www.volsu.ru
ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
DOI: https://doi.oig/10.15688/jvolsu 11.2016.3.5
УДК 159.922.4 ББК 88.54
ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ И УСТАНОВКИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Лариса Владимировна Тимашева
Кандидат психологических наук, доцент кафедры конфликтологии и организационной психологии, Астраханский государственный университет [email protected]
ул. Татищева, 20а, 414056 г. Астрахань, Российская Федерация
Виктория Григорьевна Бажан
Магистр факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет [email protected]
Университетская наб., 7-9, 199034 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена выявлению психологических детерминант возникновения конфликтов среди подростков разных национальностей с помощью метода анкетирования. В результате выяснилось, что в этнических установках подростков пре-чо обладает позитивное или безразличное отношение к другим национальностям. При вза-® имодействии они делают акцент на положительных качествах своей национальности и негативных качествах у представителей других национальностей. Следовательно, под® ростки склонны к восприятию представителей других национальностей через призму Ц этнического фаворитизма и проявлению этнической дискриминации, что порождает рч национально-этнические конфликты в подростковой среде. Девочкам-подросткам мерз нее свойственна ориентация на национальность других людей при взаимодействии, чем м
^ мальчикам.
^ Ключевые слова: подростки, национально-этнический конфликт, психологичес-
5 кие детерминанты, этнические установки, этнические стереотипы, этнический фаво-н ритизм, этническая дискриминация, взаимодействие.
Исследования по проблемам национально-этнических конфликтов в течение последних десятилетий являются одной из наиболее актуальных тем в сфере психологии и конфликтологии. Возникающие на основе столкновения интересов разного уровня и содержания, они представляют собой проявление сложных глубинных процессов в отношениях между отдельными этническими общностями и группами людей [1]. За рубежом изучению такого рода конфликтов посвящены работы таких ученых, как Б. Андерсен, П. Ван ден Берг, Э. Геллнер, Р. Дарендорф, Р. Коллинз, У. Коннор, Х. Корне-лиус, Л. Коузер, С. Райан, Э. Смит, Ш. Фэйр и других [8; 17-20]. В отечественной науке исследованию этого вопроса посвящены труды Г. Здравомыслова, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Сол-датовой, В.А. Тишкова, С.А Черкасовой и других [3; 4; 9-16].
По мнению А.А. Налчаджян и Е.П. Непочатых, для проведения эффективной профилактики и предотвращения конфликтов на национально-этнической почве необходимо исследование и преобразование основных психологических детерминантов такого рода конфликтов, важнейшими из которых являются этнические установки и стереотипы [5; 7].
Этническая установка представляет собой готовность личности к восприятию тех или иных явлений национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием готовность действовать определенным образом в конкретной ситуации [6]. Негативные этнические установки по отношению к другим этническим группам ведут к этническим предрассудкам. Они определяют негативную направленность поведения по отношению к представителям других национальностей. Поэтому этническая установка является одним из основополагающих факторов возникновения этнических конфликтов в подростковых группах.
Этнический стереотип представляет собой схематизированный образ своей и чужой этнической общности, в содержании которого зачастую могут присутствовать предписания поведения к людям определенной национальности. Важным механизмом формирования этнического стереотипа является этнический фаворитизм (благоприятствование собственной этнической группе при сравнении с другими группами) [2].
С целью выявления типичных этнических стереотипов и установок подростков разных национальностей, проживающих на территории Астраханской области, был использован метод анкетирования, в ходе которого мы выяснили, какие этнические установки и стереотипы преобладают у подростков и как это влияет на их взаимодействие с подростками других национальностей.
Были проанализированы ответы 98 подростков в возрасте от 12 до 15 лет (53 девочки и 45 мальчиков) четырех национальностей: русские, казахи, татары, представители народов Кавказа, а также подростки из межнациональных семей. Сравнивались ответы подростков разной национальности, а также ответы мальчиков и девочек внутри каждой группы.
Анализ ответов на вопрос «каковы этнические установки у респондентов?» показал следующее. Описывают свое отношение к людям другой национальности как положительное в группе русских - 47 % девочек и 33 % мальчиков, казахов - 30 % девочек и 25 % мальчиков, татар - по 50 %, представители народов Кавказа - 67 % девочек и 83 % мальчиков, а в межнациональных семьях -всего 11 % девочек и 27 % мальчиков.
