Научная статья на тему 'Этничность и социокультурный неотрадиционализм'

Этничность и социокультурный неотрадиционализм Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
340
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ / ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА / ТРАДИЦИЯ / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ / ETHNICITY / ETHNIC CULTURE / SOCIOCULTURAL NEOTRADITSIONALIZM / CEREMONIES OF LIFE CYCLE / TRADITION / TRADITSIONALIZM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ахметова Шолпан Камалидиновна

В статье рецензируется монография С. А. Мадюковой и Ю. В. Попкова, в которой на основе исследования социально-философского содержания концепта «обряды жизненного цикла» рассматривается проблема социокультурного неотрадиционализма, непосредственно связанного со способами существования традиций и механизмами трансляции и адаптации социокультурного опыта в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnicity and sociocultural neotraditsionalizm Review of the monograph: Madyukova S. A., Popkov Yu.V. Phenomenon of a sociocultural neotraditsionalizm / Edited by of E.A.Tyugashev. SPb. : Aletheya, 2011. 132 p

The problem of a phenomenon of a sociocultural neotraditsionalizm is considered in S.A.Madyukova and Yu.V.Popkov's monograph. The methods of research of the social and philosophical maintenance of the concept «ceremonies of life cycle» are applied. The problem of a sociocultural neotraditsionalizm is directly connected with the ways of existence of traditions and mechanisms of translation and adaptation of sociocultural experience in modern conditions

Текст научной работы на тему «Этничность и социокультурный неотрадиционализм»

Рецензии

УДК 304.444+303.425.5 ш. К. АХМЕТОВА

Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН

ЭТНИЧНОСТЬ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ

РЕЦЕНЗИЯ НА: МАДЮКОВА С. А., ПОПКОВ Ю. В. ФЕНОМЕН СОЦИОКУЛЬТУРНОГО НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМА / ПОД РЕД.

Е. А. ТЮГАШЕВА. - СПБ. : АЛЕТЕЙЯ, 2011. - 132 С.

В статье рецензируется монография С. А. Мадюковой и Ю. В. Попкова, в которой на основе исследования социально-философского содержания концепта «обряды жизненного цикла» рассматривается проблема социокультурного неотрадиционализма, непосредственно связанного со способами существования традиций и механизмами трансляции и адаптации социокультурного опыта в современных условиях.

Ключевые слова: этичность, этническая культура, социокультурный неотрадиционализм, обряды жизненного цикла, традиция, традиционализм.

На протяжении нескольких лет новосибирская этносоциологическая школа занималась проблемой социокультурного неотрадиционализма под руководством заместителя директора, заведующего сектором этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН, доктора философских наук, профессора Ю. В. Попкова. Одним из значимых результатов этих исследований является монография к.ф.н. С. А. Мадюковой и д.ф.н. Ю. В. Попкова «Феномен социокультурного неотрадиционализма». Поднятая авторами проблема является весьма актуальной в условиях перехода к рыночной экономике и модернизации в российском обществе конца XX — начала XXI вв. Разрушение советской социалистической парадигмы в последнем десятилетии прошлого века, сопровождавшееся вестернизацией культуры и общества, привели к востребованности этнической культуры. С. А. Мадюкова, Ю. В. Попков отмечают наличие определенного разрыва между современностью и традиционностью на фоне динамичного развития общества. Проявляется это в глобализации с сопутствующей ей универсализацией, с одной стороны, и в отсутствии целостности в структуре общества, одной из причин которой является возрастание роли этнической культуры и этнической идентификации — с другой. Поэтому исследование феномена социокультурного неотрадиционализма, непосредственно связанного со способами существования традиций в современных условиях и механизмами трансляции и адаптации социокультурного опыта в изменяющихся условиях, приобретает особую значимость для решения практических проблем.

Главной проблемой в данной работе является теоретическое обоснование концепции социокультурного неотрадиционализма. Для ее разрешения С. А. Мадюкова, Ю. В. Попков прежде всего опираются на социокультурный подход П. Сорокина, выразивший его суть в формуле: «Личность, общество и культура как неразрывная триада». По мнению авторов монографии, «социокультурный подход дает возможность раскрыть сопряженность личности и общества, культуры и социальности, а также моментов устойчивости и изменчивости в социальных процессах» [с. 51]. Он позволяет через глубокое проникновение в исторически сформированные социально-ценностные структуры выявлять «социокультурные основания, позволяющие объяснить как магистральную линию формирования и существования социокультурного неотрадиционализма, так и его региональную специфику» [с. 53].

