Научная статья на тему 'Этнический фактор и проблемы российского федерализма'

Этнический фактор и проблемы российского федерализма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
156
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ершов Юрий Геннадьевич

The author estimates prospects of development of the Russian Federation from the point of view of interests of various ethnic groups, declaring, that any of them should not possess the right of priority to the control over territory, institutions and natural resources. Development of national-cultural autonomies meets the idea of perfection of a civil society, however it is necessary to remember about danger of ethnocratic capture of these formations with views contradicting with development of federation as a whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic Factor and Problems of Russian Federalism

The author estimates prospects of development of the Russian Federation from the point of view of interests of various ethnic groups, declaring, that any of them should not possess the right of priority to the control over territory, institutions and natural resources. Development of national-cultural autonomies meets the idea of perfection of a civil society, however it is necessary to remember about danger of ethnocratic capture of these formations with views contradicting with development of federation as a whole.

Текст научной работы на тему «Этнический фактор и проблемы российского федерализма»

Ю. Г. Ершов

ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Полиэтнический характер Российского государства в сочетании с традициями имперского прошлого и соответствующим отсутствием традиций федерализма делает интригующим вопрос о способе «вертикального» разделения власти в Российской Федерации. Проще — речь идет о национальной политике и состоянии межэтнических отношений в Российском государстве, переживающем болезненный переход к неопределенному будущему. Еще проще обращаться к повседневной монотонности индивидуального и коллективного существования — большинство российских (да и советских!) граждан даже в начале августа 1991 г. не могли представить столь внезапного краха «союза нерушимого», «схлопнувшегося» как карточный домик. Учитывая, что большинство людей предсказаний подобного исхода главную причину связывали с национальными противоречиями внутри советской империи, что сегодня может препятствовать постановке вопроса о будущем России как полиэтнического государства? Распад Советского Союза больно ударил по судьбам миллионов простых людей, кардинальным образом изменил — чаще всего в худшую сторону — их уровень и качество жизни, геополитическое положение их государств, возникших на обломках империи.

Речь идет не о возможности и желательности сохранения прежнего общественного строя, изжившего себя, — только лишь о недопустимости прежних ошибок и деструктивных последствий обострения межэтнических конфликтов, восстановления авторитарной унитарности государства в современной России. Тем более что, как показывают результаты социологических исследований, угрозы распространения ксенофобии и этнического экстремизма, конфессиональной и расовой розни в нашем обществе не ослабели, а разрешение конфликта в Чечне имеет, как минимум, весьма отдаленную перспективу.

Отечественные исследователи предлагают различные модели и сценарии развития федерализма и национальной политики государства. Ввиду чрезвычайной сложности проблемы ни один из них не получает безусловного признания, все они так или иначе критикуются по правовым, политическим и социокультурным основаниям. Дискуссии не утихают, умножая количество точек зрения, оттачивая аргументацию и привлекая все новые соображения обществоведов различного профиля. Характер споров порой вызывает в памяти известную шутку о встрече двух юристов и появлении трех точек зрения. В этой ситуации может быть небесполезным обращение к методологическому осмыслению существующих расхождений и теоретических альтернатив, определение социальнофилософских, аксиологических принципов подхода к решению поставленных проблем.

© Ю. Г. Ершов, 2006

ПОЛИтЭКС- 2006. Том 2. № 2

Целостность и стабильность любой федерации во взаимоотношениях с ее составными частями — факт, определяемый прежде всего содержательно, политически и социокультурно, хотя и нельзя отбрасывать позитивную или негативную роль конституционно-правовых норм, их самостоятельное значение. Кризис российского федерализма неотделим от общего кризисного состояния российского социума, являясь и его моментом, и результатом, и одной из причин. В этом смысле проблемы федерализма — составная часть более общей и глубокой проблемы укрепления государственности в целом, создания власти, легитимной морально и социально, имеющей внятную программу действий, четкие духовно-нравственные ориентиры, преследующей цели общего блага.