На вопрос «как Вы считаете, почему у человека может возникать враждебное отношение к той или иной нации?» в группе опрошенных русских 87 % девочек и 33 % мальчиков считают, что это связано с наличием конфликта или негативного опыта взаимодействия с представителями этой национальности. Так же считают 40 % девочек и 75 % мальчиков казахской национальности, среди татар - 30 % девочек и 50 % мальчиков, 55 % девочек и 50 % мальчиков из опрошенных представителей народов Кавказа, а в межнациональных семьях - 55 % девочек и 40 % мальчиков.
Еще одним типичным ответом о причинах враждебного отношения является освещение негативных событий с участием представителей конкретной национальности в средствах массовой информации. На это чаще всего указывали подростки из межнациональных семей (78 % девочек и 67 % мальчиков), русских (53 % девочек и 66 % мальчиков) и казахов (60 % девочек и 50 % мальчиков). Сре-
ди татар такие ответы дали 40 % девочек и 20 % мальчиков, а у представителей народов Кавказа - 33 % девочек и 17 % мальчиков. На отношение также влияют рассказы друзей и знакомых. Об этом высказались половина мальчиков-казахов, 40 % казашек, столько же русских девочек и подростков-татар, каждая третья представительница народов Кавказа и каждый третий подросток из межнациональной семьи. Менее всего, по мнению подростков, на их отношение к другим национальностям влияет семья.
Для мальчиков-подростков национальность является важной в отношениях с другими людьми. Об этом свидетельствуют ответы 67 % русских, 50 % казахов, 47 % подростков из межнациональных семей, 40 % татар и 24 % представителей народов Кавказа. Большинство девочек-подростков не делают акцент на национальности других людей.
На вопрос «какие качества присущи русским, казахам, татарам, представителям народов Кавказа?» в группе русских были даны следующие ответы: девочки считают, что из положительных качеств их национальности присущи смелость (100 %), общительность, ум, доброта (93 %), миролюбие (87 %), а мальчики - смелость, вежливость, ум, гордость, свободолюбие, доброта и миролюбие (100 %). Из отрицательных качеств, по мнению русских девочек, им присущи лень (73 %), хитрость (67 %) и жадность (53 %), а по мнению мальчиков - высокомерие (83 %), хитрость (66 %), лень, агрессивность и завистливость (50 %).
По мнению русских девочек, казахам присущи такие положительные качества, как смелость, общительность, ум и доброта (80 %), по мнению мальчиков - свободолюбие, гостеприимство и миролюбие (83 %). К отрицательным качествам казахов девочки отнесли хитрость и завистливость (47 %), лень (40 %), а мальчики - хитрость и жадность (83 %). Самыми распространенными положительными качествами, присущими татарам, девочки из русской группы считают общительность, ум, доброту (87 %), мальчики - гостеприимство (100 %), честность, трудолюбие и миролюбие (83 %), а также смелость, общительность (80 %) и свободолюбие (73 %). Отрицательными качествами татар девочки из
русской группы считают хитрость (67 %), лень и трусость (40 %), мальчики - трусость и коварство (50 %). К положительным качествам представителей народов Кавказа девочки отнесли смелость, общительность (80 %), свободолюбие (73 %), мальчики - свободолюбие (83 %), смелость, гордость (66 %). Отрицательными качествами, по мнению большинства русских подростков, у представителей народов Кавказа являются агрессивность (93 % и 100 %) и наглость (60 % и 83 %), по мнению девочек - еще и жестокость (67 %).
Подростки из группы казахов на вопрос о качествах, присущих представителям своей и других национальностей, ответили следующим образом. Девочки считают, что их национальности присущи такие положительные качества, как смелость, гордость, трудолюбие (80 %), мальчики выделили скромность (100 %), вежливость, ум, гордость, трудолюбие (87 %). К отрицательным качествам своей национальности девочки из группы казахов отнесли хитрость, жадность, завистливость (60 %), мальчики отнесли такие качества, как лживость, высокомерие и лицемерие (50 %).
