УДК 94(28-8Вят)"19"+39(28-8Вят)"19"
И.Ю. Трушкова, Е.И. Титова, Г.А. Михеева
ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СЛАВЯНОВЕДЕНИЮ В ВЯТСКОМ НИИ КРАЕВЕДЕНИЯ В 1920-1930-Х ГГ.
Статья посвящена истории этнографических исследований в сфере славяноведения, проводимых в Вятском научно-исследовательском институте краеведения в 1920-1930-х гг. В ней рассматриваются особенности работы с содержанием материала, методик сбора, междисциплинарных связей. Особое внимание уделяется привлечению молодежи (студентов) в этнографическую науку в данный период. Подчеркивается весомая роль просветительской деятельности по вовлечению в этномониторинг широких слоев общественности.
Ключевые слова: Вятка, славяноведение, этнографическая работа в 19201930-х гг., этнографическое образование, студенческое научное общество по этнографии.
Трушкова Ирина Юрьевна - заведующая кафедрой археологии, этнологии и культурной антропологии Вятского государственного гуманитарного университета (Киров), доктор исторических наук, [email protected]
Титова Елена Ивановна - доцент кафедры всеобщей истории и политических наук Вятского государственного университета (Киров), кандидат исторических наук, [email protected]
Михеева Галина Александровна - преподаватель истории Кировского государственного автодорожного техникума, кандидат исторических наук, [email protected]
В современный период актуализируются вопросы этнографической работы в регионах России - одного из самых полиэтничных государств мира. Эта работа отражает мириады нюансов и местных особенностей, выявляет практики сбора, анализа и использования этнографического материала. Своеобразным «перекрестком этнических культур» выглядит Вятский край, где живут финно-угорские, славянские и тюркские народы. В XX столетии этнографические изыскания здесь вышли на новый уровень, в них отражался так называемый «этнографический перелом» в жизни населения, когда традиционная культура стремительнее стала уступать место новой, индустриальной, пролетарской. Важное значение в данной сфере общественной деятельности сыграл знаменитый Вятский НИИ краеведения, в котором успешно осуществлялись исследования и в области славяноведения.
Вятский научно-исследовательский институт краеведения являлся солидным научно-исследовательским центром Вятской губернии, Кировской области в 1922-1941 гг. За девятнадцать с половиной лет существования институт исследовал множество тем, что подчас служило началом для многолетнего изучения природных богатств, значимых вопросов истории и экономики Вятского края. До сих пор научные выводы сотрудников института имеют существенный вес при разработках ряда тем по краеведению.
В феврале 1921 г. при научно-учебной части Вятского института народного образования была создана научная секция, председателем которой в то время был профессор Н.М. Каринский. Николай Михайлович Каринский (22.03(13.04)1873-14.12.1953) стоял у истоков становления и стал первым директором (1922-1925) Вятского НИИ краеведения. 3 февраля 1922 г. проект учреждения в Вятке Научно-исследовательского института краеведения был утвержден на заседании научно-политической секции Государственного ученого совета [1, л. 2]. Эта дата считается днем рождения института. НИИ Краеведения находился в ведомстве Наркомпроса и Главнауки. Институт располагался по адресу г. Вятка, ул. Дрелевского, 8.
Много внимания должно было уделяться развитию научной работы среди студенчества и подготовке научных кадров. Частные лица содействовали пополнению кабинета русской филологии и этнографии. Совет педагогического института на заседании 23 апреля 1922 г. принял
резолюцию о всемерном содействии становления НИИ краеведения как центра, объединяющего научную деятельность различных учреждений Вятской губернии.
НИИ Краеведения взял на себя научно-исследовательскую работу по нескольким наиболее актуальным малоизученным проблемам Вятской губернии. Отдел этнографии русского населения местного края возглавлял профессор Н.М. Каринский. Отдел работал со времени открытия института до 15 февраля 1928 г. Сведения о местных диалектах были собраны более чем из 200 населенных пунктов, что давало возможность планировать создание диалектологической карты и словаря Вятской губернии. В кабинете русской филологии и этнографии отдела были такие уникальные документы как Вятские грамоты XVII в., рукописная книга 1674 г. и рукописное Евангелие XVI в.
