Научная статья на тему 'ЭТНОГОНИЯ БАТУРУССКОГО УЛУСА: РОДОВЫЕ НАЗВАНИЯ И ЯКУТСКИЕ ВОЛОСТИ XVII ВЕКА'

ЭТНОГОНИЯ БАТУРУССКОГО УЛУСА: РОДОВЫЕ НАЗВАНИЯ И ЯКУТСКИЕ ВОЛОСТИ XVII ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
315
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАТУРУССКИЙ УЛУС / ЯКУТСКИЕ ВОЛОСТИ / РОДОВОЙ СОСТАВ / ЭТНОНИМЫ / ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИЕ НАРОДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ушницкий Василий Васильевич

В статье анализируется родовой состав Батурусского улуса, из которого впоследствии выделились Чурапчинский, Таттинский и Амгинский улусы, а также этимологическая связь названий родов Батурусского улуса с тюрко-монгольскими этнонимами. Результаты исследований родовых названий свидетельствуют о близости предков данного улуса, население которого состоит из ряда крупных родов - Хатылы, Бөтүҥ, Бологур, Сылаҥ, к тюрко-монгольским племенам Забайкалья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТНОГОНИЯ БАТУРУССКОГО УЛУСА: РОДОВЫЕ НАЗВАНИЯ И ЯКУТСКИЕ ВОЛОСТИ XVII ВЕКА»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 94: 39 (571.56) "17"

В.В. Ушницкий

Этногония Батурусского улуса: родовые названия и якутские волости XVII века

В статье анализируется родовой состав Батурусского улуса, из которого впоследствии выделились Чурап-чинский, Таттинский и Амгинский улусы, а также этимологическая связь названий родов Батурусского улуса с тюрко-монгольскими этнонимами. Результаты исследований родовых названий свидетельствуют о близости предков данного улуса, население которого состоит из ряда крупных родов - Хатылы, БeтYн, Бологур, Сылан, к тюрко-монгольским племенам Забайкалья.

Ключевые слова: Батурусский улус, якутские волости, родовой состав, этнонимы, тюрко-монгольские народы.

К приходу русских казаков якутское население проживало в волостях-родах. Только в XVIII в. были образованы административно-территориальные организации - улусы. На примере Батурусского улуса мы видим, что он был образован из ряда равнозначных волостей-родов. Что касается волостей XVII в., то их численность и значение были неодинаковыми. Такие крупные волости, как Мегинская, Кангаласская, Батурусская, Борогонская, Намская, Баягантайская, ставшие улусами в XVIII в., более подходят под определение племя, чем род. Племенами можно назвать объединения и батулинцев, и бетюнцев, понесших значительные потери в ходе подавления восстаний 1634-1642 гг., а также представителей такого распространенного по всей Якутии рода, как хоро. Таким образом, мелкие роды Батурусской волости - Балагурский (Бологур), батулинцев-каптуги (Хопто^о), Тарасинский (Тыараhа) - можно считать отдельными родами. Более сложная ситуация в отношении сыланцев. Согласно ле-

© В. В. Ушницкий, 2016

гендам, этот род имел другое происхождение, чем остальные якутские роды, и самостоятельно воевал с многочисленными борогонцами.

Название Батурусского рода, как и ойратского племени батут, образовано от слова батур-боо-тур. По-якутски Батурусский - Боотур ууhа - 'род Боотура'. В источниках на территории этого улуса в XVII в. упоминаются несколько отдельных волостей-родов: это хатылинцы (хатылы), бату-русцы (боотур уус), батулинцы (боотулу), сылан-цы (сылан), жексогонцы (дьохсо^он), балагуры (бологур). Затем из единого Батурусского улуса выделились три отдельных улуса: Чурапчинский, Таттинский и Амгинский.

Согласно Я.И. Линденау, род Боотур ууса ранее был известен под названием Хатылы, его прародителем считается сын Эллэя Хатан Хата-маллай [Линденау, 1983, с. 21]. Хатылинский род являлся одним из восьми коренных родов саха, который, по сведениям Я.И. Линденау, оформился еще в степях вокруг Байкала. В письменных

документах XVII в. упоминаются и Катылинская, и Батурусская волости, однако никогда вместе.

Можно выстроить следующую этимологическую линию: хатан - хатай - хытай (кидань). Согласно шежере (родословной) Младшего жуза, Хотан - имя предка казахов. Действительно, среди кыпчакских племен XIII в. можно найти племя котан. Утверждается, что ушедшая на запад часть киданей упоминается в русских летописях как котаны или куны. Котаны были и в ЗападноСибирской равнине. Там широко бытует предание о том, что по Иртышу жили ктани [Томилов, 1981, с. 166].

