Научная статья на тему 'Этнограф А.В. Адрианов (1854-1920) – исследователь народного искусства хакасов'

Этнограф А.В. Адрианов (1854-1920) – исследователь народного искусства хакасов Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Область наук
Ключевые слова
изобразительное искусство Хакасии / народное искусство хакасов / орнамент / музейные коллекции / fine art of Khakassia / folk art of Khakassia / ornament / museum collections

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Чебодаева М. П., Ултургашева Н. Д.

В статье впервые рассматривается вклад этнографа А.В. Адрианова в изучение народного искусства хакасов. Этнографические коллекции А.В. Адрианова, собранные в начале ХХ века, в настоящее время хранятся в музеях Санкт-Петербурга и Томска. Изучением народного искусства этнограф знимался с 1904 по 1920–е годы посетив многочисленные улусы Минусинского и Ачинского округов Енисейской губернии. В 1920 году ученый А.В. Адрианов подвергся репрессии, был растрелян и на многие годы был забыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnographer A.V. Adrianov (1854-1920) – researcher of Khakass folk art

The article for the first time examines the contribution of ethnographer A.V. Adrianov to the study of Khakass folk art. The ethnographic collections of A.V. Adrianov, collected at the beginning of the twentieth century, are currently stored in the museums of St. Petersburg and Tomsk. The ethnographer studied folk art from 1904 to the 1920s, visiting numerous uluses of the Minusinsk and Achinsk districts of the Yenisei province. In 1920, the scientist A.V. Adrianov was subjected to repression, was shot and was forgotten for many years.

Текст научной работы на тему «Этнограф А.В. Адрианов (1854-1920) – исследователь народного искусства хакасов»

Чебодаева М.П.

Кандидат искусствоведения, научный сотрудник, Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, член АИС (г. Абакан, РФ).

Ултургашева Н.Д.

Доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой теории и истории народной художественной культуры, Кемеровский государственный институт культуры.

Этнограф А.В. Адрианов (1854-1920) - исследователь народного искусства хакасов*

Аннотация. В статье впервые рассматривается вклад этнографа А.В. Адрианова в изучение народного искусства хакасов. Этнографические коллекции А.В. Адрианова, собранные в начале ХХ века, в настоящее время хранятся в музеях Санкт-Петербурга и Томска. Изучением народного искусства этнограф знимался с 1904 по 1920-е годы посетив многочисленные улусы Минусинского и Ачинского округов Енисейской губернии. В 1920 году ученый А.В. Адрианов подвергся репрессии, был растрелян и на многие годы был забыт.

Ключевые слова: изобразительное искусство Хакасии, народное искусство хакасов, орнамент, музейные коллекции.

Chebodaeva M.P.

PhD in Art History, Research Fellow, Khakass Research Institute of Language, Literature and History, AIS member (Abakan, RF).

Ulturgasheva N.D.

D.Sc. in Cultural Studies, professor of Kemerovo state Institute of culture, head of the Department of theory and history of folk art culture of Kemerovo state Institute of culture.

Ethnographer A.V. Adrianov (1854-1920) - researcher of Khakass folk art

Abstract. The article for the first time examines the contribution of ethnographer A.V. Adrianov to the study of Khakass folk art. The ethnographic collections of A.V. Adrianov, collected at the beginning of the twentieth century, are currently stored in the museums of St. Petersburg and Tomsk. The ethnographer studied folk art from 1904 to the 1920s, visiting numerous uluses of the Minusinsk and Achinsk districts of the Yenisei province. In 1920, the scientist A.V. Adrianov was subjected to repression, was shot and was forgotten for many years.

Key words: fine art of Khakassia, folk art of Khakassia, ornament, museum collections.

* © Чебодаева М.П., Ултургашева Н.Д., 2023.

Этнограф А.В. Адрианов (1854-1920) - исследователь народного искусства хакасов

Большой вклад в изучение декоративно-прикладного искусства хакасов в начале ХХ века внес сибирский исследователь А. В. Адрианов. им был собран большой материал по традиционному костюму и орнаменту хакасов. Коллекции собранные этнографом в настоящее время хранятся в Российском этнографическом музе, Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) и Музее археологии и этнографии Томском государственного университета.

