The theoretical foundations for the study of social organization of the Yakuts
in the seventeenth century Sobakina I.
Теоретические основы исследования социальной организации якутов в
XVII в.
Собакина И.И.
Собакина Индилена Иннокентьевна / Sobakina Indilena Innokentevna - студент,
кафедра социологии,
Финансово-экономический институт и магистратура,
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: актуальность заключается в изучении теоретических основ исследования социальной организации якутов в XVII в. Изучение теоретических основ внутриэтничсекой (улусной) организации.
Abstract: Relevance of theoretical bases of research of the social organization of Yakuts in 17 century. Studying of theoretical bases of the intra ethnic (ulusny) organization.
Ключевые слова: этнос, народ, племя, этносознание, улус, волость, организация. Keywords: ethnos, people, nation, ulus, volost, organization.
Наблюдаемый ныне процесс национального возрождения в различных республиках бывшего Союза ставит множество проблем перед народами и их новыми правительствами, на большую часть из которых дать ответ может только научное знание. В поисках выхода из кризисных явлений в межнациональных отношениях, обострившихся в ряде регионов страны, они вынуждены обращаться к истории. Особенно в тех случаях, когда дело касается проблем, связанных с началом исторических контактов того или иного этноса с Россией.
Для народа саха XVII в. стал решающим этапом в истории, который трактуется по-разному. С одной стороны, произошла встреча двух миров, коренным образом повлиявшая на дальнейшее развитие этнических процессов в «Ленском крае», а с другой стороны, история народа саха, как и других коренных народов Северо-Восточной Азии стала официально признанной. До сих пор изучение истории этих народов затруднено сравнительно небольшим объемом источников по данной теме. Научно доказано, что о развитии этноса можно судить по конкретному содержанию и структуре этнического самосознания народа. Наиболее достоверно об этом свидетельствуют именно письменные источники, дополненные фольклорными данными.
В настоящее время народ Республики Саха (Якутия) строит свою государственность. Одним из основополагающих принципов суверенитета республики является самосознание народа, основанное на традициях. Из глубины истории перед глазами современников всплывают обычаи и имена предков. В частности, в якутской литературе воссоздается образ легендарного предводителя предков саха Дыгына (Тыгына). Но вокруг имени этой вполне исторической личности уже десятки лет происходит научная дискуссия. Ведь в историческом процессе формирования символов этнической общности, каковым является Дыгын для саха, есть свои закономерности.
Одним из результатов национальной политики является восстановление якутских улусов - древней формы этнической организации предков саха. Этносознание саха невозможно осмыслить без изучения этой формы этнической организации потомков Эллэя и Омогоя.
Решение проблемы самосознания в контексте изучения улусной организации саха позволит оценить состояние этнической общности предков саха к приходу русских.
Исследователи XVII - XIX вв.: А. Каменский-Длужик, Э. И. Идее, Н. К. Витсен, Ф. И. Страленберг, Я. И. Линденау, Г. Ф. Миллер, В. Л. Серошевский и другие1 2 3 собрали большой объем этнографического материала о предках саха. Был описан традиционный этнокультурный облик народа. Большое значение имело начало накопления фольклорного материала.
Во второй половине XIX - начале XX в. появились специальные работы по обычному праву и общественному строю саха. Авторами этих работ были Д. Л. Павлинов, Д. А. Кочнев, Н. А. Виташевский, Л. Г. Левенталь, Э. К. Пекарский и другие . Это позволило вплотную подойти к теме осознания предками саха своего этнического единства. Изучение с юридической точки зрения обычаев дало сведения о некоторых чертах якутского менталитета. Была поднята проблема якутского рода - основы общественного строя саха в XIX - начале XX вв. Дальнейшее накопление фольклорного материала И. А. Худяковым, В. М. Ионовым, А. Е. Кулаковским и другими дало возможность рассуждать о причинах поражения «якольских людей» в 30 - 40-х гг. XVII в., о якутском «царе» Тыгыне, о потестарной организации предков саха.
