Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 3
Е.А. Глазова
ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ
РЕКЛАМЕ: ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ
Французское общество прошло долгий путь по преодолению стереотипов, связанных с цветом кожи. Французская реклама представляет свой взгляд на проблему межэтнических отношений.
Ключевые слова: французская реклама, темнокожие персонажи, стереотипы, толерантность.
The French company has done much to overcome stereotypes related to the color of the skin. The French advertising presents his view on the problem of relations between the different ethnic groups.
Key words: French advertising, dark-skinned characters, stereotypes, tolerance.
Одной из важнейших ценностей французского общества со времен революции считается равенство. Это понятие даже выведено в девиз, ставший символом Франции: «Свобода, равенство и братство».
Равноправие — сегодня важнейший принцип существования французского общества. И так как это общество — мультикультур-ное, то одним из главных аспектов равенства является отношение к различным национальностям. Франция — многолика. Однако сказать, что разные национальности и культуры уживаются без проблем в современной Франции, было бы неверно. Несмотря на то что понятие толерантности идеологически настойчиво внушается обществу, ситуация взаимного приятия культур далека от идеальной. По описанию Т.Ю. Загрязкиной, «можно сказать, что "старые" и "новые" представления сосуществуют, конфликтуя или сочетаясь между собой»1.
В данной статье будет рассмотрена интерпретация образов темнокожих людей во французской рекламе.
Надо отметить, что слово «черный» имеет очень яркую коннотацию во французской культуре. «Работать по-черному/нелегально», «черный день», «черная магия» ("travailler au noir", "journée noire",
Глазова Елена Александровна — канд. филол. наук, доцент кафедры французского языка и культуры факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
1 Загрязкина Т.Ю. Французская национальная идентичность: миф или реальность? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 1. С. 53.
"magie noire"), как и в русском языке ассоциируются с чем-то негативным. К тому же во французском языке есть еще выражения, которые подтверждают неприятные качества черного: «быть черным от гнева», «иметь черное настроение», «очернять картину» ("être noir de colère", "humeur noire", "noircir le tableau").
Подобная характеристика черного цвета идет из Средневековья, когда черный цвет считался цветом дьявола. В XVI в. во французский язык из иберийской культуры пришло слово «негр», которое также стало соотноситься с демонической натурой, поскольку Сатана назывался «Великий негр»2. В связи с этим во французском языке того времени «черный» — это непроглядная темнота. В дальнейшем, черный цвет ассоциируется с грязью и болезнями. Не случайно возникло понятие «черной» чумы. Стереотипы эти были поддержаны в XVIII в., в эпоху начала колонизации. Одной из тенденций того времени была демонизация черного населения по аналогии с «черным ангелом» — «падшим ангелом». Колонизация же была оправдана на основании библейского проклятия рода Ханаана (сына Хама), прародителя африканских народов, сыновья которого должны были вести рабское существование3. Так зародилось поверье, что черные люди либо прокляты, либо вовсе не имеют души, что нашло свое отражение в рекламе вплоть до 1970-х годов.
Коммерческая реклама во Франции как осознанное явление возникла во второй половине XIX в. С точки зрения политических завоеваний это было время второй волны колонизации, когда усиливается французское влияние и военное присутствие в Сенегале и странах Магриба, подписывают договор с Мадагаскаром, предпринимается захват государств в Азии: современных территорий Камбоджи и Вьетнама. Темнокожие жители этих стран воспринимались во Франции как диковинка. В этот же период возникли все негативные стереотипы, которые стали в наше время считаться признаком расизма. Тем не менее до сих пор они все равно остаются в сознании многих, ибо отношение к темнокожим стало привычкой, повседневностью, а «изменение повседневности требует определенных условий. Нельзя порвать с повседневностью посредством некоторой экзальтации, будь то мирной или насиль-ственной»4.
2 Hoffmann L.-F. Le nègre romantique: personnage litt raire et obsession collective. Paris, 1973. Р. 87.
3 Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих (Книга Бытия. Глава 9, стих 25).
4 Лефевр А. Повседневное и повседневность // Социологическое обозрение. Т. 6. 2007. № 3. С. 36.
Так, возьмем, например, рекламную афишу 1892 г., восхваляющую чудесные свойства мыла "La lessive de la ménagère"5. Комментарии гласят, что оно "отмыло бы даже негра".