По мнению девочек казахской группы, русским присущи такие положительные качества, как общительность, трудолюбие, доброта (80 %), а по мнению мальчиков - смелость (87 %), гордость (75 %), щедрость (63 %). К отрицательным качествам русских девочки отнесли завистливость (80 %), лень (70 %), высокомерие (60 %), а мальчики - трусость и жадность (75 %), лень и лживость (63 %). Распространенными положительными качествами татар, по мнению девочек-казашек, являются гостеприимство (80 %), свободолюбие, трудолюбие (70 %), по мнению мальчиков -трудолюбие (63 %), вежливость, общительность, гордость (50 %). Отрицательными качествами татар девочки выбрали жадность и высокомерие (60 %), мальчики - коварство (75 %) и завистливость (63 %). Положительными качествами подростков с Кавказа девочки считают гостеприимство (80 %), общительность, гордость и трудолюбие (70 %), мальчики - гордость (63 %), вежливость и честность (50 %). К отрицательным качествам -агрессивность (90 %) и жесткость (80 %), а мальчики - лживость (63 %), жестокость, наглость и завистливость (50 %).
Подростками из группы татар были даны следующие ответы. Девочки считают, что положительными качествами в своей национальности являются вежливость, доброта и гостеприимство (100 %), а по мнению мальчиков - миролюбие (100 %) и общительность (90 %). К отрицательным качествам своей национальности девочки отнесли жадность (50 %), лень и хитрость (40 %), а мальчики -хитрость (70 %), лень и завистливость (40 %).
Положительными качествами, присущими русским, по мнению татарок, являются гордость (90 %), смелость, честность, трудолюбие, доброта (80 %), по мнению мальчиков - ум (100 %), смелость, вежливость, общительность (90 %). Отрицательными качествами русских, по мнению девочек, являются лень и лживость (60 %), по мнению мальчиков - лень (60 %), хитрость и завистливость (50 %). По мнению девочек, казахам присущи такие положительные качества, как вежливость, честность, скромность, гостеприимство (60 %), по мнению мальчиков - гостеприимство и миролюбие (80 %). Отрицательными качествами казахов, по мнению девочек из группы татар, являются хитрость, агрессивность, лживость и высокомерие (60 %), по мнению мальчиков - хитрость, завистливость (60 %) и лживость (50 %). Присущими для представителей народов Кавказа положительными качествами девочки считают смелость и гордость (70 %), свободолюбие и трудолюбие (60 %), мальчики считают такими качествами миролюбие (100 %) и общительность (90 %). Отрицательными качествами подростков с Кавказа девочки-татарки считают агрессивность и лицемерие (80 %), жестокость и высокомерие (70 %), а мальчики -агрессивность (80 %), жестокость (60 %), наглость (50 %).
Девочки из группы «Народы Кавказа», отвечая на вопрос «какие качества присущи русским, казахам, татарам, представителям народов Кавказа?», считают присущими для своей национальностей такие положительные качества, как трудолюбие, гостеприимство (78 %), смелость и скромность (55 %), практически все мальчики данной группы к таким качествам относят вежливость, честность, гордость и гостеприимство. К отрицательным качествам своей национальностей девочки
относят агрессивность (78 %), наглость и высокомерие (44 %), а мальчики - хитрость и агрессивность (66 %).
Русских девочки с Кавказа наделяют такими положительными качествами, как свободолюбие, трудолюбие, доброта, гостеприимство и щедрость (89 %), а мальчики - доброта, щедрость и скромность (83 %). Отрицательными качествами русских, по мнению девочек, являются лень (67 %), трусость и агрессивность (55 %), по мнению мальчиков -лень и лицемерие (83 %), наглость и завистливость (66 %). Положительными качествами казахов девочки с Кавказа считают гордость и скромность (67 %), мальчики этой же группы - свободолюбие (83 %), трудолюбие (66 %), ум (50 %). Отрицательными качествами казахов девочки считают лень, наглость (89 %), жадность и лицемерие (78 %), мальчики считают такими качествами лень (100 %) и завистливость (83 %). Положительными качествами, присущими татарам, девочки данной группы полагают ум (89 %), гордость, щедрость и гостеприимство (55 %), мальчики - свободолюбие (100 %), вежливость, щедрость и скромность (66 %). К отрицательным качествам татар девочки относят лицемерие (89 %), жадность (67 %), жестокость и безволие (55 %).
