Научная статья на тему 'Этнографические исследования традиционной модели культуры якутов (XVII - начало XX вв. )'

Этнографические исследования традиционной модели культуры якутов (XVII - начало XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
528
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маркова Марианна Филипповна

Рассматривается история становления и развития этнографического изучения якутов. Охватывается период с XVII по начало XX вв. Выделены основные периоды изучения этнографии якутов. Даны характерные черты этнографического изучения по периодам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнографические исследования традиционной модели культуры якутов (XVII - начало XX вв. )»

гамия, сговор родителей при женитьбе, обручение молодых, институт калыма.

Развитие брачных отношений у эвенов, как и у других народов Севера и Сибири, шло по общему пути развития брачных норм, эволюции институтов калыма и приданого. В рассматриваемый нами исторический период формы се-мейно-брачных отношений, порожденные новыми социально-экономическими условиями, тесно переплетаются с целым комплексом явлений и форм, истоки которых уходят вглубь истории, к древним социальным институтам.

Несомненно и то, что особенности и явления семейно-брачных институтов эвенов испытывали воздействие и влияние этнических и культурных связей эвенов с другими соседствующими народами: эвенками, юкагирами, якутами, коряками, чукчами, русскими, что служит свидетельством их древних этногенетических и этнокультурных связей.

Литература

Алексеев A.A. Забытый мир предков (Очерки традиционного мировоззрения эвенов Северо-Западного Верхоянья). - Якутск: КИФ «Ситим», 1993. - 96 с.

Басаева Н.Д. Семья и брак у бурят. - Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1991. - 192 с.

Василевич Г.М. Эвенки: Историко-этнографичес-кие очерки (XVIII - нач. XX вв.). - Л.: Наука, 1969. -304 с.

Гурвич И. С. Эвены-тюгясиры (Группа эвенов Якутской АССР: по материалам экспедиции Якутского филиала АН СССР, 1953-1954 гг.) // Краткие сообщения Института этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. - М., 1956. - Вып. 25. - С. 42-55.

Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII в.). Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. - Магадан: Кн. изд-во, 1983. - 176 с.

Попова У.Г. Эвены Магаданской области: Очерки истории, хозяйства и культуры эвенов Охотского побережья 1917-1977 гг. - М.: Наука, 1981. -303 с.

Семейная обрядность народов Сибири. - М.: Наука, 1980. - 240 с.

Семейный быт народов Сибири. - М.: Наука, 1990,- 310 с.

Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX — начало XX в.). - Якутск: Кн. изд-во, 1989.- 158 с.

Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. - Л.: Наука, 1969. - 439 с.

УДК 902.7(5Як.)

Этнографические исследования традиционной модели культуры якутов

(XVII - начало XX вв.)

М.Ф. Маркова

Рассматривается история становления и развития этнографического изучения якутов. Охватывается период с XVII по начало XX вв. Выделены основные периоды изучения этнографии якутов. Даны характерные черты этнографического изучения по периодам.

The article relates the history of the formation and development of the ethnography of the Yakut people. It refers to the period from the seventeenth to the early twentieth centuries. The basic periods of the study of the ethnography of the Yakut people are determined in this article. The basic features of ethnographical study are presented according to these periods.

В современный период в национальных регионах России наблюдаются процессы духовного

МАРКОВА Марианна Филипповна - ст. преподаватель исторического факультета ЯГУ.

возрождения. Постепенно преодолевается недооценка роли этнических факторов в жизнедеятельности социума. В связи с этими явлениями усиливается внимание исследователей к этнологическим проблемам, формируется более широ-

кий спектр идей, концептуальных положений и методологических подходов в изучении этносов. В этом плане особую важность приобретают исследования истории становления и развития этнологической науки о якутах.