На картинке изображено некоторое темнокожее племя перед корытом, выдолбленным из дерева. На переднем плане — отмытая женщина с африканскими чертами лица и светлой кожей. За корытом — мать отмывает черного ребенка, одна рука которого уже белая. Справа от корыта сидит черный мужчина, который радуется в предвкушении купания. На заднем плане — уже вымытый белый туземец бежит, радостно воздев руки к небу. Иными словами, это рекламное сообщение должно читаться следующим образом: черный цвет — это грязь. Черная кожа — признак вырождения белой расы. Черные должны избавиться от своей оболочки, чтобы приблизиться к «чистой» расе.
Темнокожий персонаж встречается не только в рекламе моющих средств. В 1914 г. на французском рынке появился новый продукт — напиток из порошкового шоколада "Banania". В 1912 г., будучи в Никарагуа, журналист Пьер Ларде открыл новый напиток, в который входили банановая мука, толченые злаковые культуры, какао и сахар. После возвращения во Францию он решил основать промышленный выпуск этой продукции. В 1914 г. он предложил различные названия для этого напитка: Bacao, Bana-Cacao, Bananette, Bananose, Banarica и наконец Banania с изображением жительницы Антильских островов на пачках. Таким образом, новый продукт сочетал в себе два экзотичных компонента, связанных с понятием колонизации: бананов и шоколада.
В 1915 г. художник Жиокомо де Андреис предложил другой образ для рекламы этого напитка. Предложенный им персонаж "L'ami Y'a bon" на долгие годы стал символом "Banania". Это сенегальский стрелок, который пьет с ложечки шоколад, улыбается и комментирует: «Там вкусный!» — «Это вкусно!» на французском наречии некоторых французских колоний начала XX в. Это наречие называлось "Le petit nègre" ("pitinègue" или "français tirailleur" — французский для стрелков). Во время Первой мировой войны во французскую армию записалось очень много выходцев из африканских стран, ставших знаменитыми сенегальскими стрелками. Однако все они говорили на различных наречиях, а содержать целый корпус переводчиков в армии было очень накладно. Таким образом, французские власти решили обучить новый воинский контингент упрощенному французскому языку. В 1916 г. вышел
5 URL: https://www.prezi.com/9hfsgt1jj5yi/francais-les-noirs-dans-la-publicite (дата обращения: 10.03.2015).
учебник «Французский язык, как на нем говорят наши сенегальские стрелки». Цель учебника — солдат мог научиться выражать свои мысли за очень короткий срок, так чтобы его могли понять окружающие. В 1828 г. в словарь Grand Larousse вошло другое понятие "Le petit nègre" со следующим описанием: «Упрощенный французский язык, используемый неграми в колониях».
Со временем изображение "L'ami Y'a bon" претерпело изменение от более реалистичного до схематичного «мультяшного» персонажа: голова с ложкой с неизменной красной феской.
В 1960-е годы эта реклама исчезла, как вызывающая полемику по вопросу расизма. Она трактовалась как карикатурное изображение черного населения Африки. Стали говорить о том, что изображение черного стрелка подчеркивает неграмотность и глупость темнокожего населения Африки. Даже то, что "L'ami Y'a bon" улыбается, стало интерпретироваться как представление наивности и недалекости.
В 2005 г. вновь возникла полемика из-за выпущенной в продажу продукции "Banania". На коробке изображен современный представитель "L'ami Y'a bon" в уже знакомой красной феске. Коллектив представителей Антильских островов Реюньона и Гвианы осудили эту упаковку как расистскую. С точки зрения этого коллектива, подобные рекламные акции передают, особенно молодому поколению, негативный и деградирующий образ людей черной расы как людей малообразованных, которые не могут грамотно составить по-французски предложение из трех слов.
"L'ami Y'a bon" окончательно исчез с прилавков магазинов в мае 2011 г., когда судебный процесс выиграла организация Движение против расизма и за дружбу между народами (MRAP).