До тех пор, пока ценности права, свободы личности и общественных ассоциаций и союзов не станут доминирующими в обществе и сознании политических элит, противоречия федеральной и региональной властей не будут выходить за рамки неофеодаль-ного спора между сюзереном и его вассалами, который, правда, сегодня начинает решаться в пользу суверена укреплением пресловутой «вертикали власти», сопряженным с введением института полпредов и федеральных округов, отменой выборности президентов республик и глав областных (краевых) администраций. Содержанием же этой борьбы по сей день преимущественно является перераспределение между федеральной, региональной и местной властями государственной собственности, оставляющее в стороне вопросы эффективности ее использования и развития частнособственнической инициативы. Как отмечает А. Б. Габоев, «чиновничий произвол, беззаконие, безнаказанность отдельных должностных лиц на Северном Кавказе особенно очевидны... приходится констатировать, что и МВД, и прокуратуры, и суды во многих субъектах СевероКавказского региона не всегда защищают права человека, а иногда даже служат криминальному миру» (Габоев, 2005, с. 28).

Не случайно в некоторых источниках российский федерализм определяется в качестве «фиктивного», «имитационного» и т. д. Так, Н. М. Добрынин называет его «фантомным», подразумевая «такое состояние государственных и правовых институтов, при котором зафиксированная в нормах права конструкция федеративных отношений значительно отличается от реально сложившейся и существует системный разрыв между декларированным и действительным состоянием государственной системы» (Добрынин, 2003, с. 77). Правда, трудно согласиться с выведением «фантомности», да еще в качестве основного признака, из асимметрии федеративного устройства — политического, правового и экономического неравенства (там же, с. 78). Федеративное государство, как свидетельствует мировой опыт, может быть и асимметричным, и при этом вполне реальной, т. е., жизнеспособной и динамично развивающейся системой. «Фан-томность» же нашей Федерации — прямое порождение и продолжение главного качества российской политико-правовой системы, определяемого как «мнимый конституционализм». Суть этого феномена — в радикальном противоречии между политикой и правом, возникающем достаточно часто при переходе от традиционного общества к модернизации. Он представляет собой гибрид новых конституционных и политических норм, ценностей, институтов и прежнего политического класса, использующего конституцию

ПОЛИтЭКС- 2006. Том 2. № 2 не как средство социального контроля и управления, но как способ легитимации собственной власти по образцам развитых демократий. Такой политико-правовой «мутант» нацелен на стабилизацию общества в интересах политического режима, и именно из него следует выводить декларативность всей институционально-нормативной системы общества при сохранении авторитаризма и бюрократизма, прорастание тенденций монополизации власти и свертывания начатых реформ. Политическая система принятия решений, основанная на принудительном и централизованном распределении ресурсов любого рода в интересах узкой группы обладателей власти и аппарата принуждения — чиновников, принципиально несовместима с целями гражданского общества. Реально гражданское общество в России подмято как федеральными, так и региональными политическими элитами, точнее, учитывая их состав, — чиновничьей бюрократией.

Под современным гражданским обществом мы подразумеваем систему добровольных самоуправляющихся объединений людей, обладающих основными, признаваемыми в качестве естественных и неотъемлемых, правами и свободами. В соответствии с так понимаемой природой гражданского общества должны организовываться взаимоотношения между народами в государстве со сложным полиэтническим составом. Стабильность гражданского общества и его поступательное движение в значительной степени зависят от возможностей для самореализации и удовлетворения своих интересов различными социальными группами и общностями, в том числе и этническими. Опора на ценности гражданского общества с необходимостью влечет превращение государства в инструмент общественного согласия и компромисса, создания определенного баланса индивидуальных и групповых интересов, в средство достижения социального партнерства и гражданского мира. Именно на этом пути воплощается в жизнь единство сильного государства и правовой гарантированности статуса личности как свободного и автономного индивида.