Также хатылинцев отождествляли с родом северных якутов хатыгын, указывая, что именно ха-тылынцы превратились на Севере в хатыгынов [Долгих, 1960]. В то же время известный топони-мист М.С. Иванов [1985] считает хатыгынов и ха-тылы отдельными родами. Так, известно, что род северных якутов имеет тунгусское происхождение, хатагины присутствовали в составе не только байкальских, но и северных тунгусов. Поэтому, ссылаясь на письмо пионеров-казаков о наличии в Амге «тунгусских, брацких» людей, В. А. Туго-луков [2013] связывает катылинцев (хатылы) с тунгусами. Данное известие чрезвычайно любопытно в том плане, что в Амге действительно к приходу казаков могли проживать впоследствии объякученные тунгусские и бурятские роды. Хотя, возможно, здесь переписчики могли допустить серьезную ошибку, ведь казаки после Амги пошли открывать бурятскую и тунгусскую земли. По мнению М.С. Иванова [1985], топонимы Амга и Чурапчы имеют монгольское происхождение.

Что касается хатыгынов, тождественных с бурят-монгольскими хатагинами, то следует отметить, что племя хатагин участвовало в составе конфедерации Джамухи в войне против армии Чингисхана. Название этого племени производится от тюркских титульных обозначений: хан и тегин. Хатагины могли быть генетически связаны с аристократией древних уйгуров, бежавших на Север к диким племенам шивей (монгольская транскрипция - сибир) [Кюнер, 1961]. Интересно то, что Рашид-ад-Дин упоминает их, наряду с другими монгольскими племенами и знаменитыми буир-нурскими татарами, в качестве мигрантов в Приангарье [Рашид-ад-Дин, 1952].

В XVII в. на месте будущего Батурусского улуса упоминаются следующие волости: Катылин-ская, Балагурская, Жексогонская и Тарасинская.

По предположению Б. О. Долгих, в состав Бату-русской волости, упоминаемой отдельно от Хаты-лынской и Батулинской волостей, в XVII в. вошли бологуры, жексогонцы, телейцы, тыарасынцы, жулейцы, хаяхсыты [Долгих, 1960, с. 363].

В Батурусский улус (по-якутски улуус) вошли пять бологурских и семь хатылинских наслегов, помимо них еще шесть наслегов, которые основали потомки прежнего Батулинского рода, - Ха-даар, два Чакыра, Хопто^о (прежние батулинцы-каптуги), Одьулуун, Хайахсыт [Боло, 1994, с. 328].

Согласно некоторым вариантам якутской генеалогии, сына Омогоя Баарагай Баатылы иногда считают предком-основателем не только Баяган-тайского, но и Батурусского улуса. Батулинскую волость (род) в документах XVII в. некоторые усматривают в жексогонцах (таттинцах). Действительно, предок жексогонцев Кэрэкээн-Ойуун (На-рекан) в архивных источниках выведен как один из родовых тойонов батулинцев. Известно, что в 1640 г. на Амге и Татте проживал Батулинский род (Нарекановы дети) [Там же, с. 309]. Однако Ексо-гонская, или Жексогонская волость упоминается отдельно от Батулинской. Этноним Дьохсо^он имеет антропонимическое происхождение, предком считается старик по имени Дьохсо^он.

Таким образом, одно из крупных подразделений саха - жексогонцы (таттинцы), также происходит от батулинцев. Как известно, сородичи На-рекана (Кээрэкэнэ) батулинцы Арыы переселились с ленского острова Кыыллаах Арыы на территорию будущего Кангаласского улуса, спасаясь от ясачных поборов. Это подтверждается как письменными документами, так и фольклорными материалами. Ранее на месте будущего Таттинско-го улуса по р. Таатта проживали исключительно баягантайцы. Прибывший сюда воинственный Кэ-эрэкээн Тойон предложил им либо сразиться, либо стать его рабами [Ксенофонтов, 1977].

Стоит отметить, что батулинский Нарекан (фольклорный Кээрэкээн), батулинский тойон Ногуей и бeтYнский Шор считались к времени прихода казаков одними из наиболее воинственных тойонов. Так, они вместе воевали против отряда литовского военнопленного Антона Добрын-ского в 1628 г. на Вилюе [Иванов, 1999], отрядов атаманов П. Бекетова и И. Галкина, участвовали в восстаниях 1632 и 1642 гг. Батулинский князец Ногуй бежал со своими людьми в Китай через Амур. Предком рода Ыар$а считается некий Но^ой Боотур [Боло, 1994].