В XVII в. начался сбор первых сведений о коренных народах Северо-Востока Азии, в том числе и о якутах: о географическом положении, климатических условиях, местах обитания, происхождении, социальных отношениях, были собраны фрагментарные данные о быте и культуре. Интерес к народам Сибири, в том числе якутам, с российской стороны был вызван в основном практическими задачами освоения новых территорий. В то же время проявляется и научный интерес со стороны иностранных исследователей. В первую очередь исследователей занимают вопросы ранней этнической истории и культурогенеза. При этом ставится вопрос о происхождении народа саха (Н.К.Витзен)1, выдвигается предположение о южном происхождении якутских родов (Э.И.Идес)2. Основными источниками историко-этнографического изучения якутов явились «скаски», «чертежи», донесения русских служилых людей, путевые записки, дневники иностранцев-путешественников.

В изучении якутов в начале XVIII - 1-й половине XIX в. основным становится экспедиционный метод исследования. Этнографические исследования ведутся Академией наук, также отдельными краеведами. Изучением якутов занимаются представители немецкой этнографической школы, для которой присущи фундаментальность, глубина и всесторонность охвата исследуемого народа. Исследователями скрупулезно рассматривается не только сам этнос, но и окружающая их среда обитания. Этот научный принцип заложен в основных трудах Г.Ф. Миллера3. Именно им был введен принцип монографического описания этносов. Исследователь стремился к воссозданию полного этнографического портрета изучаемого народа. При этом он выделяет общие и особые этнические черты в культуре народа. Считая язык важнейшим источником в изучении этноса, Г.Ф. Миллер впервые начинает составление сравнительных словарей сибирских народов. Исторические предания и легенды, также лингвистические данные считал важным источником в реконструкции этнической истории. В основе его работ лежит сравнительно-исторический метод исследования, при помощи которого и можно было, по его мнению, получить объективную информацию об изучаемом народе. Этому также способствовало при-

влечение им в описании народов самого разного рода источников: археологических, лингвистических, исторических, фольклорных, этнографических. Г.Ф. Миллер придавал особое значение методу включенного наблюдения. Данные разного рода источников считал необходимым сличать со своими непосредственными наблюдениями4. Предложенные Г.Ф. Миллером исследовательские принципы, подходы и методы стали методологической основой для отечественной этнографии.

Работы данного периода отличаются разнообразием не только этнографических данных, но и привлеченных источников - исторических (Г.Ф. Миллер, А.Ф. Мидцендорф), письменных (Я.И. Линденау, А.Ф. Миддендорф), лингвистических (Ф.И. Страленберг, Я.И. Линденау, И.Г. Георги, Г.Ф. Миллер, А.Я. Уваровский), археологических (Г.А. Сарычев). Определяется этнографическое пространство научных исследований, многие из которых имеют прикладной характер.

Итак, данный период отличается постановкой таких проблем, впоследствии, определившим тематику традиционной этнографии: историческая этнография якутов, материальная культура, шаманство и религиозные верования, обрядность, проблемы языкознания, фольклористика. Этнография якутов в работах этого периода не была отчетливо отделена, являлась частью всестороннего ознакомления, изучения сибирских этносов и окружающей их среды обитания. В данный период создаются первые монографические описания якутов и других сибирских этносов5. Появившаяся в это время литература означала практическую потребность в подобного рода исследованиях. В исследовании этногенеза и этнической истории объектом изучения выступал как якутский этнос в целом, так и отдельные локальные группы якутов. Богаче стала методика этнографических исследований. Исследовательскими приемами становились метод непосредственных полевых наблюдений, экспедиционный, сравнительно-исторический, сравнительно-лингвистический методы.

Со второй половины XIX в. Академия наук передала функции специализированного стационарного научного органа для этнографических исследований созданному по ее инициативе РГО. Отныне в этнографическом изучении народов Сибири огромную роль начинает играть данное общество. РГО, а также его подразделения, совместно с академическими учреждениями, расширили тематику и проблематику этнографических исследований, увеличили масштабность

работ по изучению народов Северо-Востока Азии. Впервые применяется стационарный метод исследования (начиная с И.А. Худякова). Исследования проводились передовой, гуманистически настроенной, частью российской и местной интеллигенции. Начинается практика проведения совместных научных исследований, закладываются основы для сотрудничества в будущем. Появляются первые обобщающие труды - монографические исследования о якутах6. Фундаментальность, всестороннее освещение изучаемого этноса, тщательность и скрупулезность присущи исследованию Р.К. Маака. В историографии подчеркивается энциклопедический характер его труда7. Работам немецких исследователей характерны не только фундаментальные научные записи, но и одним из источников изучения быта и культуры народов Северо-Востока выступали этнографические зарисовки и фотографии.