Суть этого подхода исчерпывающе изложил Питирим Сорокин, считавший необходимым создание условий, «при которых различным народностям, входящим в состав одного государства, жилось бы свободно и хорошо. От этого порядка выиграли бы и государство в целом, и отдельные национальности. Раз в данном государстве каждой народности предоставлено полное самоуправление, раз каждая национальность ни в чем не ограничена, то в единстве и процветании такого государства будут заинтересованы все его народности. Прочность и благосостояние его будут им дороги. В таких условиях каждая национальность не только не будет желать отделенности от него, но, напротив, будет стремиться теснее сплотиться с другими народностями под крышей этого государства» (Сорокин, 1997, с. 95).

В самом общем виде решение проблем федерализма сопряжено с укреплением института частной собственности и рыночных механизмов гражданского общества, независимостью средств массовой информации, идеологическим и политическим плюрализмом, словом, движением по пути свободы. Движение к этой цели по необходимости не может не быть длительным, поэтапным, определяемым политической повесткой дня, закреплением достигнутого уровня межэтнического согласия и толерантности граждан,

ПОЛ^ТЭКС- 2006. Том 2. № 2

культурного плюрализма и освоения общечеловеческих ценностей. Объективно собственной природе федерализма присуще противоречие между центростремительными и центробежными тенденциями, подобное объективности противоречий между трудом и капиталом, управляющими и управляемыми. Все они присущи системе общественных отношений, создаваемых человеческой деятельностью, следовательно, и понимать их содержание, и разрешать их противоречия необходимо с учетом интересов, чувств и ценностей, определяющих эту деятельность. В этом плане жизнь федеративного государства представляет процесс постоянного согласования несовпадающих интересов различных социальных групп, в том числе этнических и территориальных.

Во многих источниках, обращающихся к истокам противоречий российского федерализма, его шаткому, неустойчивому состоянию, все зачастую сводится к пресловутому «параду суверенитетов», злой воле этнических элит, преследующих свои властные амбиции. Между тем сепаратизм в России — и этнический, и региональный — закономерность модернизационных циклов, вызываемая распадом государства, ростом дезорганизации и конфликтом составных частей государства, особенно когда оно громадно по размеру и количеству народов, составляющих его население.

Начиная с 70-х годов прошлого века этнологи фиксируют так называемый «этнический взрыв». Явившись закономерным ответом процессам глобализации и интернационализации общественных отношений на планете, он характеризует стремление этносов и этнических групп к обретению большей политической самостоятельности, в пределе — собственной государственности, как минимум — устранение этнической дискриминации. Угроза потери культурной самобытности в результате ассимиляции или вымирания вызывает реакцию своеобразного коллективного этнического инстинкта самосохранения. В частности, по одной из оценок, стремление Абхазии сохранить государственную независимость объясняется именно угрозой ассимиляции абхазского этноса. Отмена в 1989 г. автономии албанцев в Косово привела к радикализации их борьбы за более высокий политико-правовой статус. Беглый взгляд на политическую карту мира дает массу свидетельств против упрощенных представлений о природе, причинах и движущих силах этнических конфликтов.

Либерализация политического режима, начавшаяся вместе с перестройкой, обнаружила изрядное разномыслие в обществе прежнего «морально-политического единства», спектр самых разнообразных мировоззренческо-идеологических ориентаций. Стоит ли удивляться вспышкам чувств и эмоций, окрашенных этнически, по поводу ущемленного достоинства, дискриминации? Идеи демократии, равенства, естественных прав и свобод, сопряженные с правом народов на самоопределение, в контексте прежнего «ранжирования» народов в иерархии форм политической самостоятельности закономерно вызвали подъем этнического самосознания «второсортных» и «третьесортных» народов.