Таким образом, на территории будущего Бату-линского улуса проживали два батулинских рода. Это предки таттинцев жексогонцы и отдельно от них население Батулинской волости, до прихода русских расположенной на месте будущего Ам-гинского улуса. Многие исследователи путают их, считая роды будущих таттинцев-жексогонцев Батулинской волостью (XVII в.). Однако Бату-линская и Жексогонская (иногда Таттинская) волости упоминаются отдельно. В документах также упоминается Татыкайская волость.

В состав будущего Таттинского улуса вошли вытесненные с насиженных мест баягантайцы. Они частично остались на старом месте проживания и, смешавшись с жексогонцами (бывшие ленские батулинцы), дали начало таттинцам. От баягантайцев происходят игидэйцы, ставшие частью баягантайцев. Считается, что название таттинцам дал Уруу Хоро - прародитель родов хоро, уронивший в воду во время перехода через реку Таатта свое огниво и от досады воскликнувший «Аат Татай!». Такой же возглас «Татай», имеющий сакральный характер, восходящий к имени одноименного божества, существовал у представителей хоринских родов Бурятии. Таким образом, можно предположить, что этноним Таатта происходит не от случайно оброненного кем-то слова, а имеет ритуальное значение, связанное с верованиями древних племен края. Видимо, такое же сакральное значение имел топоним Амма (в русской транскрипции - Амга). Схожее слово в значении «рот, ущелье» имеется как в монгольских, так и в тунгусо-маньчжурских языках. Хоролоры, во всей вероятности, прошли через территорию Батурусского улуса, не осев на ней.

В архивных документах XVII в. упоминаются в качестве отдельной волости батулинцы-каптуги и чакыры. Предки трех других наслегов, где живут современные батулинцы, - Хадарского, Сул-гачинского и Кугдинского - в XVII в. не упоминаются [Долгих, 1960, с. 376]. Представители родов Хадаар, Сул^аччы, Кугда, Хопто^о, Чакыр и составляли Батулинскую волость в XVII в.

В материалах участников Второй Камчатской экспедиции зафиксирована роль батулинцев в образовании якутского народа. Согласно информации шамана Сотоя Трекина из Баксинской волости Мегинского улуса, к Батулинской «секте» (родовому объединению. - В.У.) относятся: «1. Бахсынцы; 2. Батулинцы; 3. Сыланцы; 4. Игидей-

цы; 5. Джохсогонцы; 6. Тыарасынцы; 7. Оргеты; 8. Байагантайцы ... так как Батулинская волость -самая большая из них, и она разделена между тремя улусами, а именно: Батурусским, Канга-ласским, Мегинским». Сам Г.Ф. Миллер к «Батулинской секте» относил и хоринцев [Элерт, 2001, с. 112-113].

Г.Ф. Миллер разделял все якутские роды на три группы (по нему - секты): 1) батулинцы и хорин-цы, почитавшие орла как наивысшее божество, самое близкое к божеству Урун Айыы; 2) намцы и остальные, относящиеся к ним волости, исключая бетунцев, почитавших лебедя так же, как вышеупомянутые орла; 3) остальные улусы и волости, не относящиеся к двум, но все же почитающие орла, под именем Хомпоруун Хотой [Там же].

Таким образом, получается, что большинство якутских родов ранее относились либо к бату-линцам, либо к хоринцам (по-якутски хороло-ры). К ним, судя по всему, относились даже такие крупные племена, как кангаласцы, борогон-цы и мегинцы, не говоря уже о намцах и баяган-тайцах. В некоторых генеалогиях утверждается, что предком двух последних улусов является человек по имени Баара^ай Баатылы. В состав бурятов к приходу русских казаков входили батулинцы, оказавшие им яростное сопротивление. В генеалогии булагатов имеется некий Батлай, от него происходят восемь (найман) батлаевских родов, считающихся кудинскими булагатами. Предполагается, что они являются исчезнувшими батулинцами. Однако батулинцы фигурируют совместно с хоринцами - «коринцы и батулин-цы». Поэтому обычное для хоринских родов деление на две фратрии связывают с включением и ассимиляцией в составе монголоязычных хорин-цев ранее тюркоязычных батулинцев, ассоциируя их с найманами Монгольского Алтая [Цы-дендамбаев, 1972].