Исследователи XX в. раскрыли большие возможности письменных источников XVII в. В этом направлении большой вклад внесли С. В. Бахрушин, Г. А. Попов, О. В. Ионова, С. А. Токарев, Б. О. Долгих, Г. П. Башарин, Ф. Г. Сафронов, В. Н. Иванов, А. С. Парникова, В. Ф. Иванов4. Широкомасштабное изучение исторического фольклора О. Порядиным, Д. Афанасьевым, С. И. Боло, Г. В. Ксенофонтовым, А. А. Саввиным, Г. У. Эргисом, И. Г. Березкиным и многими другими5 6 позволило провести первые опыты верификации фольклорных сведений и их корреляции с письменными данными из русских документов XVII в.
Современные этнографы С. И. Николаев, И. В. Константинов, И. Е. Зыков, А. И.
Гоголев, Д. Брагина, А. Н. Алексеев, Ф. Ф. Васильев, используя данные различных наук,
^ 6
реконструировали основные этапы этнической истории саха .
Достигнуто многое. Прежде всего, собран солидный фактографический материал, позволивший описать сложную структуру традиционного якутского общества. Выявлены основные группировки саха к приходу русских. Установлена примерная численность якутского населения того времени. Составлена карта расселения различных групп саха. Изучено движение населения в XVII - XIX вв. В историографии основные группировки саха названы «племенами». Им соответствовали административные волости, а затем и улусы согласно русским документам. По материалам последних установлены: примерное количество населения и размеры якутских волостей, их внутренняя структура (деление на «роды»). Подробно изучена социальная организация предков саха в XVII в. Показано влияние социально-экономических и политических факторов на этнические процессы. Исследованы этнокультурные связи между местным населением и русскими колонистами.
1 Башарин Г. П. Обозрение дореволюционной историографии Якутии. - Якутск, 1965. С.6 - 7, 11 - 13; Иванов В. Ф. Историко-этнографическое изучение Якутии XVII - XVIII вв. - М., 1974. - с.33 - 35, 38 - 55, 72 - 100, 102 - 105, 107 -115, 130 - 132; Иванов В. Н. Русские ученые о народах Северо-Востока Азии (XVII - начало XXвека). - Якутск, 1978. -С. 16 - 30, 66 - 78, 257 - 258.
2 Башарин Г. П. Указ. Соч. - С. 10 - 11, 14 - 21; Иванов В. Н. Указ. Соч. - с. 258 - 260.
3 Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. - М., 1974. - с. 31 - 57, 62 - 65.
4 Очерки советской историографии Якутии. - Якутск, 1976. - с. 23 - 29, 32 - 35, 102 - 113, 121 - 125, 172 - 174, 218 -223, 227 - 228.
5 Эргис Г. У. Указ. Соч. - с.5 - 92; Никифоров В. М. Якутские народные предания. - Новосибирск, 1994. - С.3 - 14
6 Николаев С. И. Основные этапы этнической истории вилюйских якутов//Краткие сообщения Ин-та этнографии АН СССР. - 1957. - Вып.27. - С.90 - 98; Константинов И. В. Происхождение якутского народа и его культуры // Якутия и ее соседи в древности. - Якутк, с 1975. - С.106 - 173; Зыков И. Е. Основыне этапы этнической истории якутов по данным археологии //Полярная звезда. 1978. - №5. - С.218 - 132; Гоголев А. И. Лекции по исторической этнографии якутов. -Якутск, 1978; Он же. Историческая этнография якутов (Вопросы происхождения якутов). - Якутск, 1986; Он же. Якуты: (Проблемы этногенеза и формирования культуры). - Якутск, 1993; Брагина Д. Г. Современные этнические процессы в Центральной Якутии. - Якутск, 1985 г.; Васильев Ф. Ф. К вопросу об уральском компоненте в этнической культуре якутов// Этнос: традиции и современность. - якутск, 1994. - С. 16 - 23; Алексеев а. н. Древние культуры Якутии (IV тыс. до н.э. - XVIII в н.э.)/Автореферат, дисс.. .доктора истор. Наук. - Новосибирск, 1994 и др.