Подростки из межнациональных семей ответили следующим образом. По мнению девочек, русские обладают такими положительными качествами, как смелость (100 %), ум (89 %), общительность (78 %), мальчики относят к положительным качествам русских смелость и доброту (93 %). Отрицательными качествами русских девочки считают лень (78 %), жадность, лживость и высокомерие (67 %), мальчики - лень (73 %), агрессивность (67 %), лживость и завистливость (60 %). К положительным качествам казахов девочки-подростки из межнациональных семей отнесли честность, свободолюбие (78 %), смелость и гостеприимство (67 %), мальчики к таким качествам отнесли общительность и ум (80 %). Отрицательными качествами казахов, по мнению девочек, являются лживость (67 %), хитрость и жадность (55 %), по мнению мальчиков - хитрость (73 %), лень и завистливость (60 %). Положительными качествами татар девочки данной группы счита-
ют общительность, ум, трудолюбие (89 %), мальчики - общительность (87 %), вежливость, гостеприимство и миролюбие (73 %). Отрицательными качествами татар девочки из межнациональных семей считают лицемерие (55 %), лень, лживость и завистливость (44 %), а мальчики - лень (73 %), завистливость (67 %) и наглость (60 %). К положительным качествам представителей народов Кавказа девочки отнесли гостеприимство (67 %), смелость, гордость и щедрость (55 %), мальчики - смелость (80 %), общительность (67 %), гордость и гостеприимство (60 %). К отрицательным качествам девочками были отнесены агрессивность, наглость (100 %), жестокость (89 %), а мальчиками - агрессивность (87 %), жестокость (80 %), наглость и высокомерие (73 %).
При ответе на вопрос о том, что может быть причиной нежелания общаться с представителями указанных национальностей, большинство девочек русской, татарской и казахской национальностей сообщили, что в отношении представителей народов Кавказа - это неподобающее поведение в обществе. Девочки-казашки хотели бы также ограничить общение с татарами, потому что испытывают трудности в понимании их и в целом оценивают отношение татар к себе как недоброжелательное.
Мальчики-татары основными причинами нежелания общаться выделяют следующие: с русскими и казахами - прошлые конфликты, с представителями народов Кавказа - их чрезмерную агрессивность и несоответствие поведения социальным нормам.
Представительницы народов Кавказа в равной степени не испытывают желания взаимодействовать с казахами либо из-за того, что считают их высокомерными, либо из-за негативного опыта общения с ними. Подростки с Кавказа не хотят взаимодействовать с русскими из-за того, что те, по их мнению, «лживые и любят оскорблять других» (кстати на то, что русские склонны оскорблять представителей других этносов, указали в своих ответах подростки татарской национальности). Также подростки с Кавказа стараются не взаимодействовать с казахами, потому что те «обманывают, хитрят, они нечестные и жадные», с татарами - из-за «сложностей в
общении», а с представителями своей этнической группы - из-за агрессивности.
Таким образом, проведя опрос среди подростков разных национальностей, нам удалось установить, что у всех респондентов отношение к людям другой национальности чаще позитивное или безразличное. Русские и представители народов Кавказа с осторожностью относятся к представителям своей национальности, остальные группы респондентов относятся с осторожностью к представителям других национальностей. При этом девочкам-респондентам менее свойственна ориентация на национальность других людей при взаимодействии, чем мальчикам.
В этнических установках респондентов преобладает ориентация на свою национальность и низкая заинтересованность во взаимодействии и познании культуры, традиций других национальностей. В каждой национальной группе выше оцениваются положительные качества своей национальности, чем других, а оценки негативных качеств выше у представителей других национальностей, чем в своей. Таким образом, подростки склонны к восприятию представителей других национальностей через призму этнического фаворитизма и проявлению этнической дискриминации, что порождает национально-этнические конфликты в подростковой среде.
В одном из вопросов анкеты подростков спрашивали о том, что может помочь улучшить отношения между представителями разных национальностей.