По этой причине представляют интерес архивные данные академика Г.Ф. Миллера, показывающие, что и якуты ранее состояли в основном из двух фратрий: батулинцев (боотулу) и хоринцев (хоро). Отсюда можно констатировать, что основную роль в происхождении якутских улусов сыграли не монголоязычные хоринцы и баргуты, а, скорее, их предки - тюркоязычные курыканы и байырку. По мнению китайских и российских ученых, в происхождении баргутов Внутренней Монголии основную роль сыграли племена куры-кан и байырку [Коновалов, Миягашева, 2012].

Калмыкский род багут (укороченное от бар-гут) проживает в станице Батлаевская. Эти дойда-багуты (по У.Э. Эрдниеву их название образовано от эвенского «дойду») исповедуют православие и состоят на службе в Войске Донском [Эрдниев, 1980]. В этой связи следует сказать, что эпоним Баара^ай сходствует со словом барга «богатый, могущественный». Слово баара^ай переводится как «громадный, огромный», от него происходит название племени - баргут и их предполагаемых предков - байырку. Дальнейшие исследования позволяют обнаружить множество фактов, говорящих в пользу мнения о баргутах, как одних из самых главных предков саха. Так, представители баргутов по результатам тестов относятся к га-плогруппе Шс. Происхождение якутов от тюрко-монгольских племен из Забайкалья и наличие Шс может говорить о возможности общего генезиса некоторых групп баргутов, бурятов и якутов (по мужской линии) от средневековых забайкальских баргутов [Центральноазиатский...].

Однако хотелось бы заметить, что баргуты считаются монголоязычными. Так, во Внутренней Монголии проживают баргуты, выходцы из Бар-гучжин-Тукума; в бурятской генеалогии Барга Ба-тор - общий предок бурятов и ойратов. Батурусцев как представителей акающего диалекта принято относить к потомкам Омо^ой Баайа. Часть историков считают, что на территории Батурусского улуса жили некие монголы [Гоголев, 1993].

Образование Батурусского улуса в XVIII в. было продиктовано необходимостью территориально-административного деления якутского воеводства. В первой половине XVII в. бетюнцы и батулинцы были куда более значительными племенами, чем собственно батурусцы-катылынцы. Самостоятельными крупными родами были и сы-ланцы, жексогонцы, бологуры. В этом отношении батурусцы в корне отличались от родов боро-гонцев, мегинцев, кангаласцев, намцев, баяган-тайцев, ставших улусами на основе одноименных волостей и мелких волостей, имеющих кровное родство с основной волостью.

Для сравнения рассмотрим Бетюнскую волость, самую крупную волость согласно переписи 1642 г. В XVII в. в неё входили роды Yрэнэйский, Батагайский, Сосуйский, отмеченные в документах этого времени в качестве отдельных волостей, а также роды Чордунский и Кобяконский. Бере-бетюнцами в Амгинском улусе называли предков Бетюнского, Абагинского и

Соморсунского наслегов. В этой связи хотелось бы обратиться к исследованиям краеведа М. Алексеева. Он обнаружил, что в учетной книге ясако-плательщиков на Амге числятся представители родов хоро, боотулу и туматов. Также он обнаружил, что в некоторых фольклорных источниках амгинских хоро называли бeтYнцами, батулин-цами или же амгинскими борогонцами, и пришел к выводу о том, что общим названием бeтYнцев, батулинцев и борогонцев было хоро-лор [Алексеев, 2001, с. 23-25]. Данное мнение заинтересовало нас в том отношении, что у всех трех родов обнаруживаются хори-бурятские этнические корни.

Что касается мнения краеведа о происхождении названия Скороульской волости от Хоро ууhа, то оно спорно. Возможно, прав был Б.О. Долгих, возводивший данное название к Хара ууhа (от рода хара) [Долгих, 1960]. Не исключено, что данный род, как проживавший в якуто-тунгусском пограничье, получил свое имя от термина «караул». Для того, чтобы сделать решающие выводы, нужны дальнейшие исследования в архивах, изучение опубликованных трудов краеведов, фольклорных записей и др. Скорее всего М. Алексеев прав, утверждая, что в данной волости в основном проживали бетюнцы [Алексеев, 2001, с. 23-25].

Бетюнцы проживали и на территории будущего Намского улуса. Волчьими родами - «бере-леехтер», они называли предков наслегов БeтYн. Кемекен и ТYбэ [Боло, 1994, с. 308]. Бетюнцы мигрировали с территории реки Амга в долину Энсиэли после известного сражения 1642 г.

Сделанный обзор показывает, как сильно изменились места обитания якутских родов и племен после прихода русских казаков на территорию Средней Лены. Именно они явились причиной миграции якутских родов на новые территории, а не легендарный правитель Тыгын.

