Научная статья на тему 'ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПАРК-МУЗЕЙ «ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА'

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПАРК-МУЗЕЙ «ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей / этнографический музей / музей под открытым небом / ханты / Югра / манси / культурное наследие

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гауч Оксана Николаевна

Автор статьи изучает историю появления и развития одной из формы этнографического музея – «музей под открытым небом». Автор статьи предлагает краткий обзор экспонатов, находящихся на территории этнографического парка-музей в селе Варьеган. В статье определяется роль парка-музея в сохранении культуры малочисленных народов Севера – ханты и манси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПАРК-МУЗЕЙ «ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА»

DOI: 10.24412/cl-37095-2024-1 -277-281

Гауч О. Н.

доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, культурологии и социологии, Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПАРК-МУЗЕЙ «ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Ключевые слова: музей, этнографический музей, музей под открытым небом, ханты, Югра, манси, культурное наследие.

Аннотация. Автор статьи изучает историю появления и развития одной из формы этнографического музея - «музей под открытым небом». Автор статьи предлагает краткий обзор экспонатов, находящихся на территории этнографического парка-музей в селе Варьеган. В статье определяется роль парка-музея в сохранении культуры малочисленных народов Севера - ханты и манси.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа проживают многочисленные народы России, а также коренные жители югорского края. Часть из них ушла на запад еще в древности, некоторые рассеялись по ближним территориям и всей большой России уже в советские времена. Но каждый народ привнес в культуру и историю округа свою самобытную и уникальную изюминку, оставил на карте Югры свой этнослед. Сегодня на территории Ханты-Мансийского округа расположено большое количество этнографических комплексов. Некоторые из них организованы в музеи под открытым небом, другие представляют собой стойбища и национальные поселения обских угров. Попасть в эти места, увидеть все разнообразие югорского культурного наследия - значит, прикоснуться к уникальным историческим эпохам, сохранившимся в Сибири во всей своей красе и уникальности. На территории ХМАО-Югры коренными считаются об-ско-угорские народности - ханты и манси. Эти народы сумели до наших дней сохранить уникальную материальную и духовную культуру [4, с. 548].

Идея создать в селе Варьеган Нижневартовского района парк-музей «Под открытым небом» принадлежит Юрию Кылевичу Айваседа (Вэлла) - оленеводу, активному общественному деятелю культуры коренных малочисленных народов Севера, поэту, члену Союза писателей России. В 1987 году Юрием Айваседа совместно с другими жителями села в Варьеган со стойбища по реке Аган был перевезен летний дом Андрея Антоновича Казамкина. Этот дом и составил первую музейную экспозицию. В то время штат музея состоял из двух человек: директора, самого Юрия Кылевича, и хранителя фондов, его жены Елены Федоровны Айваседа. Началось бурное музейное строительство. По крупицам собиралась история села, фамильных родов, предметы фондового хранения. В дальнейшем большую роль в организации деятельности музея и пополнения его фондовых собраний сыграли последователи Юрия Вэллы, носители традиционной культуры аганских ханты Любовь Николаевна Айпина (руководитель музея с 1995 г. по 2000 г.) и Агафья Дмитриевна Казамкина (руководитель музея с 2000 г. по настоящее время) [2].

За двадцать лет своей деятельности парк-музей стал заповедником национальной культуры. Его предназначение - сохранять, изучать и развивать историко-культурное наследие, творческий дух народов, живших на территории бассейна реки Аган и ее притоков от первых поселений до наших дней, а также рассказывать о них жителям района, округа и гостям из других городов России и стран мира, служить духовному объединению людей, быть местом общения. Парк-музей знакомит посетителей с материальной и духовной культурой аганских хантов и лесных ненцев, с традиционными аборигенными формами хозяйства, такими как оленеводство, рыболовство, сбор дикоросов, представляющих большую эколого-культурную ценность. Музей предоставляет возможность вживую соприкоснуться с местными национальными традициями, обычаями северных народов [1]. Основной костяк музейного собрания - это предметы материальной и духовной культуры аганских ханты и лесных ненцев. Фрагментарно в экспозиции представлена культура тромаганских и казымских ханты. Отдельный раздел фондового собрания - письменные источники, в частности, документы по основным фамильным родам с. Варьеган - Казамкиным, Айпиным, Сардаковым, Иуси, Айваседа [3]. Сегодня музейное собрание составляют 364 единицы основного и

Занкиевские чтения

164 единицы вспомогательного фонда. Экспозиционно-выставочные площади составляют 233, 8 кв.м, фонды-хранилища - 46, 3 кв.м.

На территории парка-музея «Под открытым небом» сосредоточено 25 строений - архитектурных памятников древнего зодчества коренных народов Севера. Это жилые постройки: зимний дом Айпина Виктора Романовича тулэх пэвэрт кот (дословный перевод с хантыйского «зимний бревенчатый дом»), летний дом рода Айпиных лэн парт кот (дословно «летний брусовой дом»), зимний моховой дом полуземлянка тулэх чамыч кот (дословно перевод с хантыйского «зимний моховой дом»), летний дом рода Казамкиных лэн пэвэрт кот (дословный перевод с хантыйского «летний бревенчатый дом»), летний берестяной чум; хозяйственные постройки: летний олений дом, уличный дымокур для оленей, хантыйские и ненецкие лабазы для хранения вещей и продуктов, летний уличный очаг, хлебная печь, навес для хранения охотничьих и рыболовных снастей, нарт, обласов, коптильня для рыбы горячего копчения, зимнее хранилище для рыбы; орудия для охоты на зверей и птиц: слопцы на глухаря, слопцы на лис и песцов. Есть культовые сооружения: лабаз рода Сардаковых из святого места хранительницы Ягурьяха и деревянный сруб для хранения медвежьих костей.