Безусловным достоинством собирательской деятельности Андрианова стало полное описание коллекций с указанием местного названия, места приобретения и имени владельцев. А.В. Адрианов писал: «При самом поверхностном наблюдении над жизнью минусинских и ачинских инородцев бросается в глаза повсеместное распространение вышивок на костюмах. ни у каких других народностей, с которыми мне приходилось иметь дело, каковы калмыки на Алтае, черневые татары в Кузнецком уезде, киргизы в семипалатинской области, буряты в иркутской губернии, остяки и самоеды на севере Томской губернии, наконец, сойоты по верхнему Енисею и монголы в Монголии, я нигде не видел такой любви к украшению одежды, как у инородцев Ачинского и Минусинского уезда» [1, с. 103].

Александр Васильевич Адрианов родился 26 октября 1854 года в слободе Белозерской Курганского округа Тобольской губернии. отец его, Василий Васильевич, был священником в Алексеевской церкви в слободе Белозерской. семья была большая: Александр был старшим, у Василия Васильевича и его супруги Марии Александровны было еще семь дочерей.

В 1864 году Александра в Тоболь-

скую губернскую классическую гимназию, которая считалась лучшей в сибири. Директором гимназии был с 1857 по 1862 года П.П. ершов, знаменитый автор «Конька-Горбунка», отличавшийся демократическими взглядами, человек близкий лидерам областнического движения. Весной 1874 года Александр окончил Тобольскую классическую гимназию и получил аттестат зрелости.

осенью 1874 года Адрианов поступил в Петербурге в Медико-хирургическую академию, откуда на следующий год перевелся в Петербургский университет, на второй курс физико-математического факультета. огромное влияние на дальнейшую судьбу Адри-анова оказала его встреча в Петербурге с лидерами сибирского областнического движения н.М. ядринцевым и Г.н. Потаниным, вернувшимися из ссылки. В программу областников была положена просветительская деятельность и культурное строительство в сибири, которая должна была вывести ее из положения колонии Российской империи. Ученик и последователь идеологов сибирского областничества А.В. Адрианов, следуя программе этого общественного движения, в дальнейшем постоянно уделял внимание изучению жизни малых сибирских народностей и защите их прав.

В мае 1876 года, Г.н. Потанин отправился в путешествие по северо-Западной Монголии. Вернувшись, Потанин сразу же начал готовиться к новому путешествию, в которое пригласил А.В. Адрианова, возложив на него обязанности натуралиста и фотографа. Чтобы осуществить мечту о поездке, Александру пришлось, заручившись разрешением совета Университета, сдавать выпускные экзамены досрочно. Уже 27 февраля 1879 года он получил диплом Петербургского университета,

а спустя месяц после окончания Университета А.В. Адрианов был избран членом-сотрудником Русского географического общества.

В марте 1879 года руководитель экспедиции Г.Н. Потанин, его супруга Александра Викторовна и Адрианов прибыли из Петербурга в Омск. Отправным пунктом на Алтае был Бийск, куда путешественники добрались в середине апреля. В Кош-Агаче приобрели лошадей, договорились о покупке верблюдов, и наконец 28 мая экспедиция направилась в Монголию. На Алтае, по пути в Монголию, Потанин занимался сбором фольклорных и этнографических материалов. Участники экспедиции наблюдали камлания шаманов, знакомились с костюмами служителей культа. В 1880 году Русское Географическое Общество присудило Адрианову серебряную медаль за участие в экспедиции Г.Н. Потанина и коллекцию фотографий.

Осенью 1880 года по поручению Г.Н. Потанина Адрианов из Иркутска отправился в Томск, договориться с единомышленниками по поводу издания там газеты «Сибирской газеты». Томск стал для Адрианова родным городом. «Сибирская газета» в Томске издавалась с 1881 до середины 1888 года и в ней Адрианов сотрудничал со дня основания. В дальнейшем он был издателем, редактором и постоянным автором статей. На страницах газеты освещалось изучение Сибири, прошлое и настоящее населявших ее коренных народов.

Второе путешествие по Алтаю А.В. Адрианов совершил в 1881 года уже самостоятельно. Средства, выделенные Русским Географическим Обществом на поездку, были ограниченны - 600 рублей. Из Кузнецка долинами рек Кондомы, Лебеди и Бии Адрианов до-

стиг Телецкого озера, пересек озеро на лодке. Затем поднялся вверх по Чулыш-ману и Башкаусу, перевалил через пограничный хребет и спустился в долину Хемчика и Улуг-Хема. В поездке по Алтаю Адрианов проводил естественнонаучные наблюдения, собирал коллекции и интересовался этнографией.

