Научная статья на тему 'О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОСЕЛКАХ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1990-2000 ГГ.)'

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОСЕЛКАХ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1990-2000 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАНТЫ / KHANTY / НЕНЦЫ / NENETS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE / НИЖНЕВАР-ТОВСКИЙ РАЙОН / NIZHNEVARTOVSK REGION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цысь Ольга Петровна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с сохранением образования, традиционной культуры коренного населения Нижневартовского района (ханты и лесных ненцев) в условиях перехода от плановой к рыночной экономике. Показана роль муниципальной власти, ассоциации «Спасение Югры» в деле защиты прав местных жителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE STATE POLICY IN PRESERVATION OF EDUCATION AND TRADITIONAL CULTURE IN THE NATIONAL VILLAGES OF NIZHNEVARTOVSK REGION IN THE POST SOVIET PERIOD (1990-2000)

This paper examines the issues related to the preservation of education, traditional culture of indigenous population in Nizhnevartovsk region (Khanty and Forest Nenets) during the transition from a planned to a market economy. It shows the role of municipal authorities and “Spasenie” Ugry association in protecting the rights of local residents.

Текст научной работы на тему «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОСЕЛКАХ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1990-2000 ГГ.)»

УДК 37.035.6(091)(571.122Нижневартовск)(=511.14)

Цысь О.П.

Tsys O.P.

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОСЕЛКАХ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1990-2000 гг.)*

ON THE STATE POLICY IN PRESERVATION OF EDUCATION AND TRADITIONAL CULTURE IN THE NATIONAL VILLAGES OF NIZHNEVARTOVSK REGION IN THE POST SOVIET PERIOD (1990-2000)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с сохранением образования, традиционной культуры коренного населения Нижневартовского района (ханты и лесных ненцев) в условиях перехода от плановой к рыночной экономике. Показана роль муниципальной власти, ассоциации «Спасение Югры» в деле защиты прав местных жителей.

This paper examines the issues related to the preservation of education, traditional culture of indigenous population in Nizhnevartovsk region (Khanty and Forest Nenets) during the transition from a planned to a market economy. It shows the role of municipal authorities and "Spasenie" Ugry association in protecting the rights of local residents.

Ключевые слова: ханты, ненцы, образование, традиционная культура, Нижневартовский район.

Key words: Khanty, Nenets, education, traditional culture, the Nizhnevartovsk region.

Интенсивное развитие добывающей промышленности на территории ХМАО в последней трети XX в. привело к резкому изменению природного и социокультурного ландшафта, которое сопровождалось угасанием традиционных отраслей хозяйства, обострением конфликтов между двумя культурами - «коренной» и «пришлой», утратой аборигенным сообществом контроля над своей землей и образом жизни. В постсоветский период ситуация усугубилась трудностями перехода от плановой к рыночной экономике.

Первая половина 1990-х гг. - наиболее тяжелый период в жизни населения Нижневартовского района. Рыночные реформы затронули все сферы жизни общества, поначалу неблагоприятно отразившись на культурной и образовательной сферах.

Все чаще в эти годы клубы, дома культуры, библиотеки оставались наедине со своими заботами. В Нижневартовском районе в начале 1990-х закрывается сельский клуб с. Соснино, в январе 1993 г. сгорел дом культуры в Агане, в Охтеурье работа учреждения культуры велась в бывшем складе-хранилище овощей [1, л. 1]. «Приезжаешь в поселок, подходишь к Дому культуры, а заходить туда не хочется, - делилась впечатлениями заместитель заведующего районного отдела культуры Г.Д. Терлеева. - Все нужно строить заново» [18]. Из 22 клубных учреждений только 9 имели специально построенные здания, а остальные либо требовали капитального ремонта, как в Варьегане, Ваховске, Чехломее, Вате, Покуре, Большетархово, либо значительного расширения своих площадей [2, л. 4; 1, л. 1]. Существовала проблема нехватки в сельских Домах культуры специалистов с музыкальным образованием, руководителей творческих коллективов. «Немногие

*

Исследование проведено в рамках выполнения государственных работ в сфере научной деятельности, задание № 2014/801.

специалисты хотят ехать в глубинку, где жилищно-бытовые условия на низком уровне», -отмечалось в отчете районного комитета по культуре и кино за 1996 год [3, л. 26-27].

