Научная статья на тему 'ЭТНИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВУ И ЛИЧНОСТИ'

ЭТНИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВУ И ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / национализм / идея / аутохтонный / нация / народ / этноэгоизм / этноизоляционизм / этнофанатизм / лидер / конфликт / язык / религиозные группы / объединение / сепаратизм / identity / nationalism / idea / autochthonous / nation / people / ethno-egoism / ethnoisolationism / ethno-fanatism / leader / conflict / language / religious groups / unification / separatism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Биликтуев М.А., Дарижапова М.Н.

В данной статье приведены все формы такого феномена этнической идентичности личности, как этноцентризм: этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм. Обсуждается на исторических примерах возрождение этноцентризма в мире, его последствия. Так же, авторы рассуждают на тему причин становления и разрастания межэтнических конфликтов и становления этноцентристами – лидеров национальных окраин и их постепенное трансформирование во все более и более радикальные формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Биликтуев М.А., Дарижапова М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC NATIONALISM AS ATHREAT SECURITY OF THE STATE AND INDIVIDUALS

This article presents all forms of such a phenomenon of a person’s ethnic identity as ethnocentrism: ethno-egoism, ethno-isolationism, ethno-fanatism. The revival of ethnocentrism in the world and its consequences are discussed using historical examples. Also, the authors discuss the reasons for the formation and growth of interethnic conflicts and the emergence of ethnocentrist leaders of national outskirts and their gradual transformation into more and more radical forms.

Текст научной работы на тему «ЭТНИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВУ И ЛИЧНОСТИ»

УДК 159.923.2 Биликтуев М.А., Дарижапова М.Н.

Биликтуев М.А.

магистрант 2 курса Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова

(г. Улан-Удэ, Россия)

Дарижапова М.Н.

кандидат психологических наук, доцент Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова

(г. Улан-Удэ, Россия)

ЭТНИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВУ И ЛИЧНОСТИ

Аннотация. в данной статье приведены все формы такого феномена этнической идентичности личности, как этноцентризм: этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм. Обсуждается на исторических примерах возрождение этноцентризма в мире, его последствия. Так же, авторы рассуждают на тему причин становления и разрастания межэтнических конфликтов и становления этноцентристами - лидеров национальных окраин и их постепенное трансформирование во все более и более радикальные формы.

Ключевые слова: идентичность, национализм, идея, аутохтонный, нация, народ, этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм, лидер, конфликт, язык, религиозные группы, объединение, сепаратизм.

Этнический национализм как проблема безопасности индивида или государства в целом - была и остается одной из наиболее актуальных в современном человеческом обществе. В особенности это касается тех стран, в которых движущей силой общества был - коллективизм, объединение подавляющего большинства вокруг одной или нескольких схожих идей. Но, когда такой идее, поддерживающей, без преувеличения, все общество - приходит конец и сплоченного большинства больше нет, а есть очень много мелких социальных

групп, да еще и антагонистичных по своим идейным соображениям друг другу -у индивида возникает так называемый кризис отчуждения [1, История и теория наций и национализма, с. 84]. «Куда податься?», «Чего я хочу?», «Какова моя история в целом?», «Кто мои предки?», и, наконец, «Кто я?» - эти вопросы обязательно задаст себе человек, оказавшийся в данном кризисе. Кризис самоидентификации индивида при отсутствии в доминирующего тренда, сплачивающего вокруг себя общество - может иметь серьезные последствия как для самого индивида, так и для окружающего его общества в целом.

Во времена действия социалистического строя в России и странах Восточной Европы (входивших в блоки СЭВ и ОВД) - не уделялось в достаточной мере ни времени, ни финансирования национальным меньшинствам, в особенности их национальным языкам - их, наоборот, старались «держать в узде» и следить, чтобы было «без перегибов». Что значит «держать в узде» и «без перегибов»? Это значит, что была такая национальная политика государства, например, о «навязывании» единственного государственного языка - этническим меньшинствам. В моноэтнических и других республиках с подавляющим большинством местнического населения -запрещалось вести документацию, организовывать учебный процесс во всех образовательных организациях - на их родном языке. Также, такие моноэтнические территории - заселяли представителями доминирующей государствообразующей нации, дабы подавить на корню возможные будущие очаги сепаратизма. В «ежовых рукавицах» держали и культуру, традиции местнических народностей - от изъятия и запрета национальной одежды, до запрета празднования национальных и религиозных праздников. Таким образом, традиции, культура, язык и их распространение - были под взором государства и жестко контролировались.