E.H. Романова считает, что исследования И.А. Худякова во многом предопределили новые направления научного знания о народах8. В его работах заложен метод длительного стационарного изучения этноса, который стал одним из главных методов современной этнографии. Исследователем дано описание организационной структуры и традиционных форм культуры верхоянских якутов. Стационарный метод исследования позволил И.А. Худякову выделить проблему этнографии общения, которая только в современное время становится актуальной как особый раздел этнографии. Внимание современных исследователей привлекают такие составляющие этнографии общения, как стереотипы поведения, этноэтикет, стандарты традиционной коммуникации. И.А. Худяковым рассматриваются как нормы поведения, так и формы общения этноса. Интерес вызывает при этом методологический подход исследователя. Этноэтикет якутов рассматривается в контексте их мировоззрения, ритуально-мифологических представлений, этнической культуры. При этом исследователь касается многих видов коммуникаций (психологических, социологических, лингвистических, семиотических и др.), которые только в последнее время становятся объектами этнографического изучения. В работе И.А. Худякова мир культуры общения якутов представлен как целая система9. Следует заметить, что столь углубленному изучению якутов исследователю неоценимую помощь оказали верхоянцы C.B. и Н.С. Гороховы.

B.JI. Серошевский является автором фундаментального труда, в котором культура якутов

представлена как целостная система. Исследованию присущ системный подход при освещении этноса. Автор стремится раскрыть все стороны жизнедеятельности якутов: происхождение, расселение, физические особенности, отрасли хозяйства, постройки, одежда, пища, семья, брак, верования, фольклор. Созданию полного этнографического портрета способствовал метод стационарного исследования. При этом В.Л. Серошевскому помогал представитель национальной интеллигенции, сотрудник Якутского статистического комитета В.Я. Слепцов.

Академическая традиция при изучении народной культуры рассматривала язык в одном информационном пространстве с этнографией. В связи с чем появляются фундаментальные исследования, словари10. «Словарь якутского языка» Э.К. Пекарского является уникальным явлением в мировой тюркологии. Исследование привлекает внимание не только языковедов, но и этнографов как этнографический источник. В примечаниях словаря содержится богатейший материал по этнографии, фольклору, мифологии. Примечательно, что для получения полного портрета изучаемого этноса исследователь считал необходимым использование комплексного подхода. Помощь исследователю оказали ссыльный В.М. Ионов, М.Н. Андросова-Ионова, Г.В. Ксенофон-тов, Е.Д. Николаев, Г.В. Баишев, Д.Д. Попов, В.В. Никифоров.

Более углубленно и шире исследуются проблема происхождения (теория В.Л. Серошевско-го) и другие вопросы этнической истории якутов, экономические, социальные, правовые, семейные отношения в якутском обществе, впервые предпринимаются попытки их реконструкции в ХУП-ХУШ вв., бытовой и духовной сфер жизни этноса. Совершенствовались методы этнографического изучения. Исследованиям данного периода присуща попытка представить якутскую модель культуры как стройную, целостную систему, охватывающую все стороны жизни этноса. Разнообразнее стали организационные формы исследований. Экспедиционная работа проходила по разным направлениям: экспедиции центральных учреждений в малоизученные места (Верхоянский, Вилюйский, Колымский, Олек-минский округа), специализированные экспедиции (Сибиряковская историко-этнографическая). Складывается жанр монографического описания якутов в целом, а также отдельных локальных их групп. В исследованиях широко используются ставшие традиционными источники, привлекаются новые - антропологические, статистиче-

ские, этимологические данные. Этнографические исследования якутов во второй половине XIX -начале XX вв. поднялись на принципиально новый научный уровень.

