МАЛЬКИНА М. Е.
ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация. В статье характеризуются этнические особенности ценностных ориентаций городских семей Республики Мордовия (на примере г. о. Саранск) в области семейных отношений. В частности, рассматривается влияние этнических особенностей на ценностные ориентации городских семей Республики Мордовия.
Ключевые слова: семья, семейные статусы и роли, ценностные ориентации, семейные ценности.
MALKINA M. E.
ETHNIC FEATURES OF URBAN FAMILY VALUES
Abstract. The article deals with the ethnic peculiarities of urban family values. In this connection, the population of Saransk city district was surveyed. The author studies the impact of the ethnicity on the value orientation of urban families in the Republic of Mordovia and Saransk city district as a part of it.
Keywords: family, family status and roles, values, family values.
Современное общество переживает процесс становления новых социально-экономических и политических институтов российского государства. Это, несомненно, отражается на одной из главных ячеек общества - семье. Современная российская семья претерпевает существенные социальные изменения, свойственные институту семьи в современном обществе: увеличение возраста вступления в брак, переориентация на малодетность, откладывание рождения детей, эволюция семьи в сторону более эгалитарной модели супружеских отношений, увеличение количества разводов. Однако в современном российском обществе переход от одной системы ценностей и семейных отношений к другой происходит неодинаковыми темпами в разных этнических и территориальных общностях, чему способствуют неравномерность процессов модернизации, различия в образе жизни и культурных ценностях.
В условиях модернизации в нашей стране актуальным является вопрос о наиболее востребованной модели семьи, а также о влиянии общемировых тенденций развития семьи на формирование семейных ценностей у этнических групп населения.
Для общества всегда было важно достижение гармонии ценностных ориентаций. В современном российском социуме эта проблема актуализируется, формирует устойчивый интерес к ее изучению [4].
В современной России существует противоречие между декларируемым и реально существующим положением дел относительно семьи и семейных ценностей. С одной стороны, семья, как ценность, ставится людьми на одну из первых ступеней ценностных ориентаций. А с другой - традиционные семейные ценности отходят на второй план. То есть, все чаще мы видим переход от многодетной к малодетной семье, распространение «чайлдфри» (англ. сЫЫйгее - свободный от детей) и т.д.
Взаимная адаптация в области индивидуальных систем ценностей в межнациональной семье будет несколько усложнена в связи с тем, что разнонациональные супруги принадлежат к разным этнонациональным культурам и, следовательно, имеют разную систему ценностей. При этом важно отметить, что ценностные ориентации супругов могут не только совпадать, иметь близкую иерархическую структуру, но и взаимодополнять друг друга [5, с. 31].
Когда появляются дети, обязанности в семье обычно немного видоизменяются. Как отмечает Л. Виссон, в Америке среди мужчин наблюдается растущее стремление принимать все большее участие в воспитании своих детей. Однако большинство русских мужчин склонны к традиционной точке зрения и считают повседневный уход за ребенком женской обязанностью [3, с. 11].
Для определения и рассмотрения этнических и конфессиональных аспектов процессов трансформации системы семейных ценностей у населения г. Саранска в феврале-марте 2014 года автором был проведен пилотажный анкетный опрос «Ценностные ориентации жителей города Саранска». Опрошено 158 жителей г. Саранска (доверительный интервал - ± 8%), выборка репрезентирует состав населения по полу, возрасту, национальности, состоянию в браке и микрорайону проживания.
Среди наиболее многочисленных этнических групп в составе населения Республики Мордовия, между русскими и мордвой не наблюдается существенных различий в ценностных ориентациях в области семейных отношений, в то время как между русскими и мордвой, с одной стороны, и татарами, с другой, имеются различия в данной области, основанные на религиозных традициях, оказывающих влияние на образ жизни. Вместе с тем данные опроса показывают, что на семейные отношения оказывают влияние также исторически сложившиеся особенности этнического разделения труда, связанные с большим вовлечением татар в предпринимательство.