В 1883 году Адрианов совершил путешествие в верховья р. Абакан к истокам р. Томь совместно с Д.А. Кле-менцем, далее их пути разделились: Адрианов отправился на Мрассу, а Клеменц — на Абакан. В Каргинском стане Алтайской миссии, расположенном при впадении р. Анзас в Мрассу, Адрианов оставил на хранение часть этнографических коллекций. Однако миссионер, проявив религиозную нетерпимость, сжег предназначавшиеся для пересылки в музей шаманские бубны. Не найдя проводников к истокам Мрассу и Большого Абакана, Адрианов перевалил к верховьям Матура и добрался до Абаканского железоделательного завода. Здесь пути Адрианова и Клеменца пересеклись. Затем, наняв переводчика, Адрианов отправился за Саяны и достиг верхнего течения р. Тыйлансу, но запасы продовольствия закончились и Адрианов вернулся из-за саян на р. Абакан и далее направился в Минусинск, где на Тагарском острове, он произвел раскопки курганов. За экспедиционные работы в 1881 и 1883 годах на Алтае, за Саянами и в Кузнецком Алатау Русского Географическое Общество удостоило Адрианова малой золотой медали.

В 1889 года по требованию нового Томского губернатора Булюбаша Адрианов был вынужден подать в отставку с занимаемых в Губернском управлении должностей. Губернатор мотивировал отставку Адрианова участием в «Сибирской газете», направление которой

было признано правительством вредным, а также тем, что он водил знакомства с политссыльными. За Адриано-вым был установлен негласный надзор полиции, и все двери в Томске оказались закрытыми перед ним. Попытки Адрианова устроиться на службу в Томске были безуспешны, он везде получал отказы. наконец, управляющим Канивальским ему было обещано место в Управлении акцизными сборами Восточной сибири в новоселово Енисейской губернии.

В начале 1890 года Адрианов с семьей переезжает в с. новоселово, затем в Минусинск. Так началась его почти 23-летняя служба в Управлении акцизными сборами Восточной сибири. Работа не нравилась Адрианову, но в службе по акцизному ведомству были и положительные стороны. Это возможность разъездов и совмещения поездок по служебным делам с полевыми изысканиями, наличие свободного времени, а также материальное обеспечение семьи. В 1905 году Адрианов вернулся в Томск, где он продолжил работу в газете «сибирская жизнь».

Художественным творчеством коренных сибирских народов Адрианов начал интересоваться еще во время своих первых экспедиций в 1881 и 1883 годах. Первая коллекция была собрана в 1904 году когда он служил старшим ревизором акцизного управления в Минусинском уезде Енисейской губернии.

с 1904 по 1910 годы Адрианов по поручению Этнографического отдела Русского музея императора Александра III, собирал этнографические коллекции среди качинцев, сагайцев и кы-зыльцев, которые в настоящее время хранятся в Российском этнографическом музее в санкт-Петербурге. В фондах музея в настоящее время хранятся основные этнографические коллекции

А. В. Адрианова, которые насчитывают 18 коллекций (№600, №733, №1050, №1262, №1263, №1277, №1279, №1282, №1288, №1600, №2101, №2102, №2303, №2403, №2524, №2536, №2537, №2538). Коллекции Адрианова можно разделить на вещевые и иллюстративные (вырезки народных орнаментов).

Первая коллекция №600 была собрана А. В. Адриановым в 1904 в качинских улусах Какашкин, Марьясов, Усть-Кок-синкий, саргов и Капкоев, которые включили в себя мужскую и женскую одежду, украшения, домашнюю утварь, предметы табакокурения, сапожные колодки и выкройки, плотничьи инструменты, сбрую и т. д.

Вторая коллекция №1263 собрана Адриановым в 1907 году у качинцев и сагайцев. Третья коллекция №1277 собрана Адриановым в 1907 году в улусах саргов, Шоев, Таигитов, Какашкин. Четвертая коллекция №1279 собрана Адриановым в 1907 году в улусе За-варзин. Пятая коллекция №1282 была собрана в 1906 году в улусах Чарков, Какашкин, Межеков, Тазьмин, Чекин, ингашева, Заварзин.