Но с приходом веяния «нового политического мышления», реформирования законов, регулирующих права и свободы граждан: свобода слова, свобода совести и свобода предпринимательства - на первый взгляд, казалось бы, имеющих очень положительное влияние на общество - оказалось

не таким уж и положительным. Свобода слова — согласно Статье 10 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» - это «право человека свободно выражать своё мнение, которое включает в себя свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ» - этот термин можно трактовать иначе. При «свободе слова» - каждый человек имеет право выражать свое мнение, каким бы оно ни было радикальным, какие бы угрозы общественной, государственной и безопасности личности оно ни несло. А так же, можно иначе трактовать «свободу совести» — естественное право на самостоятельное формирование убеждений и ценностей, способствующих самоактуализации: человек самостоятельно формирует такие убеждения и ценности, какие он захочет, какими бы они ни были радикальными, какие бы угрозы общественной, государственной и безопасности личности они ни представляли. То есть, эдакая либерализация государственного строя несет и может нести опасности, которые в конечном итоге могут привести к катастрофе [2].

По методике Солдатовой Г.У «Типы этнической идентичности» различают 6 типов этнической идентичности: этнонигилизм, этноиндифферентность, норма, этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм.

Как писала Солдатова Г.У: «Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:

1. Этноэгоизм - данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.

2. Этноизоляционизм - убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.

3. Этнофанатизм - готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм представляют собой ступени гиперболизации этнической идентичности, означающей появление дискриминационных форм межэтнических отношений. В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида». Конечно, с нарастанием социально-экономических проблем и напряженности - люди, принадлежащие типу гиперидентичности: этноэгоизму и этноизоляционизму - могут усилить свою деструктивность в межэтнических взаимоотношениях, что приводит к трансформации от, например, этноэгоизма -к этноизоляционизму и от этноизоляционизма - к крайнему типу, этнофанатизму.

Во многом, на влияние такой вот трансформации этноидентичности будет лежать и национальная политика республик в отношении своего национального языка и национальной культуры. Заметим, что в России, после распада СССР - у власти во многих национальных республиках произошло становление национальных элит, которые через короткий срок после местнических выборов -объявили себя президентами, объявляли декларации о государственном суверенитете этих республик, об уважении прав людей именно аутохтонной национальности (неважно, доминирующей в данной республике или нет), о желании/нежелании находиться в составе нашей страны и, наконец, о месте их национального языка (право языку находиться наряду с государственным или, в некоторых случаях - главенствовать над государственным) - в жизни их республик. Во многом, эти действия можно рассматривать как действия этноэгоистические, то есть, лидеры республик, которые принимали таковые

декларации и законы - были этноэгоистами. Но были и конечно такие лидеры, которых можно было отнести к этноизоляционистам и этнофанатикам.

Осколков П.В. выделяет такие стадии межэтнического конфликта [3, Очерки по этнополитологии, с. 134-135]:

1) Формирование конфликтной ситуации,

2) Эскалация конфликта (формирование межэтнической напряженности),

3) Конфликтное взаимодействие (способное принимать любые формы: от дискриминации, до вооруженных столкновений),

4) Деэскалация конфликта (угасание межэтнической напряженности),

5) Урегулирование конфликта (согласование конфликтными сторонами мер, необходимых для его разрешения),

6) Разрешение конфликта (полное устранение предпосылок возобновления этноконфликта,

7) Постконфликтное урегулирование (полная ликвидация последствий этноконфликта).

Наиболее подходящим примером можно назвать преобразование Чечено-Ингушской АССР в Чеченскую Республику Ичкерия (которая де-факто, сегрегировалась от Российской Федерации), лидер которой, небезызвестный Джохар Дудаев в конечном итоге дошел до таких мер, которые раскрыла Солдатова Г.У. в своей методике под понятиями «этноизоляционизм» и «этнофанатизм». То есть, чеченскому народу в годы независимости были присущи: «убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости "очищения" национальной культуры, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических чисток». То есть, любое нечеченское население всех городов, сел и деревень этой республики - изгонялось из своих домов, допустим, вчерашний сосед-чеченец, с которым многие десятилетия жил человек русской

национальности, мог в самом лучшем случае сказать: «лучше уезжай отсюда, а то хуже будет».

