ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378.937:39 ББК 74.480.26:63.59
Айрих Яна Александровна
аспирант
кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет
г.Челябинск Ayrikh Yana Aleksandrovna Post-graduate Chair of pedagogy, psychology and subject techniques Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]
Этнографическая сущность общекультурных и профессиональных компетенций будущего педагога в области народного творчества Ethnographic essence of general cultural and professional competence of the future teacher in the field of folk art
В статье анализируются общекультурные и профессиональные компетенции Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Народная художественная культура» профильных модулей: «Руководство этнокультурным центром», «Руководство хореографическим любительским коллективом». Рассматривается интеграция компетенций в учебных циклах структуры основных образовательных программ (ООП) бакалавриата. Характеризуются общекультурные и профессиональные компетенции, интегрирующие как из общего для всех профильных модулей учебного гуманитарного, социального и экономического цикла в профессиональный учебный цикл профильных модулей: «Руководство этнокультурным центром» и «Руководство хореографическим любительским коллективом», так и из профессионального в общий учебный цикл для всех профильных модулей. Исследуется их этнографическая сущность.
This article analyzes the general cultural and professional competence of the federal state educational standards of higher professional education in the field of study "People's Art Culture" core modules: "Guide ethno-cultural center," "Guide choreographic amateur team." We consider the integration of competencies in training cycles, the structure of the basic educational program (OOP ) undergraduate degree. Characterized by general cultural and professional competence , integrating both the total for all relevant training modules humanitarian, social and economic cycle in professional training cycle core modules: "Guide ethno-cultural center" and the "Guide amateur choreographic collective " and from the professional in general learning cycle for all relevant modules. Ethnographic study their essence.
Ключевые слова: этнография, этнографические компетенции, педагог -хореограф, педагог - этнограф, традиционная культура, федеральный государственный образовательный стандарт, высшее образование, педагог художественно - эстетического направления, коммуникации.
Key words: ethnography, ethnographic competencies, teacher - choreographer, teacher - ethnographer, traditional culture, federal state educational standard, higher education, teacher of art and aesthetic trends, communications
Высокий уровень квалификации современного педагогического работника сегодня оценивается с точки зрения владения коммуникационными технологиями, основными положениями и методами социальных, гуманитарных и экономических наук. Актуальность требований к высокому уровню профессионализма преподавателя как руководителя коммуникационных процессов обусловлена современными социальными проблемами, экономической и политической ситуацией как внутри государства, так и международными отношениями. В результате изучения Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Народная художественная культура» были выявлены требования к современному пе-дагогу-хореографу и руководителю культурного учреждения о педагогической, художественно-творческой, методической, организационно-управленческой и культурно-просветительской деятельности.
Так, в пятой главе «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071500 «Народная художественная культура», квалификации (степени) «бакалавр» представлена классификация компетенций, которыми должен обладать выпускник. Это общекультурные и профессиональные компетенции с присвоением персонального кода. В шестой главе «Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата» они распределены по учебным циклам, разделам и проектируемым результатам их освоения. Структура основных образовательных программ бакалавриата представлена тремя основными учебными циклами: гуманитарный, социальный и экономический цикл; этнокультурный, этнохудожественный и этнопедагогический цикл; профессио-
нальный цикл с многочисленными профильными модулями. В структуре основных образовательных программ (ООП) бакалавриата общекультурные и профессиональные компетенции интегрируют из одного учебного цикла в другой. Так, например, общекультурные компетенции: «быть готовым к кооперации с коллегами и работе в коллективе» (ОК-3); «использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач» (ОК-9), которые занимают важное место в перечне дисциплин базовой части первого учебного цикла структуры ООП «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» интегрируют в профессиональный цикл и дублируются профильными модулями: «Руководство этнокультурным центром», «Руководство хореографическим любительским коллективом». Также существует элемент интеграции компетенций из профессионального цикла
V/ I Ч_/ 1-1 и ч_/
в общий для всех профильных модулей «Гуманитарный, социальный и экономический цикл». Так, профессиональная компетенция «уметь создавать благоприятные психолого-педагогические условия для успешного личностного и профессионального становления обучающихся» (ПК-3) находится и в перечне дисциплин базовой части общего учебного «гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1.). Таким образом, комплексная модернизация системы образования демонстрирует государственный заказ на личность, несущую в себе «...не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую...» [6, 14] компетенции; на личность, обладающую целой системой ценностных ориентаций и привычек, т.е. выпускника, компетентного, по результатам обучения, в общих вопросах жизнедеятельности и в профессиональной области. А, значит, результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем профессиональном развитии.