После октября 1917 г. в стране продолжаются этнографические исследования. Этому способствовало существование в России установившихся традиций в этнологических изысканиях, которые получили дальнейшее развитие в новых условиях. В то же время Советское государство ставит перед этнографами практические задачи, которые предстояло решать в ходе создания нового социального строя. Внимание исследователей сосредотачивается на изучении истории, этнических, культурно-бытовых особенностей отдельных народов. При этом особый акцент делается на выявление экономических, социальных особенностей этносов. В этнографической науке актуальными становятся социально-экономические проблемы, социальная антропология.

Организационной формой этнографических исследований якутов стали различные общества (Якутское краевое географическое общество, Общество изучения ЯАССР, Научно-исследовательское общество «Саха кэскилэ»), отделы (Якутский отдел РГО, научный отдел Якутского Наркомпроса, подотдел изучения Якутской губернии при Якутском отделе народного образования), Якутский статистический комитет, Якутский краеведческий музей, Комиссия по изучению Якутской АССР АН СССР, Научно-исследовательский институт языка и культуры. В методическом плане по-прежнему практикуются экспедиционный (Якутская комплексная экспедиция АН СССР, Хатанго-Анабарская этнографо-экономическая, Ленская историко-археологическая), стационарный методы. Шире стали привлекать данные археологии, статистики, фольклора, демографии.

В научном изучении Якутии огромную роль сыграла Якутская комплексная экспедиция АН СССР. Впервые была предпринята столь масштабная научная экспедиция. Научные принципы экспедиции предполагали междисциплинарный подход исследований. Главным объектом исследований становятся человек и окружающая его среда в неразрывной связи. Исходя из такой постановки проблемы, была создана специальная секция «Человек». Основным методом изучения секция признавала стационарный метод исследования. В целях получения объективной информации к деятельности секции были привлечены исследователи из числа носителей культуры или хорошо знающие ее (В.В. Никифоров, В.Н. Ва-

сильев, A.A. Попов, М.Н. Андросова-Ионова, И.П. Николаев, Г.И. Оросин, В.Н. Порядин, Г.В. Ксенофонтов). Кроме того, КЯР ставила своей целью подготовку местных научных кадров. Изучение культуры этнолокальных групп как особого комплекса становится одним из приоритетных исследовательских направлений. В связи с этим создаются отдельно Якутский, Вилюй-ский и Тунгусский отряды. Особо следует отметить работу Хатанго-Анабарской экспедиции, которая собрала уникальные материалы по пограничным культурам долган и якутов. В рамках деятельности КЯР шло формирование картины мира научной интеллигенции, готовились кадры национальной научной интеллигенции11.

Следует отметить, что именно труды участников комплексной академической экспедиции впервые выделили в якутской модели культуры организующий принцип жизнедеятельности -культуру жизнеобеспечения.

Если обратиться к развитию этнологической науки в России в этот период, то необходимо заметить, что в теоретическом плане вплоть до 1930-х гг. наблюдаются некоторый плюрализм, эволюционистский подход, влияние немецкой этнографии (антропогеографии, культурно-исторической школы). В то же время в данный период значительно расширилась проблематика этнографических исследований, углубилась постановка отдельных научных проблем, шло интенсивное накопление новых материалов, их систематизация и обобщение. В рамках решения поставленной партийно-государственными

структурами задачи исследования «отмирающих и исчезающих» народностей впервые в истории Якутии и России практикуется комплексное изучение, при котором были учтены все сферы жизни: антропология, демография, экономика, статистика, медицинская антропология, экология, социология.

Особенностью данного периода также явилось то, что к исследовательской работе были привлечены как корифеи этнографической науки (В.И. Иохельсон, И.И. Майнов, Л.Я. Штернберг, В.И. Богораз-Тан, В.И. Подгорбунский, В.Н. Васильев и др.), так и начинающие талантливые исследователи этнографы (A.A. Попов, Н.С. Спиридонов- Текки Одулок).

В якутоведении наблюдается бурный всплеск интереса к этнографическому изучению со стороны якутской интеллигенции (Г.В. Ксенофонтов, А.Е. Кулаковский, П.А. Ойунский, В.В. Никифоров, Г.А. Попов, С.И. Боло, A.A. Саввин, П.В. Слепцов, М.М. Носов, И.В. Попов, Г.У.