Большинство подростков считают, что лучше всего помогает создавать гармоничные отношения с другими народами толерантное отношение к ним, уважение, доброта, вежливость, понимание и поиск компромисса в ситуации разногласий. Так считают 70 % девочек и 75 % мальчиков из опрошенных казахов, 73 % русских девочек и 33 % русских мальчиков, 67 % девочек и 33 % мальчиков из межнациональных семей, среди подростков-татар - 40 % девочек и 60 % мальчиков, каждый третий представитель народов Кавказа. Большинство респондентов предлагает проводить больше культурно-развлекательных мероприятий, где можно ознакомиться с культурными и национальными особенностями различных народов Российской
Федерации, а также специально обучать этому в школах.
Во всех группах также было отмечено, что построению гармоничных отношений может способствовать совместное проживание и общение людей разной национальности, а также совместные дела и занятия. С этим согласны 17 % русских мальчиков, 40 % девочек и 10 % мальчиков из группы татар, 11 % девочек и 33 % мальчиков из народностей Кавказа, 13 % мальчиков из межнациональных семей, 10 % девочек-казашек.
О дружбе народов говорят 10 % девочек и 20 % мальчиков из группы татар, 20 % девочек и 13 % мальчиков из группы казахов и подростков из межнациональных семей, 11 % представительниц с Кавказа.
В каждой группе в ответах были и свои особенности. Так, например, 17 % русских мальчиков считают, что улучшить отношения возможно благодаря интересу к культуре других национальностей, взаимопомощи и правильной государственной политике (в частности, предлагается снимать и показывать на федеральных каналах больше передач, посвященных национальному многообразию Российской Федерации). Такое же количество респондентов мужского пола с Кавказа непременным условием выделяют невмешательство в образ жизни, культуру представителей других национальностей.
В группе татар 10 % мальчиков считают, что созданию хороших отношений помогает совместное празднование национальных праздников (так же считают 13 % девочек из русской группы), а 10 % девочек делают акцент в этом вопросе на изучение и интерес к культурам других национальностей. В межнациональных семьях 11 % девочек и 13 % мальчиков считают, что просто нужно быть хорошим человеком, а 11 % девочек считают, что в создании гармоничных отношений помогает должное воспитание и нераспространение слухов и недостоверной информации о других национальностях.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Галустова, О. В. Этнопсихология / О. В. Га-лустова. - М. : Приор-издат, 2005. - 160 с.
2. Герасимова, М. Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков / М. Г. Герасимова // Россия: трансформирующееся общество. - М. : КАНОН-пресс-Ц, 2001. - С. 112-168.
3. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. Г. Здравомыслов. - 2-е изд., доп. - М. : Аспект-Пресс, 1995. - 317 с.
4. Кон, И. С. Психология предрассудка / И. С. Кон // Психология национальной нетерпимости. - 1998. - №№ 14. - С. 45-53.
5. Налчаджян, А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. -2-е изд. - М. : Эксмо, 2012. - 386 с.
6. Непочатых, Е. П. Содержательные характеристики этнической толерантности и этнической идентичности / Е. П. Непочатых // Вестник ТвГУ Серия: Педагогика и психология. - 2011. - №2 2. -С. 19-23.
7. Непочатых, Е. П. Условия и средства формирования этнической толерантности учащихся / Е. П. Непочатых // Технология. Творчество. Личность : материалы науч.-практ. конф. (г. Курск, 1012 ноября 2003 г.). - Курск : Изд-во КГУ, 2003. -С. 278-281.
8. Смит, Э. Национализм и модернизм: Критический обзор теорий современных наций и национализма / Э. Смит. - М. : Праксис, 2004. - 464 с.
9. Солдатова, Г. У Жить в мире с собой и другими / Г. У Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. - М. : Генезис, 2010. - 262 с.
10. Солдатова, Г. У Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. - М. : Смысл, 1998.- 255 с.
11. Солдатова, Г. У. Типы этнической идентичности / Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова // Психодиагностика толерантности личности. - М. : Смысл, 2008. - С. 140-146.
12. Солдатова, Г. У Толерантность - интоле-рантность: две грани межэтнического взаимодействия / Г. У. Солдатова // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. - 2001. - № 1. -С. 19-37.