В одном из годовых отчетов Нижневартовской районной ассоциации «Спасение Югры» читаем: «Не проводится культурная работа с детьми, изжили себя агитбригады и вся система сельских клубов устарела... Следует в национальных поселках больше внимания уделять национальной культуре, открыть национальные культурные центры» [12, л. 3].

Еще более радикальный поворот был необходим в деле сохранения традиционной культуры, языка ханты и ненцев. Становится все более очевидным, что система школ-интернатов ведет к разрыву преемственности между поколениями в передаче национального культурного кода, навыков традиционного образа жизни.

Родной язык практически не изучался после начальных классов, а если учесть, что и учителя его знали слабо, то понятно, почему происходили процессы денационализации учащихся [12, л. 3]. Самый главный недостаток национальных школ - фактически отсутствие профориентации выпускников на традиционные виды занятий коренного населения. Поэтому учащиеся все реже возвращались в традиционный сектор хозяйствования в 1980-е - начале 1990-х гг. «В Корликах - в поселке сама обстановка и дело поставлено так, что все традиционное, национальные обычаи, культурное наследие и язык не культивируются, утрачиваются.» [4, л. 111].

Хотя в мероприятиях социально-культурного развития малочисленных народов Севера опять возобладал принцип патернализма, осознавалось, что ханты, ненцам нужно самим определять степень государственного вмешательства в их образ жизни. Дальнейшая работа разворачивается по нескольким направлениям.

Первое - развитие новых организационных форм педагогической деятельности, выходящих за рамки обычной школы, предполагающих овладение навыками ведения традиционного хозяйства.

В частности, выдвигаются идеи организации стойбищных школ, семейных детских садов в п. Сосновый Бор, Колек-Еган, Усть-Колек-Еган. «Нужно открывать малокомплектные национальные школы в поселках, совместный со школой детский сад. Пробовать обучение детей на стойбищах, не отрывать их от родителей» [12, л. 3]. В 1990-е гг. появился опыт семейных школ. Несколько лет подряд в семье оленевода Ю. Веллы обучением детей занимались учителя-этнографы, которые проживали на стойбище [15, с. 40-44].

Возникли предложения о создании организаций, способствующих сохранению навыков, связанных с традиционной хозяйственной деятельностью коренных жителей. Такими структурами стали детские этно-оздоровительные центры. Идея создания этой формы летнего отдыха детей и подростков из числа коренных малочисленных народов Севера возникла у руководства ассоциации «Спасение Югры» в 1993 году.

Детские стойбища стали работать по индивидуальным программам этнокультурного направления, предполагающим изучение традиционного образа жизни народов ханты и манси; приобретение профессиональных умений и навыков; формирование чувства патриотизма и бережного отношения к природе [16, с. 538-539].

В августе 1994 г. по инициативе районного отделения ассоциации «Спасение Югры» и районного комитета по делам малочисленных народов Севера организуется фактория труда и отдыха в д. Чехломей [6, л. 11]. 1 марта 1997 г. она была преобразована в этно-оздоровительный центр «Чехломей», а с марта 1999 г. зарегистрирована как муниципальное национальное учреждение. Перед Центром ставятся задачи развертывания комплексной исследовательской, профориентационной, культурно-просветительской работы. Для детей проводились лекции-беседы и практические занятия по теме «Быт и культура коренных народов Севера», где изучались жилища, одежда, домашняя утварь и предметы домашнего обихода. Также дети занимались установкой запоров, рыболовных сетей, ловлей рыбы сетями и неводами, изготовлением ловушек на боровую дичь, сбором

ягод и лекарственных растений. Два раза в год, весной и осенью, на базе Центра проводился семинар-практикум «Неделя мастера» для обучения традиционному национальному творчеству. Данное сотрудничество людей разных возрастов позволяло не только приобщить молодежь к традиционным видам хозяйства, но и повысить самосознание и чувство единства народа.

Однако обмен таким опытом обычно происходит лишь летом. Для того чтобы подобная практика стала постоянной, районными властями за шестью школами закрепляются земельные угодья, а в трех (Охтеурская, Варьеганская, Аганская) организуются учебно-производственные угодья, где имеется соответствующая инфраструктура, проводятся занятия. В Варьеганской школе, кроме вышеуказанных навыков, учащиеся получали специальности швеи, столяра, водителя. Результаты данной работы выражались в том, что многие выпускники оставались на селе, находя применение квалификации, полученной в школе.