Большинство исследователей едины во мнении, что предки саха в XVII в. уже сложились в народность. Так, О. В. Ионова пишет: «якуты ко времени присоединения их к Московскому государству, в XVII веке, сложились уже как народность с общим языком, территорией и общей скотоводческой культурой»7. Новейшие исследования внесли уточнение в эту формулировку. По мнению Д. Г. Брагиной «якуты, видимо, представляли собой метаэтническую общность, близкую народности»8. А. И. Гоголев считает, что «саха дьоно («якутский народ») в изучаемое время представлял собой так называемую «первичную народность», возникшую в условиях ранне-классового общества непосредственно на базе родоплеменных этнических общностей»9. Подобного рода уточнения являются последствиями известной дискуссии 1940 - 60-х гг. о характере общественного строя предков саха10. Были высказаны противоположные мнения. От признания социальной организации предков саха доклассовой до оценок ее как патриархально-феодальной. Решение проблемы о типе этнической общности саха в XVII в. ставилось в зависимость от троичной схемы: племя - народность - нация, ставшей традиционной в отечественной науке11.
Предки саха, жившие в XVII в., обладали многими чертами народности, вместе с тем были близки к другим типам этнических общностей. Например, к соплеменности или союзу племен. Насколько правомерно называть якутские волости племенами? Признавая их таковыми в этническом плане, неизменно приходишь к дилемме: народность или союз племен.
Для успешного решения проблемы необходимо специальное изучение этносознания предков саха названного периода.
Литература
1. Алексеев А.Н. Древние культуры Якутии (IV тыс. до н.э. - XVIII в н.э.)/Автореферат, дисс.доктора истор. наук. - Новосибирск, 1994 и др.
2. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. - М, 1989 г.
3. Башарин Г.П. Обозрение дореволюционной историографии Якутии. - Якутск, 1965. С.6
- 7, 11 - 13; Иванов В. Ф. Историко-этнографическое изучение Якутии XVII - XVIII вв.
- М., 1974. - с.33 - 35, 38 - 55, 72 - 100, 102 - 105, 107 - 115, 130 - 132;
4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983;
5. Васильев Ф.Ф. К вопросу об уральском компоненте в этнической культуре якутов// Этнос: традиции современность. - Якутск, 1994. - С. 16 - 23
6. Гоголев А.И. Лекции по исторической этнографии якутов. - Якутск, 1978; Историческая этнография якутов (Вопросы происхождения якутов). - Якутск, 1986;
7. Гоголев А.И. Социальная организация и традиционная семья якутов в XVIIв.// семья у народов Северо-Востока СССР. - Якутск, 1988. - С.90
8. Гоголев А.И. Якуты: (Проблемы этногенеза и формирования культуры). - Якутск, 1993;
9. Зыков И.Е. Основные этапы этнической истории якутов по данным археологии //Полярная звезда. 1978. - №5. - С.218 - 132;
10. Иванов В.Н. Русские ученые о народах Северо-Востока Азии (XVII - начало XXвека). - Якутск, 1978. - С. 16 - 30, 66 - 78, 257 - 258.
11. Ионова О.В. Из истории якутского народа. - Якутск, 194 - с. 10.
7 Ионова О. В. Из истории якутского народа. - Якутск, 194 - с. 10
8 Брагина Д. Г. Указ. Соч. - с.8
9 Гоголев А. И. Социальная организация и традиционная семья якутов в XVIIb.// семья у народов Северо-Востока СССР. - Я., 1988. - С.90
10 В дискуссии принимали участие С. А. Токарев, В. К. Гарданов, Б. О. Долгих, А. П. Окладиков, Г. П. Башарин, В. Н. Иванов и др.
11 Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М., 1983; История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. - М., 1986; История первобытного общества. Эпоха классообразования. - М., 198; Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. -М, 1989
12. Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культуры // Якутия и ее соседи в древности. - Якутк, с 1975. - С.106 - 173;
13. Николаев С.И. Основные этапы этнической истории вилюйских якутов//Краткие сообщения Ин-та этнографии АН СССР. - 1957. - Вып.27. - С.90 - 98;
14. Очерки советской историографии Якутии. - Якутск, 1976. - с. 23 - 29, 32 - 35, 102 - 113, 121 - 125, 172 - 174, 218 - 223, 227 - 228.
15. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. - М., 1974. - с. 31 - 57, 62 - 65.