ПОЛИТОЛОГИЯ
Е.С. Дорофеева
ЭТНИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ В РУСЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В статье исследуется соотношение понятий «национальный интерес» и «этнический интерес», «этнос», «этническая принадлежность», «нация». Обосновывается, что понятие «этнический интерес» видоизменяется в зависимости от политического режима, а потому удовлетворение этнических интересов требует единства действий органов власти и национально-культурных образований.
Ключевые слова: политика, этнос, интерес, национальный интерес.
E.S. Dorofeeva
ETHNIC INTERESTS IN THE MAINSTREAM OF MODERN POLITICS
The correlation between the concepts "national interest" and "ethnic interest", "ethnos", "ethnic affiliation", "nation" is investigated. The author has come to conclusion that changeability of the concept "ethnic interest" is depending on a political regime; that is why the satisfaction of ethnic interests demands to united actions of authorities and national-cultural formations.
Keywords: policy, ethnos, interest, national interest.
Понятие «интерес» длительное время использовалось применительно к классам, большим социальным группам. В условиях трансформации общества стало обнаруживаться многообразие данного понятия: группы интересов, партийные интересы и предпочтения, интересы толпы, клана, семьи, корпорации и т.д. С момента распада СССР достаточно активно стали проявляться этнические интересы. На смену культуре подчинения пришла культура участия, в которой интересы, в т.ч. и этнические, могут выражаться на основе свобод, предоставляемых демократически ориентированной политической системой.
В российской политологии в наибольшей степени изучена категория «национальный интерес». С точки зрения высшего национального интереса, рассматривается либо задача реформирования, что сделает Россию богаче и свободнее, либо восстановление СССР и возрождение державного величия страны. В своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин достаточно четко сформулировал суть национально-государственного интереса и его составной части - этнического интереса: «Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нацию... Кто вырвется вперед, а кто останется аутсайдером и неизбежно потеряет свою самостоятельность, будет зависеть не только от экономического потенциала, но и прежде всего от воли каждой нации,
© Дорофеева Елена Степановна, 2014
Доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории и социологии политики (Саратовская 232 государственная юридическая академия)
от ее внутренней энергии... Мы с огромным вниманием и огромным уважением относимся, и должны, и будем относиться к каждому этносу, к каждому народу Российской Федерации. В нашем многообразии всегда была и есть наша красота и наша сила»1. Следовательно, обозначенный политический курс допускает многообразие этнических интересов при соблюдении высшего национального интереса.
К сожалению, научного обоснования категория «этнический интерес» не получила. Отсутствует данное понятие и в учебниках. Так, в словаре понятий и терминов, включенном в учебник В.А. Тураева, содержатся лишь понятия этноса, этнической элиты, этнической группы2. Нет понятия «этнический интерес» и в учебнике Ю.П. Шабаева и А.П. Садохина. В понятии «национальный эгоизм» интерес рассматривается сквозь призму противоречий в отношениях между народами3.
Понятие «этнический интерес» является производным от понятия «этнос». Однако в понимании этноса ученые далеко не единодушны. Так, Ю.П. Шабаев и А.П. Садохин отмечают, что этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая биосоциальная общность людей, обладающая общими чертами и особенностями культуры, психологии, языка, а также сознанием своей общности и самоназванием. В качестве признаков этноса авторы добавляют также общность хозяйственной жизнедеятельности4, что во многом совпадает с определением нации, существовавшим в нашей стране в советское время5.