То есть, при ситуации, когда представитель аутохтонной национальности имеет интерес в том, чтоб никакие другие национальности, кроме той, к которой он принадлежит: не жили в этой национальной территории, не пользовались благами «их» земель, и вообще просто не попадались им на глаза - естественно, возникает межэтнический конфликт, угроза которого, в первую очередь, направлена на безопасность личности представителя неаутохтонной нации в этом регионе. Представители неаутохтонной нации подвергаются насильственным действиям со стороны, как правило, представителей аутохтонной нации. Сначала, требованию разговаривать на языке аутохтонной нации, затем сегрегации и презрению - например, жилые кварталы неаутохтонной нации будут в одном районе, обособленно от жилых кварталов аутохтонной нации. А потом и массовым гонениям, принудительным переселениям, грабежу, разбою, сексуальному насилию и т.д. вплоть до полного истребления представителей неаутохтонной нации - представителями аутохтонной нации, т.е. совершению геноцида населения сугубо по этническому признаку. Таким образом, проблема этнического национализма затрагивает не только государственную безопасность, но и безопасность отдельной личности.

Еще одним фактором развития национализма является язык. А точнее, становления в национальных регионах - их собственного языка наравне, а то и выше государственного. В качестве инструмента, интегрирующего общество национальной республики в одно целое - может быть использован местнический язык. Как только приходит тот момент, когда сначала к верхушке власти приходит местнический правитель, избранный большинством голосов на прямых местнических выборах (а это как правило, антагонистичный федеральному центру) - он, как правило всегда, для консолидации народа использует язык. В республиках, где влияние родного для жителей языка было мало, власть имущий националист - поднимает его статус до такого, чтоб он был наравне с государственным, а то и, в некоторых случаях, когда пришедший к власти

является этноэгоистом или того хуже - этнофанатиком, поднимает его статус, в результате чего, язык становится выше государственного. Затем, превозносится национальная культура, и конечно же, история. Вдруг, начинают писать, говорить, оглашать те факты, которые были скрыты или же не были оглашены во время, когда «властвовал правитель, назначенный из центра», то есть свобода слова и печати во всей своей негативной красе. И это еще повезет, если местные историки не обнаружат и не огласят факты, которые могут реально разжечь межэтнические конфликты по всей территории национальной республики. Начинает меняться буквально все. Переименовываются улицы, названия географических мест, документация ведется на национальном языке, люди начинают слышать отовсюду свою, родную, но негосударственную речь - это все в совокупности рождает только ксенофобию и национализм.

Другим, немаловажным фактором, сплачивающим вокруг себя общество, является религия. Как пишет Крысько В.Г.: одним из типов деления религиозных групп является деление по содержанию вероучения. По содержанию вероучения религиозные группы делятся на [4, Социальная психология в схемах и комментариях, с. 169]:

1. Конструктивные (основные мировые вероучения, открыто вступают в диалог с миром),

2. Потенциально деструктивные (проповедуют положения, не совпадающие с содержанием мировых религий и вообще неприменяемые в религиозной практике, которые могут нести потенциальную угрозу человеку),

3. Деструктивные (содержат в себе деструктивные положения и применяют их, им свойственны: эгоцентризм (как крайняя форма проявления эгоизма), ложные нравственные идеалы, правовой и социальный беспредел).

Самое опасное и страшное - когда практически неизбежно, кроме национального языка, культуры и истории, в действие вступает религия. Влияние религии в светских государствах довольно большое. Население любой страны можно разделять, например, по этническому признаку и по религиозному. В результате разделения по конфессиям, образуется какая-то религия, которую