В состав Батурусского улуса вошло и население волостей других улусов. Так, нахарцы, представители Накарской волости, относящиеся к кангаласцам, мигрировали на Амгу, потеснив бе-тюнцев. Известный по легендам разгром нахар-цами бетюнцев произошел из-за дележа земельных угодий. Часть мегинского рода Бахсы во главе с КуЬагай О^онньором переселилась на территорию современного Чурапчинского района, составив там отдельный род Бахсы [Боло, 1994, с. 268-270].

Волчье происхождение бетюнцев связывает их с представителями родов чино-шоно (волк в монгольских языках) в составе монгольских народов, считающихся потомками легендарного прародителя монголов Бортэ-Чино (Сивого Волка). Считается, что некогда существовал одноименный род, причем он перекочевал на территорию Бар-гуджин-Тукума и, породнившись с баргутами или хори-туматами, дал начало средневековым монголам [Козин, 1941]. Таким образом, получается, что предки монголов в лице Бортэ-Чино вступили в этнический контакт с далекими общими предками бурятов и якутов в лице Алан-Гоа и Баргуч-жин-мергена, основав монгольский народ, первоначально проживавший в Баргузинской долине.

В этой связи следует сказать, что волка в качестве своего прародителя почитали и древние уйгуры. Известно, что в IX в. последний уйгурский каган Энень-Тегин с тремя семействами бежал от енисейских кыргызов на территорию племени да-шивей. Лю Маоцай считал что они жили на территории Южной Якутии и были предками борджигинов, т.е. предков Чингисхана. Обзор показал, что существуют разные интерпретации этих событий, связанных с падением целой империи Центральной Азии. Так, Г.В. Ксенофонтов, явно знакомый с сочинением Лю Маоцая, считал, что Энень-Тегин и был историческим прототипом легендарного прародителя якутов Эллэя [Рукописный отдел ИГИиПМНС СО РАН. Ф. 5. Оп. 7. Д. 11]. Да-шивеи с «никому непонятным языком» (видимо, тунгусское племя), выйдя из территории Южной Якутии в бассейн Амура, вытеснили оттуда другие шивейские племена (китайское написание термина сибир. - В.У.). Кыр-гызы направили против них карательную экспедицию и вернули всех беглецов обратно (причем численность кыргызского войска в летописях указывается фантастическая - 1000000 человек) [Кюнер, 1961]. Вполне вероятно, что эти события происходили на территории будущего Баргуджин-Тукума или Баргузинской долины. Там при участии хори-туматов, потомков средневековых ку-рыкан, с одной стороны, и аристократических родов древних уйгуров - с другой, могли происходить этногенетические процессы, в результате которых сформировались предки как будущих монголов, так и баргутов, предков будущих бурятов и якутов.

Среди тунгусов встречаются роды Бети. Считается, что они произошли от якутов Бетюнской

волости, сильно раздробленной после разгрома их карательным отрядом Василия Пояркова. Однако еще среди янских юкагиров XVII в. отмечается существование Петайского рода. Б. О. Долгих утверждает, что в конце XIX в. он назывался «Бетильским тунгусским родом» [Долгих, 1960], считалось, что он имел тунгусское происхождение. В XVII в. отмечается существование рода Бута или Бутальского, был даже построен Бу-тальский острог на территории современного Томпонского района (улуса) [Туголуков, 2013].

Необходимо заметить, что в исторических преданиях Батурусского улуса рассказывается о том, что в древности на месте данного улуса, по рекам Амга и Таатта проживали роды Ыар^а, Дьохсо^он, Сылан, Алагар, Бетюн. По сведениям С.И. Боло, рассказчикам не было известно о их происхождении и времени проживания. Они знали только, что сначала это были небольшие группы людей, занимавшихся исключительно охотой, прозябавших в глубокой бедности [Боло, 1994, с. 239].

В целом в легендах прародители правобережных улусов описываются как одинокие богатыри с единственной коровой, живущие в основном рыболовством и охотой. Следует принять во внимание то, что из-за мерзлотного ландшафта изначально только долины Средней Лены были пригодны для создания сенокосных и скотоводческих угодий. Амгино-Алданскую низменность приходилось осваивать в течение долгого времени, устраивая палы, очищая от кустарников и кочек, спуская озера [Николаев, 2009]. В стоянках раннеякутской кулун-атахской культуры на территории улуса: Уганья, Сырдык, Лонху, были обнаружены материалы кузнечества и знаки рунической письменности в наконечнике стрелы [Гоголев, 1993].