Исследования по славянской этнографии соотносились с финноугроведением, в котором непреходящую роль в те годы играли работы П.П. Глезденева, Он начал разработку грамматики марийского и удмуртского языков, собирал материалы по вопросам народного творчества, организовал кружок по этнографии указанных национальностей. Сходные изыскания проводились в области вятских русских диалектов и специфики локальной этнокультуры.
Основополагающей в научных изысканиях была экспедиционная работа, сбор материалов и разных сторонах этнокультуры. На протяжении ряда лет Е.П. Лупповой проводилось изучение речи учащихся вятских школ 1 и 2 ступеней. Только за первые 10 лет существования института было проведено 18 различных, в том числе - этнографических и фольклорных, экспедиций. В 1935 г. в плане института была намечена разработка 28 тем, что должны были осуществить 16 научных сотрудников [6, л. 14]. «Классической» можно назвать этнографическую экспедицию в Куменскую волость Вятского уезда, проведенную летом 1925 года Кировским НИИ краеведения и Кировским публичным музеем. В ней изучался быт русского населения и сбора экспонатов [2, л. 27]. В 1927 г. Е.П. Луппова приняла участие в Раменской экспедиции, организованной студенческим кружком по изучению местного края при Вятском пединституте и производившей свои наблюдения и сбор материалов в районе реки Ивкинки Вятского и Халтуринского уездов. Е.П. Луппова предпринимала индивидуальные поездки в Вятский и бывший Уржумский уезды,
где производила сбор материалов по быту марийцев. Этнографические изыскания проводились и Н.Н. Тихоницкой и А. Скворцовой [4, л. 221; 8].
Этнографические сведения отчасти содержались и в выездных исследованиях других отделов НИИ краеведения. Так, например, отделом зоологии изучалась орнитофауна и ихтиофауна. Примечательно, что названия птиц записывались и на диалектах русского языка, и на языках соседей финно-угров, в работе экспедиций принимали участие студенты Вятского педагогического института [7; 10, с. 23]. Сотрудники отдела истории совершались поездки по региональным архивам. П.Н. Луппов проводил исследования по изучению грамотности населения Вятского края на основе архивных данных, что во время проведения политики ликвидации безграмотности было одной из наиболее актуальных задач. Им же изучались материалы по истории удмуртов в архивах Казани, Москвы, Ленинграда [6, л. 20]. Особой строкой в местную историю вписывалось археологическое прошлое края.
В исследованиях по экономике края для этнографов были небезынтересны собираемые данные по состоянию крестьянских хозяйств в 1924 г. Руководителю отдела В.А. Танаевскому удалось организовать сеть корреспондентов на местах, которая охватила 75% укрупненных волостей, а также административных единиц Вотской и Марийской автономных областей, Ветлужья и Северо-Двинской губернии. Это дало возможность получить описательный материал по вопросам крестьянского землепользования Вятского края и культурной и бытовой жизни крестьян. Также отдел экономики исследовал вопрос развития кустарных промыслов, данные для изучения собирались в ходе Советской кустарно-промысловой экспедиции, которая состоялась в конце 1920-х гг. Это представлялось чрезвычайно важным для этномониторинга экономики крестьянского хозяйства.
Внештатным сотрудником фотолаборатории института работал известный фотохудожник С.А. Лобовиков, а взять на себя руководство фотолабораторией НИИ краеведения. Руководителям секторов было поручено разработать тематику фото для нужд института [5, л. 32]. Возможно, мастер светописи оставил работы, выполненные им как сотрудником НИИ краеведения, в архиве учреждения. Можно предположить, что фотоколлекция С.А. Лобовикова 1934-1935 гг., или часть ее сохранилась до наших дней. Возможно, частью этой коллекции являются фотоальбомы, автором которых считается С.А. Лобовиков, находящиеся в музее Вятского
Государственного гуманитарного университета. На них - яркие сюжеты из жизни вятского русского населения, а также - удмуртов и мари.
