Научная статья на тему 'Формирование художественной составляющей в областническом движении Сибири начала XX века'

Формирование художественной составляющей в областническом движении Сибири начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛАСТНИЧЕСТВО / ИСКУССТВО / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ / REGIONALISM / ART / ETHNOGRAPHIC EXPEDITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернова А. А.

В статье подробно освещается формирование художественной составляющей в областническом движении Сибири начала XX в. Автор указывает на существенную роль видных общественных деятелей, ученых-этнографов в этом процессе. Г.Н. Потанин, А.В. Адрианов и А.В. Анохин наряду с профессиональными художниками внесли большой вклад в развитие особого этнического направления в искусстве этого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING PART OF ART MOVEMENT OBLASTNICHESKOM IN SIBERIA IN THE EARLY XX CENTURY

The article described in detail the formation of the artistic component in regionalism flows of Siberia in the beginning of ХХс. The author points to the significant role of the prominent public figures, scientists-ethnographers in this process, such as G.N.Potanin, A.V.Adrianov and A.V.Anokhin, which, together with professional artists made a great contribution to the development of a distinctive ethnic directions in art of this period.

Текст научной работы на тему «Формирование художественной составляющей в областническом движении Сибири начала XX века»

заключение сроком в пять лет [19, с. 172]; но это не был рядовой случай.

Надежда избежать возмездия побудила многих скрывавшихся повстанцев в 1922-1923 гг. вернуться на прежние места жительства. Большая часть их, отбыв незначительное наказание, получала советские документы и возвращалась к мирной жизни.

Таким образом, в период революции и гражданской войны старообрядчество Алтая показало свою способность к быстрой политической активизации и умение реагировать на происходящие события, разбираться в их сути и давать им адекватную оценку. Все это позволило им сохранить независимость своей

Библиографический список

позиции и не дать увлечь себя на путь авантюрной политической практики крайне экстремистских противоборствующих сил в период гражданской войны. Дальнейшее развитие революции и усложнение политической ситуации в России потребовали от старообрядцев выработать свое отношение к происходящим событиям. Поэтому в период революции и гражданской войны старообрядческие объединения проделали значительную работу, чтобы определиться в выборе политического направления. Как и все русское общество, старообрядчество в период революции и гражданской войны оказалось в политическом отношении расколото.

1. Ершова, О.П. Старообрядчество и политическая жизнь России в период с 1905 г. до октября 1917 г. // Личность, общество и власть в истории России: системный компаративный анализ: материалы III междунар. конф. - М., 1998.

2. Политическое собрание московских старообрядцев // Слово Церкви. - 1917. - № 10-11.

3. Политическая программа старообрядцев всех согласий // Слово Церкви. - 1917. - № 23.

4. Фомичев, С. К новой жизни! // Слово Церкви. - 1917. - № 10-11.

5. Образование Совета всероссийских съездов старообрядцев // Слово Церкви. - 1917. - № 20.

6. Предприниматели Алтая. 1861-1917 гг.: энциклопедия. - Барнаул, 1996.

7. КГУ ГААК. Ф. 135. Оп. 1. Д. 28.

8. Старцев, А.В. История Барнаула / А.В. Старцев, М.О. Тяпкин, О.А. Тяпкина. - Барнаул, 2000.

9. Шалаев. Ложные пути социализма // Слово Церкви. - 1917. - № 45.

10. Старообрядчество и социализм // Голос Церкви. - 1918. - № 3.

11. Белобородов, С.А. «Австрийцы» на Урале и в Западной Сибири (из истории русской Православной Старообрядческой церкви бело-

криницкого согласия) // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. - Екатеринбург, 2000.

12. Боровик, Ю.В. Старообрядческие общества Урала в 1917-1921 гг. // Известия Уральского государственного университета. - Екатеринбург, 2004. - Вып. 7.

13. Шалаев. Без Бога и без любви // Слово Церкви. - 1919. - № 29.

14. Декрет СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви от 23 января 1918 г. // Собрание узаконений и распоряжений

рабоче-крестьянского правительства РСФСР 1918. - № 18.

15. Пастырское послание архиепископа Мелетия // Голос Церкви. - 1918. - № 2.

16. Временное положение о древлеправославной церкви // Сибирский старообрядец. - 1919. - № 13.

17. Шалаев. Церковная жизнь и революция // Сибирский старообрядец. - 1919. - № 6.

18. Кудрин, И.Г. Жизнеописание священника и отца семейства (Памятка в назидание потомству). - Барнаул, 2006.

