Научная статья на тему 'Этнография якутов: этапы становления науки (XVII - начало xx В. )'

Этнография якутов: этапы становления науки (XVII - начало xx В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
367
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маркова Марианна Филипповна

Рассматривается история становления этнографического изучения якутов с XVII до 40-х гг. XX в. по этапам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнография якутов: этапы становления науки (XVII - начало xx В. )»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007, N93 УДК 39 (4/9) (571.56)

Этнография яку гов: этапы становления науки (XVII - начало XX в.)*

М.Ф. Маркова

Рассматривается история становления этнографического изучения якутов с XVII до 40-х гг. XX в. по этапам.

The history of becoming of Yakuts ethnographic studying with XVII and till 40th of XX century is considered. The formation of the Yakut ethnography is covered on stages.

В XVII в. начался сбор первых сведений о коренных народах Северо-Востока Азии, в том числе и о якутах: о географическом положении, климатических условиях, местах обитания, происхождении, социальных отношениях. Были собраны фрагментарные данные о быте и культуре. Основными источниками историко-этнографического изучения якутов явились «ска-ски», «чертежи», донесения русских служилых людей, путевые записки, дневники иностранцсв-путсшествснников. Интерес к народам Сибири, в том числе якугам, с российской стороны был вызван в основном практическими задачами освоения новых территорий. В то же время проявлялся и научный интерес со стороны иностранных исследователей. В первую очередь исследователей занимали вопросы ранней этнической истории и культуры. При этом ставится вопрос о происхождении народа саха (Н.К. Витзен) [1, с. 40-47], выдвигается предположение о южном происхождении якутских родов (Э.И. Идее) [2].

В XVIII в. этнографическое изучение сибирских народов находилось в ведении Академии наук, которая широко практиковала организацию экспедиционного метода исследований. Под руководством Академии наук исследователями были заложены научные основы этнографического изучения сибирских народов, в том числе и якутов. Значительно расширилась источниковая база исследований, выдвигались первые гипотезы по этногенезу, появились первые обобщающие работы, продолжался сбор материалов о народах северо-востока России.

В 20-х гг. XVIII - I половине XIX в. основные этнографические исследования велись Академией наук, также отдельными краеведами. Изучс-

МАРКОВА Марианна Филипповна - ст. преподаватель ИФ ЯГУ.

* Статья принята к печати 18 декабря 2006 г.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007, Л»3 18. Заказ №276

нисм якутов занимались представители немец-кой этнографической школы, которой присуши фундаментальность, глубина и всесторонность охвата исследуемого народа. Учеными рассматривался не только сам этнос, но и окружающая его среда обитания. Этот научный принцип заложен в основных трудах Г.Ф.Миллера [3]. Работы данного периода отличаются разнообразием не только этнографических данных, но и других привлеченных источников - исторических (Г.Ф. Миллер, А.Ф. Миддендорф), фольклорных (Я.И. Линденау, А.Ф. Миддендорф), лингвистических (Ф.И Стралснберг, Я.И. Линденау, И.Г. Георги, Г.Ф. Миллер, А.Я. Уваровский), археологических (Г.А. Сарычсв). Определяется этнографическое просгранство научных исследований, имеющих во многом прикладной характер. Именно в данный период были выделены проблемы, определившие впоследствии тематику традиционной этнографии: историческая этнография якутов, материальная культура, шаманство и религиозные верования, обрядность, проблемы языкознания и фольклористики. Это было время становления этнографической картины мира саха. В данный период составлены первые монографические описания якутов и других сибирских этносов (Я.И. Линденау) [4]. Появившиеся в это время работы в основном заполняли практическую потребность страны, ставшей многонациональной империей. В изучении этногенеза и этнической истории объектом изучения выступали как якутский этнос в целом, так и отдельные локальные группы якутов. Богаче стала методика этн01рафичсских исследований. Научными приемами становились метод непосредственных полевых наблюдений, экспедиционный, сравнительно-исторический, сравнительно-лингвистический методы.