С.С. Константинова во многом солидарна с Ю.П. Шабаевым и А.П. Садохи-ным, признавая этнос как исторически сложившуюся общность, но при этом добавляет в качестве необходимых компонентов осознание своих интересов и целей, своего единства. В качестве отличительного признака этноса она также ш
а с
выделяет наличие исторической памяти6. н
В.А. Тураев дает самое краткое понятие этноса. С его точки зрения, это все С
а
стадиально-исторические разновидности этнических общностей7. Если предста- Т
о
вить данное определение с точки зрения Большой советской энциклопедии, то к
о
получается, что этническая общность — это исторически сложившаяся устой- о' чивая группировка людей — племя, народность, нация. Основными условиями уа возникновения этнической общности являются общность территории и языка, в
к которым впоследствии добавляются черты материальной, духовной культуры, н
о
быта и другие компоненты, включая и общее самосознание8. Ю
В.А. Ачкасов, опираясь не только на отечественную, но и на зарубежную и
литературу, утверждает, что «этническая принадлежность «задается» вместе с
к
с рождением, умением говорить на родном языке, культурным окружением, в которое попадает человек, и которое, в свою очередь, задает общепринятые д стандарты поведения и самореализации личности. Для миллионов людей этни- | ческая идентичность — это само собой разумеющаяся данность, не подлежащая № рефлексии, через которую они себя осознают и благодаря которой могут ответить 9 сами себе на вопрос: «Кто я и с кем я?»9. ^
Сопоставление различных толкований понятия «этнос» позволяет сделать 4 вывод о том, что этнос представляет собой исторически сложившуюся биосоциальную общность людей, имеющих общую культуру, язык, способ хозяйственной деятельности, психологию, компактное проживание на определенной территории, осознающих свою специфику и стремящихся сохранить свою идентичность.
Зачастую в политике, а иногда и в научной литературе понятия «этнос» и «нация» используются как слова-синонимы. Однако это не правильно. Понятие 233
«этнос» — более широкое, чем понятие «нация». Исторически этнос предшествует образованию наций. Понятие «нация» наполняется новыми критериями социального, политического и культурологического характера. В западной литературе нация определяется как государственная форма этнической общности. Трактовка нации в советский период исходила из единства территории, экономических связей, литературного языка, некой особенности культуры и характера10.
Таким образом, этнос представляет собой родовую, биосоциальную общность, уходящую своими корнями в глубокую древность, находящуюся в постоянном развитии и сохраняющую свою специфику в хозяйственной, культурной деятельности, территории проживания и языке. Исходя из данного определения, интересы этноса фокусируются как по родовому признаку (сохранение и развитие самобытности языка и культуры, образования и воспитания), так и по социально-политическому: оформление государственных институтов, обретение определенного статуса, включенность во властные структуры, создание общественных объединений, обустройство территории проживания, формирование этнического самосознания новых поколений, сохранение среды обитания, выстраивание отношений с другими этносами.
Следует иметь в виду, что понятие «этнический интерес» видоизменяется в зависимости от политического режима, устойчивости или, напротив, неустойчивости, трансформации общества. Вот почему корни суперактивности этносов современной России в выражении своих интересов следует искать в предшествующем периоде. Особое место в этом плане занимает идея Н.С. Хрущева, выдвинутая в начале 60-х гг., о создании в СССР новой исторической общности — советского 014 народа. На основе данного политического концепта этнические интересы были ¿- подчинены общесоветскому интересу. Особенно пострадали родовые интересы
сп
-н этносов. Уже в 1960 г. ЦСУ СССР указывало на проявившуюся тенденцию к со-
| кращению языков, на которых в республиках велось обучение. Национальные
| правящие элиты перешли к политике подбора и расстановки кадров «по родопле-
| менным признакам». Высшим интересом этносов становится обретение полной
° свободы управления в «своей республике»11. В конце 1970-х гг. начались массо-
0
| вые выступления в защиту языковых интересов в Грузии и Армении, Татарии и | Башкирии. Растет интерес к автономии у грузинских азербайджанцев, которые >§ предлагали, чтобы все районы, где они составляли большинство, развивались | бы «под руководством своих местных кадров без национализации грузинами»12. | В конце 70-х гг. начались волнения в Абхазии с требованием предоставления
| абхазам права изучать свой язык, возможности поступления в вузы, а также преобразования автономии в союзную республику. Политика реабилитации на-ё родов обострила интерес крымских татар, курдов, турок-месхетинцев и немцев § к расселению на прежних местах, однако власти препятствовали возвращению
1 этих народов в места прежнего проживания. Интересы, связанные с освоением | территорий, возникали между армянами и азербайджанцами из-за Нагорного
Карабаха. В 1973 и 1981 гг. осетино-ингушский конфликт едва не превратился в этническую войну. В первой половине 80-х гг. чеченцы в Дагестане начали самостоятельно захватывать земли под застройку. Участились конфликты между чеченцами, аварцами и лакцами. Органами КГБ в Хасавюрте была пресечена деятельность двух молодежных группировок, участники которых обсуждали
234
вопросы «ущемленного положения чеченцев в Дагестане». Национальные эли-
ты подчас умышленно «подогревали» этнические интересы с целью борьбы за независимость от центра.