Специалист любой сферы жизнедеятельности должен обладать целостным социально ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии
природы, народов, культур, религий. Роль труда в жизни человека и общества не оставалась неизменной на протяжении исторического развития. Вместе с формами и мотивами трудовой деятельности менялись и представления о нем. Значительная часть человеческой истории связана с традиционным типом общества, в котором жизнь строилась по заведенным обычаям, традициям, образцам поведения, заветам предков. Жизнь людей строилась на общинных принципах, так было легче выжить. Дошедшие до нас свидетельства о древних цивилизациях (например, в виде памятников архитектуры и т.п.) говорят о существовании определенных способов организованного использования рабочей силы, материалов и времени при строительстве больших сооружений. Однако на протяжении многих столетий хозяйственная жизнь человека и труд в частности не являлись предметом специального рассмотрения. Эти феномены были составной частью осмысления общественной жизни и содержались в религиозных и философских учениях. С возникновением и развитием индустриального (капиталистического) общества происходит поворот в анализе труда. В этот период активно происходит формирование и становление большинства важнейших общественных наук (включая экономику и социологию), в которых сам труд становится объектом специального научного анализа. В экономической науке он становится важной аналитической категорией, осмысливается как фактор производства. В рамках социологии начинает изучаться общественная роль труда, социальные процессы, связанные с ним. В этот период происходит формирование «армии наемного труда» или «рабочего класса», состоящего из бывших крестьян, лишенных возможности получать средства к существованию от собственного участка земли и вынужденных предлагать за вознаграждение свою способность к труду. Тяжелые условия существования работников обострили социальные отношения, то и дело принимающие форму открытых столкновений, в результате чего повысилось внимание ученых, политических деятелей и общественности к проблемам социального консенсуса и регулирования социальных отношений как на уровне предприятия, так и на уровне общества в целом.
Многочисленные концепции этики и морали разбирают теоретические проблемы взаимодействия индивидуального поведения с социальными институтами и нормами. Например, в работе «Бегство от свободы» Э. Фроммом разрабатывалась модель взаимодействия социальных, экономических и психологических факторов в осуществлении коммуникативных процессов. Согласно этой модели, «...все социально-экономические и политико-идеологические мотивы активности людей имеют шанс на успех в истории лишь при условии их резонанса с социопсихологической аурой, в которой они действуют»[5]. 1ради-ционная культура несёт в себе множество бытовых укладов, содержащих в себе коллективное мышление. Например, словесная формула в традиционной этике у таежных эвенков служит для внешнего оформления действия и в бытовом поведении имеет значительно более низкий знаковый статус, чем «язык» действий (акциональный код в традиционной культуре). Важнейшие события жизни индивида предопределены его собственными поступками, человек своими действиями сам влияет на свою судьбу. Таким образом, эвенкийское этическое сознание направлено на выполнение прагматической функции, в которой решающая роль принадлежит противопоставлениям - нарушение и воздаяние, т. к. реальная поведенческая практика эвенков испытывает сильное влияние со стороны происходящих социальных процессов, особенно в рамках таёжного быта,
и гтч г“ ^
который существует посей день. Таежное поведение отличается большей сдержанностью и доброжелательностью. Социальные отношения в посёлке курируются государством при помощи административных и силовых рычагов. В тайге человек предоставлен сам себе и охотничья удача, как и судьба человека в целом находится в тесной связи с поведением определенных духов (негативное воздействие на судьбу человека может оказать дух убитого медведя, особенно, если к нему не проявить должного уважения). Источником наказания традиция называет либо духов-хранителей жертвы несправедливости, либо «надчеловеческую мироустроительную силу - Бога» [1, 39]. Человек, за которым числится грех, может ожидать неудачи в любом поле своей деятельности -