Классическим в отечественной науке можно считать ее многосторонние связи с учебной деятельностью. Е.П. Луппова руководила студенческим кружком при НИИ краеведения и Вятском пединституте. Показателен один из протоколов заседаний этого кружка: «Вх. № 177 25/Ш-25 г. Каф. кр. орг № 79(1)
Протокол
заседания этнографической секции от 27/11 - 25 г.
1. Отчет о работе по областному вятскому словарю. Собран материал 18слов, буква а.
2. Зачитывание материала по народному художественному творчеству северной части Нолинского уезда.
Участвовали в работе 12 человек. Руководитель: Е.В. Матвеева Председатель: В.Д. Прозоровская Докладчики по словарю: все присутствующие Докладчики по нар. худ. творч.: т. Маишев
СЛУШАЛИ ПОСТАНОВИЛИ
1. Отчет о работе по областному вятскому словарю. Предложение Е.В. Матвеевой: выбрать комиссию для собирания и классификации материалов. Просить тт. докладчиков предоставить материалы в готовом виде. Выбрать следующих: Для собирания материалов - т. Зло-бину, для разработки материалов -Витвинину(?) и Веретенникову
2. Доклад Маишева о проделанной за время каникул работе: 1) о сказках, 2) песнях долгих, 3) частушках. Вопрос: как быть с материалами, которые имеются на руках у членов секции Сдать имеющиеся материалы т. Маишеву и считать его ответственным
3. Предложение Е.В. Матвеевой: на заседаниях этнографической секции ставить доклады общего характера. Повестку на следующее заседание: 1. отчеты о проделанной работе 2. продолжить работу по словарю Предложение Е.В. Матвеевой принять к сведению
Председ. Прозоровская, секретарь: Н. Соломонова» [3, л. 85-85 об.].
Студенты - члены этнографического кружка - собирали материалы для КИПС и РГО. Этнографы-исследователи (в частности -Н.Н. Тихоницкая, Е.П. Луппова) постоянно повышали свой уровень образования, о чем говорят справки для поступления в Вятский пединститут, аспирантуру Института Запада и Востока при Ленинградском государственном университете. Известно, что во время работы в НИИ краеведения фотографа С.А. Лобовикова (1934 г.) аспиранты получили возможность освоить фотографию как внеплановую работу по подготовке диссертаций [3, л. 155; 4, л. 222; 5, л. 35]. Вероятно, поэтому в региональных собраниях отложились коллекции рабочих снимков из этнографических экспедиций Н.Н. Тихоницкой в Малмыжский, Котельнический, некоторые другие уезды, служившие ценным дополнением к описанию обычаев и обрядов, домостроительства, ткачества и других сфер жизнедеятельности у местного русского населения.
Научно-просветительная работа института включала в себя преподавание сотрудниками НИИ краеведения в учебных заведениях Вятки, проведение курсов подготовки учителей, руководство краеведческими кружками при летних школах пединститута, сельскохозяйственного техникума, составление инструкций для краеведческой работы на местах. Сотрудники института выступали с многочисленными докладами, сообщениями, поддерживали тесную связь с краеведческими учреждениями Вятской губернии: Яранским музеем, Новотушкинским музеем, Кикнурским школьным краеведческим кружком, Санчурским краеведческим кружком и многими другими.
К НИИ краеведения было прикреплено Вятское историческое общество, которое в 1922 г. насчитывало 15 членов. Через 7 лет количество участников общества увеличилось до 47 человек. Председателем общества до 1923 г. состоял Н.М. Каринский, с 1923 г. - П.Н. Луппов, заместитель председателя Е.В. Матвеева, секретарь И.И. Матвеев. За 7 лет после открытия института обществом было прочитано до 78 докладов по истории и этнографии. Историческое общество устраивало среди учащейся молодежи вечера русской народной песни, вечера памяти В.Г. Короленко.