В каждом летнем поселении имеется олений дом - вели кот, в котором для защиты оленей от гнуса и комаров разводят дымокур, а также к летним постройкам относится берестяной чум лэн тонтэх кот (дословный перевод с хантыйского «Летний берестяной дом»). В каждом доме аганских хантов с правой стороны от входа находиться домашний очаг: это традиционный открытый очаг -чувал или сейчас в современное время железная печь. Чувал - сибирский камин, глинобитный открытый очаг. Возле жилого дома в ограде стоит хлебная печь -нянь кер. Печь была построена в 1995 году Казамкиным Григорием Васильевичем. Основанием печи служит фундамент, который состоит из трех венцов. В бревнах фундамента просверлены отверстия, в которые вставлены прутья из черемухи, образующие каркас полусферической формы.

Для сушки и хранения различного промыслового инвентаря и нарт строили специальные навесы - суван. Хранилище для медвежьих костей - чемых представляет собой срубную квадратную постройку, укрепленную на двух столбах-стойках. Для вяления и копчения рыбы сооружают коптильню - специальный

навес с очагом - лымыт кот. Коптильня построена на летнем стойбище Айпи-ных по реке Аган Айпиным Николаем Дмитриевичем и перевезена в 1994 году на территорию парка. Для хранения рыбы в зимний период строят хранилища - кул кот. Хранилище - каркасная постройка шалаш. На каждом стойбище обязательно имеются хозяйственные лабазы. Хозяйственные сооружения - это свайные бревенчатые срубные амбары с двухскатными крышами. Амбары использовались для хранения тех вещей и продуктов, которые обязательно должны быть всегда сухими - промысловый инвентарь, объемная зимняя одежда, запасы пищи [1, с. 18].

Многие тысячи лет предки всех современных народов мира изобретали, ставили и осматривали хитроумные звероловные приспособления. Еще в древности ханты охотились на лисицу, бурого медведя, соболя, росомаху, выдру, горностая, белку, зайца. Считается, что развитие пушной охоты связано с приходом русских и необходимостью платить ясак. Орудиями активной охоты были луки и стрелы, позднее ружья. Приспособления для пассивной охоты разнообразны. Каждое рассчитано на тот или иной вид животных, а все вместе дают возможность промышлять зверя в нескольких точках одновременно. Регулярно охотник обходит свои владения, проверяет ловушки и силки. На территории парка есть слопцы на глухарей, на песцов и лис. Слопец - ловушка давящего типа. Выбирается место, куда ставят слопец на глухаря - лук сасых, это обычно высокая поляна между двумя деревьями. Время года установки ловушек с середины августа до выпадения первого снега. На песца и лису слопец - липык пан вуки сасых ставят с ноября до конца зимы. В качестве приманки в коридорчик помещают рыбу, рыбьи потроха. На территории музея расположена культовая постройка - священный лабаз из святого места хранительницы Ягурьяха. В каждом доме, в каждой семье обязательно должна быть святая полка или святой лабаз, где должны хранится духи - покровители этой семьи. С помощью их покровительства и благоволения проводятся обряды и им приносятся пори - бескровные дары и приношения [2].

Варьеганский парк-музей знаменит своими уникальными коллекциями, которые могут заинтересовать не только местное население, но и приезжее, в том числе и иностранцев. К наиболее ценным коллекциям относятся следующие:

Занкиевские чтения

коллекция берестяных изделий; коллекция кожаных изделий и нумизматика. Одним из редких экспонатов берестяной коллекции является предмет быта - обруч из коры черёмухи, который мало известен даже современным коренным народам севера. В коллекции можно встретить и другие не менее редкие предметы быта: наконечник железный с двумя зазубринами; косточка для извлечения костного мозга, ножны деревянные и многое другое. Гордостью музея является наличие документов из семейного архива И. С. Казамкиной - трудовые книжки, свидетельство о браке. Эти документы помогают изучить не только родословную одного из древнейших хантыйских народов, но формируют целостное представление о культуре и быте аганских хантов. Таким образом, на территории парка -музея имеется богатейший экспонатный фонд, отражающий особенности быта и культуры аганских хантов и лесных ненцев. Данные экспонаты будут интересны не только российским туристам, но и зарубежным.

Список источников и литературы

1. Перевалова, Е. В. Река Аган и ее обитатели / Е. В. Перевалова, К. Г. Карача-ров. - Екатеринбург; Нижневартовск: УрОРАН; студия «ГРАФО», 2006.

2. Музеи России. Варьеганский парк-музей «Под открытым небом». - Режим доступа. - http:// www.museum.ru.

3. Музеи России. Историко-этнографический парк-музей под открытым небом. - Режим доступа. - http:// www.museum.ru.

4. Юренева, Т. Ю. Музей в мировой культуре / Т. Ю. Юренева. - М. : Русское слово - РС, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.