19. Приль, Л.Н. Земной путь старообрядческого епископа Амфилохия (Журавлева) в 1873-1937 гг. // Гуляевские чтения. - Барнаул, 2007.

- Вып. 2.

20. ОСДУАД АК. Ф. Р-2. Д. 23882. Т. 1.

21. Тарабаев, Н.И. Предисловие // Жертвы политических репрессий в Алтайском крае. - Барнаул, 1998. - Т. 1. 1919 - 1930.

Bibliography

1. Ershova, O.P. Staroobryadchestvo i politicheskaya zhiznj Rossii v period s 1905 g. do oktyabrya 1917 g. // Lichnostj, obthestvo i vlastj v istorii Rossii: sistemnihyj komparativnihyj analiz: materialih III mezhdunar. konf. - M., 1998.

2. Politicheskoe sobranie moskovskikh staroobryadcev // Slovo Cerkvi. - 1917. - № 10-11.

3. Politicheskaya programma staroobryadcev vsekh soglasiyj // Slovo Cerkvi. - 1917. - № 23.

4. Fomichev, S. K novoyj zhizni! // Slovo Cerkvi. - 1917. - № 10-11.

5. Obrazovanie Soveta vserossiyjskikh sjhezdov staroobryadcev // Slovo Cerkvi. - 1917. - № 20.

6. Predprinimateli Altaya. 1861-1917 gg.: ehnciklopediya. - Barnaul, 1996.

7. KGU GAAK. F. 135. Op. 1. D. 28.

8. Starcev, A.V. Istoriya Barnaula / A.V. Starcev, M.O. Tyapkin, O.A. Tyapkina. - Barnaul, 2000.

9. Shalaev. Lozhnihe puti socializma // Slovo Cerkvi. - 1917. - № 45.

10. Staroobryadchestvo i socializm // Golos Cerkvi. - 1918. - № 3.

11. Beloborodov, S.A. «Avstriyjcih» na Urale i v Zapadnoyj Sibiri (iz istorii russkoyj Pravoslavnoyj Staroobryadcheskoyj cerkvi belokrinickogo

soglasiya) // Ocherki istorii staroobryadchestva Urala i sopredeljnihkh territoriyj. - Ekaterinburg, 2000.

12. Borovik, Yu.V. Staroobryadcheskie obthestva Urala v 1917-1921 gg. // Izvestiya Uraljskogo gosudarstvennogo universiteta. - Ekaterinburg,

2004. - Vihp. 7.

13. Shalaev. Bez Boga i bez lyubvi // Slovo Cerkvi. - 1919. - № 29.

14. Dekret SNK ob otdelenii cerkvi ot gosudarstva i shkolih ot cerkvi ot 23 yanvarya 1918 g. // Sobranie uzakoneniyj i rasporyazheniyj raboche-krestjyanskogo praviteljstva RSFSR. 1918. - № 18.

15. Pastihrskoe poslanie arkhiepiskopa Meletiya // Golos Cerkvi. - 1918. - № 2.

16. Vremennoe polozhenie o drevlepravoslavnoyj cerkvi // Sibirskiyj staroobryadec. - 1919. - № 13.

17. Shalaev. Cerkovnaya zhiznj i revolyuciya // Sibirskiyj staroobryadec. - 1919. - № 6.

18. Kudrin, I.G. Zhizneopisanie svyathennika i otca semeyjstva (Pamyatka v nazidanie potomstvu). - Barnaul, 2006.

19. Prilj, L.N. Zemnoyj putj staroobryadcheskogo episkopa Amfilokhiya (Zhuravleva) v 1873-1937 gg. // Gulyaevskie chteniya. - Barnaul, 2007. -Vihp. 2.

20. OSDUAD AK. F. R-2. D. 23882. T. 1.

21. Tarabaev, N.I. Predislovie // Zhertvih politicheskikh repressiyj v Altayjskom krae. - Barnaul, 1998. - T. 1. 1919 - 1930.

Статья поступила в редакцию 21.08.13

УДК 930.85

Chernova A.A. FORMING PART OF ART MOVEMENT OBLASTNICHESKOM IN SIBERIA IN THE EARLY XX CENTURY. The article described in detail the formation of the artistic component in regionalism flows of Siberia in the beginning of XXc. The author points to the significant role of the prominent public figures, scientists-ethnographers in this process, such as G.N.Potanin, A.V.Adrianov and A.V.Anokhin, which, together with professional artists made a great contribution to the development of a distinctive ethnic directions in art of this period.

