Научная статья на тему 'Этническая карта мира. Рец. На кн. : Основы этнологии (под редакцией профессора В. В. Пименова). М. : изд. Московского государственного университета. 2007. 687 с'

Этническая карта мира. Рец. На кн. : Основы этнологии (под редакцией профессора В. В. Пименова). М. : изд. Московского государственного университета. 2007. 687 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
254
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Агларов Мамайхан Агларович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этническая карта мира. Рец. На кн. : Основы этнологии (под редакцией профессора В. В. Пименова). М. : изд. Московского государственного университета. 2007. 687 с»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2008. № 3. С. 126 - 128.

ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

Рец. на кн.: Основы этнологии (под редакцией профессора В.В. Пименова).

М.: изд. Московского государственного университета. 2007. 687 с.

Учебное пособие «Основы этнологии» создано крупными учеными, имена которых вошли в мировую науку не только как исследователей отдельных культур, но и теоретиков, создавших отечественные школы, обогатившие науку в целом. Составители данного пособия столкнулись с непростой задачей - созданием современной этнической картины мира, не упрощая ни одну из задач, и вместе с тем сложнейшей картины этнокультурного мироустройства. В предисловии редактора проф. В.В. Пименова указано, что потребность нового пособия возросла еще в связи и с тем, что «на политической и этнической картах мира возникли существенные изменения». Среди многочисленных факторов, которые делают работу актуальной (процессы аккультурации, демографии и т.д.), - это «усиление влияния этносов и национального фактора в культуре и политике, возрастание влияния определенных личностей в качестве этнических символов, умножение случаев межэтнической напряженности и конфликтов...». Можно уверенно добавить, что изменения в этнокартине мира интенсифицировались настолько, что последнее двадцатилетие вряд ли сопоставимо даже с целыми периодами прошлых столетий. Охватившие планету процессы глобализации сводят культурный мир из многомерного спектра гармонии к дихотомии: массовая и этническая культуры с обертонами в контактных зонах. Первые же оговоренные в предисловии изменения на политической карте сказались на структуре пособия. Славянский мир оказался разделенным на «ближнее и дальнее зарубежье», как Кавказ и Средняя Азия. Здесь же, не отвлекаясь, хотелось бы сказать, что возможно, включение устоявшегося понятия «Евразия» (многомерное понятие и реальное географическое пространство, охватывающее и политические состояния) упростило бы задачу.

По замыслу авторов пособие предназначено не только для студентов, которые специализируются по этнографии и истории, но и для философских или иных кафедр, где изучается культурология - предмет, начинающий занимать все большее пространство в системе гуманитарных знаний. Авторы пособия видят свою задачу, не углубляясь в тематики изученных (изучаемых) явлений, в показе важнейших черт научной этнокультурной картины мира» (предисловие) и успешно достигают этой цели. Первая часть учебника посвящена методолого-теоретическим проблемам, а вторая - конкретному этнографическому описанию народов мира. Глава, посвященная истории отечественной этнологии в XIX - начале XXI в., привлекает внимание удачными этюдами в область влияния марксизма на советскую школу этнологии и в целом усиление диалектико-материалистического аспекта исследования этнокультур в ущерб другим направлениям, имеющим место в мировой этнологии. Это сложная, еще недостаточно разработанная, но важная тема, поскольку такое смещение акцентов привело к ряду новых отечественных школ и направлений. Автор этого раздела (Т. А. Соловей) называет самые крупные имена - С.П. Толстов, С.А. Токарев, Н.Н. Чебоксаров, Ю.В. Бромлей, так же многотомную серию «Народы мира».