С разрушением Советского Союза политический интерес в бывших союзных республиках возобладал и привел к установлению во многих из них режимов этнической демократии. В новых независимых государствах были приняты свои конституции, в которых этнический интерес получил четкое политическое оформление. Так, в Конституции Республики Марий Эл было записано: «Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации Конституция Республики Марий Эл имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории республики, а Республика обладает всей полнотой государственной власти и осуществляет собственное правовое регулирование» (выделено нами. — Д.Е.)13. Согласно ст. 15 государственными языками признаны марийский (горный, луговой) и русский14.
О защите интересов граждан и возможности защищать их в судебном порядке свидетельствует тот факт, что частота обращений граждан в Конституционный суд республики Марий Эл в 1998-2003 гг. в 7 раз превысила обращения государственных органов и в 9 раз - запросы органов местного самоуправления15.
Однако далеко не все конституции бывших советских республик взвешенно подошли к закреплению интересов этносов. Так, в странах среднеазиатского региона русский язык не получил статус государственного даже там, где русские традиционно составляли значительную часть населения и имели прочные позиции в социальной иерархии. Началось игнорирование интересов русских и близких к ним этнических групп. На севере Казахстана, где русские, как правило, численно ш доминировали, местные администрации были сформированы из казахов. В составе н высшего руководства страны все ключевые должности отданы представителям С
а
титульного этноса16. Таким образом, стал наблюдаться перекос в реализации инте- Т
о
ресов этносов, ввиду чего возникла новая форма протеста против дискриминации к
о
- массовая миграция русского и русскоязычных этносов в Россию. о'
На Северном Кавказе этнические интересы все чаще носят территориально- уа социально-экономический характер. В Степновском районе Ставрополья слово в
«россияне» не воспринимается в принципе. Каждый населенный пункт имеет н
о
свою четкую сегментацию по этническому признаку: «русская улица», «ногай- Ю ская сторона», «даргинские хутора». Если на въезде в село стоит поклонный крест, и
значит большинство населения — русские. Если от креста остался еле видный с
к
пенек, значит жители в селе поменялись в ходе «внутренних миграционных процессов». В последние годы в село Иртакны активно заселяются даргинцы, д
е
а ногайцы — самое коренное население района — вынуждены были вместе с | русскими уехать в другие места17. №
Если на Северном Кавказе отсутствие четкой властной политики в отноше- 9 нии этносов приводит к стихийному перераспределению территориального и 22 социально-экономического характера, то в бывших советских республиках де- 4 мократические элементы встраиваются в интересы властвующей элиты. Чтобы обеспечить преимущества для кандидатов от титульного этноса, в Республике Коми долгое время существовала система, при которой депутаты Госсовета избирались по двум типам округов: территориальным и административно-территориальным. Поскольку вторые округа имели границы, совпадающие с этническим расселением, то представители коми в парламенте Республики 235
оказывались преобладающими18. Таким образом, политическая элита монополизировала представительство интересов «титульного» этноса во властных структурах. Напрашивается вывод о том, что и отсутствие политики, отражающей интересы этносов и, напротив, проведение политики в пользу «титульных» этносов - это путь к разжиганию вражды и ненависти. Следовательно, необходим третий путь, путь стабилизации общества на основе баланса этнических интересов. В этом плане выгодно выделяются Башкортостан и Саратовская область.
В Башкортостане законодательно закреплено право народов на самоуправление, существуют культурные объединения, которые регулируют внутри-этнические процессы, выполняют важную функцию «посредника» в диалоге между государством и этническими сообществами. Здесь действует около сотни национальных сообществ, которые имеют свои отделения в городах и районах Республики. Государство оказывает им помощь в выпуске средств массовой информации. В Республике издаются газеты на шести языках: башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском и удмуртском. Развитию этносов способствуют законодательно-правовые акты, в т.ч. Государственная программа «Народы Башкортостана» — первая в России программа, разработанная для полиэтничного региона, ориентированная на создание социальной и межнациональной стабильности19.