Эргис и др.). Хочется подчеркнуть, что красной нитью в трудах исследователей проходит мысль о бережном, уважительном отношении к якутскому этносу, его своеобразию, этнической истории. В этих работах продолжились гуманистические традиции предыдущих поколений исследователей.

У истоков современной этнографической науки в Якутии стоял один из первых представителей якутской научной интеллигенции Г.В.Ксенофонтов, крупный ученый-этнограф, фольклорист, религиовед, мифолог. Он был прекрасным знатоком традиционной культуры якутов, блестящим ученым-энциклопедистом. Исследователь одинаково успешно работал и в области этнографии, мифологии, лингвистики, фольклора, истории культуры. В его исследованиях заложен междисциплинарный подход12. По всей видимости, это объясняется пониманием ученого, что этнос, его культура, язык, фольклор, религия, мировоззрение и окружающая природная среда взаимосвязаны и выступают как единая модель. Исследователь представлял этнос и его культуру как целостную систему. Этим и объясняется использование им междисциплинарного подхода при изучении любой проблемы, которой бы он занимался. Именно такой исследовательский подход в последние годы становится актуальным в якутской этнографии. Методы сравнительно-сопоставительного и структурно-функционального анализа, ретроспективы, систематизации, символический анализ культуры, примененные Г.В. Ксенофонтовым, широко используются современными исследователями.

В последние годы наблюдается тенденция на восстановление имен и публикацию трудов тех, кто занимался этнографией якутов и незаслуженно был предан забвению: Г.В. Ксенофонтова, С.И. Боло, Г.А. Попова, A.A. Саввина13.

Возвращаясь к теме своего исследования, сделаем краткие выводы: изучение якутов берет свое начало с XVII в., когда шло накопление первых сведений. Собственно научное изучение началось в XVIII в. с момента создания Петербургской академии наук, одним из направлений которой была организация и деятельность академических экспедиций. Со второй половины XIX в. большую роль в якутоведении сыграло РГО, основным становится стационарный метод исследования.

Особую роль в изучении этнокультуры саха сыграли исследования начала XX в. Исключительный вклад внесли исследования участников комплексной академической экспедиции, рабо-

тавшие по государственной программе. Правительство Якутии и Академия наук СССР разработали поистине масштабную программу по культуре жизнеобеспечения народов Якутии. Это был первый своего рода государственный целевой заказ ученым, который был в дальнейшем успешно реализован. Культура якутов в исследованиях КЯРа была представлена как стройная, целостная система, во взаимосвязи и единстве всех ее составляющих.

Итак, можно предположить, что становление якутской этнографии относится к концу XIX -началу XX вв., но основы научного жизнеописания народа саха были заложены академическими экспедициями XVIII в.

Литература и источники

1 Иванов В.Ф. Историко-этнографическое изучение Якутии. XVII-XVIII вв. - М.: Наука, 1974. -С. 40-47.

2 Там же. - С. 38^40.

3 Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства, etc. -Кн.1. - СПб., 1750; Он же. История Сибири. - M.; JL, 1937.

4 Романова E.H. Исследователи - монографисты Г.Ф. Миллер и Р.К. Маак: этнографические подходы в описании профанного и сакрального мира субэтнических групп саха // Ученые Германии о Якутии. - Якутск: ИГИ, 2005. - С. 35-44; Элерт А.Х. Народы Сибири в трудах Г.Ф. Миллера. - Новосибирск, 1999; Мирзоев В.Г. Историография Сибири. - Кемерово, 1963.

5 Линденау Я. И. Описания народов Сибири (первая половина XVIII в.) - Магадан: Кн. изд-во, 1983.

6 Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. - Л., 1969; Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. - М.,1993; Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области. - СПб., 1886-1887.

7 Азадовский М.К. Пути этнографических изучений ВСОРГО. - Иркутск, 1926. - С.6.

8 Романова E.H. Исследования И.А.Худякова и современные проблемы этнографии // Освободительное движение в России и якутская политическая ссылка (XIX - начало XX в.). - Ч. II. - Якутск, 1990. - С. 9.

9 Там же. — С. 12.