Другое направление - сохранение духовной культуры, языка коренных малочисленных народов. В Нижневартовском районе уже в середине 1990-х гг. были запланированы мероприятия по развитию культуры Ваховских и Аганских ханты, лесных ненцев. Это подразумевало ежегодное проведение национальных праздников и выставок, организацию «медвежьих игрищ», формирование фольклорных ансамблей [7, л. 10].

Особое внимание рекомендовалось уделить мастерам декоративно-прикладного искусства [5, л. 63]. Район направлял делегатов на окружные семинары, где происходил обмен традиционными технологиями работы с сукном и бисером, создания орнамента на бересте, коже и мехе и др. [14]. Умельцы из района Е.Н. Прасина и С.П. Прасина, А.П. Могульчина и Д.Д. Айваседа, жительницы сел Корлики и Варьеган, получили звание «Народный мастер России» [13, с. 5].

Формируется комплекс национальных праздников. Восстановлена традиция встречи северной весны, когда коренные жители с. Варьеган, Аган отмечают «Прилет Вороны». До начала праздника посещаются святые места, где проводится обряд приношения богам даров земли (оленя), воды, огня, а затем устраиваются конкурсы на знание родного фольклора, национальных блюд, загадок, головоломок [3, л. 134].

Начиная с 1978 г. в районе ежегодно в каждом национальном поселке поочередно проводился «День обласа». При советской власти спорткомитет организовывал соревнования по гребле. В 1990-х гг. формируется отношение к мероприятию как к большому празднику коренных народов Югры, который включает помимо спортивных состязаний выставки декоративно-прикладного творчества, концерты художественной самодеятельности и др. [11, л. 47-48].

Мероприятию придавался особый колорит, создававший ощущение прикосновения к своим национальным корням. Поэтому в программу вводили фольклорные, игровые и обрядовые элементы, переплетавшиеся с театрализацией. Во всех этапах праздника должны были принимать активное участие дети.

Отделом культуры района в рамках долгосрочной программы «чествования родов Нижневартовского района, которые сохранили свою самобытность», прилагались усилия по возрождению семейных традиций. Так, в сентябре 1996 г. в селе Корлики прошло мероприятие, посвященное роду Каткалевых. В программу включили чествование членов этого рода; выставку семейного творчества, лучшего национального костюма; концерт, подготовленный семьей. В основу сценария легли материалы Ваховской фольклорно-этнографической экспедиции на стойбище Каткалевых, состоявшейся в 1994 году [9, л. 12; 3, л. 13]. Проведены также праздники, посвященные родам Казамкиных, Айваседа [17, с. 80].

Начало 1990-х гг. стало временем восстановления религиозных традиций, священных (культовых) мест лесных ненцев и ханты. Одно из таких ненецких святилищ -кайта-тя («святая земля») - расположено в 5 км от дороги на Западно-Варьеганское нефтяное месторождение. Его восстановлением занимался житель пос. Варьеган Т.Х. Айваседа.

Для многих ненецких семей важно было сохранить священное место богини реки Аган, расположенное на родовом угодье Д.Р. Айпина. В мае 1994 г. постановлением главы администрации района Б.С. Хохрякова отводится территория под культовое святилище, родовое угодье было взято под охрану [8, л. 24-24 об]. Было также официально зарегистрировано два действующих священных места ханты.

В районной программе социально-экономического развития малочисленных народов Севера была обозначена проблема подготовки словаря, учебных пособий на ваховском диалекте. Вскоре на ваховском диалекте был издан русско-хантыйский разговорник, хантыйско-русский тематический словарь. В пяти школах района -Корликовской, Варьеганской, Ларьякской, Аганской, Охтеурской - введен такой предмет как родной хантыйский язык ваховского диалекта [10, л. 4]. К 1997 г. в рамках регионального компонента в сельских школах района преподавались рыболовство, охотоведение, декоративно-прикладное творчество, краеведение и этнография народов Сибири [11, л. 54-55].

Третье направление - сохранение исторической памяти ханты, ненцев через создание этнографических музеев. Свидетельства о тысячелетнем наследии прошлого, уникальной культуре коренных жителей района хранят музеи Варьегана, Агана, Корликов.