Key words: regionalism, art, ethnographic expeditions.

А.А. Чернова, магистрант АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ОБЛАСТНИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ СИБИРИ НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье подробно освещается формирование художественной составляющей в областническом движении Сибири начала XX в. Автор указывает на существенную роль видных общественных деятелей, ученых-этногра-фов в этом процессе. ГН. Потанин, А.В. Адрианов и А.В. Анохин наряду с профессиональными художниками внесли большой вклад в развитие особого этнического направления в искусстве этого периода.

Ключевые слова: областничество, искусство, этнографические экспедиции.

В начале XX века Томск стал культурной столицей западносибирского региона. Об этом свидетельствует наличие большого числа общественных организаций. По данным томского исследователя В. Гахова, в Томске в начале XX века насчитывалось около 30 обществ [1, с. 28]. Одним из наиболее активных являлось Томское общество любителей художеств, организованное в 1909 году.

Именно на 1909-1914 гг. приходится расцвет художественной жизни региона, что в значительной степени связано с деятельностью первого художественного объединения Сибири. В 1909 году был принят Устав Томского общества любителей художеств, где говорилось, что «одной из задач общества должно являться ознакомление художников и публики с творчеством местного населения, разумея под этим последним, главным образом, народную массу» [2, с. 8]. В связи с этим в Сибири возникло общественное движение, выступающее за формирование особого художественного стиля, основанного на самобытной культуре, традиционном искусстве народов, населяющих регион. Идея возрождения национального искусства получила широкий резонанс в просвещенных кругах и была связана непосредственно с областничеством.

Областничество - значимое и оригинальное явление в истории Сибири. Оно представляло собой систему взглядов части местной интеллигенции на прошлое, настоящее и будущее области (региона) в составе российского государства, а также общественно-политическое и культурное движение, пытавшееся пропагандировать и реализовывать на практике эти идеи [3, с. 46]. В трудах исследователей данное течение не имеет единой характеристики. Одни исследователи называют его передовым движением сибирской интеллигенции, демократическим народническим и даже революционным, другие реакционным. Различные трактовки основных вопросов программы движения, соотношение областничества с тем или иным направлением общественной жизни порождают и неоднозначное объяснение самого понятия «областничество». Наиболее близким к действительному является подход тех исследователей, которые не просто характеризуют это движение как просветительское и направленное на развитие Сибири, но вкладывавших в определение областничества представление его идеологов о Сибири, как о регионе с особым традиционным укладом и своим путем развития. Поэтому, какую бы политическую окраску областничество не приобретало, неизменно во всех научных работах отмечается его положительное влияние на пробуждение сибирского самосознания, а также на развитие просвещения и культуры региона. «Концепция областничества», под которой мы понимаем систему взглядов на состояние и перспективы развития Сибири, нашла отражение в сводном программном документе Г.Н. Потанина «Областническая тенденция в Сибири», опубликованном в газете «Сибирская жизнь» за 1907г. Признанный идеолог данного течения формулирует основные принципы существования и будущего развития областничества в регионе. Он, ссылаясь на своего соратника Н.М. Ядринцева, выделяет 5 основных вопросов, решение которых было важно для Сибири - это «ссылка уголовных в Сибирь, экономическая зависимость Сибири от московского мануфактурного района и абсентеизм молодежи или же отлив умственных сил в европейскую Россию, кроме того еще два вопроса: переселенческий и инородческий» [4, с. 2-3]. Здесь же Г.Н. Потанин подразделяет эти вопросы: три первых он относит к «внешним», т.е «те, которыми Сибирь импонирует европейской России как колония своей метрополии, поднятием которых Сибирь протестует против политики метрополии», а вторые два - к «внутренним».

Центром развития областничества в Сибири в начале XX века стал город Томск, который послужил сосредоточением научной, политической и творческой мысли в регионе. Здесь же было образовано и Томское общество любителей художеств, декларировавшее в качестве одной из главных целей изучение искусства коренного населения Сибири, что выделило его среди подобных объединений в других городах. Реальная работа в этом направлении поддерживалась инициативой исследователей Сибири, ведущими идеологами областнического движения, такими как А.В. Адрианов и Г.Н. Потанин [5, с. 17-46]. Художники, наряду с этнографами, активно участвовали в экспедиционной деятельности по изучению самобытной культуры народов Сибири. Работая в полевых условиях, они оттачивали свое мастерство, знакомились с образцами художественного творчества других культур. Начинающие мастера, осваивая традиционное народное искусство, поднимали свой образовательный уровень и улучшали эстетический вкус. Также участие художников в фиксации элементов материальной культуры и быта в виде рисунков позволяло не только сохранять информацию о народах, но и передавать «дух» того времени, пространства, людей и вещей.