Еще один шоколад, который использовал в своей рекламе образ чернокожего человека, — это шоколад "Félix Potin". Изображение этого человека схематично и карикатурно, что напоминает более поздние рекламы "Banania". Одет человек в костюм прислуги и занимается взбиванием шоколадного напитка. Наиболее важная внешняя черта персонажа — улыбка. Несмотря на схематизацию образа, улыбка сохранялась и представляла собой контраст между шоколадной кожей персонажа и белыми зубами. В то же время эта улыбка свидетельствует о том, что он доволен своим положением прислуги. Слоган рекламы подается с юмором и имеет двойной смысл: «Взбит и доволен». Эта фраза касается шоколада, но она также может относиться и к самому человеку и переводиться: «Побит и доволен». Палочка для шоколада, которую он держит в руке, ассоциируется с кнутом рабовладельцев. Таким образом, эта реклама делает от-
сылку к рабовладельческому обществу и является унизительной для чернокожего населения.
В 1970-е годы происходят изменения в менталитете французов и в их повседневной жизни. «Повседневные действия человека обусловлены психологически и социально, имеют определенную форму и значение, сохраняющееся и/или изменяющееся с течением времени»6. Так этот период с социальными и психологическими изменениями в области межрасовых отношений.
Одновременно с этим рекламный рынок во Франции расширяется. Реклама становится международной как с точки зрения присутствия иностранных рекламных агентств, так и с точки зрения распространения французских брендов во всем мире. В Америке этот период совпадает с выступлениями темнокожих граждан за свои права. Отголоски этой борьбы доходят и до Франции, тем более что миграционная политика этого времени приветствует приток темнокожих эмигрантов из стран Африки. Французское общество становится осторожнее в своих высказываниях. Закон о свободе прессы вводит дополнение 1 июля 1972 г.: он запрещает оскорбление на расовой почве и расовую дискриминацию7. Тем не менее считалось, что темнокожие французы — это люди, проживающие в дешевом социальном жилье пригорода без стабильной работы, без возможности купить себе дорогой автомобиль, и не участвующие в экономике страны. По этой причине невозможно назвать престижным образ темнокожего человека.
Рекламы стали осторожнее в своем выражении. Образ черного раба исчезает. Однако темнокожие персонажи присутствуют только для привнесения экзотической нотки в рекламу. Среднестатистический персонаж афиш и роликов оставался белым, так как должен был ассоциироваться с обыкновенным, можно сказать, постоянным клиентом. Но некоторая продукция изначально вызывала мысли о других странах и континентах. Например, печенье "St Michel. Bamboula" уже своим названием намекало на что-то неевропейское. На самом деле слово "bamboula" обозначает африканский барабан или танец, который привезли черные депортированные эмигранты в Новый Орлеан. В дальнейшем так стали называть людей африканского происхождения, и слово получило уничижительную окраску8. Главным героем этой марки стал африканский
6 Загрязкина Т.Ю. Культура повседневности: миф или реальность? или От обыденного до Особенного один шаг // Франкофония: культура повседневности. М., 2013. С. 50.
7 Закон от 1 июля 1972 г. № 72-546, закон об изменениях в законе о свободе прессы от 29 июля 1881 г., так называемый закон Плевена.
8 URL: http://www.eighties.fr/publicite/819-biscuits-bamboula (дата обращения: 10.03.2015).
мальчик из саванны. Веселый, ловкий, одетый в пятнистую шкуру, которая была похожа на само печенье с шоколадной крошкой. Ролик в форме мультфильма представлял племя туземцев, которое гналось за мальчиком, но он убегал, забравшись по веревочной лестнице. Тогда племя съедало печенье, изображенное на первом плане. Персонаж стал очень популярным в 1980-е годы. Он стал героем комиксов и пластинок. Однако в 1990-е против этого рекламного персонажа были выдвинуты обвинения в расизме. В частности, организация SOS Racisme подала жалобу в суд. Таким образом, данная продукция исчезла. Только через 15 лет после закрытия этого направления, компания "St Michel" снова запустила производство печенья с шоколадной крошкой для ностальгирующих по вкусу 1980-х годов. Тем не менее она не осмелилась вернуться к старому названию. Теперь это просто песочное печенье из Ретц с шоколадной крошкой — "Sablé de Retz au chocolat".
