УМОРИНА В. М., ЦИРКИНА Э. Д.
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИННО-УГОРСКОГО СКАНСЕНА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ Аннотация. В статье рассматривается этнографический потенциал Республики Мордовия в вопросе создания финно-угорского скансена на территории Приволжского федерального округа. Проводится сравнительный анализ между другими субъектами данного ареала расселения волжско-финской и части пермской подгрупп. Перечисляется ряд преимуществ, позволяющих Республике Мордовия претендовать на формирование музея финно-угорских народов под открытым небом.
Ключевые слова: финно-угорский скансен, потенциал, ареал, этническая культура, национальный имидж, экспозиционные площадки, инфраструктура, международные мероприятия.
UMORINA V. M., TSIRKINA E. D.
ETHNOGRAPHICAL POTENTIAL OF FINNO-UGRIC SKANSEN IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA Abstract. The article considers the ethnographical potential of the Republic of Mordovia in the creation of a Finno-Ugric skansen on the territory of the Volga Federal District. The study provides a comparative analysis of other areas inhabited by the Volga-Finnish and the Permian ethnic groups. The advantages for the creation of a skansen in the Republic of Mordovia are listed.
Keywords: Finno-Ugric skansen, ethnographical potential, area, ethnic culture, national image, exposition spaces, infrastructure, international events.
В XXI в. многие этносы, проживающие на постсоветском пространстве, оказались в проблемной ситуации. Пытаясь избежать культурной стандартизации и унификации, они в очередной раз переосмысливают свой генезис, место в истории, культурную самобытность. Решающую роль в этом процессе играет идеология - система ценностей новообразованного национального государства или многонациональной федерации. Печальна судьба исчезнувших малых народов, не сумевших отстоять уникальность, сохранить традиции и язык с помощью государства или же в борьбе с ним. В любом случае для самосохранения требуются серьезные усилия народа, в том числе в сфере культуры. Этническая культура вводится в сферу массового потребления как важный компонент, демонстрируя яркий и уникальный мир - в искусстве, музейной практике, сфере туризма и т.д.
Этнографические скансены давно зарекомендовали себя в качестве привлекательных экспозиционных площадок под открытым небом. С момента появления первого музейного комплекса данного типа (Скансен, г. Стокгольм, 1891 г.) прошло больше века, но интерес к нестандартным подходам экспонирования в природном ландшафте из года в год повышается. В мировой практике этнографические парки и музеи возникли из необходимости сохранения, консервации и изучения памятников народной архитектуры и быта с целью погружения в образ жизни предшествующих поколений [3, с. 80]. Идея совмещения научной основы и живописного культурного ландшафта позволяет сформировать большее количество функций на одной площадке и тем самым привлекать постоянный поток туристов.
Во многих европейских странах сеть скансенов активно развивается, некоторые из них приобрели мировую известность. Музеи под открытым небом выполняют разную роль в презентации своей территории. Скансен может представлять собой собирательный образ страны: Арнем (Нидерланды), Сентендре (Венгрия), Румшишкес (Литва), Бривдабас (Латвия), Селище Пирогово (Украина), Рок эль Марэ (Эстония); выражать национальный образ края, региона: Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» (Русский Север в границах Архангельской области), Кижи (Карелия), архитектурно-этнографический музей «Тальцы» (Прибайкалье), Детмолд (Вестфалия), Беамиш (Великобритания); концентрировать образ сельского поселения или исторического города: Старый Линчопинг (Швеция), Заудерзей (Нидерланды), Тампере (Финляндия) и др. [1, с. 145].
Возвращаясь к вопросу этнического самоопределения, отметим, что возродившийся в конце прошлого столетия интерес к культуре финно-угорской языковой семьи заставил задуматься многочисленные народы о том, как их воспринимают другие, как интереснее подать презентацию этнической культуры в музеях разного типа.
В странах, где финно-угорские народы являются титульными, таких как Эстония, Венгрия, Финляндия, презентация этнической культуры активно осуществляется на базе скансенов, открытых в ХХ веке. Эстонский музей под открытым небом (Эстония), Сентендре (Венгрия), музей под открытым небом Сеурасаари (Финляндия) давно получили мировую известность. Созданные здесь экспозиции формируют емкое представление о национальных эстетических, нравственных и духовных ценностях этноса, о крестьянской материальной культуре и фольклоре.
Рассматривая Россию как многонациональную федерацию, можно констатировать реальное равноправие больших и малых этносов. Главный принцип национальной политики
в условиях федерализма - политическое единство множества национальных и региональных культур, в советский период географически привязанных к национальным автономиям РСФСР. Распад СССР спровоцировал национальный подъем финно-угорских народов, активизировал интеграционные процессы внутри страны и контакты с европейскими финно-угорскими странами. Финно-угорские народы России за последние десятилетия стали более активно проводить политику продвижении национального имиджа, и одну из главных ролей здесь играют новые сформированные экспозиционные площадки.
