Научная статья на тему 'ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАВРУЗА'

ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАВРУЗА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВРУЗ / СУМАЛЯК / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каримбоева С.И., Исхаков Б.Б., Абдуганиева З.У.

В статье анализированы этнографические данные национального праздника Навруз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING ETNOGRAPHIC OF NAVRUZ

The article expresses celebrations of Navruz based on historical ethnological sources.

Текст научной работы на тему «ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАВРУЗА»

УДК 374

Каримбоева С.И. ассистент профессора Наманганский инженерно-строительный институт

Исхаков Б.Б. старший преподаватель Наманганский инженерно-строительный институт

Абдуганиева З. У. студент

Наманганский инженерно-строительный институт ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАВРУЗА

Aннотация: В статье анализированы этнографические данные национального праздника Навруз.

Ключевые слова: Навруз, сумаляк, экологические и религиозные взгляды.

Karimboyeva S.I. assistent ofprofessor

Namangan engineering-construction institute

Isxakov B.B. senior lecturer

Namangan engineering-construction institute

Abdug'aniyeva Z. U.

student

Namangan engineering-construction institute LEARNING ETNOGRAPHIC OF NAVRUZ

Abstract: The article expresses celebrations of Navruz based on historical ethnological sources.

Keywords: Navruz, sumalak, ecological-religions notion.

В процессе исторического развития у всех народов на основе природных и климатических условий, особенностей труда, быта, культуры, складывались обряды и праздники. Особо глубокие корни и прочные традиции имели так называемые в этнологии календарные праздники, проводившиеся с учетом времен года, т. е. ранней весной - перед сезоном полевых работ, летом - перед сбором урожая, осенью - после сбора урожая и зимой - в свободное от полевых работ время.

Среди них особое место занимали весенние праздники, существующие в разных формах у всех народов мира. Изучая и анализируя

специальную литературу, можно прийти к выводу, что весенние праздники появились с возникновением человеческого общества. В результате миграционных процессов людей вместе с ними распространялись в различных направлениях, приобретая разные формы и названия. Например, в Японии подобный праздник называется Рисон, в Китае - Чун-дзе (Джа, Ла), у славян - Масленица, у народов Центральной Азии -Навруз.

По своему происхождению Навруз - праздник, издревле бытующий у народов Востока. Один из крупнейших мыслителей XI века - Абу Райхан Беруни - называл его «праздником пробуждения природы».

В Узбекистане Навруз считается одним из самых древних и наиболее почитаемых праздников. Он, в отличие от исторических, международных или религиозных праздников, имеет свои характерные черты и особенности. Нарвуз - это календарно-земледельческий праздник. Дата его празднования - день весеннего равноденствия. Это начало нового года по солнечному летоисчислению, которое в Центральной Азии в народе называли также «дехдон хисоби», - т. е. крестьянским летоисчислением, в отличие от лунного календаря. В наши дни в условиях обновления Навруз стал истинно национальным и интернациональным праздником. «Навруз» означает «новый день», а смысл его выражается как «йил боши» - «начало года». Своими корнями он уходит в далекое прошлое и в течение длительного исторического развития охватил обширные регионы нашей планеты. Этот праздник весны отмечают в Иране и в Афганистане, в Закавказье, в странах Центральноазиатского региона, в Восточном Туркестане, в северных районах Индии и Пакистана, в Татарстане и во многих других уголках мира. Только называется он по-разному. Поэтому на 64- й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в рамках пункта 49 повестки дня «Культура мира» консенсусом была принята резолюция, озаглавленная «Международный день Навруза».

Проект ее был подготовлен и представлен Генеральной Ассамблее делегациями Азербайджана, Узбекистана, Афганистана, Казахстана, Кыргызстана, Ирана, Туркмении, Таджикистана и Турции. В соответствии с текстом резолюции Генеральная Ассамблея ООН признает 21 март как Международный день Навруз, приветствует усилия государств-членов, в которых отмечается Навруз, по сохранению и развитию культуры и традиций, связанных с Наврузом. В прошлом году 30 сентября 2009 года Навруз был включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества наряду с другими 76 элементами нематериального наследия со всего мира.