Еще А.П. Окладников в сыланах видел группу объякученных аборигенов Центральной Якутии [Окладников, 1955, с. 363] и связывал их название с обозначением конных эвенков - солон. Переход буквы ы ~ о возможен, однако этноним солон воспроизводится от слова в значении «стрелок». Солонов Внутренней Монголии нельзя однозначно отнести к тунгусо-маньчжурам, как хамниганов, они скорее отунгушенные монголы. Баргузинские летописи и фольклор бурятов упоминают солон-баргутов, переселившихся во Внутреннюю Монголию.

Прародитель сыланцев по имени Ураанай Бо-отур жил во времена «кыргыс уйэтэ» в земляной

яме. По словам рассказчиков, после него сменилось 19-20 поколений людей. Этот факт весьма удивил С. И. Боло, так как, по информации жителей многих улусов, даже до предков саха - Омо-гоя и Эллэя - сменилось не более чем 15-18 поколений. Он подчеркивает тот момент, что рассказчики не находят самого древнего предка наслега Сылан. О многом говорит и тот факт, что предок сыланцев Ураанай Боотур носил белую одежду из конской кожи, поэтому кангаласцы издалека приняли его за лебедя. Однако более поздние предки Сыланского наслега - Таллан Тар-быыр, Тыллаах Чыыбыргыыр и Тереккей Баай -уже имели много рогатого скота и лошадей [Боло, 1994, с. 94, 165-166, 241, 242].

Информация о наличии жилища буор дьиэ (земляной дом) типа землянки была обнаружена нами в неопубликованных материалах А. А. Саввина. В китайских летописях повествуется о шэньмода шивэй, названных так по имени реки, живших в 4 днях пути на юго-запад от бо шивэй (на реке Нюкже, правом притоке Олёкмы). Зимой они жили в ямах, спасаясь от холода [Василевич, 1966, с. 59-93]. В этой связи следует отметить, что монголоязычные племена в раннем средневековье густо заселяли Приамурье. Дауры бассейна Амура, встречавшиеся в XVII в. вплоть до Витима и Алдана, происходили от монгольской (ши-вей-киданьской) общности. Единичные представители дауров встречались, согласно переписи первой половины XVII в., среди населения якутских волостей, в том числе на территории будущего Батурусского улуса [Долгих, 1960]. В раннем средневековье, думается, монголоязычные роды могли проникать на территорию Якутии из Северного Забайкалья и Приамурья. Древний путь в Китай шел из Амги через Алдан и Амур [Алексеев, 2001]. Так, лингвист А.М. Певнов пришел к выводу о контактах предков эвенов с монголоязычными племенами на территории Средней Лены [Певнов, 2015].

Название рода Бологур сравнивали с именем булагатов и даже болгаров; известно что прародителем данного рода является Боло Куулэкээн. Таким образом, бологуры имеют антропоними-ческое происхождение. В этой связи можно вспомнить гипотезу, согласно которой якутские роды имеют клановое происхождение - от одного общего предка-основателя. Так, согласно якутской генеалогии, предком-прародителем Батурусского улуса является Боотур ууhа. В качестве

прародителей улуса также упоминаются сыновья Эллэя либо Омо^оя Дьуон Дьаабы и Дьуон Дьанылы. Но гипотеза о происхождении от одного предка-основателя применима только в отношении небольших родов, например, бологуров. Большие роды, которые справедливо назвать племенами, такие, как кангалас (хан^алас), боро^он. баягантай, безусловно, происходят от крупных кочевых племен, известных в истории Центральной Азии. Имена предков-основателей якутских улусов (крупных волостей) во многих случаях сходствуют с известными этнонимами тюрко-монгольских племен. И это отнюдь не случайно. Осколки целого ряда крупных кочевых племен вошли в состав многих тюрко-монгольских народов и даже тунгусо-маньчжурских, свидетельствуя о распаде и образовании нового кочевого объединения. В генеалогии казахских и башкирских племен в качестве древнего предка обычно упоминается эпоним (основатель), носящий одноименное с названием племени имя, например, Найман или Керей. Что касается бологуров, то известно, что Омуоруйа Баай, помимо большой кровнородственной семьи, имел много слуг и кулутов-рабов из чужих родов, тоже ставших бологурами. Так что определение «клан» (кровнородственный род) допустимо лишь в отношении «тойон-ууса» (аристократической семьи) бологуров.

Хотелось бы отметить наличие схожих с тюр-ко-монгольскими названиями этнонимов в составе Батурусского улуса. Так, название поселка Аба^а в прежнем Батурусском улусе, на территории прежней Батулинской волости, наталкивает на мысль о существовании родоплеменных групп абганеров и абга в различных регионах монголо-язычного мира. Их название так же, как и якутское, происходит от слова абга (дядя) [Эрдниев, 1980, с. 62].

