Научная статья на тему 'БАТУЛИНСКАЯ ПРОБЛЕМА В ЭТНОГЕНЕЗЕ САХА И БУРЯТОВ'

БАТУЛИНСКАЯ ПРОБЛЕМА В ЭТНОГЕНЕЗЕ САХА И БУРЯТОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГЕНЕЗ / РОДОВОЙ СОСТАВ / ИСТОРИОГРАФИЯ / НАУЧНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ТОПОНИМИКА / ЯКУТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ушницкий Василий Васильевич

Рассматривается происхождение батулинского рода, сыгравшего большую роль в этногенезе саха и бурятов. Об этом свидетельствуют историографические материалы, накопленные с XVIII в. после работы Камчатских экспедиций. Топонимические и фольклорные источники говорят о большой роли батулинцев в этногенезе якутских улусов: Намского, Батурусского, а также вилюйских и верхоянских групп якутов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БАТУЛИНСКАЯ ПРОБЛЕМА В ЭТНОГЕНЕЗЕ САХА И БУРЯТОВ»

A.D. Vinokurov

Comparative analysis and reconstruction lamellar armour early Iron Age

Yakutia

On the basis of the analysis of ovate-rectangular plates of the early Iron Age of Yakutia of the VII-XI centuries reconstruction of a lamellar armor of ancient turk type is AD made. Approximate dating of these armor-clad plates of the VII-XI centuries connected with ancient turk time AD is established and analogs of armor-clad plates among monuments of Turkic culture of Southern Siberia, Central Asia and the Far East are revealed.

Keywords: armor-clad plate, lamellar armor, military traditions, bootur institute, settlement, reconstruction of elements of arms, protective complex, tribal conflicts, migration of tribes.

УДК94(571.54./56)«18»

В.В. Ушницкий

Батулинская проблема в этногенезе саха и бурятов

Рассматривается происхождение батулинского рода, сыгравшего большую роль в этногенезе саха и бурятов. Об этом свидетельствуют историографические материалы, накопленные с XVIII в. после работы Камчатских экспедиций. Топонимические и фольклорные источники говорят о большой роли батулинцев в этногенезе якутских улусов: Намского, Батурусского, а также вилюйских и верхоянских групп якутов.

Ключевые слова: этногенез, родовой состав, историография, научные экспедиции, фольклорные источники, топонимика, якуты.

Анализируя старинные фольклорные источники, сохранившиеся в материалах досоветской историографии, можно прийти к мысли, что в этногенезе саха исключительную роль сыграло весьма загадочное батулинское племя. Так, в материалах участников экспедиции И.И. Биллингса говорится о том, что «Омогой-бей, начальник батулинского поколения, пошел с народом своим и с табунами через землю бурятскую... к берегам р. Лены». В 1822 г. на страницах «Северного Архива» в статье о якутах также речь идет о переселении «батулинского поколения». В обоих материалах говорится о переселении саха из Барабинской степи и присоединении их к хорин-цам [Гоголев, 1993, с. 117].

В досоветской историографии считалось аксиомой тождество между боотулу и батулинца-ми в составе бурятов, более того в документах упоминались батулинцы. Их этническую связь признавали и исследователи советского периода. Следует указать и тот факт, что в акающих районах вместо боотулу принято было говорить баа-тылы. Таким образом, батулинцы в этих текстах выступают вроде как южные предки саха. В то же время боотулу представлены в качестве от© В.В. Ушницкий, 2015

дельного рода, что свидетельствует о вхождении их в состав саха в качестве подразделения.

Согласно Миллеру, якутов-саха можно подразделить на три группы (по нему - секты): «1. Батулинцы и хоринцы, почитавшие орла как наивысшее божество, самое близкое к божеству Урун Айыы. 2. Намцы и остальные относящиеся к ним волости, исключая бётюнцев, почитают лебедя так же, как вышеупомянутые орла. 3. Остальные улусы и волости, не относящиеся к двум, но все же почитающие орла под именем Хомпоруун Хотой» [Элерт, 2001, с.112-113].

По информации шамана Сотоя Трекина из Баксинской волости Мегинского улуса, к бату-линской «секте» (родовому объединению. - В.У) относятся: «1. Бахсынцы; 2. Батулинцы; 3. Сы-ланцы; 4. Игидейцы; 5. Джохсогонцы; 6. Тыара-сынцы; 7. Оргеты; 8. Байагантайцы - все они относятся к особой секте, которая преимущественно называется Батулинской, так как Бату-линская волость самая большая из них, и она разделена между тремя улусами, а именно, Ба-турусским, Кангаласским, Мегинским». Сам Г.Ф. Миллер к «Батулинской секте» относил и хоринцев [Там же].