Исторические сведения о зарождении праздника весны и труда претерпели различные изменения и дошли до наших дней в виде всевозможных легенд и преданий. Ученые утверждают, что Наврузу более 4 тысяч лет. В большинстве легенд праздник Навруз, его возникновение

связываются с имением легендарного шаха Джамшида. Об этом пишут Абу Райхан Беруни, Омар Хайям, Фирдоуси, ат-Термези и другие. А в турецких легендах о Наврузе его появление связывается с отношением наших предков к весне, к весенним полевым работам. В легендах рассказывается о единстве Навруза с солнцем, огнем, весной.

В последний день праздника устраивались соревнования по борьбе, показывали мастерство канатоходцы, пелись песни и люди ходили друг другу в гости. На стол ставилось 7 яств. Считается, что все члены семьи должны находиться дома в ночь на праздник, чтобы весь год не пришлось скитаться по свету. В этот же день прокладывалась первая борозда на поле. Дети бегали по пашне и свистели в свистульки, отгоняя злых духов, чтобы те не испортили урожай.

Существовали и другие мифологические представления народа.

Немало легенд и сказаний связано с Наврузом. Например, существовало поверье, что в тот момент, когда приходит новый и уходит старый год, течение вод останавливается, и те, кому удается этот миг увидеть, может рассчитывать на исполнение всех своих самых сокровенных желаний. Кроме того, считалось, что счастливчику природа раскрывала свои тайны, недоступные остальным, что в жизни ему с этого момента будет всегда сопутствовать удача.

Ритуальная пища древнего Навруза - этот так называемый «хафт син», когда на подносе подают семь предметов, названия которых начинается с буквы «с»: себ - яблоко, синджид - дикая маслина, сирка -уксус, сир - чеснок, сиях-дан - черные косточки, сабзи - морковь, саману -сумалак. Кроме того, на стол подают простоквашу, молоко, сыр, крашеные яйца, хлеб, чашку воду с плавающим на ее поверхности листом, сосуд с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, фисташки и т. д. Свечи, зажженные во здравие, должны сгореть до конца.

Еще одной особенностью Навруза является приготовление сумалака - блюда из пшеницы. С происхождением обряда, связанного с сумалаком, существует такая легенда. Одна женщина чудом спаслась сама и спасла своих детей. Но в разрушенном городе наступил жестокий голод. Мать долго не могла ничего найти из съестного и в бессилии упала на землю. Вдруг ее взгляд остановился на рассыпанных на земле проростках пшеницы.

Сумалак готовится в основном женщинами. Кстати, блюдо, приготовляемое также весной, но руками мужчин, называется халимом. Его основу составляет все так же проросшая, пшеница, ну, а так как сильный пол не может обходиться без мяса, в блюдо еще добавляют свежее мясо теленка.

При приготовлении сумалака не то что спать, на минутку отойти нельзя - пригорит, и весь многодневный труд пойдет прахом. Вот и сговариваются несколько соседок вместе варить сумалак. Это очень старая

традиция от наших бабушек и прабабушек. Чтобы не уснуть, не проспать сумалак, женщины развлекаются как могут, поют песни, тихонько наигрывают любимые мелодии на дутаре и дойре, девушки танцуют. Словом, что-что вроде девичника или посиделок давняя традиция считала этот праздник молодежным, вернее, днем любовных игр, когда юноши кидали девушкам яблоки и гранаты, крашеные яйца, сладости, посылали им через детей кишмиш и халву. Кстати сказать яблоко и гранат в фольклоре многих народов мира - это любовно-брачной символ...