13. Стефаненко, Т. Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии / Т. Г. Стефаненко // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. - 2013. - №2 2. - С. 3-17.
14. Тишков, В. А. Очерки теории и политики этничности в России / В. А. Тишков. - М. : Русский мир, 1997. - 480 с.
15. Тишков, В. А. Толерантность и согласие / В. А. Тишков, Г. У. Солдатова. - М. : Русский мир, 2012. - 249 с.
16. Черкасова, С. А. Детерминанты межэтнических конфликтов в подростковой среде / С. А. Чер-
касова // Прикладная психология и психоанализ : электрон. науч. журн. - 2013. - № 3. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 08.10.2015). - Загл. с экрана.
17. Berghe, P. L. van den. From the Popocatepetl to the Limpopo / van den P. L. Berghe // Authors of Their Own Lives: Intellectual Autobiographies by Twenty American Sociologists. - Berkeley : University of California Press, 1990. - P. 410-431.
18. Collins, R. Conflict Sociology / R. Collins. -N. Y. : Academic Press, 1974. - Р. 56-61. - Electronic text data. - Mode of access: http://media.pfeiffer.edu/ lridener/courses/COLLINR1.HTML. - Title from screen.
19. Connor, W. Ethnonationalism / W. Connor // Understanding political development / M. Weiner, S. P. Huntintong (eds.). - Boston : Little Brown, 1987. -381 p.
20. Connor, W. Ethnonationalism: The quest for understanding / W. Connor. - Princeton, N. J : Princeton University Press, 1994. - 134 p.
REFERENCES
1. Galustova O.V. Etnopsikhologiya [Ethnopsychology]. Moscow, 2005. 160 p.
2. Gerasimova M.G. Etnicheskaya tolerantnost i etnicheskie stereotipy podrostkov [Ethnic Tolerance and Ethnic Stereotypes of Teenagers]. Rossiya: transformiruyushcheesya obshchestvo [Russia: Transforming Society]. Moscow, CANON-press Ts Publ., 2001, pp. 112-168.
3. Zdravomyslov A.G. Sotsiologiya konflikta: Rossiya na putyakh preodoleniya krizisa [Sociology of Conflict: Russia on Its Way to Crisis Overcoming]. Moscow, Aspekt-Press, 1995. 317 p.
4. Kon I.S. Psikhologiya predrassudka [The Psychology of Prejudice]. Psikhologiya natsionalnoy neterpimosti, 1998, no. 14, pp. 45-53.
5. Nalchadzhyan A.A. Psikhologicheskaya adaptatsiya: mekhanizmy i strategii [Psychological Adaptation: Mechanisms and Strategies]. Moscow, Eksmo Publ., 2012. 386 p.
6. Nepochatykh E.P. Soderzhatelnye kharakteristiki etnicheskoy tolerantnosti i etnicheskoy identichnosti [Substantial Characteristics ofEthnic Tolerance and Ethnic Identity]. Vestnik TvGU. Seriya: Pedagogika i psikhologiya, 2011, no. 2, pp. 19-23.
7. Nepochatykh E.P. Usloviya i sredstva formirovaniya etnicheskoy tolerantnosti uchashchikhsya [Conditions and Means of Formation of Students' Ethnic Tolerance]. Tekhnologiya. Tvorchestvo. Lichnost: materialy nauch.-prakt. konf. (g. Kursk, 10— 12 noyabrya 2003 g.) [Technology. Creation. Personality: Proceedings of the Conference (Kursk,
November 10-12, 2003)]. Kursk, Izd-vo KGU, 2003, pp. 278-281.
8. Smit E. Natsionalizm i modernizm: Kriticheskiy obzor teoriy sovremennykh natsiy i natsionalizma [Nationalism and Modernism: The Critical Review of the Theories of Modern Nations and Nationalism]. Moscow, Praksis Publ., 2004. 464 p.
9. Soldatova G.U., Shaygerova L.A., Sharova O.D. Zhit v mire ssoboy i drugimi [Live in Peace With Themselves and Others]. Moscow, Genezis Publ., 2010. 262 p.