Батулинскую волость (род) в документах XVII в. некоторые усматривают в жексогонцах (таттинцах). Действительно, предок жексогонцев Кэрэкээн-Ойуун (Нарекан) в архивных источниках выведен как один из родовых тойонов бату-линцев. Известно, что в 1640 г. на Амге и в Татте проживал Батулинский род (Нарекановы дети) [Боло, 1994, с. 309]. Таким образом, одно из крупных подразделений саха - жексогонцы (таттин-цы) также происходит от батулинцев.

Согласно некоторым вариантам якутской генеалогии, сына Омогоя Баарагай Баатылы иногда считают предком-основателем не только Баяган-тайского, но и Батурусского улуса. В Батурусский улус входили пять бологурских и семь хатылин-ских наслегов, помимо них, еще шесть наслегов, которые основали потомки прежнего Батулинско-го рода, - Хадаар, два Чакыра, Хоптого (прежние батулинцы-каптуги), Одьулуун, Хайахсыт [Там же, с. 28]. По предположению Б.О. Долгих, в Бату-русскую волость, существовавшую в XVII в. отдельно от Хатылынской и Батулинской волостей, входили бологуры, жексогонцы, телейцы, тыара-сынцы, жулейцы, хаяхсыты [Долгих, 1960, с. 363].

В XVII в. в архивных документах в качестве отдельной волости фигурируют батулинцы-каптуги и чакыры. Предки трех других наслегов современных батулинцев: Хадарского, Сулгачин-ского и Кугдинского - в XVII в. не упоминаются [Там же, с. 376].

Согласно Я.И. Линденау[1983, с. 21], род Эн-сиэли (намцы) также происходит от Омогоя, ко -торый был из рода Боотулу. По данным одной генеалогической таблицы, Нам являлся внуком Омогой Бая, сыном Баарагай Баатылы [Исторические предания..., 1960, с. 88].

Г.Ф. Миллер к батулинскому племени относил хоринцев и баягантайцев [Элерт, 2001, с. 112-113]. По данным Г.В. Ксенофонтова[1977, с. 305], сын Эллэя Кэлтэгэй Тобук стал прародителем кангаласцев. По данным Н.Н. Ефремова, прародителем бётюнцев являлся человек из рода Баатылы [Иванов, 2011, с. 111]. Имя батулинцев образовано от слова бата - твердый, крепкий, постоянный в бурятском и монгольском языках [Там же, с. 115].

Прародителем рода Байагантай в фольклорных текстах иногда выступает Баарагай Баатылы, поэтому и баягантайцы могли также быть частью батулинцев. Сын Омогоя Баарагай Баатылы иногда считается предком не только Баягантайского,

но и Батурусского улуса. Следует подчеркнуть, что среди харганаевской, т.е. батулинской, группы родов хори-бурят существовал род мэнгэй, одноименный с крупнейшим племенем саха Мэнэ [Цыдендамбаев, 1972, с. 205].

Батулинцы почитали орла: «Предком этого Баатылы была, говорят, птица-орел. Батылинцы его не убивают и очень чтят. Женщины рода Баатылы, если увидят парящего орла, надевали, говорят, ровдужный кафтан, называемый тангалай, почитая его, как невестки своего свекра» [Исторические предания., 1960, с. 63].

Кроме того, о сыне Омогоя Баарагай Бааты-лы сообщается: «Терпел нищету и питался добычею, которую приносила черная собака». Следовательно, бедность батулинцев и их занятия охотой и рыболовством были ходячей поговоркой [Ксенофонтов, 1992, с. 166]. То же сообщается и о баягантайцах; возможно эти два рода некогда имели общее происхождение. Баягантайцы и ба-тулинцы не поминали в своих молениях Юрюнг Айыы, они не должны были пускать в свои табуны белого жеребца, не должны были держать веревку «сэлэ» [Ксенофонтов, 1977, с. 28]. Наконец, необходимо напомнить, что монголоязычные племена в древности были обитателями лесов, занимавшимися охотой и рыболовством.

Якутские антропонимы, относящиеся к именам жен, дочерей и сыновей Омогоя, находят объяснение в монгольских языках. Так, имя единственного сына Омогоя Дайбаахы Хара, жившего за счет охоты с помощью собаки, вероятно, происходит от монгольского слова дайвах 'качаться, ко -лебаться' [Иванов, 2011, с. 204]. По одной фольклорной версии, Омогой имел дочь по имени Эмчэй [Боло, 1994, с. 41]. В основе этого имени лежит монгольское: «эмсгэр - щербатый» и бурятское «эмсэгэр - без передних зубов» [Там же, с. 200]. Эпоним Тюёнэ М.С. Иванов выводит от монг. слова тооно - 'прижигание'[Там же, с. 53].

