№ 2 (31), 2009 "Культурная жизнь Юга России" ^
З. Ю. КУБАШИЧЕВА
ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА
В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА
Статья посвящена анализу этнического состава Северо-Западного Кавказа в начале XIX века и характерным для данного региона способам сосуществования представителей различных этносов.
Ключевые слова: Северо-Западный Кавказ, адыги, греки-урумы, черкесские армяне (черкесогаи), евреи, ногайцы, абазины.
Для воссоздания этнической картины, сложившейся к началу XIX века на Северо-Западном Кавказе, необходимо изучение всего народонаселения исследуемого региона. В изучаемый период этническая территория западных адыгов, называемая в русских, турецких, английских и других источниках Черкесией, была достаточно обширной. Автохтонное население с самоназванием «адыги» (иноназвание «черкесы») именовало свои земли «Адыгэ хэку». По мнению С. Г. Кудаевой, адыги составляли около 1,7 млн. чел. [1], являясь самым многочисленным этносом Северо-Западного Кавказа.
Владения адыгов начинались от Черного моря на западе и продолжались до реки Уруп на востоке. На Черноморском побережье их земли пролегали между реками Кубань и Шахе. На севере границу обрамляла река Кубань, на северо-западе - Лаба.
Характерной чертой Северо-Западного Кавказа в начале XIX столетия был полиэтнический состав населения. В адыгской среде гармонично уживались представители других этносов - черкесогаи, греки-урумы, горские евреи, абазины, ногайцы. У Ф. А. Щербины упоминается, что в среде черкесов находилось немало армян, евреев и греков, это были торговцы, занимавшиеся своим делом на правах вольных и независимых людей [2].
Возникновение таких микроэтносов, как гре-ки-урумы и армяне-черкесогаи, имеет многовековую историю. Армян и греков объединяла общая религия, выделявшая их на фоне исламизи-рованных адыгов. Источники свидетельствуют о частых межнациональных браках [3], что указывает на миксацию этих народов. Длительное проживание среди адыгов привело к частичной ассимиляции и черкесогаев, и урумов. Они усвоили адыгейский язык, ставший для них уже единственным коммуникативным средством. По своим культурным признакам черкесские греки и армяне практически не отличались от адыгского населения. Они соблюдали все правила адыгского этикета - адыгэ хабзэ, жили в саклях, не отличались от адыгов ни одеждой, ни системой питания, даже соблюдали все пищевые запреты, которые с принятием ислама получили распространение среди адыгов. Единственным внешним отличием греков и армян от адыгов оставалась иная эт-ноконфессиональная принадлежность. Греки яв-
лялись православными христианами, черкесогаи исповедовали армяно-григорианскую христианскую веру. Это проявлялось в сохранившихся у них обрядах похоронно-поминального цикла, наиболее тесно связанных с религиозными установлениями: усопших хоронили в гробу, на могилу ставили крест.
В документах начала XIX века упоминаются аулы Эдипсукай, Гадьхабль, Понежукай, Гатукай, аул на реке Сухупс, аул Беберды Батока, аул Султан Сагат-Гирея, аул Хамышеевского дворянина Салимкирея, Черчинеевские владения, где проживали греки-урумы [4]. Черкесские армяне к концу XVШ века жили как в адыгских аулах, так и в собственных поселениях на территории Шапсугии, между реками Абин и Афипс, среди на-тухайцев в селениях Эним, Шокон, Хаджихабль. И среди темиргоевцев черкесогаи имели собственные поселения - Егерухай, Хакубхабль, Хатукай, Адепсухай, Гяурхабль, на левом берегу реки Белой [5]. Г. С. Аракелян указывает, что общая численность черкесогайских семей составляла 27003000 чел. [6]. Таким образом, черкесогаи являлись единственным субэтносом армянской диаспоры в Черкесии в рассматриваемый период.
Пророссийская ориентация черкесогаев и уру-мов к началу XIX века (ее следствием был миграционный отток их из Черкесии) непосредственно влияла на этнический состав Северо-Западного Кавказа. Шел и внутренний процесс миграции данных этнических групп в Закубанье. Ф. А. Щербина свидетельствует о переселении черке-согаев с территорий «демократических» субэтносов в местности, где был силен «аристократический» обычай. В силу характера своей экономической деятельности черкесогаи нередко имели статус дворян, что ставило их в один ряд с привилегированной частью черкесского общества. Являясь представителями торговой сферы, чер-кесогаи, урумы, горские евреи заполняли определенную лакуну: налаживали торговые отношения в Черкесии (для адыгов торговля являлась не традиционным, редким занятием).
Заметное место в этническом составе СевероЗападного Кавказа занимало еврейское население. О евреях, проживающих среди адыгов, упоминает И. А. Сливницкий (статья «Кавказские евреи», 1853), отмечая, что они проживают среди натухайцев. О евреях Северо-Западного Кавказа
1 "Культурная жизнь Юга России"
№ 2 (31), 2009
пишут немецкий путешественник К. Тунманн, француз Ферран [7]. Еврейские поселения были не только среди адыгов, но и на территориях, занимаемых северокавказскими абазинами-шкара-уа и ногайцами [8], а когда абазин в 1863 году переселили на левобережье Кубани, горские евреи поселились в станице Усть-Джегутинской.