Г.И. Чорос-Гуркин - один из первых профессиональных художников из коренных народов Сибири, ученик И.И. Шишкина, литератор, общественный деятель, просветитель, в начале XX в. делал интересные экспедиционные зарисовки во время своих путешествий по Горному Алтаю, Монголии, Хакасии, Туве. Его графическое наследие, по данным исследователя РМ. Еркино-вой, включает более 2 тысяч листов. Это является своего рода художественной энциклопедией алтайского народа. Среди зарисовок археологических объектов - могильные курганы, каменные изваяния, петроглифы, часть из которых ныне утрачена. В этнографических рисунках художник с документальной точностью отразил жизнь и быт своих соплеменников, их верования, внешний облик [6, с. 115-121]. Г.И. Чорос-Гуркин был близок по своим воззрениям к идеологам сибирского областничества.

Кроме профессиональных художников активное участие в формировании художественной линии областнического движения принимали и ученые-этнографы Г.Н. Потанин, А.В. Адрианов, А.В. Анохин. Самобытная художественная культура, ярко выраженная в быту «инородцев», привлекала внимание исследователей, и они первыми заговорили о глубоких источниках и плодотворных началах этого искусства для новых художественных исканий [7, с. 56].

Ведущую роль в формировании художественной линии областнического движения занимал публицист, ученый Г.Н. Потанин. Его связь с миром искусства города Томска не вызывает сомнений. Он был одним из инициаторов создания Томского общества любителей художеств. Являясь редактором газеты «Сибирская жизнь», Г.Н. Потанин своевременно отражал все достижения художников, работавших в рамках этнографического направления. Сам исследователь являлся организатором многих экспедиций с участием профессиональных художников.

Автор И.Е. Бицутина в статье посвященной развитию декоративно-прикладного искусства г. Томска на рубеже XIX - XX вв. указывает на большую роль в деле формирования представления о художественной жизни коренного населения Сибири другого публициста и этнографа А.В. Адрианова. Им была собрана коллекция произведений национального искусства, в том числе обширный материал по орнаменту аборигенов Енисейской губернии в количестве 200 выкроек и вышивок, сегодня хранящихся в архиве МАЭС ТГУ [7, с. 57].

Немного подробнее хотелось бы остановиться на деятельности в этом направлении А.В. Анохина - известного этнографа, композитора, общественного деятеля. Он также был ини-

циатором многих научных экспедиций на Алтай. А.В. Анохин был тесно связан с художественным миром Западной Сибири. Этому способствовала его дружба с Г.И. Чорос-Гуркиным. Андрей Викторович разделял идеи областничества, т.к. поддержка самобытности инородческой культуры являлась одним из главных положений в теории этого движения.

В научно-исследовательские экспедиции А.В. Анохина в разное время ездили художники: А.А. Воронина-Уткина, Д.И. Кузнецов, С.К. Просвиркина. Этнографические экспедиции привлекали молодых художников. «Погружение» в культуру коренного населения для сторонников зарождающегося «сибирского стиля» давало возможность более плодотворной работы и помогало оттачивать свое художественное мастерство.

Антонина Александровна Воронина-Уткина, выпускница Строгановского художественно-промышленного училища, одна из художниц, сопровождавших А.В. Анохина в его экспедициях на Алтай. В период с 1904 до 1916 г. Антонина Александровна жила в Томске, преподавала рисование в Томской частной гимназии О.В. Миркович. Член ТОЛХ с 1909 г., Антонина Александровна участвовала в экспедиции А.В. Анохина летом 1910 года. Интерес вызывают воспоминания современников и самой А.А. Ворониной-Уткиной о данной экспедиции. Так, например, Г.Н. Потанин пишет в своем письме от 10 июня 1910 г.: «Приехал Анохин, собиратель народных мелодий; он будет разъезжать по краю в сопровождении художницы Ворониной». В своем следующем письме от 29 июня 1910 г. Г.Н. Потанин пишет о тандеме Воронина-Анохин с легким эмоциональным посылом: «На камлание приехал и Анохин со своими спутниками, с барышней художницей Ворониной, которую он похитил из нашего аносского общества...». Факт «похищения» подтверждают и воспоминания самой Антонины Александровны: «Однажды в ненастный день к окну моей комнаты подошел студент и рекомендуется, что он из Петербурга и будет работать в экспедиции этнографа А.В. Анохина» приглашает поработать с ними в качестве художницы. «На другой день пришел Анохин - солидный господин приятной наружности, в красной рубашке с большим черным бантом, очки в золотой оправе. Он начинает в мрачных красках рисовать это путешествие ... Выслушала я Анохина и говорю, чтобы он меня не пугал и что я согласна ехать с их экспедицией». В состав экспедиции входили: руководитель А.В. Анохин, художница А.А. Воронина, студент Котляров, переводчик Никифоров, конюх. Антонина Александровна зарисовывала бубны, утварь, орнаменты, писала бытовые сцены. Покинула она экспедицию в конце августа 1910г. [8, с. 3-4]. В музее археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского ТГУ хранится собрание рисунков А.А. Ворониной-Уткиной, привезенное в том числе и из экспедиции 1910 г. [9].