Примечательно, что батулинцы, или же боо-тулу, встречались среди вилюйских и северных саха, однако считается, что они переселились на окраины Якутии, спасаясь от ясачного произвола. Название «боотулу» зафиксировано в вилюй-ских, оленекских, жиганских и усть-янских группах саха [Васильев, 1985, с. 31]. Эгинцы Верхоянского улуса также считаются подразделением батулинцев [Долгих, 1960, с. 376, 463].

В легенде о происхождении праздника Ысы-ах в записи Г.Ф. Миллера, опубликованной

А. Х. Элертом, говорится о том, что в районе Якутска вначале жили лишь батулинцы. Потом с верховьев р. Лены приплыл на бревне человек из якутского народа, видимо, Эр-Соготох Эллэй Боотур и дал начало народу саха, породнившись с батулинцами [Элерт, 2001, с. 269-270]. Следовательно, батулинцы, по этим данным, выступают в качестве аборигенов края.

Участник Камчатской экспедиции И. Линде-нау, проезжая в 1745 г. через Байкал, увидел укрепление в местности под чисто якутским названием Кёбюёлююр. В этой местности некогда проживал владыка Омогой из рода Боотулу [Лин-денау, 1983, с. 176]. Как видно, в этническом сознании саха XVIII в. сохранилось предание о том, что их предки рассматривали пребывание на территории Байкальского региона как один из этапов своей истории.

Представляется, что большую роль в этногенезе бурят играли роды под названием «батулин-цы», встретившиеся с русскими в регионе Байкала. Существует версия о том, что хоринцы в Монгольском Алтае в XIII в. подчинили и ассимилировали часть тюрков во главе с батулинца-ми-харганаевцами [Цыдендамбаев 1972, с. 227]. Тюркоязычие последних доказывается тем, что одна половина хоринских родов - харганаевцы, судя по названиям родов, в прошлом была тюркского происхождения [Там же, с. 227].

Действительно, в русских документах XVII в. на территории Забайкалья упоминаются коринцы и батулинцы. Считается, что название «батулинцы» также относится к предкам нынешних ку-динских бурят, являющихся одной из ветвей бу-лагатов. Следует указать, что среди кудинских бурят существовали предания и о проживании их предков около Тобольска, оттуда они направились на восток и переправились через озеро Байкал. При этом большая часть ушла в Монголию, меньшая - в Якутию[Румянцев1962, с. 164]. Так, генеалогия значительной части булагатов восходит к так называемой «Батлаевской семерке». Их предок Батлай считается потомком Алагуя [Ни-маев, 2000, с. 171]. Следовательно, якутских боотулу можно считать сородичами булагатского племени бурятов.

Обычно якутские исследователи считают ба-тулинцев бурятским племенем. Поэтому следует определиться с тем, когда в Байкальском регионе начался процесс формирования бурятского этноса и с кем его следует связывать? И. Линденау,

опиравшийся на собранные им бурятские предания, указывал, что род Боотулу был сильнейшим среди местных, байкальских родов, предводителем его был Омогой [Линденау, 1983]. Таким образом, ко времени прихода тюркских предков саха в Прибайкалье там уже обитали боотулу, народ Омогой Баая.

Обычно этническую историю бурятских племен принято связывать с этносами, упоминаемыми в хрониках XIII в., поэтому исследователи корни батулинцев тоже пытались найти среди тюрко-монгольских племен той эпохи. Версия Ц.Б. Цыдендамбаева [1972], отождествившего батулинцев с тюркоязычными найманами, подвергается нами сомнению, так как найманы скорее были монголоязычными и сохранились под своим именем в составе современных тюрко-монголоязычных народов. Мнение Г.Н. Румянцева [1962], отождествлявщего батулинцев с тума-тами, основано на том, что туматы и хори могли быть фратриями единого племени, как и потом батулинцы, и, вероятно,относились к хоринскому племени. Однако в составе саха одновременно есть боотулу и туматы, что свидетельствует о том, что это все-таки различные этносы.

Надо отметить, что племя батулинцев в Забайкалье иногда именовалось как батуринское. Поэтому следует обратить внимание на имя одного из четырех древнеойратских племен домонгольской эпохи - батут. Название ойратского племени «ба-гатут» или «батут» произошло от термина «батур» (богатырь) [Владимирцов, 2002, с. 293].