Горские евреи Северо-Западного Кавказа мало чем отличались от кавказских народов: «то же жилище <...> нигде нет ничего этнически маркированного, кроме тончайшего слоя культуры, непосредственно зависящего от идеологии иудаизма» [9]. Имена и фамилии евреев Северо-Западного Кавказа, фигурирующие в источниках, в основном аналогичны именам кавказского типа, например: Абрек Бирсеев, Мурзахан Поплиев, Белхия Гайнатоев, Садык Эльдаров и др. И только лишь самосознание, а также профессиональная ориентация сохраняли их этническую самобытность. В начале XIX века горские евреи одни из первых, наряду с черкесскими армянами и греками, проявили пророссийскую ориентацию.
В 30-40-х годах XVII столетия соседями адыгов с северо-востока стали кубанские ногайцы. Л. Я. Люлье отмечает, что ногайцы, жившие между Лабой и Кубанью, являются остатками монгольской орды Кипчак [10]. Всего на Кубани во второй половине XVIII века проживало 37 тыс. ногайцев. В 1771 году перед военным вторжением в Крым Екатерина II переселила на правобережье Кубани около 30 тыс. представителей этой народности с территории Крымского ханства. Их этнолокальная группа, чаще именуемая ордынцами, вытеснила кубанских ногайцев за реку Кубань [11]. Миграция за Кубань, носившая массовый характер, вынудила Екатерину II издать Указ от 11 февраля 1778 года, в котором она обещала создать Ногайскую независимую область. К 1780 году по берегам Кубани и ее притокам насчитывалось 30-35 тыс. ногайцев.
В 1783 году А. В. Суворов осуществляет депортацию ордынских ногайцев в Уральскую степь. Процесс уничтожения и переселения ордынцев не коснулся кубанских ногайцев, не являвшихся российскими подданными. Уцелевшие ордынцы попытались спастись в верховьях Лабы, присоединившись к кубанским ногайцам, часть их покорилась царским властям, но на правобережье Кубани их не допустили, там было поселено Черноморское казачье войско [12]. Указ Екатерины II от 27 декабря 1782 года положил начало массовой колонизации степей русским населением.
Локальными группами в крайних пределах этнической территории западных адыгов проживали абазины. Северокавказскую группу сформировали представители абазин-шкарауа: башильбай, баракай, баговцев, тамовцев, чаграй, населявшие берега рек Уруп, Лаба по соседству с бесленеев-цами и между ними. Южная группа была пред-
ставлена приморскими садзами (джигетами), которые жили между адыгами и абхазами в междуречье Мзымта - Бзыбь [13], и горскими абазинами из обществ Аигба, Ахчипсоу, Псху [14]. До начала XIX века были известны абазинские поселения по реке Фарс. Они постепенно слились с абадзехами, в среде которых обитали.
Итак, в первой половине XIX века наиболее многочисленным народом Северного Кавказа с самой обширной территорией расселения являлись адыги, занимавшие ряд областей Причерноморья, Закубанья и Центрального Предкавказья. В адыгской среде и по соседству с ними жили представители других этносов - черкесские армяне, греки-урумы, евреи, ногайцы, абазины. Но изменения внешнеполитической ситуации, связанные с осуществлением военно-колонизационной политики Российской империи, затем значительно изменили этнический облик Северо-Западного Кавказа.
Литература, источники и примечания
1. Кудаева С. Г. Адыги (черкесы) Северо-Западного Кавказа в XIX в.: процессы трансформации и дифференциации адыгского общества. Майкоп, 2006. С. 97.
2. Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1913. С. 14.
3. Аракелян Г. С. Черкесогаи // Кавказ и Византия. Т. 4. Ереван, 1984. С. 71.
4. Государственный архив краснодарского края (ГАКК). Ф. 249. Оп. 1. Д. 1335(а). Л. 288; Ф. 774. Оп. 2. Д. 139(а). Л. 1-5; Ф. 249. Оп. 1. Д. 904. Л.10-11.
5. Формирование армянской диаспоры: переселенческие волны, численность, зоны расселения URL: http://www.mashtots.ru/istoriya-armyan-kubani/ nauchnye-raboty
6. Аракелян Г. С. Черкесогаи ... С. 71.
7. Цит. по: Колесов В., Сень Д. Недолгая история горских евреев Северо-Западного Кавказа // Диаспора. М., 2000. № 3. С. 199.
8. Там же. С. 198-199.
9. ГАКК. Ф. 774. Оп. 2. Д. 2. Л. 1.
10. Люлье Л. Я. Общий взгляд на страны, занимаемые черкесами (адыге), абадзехами (азеге) и другими смежными с ними // Черкесия. Ист.-этнографич. ст. МЦТК «Возрождение», 1990. С. 10.
11. Сенютин М. Военные действия донцов против ногайских татар в 1781-1783 годах // Черкесы и др. народы Северо-Западного Кавказа в период правления Екатерины II. 1781-1786 гг.: сб. архивн. док. Т. 3. Нальчик, 2000. С. 242.
12. Дебу И. О Кавказской линии // Русские авторы XIX в. о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Т. 1. Нальчик, 2001. С. 76.
13. Эсадзе С. Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. Майкоп, 1993. С. 20.
14. Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в VIII - начале XX века: М., 1974. С. 75.