10. Soldatova G.U. Psikhologiya mezhetnicheskoy napryazhennosti [Psychology of Interethnic Tensions]. Moscow, 1998. 255 p.
11. Soldatova G.U., Ryzhova S.V. Tipy etnicheskoy identichnosti [Types of Ethnic Identity]. Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti [Psychological Diagnostics of Personality Tolerance]. Moscow, Smysl Publ., 2008, pp. 140-146.
12. Soldatova G.U. Tolerantnost - intolerantnost: dve grani mezhetnicheskogo vzaimodeystviya [Tolerance - Intolerance: the Two Faces of Interethnic Interaction]. Vek tolerantnosti. Nauchno-publitsisticheskiy vestnik, 2001, no. 1, pp. 19-37.
13. Stefanenko T. G. Etnicheskaya identichnost: ot etnologii k sotsialnoy psikhologii [Ethnic Identity: From Ethnology to Social Psychology]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14, Psikhologiya, 2013, no. 2, pp. 3-17.
14. Tishkov V.A. Ocherki teorii i politiki etnichnosti v Rossii [Essays on the Theory of Ethnicity and Politics in Russia]. Moscow, Russkiy mir Publ., 1997. 480 p.
15. Tishkov V.A., Soldatova G.U. Tolerantnost i soglasie [Tolerance and Consent]. Moscow, 2012. 249 p.
16. Cherkasova S.A. Determinanty mezhetnicheskikh konfliktov v podrostkovoy srede [Determinants of Inter-Ethnic Conflicts in Teenage Environment]. Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz: elektron. nauch. zhurn., 2013, no. 3. Available at: http://ppip. idnk.ru. (accessed October 8, 2015).
17. Berghe P.L. van den. From the Popocatepetl to the Limpopo. Authors of Their Own Lives: Intellectual Autobiographies by Twenty American Sociologists. Berkeley, University of California Press, 1990, pp. 410-431.
18. Collins R. Conflict Sociology. N.Y., Academic Press, 1974, pp. 56-61. Available: http://media. pfeiffer.edu/lridener/courses/COLLINR1.HTML.
19. Connor W. Ethnonationalism. Weiner M., Huntintong S.P., eds. Understanding political development. Boston, Little Brown, 1987. 381 p.
20. Connor W. Ethnonationalism: The quest for understanding. Princeton, N. J., Princeton University Press, 1994. 134 p.
ETHNIC STEREOTYPES AND ATTITUDES AS THE PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF NATIONAL AND ETHNIC CONFLICTS
Larisa Vladimirovna Timashevа
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Conflict Resolution and Organizational Psychology, Astrakhan State University [email protected]
Tatishcheva St., 20a, 414056 Astrakhan, Russian Federation
Viktoriya Grigoryevna Bazhan
Master Student, Faculty of Psychology, Saint Petersburg State University [email protected]
Universitetskaya Emb., 7-9, 199034 Saint Petersburg, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to revealing psychological reasons of conflicts among adolescents of different nationalities using the questionnaire method. To prevent natsional-ethnic conflict among adolescents it is important to know the content of these determinants. The survey was conducted with the participation of 98 teenagers (Russian, Kazakhs, Tatars, representatives of the peoples of the Caucasus, as well as young people from ethnic families) living in the city of Astrakhan. The results showed that positive or indifferent attitude towards other nationalities prevails in the ethnic attitudes of adolescents. During the interaction, they emphasize the positive qualities of their nationality and negative qualities in people of other nationalities. Consequently, adolescents tend to perceive other nationalities through the prism of ethnic favoritism, and the manifestation of ethnic discrimination that give rise to national-ethnic conflicts in teenage environment. Most adolescents are not interested in the culture and traditions of other nations. That is why the transformation of ethnic attitudes and stereotypes is an important aspect of prevention of interethnic conflicts among adolescents. It shoul be mentioned that adolescent girls are less focused on the nationality of other people in the interaction than boys.
In many cases teens believe that it is better to create harmonious relations with other nations, to be tolerant, to show respect, kindness, courtesy, understanding and the search for compromise in a situation of disagreement.
Key words: adolescents, national and ethnic conflict, psychological determinants, ethnic attitudes, ethnic stereotypes, ethnic favoritism, ethnic discrimination, interaction.