Со второй половины XIX в. Академия наук постепенно передала функции этнографических

исследований в стране созданному по ее инициативе Русскому гсо!рафическому обществу. Общество, а также его подразделения, совместно с академическими учреждениями расширили тематику и проблематику этно]рафических исследований, увеличили масштабность работ по изучению народов Северной Азии. Впервые, начиная с И.А. Худякова, применяется стационар!м.ш метод исследования. Представительницей этого направления стала передовая, гуманистически настроенная часть российской и местной интеллигенции. Участие представителей национальной интеллигенции в научных изысканиях сыграло важную роль в формировании научной картины мира саха. Впервые сами представители народа, «изнутри», раскрывали внутренний мир традиционного якутского общества. Все это способствовало созданию объективной научной картины мира саха. Началась практика проведения совместных научных исследований, закладываются основы для сотрудничества в будущем. Появляются первые обобщающие труды - монографические исследования о якутах (И.Л. Худяков, В.Л. Ссрошсвский, Р.К. Маак) [5J. В якутском языкознании появляются исследования, словари (О.Н. Бетлингк, С.В. Ястремский, Э.К. Пекарский) [6]. Болес углубленно и шире исследуются проблема происхождения якутов (теория B.J1. Ссрошевского и др.), экономические, социальные, правовые, семейные отношения в якутском обществе. Проводятся попытки реконструкции социальной организации, духовной сферы жизни этноса XVII-XVIII вв. Исследованиям данного периода присуща попытка представить якутскую модель культуры как стройную, целостную систему, охватывающую все стороны жизни этноса. Разнообразными стали организационные формы исследований. Экспедиционные работы проводились по разным округам Якутской области: Верхоянскому, Вилюйскому, Колымскому, Олекминскому. В этом плане особое место занимает Сибиряковская экспедиция, впервые проводившая комплексное исследование состояния якутского общества в конце XIX в. Весьма важным достижением явилась публикация монографии B.JI.Ссрошевского «Якуты», являющейся первым крупным исследованием в российской этнографии, посвященным одному народу. В исследованиях широко использовались традиционные этнографические источники. Привлекаются новые - антропологические, статистические, этимологические материалы.

Организационной формой этнографических исследований якутов в первой половине XX в. стали различные общества (Якутское краевое

географическое общество, общество изучения ЯАССР, научно-исследовательское общество «Саха кэскилэ»), отделы (Якутский отдел РГО, научный отдел Якутского наркомнроса, подотдел изучения Якутской губернии при Якутском отделе народного образования), Якутский статистический комитет, Якутский краеведческий музей, Комиссия по изучению Якутской АССР АН СССР, научно-исследовательский Институт языка и культуры. В методическом плане по-прежнему практиковались экспедиционный (Якутская комплексная экспедиция АН СССР, Хатанго-Анабарская этнографо-экономическая, Ленская историко-археологическая), стационарный методы непосредственных наблюдений. Шире стали привлекать в исследованиях данные археологии, статистики, фольклора, демографии

В научном изучении Якутии огромную роль сыграла Якутская комплексная экспедиция АН СССР, первая масштабная научная экспедиция. Научные принципы экспедиции и Комиссии по изучению Якутской республики (КЯР) предполагали междисциплинарный подход исследований. Главным объектом исследований становятся человек и окружающая его среда в неразрывной связи. Исходя из такой постановки проблемы была создана секция «Человек». Основным методом изучения этноса секция признавала стационарно-экспедиционный метод исследования. В целях получения объективной информации к деятельности секции были привлечены исследователи из числа носителей культуры или хорошо знающие ее. Кроме того, КЯР ставила своей цслыо подготовку местных научных кадров. Изучение культуры этнолокальных групп как особого комплекса стало одним из приоритетных исследовательских направлений. В связи с этим отдельно создались Якутский, Вилюйский и Тунгусский отряды экспедиции. Особо следует отмстить работу Хатанго-Анабарской экспедиции, которая собрала уникальные материалы по пограничным культурам долган и якутов. В рамках деятельности КЯР шло формирование местной научной интеллигенции. Следует также подчеркнуть, что именно труды участников комплексной академической экспедиции впервые выделили в якутской модели культуры организующий принцип жизнедеятельности - культуру жизнеобеспечения.