Обращая внимание на выделение исследователями бытового, этнографического и философского значения термина «традиции», авторы монографии отмечают распространенную в фольклористике и этнографической науке ассоциацию этого понятия с традиционной культурой как особой семиотической системы, возникшей в дописьменнуую эпоху, что, по их мнению, является слабостью этого подхода [с. 10]. На бытовом уровне традиция ассоциируется с обычаем, обрядом и ритуалом — с тем, что устойчиво повторяется и воспроизводится во времени и представляет нечто ценное, заслуживающее уважения и сохранения [с. 10]. В философии традиция рассматривается как явление социальной коммуникации,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 РЕЦЕНЗИИ

РЕЦЕНЗИИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

передача культурного опыта от поколения к поколению и от одного народа другим народам. Содержанием традиции при таком подходе может стать любой функциональный элемент культуры от норм морали до художественного творчества [с. 11].

Для разработки проблематики социокультурного неотрадиционализма авторы монографии опирались на труды Г. Гадамера, К. Юнга и К. Маркса. В частности, идеи Г. Гадамера о традиции как условии общественного бытия и носителе устойчивости, фиксирующей константные составляющие межэтнического взаимодействия, имели большое значение при анализе синхронного аспекта неотрадиционализма. Особая роль архетипов в механизме наследования социокультурного опыта, отмеченная К. Юнгом, сыграла важную роль в исследовании диахронного аспекта социокультурного неотрадиционализма. Положение марксисткой философии о традиции, как компоненте общественных отношений, обусловленной конкретно-историческими условиями, стало также методологически важным для раскрытия исследуемой авторами проблемы. Подмеченное К. Марксом свойство человека в рамках традиции нарушать традицию позволило С. А. Мадюковой и Ю. В. Попкову осмыслить процесс образования неотрадиции [с. 14-15].

Традиция во все века являлась основным механизмом воспроизводства, адаптации и трансляции по вертикали социокультурного опыта, поддерживающими устойчивость культуры как системы. Хотя носителями традиции могут выступать разные социальные субъекты, чаще всего исследователи рассматривают в этом качестве этнос. Авторы монографии считают особенно важным рассмотрение традиции как способа этнической самоидентификации, социального самовыражения и самоутверждения. По их мнению, этническое в традициях «представляет собой элементы социокультурного опыта данного этноса, которые несут на себе отпечаток своеобразия географической среды, природно-климатических условий его исторического и культурного развития» [с. 17]. Традиционализм авторы понимают как характеристику специфических форм сознания и поведения людей, переживающих, а не сознающих традицию. На основе анализа классических и современных философских концепций традиционализма, а также традиционалистских исследований в политике, экономике, истории дается определение традиционализма как автоматического следования традиции, где отсутствуют рациональность и рефлексия, где традиция «переживается», а не осознается социальными субъектами.

В качестве элементов традиционализма С. А. Ма-дюкова и Ю. В. Попков рассматривают наряду с традицией понятия «обряд», «обычай», «ритуал». Последние тесно связаны с традицией, функционирование которой происходит посредством их выполнения. Таким образом, понятие «традиция» является более широким. Понятия «обычай», «обряд», «ритуал» являются более частными, видовыми. Рассмотрение и определение этих терминов вносит определенный вклад в разработку категориально-понятийного аппарата этнографии.

Рассматривая различные социально-философские и социологические научные концепции, С. А. Ма-дюкова и Ю. В. Попков пришли к выводу, что традиция, будучи универсальным историческим и культурным явлением, вызывает к жизни такой социокультурный феномен, как неотрадиционализм [с. 28], для исследования которого важное значение имеет

рассмотрение социально-философского содержания концепта «обряды жизненного цикла». В раскрытии социокультурных функций обрядов жизненного цикла они опираются на теорию «Обрядов перехода» А. Ван Геннепа.