Стремление рассказать о законах таежной жизни, сберечь наследие своего народа нашло воплощение в проекте Ю.К. Айваседы (Юрий Вэлла), а также жителей поселка Варьеган: А.Т. Айваседа, В.С. Айваседа, Л.Н. Айпина, Р.Г. Казамкина и др. Основанный в 1987 г. музей стал первым на территории района и одним из первых в округе национальных музеев, где формируется целый комплекс архитектурных памятников.

Сбережение культурного наследия в музее шло несколькими путями. Во-первых, через формирование и научное описание этнографических экспонатов, проведение фольклорно-этнографических экспедиций, национальных обрядов [10, л. 2]. Во-вторых, музей участвовал в различных районных и окружных образовательных и просветительских мероприятиях. По просьбе районного отдела культуры Ю.К. Айваседа в ходе обучающих семинаров делился знаниями с работниками культуры национальных поселков [4, л. 102]. В-третьих, музей занялся развитием туристической инфраструктуры, разработкой экскурсий как для жителей Сибири, так и для иностранных гостей с целью привлечения внимания к культурному наследию лесных ненцев.

Создание Варьеганского музея вдохновило жителей других населенных пунктов района. Основным хранителем национальных фольклорных традиций в пос. Аган с февраля 1996 г. является этнографический музей-театр (основатель и директор -Ф.С. Бондаренко) [3, л. 12, 136], который стал обладателем гранта губернатора автономного округа в области декоративно-прикладного творчества и премии «Событие» окружного Департамента культуры и искусства.

1 января 2000 г. открылся музей-мастерская «Верьто кат» в Корликах. Целью музея являлось не только сохранение народных промыслов и прикладного искусства, но и их популяризация. Для приобщения молодого поколения к традиционной культуре проводились семинары, организовали кружок из учащихся интерната, фольклорный ансамбль. В 2000 г. этноуголок Корликовской школы (образован в 1996 г.) [10, л. 7] преобразуется в музей-мастерскую «Истоки».

Таким образом, в течение рассматриваемого периода усилиями муниципальной власти, поддерживаемыми ассоциацией «Спасение Югры», велся поиск форм и методов сохранения языка, традиционной культуры ханты и ненцев Нижневартовского района. Если в 1990-е гг. эти поиски принимали произвольный, даже несколько хаотический характер, то впоследствии они вводятся в рамки единой государственной политики, соответствующей принятым большинством общественным интересам.

Литература

1. Архивный отдел администрации Нижневартовского района ХМАО - Югры (АО АНР). Ф. 12. Оп. 1. Д. 185.

2. АО АНР. Ф. 12. Оп. 1. Д. 191

3. АО АНР. Ф. 12. Оп. 1. Д. 199

4. АО АНР. Ф. 41. Оп. 1. Д. 7.

5. АО АНР. Ф. 41. Оп. 1. Д. 34.

6. АО АНР. Ф. 41. Оп. 1. Д. 41.

7. АО АНР. Ф. 41. Оп. 1. Д. 42.

8. АО АНР. Ф. 41. Оп. 1. Д. 45.

9. АО АНР. Ф. 41. Оп. 1. Д. 53.

10. АО АНР. Ф. 41. Оп. 1. Д. 55.

11. АО АНР. Ф. 41. Оп. 1. Д. 57.

12. АО АНР. Ф. 50. Оп. 1. Д. 18.

13. Гоголева Т. Заботы ассоциации «Спасение Югры» // Югра. 1999. № 3. С. 2-5.

14. Гурбанов К. Встретились молодые мастера // Югра. 1999. № 6. С. 10-11.

15. Дрянкова О. О. Стойбищная школа (из опыта работы с детьми народов Севера) // Тезисы докладов Межвузовской научно-практической конференции по краеведению, посвященной памяти Б.О. Эристова. Тобольск : Изд-во Тобольского гос. пед. ин-та, 1998. С. 41-45.

16. Кошелева Е. Ю. Детские этно-оздоровительные центры в ХМАО : новый способ передачи культуры // Угры : мат-лы У1-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск : ООО «Тобольск-Нефтехим», 2003. С. 537-540.

17. Салмин В. Д. Звезды Приобья : Очерки. Екатеринбург : Сред.-Урал. кн. изд-во, 2003. 280 с.

18. Соколова Г. Да возродится национальная культура // Новости Приобья. 1992. 23 дек. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.