В 1907 году А.В. Адрианов извещал директора этнографического отдела музея императора Александра III Д.А. Клеменца в письме от 18 сентября об исполнении его поручения по сбору коллекции среди инородцев Минусинского уезда: «Вся моя поездка нынешним летом длилась 2,5 месяца с 25 июня по 11 сентября из которых два месяца я провел в разъездах среди инородцев, причем 5 недель падают почти исключительно на собирание коллекций. Моим отправным и конечным пунктом, как в 1904 году был улус Какашкин на левом берегу Енисея, под Малыми ог-лахтами. Здесь была моя штаб-квартира, сюда свозили купленные вещи, здесь они ремонтировались и паковались,

здесь живет и мой перевозчик и помощник сагай Чибижеков» [2, Л. 72].

В общей сложности в 1907 году Адрианов проехал 530 верст по маршруту Какашкин-Джабал-Саргов-Анка-шев-Кызылчал-Заварзин-Усть Биджа-Нарылков-Аскыров-Вершина Бид-жа- Кутен Булук-Тазьмин-Ч арков-Ка-стаг-Синявино-Болганово-Малые Сиры-Аскиз-Сунднюгашева-Майнага-шева-Чекин-Кызласов-Тиников-Бор-гояков-Усть Есь-Асочаков-Аскиз-Усть Абаканское.

Путешествовал Адрианов по Абаканской инородной управе и Аскизкой инородной управе на телегах. Он писал: «Способ передвижения, практиковавшийся мною был таков: я нанимал инородца с тройкой лошадей, приспосабливал длинную телегу для укладки в ней груза и ездил по улусам с одним ящиком неделю-полторы, а затем отсылал в ним вещи, которые часть отсылались и нанимал другого ямщика. Я платил ямщику по три рубля в сутки» [3, Л. 73].

Шестая коллекция №1288 была собрана в 1908 году в улусах Кизылчан, Иреса Мойнагашева, Василия Тазь-мина, Синявин, изандженова, Чекин, Сыры, Черпаков Аскизской инородной управы.

особенно интересовал А.В. Адри-анова орнамент минусинских и ачинских инородцев. Во время первых поездок в Минусинский и Ачинский округа Адрианов стал возить с собой острые ножницы, полагая, что достигнет лучших результатов, если местные мастерицы выкройки для него будут вырезать хорошим инструментом. однако, по его признанию, он ошибся, так как женщины портили выкройки, пользуясь острыми ножницами, и отказывались от них, предпочитая грубые, огромные. Такими полуаршинными

ножницами, предназначавшимися для стрижки овец, они вырезали тонкие и изящные фигуры. За несколько поездок в Минусинский и Ачинский округи Адрианов собрал у местного населения коллекцию, содержащую около 200 выкроек для вышивок хакасов. Их он воспроизвел на особом сорте бумаги (ферро-пруссиатной) и составил из них альбомы, которые ныне хранятся в Санкт-Петербурге и Томске.

несколько коллекций Адрианова состоят из выкроек «улгу» орнаментов. Седьмая №1600 была собрана в 1908 коллекция выкроек «улгу» для вышивок мастериц Т. Болгановой (улус Бол-ганов), А. Горбунаковой (улус Джебал на р. Енисей), Т. Шоевой (улус Саргов), К. Тазьминой (улус Тазмин), М. Чарко-вой (улус Чарков), Т. Заварзиной (улус Заварзин), Инкижековой (улус Ин-кижеков). Восьмая коллекция №2101 собрана Адриановым в 1908 году и состоит из выкроек В. Орешковой (с. Синявино), Е. Доможаковой (улус по р. База), В. Майнагашевой и Е. Майна-гашевой (улус Иреса Майнагашева), М. Барахтаевой, А. Черпаковой и Т. Косто-чаковой (улус Черпакова). Девятая коллекция №2102 собрана Адриановым в 1908 году у мастерицы Боргояковой (улус Боргояков). Десятая коллекция №2103 собрана в 1908 году у мастериц А. Кызласовой, П. Кызласовой (улус Че-кин).

Одиннадцатая коллекция №2403 собрана в 1910 году в районах проживания кызыльцев в улусе Тайдонов, Чеба-ки, Подкаменный, Половинка, Ключик, Тарча, Тунгужул, Большой Тайдонов Кызыльсой инородной управы.

Двенадцатая коллекция №2536 была собрана в 1909 году в улусе Сенявино.

В январе 1912 года А.В. Адрианов выступил на Всероссийском съезде художников в Петербурге с докладом

«об орнаменте у сибирских инородцев». съезд проходил в конференц-зале императорской Академии художеств с 27 декабря 1911 по 5 января 1912 года А.В. Адрианов выступил на заседании Первого отдела, носившего название «Вопросы эстетики и истории искусств». на семи заседаниях отдела было заслушано 20 докладов. среди выступавших на этом отделе были такие прославленные художники и деятели культуры, как и.Е. Репин, Д.В. Айналов, В.В. Кандинский и др.