Еще одной рекламой, где использование темнокожих актеров было оправдано самой продукцией, были консервы с кускусом "Saupiquet" 1978 г. Кускус — это пшеничная крупа, которая сложит основой для блюда магрибского или берберского происхождения. Рекламисты, вдохновившись стереотипами, связанными со странами Магриба, создали видеоролик — арабскую сказку. На экране показан гарем, танцы живота, много темнокожих танцовщиц, которые несут на голове блюда с кускусом. Между ними возлежит султан, который тоже поет о достоинствах "Saupiquet". Ролик так же, как и реклама печенья, получил неоднозначное толкование во французском обществе. Многие увидели в нем расистские предрассудки. Молодежь и подростки стали напевать песню из рекламы, чтобы дразнить своих товарищей магрибского происхождения. Другие же, наоборот, восприняли эту рекламу как попытку сблизить две культуры9. Так или иначе, но этот ролик до сих пор воскрешает у французов воспоминания о 1980-х годах.
В 1990-е годы произошла более явная революция по слому стереотипов в области представления различных рас в рекламе. Связано это было, во-первых, с тем, что появилась плеяда чернокожих звезд в различных направлениях: музыке, спорте, модельном бизнесе. После победы в 1998 г. в кубке мира по футболу появилось много афиш с изображением чернокожих спортсменов. Возникли новые стереотипы, связанные с темнокожими людьми, которые теперь могли быть хорошими спортсменами, певцами или танцорами.
9 URL: http://www.special80.skyrock.com/2247439633-PUBLiaTE-C0USC0US-SAUPIQUET-RICHARD-G0TAINER-1980.html (дата обращения: 10.03.2015).
Во-вторых, 1990-е годы стали победоносными в борьбе за права темнокожих. С 1991 по 1994 г. произошло крушение режима Апартеида и избрание первого чернокожего президента Южной Африки Нельсона Манделы. Во Франции же проявили себя общества по борьбе с расовой дискриминацией, деятельность которых стала заметна именно в это время. В 1983 г. во Франции прошел Марш за равенство и против расизма, который в прессе окрестили "Marche des Beurs" — марш арабов, родившихся во Франции, против дискриминации. Предпосылкой к этому движению стало пять убийств выходцев стран Магриба по причине расовой принадлежности. После этого была создана организация SOS Racisme. Среди других антирасистских объединений, включившихся в активную и результативную борьбу можно назвать: Движение против расизма и за дружбу народов (MRAP); Международную Лигу против расизма и антисемитизма (LICRA); Общее объединение против расизма и за уважение французской и христианской идентичности (AGRIF); Движение иммиграции и жителей пригорода. В 2005 г. был создан Представительский Совет черных ассоциаций во Франции, целью которого стала защита черного населения во Франции, ставшего жертвой против дискриминации.
В-третьих, произошли некоторые реформы регуляции подачи рекламы. Уже первая цензура в этой области появилась в 1970-е годы10. В 1989 г. был создан Высший совет по аудиовизуальной информации (CSA), который стал контролировать рекламу по содержанию и по форме. Среди главных положений, которые контролировались, можно назвать: уважение достоинства человека, свободу от любой дискриминации, создание рекламы в соответствии с интересами потребителя, отсутствие любых шокирующих элементов. Нарушение этих правил преследовалось по закону.
В 1990 г. было заключено соглашение между CSA, рекламодателями, рекламными агентствами и управлением рекламы на ТВ, по которому Бюро по контролю рекламы (BVP) должно было выдавать разрешение на показ любого рекламного ролика.
Таким образом, начиная с 1990-х годов изображать людей с темной кожей в рекламе стали очень осмотрительно. Если попробовать классифицировать темнокожих персонажей, то можно выделить два вида: звезды и простые люди. Вероятно, из-за боязни в обвинении в карикатурном изображении лиц небелой расы рекламисты отказываются от рисованных мультипликационных изображений.
Одной из звезд французского спорта является черный атлет Ладжи Дукуре, который очень востребован во французской рекламе.
10 Rioux J.-P, Sirinelli J.-F. La culture de masse. Paris, 2002. P. 425.
Он родился во Франции, но отец у него — малиец, а мать — сенегалка. Кроссовки Nike+, газета Paruvendu, дезодорант Mennen (2008) — это список тех брендов, которые прорекламировал этот спортсмен11. В рекламе кроссовок и дезодоранта он демонстрирует свои спортивные способности, естественно, всех побеждая и демонстрируя свою хорошую форму и элегантность. В рекламе газеты, напротив, он никуда не бежит, а просто беседует с двумя белыми мужчинами о том, как быстро и просто распространяется информация о купле-продаже. Иными словами, в этой рекламе идет расчет не просто на то, чтобы подчеркнуть таланты Дукуре, а на узнаваемость этого человека и на положительную реакцию публики на него.