исповедует преобладающее кол-во человек. Она и будет являться доминирующей религией. Конечно, националистически настроенный правитель, скажем, республики, законными или незаконными путями договорится с главным лицом доминирующей религии и заключит с ним некий союз. Затем, если в религии есть хоть что-то, потенциально деструктивное, какие-то положения - они могут быть «в штыки» восприняты представителями другой религии. Например, в такой религии, как ислам, четко прописывается так называемая «борьба с неверными», которую и взяли на вооружение многие лидеры-националисты стран и сепаратистских формирований, особенно исповедующие ислам, начала 1990-х гг. по всему миру. Под благородным, на первый взгляд, предлогом борьбы за веру, за Бога, за «свои земли», националистически настроенные лидеры с помощью своего же народа преследовали и воплощали свои личные идеи, а никак не идеи просто гражданина этой страны. Из-за до крайности надуманных предлогов, повсеместной ксенофобии и возрождения традиционализма - такие лидеры могли сказать лишь слово, а граждане стремились тотчас же исполнить слова своего лидера и превратить их в действие, в результат. Который оказался в абсолютно всех случаях плачевным, ибо ни одна сторона полностью не выигрывала от таких безрассудных действий. Все эти попытки и шаги, ранее прозвучавшие: объединение под одним языком, под одной историей, культурой, делаются для одной-единственной цели - интеграции народа под одним признаком - под одной нацией.

В принятой 10 сентября 2012 г. резолюции Генеральной Ассамблеи ООН определяется понятие «безопасность личности». Согласно представленной концепции, безопасность человека охватывает право на мир, свободу, достоинство и равноправие, а также свободу от нищеты и безысходности. Весьма важным в данной концепции является признание прямой взаимосвязи между миром, развитием и правами человека [5]. Из определений понятий «этноизоляционизм» и «этнофанатизм» следует, что «право на мир, свободу, достоинство и равноправие» в государстве, лидер которой проводит подобную политику - будут нарушаться и игнорироваться. Следовательно, пока ведется

такая деструктивная и враждебная политика по отношению к личности отдельного человека, представителя неаутохтонной нации - о безопасности личности говорить не приходится.

Поэтому, первостепенно важной задачей, на наш взгляд, является создание национальной, а лучше сказать, интернациональной идеи государства, где каждый человек, независимо от принадлежности той или иной национальности - не будет опасаться, что к нему будут применены меры, хоть как-либо задевающие его достоинство, честь, свободу. Ведь, когда люди многих-многих национальностей объединены одной идеей, т.е. по сути являются единомышленниками, что не может не сплачивать их, что не может не сближать их - у них не будет даже мысли подумать о возникновении какого-то конфликта на национальной почве. Не будет ксенофобии, не будет расовых предрассудков. Произойдет братство, единство и дружба народов. Естественно, для такого результата, во время проведения подобной политики, должны очень четко и повсеместно сработать такие силы, как:

1. государственная пропаганда в виде СМИ

2. спецслужбы - для пресечения любого рода экстремизма

А также, необходим государственный надзор над местническими языками, дабы в национальных республиках их не ставили выше государственного, чтобы официальная и неофициальная документация велась только на государственном языке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. История и теория наций и национализма: учебник. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. - 208 с;

2. Безопасность России. Понятийный аппарат национальной и международной безопасности / гл. ред. В. А. Баришполец. Москва, 2022. 960 с;

3. Очерки по этнополитологии: Монография / П.В.Осколков. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2021. - 176 с;

4. Социальная психология в схемах и комментариях: учебное пособие/В.Г. Крысько. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва, 2022 - 227 с;

5. Новый доклад ООН: экономическое развитие не гарантирует безопасности // Официальный сайт ООН. URL: https://news.un.org/ru/story/2022/02/1417972 (дата обращения: 10.02.2024)

Biliktuev M.A., Darizhapova M.N.

Biliktuev M.A.

Buryat State University named after Dorzhi Banzarov (Ulan-Ude, Russia)

Darizhapova M.N.

Buryat State University named after Dorji Banzarov (Ulan-Ude, Russia)

ETHNIC NATIONALISM AS A THREAT SECURITY OF THE STATE AND INDIVIDUALS

Abstract: this article presents all forms of such a phenomenon of a person's ethnic identity as ethnocentrism: ethno-egoism, ethno-isolationism, ethno-fanatism. The revival of ethnocentrism in the world and its consequences are discussed using historical examples. Also, the authors discuss the reasons for the formation and growth of interethnic conflicts and the emergence of ethnocentrist leaders of national outskirts and their gradual transformation into more and more radical forms.

Keywords: identity, nationalism, idea, autochthonous, nation, people, ethno-egoism, ethno-isolationism, ethno-fanatism, leader, conflict, language, religious groups, unification, separatism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.