Данные о составе семей по Республике Мордовия в основном соответствуют средним по России показателям. Судя по данным социологического исследования «Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии», среди опрошенных в 2008 году респондентов большинство имело двух детей (38,6%). В то же время велика доля лиц, не имеющих детей (22,9%) [6, с. 35].
В городских семьях Республики Мордовия преобладают установки на малодетность. Русские при благоприятных общественных и личных условиях хотели бы иметь двоих (47,4%), и даже троих детей (32,1%). У мордвы схожая ситуация в желании иметь двоих детей (51,1%). Татары в абсолютном большинстве желают иметь двоих детей (68,8%). Татары чаще, чем русские и мордва, желают иметь двоих детей. Среди причин, препятствующих рождению детей, материальное положение семьи стоит на первом месте у опрошенных всех трех национальностей, а проблемы с жильем лишь у русских и мордвы. Главным препятствием рождения детей (в том числе рождения первого ребенка) среди русских (43,6%), мордвы (47,7%) и татар (34,9%) было отмечено материальное положение семьи. На втором месте у русских (17,4%) и мордвы (24,4%) - проблемы с жильем. У татар же на втором месте стоит состояние здоровья (36,5%).
По данным ВЦИОМ, «самой главной причиной развода россияне называют измену -24% опрошенных. На втором месте бедность, невозможность прокормить семью - 21%. Третью строчку (19%) занимают непонимание, ссоры. Алкоголизм одного из супругов обосновался на четвертом месте (16%). Такие причины, как неудовлетворенность сексуальной жизнью или рукоприкладство находятся внизу таблицы, находя отклик лишь у 1% россиян. Кстати, жители западных стран не отличаются от нас: среди причин развода у них также лидируют адюльтер (измена) и финансовые проблемы» [ 1].
По мнению опрошенных, социально приемлемыми причинами для развода выступают: супружеская измена (18,5%), насилие в семье (17,0%), пьянство (16,7%), отказ супруга (и) содержать своих детей (13,4%), утаивание какой-либо информации (8,2%) и вмешательство в отношения родителей или других родственников (4,4%).
У абсолютного большинства татар степень этнической избирательности при выборе супруга(и) оказалась самой высокой (82,9%). Большинство татар также против или скорее против заключения брака членов семьи с людьми иной национальности, в то время почти две трети как русских (64,1%), так и мордвы (60,0%) будут не против заключения брака близких родственников с людьми другой национальности.
Значимыми ценностями для населения г. Саранска, вне зависимости от этнической принадлежности, являются: семья и дети, здоровье, материальное благополучие, безопасность, друзья и общение, и, наконец, стабильность. Самым важным и значимым в браке для большинства опрошенных оказались следующие моменты: супружеская верность, забота о воспитании детей и искренние взаимоотношения в семье. У всех этнических групп прослеживается взаимосвязь оптимального возрастного порога между вступлением в брак и рождением первого ребенка.
Главой семьи у половины опрошенных татар (51,4%) является муж. Однако среди русских прослеживаются более эгалитарные установки, чем среди татар. Так, большинство русских (53,8%) отметили, что у них в семье оба супруга приблизительно в равной мере являются главой семьи. Для большинства татар принятие решений в семье является скорее мужским делом, и мужчина чаще принимает решения в их семье (57,1%).
Т. А. Гурко отмечает, что происходит трансформация представлений о содержании ролей мужчин и женщин в семье. В России в массовом масштабе не наблюдалось распределения мужских и женских супружеских ролей в его западном понимании разделения сфер на частную и публичную, которое обычно связывается с началом индустриализации на Западе в середине XIX века [2, с. 274].
