УДК 374
Каримбоева С.И. ассистент профессора Наманганский инженерно-строительный институт
Исхаков Б.Б. старший преподаватель Наманганский инженерно-строительный институт
Абдуганиева З. У. студент
Наманганский инженерно-строительный институт ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАВРУЗА
Aннотация: В статье анализированы этнографические данные национального праздника Навруз.
Ключевые слова: Навруз, сумаляк, экологические и религиозные взгляды.
Karimboyeva S.I. assistent ofprofessor
Namangan engineering-construction institute
Isxakov B.B. senior lecturer
Namangan engineering-construction institute
Abdug'aniyeva Z. U.
student
Namangan engineering-construction institute LEARNING ETNOGRAPHIC OF NAVRUZ
Abstract: The article expresses celebrations of Navruz based on historical ethnological sources.
Keywords: Navruz, sumalak, ecological-religions notion.
В процессе исторического развития у всех народов на основе природных и климатических условий, особенностей труда, быта, культуры, складывались обряды и праздники. Особо глубокие корни и прочные традиции имели так называемые в этнологии календарные праздники, проводившиеся с учетом времен года, т. е. ранней весной - перед сезоном полевых работ, летом - перед сбором урожая, осенью - после сбора урожая и зимой - в свободное от полевых работ время.
Среди них особое место занимали весенние праздники, существующие в разных формах у всех народов мира. Изучая и анализируя
специальную литературу, можно прийти к выводу, что весенние праздники появились с возникновением человеческого общества. В результате миграционных процессов людей вместе с ними распространялись в различных направлениях, приобретая разные формы и названия. Например, в Японии подобный праздник называется Рисон, в Китае - Чун-дзе (Джа, Ла), у славян - Масленица, у народов Центральной Азии -Навруз.
По своему происхождению Навруз - праздник, издревле бытующий у народов Востока. Один из крупнейших мыслителей XI века - Абу Райхан Беруни - называл его «праздником пробуждения природы».
В Узбекистане Навруз считается одним из самых древних и наиболее почитаемых праздников. Он, в отличие от исторических, международных или религиозных праздников, имеет свои характерные черты и особенности. Нарвуз - это календарно-земледельческий праздник. Дата его празднования - день весеннего равноденствия. Это начало нового года по солнечному летоисчислению, которое в Центральной Азии в народе называли также «дехдон хисоби», - т. е. крестьянским летоисчислением, в отличие от лунного календаря. В наши дни в условиях обновления Навруз стал истинно национальным и интернациональным праздником. «Навруз» означает «новый день», а смысл его выражается как «йил боши» - «начало года». Своими корнями он уходит в далекое прошлое и в течение длительного исторического развития охватил обширные регионы нашей планеты. Этот праздник весны отмечают в Иране и в Афганистане, в Закавказье, в странах Центральноазиатского региона, в Восточном Туркестане, в северных районах Индии и Пакистана, в Татарстане и во многих других уголках мира. Только называется он по-разному. Поэтому на 64- й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в рамках пункта 49 повестки дня «Культура мира» консенсусом была принята резолюция, озаглавленная «Международный день Навруза».
Проект ее был подготовлен и представлен Генеральной Ассамблее делегациями Азербайджана, Узбекистана, Афганистана, Казахстана, Кыргызстана, Ирана, Туркмении, Таджикистана и Турции. В соответствии с текстом резолюции Генеральная Ассамблея ООН признает 21 март как Международный день Навруз, приветствует усилия государств-членов, в которых отмечается Навруз, по сохранению и развитию культуры и традиций, связанных с Наврузом. В прошлом году 30 сентября 2009 года Навруз был включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества наряду с другими 76 элементами нематериального наследия со всего мира.
Исторические сведения о зарождении праздника весны и труда претерпели различные изменения и дошли до наших дней в виде всевозможных легенд и преданий. Ученые утверждают, что Наврузу более 4 тысяч лет. В большинстве легенд праздник Навруз, его возникновение
связываются с имением легендарного шаха Джамшида. Об этом пишут Абу Райхан Беруни, Омар Хайям, Фирдоуси, ат-Термези и другие. А в турецких легендах о Наврузе его появление связывается с отношением наших предков к весне, к весенним полевым работам. В легендах рассказывается о единстве Навруза с солнцем, огнем, весной.
В последний день праздника устраивались соревнования по борьбе, показывали мастерство канатоходцы, пелись песни и люди ходили друг другу в гости. На стол ставилось 7 яств. Считается, что все члены семьи должны находиться дома в ночь на праздник, чтобы весь год не пришлось скитаться по свету. В этот же день прокладывалась первая борозда на поле. Дети бегали по пашне и свистели в свистульки, отгоняя злых духов, чтобы те не испортили урожай.
Существовали и другие мифологические представления народа.
Немало легенд и сказаний связано с Наврузом. Например, существовало поверье, что в тот момент, когда приходит новый и уходит старый год, течение вод останавливается, и те, кому удается этот миг увидеть, может рассчитывать на исполнение всех своих самых сокровенных желаний. Кроме того, считалось, что счастливчику природа раскрывала свои тайны, недоступные остальным, что в жизни ему с этого момента будет всегда сопутствовать удача.
Ритуальная пища древнего Навруза - этот так называемый «хафт син», когда на подносе подают семь предметов, названия которых начинается с буквы «с»: себ - яблоко, синджид - дикая маслина, сирка -уксус, сир - чеснок, сиях-дан - черные косточки, сабзи - морковь, саману -сумалак. Кроме того, на стол подают простоквашу, молоко, сыр, крашеные яйца, хлеб, чашку воду с плавающим на ее поверхности листом, сосуд с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, фисташки и т. д. Свечи, зажженные во здравие, должны сгореть до конца.