10 Бетлингк О.Н. О языке якутов. - Новосибирск, 1989; Ястремский C.B. Грамматика якутского языка. - СПб., 1900; Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. - В 3-х т. - Л., 1958-1959.

11 Ермолаева Ю.Н. Якутская комплексная экспедиция 1925-1930 гг. Развитие науки в Якутии. -Новосибирск: Наука, 2001; Романова E.H. Методология исторической этнологии: поиски новых исследовательских принципов в этнографической деятельности КЯРа (1920-1930 годы // Материалы российской

ЕЗИДИЗМ КАК РЕЛИГИЯ

конференции «Комплексная экспедиция АН СССР (к 80-летию)». Июль 2005: рукопись любезно предоставлена автором; Виттенбург Е.П. Павел Виттенбург: геолог, полярник, узник ГУЛАГа (Воспоминания дочери). - СПб., 2003.

12 Дьячкова А.Н. Г.В.Ксенофонтов: ученый и общественно-политический деятель. - Якутск: Якут, гос. ун-т, 2000. - С. 125-200.

13 Дьячкова А.Н. Г.В.Ксенофонтов: ученый и общественно-политический деятель. - Якутск: Якут. гос. ун-т, 2000; Ксенофонтов Г.В. Ураангхай - сахалар: Очерки по древней истории якутов. - В 2-х книгах. -

Якутск: Нац. изд-во Республики Саха (Якутия), 1992; Он же. Шаманизм: Избранные труды (Публикации 1928-1929 гг.). - Творческо-производственная фирма «Север-Юг», 1992; Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену: По преданиям якутов бывшего Якутского округа. - Якутск: Бичик, 1994; Попов Г.А. Сочинения. - T.I. История христианского просвещения якутов и других инородцев Якутской области. Очерки по истории Якутии. - Якутск: ЯГУ, ИГИ АН PC (Я), 2005; Саввин A.A. Пища якутов до развития земледелия (опыт историко-этнографической монографии). - Якутск: ИГИ АН PC (Я), 2005.

УДК 902.7 (5курд)

Езидизм как религия и форма этнического самосознания

М.Б. Амоян

Сделана попытка исследования отдельных малоизученных вопросов в области духовной культуры курдов - езидов, места и роли курдов в исторической развитии Передней Азии, проблемы возникновения и сущности религиозного направления езидизм.

The article covers some poorly researched issues of spiritual culture of Iran_speaking Kurds-isids, their place and part in historical development of Middle Asia, the problem of appearing and nature of the religious trend called lsidism.

Курды - крупнейшее национальное «меньшинство» в Западной Азии и самая многочисленная национальность (около 40 млн.), лишенная права на национальное самоопределение. Благодаря тому, что Курдистан всегда занимал пограничное положение, находясь на стыке двух или нескольких государств (Римской, Византийской, Османской империй, Арабского халифата, Ирана), этносоциальное развитие курдов всегда протекало в исключительно неблагоприятных условиях политической разделенное™ этноса государственными границами. В связи с этим курдский народ далеко не однороден и курдский язык представлен различными диалектами.

По разнообразию религиозных верований Курдистан представляет собой исключительно самобытное явление. На сегодняшний день при-

АМОЯН Манвел Бинбашевич - ст. преподаватель исторического факультета ЯГУ.

близительно две трети курдов исповедуют ислам (в основном мусульмане-сунниты, но есть и небольшая часть шиитов). В курдском обществе известны также приверженцы христианства. Наиболее древней и самобытной религией курдов является езидизм, истоки которого, по-видимому, следует искать в религии времен индоиранской общности. Носители этой культуры - езиды, проживающие в основном в Ираке, Турции, Сирии, также в России, Грузии, Армении и в ряде европейских стран. Езидизм - одна из малоизученных и загадочных религий мира: хотя она изучается уже в течение долгого времени, проблема возникновения этого религиозного направления и по сей день не нашла своего разрешения.

Важность такого исследования подтверждается тем, что в последнее десятилетие в Российской Федерации в целом актуализируются этнические ценности, играющие все более значительную роль в политической жизни страны.

В России, где проживает диаспора езидов, сложились несколько неверные представления о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.