Но не все рекламы так однозначны. Например, компания L'Oréal в 2001 г. пригласила стать ее лицом темнокожую певицу Бейонсе. Однако почти каждая реклама провоцировала скандал. Рекламу обвиняли то в том, что она осветлила на четыре тона цвет кожи певицы, то нос певицы сделали более тонким. Последней провокацией была реклама 2011 г., где Бейонсе была представлена блондинкой. Некоторые темнокожие зрительницы задавались вопросом, не насмехаются ли над ними, и утверждали, что реклама является заведомо ложной12. Тем не менее такое стилистическое поведение компании L'Oréal напоминает постулат, сформулированный Фредериком Бегбедером о том, что модель должна быть BBR (bleu, blanc, rouge) под стать французскому флагу13, должна соответствовать представлениям Франции, т.е. белокожей.
К другому типу рекламы с темнокожими персонажами можно отнести современные рекламы различных брендов, которые стремятся показать свою толерантность по отношению к разным национальностям и стараются представить серию роликов с разными персонажами. Психологически они пытаются обращаться ко всем социальным группам: к белокожим и чернокожим, к молодым и старым, к мужчинам и женщинам.
К таким рекламам можно отнести серию роликов «Когда я был маленьким» бренда детской одежды "Petit bateau". Она представляет маленькие фильмы воспоминаний взрослых и детей о своем детстве. Все вместе это похоже на разноцветный калейдоскоп людей.
С призывом к толерантности также выступает реклама фирмы "Décathlon"14. Ролик представляет детей разных возрастов и нацио-
11 URL: http://www.ladjidoucoure.com/ (дата обращения: 10.03.2015).
12 URL: http://www.jewanda-magazine.com/20n/01/nouvelle-pub-de-beyonce-pour-loreal-de-qui-se-moque-t-on/ (дата обращения: 10.03.2015).
13 BeigbederF. 99 francs. Paris, 2000.
14 URL: http://www.culturepub.fr/videos/decathlon-tout-le-monde-a-le-droit-de-jouer/ (дата обращения: 10.03.2015).
нальностей. Они собираются играть в футбол на пляже. Тут и белые и темнокожие. В стороне стоит девочка блондинка. Мальчики играют без нее. Но когда мячик отлетает в ее сторону, она лихо закручивает его и гордо уходит. «Все имеют право играть», — гласит финальный слоган.
И наконец, стоит привести пример рекламы, где темнокожая модель обыгрывает с юмором имеющиеся стереотипы. Примером такой рекламы можно назвать ролик Digicel (магазин домашней техники), где в роли Деда Мороза или Père Noël выступает молодая мулатка. Она кокетливо дарит подарки и заканчивает соблазнительным танцем с одним из одаренных. В середине ролика девушка издает характерный традиционный для Деда Мороза мужской смешок: «Хо, хо, хо». И тут же, как бы одергивает себя. Здесь обыгры-вается эффект несоответствия ожиданию. Дед Мороз всегда представляется светлым пожилым мужчиной. А здесь темнокожая женщина выполняет нестандартную для себя функцию. Она выступает, как бы «социокультурным антонимом», т.е. ровно противоположным образом тому, который сформировался в традиционном сознании.
Нужно еще добавить, что современная Франция находится перед проблемой адаптации выходцев из стран, своих бывших колоний. «Она (Франция) не способна представить тем, кто не может найти в ней свое место, точные указания, выполнив которые они бы были признаны французами, с социальной и культурной точек зрения, а не только юридически»15. Однако в помощь таким «потерянным» людям выходят социальные рекламы, которые призваны бороться с проявлениями расизма. Так, в 2006 г. Международная Лига против расизма и антисемитизма (LICRA) выпустила ролик про некультурного футбольного болельщика16. Там изображен неприятный мужчина, типичный болельщик с расистским мировоззрением. Только он находится дома, а не на стадионе. На столе у него стоит аквариум с черной рыбкой. Мужчина начинает скакать вокруг нее, изображая обезьяну. Затем предлагает ей банан. В конце концов, он бросает банан в воду и плюет туда. Следует надпись: «Нет расизму на футбольных стадионах».