Еще одной особенностью Навруза является приготовление сумалака - блюда из пшеницы. С происхождением обряда, связанного с сумалаком, существует такая легенда. Одна женщина чудом спаслась сама и спасла своих детей. Но в разрушенном городе наступил жестокий голод. Мать долго не могла ничего найти из съестного и в бессилии упала на землю. Вдруг ее взгляд остановился на рассыпанных на земле проростках пшеницы.
Сумалак готовится в основном женщинами. Кстати, блюдо, приготовляемое также весной, но руками мужчин, называется халимом. Его основу составляет все так же проросшая, пшеница, ну, а так как сильный пол не может обходиться без мяса, в блюдо еще добавляют свежее мясо теленка.
При приготовлении сумалака не то что спать, на минутку отойти нельзя - пригорит, и весь многодневный труд пойдет прахом. Вот и сговариваются несколько соседок вместе варить сумалак. Это очень старая
традиция от наших бабушек и прабабушек. Чтобы не уснуть, не проспать сумалак, женщины развлекаются как могут, поют песни, тихонько наигрывают любимые мелодии на дутаре и дойре, девушки танцуют. Словом, что-что вроде девичника или посиделок давняя традиция считала этот праздник молодежным, вернее, днем любовных игр, когда юноши кидали девушкам яблоки и гранаты, крашеные яйца, сладости, посылали им через детей кишмиш и халву. Кстати сказать яблоко и гранат в фольклоре многих народов мира - это любовно-брачной символ...
Праздник Навруз условно можно разделить на две части. Первая -трудовая, когда дехкане готовились к началу весенних работ в поле, наводили порядок в своих жилищах и дворах, благоустраивали кишлаки. Именно тогда проходил день памяти, люди приводили в порядок могилы своих близких, поминали усопших добрым словом. В едином трудовом порыве народ стремился улучшить свою жизнь. Люди чувствовали локоть друг друга, поддержку и взаимопонимание. Ни одна семья без мужчин и ни один больной не оставались без поддержки односельчан. Это были деяния, которые сближали людей, объединяли души, очищали их и одухотворяли.
Вторая часть праздника состоит из увеселительных мероприятий. Хорошо потрудившийся народ умел и отлично отдохнуть. Состязались острословы и богатыри, демонстрировали свое мастерство масхарабозы и хофизы, танцоры и канатоходцы. Проводились гонки и улак.
На массовых гуляньях в Навруз проводились различные спортивные состязания между махаллями и селениями. Широко были распространены конные соревнование и игры. Одним из занимательных видов игр является игра с воздушным змеем, называемым «варрак». Запуск воздушных змеев был не только интересным зрелищем, но и служил средством доставки записок с поздравлениями на крыши домов близких людей. Вечером, перед закатом солнца, разжигали костры и собравшиеся по очереди три раза перепрыгивали через костер. При этом произносили различные присказки, пожелания здоровья, о ниспослании обильного урожая, об изгнании злых духов. Следует отметить, что культ огня широко распространён и по сей день.
Отрадно, что благодаря независимости Узбекистана возрождены народные традиции, а праздник Навруз стал радостным торжеством, светлой традицией в нашей жизни. Этот великий праздник, дошедший до нас из глубины веков, является огромной духовной ценностью нашего народа.
Использованные источники:
1. ИСХАКОВА Д. Т., ИСХАКОВ Б. Б., РОБИДДИНОВА Д. Б. РАЗВИТИЕ ЗДОРОВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ //СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ МОДЕЛЕЙ НАУЧНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. - 2020. - С. 21-22.
2. Исхаков Б. Б., Иномхужаева С. М. HISTORICAL CULTS OF NATURE //Шжнародний науковий журнал. - 2016. - №. 6-3. - С. 39-41.
3. Исхаков Б. Б., Иномхужаева С. М. Табиат культлари тарихидан //Шжнародний науковий журнал. - 2016. - №. 6 (3). - С. 39-41.
4. Исхаков Б. Б., Иномхужаева С. М. ИЗ ИСТОРИИ ПРИРОДНЫХ КУЛЬТОВ.
5. Развитие здорового образа жизни / Б. Б. Исхаков, Г. А. Исхакова, Д. Б. Робиддинова, Д. Э. Турдиалиева // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 05 февраля 2020 года. -Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. - С. 130-131. -EDN UWAYLR.
6. Mamurova F. T., Abdullayeva N. K., Qahhorovna S. M. Innovative approach and modern trends in the development of science and education //Journal of Critical Reviews. - 2020. - Т. 7. - №. 7. - С. 1061-1063.
7. Mamurova F. T., Abdullaeva N. K. CHOOSE A SPECIAL STUDENT PSYCHOLOGICAL METHODS //Scientific Bulletin of Namangan State University. - 2020. - Т. 2. - №. 3. - С. 525-529.
8. Mamurova F., Yuldashev J. METHODS OF FORMING STUDENTS'INTELLECTUAL CAPACITY //Экономика и социум. - 2020. -№. 4. - С. 66-68.
9. Akbarov B. A. Pedagogical system of formation of professional thinking in secondary school students.: Author. dis.... DcS. - 2020.
10. Abduxamidovna M. D., Abdurahmonovich A. B. Analysis of the results of psychological and pedagogical research of labor migrants and their families //Middle European Scientific Bulletin. - 2021. - Т. 12. - С. 440-443.
11. Abdurakhmonovich A. B. FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF PROFESSIONAL THINKING IN PUPILS //European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol. - 2020. - Т. 8. - №. 2.
12. Akbarov B. A. Forming Pupils' Professional Thinking Model //Eastern European Scientific Journal. - 2019. - №. 1.