Существовали тесные связи института краеведения с областным краеведческим музеем города Вятки. Вероятно, в фонды Вятского
публичного/краеведческого музея поступали этнографические сборы из Куменской, Летской и других экспедиций. Благодаря кураторской помощи Вятского НИИ краеведения развивались многие местные музеи в регионе, в том числе - и в Новой Тушке. При музее организовано научное общество археологии, истории и этнографии и изучения естественных богатств родного края, члены которого местные граждане -крестьяне. В данное время музей имеет связь с каждой деревней волости через своих добровольных сотрудников тоже местных [9, с. 30-34].
Широкая пропаганда этнографических исследований проводилась через рассылку анкет, Программ для собирания сведений о быте населения. Фрагментом ее является и письмо врачу из города Ижевска Ф.В. Стрельцову: «По Вашей просьбе Вятский Научно-исследовательский Институт краеведения посылает Программу для собирания сведений о русских народных говорах Вятского края, составленную проф. Н.М. Каринским. Стоимость программы 30 коп. Секретарь Инстит. Краев. / А.И. Шернин» [4, л. 160].
Сразу же после открытия института началась издательская деятельность. В 1922 г. были выпущены в свет «Известия Вятского Научно-исследовательского института краеведения». Вскоре после создания института было принято решение издавать «Вятскую жизнь» - орган Вятского губернского экономического совещания и Вятского НИИ краеведения. В 1923 г. было выпущено 5 книжек «Вятской жизни». В 1923-1924 гг. НИИ краеведения принимал участие в издании губернского журнала «Вятский край». Сотрудники НИИ Краеведения опубликовали только в течение 1923-1924 гг. 109 научных трудов, рецензий и статей. С 1925 по 1939 г. выходили «Труды Вятского (Кировского) Научно-исследовательского института краеведения» (16 выпусков). Известно, что 3 июля 1941 г. вышел приказ № 206 заведующего Кировским ОблОНО о слиянии НИИ краеведения с антирелигиозным и краеведческим музеями. Функции всех соединенных организаций были переданы краеведческому музею.
Традиции этномониторинга процессов в регионе используются и в наши дни [11, с. 55-59; 12, с. 51-59]. В общем и целом, этнографическая работа по славяноведению в Вятском научно-исследовательском институте включала комплекс материалов по этнографии, фольклору и экономике местных русских крестьян. Эта работа тесно переплеталась
с финно-угроведением и изучением истории и культуры татарского населения. По методам работы и содержанию многие ее результаты можно считать достаточно востребованными и в наши дни. Подвижниками этнографии в Вятском крае был собран уникальный этнографический материал, свою эффективность показали междисциплинарные связи в науке, кооперация научных исследований, образования и популяризации полученных знаний среди различных целевых групп населения.
Список использованных источников и литературы
1. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. Р-1266. Оп. 1. Д. 9.
2. ГАКО. Ф. Р-1266. Оп. 1. Д. 18.
3. ГАКО. Ф. Р-1266. Оп. 1. Д. 38.
4. ГАКО. Ф. Р-1266. Оп. 1. Д. 50.
5. ГАКО. Ф. Р-1266. Оп. 3. Д. 34.
6. ГАКО. Ф. Р-1266. Оп. 3. Д. 38.
7. Плесский П.В. Экспедиция на р. Летку (предварительные заключения) // Труды Вятского педагогического института Т. 1. Вятка, 1926. С. 106-112.
8. Скворцова А. Экспедиция по изучению народных говоров // Кировская правда. 1941. 22 июня.
9. Титова Е.И. Общественная и культурная жизнь старообрядческих общин Южной Вятки в 1920-е годы // Вестник Вятского государственного университета. № 11. 2016. С. 30-34.
10. Трушкова И.Ю. Этнографические исследования в Кировской области и Вятский государственный гуманитарный университет // Вятская земля в прошлом и настоящем: сб. материалов VII Всероссийской научно-практической конференции. Т. 1. Киров, 2014. С. 21-27.
11. Трушкова И.Ю. Экономика восточно-поморского города Лальска: вопросы этноархеологического изучения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2016. № 3. С. 51-59.
12. Трушкова И.Ю., Михеева Г.А., Титова Е.И. Специфика воспроизведения этничности в диаспорах народов Кавказа на территории Кировской области в конце XX - начале XXI вв. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2016. № 6. С. 55-59.