козёл (древний культ в Таджикистане) // Советская этнография. 1934. № 1-2.
9 Лисициан С.Д. «Святыни» у перевалов // Советская этнография. 1936. № 4-5.
10 Кнорозов Ю.В. Мазар Шамун-наби (некоторые пережитки домусуль-манских верований у народов Хорезмского оазиса) / / Советская этнография. 1949. № 2. С. 86-97; Он же. Шаманский зикр в подземелье Мазлумхан-сулу // Этнографическое обозрение. 1994. № 6. С. 91-96.
11 Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969; Он же. «Дети святых». Из записок этнографа // Наука и религия. 1972. № 2. С. 25-29; Он же. Три хорезмские легенды в свете демонологических представлений // Советская этнография. 1973. № 1. С. 48-59; Он же. Под небом Хорезма (Этнографические очерки). М., 1973; Он же. Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. М., 1983 и др.
12 Басилов В.Н. О туркменском «пире» дождя Буркут-баба // Советская этнография. 1963. № 3. С. 42-52; Он же. Некоторые пережитки культа предков у туркмен // Советская этнография. 1968. № 5. С. 53-64; Он же. Культ святых в исламе. М., 1970; Он же. Избранники духов. М., 1984; Он же. Два варианта среднеазиатского шаманства / / Советская этнография. 1990. № 4.
C. 64-76; Он же. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М., 1992; Он же. Суфийская легенда о соперничестве святых // Приаралье в древности и средневековье. К 60-летию Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. М., 1998. С. 243-260; и др.
13 Сухарева О.А. К вопросу о культе мусульманских святых в Средней Азии / / Труды Института истории и археологии АН УзССР. Ташкент, 1951. Вып. 2. С. 159-178; Она же. Ислам в Узбекистане. Ташкент, 1960.
14 Баялиева Т.Д. Доисламские верования и их пережитки у киргизов. Фрунзе, 1972.
В постсоветской России «народно-мусульманский» дискурс переживает новый всплеск. Среди современных российских исследователей можно особо выделить С.Н. Абашина18, В.О. Боб-ровникова19, А.А. Ярлыкапова20, А.О. Булатова21, Г.А. Гаджиева22, Т.С. Каландарова23, В.Л. Огудина24, Р.И. Сефербекова25,
15 Демидов С.М. Туркменские овляды. Ашхабад, 1976; Он же. Суфизм в Туркмении (эволюция и пережитки). Ашхабад, 1978; Он же. Легенды и правда о «святых» местах. Ашхабад, 1988 и др.
16 Рассудова Р.Я. Культовые объекты Ферганы как источник по истории орошаемого земледелия // Советская этнография. 1985. № 4. С. 94-104.
17 Муродов О. Представления о дэвах у таджиков средней части долины Зеравшана // Советская этнография. 1973. № 1. С. 148-155; Он же. Древние образы мифологии у таджиков долины Зеравшана. Душанбе, 1979.
18 Абашин С.Н. Ислам и культ святых в Средней Азии // Этнографическое обозрение. 2001. № 2. С. 128-131; Он же. Потомки святых в современной Средней Азии // Этнографическое обозрение. 2001. № 4. С. 62-83; Он же. «Семь святых братьев» // Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе / Сост. С.Н. Абашин, В.О. Бобровников. М., 2003. С. 8-40; Он же. Бурханиддин-Кылыч: учёный, правитель, чудотворец? О генезисе культа святых в Средней Азии // Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе / Сост. С.Н. Абашин, В.О. Бобровников. М., 2003. С. 215-236.
19 Бобровников В.О., Сефербеков Р.И. Абу Муслим у мусульман Восточного Кавказа (к истории и этнографии культов святых) // Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе / Сост. С.Н. Абашин, В.О. Бобровников. М., 2003. С. 154-214.
20 Ярлыкапов А.А. Ногайская степь: этнос и религия сегодня / / Этнографическое обозрение. 1998. № 3. С. 89-98.
21 Булатов А.О. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX - начале XX вв. Махачкала, 1990; Он же. Реликты шаманства у народов Дагестана // Советская этнография. 1991. № 6. С. 115-125; Он же. Отголоски шаманства в культе святых у народов Дагестана // Этнографическое обозрение. 2004. № 4. С. 67-84; Он же. Реликты шаманства в культе святых и святых мест у народов Дагестана // Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе / Сост. С.Н. Абашин, В.О. Бобровников. М., 2003. С. 103-116; и др.
22 Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М., 1991.