В Российской Федерации и ряде других стран ближнего зарубежья музеи под открытым небом этнографического профиля было принято называть архитектурно-этнографическими, или музеями деревянного зодчества [2, с. 233]. Среди музеев этнической культуры скансены обладают наибольшей наглядностью и притягательностью. Однако далеко не все регионы России имеют подобные учреждения, а существующие отстают от мирового уровня по развитости, предметному наполнению и техническому оснащению.
Обращаясь к карте России, можно разделить громадный ареал расселения финно-угров на три региона:
- западная и восточная части Северо-Западного федерального округа;
- центральная и северная части Уральского федерального округа;
- Приволжский федеральный округ.
На территории Северо-Западного федерального округа финно-угорскую языковую семью представляют следующие музеи под открытым небом: Кижский погост (Республика Карелия), историко-этнографический музей «Ялкала» (Ленинградская обл.), государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России «Малые Корелы» (Архангелькая обл.) и др.
Культурный потенциал финно-угров в Уральском федеральном округе экспонируется в следующих скансенах: природно-этнографический комплекс «Горнокнязевск» (Ямало-Ненецкий автономный округ), этнографический музей-заповедник «Торум Маа» (Ханты-Мансийский автономный округ), финно-угорский этнокультурный парк в селе Ыб (Республика Коми) и др.
Приволжский федеральный округ представлен архитектурно-этнографическим музеем-заповедником под открытым небом «Лудорвай» (Республика Удмуртия), архитектурно-этнографическим музеем «Хохловка» (Пермский край), марийским этнографическим музеем им. В. И. Романова (Республика Марий Эл).
Каждый из упомянутых скансенов посвящен родственной языковой группе народов. Так, например, Кижский погост демонстрирует прибалтийско-финскую подгруппу,
в которую входят карелы-ливвики, карелы и вепсы; этнографический музей-заповедник «Торум Маа» посвящен обской подгруппе (ханты и коми); финно-угорский этнокультурный парк в селе Ыб рассказывает о пермской подгруппе, куда входят коми-зыряне, коми-ижемцы, коми-пермяки и коми-язьвинцы.
Поскольку Приволжский федеральный округ является ареалом расселения волжско-финской и части пермской подгрупп, то здесь вполне бы мог разместиться этнографический скансен финно-угорских народов, аналогичный по содержанию и уровню развития европейских собратьев. Такой объект позволил бы разбросанным этносам финно-угорского мира России экспонировать свой культурный потенциал на одной площадке, которая может стать местом диалога и взаимообогащения родственных, но непохожих друг на друга культур одной языковой семьи.
Республика Мордовия на сегодняшний день может служить прекрасным местом для создания этнографического скансена финно-угорских народов. Полноценных объектов типа скансен в республике сегодня нет, хотя в последние годы были предприняты попытки их создания (Мокшанский центр национальной культуры в с. Старая Теризморга, Центр мордовской культуры в с. Подлесная Тавла, историко-этнографический комплекс «Мордовское подворье» в Саранске). Заложенные по республиканской программе развития туризма, они пока не сформировались как экспозиционные пространства и туристические кластеры. Между тем, республика обладает рядом преимуществ, позволяющим ей претендовать на формирование музея финно-угорских народов под открытым небом:
- географическое месторасположение: Мордовия находится в центре европейской части России; она отличается умеренно-континентальным климатом; ее живописные ландшафты (поймы небольших рек, поросшие лесом холмы) позволяют развернуть в них интересные пространственные композиции комплексов;
- транспортная доступность: республика обладает развитой сетью автомобильных дорог, объектами железнодорожного и авиасообщения;
- развитая столичная и развивающаяся периферийная инфраструктура: в Мордовии с успехом проводились крупные международные мероприятия (международный фестиваль «Шумбрат, Финно-Угрия!», 3 тыс. гостей, 2007; Тысячелетие единения мордовского народа с народами Российского государства, 100 тыс. гостей, 2012; Чемпионат мира по футболу, 400 тыс. гостей, 2018); среди общероссийских мероприятий можно отметить X Конгресс Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН), IV съезд финно-угорских народов Российской Федерации);
- научная база: в Саранске функционирует Межрегиональный научный центр финноугроведения Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва, выпускаются научный журнал «Финно-угорский мир» и периодическое издание «Финно-угорская газета», распространяющиеся в России и за рубежом;
- организационная база: в Саранске размещаются общественные организации, представляющие финно-угорский мир: Ассоциация финно-угорских народов России (АФУН), Поволжский центр финно-угорских народов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что Республика Мордовия готова стать полноценным центром финно-угорских народов в Приволжском федеральном округе, способным активно функционировать и развиваться, сохраняя и изучая языки, культуры этносов, защищая их права и интересы. Данная работа может осуществляться на новой, тематически обоснованной площадке синтеза общественных, научных и культурных интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пермиловская А. Б. Особенности формирования экспозиции русских и европейских скансенов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 5. -С.144-146.
2. Пронина С. А. Подходы к классификации этнографических музеев под открытым небом Сибири // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 45, т. 1.
- С. 230-237.
3. Проценко П. А., Логоватовская Е. С. Принципы формирования современных этнографических музейных комплексов // Аспирант. - 2018. - № 2. - С. 80-83.