В Саратовской области в 1997 г. Саратовской областной Думой была одобрена «Концепция национальной политики Саратовской области», охватившая целый ряд проблем как политико-правовой, так и социально-экономической и духовной значимости20.
* В соответствии с данной Концепцией и созданной в июле 1998 г. Ассамблеей
? народов России в области стала действовать Ассамблея народов Саратовской а. области. С ее помощью развивался диалог, формировалось содружество и социальное партнерство. Широкая мобилизация интеллектуальных сил области
1 способствовала обеспечению в полной мере прав человека, его гражданских и | политических свобод21.
го
| В Саратовской области стало формироваться интернациональное ядро граж-
| данского общества в лице общественной палаты и примыкающих к ней на-
| циональных общественных и этноконфессиональных организаций. Ассоциация
2 национально-культурных объединений Саратовской области создала группу ° юридической поддержки, заработал телефон горячей линии, была организована « группа профилактики конфликтов на межнациональной почве22.
| Основное достоинство соблюдения баланса интересов этносов в Саратовской
0 области состоит в том, что оно не замыкается на уровне областного центра.
1 Культура партнерских отношений вырабатывается в каждом муниципальном
0
° образовании, особенно — в полинациональных регионах. Так, руководство
го
3 Энгельсского муниципального района поддерживает все конструктивные на-
1 чинания национальных общественных объединений, уделяет значительное | внимание созданию условий для удовлетворения этнических интересов в области культуры, быта. Национально-культурные объединения выступают инициаторами проведения многих праздников и межрайонных мероприятий, активно участвуют в политической жизни района. Национальные коллективы и «Дворы национальной кухни» постоянно привлекаются к проведению массовых мероприятий районного масштаба. Более 20 лет в Энгельсском районе действует
236
немецкое национально-культурное объединение, более 15 лет - татарское и азер-
байджанское национальные объединения. Татарское национально-культурное объединение совместно с мусульманской религиозной организацией выступает инициатором проведения национальных праздников и обрядов. Таким образом, интересы этноса в области культуры, быта, традиций удовлетворяются, прежде всего, на муниципальном уровне.
Не менее значимым является опыт удовлетворения этнических интересов и предпочтений в Балаковском муниципальном образовании. Помимо русских, составляющих большинство, здесь проживают украинцы, татары, чуваши, казахи, белорусы, мордва, армяне, 32 грека, 4 адыгейца, 2 американца, 2 иранца, 2 француза, по одному человеку представлены: белуджи, гуцулы, пермяки, финны, шорцы23. По сложившейся традиции в день славянской письменности и культуры, 24 мая, проводится научно-практическая конференция с приглашением представителей других национально-культурных образований, ежегодно организуется фестиваль национальных культур.
Таким образом, этнический интерес как культурно-политический и правовой феномен в постсоветский период претерпел серьезные изменения. Являясь частью общенационального интереса, он получил закрепление как в Конституции РФ, так и бывших союзных республиках. Вместе с тем во многих из них возобладал интерес «титульной» нации, что нанесло серьезный ущерб развитию межэтнических отношений, спровоцировало миграцию русского и русскоязычных этносов, а также межнациональные конфликты. Отсутствие политики мониторинга этнических интересов, их своевременного удовлетворения, равным образом как и нарушение их баланса, приводит к этническим конфликтам и напряженности. В этой связи необходима теоретическая разработка понятия «этнический интерес», включения его в национально-культурные программы н регионов. В учебных заведениях целесообразно разъяснять неразрывную связь С этнических и национальных интересов, общей культуры народов нашей стра- | ны, поскольку отрыв этнического интереса от общенационального - это путь к к культурной деградации и государственному распаду. о'
Современная политика в изучении и удовлетворении интересов этносов в д разных регионах страны свидетельствует о том, что решение этой проблемы т обеспечено в тех субъектах РФ, где есть реальное взаимодействие власти и н национально-культурных образований, где используются современные меха- | низмы защиты прав и интересов этносов, где создаются условия для образова- д ния и культурного развития граждан вплоть до муниципальных образований с и учебных заведений. I
а
Ja
1 Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию. 12 декабря 2012 г. // Официальный сайт | Президента России www.kremlin.ru (дата обращения: 25.12.2013). 1
2 См.: Тураев В.А Этнополитология: учебное пособие. М., 2004. С. 386-387. №
3 Шабаев Ю.П., Садохин А.П. Этнополитология. М., 2005. С. 284.