У донских калмыков есть станица Батлаев-ская, в которой жили представители рода багут. Багуты в составе калмыков считаются потомками баргутов. Их называют дойда-багутами, при этом смысл слова дойда не понятен современным калмыкам. Укажем, что этноним дойда сопоставим с якутским словом дойду, в значении 'родина, страна'. Отсюда, батулинцы могли иметь этнические связи с баргутами. Следовательно, баргуты сыграли огромную роль в этногенезе саха и бурятов.

Получается, что батулинцы или батуты могли быть в числе ойратов, оттеснивших ку-рыкан. В результате этих этногенетических процессов (смешения) и появились монголоя-зычные булагаты и хоринцы. Однако этимологическая связь имени рода боотулу - баатылы с названием ойратского племени батут-бага-тут довольно сомнительна. В составе саха есть

очень крупный род Боотур ага ууса, превратившийся в XVIII в. в отдельный крупный улус. Этимология рода Боотуруус (батурусцы) возводится к тюркскому термину батур.

Этноним боотулу исследователи сопоставляли с якутским словом «иноходец» или обозначением вида изгороди - «боотулу кюрюётэ». Бат-лаевцы в составе булагатов-потомки некоего Батлая, выступавшего в качестве предка булагат-ского племени. Имя забайкальских батулинцев в одном документе XVII в. написано как батурин-цы. Это название близко к имени якутского улуса Боотуруус, в состав которых входили батулинцы (боотулу).

Литература

Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену (По преданиям якутов бывшего Якутского округа). - Якутск: Бичик, 1994. -

Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов. - Якутск: Бичик, 1995. - 220 с.

Владимирцов Б.Я. Работы по истории и этнографии монгольских народов. - М.: Вост. литература, 2002. - 560 с.

Гоголев А.И. Якуты (Проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. - 200 с.

Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. - М.: Наука, 1960. - 600 с.

ИвановМ.С. Тюгэх ёбюгэлэр (Древние предки). -Якутск: Бичик, 2011. -256 с.

Исторические предания и рассказы якутов. - Ч. I. -М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1960. - 322 с.

Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культуры // Якутия и ее соседи в древности. - Якутск, 1975. - 212 с.

Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культуры / Акад. наук Респ. Саха (Яку-

тия). Ин-т гуманит.исслед.; Ю.А. Мочанов. - 2-е изд., испр. - Якутск, 2003. - 92 с.

Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. - Новосибирск: Наука, 1977. - 245 с.

Ксенофонтов Г.В. Ураанхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. - Т. I., кн.! - Якутск: Бичик, 1992 (1937). - 416 с.

Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII в.). -Магадан: Кн. изд-во, 1983. - 176 с.

Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. -Кн.1. - 607 с.

Нимаев Д.Д. Буряты: этногенез и этническая история: дис. ... д-ра ист. наук. - Улан-Удэ, 2000.

Предания, легенды и мифы саха (якутов) / Сост. Н.А. Алексеев, Н.В. Емельянов, В.Т. Петров - Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма РАН, 1995. - 400 с.

Остолопов Н. О происхождении, вере и обрядах якутов // Любитель словесности. - 1806. -Ч. 1. -С. 118 -147.

Окладников А.П. История Якутской АССР. - Т. I: Якутия до присоединения к Русскому государству. -М.; Л.: Наука, 1955. - 295 с.

Рашид ад-Дин. Сборник летописей. - XI, кн.1 -2. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - 221 с.

Румянцев Г.Н. Происхождение хоринских бурят. -Улан-Удэ, 1962. - 240 с.

Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. -2-е изд. - М.: Ассоциация «Российская политическая энциклопедия», 1993. - 736 с.

Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. - Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во,1972. - 662 с.

Элерт А.Х. Новые материалы о пантеоне якутских божеств и духов в первой половине XVIII века (статья первая). Общественное сознание и литература XVI - XX вв.: сб. науч. тр. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. - С. 107-124.

V.V. Ushnitskiy

Batulinsky problem in ethnogenesis Sakha and Buryats

This article discusses the origin of the batulinsky genus, played a major role in the ethnogenesis of the Sakha and Buryats. This is evidenced by the historiographical materials saved up from the XVIII century after work of the Kamchatka expeditions. Toponymic and folklore sources say of the importance role of batulin's people in the ethnogenesis of the Yakut uluses: Namsky, Baturussky and Viliuy and Verkhoyansk groups Yakuts.

Keywords: Ethnogenesis, generic composition, historiography, scientific expeditions, folklore sources, place names, Yakuts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.