/* ^ т
на охоте, в быту, в личной жизни, в народе про них говорили: «Такой-то в молодости лазал по чужим лабазам, теперь вот наказан: живет один, ни семьи не создал, ничего, как бобыль”. Т.е. человек наделяется определенной жизненной уязвимостью, вызванной собственным нарушением социокультурных норм. Должное использование форм этнографической коммуникации в современной педагогической деятельности, например изучение традиционных «языков» -кодов (словесный - вербальный код, акустический-звуковой, персонажный, предметный и растительный коды) позволит в комплексе сформировать у обучающихся высокодуховные качества личности, усилить осмотрительность, в основе которой лежит распределение и переключение внимания, а в сочетании с активностью наблюдения обеспечивают своевременное определение возможности осложнения обстановки и правильную последовательность действий; предусмотрительность, имеющая в работе руководителя принципиальное значение и другие качества личности, характеризующие индивида с точки зрения его творческого потенциала и субъектных качеств.
Очевидность комплексного подхода к образовательному процессу внесла свои коррективы в разработку образовательных и воспитательных задач, построив обучение на формировании компетенций как конечного результата образовательного процесса. В данном случае компетенции представлены сферой существующих отношений между знанием и действием в человеческой практике. В конце ХХ века возросший уровень благосостояния и образования основной части населения в развитых странах снизил экономическую составляющую в мотивации хозяйственной деятельности. Человек все более стал ощущать потребность в более интересной работе, которая стала бы для него не только источником средств к существованию, но и сферой самореализации личности. Жесткие границы между трудом как внешней необходимостью и трудом как внутренней потребностью, присущие индустриальному обществу, все больше размываются. Новые методы организации труда предоставляют все больше свободы на рабочем месте, так как экономический успех фирмы сегодня во
многом зависит от притока новых идей, повышения ответственности работника и его заинтересованности в конечном результате.
Современные требования к уровню компетентности педагогического работника, а в частности, руководителя этнокультурного центра, а также руководителя хореографического любительского коллектива наполнены такими учебными дисциплинами, как этническая история, прикладная социология, меж-культурные коммуникации, арт-менеджмент, деловой этикет, этнокультурное проектирование, управление персоналом, основы государственного администрирования и муниципального управления. В результате их освоения будущий учитель должен быть готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, а также уметь использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. Проблемы менеджмента и маркетинга важны при руководстве этнокультурным центром, при владении этнографической коллекцией в процессе адаптации к новым экономическим условиям. Руководителю этнокультурного центра, работникам российских музеев, музееведам, студентам и преподавателям профильных учебных заведений, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами развития культуры в эпоху постиндустриального общества, необходимо разбираться в процедурах осуществления маркетинговых исследований и приобретать знания в области управленческих и коммуникационных технологий. Работники в сфере образования и культуры, прежде всего, призваны быть компаньонами независимо от занимаемой должности, т. е. уметь проводить коммерциализацию и социализацию деятельности организации. Умение создавать благоприятные психолого-педагогические условия для успешного личностного и профессионального становления обучающихся притянет массовую востребованность со стороны потребителей различных сфер деятельности (зрителя, покупателя, слушателя, ученика, учителя и т.д.). В этом заключается компетентность будущего работника сферы образования, культуры и искусства, высокий уровень его квалификации.
Библиографический список
1. Алехин. К. А. Некоторые вопросы коммуникативной культуры таежных эвенков [Текст] / К. А. Алехин // Гуманитарные науки в Сибири. - Издательство СО РАН, 2000. - № 3. - С. 36-42.