23 Каландаров Т.С. Магия в семейно-бытовой обрядности шугнанцев // Этнографическое обозрение. 2001. № 1. С. 39-53; Он же. Святилища Западного Памира // Полевые исследования Института этнологии и антропологии РАН / Отв. ред. З.П. Соколова. М., 2002. С. 218-239.
24 Огудин В.Л. Экологическая функция религии // Этнографическое обозрение. 2001. № 1. С. 23-38; Он же. Места поклонения Ферганы как объект научного исследования // Этнографическое обозрение. 2002. № 1. С. 63-79;
Л.А. Чвырь26. «Народно» - мусульманской тематикой занимается казахстанская исследовательница Р.М. Мустафина27.
В отечественной этнографии «народный» ислам исследуется в основном, на среднеазиатских и кавказских материалах. Изучение же его в мусульманских регионах Поволжья и Сибири практически не велось. Однако появившиеся в последнее время исследования по этим регионам показывают, что местные формы бытования «народного» ислама не менее интересны для науки28.
Достаточно важным нам представляется изучение «народного» ислама в Нижнем Поволжье. Под «народным» исламом мы понимаем синкретичный комплекс исламских и доисламских религиозных представлений. Формы и проявления «народного» ислама у мусульман Нижней Волги достаточно разнообразны. Наряду с догмами «нормативного» ислама, у них сохраняется широкий круг представлений и обычаев, восходящих своими корнями или тесно переплетенных с доисламскими традициями, которые подверглись влиянию ислама. Это, прежде всего культ мусульманских святых и их могил, исламизированное шаманство, анимистические верования, культ предков и др. Естественно, что сущность «народного» ислама не ограничивается приведенными в статье материалами. Мы выбрали для исследования наиболее
Он же. Гора Бобои-об - древняя святыня народов северо-западной Ферганы // Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе / Сост. С.Н. Абашин, В.О. Бобровников. М., 2003. С. 41-68; Он же. Трон Соломона. История формирования культа // Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе / Сост. С.Н. Абашин, В.О. Бобровников. М., 2003. С. 69-102.
25 Сефербеков Р.И. Аграрные культы табасаранцев. Махачкала, 1995; Он же. Традиционные религиозные представления табасаранцев. Махачкала, 2000.
26 Чвырь Л.А. Очередные задачи этнографического изучения ислама в Туркестане // Этнографическое обозрение. 2001. № 3. С. 124-128; Она же. Обряды и верования уйгуров XIX - XX вв.: очерки народного ислама в Восточном Туркестане. М., 2006.
27 Мустафина Р.М. Представления, культы, обряды у казахов (в контексте бытового ислама в Южном Казахстане в конце XIX - XX вв.). Алма-Ата, 1992.
28 См. напр.: Селезнёв А.Г., Селезнёва И.А. Занге-ата и Хазыр-Ильяс: исторические и этнические аспекты распространения ислама в Сибири / / Этнографическое обозрение. 2003. № 6. С. 41-56; Селезнёв А.Г., Селезнёва И.А. Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма. Новосибирск, 2004.
важные и яркие его компоненты. Отдельные аспекты «народного» ислама в Астраханском крае уже рассматривались нами в ряде предыдущих работ.
Анализ «народного» ислама позволяет глубже понять историю распространения ислама в Нижнем Поволжье и эволюцию религиозных представлений мусульманского населения региона.
Изучение «народного» ислама в Нижнем Поволжье - явление не новое. Одним из первых, кто обратился к «народно» - мусульманской проблематике в Нижнем Поволжье, был известный российский историк и государственный деятель В.Н. Татищев (1686-1774). В период своего астраханского губернаторства (1741-1745) В.Н. Татищев активно занимался изучением истории и археологии Астраханской губернии. Среди прочего, исследователь сообщает интересные сведения о мусульманском святом месте Джигит-хаджи, располагавшемся на территории Селитренного городища (остатки столицы Золотой Орды г. Сарай, или Сарай ал-Махруса)29. Об этом святом месте также упоминает российский учёный, участник знаменитой Академической экспедиции 1768-1774 гг. П.С. Паллас (1741-1811) в своей работе «Путешествие по разным провинциям Российского государства»30.
Достаточно информативной в плане изучения «народного» ислама в Нижнем Поволжье является работа российского этнографа-тюрколога В.А. Мошкова (1852-?). В данном исследовании рассматриваются космогонические представления и анимистические верования астраханских ногайцев-карагашей, а также казахское и карагашское шаманство. Автор приводит уникальное описание сеанса шаманского лечения у карагашей31.