Казахский исследователь А. Нурмугамбетов находил связь между Адай, крупным родом в составе племенного союза байулы Малого жуза, с родами саха Yeдэй, YeдYгей, Уодай [Нурмугам-бетов, 1984, с. 93]. Не зная якутского языка, он сравнивал имя адаев с названиями якутских родов через русскую транскрипцию. Действительно, упоминаемые в документах одайцы, одейцы и одугейцы - вроде родственные этнонимы. Такие неграмотные сравнения, увы, встречаются сплошь и рядом. Так, известный российский тюрколог Н.А. Аристов якутское слово арыы «остров», встречаемое в качестве топонима и эт-

нонима, связывал с названиями тюркских родов, имеющими корень ар [Аристов, 1896].

Возможно, этноним Адай связан с названием рода Уодай (Одай) среди батурусцев, также он встречается у тувинцев в Монголии, у бурят он существует в качестве имени родоначальника.

Имя рода саха Чакыр, возможно, связано с родом туркмен и киргизов чакыр и чахырлы в Азербайджане [Атаниязов, 1988, с. 95]. А.А. Нурму-гамбетов имя казахского рода шеркес связывал с названием якутского рода сэргэччи из бывшего Жёксогонского наслега Батурусского улуса [Нур-мугамбетов, 1984, с. 95].

Имя рода Телей, возможно, происходит от бурятского слова морин тоолэй, означающего почетное угощение из сваренной конской головы, преподносимое по народному обычаю хоринцев [Цыдендамбаев, 1972, с. 209]. Обнаружение среди якутов столь популярного тюркского слова теле само по себе интересно. Китайский летописный термин теле реконстрируется как терег. Данный этноним воспроизводится от тюркского слова, имеющегося и в якутском языке, -тeлeнньYт «плательщик». Название крупного рода Ала^ар наталкивает на мысль о наличии множества родоплеменных этнонимов, образованных от тюрко-монгольского слова ала «пегий, пестрый». Это и бома (алаты в тюркском переводе) - сибирский народ в Танский период ^-УП в. н.э.), и алакчины Приангарья XIII в., и алчины в составе казахского народа, алчин-татары.

Название рода Мугудай Сылан, или бугудай, возможно, связано с именем племени теле пугу, сохранившимся в лице киргизского племени бугу. Имя рода Марха можно сопоставить с родом туркмен марха. Известно о существовании кочевого племени маркатов или Марка (кун) по Ауфи. Их связывали с меркитами Забайкалья, они упоминались в связи с «великим переселением» кочевых племен в начале XI в., приведшим к образованию кыпчакского союза племен. Более того, известный ориенталист В.Ф. Минорский писал, что в тюрко-монгольских языках он нашел только одно схожее с этнонимом марха слово - это название местности Марха близ Якутска [Мтогеку, 1937]. Сделанный обзор показывает, что в якутской лексике сохранились архаичные этнонимы, связанные с кочевыми племенами евразийских степей.

Таким образом, Батурусский улус является одним из древних якутских улусов. В него вошли

несколько самостоятельных волостей (племен): Хатылинская, Бологурская, Бетюнская, Джохсо-гонская (Таттинская), Батулинская, Сыланская и Скороульская (хара ууса). В первой половине XVII в. роды батулинцев и бетюнцев были крупнейшими волостями. Сильное сопротивление, оказанное ими казакам, привело к их разгрому и распылению, переселению на Вилюй, Оленек, Верхоянье и вхождению в состав тунгусских групп. В свою очередь из единого Батурусского улуса выделились самостоятельные Амгинский, Таттинский и Чурапчинский улусы. Следует сказать, что происхождение отдельных родов и даже племен в составе улуса является объектом изучения и интереса многих поколений краеведов и фольклористов, в том числе будущих.

Литература и источники

Алексеев М. Ааттаммат айан аартыга // Илин. -2001. - № 2.

Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей // Живая старина. -Спб., 1896. - Вып. Ш-ТС - С. 277-456.

Атаниязов С.А. Словарь туркменских этнонимов. -Ашхабад, 1988. - 180 с.

Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену: (По преданиям якутов бывшего Якутского округа). - Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994. - 320 с.

Василевич Г.М. Уранкаи-эвенки // Доклады по этнографии. - Вып. 3. - Л., 1966. - С. 59-93.

Гоголев А.И. Якуты: (Проблемы этногенеза и формирования культуры). - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. - 200 с.

Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 622 с.

Иванов В.Н. Вхождение Северо-Востока Азии в состав Русского государства. - Новосибирск: Наука, 1999. - С. 199.

ИвановМ.С. Топонимика Якутии: (Краткий научно-популярный очерк). -Якутск: Кн. изд-во, 1985. - 144 с.

Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. Монгольский обыденный изборник / Введение в изучение памятника, перевод, тексты, глоссарии. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. - Т.1. -С. 5-122.

Коновалов П.Б., Миягашева С.Б. К проблеме этногенеза баргутов // Вестник БГУ. - 2012. - Вып. 8: Востоковедение. - С. 174-181.

Ксенофонтов Г.В. Второй том «Ураанхай саха-лар» // Рукописный отдел ИГИиПМНС СО РАН. Ф. 5. Оп. 7. Д. 11. Л. 1.

Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. - Новосибирск: Наука, 1977. - 245 с.

Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. - М.: Изд-во вост. лит., 1961. - 281 с.

Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. - Магадан: Кн. изд-во, 1983. - 176 с.

Николаев С.И. Народ саха. - Якутск: Якутский край, 2009. - 300 с.

Нурмугамбетов А. О казахских этнонимах адай и шеркес // Тюркская ономастика. - Алма-Ата, 1984. - С. 93.

Окладников А.П. Якутия до присоединения к Русскому государству // История Якутской АССР. - Т. I. -М.; Л., 1955. - С. 295.

Парникова А.С. О расселении якутов в XVII-XVIII вв. // Сибирь XVII-XVIII вв. - Новосибирск: Изд-во СО АН СССР, 1962. - С. 247-256.

Певнов А.М. Исторические языковые контакты монголов и эвенов на Средней Лене // Контакты и взаимодействие культур / отв. ред. В. А. Тишков, А.В. Го -ловнёв. - М.; Екатеринбург: ИЭА РАН, ИИиА УрО РАН, 2015. - 504 с.

Рашид ад-Дин. Сборник летописей. - Т. I, кн.1-2. -М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - 221 с.

Рукописный отдел ИГИиПМНС СО РАН. Ф. 5. Оп. 7. Д. 11.

Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. - 2-е изд. - М., 1993. - 736 с.

Томилов Н.А. Тюркоязычное население ЗападноСибирской равнины в конце XVI - первой четверти XIX вв. -Томск, 1981. - 276 с.

Туголуков В.А. Эвенки Восточной Сибири и Дальнего Востока. - Красноярск: Изд. дом «Сибирские промыслы», 2013. - 352 с.

Центральноазиатский исторический форум. Тема обсуждения баргу-баргут-татар. [Электронный ресурс] . http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5138-bargu-bargut-bargu-tatar/page-2

Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во,1972. - 662 с.

Элерт А.Х. Новые материалы о пантеоне якутских божеств и духов в первой половине XVIII века (статья первая) Общественное сознание и литература XVI- XX вв.: сб. науч. тр. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. - 285 с.

Эрдниев У.Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980. - 286 с.

Minorsky V. Hudud al - 'Alam. London [электронный ресурс]. http://odnapl1yazyk.narod.ru/1937 (дата обращения: 01.04.2016)

V.V. Ushnitskiy

Boturussky ulus: ethnic history and clan system XVII century

The paper analyzes the generic composition Boturusskogo ulus. Subsequently, this formed ulus Churapchinsky, Tattinsky and Amginsky region. We examine the etymological connection generic name Baturusskogo ulus with the Turko-Mongolian ethnonyms. Analysis of the generic names ulus indicates proximity to the ancestors of the ulus Turko-Mongol tribes Transbaikalia. ulus population is made up of a number of major birth Hatyly, Betyn, Bologur, Sylan.

Keywords: Boturussky ulus, Yakut parish, the generic composition, ethnonyms, the Turko-Mongolian peoples.

УДК 82.091

Ж.О. Артыкбаев

АFам ОFус в мифологии саха: историческая ретроспектива

Статья посвящена анализу исторического антропонима Агам Огус, встречающегося в фольклоре народа саха. Для интерпретации автором использованы казахские исторические сказания об Огуз кагане, также труды Рашид-ад-Дина и Абулгазы (Абуль-Гази Бахадур хана). Автор приходит к выводу о том, что Агам Огус и есть отражение древнего сказания Великой степи об Огуз кагане.

Ключевые слова: мифо-легендарные сюжеты, Огус хан, устная традиция, генеалогия, архаическая история, фольклорная версия.

© Ж.О. Артыкбаев, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.