Созданные в советское время формы политической и культурной автономии для многих народов бывшей Российской империи оказали, особенно в первые десятилетия, ускоряющее воздействие на их социально-экономическое, политическое и культурное

ПОЛ^ТЭКС- 2006. Том 2. № 2

развитие. Этносы-народности перерастали в этнонации. Они укрепляли свое самосознание вопреки ограничениям «сверху» и потенциал противодействия против наднациональной диктатуры партийно-государственной бюрократии. Другое дело, что «карту национального государства» в условиях перестройки и кризиса союзного государства с успехом разыгрывали номенклатурные элиты республик и автономий, в том числе «активируя» претензии, действительные или мнимые, и к союзной бюрократии, и к другим народам. В борьбе посулов «суверенитета» Б. Ельцин одержал победу над М. Горбачевым, олицетворяя демократическое движение и ценности свободы, равноправия и справедливости. Принцип права народов на самоопределение активно использовался в борьбе за политическую власть с союзным «имперским» руководством, у нынешней политической «элиты» он явно не популярен. В этом плане цена демократизма и патриотизма нынешних федеральных и региональных политических лидеров примерно та же, что их недавняя преданность идеалам развитого социализма и интернационализма.

Но проблемы межэтнических отношений, в том числе русского этноса с другими народами — на бытовом, повседневном уровне, все равно остаются, в связи с появлением русских националистов даже обостряются, особенно в условиях затяжного кризиса либерально-демократической оппозиции и роста социального неравенства в обществе.

Негативное влияние прошлого может быть понято в рамках концепции «внутреннего колониализма», объясняющей межэтнические процессы в развивающихся странах, к которым многими чертами сегодня относится и Россия. Речь идет о ситуации, при которой прежнее расширение Российской империи, освоение новых территорий благодаря численному, военному и техническому превосходству русского этноса сопровождалось навязыванием его культурных ценностей, норм и моделей поведения аборигенному населению. Привилегированное положение русских закреплялось не только военной силой, но и системой стереотипов (расовых, языковых, религиозных и т. п.), оправдывающих это превосходство. Колонизация вообще происходит в различных формах — от почти полного истребления местного населения до ненасильственного присоединения по просьбе государства, спасающегося от угрозы жестокого порабощения. Помнить подобные вещи нужно хотя бы из-за спекуляций по поводу исключительно гуманного отношения в Российской империи к «добровольно» присоединяющимся народам, прямо или косвенно противопоставляемого иным — варварским вариантам геноцида. Далее возникает тема конфликта этноцентристских стереотипов, которая требует самостоятельного осмысления. Заметим, правда, что когда она выплескивается в СМИ и становится «разменной монетой» в политической полемике, то, как правило, обостряет межэтнические отношения.

Онтологическая заданность Мира человеку через принадлежность к определенному этносу делает сферу межэтнических отношений предельно хрупкой. Историческая память о прошлых войнах, победах и поражениях, враждебные этнические стереотипы, культурно-психологическая отчужденность и т. п., впитываемые с детства с усвоением родного языка, обычаев и традиций, создают почву для распространения этнических предрассудков, предубеждений, транслируемых от поколения к поколению. Приобретая

ПОЛИТЭКС- 2006. Том 2. № 2

самостоятельное существование на социально-психологическом уровне, они вызывают межэтническую напряженность. Типичен в этом смысле — для постимперских условий — психологический комплекс «общей травмы», выражающий достаточно болезненное привыкание русского большинства к своему новому, «сжавшемуся» после распада СССР, пространственному телу. Он вызвал потребность в психологической компенсации — самозащите от переживаний, связанных с внезапным изменением геополитического статуса страны, провоцирующих «великодержавное» отношение к другим народам России («Россия — для русских») (подробнее см.: Паин, 2002).

Между тем, как отмечает Л. М. Дробижева, «снижение чувства психологического неравенства по признаку этничности — значительный ресурс для адаптации людей к рыночной экономике и демократизации. Свобода самовыражения, социальный оптимизм — важный фактор не только психологического состояния, но и социальной деятельности» (Дробижева, 2005, с. 23-24). Интеграция гражданского общества может усиливаться (или, напротив, ослабляться) за счет самочувствия людей разной этничности, живущих в государстве. (В этом контексте трудно объясним рационально запрет перехода в Татарстане алфавита на латинскую графику; за ним просматривается скорее стремление «командным голосом» построить всех в одну шеренгу, унифицировать по единому образцу.) Когда сегодня призывают «очистить» российский федерализм от национальной основы или планируют избавиться от нее к определенному сроку, то тем самым предполагают, что по приказу те или иные народы будут готовы отказаться от своей бытийственности.