В 1927 г. у ногайцев-карагашей Нижней Волги побывал молодой московский этнограф В.Д. Пятницкий. В 1930 г. по результатам полевых исследований он опубликовал статью «Карагачи», в которой, помимо всего прочего, сообщается о муллах, мусульман-
29 Татищев В.Н. Записки. Письма. 1717-1750 гг. // Научное наследство. Т. 14. М., 1990. С. 284.
30 Исторические путешествия. Извлечения из мемуаров и записок иностранных и русских путешественников по Волге в ХV-ХVШ вв. / Сост.
B. Алексеев. Сталинград, 1936. С. 244.
31 Мошков В.А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края. Мелодии ногайских и оренбургских татар. I. Введение // Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. Казань, 1894. Т. XII. Вып. 1.
C. 1-67.
ских учебных заведениях, культе святых и их могил, анимистических верованиях, погребальных обрядах, традициях мужского и женского шаманства у карагашей32.
В работах этнографа Н.М. Маторина33 и фольклориста В.М. Жирмунского34 содержаться ценные сведения об одном из первых проповедников ислама в Золотой Орде - знаменитом святом Баба-Тукласе, могила которого расположена в г. Астрахани.
Естественно, огромное значение для изучения астраханского «народного» ислама имеют современные этнографические исследования. Так, например, в статье казанского этнографа Р.К. Ураз-мановой подробно рассматриваются похоронно-поминальные обряды юртовских, казанских и мишарских татар Астраханской области, а также ногайцев-карагашей и ногайцев-кундровцев35. Этой же проблеме (в основном, на юртовских материалах) посвящены работы московского этнографа Н.Р. Азизовой36 и астраханской исследовательницы А.Р. Усмановой37. В монографии казанского этнографа Ф.С. Баязитовой приводятся этнографические материалы об анимистических персонажах юртовских ногайских татар, казанских татар, карагашей и кундровцев38.
Наиболее существенный вклад в изучение «народного» ислама в нижневолжском регионе внёс астраханский историк-
32 Пятницкий В.Д. Карагачи (По материалам поездки в 1927 г.) // Землеведение. Географический журнал им. Д.Н. Анучина. Т. 32. Вып. 3-4. М., 1930. С. 155-170.
33 Маторин Н.М. Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь. Язычество - ислам - православие - сектантство. М., 1929. С. 88.
34 Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. М., 1974. С. 229, 355, 383 и др.
35 Уразманова Р.К. Праздники и обряды астраханских татар // Астраханские татары. Казань, 1992. С. 89-108.
36 Азизова Н.Р. Свадебная и похоронно-поминальная обрядность астраханских татар (конец XX - начало XXI вв.). Историко-этнографическое исследование. Астрахань, 2002; Она же. К характеристике похоронно-поминальной обрядности астраханских татар (по полевым материалам 2000-2001 гг.) // Полевые исследования Института этнологии и антропологии РАН / Отв. ред. З.П. Соколова. М., 2002. С. 6-15.
37 Усманова А.Р. Похоронно-поминальные обряды татар Астраханской области / / Живая старина. Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. 2003. № 3 (39). С. 34-37.
38 Баязитова Ф.С. Астраханские татары: Духовная наследие: семейно-бытовая, обрядовая терминология и фольклор. Казань, 2002 (на татар. языке). С. 251-255.
этнограф В.М. Викторин. Совместная статья В.М. Викторина и краеведа А.Д. Нафтуллина посвящена истории ислама в Нижнем Поволжье; кроме того, в ней даётся краткая характеристика регионального варианта «народного» ислама39. В.М. Викторин также посвятил ряд своих статей анализу культа мусульманских святых и их могил в Астраханском крае40.
В целом, однако, анализ литературы свидетельствует, что «народный» ислам на Нижней Волге по-прежнему остается малоисследованной темой, что актуализирует научную необходимость её современного изучения.
39 Викторин В.М., Нафтуллин А.Д. Ислам и население Астраханской области / / Ислам и современность (методические рекомендации в помощь лекторам-атеистам). Астрахань, 1988. С. 31-36.
40 Викторин В.М. Аулья и мужавират (Следы доисламских верований у ногайцев окрестностей Астрахани) / / Половецкая луна (Публицистический и литературно-художественный журнал). Черкесск, 1993. № 3 (7). С. 85-92; Он же. Мужавират и культ святых мест - «аулья» в нижневолжском варианте ислама (цивилизационный, формационный и этнический подходы к изучению) // Ислам, общество и культура: Материалы Международной научной конференции «Исламская цивилизация в преддверии XXI века (к 600-летию ислама в Сибири)». Омск, 1994. С. 40-41; Он же. Тукли-баба Шашлы-адже -святое место астраханских мусульман / / Этнографическое обозрение. 2003. № 2. С. 50-61; и др.