Кузнецов Д.И. - художник, также имел отношение к этнографическим экспедициям на Алтай. Родился Д.И. Кузнецов в ноябре 1890 г. в г. Бийске. Рисовать начал с раннего детства. В 1905-1912 годах учился живописи у знаменитого алтайского художника Г.И. Чорос-Гуркина. Биография бийского художника Д.И. Кузнецова стала известна благодаря профессору Г.И. При-быткову, который, являясь его учеником, посвятил ему книгу «Алтайский художник - педагог» [10]. Как сообщает газета «Сибирс-

Библиографический список

кая жизнь» от 8 марта 1913 г. А.В. Анохин планировал отправиться в очередную экспедицию для продолжения исследований «верований тюркских племен в Сибири», на проведение которой получил финансирование из Петербурга. Участвовать в ней он пригласил скульптора М.Д. Стужинину - ученицу Строгановского училища и художника Д.И. Кузнецова для зарисовки орнамента и принадлежностей шаманского культа [3, с. 46].

Еще одна художница, участвовавшая в этнографических экспедициях А.В. Анохина - Софья Константиновна Просвиркина. Родилась в 1881 г. в г. Бузулук Самарской губернии. Началом для развития ее творчества стал тот общественно-культурной слой интеллигенции г. Томска рубежа XIX - XX в. В этом городе она сформировалась как исследователь [2, с. 10]. По сведениям газеты «Сибирская жизнь» С.К. Просвиркина - активная участница выставок ТОЛХ. Училась она в СХПУ с 1912 по 1916 гг. [3, с. 136]. Дальнейшая ее судьба связана с Москвой. Долгие годы она работала в ГИМе заведующей отделом деревянного зодчества. Но многие ее работы, касающиеся традиционной культуры алтайцев, хранятся в музеях городов Горно-Алтайска, Томска, Санкт-Петербурга. Софья Константиновна принимала участие в экспедиции А.В. Анохина 1913 года. Как отмечено в газете «Сибирская жизнь», «осенью 1913г. в Томске устраивается большая выставка произведений молодых художников: Котова, Худяшева, Просвиркиной и др. В настоящее время большинство этой молодежи закончило свою художественную экскурсию по Алтаю. Этнографической стороной Алтая особенно заинтересована г. Просвиркина, собравшая немало материала, вместе с картинами она дает и несколько скульптурных произведений» [11, с. 3].

В 1917 г. в этом же периодическом издании была опубликована статья, подписанная предположительно А.В. Анохиным о «Художественном творчестве инородцев», где, опираясь на знания С.К. Просвиркиной, произведен анализ традиционного декоративно-прикладного искусства народов Сибири, что доказывает тесную научную связь ученого и художницы. В статье доказывается следующий принцип: «Чем менее народ тронут культурой, тем рельефнее выступают особенности его национального гения в его произведениях и тем интересней такие предметы в общей сокровищнице культуры, как материал». В основу публикаций легли собранные художницей в этнографической экспедиции источники материальной и художественной жизни инородцев. Как указывается в статье, экспедиция была организована при финансовой поддержке Томского кустарного комитета, « в целях поднятия художественного вкуса сибирских кустарей, путем ознакомления их с образцами художественного творчества различных народностей» [8, с. 3-4].

Таким образом, тесный тандем ученых и художников в деле изучения истории и быта коренных народов Сибири и их традиционного природопользования позволило укрепить связь научной и творческой мысли сибирской интеллигенции, что в свою очередь повлекло появление нового художественного направления. Областничество стало базисом для развития художественной школы в Сибири и мощным импульсом для реализации творческих способностей молодого поколения талантливых сибиряков.