Праздник Навруз условно можно разделить на две части. Первая -трудовая, когда дехкане готовились к началу весенних работ в поле, наводили порядок в своих жилищах и дворах, благоустраивали кишлаки. Именно тогда проходил день памяти, люди приводили в порядок могилы своих близких, поминали усопших добрым словом. В едином трудовом порыве народ стремился улучшить свою жизнь. Люди чувствовали локоть друг друга, поддержку и взаимопонимание. Ни одна семья без мужчин и ни один больной не оставались без поддержки односельчан. Это были деяния, которые сближали людей, объединяли души, очищали их и одухотворяли.

Вторая часть праздника состоит из увеселительных мероприятий. Хорошо потрудившийся народ умел и отлично отдохнуть. Состязались острословы и богатыри, демонстрировали свое мастерство масхарабозы и хофизы, танцоры и канатоходцы. Проводились гонки и улак.

На массовых гуляньях в Навруз проводились различные спортивные состязания между махаллями и селениями. Широко были распространены конные соревнование и игры. Одним из занимательных видов игр является игра с воздушным змеем, называемым «варрак». Запуск воздушных змеев был не только интересным зрелищем, но и служил средством доставки записок с поздравлениями на крыши домов близких людей. Вечером, перед закатом солнца, разжигали костры и собравшиеся по очереди три раза перепрыгивали через костер. При этом произносили различные присказки, пожелания здоровья, о ниспослании обильного урожая, об изгнании злых духов. Следует отметить, что культ огня широко распространён и по сей день.

Отрадно, что благодаря независимости Узбекистана возрождены народные традиции, а праздник Навруз стал радостным торжеством, светлой традицией в нашей жизни. Этот великий праздник, дошедший до нас из глубины веков, является огромной духовной ценностью нашего народа.

Использованные источники:

1. ИСХАКОВА Д. Т., ИСХАКОВ Б. Б., РОБИДДИНОВА Д. Б. РАЗВИТИЕ ЗДОРОВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ //СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ МОДЕЛЕЙ НАУЧНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. - 2020. - С. 21-22.

2. Исхаков Б. Б., Иномхужаева С. М. HISTORICAL CULTS OF NATURE //Шжнародний науковий журнал. - 2016. - №. 6-3. - С. 39-41.

3. Исхаков Б. Б., Иномхужаева С. М. Табиат культлари тарихидан //Шжнародний науковий журнал. - 2016. - №. 6 (3). - С. 39-41.

4. Исхаков Б. Б., Иномхужаева С. М. ИЗ ИСТОРИИ ПРИРОДНЫХ КУЛЬТОВ.

5. Развитие здорового образа жизни / Б. Б. Исхаков, Г. А. Исхакова, Д. Б. Робиддинова, Д. Э. Турдиалиева // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 05 февраля 2020 года. -Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. - С. 130-131. -EDN UWAYLR.

6. Mamurova F. T., Abdullayeva N. K., Qahhorovna S. M. Innovative approach and modern trends in the development of science and education //Journal of Critical Reviews. - 2020. - Т. 7. - №. 7. - С. 1061-1063.

7. Mamurova F. T., Abdullaeva N. K. CHOOSE A SPECIAL STUDENT PSYCHOLOGICAL METHODS //Scientific Bulletin of Namangan State University. - 2020. - Т. 2. - №. 3. - С. 525-529.

8. Mamurova F., Yuldashev J. METHODS OF FORMING STUDENTS'INTELLECTUAL CAPACITY //Экономика и социум. - 2020. -№. 4. - С. 66-68.

9. Akbarov B. A. Pedagogical system of formation of professional thinking in secondary school students.: Author. dis.... DcS. - 2020.

10. Abduxamidovna M. D., Abdurahmonovich A. B. Analysis of the results of psychological and pedagogical research of labor migrants and their families //Middle European Scientific Bulletin. - 2021. - Т. 12. - С. 440-443.

11. Abdurakhmonovich A. B. FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF PROFESSIONAL THINKING IN PUPILS //European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol. - 2020. - Т. 8. - №. 2.

12. Akbarov B. A. Forming Pupils' Professional Thinking Model //Eastern European Scientific Journal. - 2019. - №. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.