В 2009 г. появилась реклама Высшего органа борьбы с дискриминацией и за равенство (Halde)17. Она представляет собой маленький мультфильм. Человек направляется к двери, которая перед ним захлопывается. Дальше звучит текст: «Если Вы тоже стали жертвой
15 Iribarne d'P. L'étrangeté française. Paris, 2006. P. 268.
16 URL: http://www.youtube.com/wateh?v=xJAoCf4qdMI (дата обращения: 10.03.2015).
17 URL: http://www.youtube.com/watch?v=YZeRSGZZyF0 (дата обращения: 10.03.2015).
дискриминации, позвоните в Halde. Равенство, это то, о чем говорят, и это то, что должно применяться». После этого дверь вновь открывается. Обе рекламы являются призывом обществу, не просто попыткой переломить существующие стереотипы, но и в какой-то степени отпором тем, кто попытается угрожать темнокожим или ущемлять их права.
Таким образом, можно видеть, что изображение темнокожих людей во французской рекламе свидетельствует о развитии и изменении менталитета французской нации. Реклама прошла путь от изображения колониальных стереотипов (где черный человек считался рабом, лишенным души) до опасений оказаться виноватыми перед темнокожими представителями нации. Нужно отметить, что, несмотря на появление очень четких законодательных рычагов регуляции расовой дискриминации в 1970-е годы, настоящие изменения в сознании общества относительно цвета кожи наступили только в 1990-е. Нельзя сказать, что проблема настороженного отношения к темнокожим окончательно себя изжила во Франции. Как иронично выразился в 2002 г. Денис Макшейн, британский министр: «Я удивлен, что во Франции, где живет 5 миллионов мусульман, нет ни одного важного политика, который не был бы белым. У нас не довольствуются только тем, что черные представлены в футбольной команде»18. Но представители французского общества все же стремятся выстраивать иной диалог с темнокожими гражданами, в том числе в сфере рекламы. Не утрачивая своей коммерческой направленности, реклама превращается в средство формирования политкорректного имиджа, поддерживающее идею равенства.
Список литературы
Библия. Книга Бытия.
Загрязкина Т.Ю. Культура повседневности: миф или реальность? или От обыденного до Особенного один шаг // Франкофония: культура повседневности. М., 2013. Загрязкина Т.Ю. Французская национальная идентичность: миф или реальность? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 1. Лефевр А. Повседневное и повседневность // Социологическое обозрение. Т. 6. 2007. № 3. Bordet D. Les Cent plus belles images de Banania. Paris, 2004. Dayan A. La publicité. Paris, 2003.
18 Денис Макшейн, министр Министерства иностранных дел и по делам Содружества (Форин-Оффис), интервью в Monde, 20 апреля 2002 г.
Garrigues J. Banania: histoire d'une passion française. Paris, 1991.
Hoffmann L.-F. Le nègre romantique: personnage littéraire et obsession collective. Paris, 1973.
Iribarne d'Ph. L'étrangeté française. Paris, 2006.
Jouve M. Héros de pub. Quand les marques s'inventent un visage. Paris, 2009.
Rioux J.-P, Sirinelli J.-F. La culture de masse. Paris, 2002.
Интернет-источники
URL: http://www.culturepub.fr/videos/decathlon-tout-le-monde-a-le-droit-de-jouer/ (здесь и далее дата обращения: 10.03.2015)
URL: http://www.eighties.fr/publicite/819-biscuits-bamboula
URL: http://www.jewanda-magazine.com/2011/01/nouvelle-pub-de-beyonce-pour-loreal-de-qui-se-moque-t-on/
URL: http://www.ladjidoucoure.com/
URL: https://www.prezi.com/9hfsgt1jj5yi/francais-les-noirs-dans-la-publicite/
URL: http://wwwispecial80.skyrock.com/2247439633-PUBLiaTE-C0USC0US-SAUPIQUET-RICHARD-G0TAINER-1980.html (дата обращения: 10.03.2015)
URL: http://www.youtube.com/watch?v=xJAoCf4qdMI
URL: http://www.youtube.com/watch?v=YZeRSGZZyF0