В данный период значительно расширилась проблематика этнографических исследований, углубилась постановка отдельных научных проблем, осуществлялись интенсивное накопление новых материалов, их систематизация и обобще-

138

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007, №3

РОЛЬ ГАЗЕТЫ «ЯКУТСКИЕ ВОПРОСЫ»

ние. По-прежнему внимание исследователей привлекали отдельные аспекты этнографического изучения якутов: историческая этнография, религия, обрядность, проблемы языкознания, этнические взаимоотношения в Якутии. В 1920-е гг. особое внимание исследователей уделялось фольклору и социально-экономическим аспектам жизни якутов. Наблюдался некоторый перенос акцента на изучение материальной культуры, проводилось статистическое и демографическое обследование якутов. В рамках решения поставленной партийно-государственными структурами задачи изучения «отмирающих и исчезающих» народностей практиковалось комплексное изучение, при котором были учтены все сферы этноса: антропология, демография, экономика, статистика, медицинская антропология, экология, социология. Особенностью данного периода также явилось то, что к исследовательской работе были привлечены как уже признанные, известные (В.И. Иохельсон, В.И. Богораз-Тан, В.Н. Васильев), так и начинающие этнографы (A.A. Попов, Н. Спиридонов-Тэкки Одулок). В якуто-ведснии наблюдался бурный всплеск интереса к этнографическому изучению со стороны местных научных сил (Г.В. Ксенофонтов, А.Е. Кула-ковский, П.А. Ойунский, В.В. Никифоров, Г.А. Попов, С.И. Боло, A.A. Саввин, П.В. Слепцов, М.М. Носов, И.В. Попов, Г.У. Эргис и др.).

Таким образом, изучение якутов берег свое начало в XVII в., когда шло накопление первых сведений о якутах. Собственно научное изучение началось в XVIII в. с момента создания Российской академии наук, одним из исследовательских направлений которой была организация и деятельность академических экспедиций. Со второй половины XIX в. большую роль в якутоведеиии сыграло РГО, начал применяться стационарный метод исследования. В целом становление якутской этнографии относится к концу XIX и первой половине XX в.

Литература

1. Иванов В.Ф. Историко-этнографическое изучение Якутии. XVII - XVIII вв. - М.: Наука, 1974.

2. Идее И., Бранд А. Записки о русском посольстве в Китае (1692-1695). - М., 1967.

3. Миллер Г.Ф. Описание сибирского царства, etc. — Кн. I. - СПб., 1750; Он же. История Сибири. - М.; Л., 1937.

4. Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII в.). - Магадан: Кн. изд-во, 1983.

5. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. - Л., 1969; Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. - T.I. - СПб., 1896; Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области. -СПб., 1886-1887.

6. Бетлингк ОН. О языке якутов. - Новосибирск, 1989; Яетремский С.В. Грамматика якутского языка. - СПб., 1900; Пекарский Э.К. Словарь якутского языка,-В 3 т.-Л., 1958-1959.

УДК (94+62 - 057.4) (571.56)

Роль газеты «Якутские вопросы» в формировании и распространении либеральных идей в Якутии

А.Н. Дьячкова

Освещается период совместной деятельности В.В. Никифорова и Г.В. Ксеиофонтова — лидеров либерального движения в Якутии нач. XX в.

V.V.Nikiforov and G.V.Ksenofontov are the leaders movement in Yakutia of the beginnings of 20 century. This article is devoted to the period of their joint activity.

В Якутию идеи либерализма проникли со якутская национальная интеллигенция. Формой

второй половины XIX в. Это идеи просвещения, выражения либерализма в Якутии в начале XX в.

гражданского равенства и свободы. Проводни- явилось национально-освободительное движе-

ками этих идей являлись ссыльные народники и ние. Яркими представителями либерального

___________________________ движения в Якутии, его лидерами являлись вид-

ДЬЯЧКОВА Альбина Николаевна - к.и.н., доцент ные общественные и политические деятели В.В. ИФ ЯГУ. Никифоров и Г.В.Ксенофонтов. Неоценимую

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007, №3

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.