Такого рода «технократические» решения, даже оснащенные логико-математической аргументацией, совершенно не учитывают одного из первоначал человеческой жизни, его вне- и надрациональной природы. Этнологи определяют этнос как «суперсоциальную» общность, имея в виду восприятие человеком и самой общностью своего языка, обычаев и традиций, в целом культуры как безусловных «данных» самой природой, тем самым — как нечто сакральное. Именно поэтому стремление этносов к свободе, которая достижима в своей максимальной полноте в рамках собственного государства, несводима к соображениям выгоды или расчета, амбициям лидеров.

По этим причинам «концептуальная модель» нового российского федерализма, при всей ее фундаментальности, обоснованности применением математических методов оптимизации, плохо согласуется с неподдающейся формализации иррациональностью, присущей любому этническому бытию (см.: Добрынин, 2005).

При этом совершенно справедливо требование к политическим элитам республик по исключению явлений клановости и дискриминации по этническому признаку, пресечению попыток разжигания национальной розни, в том числе представителями интеллигенции, паразитирующими на создании антироссийского исторического мифотворчества. «Авторы некоторых публикаций, — пишет на страницах “Известий” Фаиль Ибятов, — нередко создают мифологические фантомы воистину колоссальной мощи, но совершенно оторванные и от реальной жизни, и от реальных проблем жизнеобеспечения татар». Пора признать, продолжает публицист, что за годы «суверенизации» «в политиче-

ПОЛИТЭКС- 2006. Том 2. № 2

ской элите Татарстана, в том числе в интеллектуальных кругах, укоренились своего рода реваншистсткие настроения, тесно связанные с нарочитым муссированием давно канувших в Лету фактов дискриминации татарского народа» (Ибятов, 2005). Случайно или нет, но вывод о том, что колоссальные пространства Евразии татары удерживают рука об руку с русским народом, совпал с тезисом Президента России В. Путина в речи, посвященной тысячелетию Казани: «Без Казани не было бы России!» Идея очень точная политически и верная по существу.

Исходя из приоритета ценностей гражданского общества, мы считаем, что «все народы, населяющие страну, признаются государственнообразующими, и ни одна этническая группа не может и не должна обладать преимущественным правом на контроль над территорией, институтами власти и природными ресурсами. Равенство прав и обязанностей обусловливает необходимость принятия скоординированных решений с учетом интересов различных национальных групп и при соблюдении демократических прав и свобод человека на всей территории страны» (Пляйс, 2002, с. 26). Отвечает духу и принципам гражданского общества развитие национально-культурных автономий, способных сочетаться и дополнять национально-территориальные автономии, выступая гибкой формой самоопределения народов, хотя и при этом следует помнить про возможность этнократического захвата национально-культурной автономии в целях, противоречащих ее исходным принципам.

Литература

Габоев А. Б. Защита прав и свобод человека — важнейший составной элемент при осуществлении государственной национальной политики // Государство и право. 2005. № 1.

Добрынин Н. М. Новый федерализм: Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. Новосибирск, 2003.

Добрынин Н. М. Построение концептуальной модели нового российского федерализма и комплексный, системный подход в оптимизации федеральных отношений // Государство и право. 2005. № 2.

Дробижева Л. М. Завоевания демократии и этнонациональные проблемы России (что может и чего не может дать демократизация) // Общественные науки и современность. 2005. № 2.

Ибятов Ф. В поисках татарских корней // Известия. 2005. 30 авг.

Паин Э. Социально-культурные факторы и механизмы динамики ксенофобии и экстремизма // Казанский федералист. 2002. № 3(11).

Пляйс Я. На перекрестках модернизации российского федерализма // Власть. 2002. № 11.

Сорокин П. Автономия национальностей и единство государства // Государство и право. 1997. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.