В докладе А.В. Адрианова «об орнаменте у сибирских инородцев», который был иллюстрирован многочисленными образцами работ сибирских инородцев, а также многими рисунками, Адрианов говорил: «я не беру на себя задачи определять художественное и научное значение собранных мною образцов инородческого орнамента, указывать его место в ряду орнаментов других народов, его самостоятельное или подчиненное значение, устанавливать его влияние. Главная моя цель — обратить внимание лиц, более меня сведущих в этом вопросе, на необходимость изучения орнамента сибирских инородцев и вообще народностей, населяющих сибирь; я уверен, что занявшиеся таким изучением найдут здесь много нового и богатого по содержанию материала» [1, c. 103].

Адрианов подчеркивал, что он собирал материалы по орнаменту только как этнограф, тогда как «перед взором подготовленного художника здесь откроются новые сокровища, накопленные гением каждой народности на протяжении многих столетий» [1, с. 107]. и так же сделал интересное предложение разработать программу собирания материалов по орнаменту совместно с художниками, этнографами и археологами.

Доклад Адрианова был прослушан с большим интересом и вызвал оживленный обмен мнениями. В кратком «Предисловии» к публикации материалов заседаний, которое по сути дела является отчетом о работе отдела «Вопросы эстетики и истории искусств», доклад, прочитанный А.В. Адриано-вым, был выделен особо: «Постепенное исчезновение орнамента у сибирских инородцев, ярко обрисованное А.В. Адриановым, вызвало у аудитории единодушную резолюцию о необходимости его изучения и собирания». Резолюция была принята в редакции Б.П. Денике: «Признавая представленные А.В. Адриановым материалы по орнаменту сибирских инородцев важными, собрание Первого отдела Всероссийского съезда художников всецело присоединяется к мнению А.В. Адриа-нова, что для сохранения исчезающего орнамента сибирских инородцев необходимо безотлагательное его изучение этнографами, художниками и историками искусства, и выражает пожелание, чтобы была выработана подробная программа его собирания и изучения» [1, с. 108].

В начале мая 1913 года отмечалось 30-летие научной деятельности Адриа-нова. Вскоре за поддержку на страницах газеты «сибирская жизнь» стачечного движения Адрианов был арестован и заключен в тюрьму в Томске. В конце августа он был выслан из Томска в ссылку на три года в нарым. По ходатайству члена Государственной Думы сибирского депутата н.В. некрасова на-рымская ссылка Адрианову была заменена на минусинскую. В Минусинске за Адриановым был установлен гласный надзор полиции, ему было запрещено выезжать за пределы города и проводит археологические раскопки и его ежедневно «навещал» полицейский.

В конце 1916 года Адрианов возвращается из ссылки в Томск и приступает к редактированию газеты «Сибирская жизнь». С 1918 года Адрианов был активным идейным противников Советской власти, которую вел в газете «Сибирская жизнь» энергичную агитацию против большевиков, чуть открыто не призывая к восстанию. 22 декабря 1919 года Адрианов был арестован и был обвинен в «систематической борьбе с Советской властью» путем агитации в газете. 29 февраля 1920 года Адрианов Томской ЧК за публицистическую деятельность, за выступления в печати против диктатуры большевиков был приговорен к расстрелу. 7 марта 1920 года А.В. Адрианов был расстрелян в числе двадцати шести приговоренных «активных противников Советской власти».

References

[1] Adrianov A.V. On the ornament of Siberian for-

eigners // Proceedings of the All-Russian Congress of Artists in Petrograd. 1911 - 1912. Vol. 1.

Petrograd, 1914. 103 p.

[2] Archive of the Russian Ethnographic Museum F.

1, O. 2, D. 4, L. 72.

[3] Archive of the Russian Ethnographic Museum F.

1, O. 2, D. 4, L. 73.

Список литературы

[1] Адрианов А.В. Об орнаменте у сибирских инородцев // Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. 1911 — 1912. Т. 1. Петроград, 1914. 103 с.

[2] Архив Российского этнографического музея ф. 1, О. 2, Д. 4, Л. 72.

[3] Архив Российского этнографического музея ф. 1, О. 2, Д. 4, Л. 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.