4 См.: Там же. С. 317. 6
)
5 Согласно БСЭ «нация - это историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общей территории, экономических связей, литературного опыта, некой особенности культуры и характе- о ра, которые составляют все признаки» (см.: Большая советская энциклопедия /под ред. А.М. Прохорова. ^ 3-е изд. М., 1974. Т. 17. С. 375).
6 См.: Константинова С.С. Этнология. М., 2005. С. 9.
7 См.: Тураев В.А. Указ. соч. С. 387.
8 См.: Большая советская энциклопедия /под ред. А.М. Прохорова. 3-е изд. М., 1978. Т. 30. С. 298.
9Ачкасов В.А. Этнополитология. СПб., 2005. С. 11.
10 См.: Большая советская энциклопедия /под ред. А.М. Прохорова. 3-е изд. Т. 17. С. 375.
11 Мякшев А.П. Власть и национальный вопрос в период «развитого социализма» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара, 2003 (специальный выпуск). С. 128. 237
12 Там же. С. 129.
13 Конституция Республики Марий Эл: принята Конституционным Собранием республики Марий Эл 24 июня 1995 г. // Конституционный Суд Республики Марий Эл: сборник официальных документов. Йошкар-Ола, 2003. С. 5.
14 См.: Там же. С. 8.
15 См.: Там же. С. 180.
16 См.: Шабаев Ю.П., Садохин А.П. Указ. соч. С. 122-123.
17 См.: Коц А., Стешин Д. Как русских выживают с Северного Кавказа // Комсомольская правда. 2011. 18 янв. С. 8-9.
18 См.: Шабаев Ю.П., Садохин А.П. Указ. соч. С. 130.
19 См.: Губогло М.Н. Башкортостан и Татарстан. Параллели этнополитического развития // Сайт института этнологии и антропологии Российской Академии наук URL:http://www.iea.zas.ru (дата обращения: 25.12.2013).
20 См.: Викулов А.М. Региональная национальная политика в современной России. Саратов, 2003. С. 219-223.
21 См.: Смирнов С.К. Ассамблея народов России: за укрепление дружбы народов - единства России // Межнациональное сотрудничество как основа сохранения культурного многообразия и сплоченности полиэтнического региона. Саратов, 2008. С. 55.
22 См.: Ахмедов К.М., Бечвая Т.Д., Зуев А.П. Межнациональное сотрудничество и борьба с ксенофобией - наши основные задачи // Межнациональное сотрудничество как основа сохранения культурного многообразия и сплоченности полиэтнического региона. Саратов, 2008. С. 145.
23 См.: Запяткин Е.В. Этноконфессиональная политика как основа общественно-политической стабильности на территории Балаковского муниципального района // Межнациональное сотрудничество как основа сохранения культурного многообразия и сплоченности полиэтнического региона. Саратов, 2008. С. 98.
И.С. Пальгова ПРИОРИТЕТЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В статье анализируются конституционные положения федеральной политики в отношении регионов, выявляются ее основные приоритеты.
Ключевые слова: федеральная региональная политика, конституционные основы, образование, социальная сфера.
I.S. Palgova
PRIORITIES OF FEDERAL REGIONAL POLICY
The constitutional provisions of federal policy concerning regions are analyzed in the article, also the basic priorities of federal policy are revealed.
Keywords: federal regional policy, the constitutional bases, education, social sphere.
Методологическая составляющая федеральной региональной политики закреплена конституционно и проявляется, прежде всего, в принципах и приоритетах, которые на протяжении всего периода реформирования совершенствовались и наполнялись новым содержанием. Так, в ст. 8 Конституции РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В ст. 11 закреплены органы государственной власти и отмечен приоритет государственной власти РФ в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ на основе Конституции РФ.
© Пальгова Ирина Сергеевна, 2014
Соискатель кафедры истории и социологии политики (Саратовская государственная юридическая академия)