В современной семье существуют как чисто женские, так и чисто мужские семейные обязанности. Существуют и эгалитарные виды домашних обязанностей, которые выполняют в семье оба супруга. Из перечисленных видов работ, не зависимо от этнической принадлежности, самыми женскими оказались: приготовление пищи, уборка квартиры, дома и мытье посуды. Далее идут гендерно нейтральные семейные обязанности: управление бюджетом и воспитание детей. Наиболее эгалитарными оказались уход за престарелыми родственниками и покупка продуктов. Чисто мужской обязанностью является только вынос мусора. Практически две трети опрошенных отметили, что планированием досуга занимаются оба супруга. Вместе с тем у 28,2% русских этим занимается жена, а у 31,4% татар этим заведует супруг. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что в отношении видов семейных обязанностей татары следуют традиционному распределению домашней работы, а русские и мордва - более эгалитарному.
Реальный состав городской семьи, включая количество детей, у респондентов не отражает сколько-нибудь значимых этнических различий: у респондентов всех национальностей доля семей с одним и двумя детьми примерно равна. Абсолютное большинство русских (78,2%), практически две трети мордвы (68,9%) и 60,0% татар считают возрастной промежуток 23-25 лет оптимальным для рождения первенца. Практически у всех опрошенных татар национальность ребенка (детей) совпадает с национальностью матери и отца (100%). Это говорит о том, что у татар в абсолютном большинстве заключены однонациональные браки.
Преобладание установок на эгалитарную модель супружеских отношений у половины респондентов всех национальностей сочетается с приверженностью авторитарному стилю воспитания детей, допускающему легкие телесные наказания. Это свидетельствует о напряжении, которое испытывает современная российская семья в связи с увеличением обязательств родителей перед детьми вследствие разрушения социального государства,
частично снимавшего с родителей ответственность за социальную адаптацию и карьеру детей. Снятию этого напряжения может способствовать активизация семейной политики государства, направленной на оказание помощи семьям.
Наиболее важными направлениями государственной поддержки семьи для опрошенных являются следующие: оказание помощи в области воспитания и образования детей, обеспечение условий для охраны здоровья и обеспечение материальной и социальной поддержки.
Эффективность мер государственной поддержки семьи опрошенные оценили по-разному. И этническая принадлежность сыграла достаточно большую роль в разделении мнений. Меры государственной поддержки семьи русские (66,7%) и мордва (64,5%) оценивают как неэффективные, скорее неэффективные. Среди татар высока доля тех, кто оценивает меры как скорее эффективные (37,2%), и тех, кто не пользовался мерами государственной поддержки в области семейных отношений (28,6%). Наиболее популярными причинами недостаточной эффективности мер государственной поддержки семьи, вне зависимости от национальности выступили: низкая доступность жилья, недостаточный денежный размер пособия (льготы) и низкая доступность дошкольных учреждений.
Таким образом, русская и мордовская семьи более подвержены трансформационным и модернизационным процессам, проходящим в современном российском обществе. Однако нельзя не отметить того, что татарская семья также трансформируется, но данные процессы происходят на микроуровне и заметны лишь в единичных случаях, например, в том, что современная татарская семья наряду с русской и мордовской имеет в большинстве своем по два ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Браки стали крепче // Российская газета. - 2013. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=114292
2. Гурко Т. А. Трансформация брачно-семейных отношений // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В. А. Ядова. - М.: Канон-пресс-Ц, 2001. -Раздел 2. - С. 272-283.
3. Семейные узы: Модели для сборки: Сборник статей. Кн. 2 / Сост. и редактор С. Ушакин. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 520 с.
4. Сидоркина В. М. Социальные ценности в региональном измерении // Регионология. -2011. - № 4. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://regionsar.ru/node/835
5. Трифонова Т. Л. Особенности ценностных ориентаций современных межнациональных семей (на материалах Республики Бурятия): автореф. дис. ... канд. философ. наук. - Улан-Удэ, 2009. - 31 с.
6. Факторы и механизмы гармонизации социальных отношений в Республике Мордовия: монография / науч. ред. проф. А. И. Сухарев; отв. за выпуск О. А. Богатова; Науч. центр соц.-экон. мониторинга Республики Мордовия. - Саранск, 2009. - 240 с.