Как известно, традиции нерасторжимы с новациями. Если первые поддерживают устойчивость и воспроизводство культуры, то вторые способствуют ее развитию и взаимодействию с другими культурами. От соотношения традиций и новаций зависят прогресс или регресс культуры и общества. Авторы монографии рассматривают проблему социокультурного неотрадиционализма как современную форму снятия противоречий этнокультурных традиций и социокультурных новаций, а последние как взаимодействующие и взаимообусловленные стороны развития культуры. По их мнению, единственно возможным способом бытия традиций, как явлений реальной жизни, выступает их адаптация к новациям, рожденным как внутри данного субъекта (носителя традиций) под влиянием изменившихся условий его существования (диахронный аспект), так и в процессе его взаимодействия с другими социальными субъектами (синхронный аспект). В последнем случае новации выступают в форме инноваций. В результате взаимообусловленности традиций и новаций исчезает сакральный смысл традиций, процесс воспроизводства традиций характеризуется рефлексией и рациональным подходом. По словам исследователей, «принципиально важной характеристикой неотрадиционализма является то, что он не вытесняет традиционную культуру, а инкорпорирует, включает ее в себя. Однако в этом симбиозе традиционная культура не остается неизменной. Она приобретает новые свойства и выполняет новые специфические социальные функции» [с. 45]. В результате идет развитие традиции за счёт инкорпорации новации с учетом конкретных условий. Следует учитывать, что сохранению и восстановлению подлежат только востребованные традиции, способные к адаптации.

Особенностью социокультурного неотрадиционализма, по мнению С. А. Мадюковой и Ю. В. Попкова, является постоянно воспроизводимая традиция, которая становится мерой идентичности общества и условием этнической самоидентификации. При этом возрастающая роль в процессах современной модернизации, идентификации и самоопределении индивидов, групп и сообществ, а также будущего их развития отводится обрядам жизненного цикла, возрождение, переосмысление и сохранение которых в новых социально-экономических и политических условиях составляют важную часть содержания социокультурного неотрадиционализма. Процесс ре-витализации обрядов жизненного цикла состоит в формировании рефлексированных, упорядоченных социальных норм и выступает способом сохранения или возрождения содержания традиции в ином социальном контексте.

В условиях глобализации, интеграционных и универсализирующих процессов в социокультурном неотрадиционализме становятся актуальными локальные идентичности, основанные на традиционных этнических культурах. Авторы монографии опираются на материалы индивидуального и группового интервьюирования школьной и студенческой молодежи титульной национальности в различных регионах Сибири, что позволяет теоретические предпосылки подкреплять некоторыми практическими результатами. Воспроизводство этничности у традиционно ориентированных представителей тюркских

этносов Южной Сибири происходит в результате осознанного исполнения обрядности, возрастания значимости сеочного родства и конфессиональной идентичности, возрождения традиционных верований. Авторы монографии отмечают, что «принципиально важное значение при исследовании процесса ревитализации обрядов жизненного цикла имеет акцентированная респондентами осознанность выполнения этнических обрядов и обычаев» [^ 125]. Вместе с изменением традиционной вертикали передачи традиций из поколения в поколение и с доминированием общественных каналов трансляции этнической культуры это свидетельствует о высокой значимости сознательной составляющей в трансляции этнокультурного опыта. Таким образом, результаты конкретных этносоциологических исследований привели С. А. Мадюкову и Ю. В. Попкова к заключению о тесной связи социокультурного неотрадиционализма с процессом конструирования неотрадиции [а 126]. Миссию социокультурного неотрадиционализма они видят в возрождении и конструирова-

нии этничности, объединяющей в себе ранее разрозненные внутриэтнические группы [^ 130].

Вместе с тем хотелось бы отметить, что этносо-циологические исследования, проводившиеся среди школьной и студенческой молодежи титульных национальностей, охватывают лишь поверхностный срез изучаемой проблематики. На наш взгляд, для иллюстрации концепции социокультурного неотрадиционализма необходимы более глубокие практические исследования совместно с этнографами. Такое сотрудничество послужило бы обоюдной пользе сторон, внесло бы определенный вклад в развитие методологической базы этнографии и этнологии.

АХМЕТОВА Шолпан Камалидиновна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора этнографии.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.03.2013 г.

© Ш. К. Ахметова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 РЕЦЕНЗИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.