1. Гахов, В.Д. Активность томских общественных организаций в 1905-1910 гг. (по документам ГАТО) // Вестник ТГУ. - 2011. - № 3(15).

2. Овчинникова, Л.И. Художественная жизнь Томска в переломные годы истории Сибири (1917-1922): автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Барнаул, 2006.

3. Хроника художественной жизни Томска (1909-1919 гг.). - Томск, 2000.

4. Потанин, Г. Областническая тенденция в Сибири // Сибирская жизнь. - 1907. - № 41.

5. Тюрина, И.П. История томских периодических художественных выставок (1908 - 1919) // Художественная жизнь Сибири начала XX в.: К 90-летию Томского общества любителей художеств: материалы региональной научно-практич. конф. - Томск, 2000.

6. Еркинова, P.M. Археологические и этнографические зарисовки Г.И. Чорос-Гуркина в Национальном музее Республики Алтай им. А.В. Анохина / РМ. Еркинова, Е.П. Маточкин // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2008. - № 3.

7. Бицутина, И.Е. Декоративно-прикладное искусство в Томске на рубеже XIX- XX вв. // Художественная жизнь Сибири начала XX в.: К 90-летию Томского общества любителей художеств: материалы региональной научно-практич. конф. - Томск, 2000.

8. Художественное творчество инородцев в Сибири // Сибирская жизнь. - 1917. - 9 дек.

9. Трофимова, Т.А. Художественное отображение традиционной культуры алтайцев [Э/р]. - Р/д: www.tssi.ru/lomonosov/2010/Трофимова.pdf

10. Хвостенко, Л. Экспозиция работ Дмитрия Кузнецова / Л. Хвостенко, А. Превалов // Бийский рабочий. - 2010. - 25 ноября.

11. Из художественного мира // Сибирская жизнь. - 1913. - 11 авг.

Bibliography

1. Gakhov, V.D. Aktivnostj tomskikh obthestvennihkh organizaciyj v 1905-1910 gg. (po dokumentam GATO) // Vestnik TGU. - 2011. - № 3(15).

2. Ovchinnikova, L.I. Khudozhestvennaya zhiznj Tomska v perelomnihe godih istorii Sibiri (1917-1922): avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya.

- Barnaul, 2006.

3. Khronika khudozhestvennoyj zhizni Tomska (1909-1919 gg.). - Tomsk, 2000.

4. Potanin, G. Oblastnicheskaya tendenciya v Sibiri // Sibirskaya zhiznj. - 1907. - № 41.

5. Tyurina, I.P. Istoriya tomskikh periodicheskikh khudozhestvennihkh vihstavok (1908 - 1919) // Khudozhestvennaya zhiznj Sibiri nachala XX v.: K 90-letiyu Tomskogo obthestva lyubiteleyj khudozhestv: materialih regionaljnoyj nauchno-praktich. konf. - Tomsk, 2000.

6. Erkinova, P.M. Arkheologicheskie i ehtnograficheskie zarisovki G.I. Choros-Gurkina v Nacionaljnom muzee Respubliki Altayj im. A.V. Anokhina

/ R.M. Erkinova, E.P. Matochkin // Arkheologiya, ehtnografiya i antropologiya Evrazii. - 2008. - № 3.

7. Bicutina, I.E. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo v Tomske na rubezhe XIX- XX vv. // Khudozhestvennaya zhiznj Sibiri nachala XX v.: K 90-letiyu Tomskogo obthestva lyubiteleyj khudozhestv: materialih regionaljnoyj nauchno-praktich. konf. - Tomsk, 2000.

8. Khudozhestvennoe tvorchestvo inorodcev v Sibiri // Sibirskaya zhiznj. - 1917. - 9 dek.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Trofimova, T.A. Khudozhestvennoe otobrazhenie tradicionnoyj kuljturih altayjcev [Eh/r]. - R/d: www.tssi.ru/lomonosov/2010/Trofimova.pdf

10. Khvostenko, L. Ehkspoziciya rabot Dmitriya Kuznecova / L. Khvostenko, A. Prevalov // Biyjskiyj rabochiyj. - 2010. - 25 noyabrya.

11. Iz khudozhestvennogo mira // Sibirskaya zhiznj. - 1913. - 11 avg.

Статья поступила в редакцию 20.09.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.