2. Народная культура в современных условиях: Учеб. пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; отв. ред. Н.Г. Михайлова. - М.: изд-во РИК, 2000. - 219 с.
3. Никитина Е. Ю. Информационно-образовательное пространство вуза как фактор подготовки компетентного выпускника / Никитина Е. Ю., Курносова С. А. // Вестник Челяб.гос.пед.ун-та-2012.-№4.-С.148-163.
4. Никитина Е. Ю. Педагогические закономерности развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников /Никитина Е. Ю., Возгова З. В. // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та-2012.-№11.-С.138-151.
5. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН; Нац. обществ.- науч. фонд.- М.: Мысль, 2010.
6. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М.: ООО Мир книги, 2001. - 66 с.
7. Попов Ю. Н. Современная экономика и социология труда./ Попов Ю. Н., Шевчук А.В.// Учебное пособие. - М.: Экон-Информ, 2003.-230 с.
8. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования - утверждены приказом министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20 июля 2011г. [Электронный ресурс]. Министерство образования и науки Астраханской области. Режим доступа:
http://dovosp.ru/insertfiles/files/low/order_2151_with_registration.pdf
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в ред. приказов Минобрнауки России от
26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г. [Электронный ресурс]. Министерство образования и науки Российской Федерации. Режим доступа:
минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071500 Народная художественная культура, (квалификация (степень) «бакалавр») - утверждён приказом министерства образования и науки Российской Федерации № 791 от 22 декабря 2009 г. [Электронный ресурс]. Министерство образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm791-1.pdf
Bibliography
1. Alekhine K. A. Some questions of communicative culture of taiga Evenk [Text] / KA Alekhine / / Humanities in Siberia. - Publishing House of SB RAS, 2000. - № 3. - with. 36-42.
2. Popular culture in modern conditions: Textbook. manual / Ministry of culture of the Russian Federation. Russian Institute for cultural research; resp. editor N. Mikhailov. - M, publishing house RICK, 2000. - 219 with.
3. Nikitina E. Yu. Informational and Educational Higher School Space As a Factor of a Competent Graduate’s Training / Nikitina E.Yu. Kurnosova S.A // Herald Chelyab.gos.ped.un-ta-2012. - № 4.- P. 148 -163.
4. Nikitina E. Yu. Pedagogical Regularities of Life-Long Professional Development System scientific - and - Pedagogical staff. / Nikitina E.Yu. Vozgova Z. V // Herald Chelyab.gos.ped.un-ta-2012.- № 11.-P.138 -151.
5. New Encyclopedia of Philosophy: in 4 volumes/ Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences, Nat. societies. - scientific. fund. - M: Thought, 2010.
6. The strategy of modernization of general education: materials for the development of instruments to upgrade general education. - Moscow: World of Books Ltd, 2001. -66.
7. Popov Yu. N. Modern economics and sociology of labor. / Popov, AV Shevchuk / / Tutorial. - M. Econ-Inform, 2003.- 230 with.
8. Federal state requirements for the implementation of the basic educational programs of preschool education - approved by the order of the Ministry of education and science of the Russian Federation № 2151 from 20 July 2011. [Electronic resource]. The Ministry of Education and Science of the Astrakhan region. Access: http://dovosp.ru/insertfiles/files/low/order_2151_with_registration.pdf
9. Federal state educational standard of General primary education (GEF IEO) as amended by the orders of the Russian Ministry of 26.11.2010 № 1241, from
22.09.2011 № 2357). Approved by the Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation № 373 dated October 6, 2009. [Electronic resource]. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Access: MHHo6p-HayKH.p$/goKyMeHTBi/922/$aHn/748/0rOC_HOO.pdf
10. Federal state educational standard of higher professional education for the training 071500 folk art culture, (degree «bachelor») approved by the order of the Ministry of education and science of the Russian Federation № 791 as of December 22, 2009. [Electronic resource]. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Access: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d 09/prm791-1.pdf