Этнология (этнография), если можно так сказать - наука синтетическая, как, скажем, физическая география и ряд подобных дисциплин. Она объединяет целый спектр отдельных направлений, синтез которых дает ту самую «научную картину человечества», о чем говорится в предисловии. Один из интереснейших сквозных срезов общекультурной панорамы, что отмечено автором раздела, - это работа Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова о диахронных и синхронных информационных потоках, формирующих этнокультуру, а также компонентная теория В.В. Пименова. Отечественная этнология обогатилась новыми подходами к этносу как к эндогамному (в расширенном понимании) этносоциальному организму (Ю.В. Бромелей). На мой взгляд, комментарии, что даны в учебнике институтам эндогамии и экзогамии, не достаточны. С удовлетворением читаются страницы, посвященные прекрасным трудам и высоким заслугам С.П. Толстова и С. А. Токарева. В заключение этой части нужно сказать, что авторам удалось осветить сложнейшие теоретические вопросы этнологии на надлежащем для учебного пособия уровне ясности, простоты и доступности. Другие разделы посвящены конкретному описанию народов Австралии и Океании, Азии, Америки, Африки, Европы, России. В разделе «Народы дальнего зарубежья» даны подразделы: «Австралийские аборигены и англоавстралийцы», «Народы и культуры Океании» (Никишенков А. А.), «Страны и народы Восточной Азии» (Арутюнова С.А., Джарылгасинова Р.Ш., Кожин П. А.), «Народы и культуры Западной Азии», «Юго-Восточная Азия: народы и культуры», «Этносы Западной Азии» (Марков Г.Е.), «Народы Северной Африки и Африканского Рога» (Львова Э.С.), «Аборигенные и новые этносы Северной Америки» (Соловей Т.Д.), «Народы и культуры Латинской Америки и Вест-Индии» (Александренков Э.Г., Пименов В.В.), «Народы Западной Европы» (Казь-мена О.Е.), «Западные и южные славяне» (Заседателева Л.Б.). Здесь, конечно, моментально возникает вопрос о выделении России, территория которой включает части Европы и Азии, но редактор, как говорилось выше, дает пояснение. В 60-х гг. XX в. отдельные ученые сравнивали состояние этнологии в системе наук этнографии «с тающей льдиной в бескрайнем океане наук» (выражение академика Б. А. Рыбакова). Но жизнь показывает, что море наук, которое окружает этнографию, больше подпитывает этнографию. В разделе, где говорится о дискуссиях 30-х гг. прошлого столетия о месте этнологии в системе общественных наук, которые целиком накладывались на марксистскую методологию, констатируется, что задачи этнологии были сведены «к изучению докапиталистических общественноэкономических формаций, их пережитков у народов СССР». Этим самым этнография фактически отождествлялась с историей первобытного общества (С. 84). Несмотря на известные позитивные исследования и теоретические разработки С.П. Толстова, С.А. Токарева, Ю.В. Бромлея, эта линия стала чуть ли не доминантной в исследованиях отдела первобытной истории ИЭА РАН и в ее разных отделениях этнографии народов Средней Азии, Кавказа и Сибири. Приведенная ремарка навеяна заметным присутствием в рецензируемом пособии «поисков первобытного» в ущерб великим цивилизационным достижениям азиатских и латиноамериканских этносов (сказанное не относится к описанию народов Индии, Восточной Азии и в корректном подходе автора к культурам Австралии и Океании). Напрасно читатель в учебнике будет искать центры и последствия «неолитической революции», то есть доместикации растений (Вавилов Н. И.) и животных, великие достижения «гидравлических» и террасных цивилизаций. Однако узнают, где все еще функционирует огнево-паловое земледелие, охота и собирательство, т.е. пер-

вобытные формы экономики. Корректно и очень современно описание народов Закавказья. Имеется в виду профессиональный набросок этногенеза и этнической истории в этой части Кавказа: жизнь мультинациональных и толерантных городов в прошлом - Баку, Еревана и Тифлиса (Тбилиси), описание аграрных достижений (к примеру, 500 сортов винограда в Грузии!), пищи и профессиональной, «высокой» и массовой музыкальных культур и т.д. То же можно бы сказать и об этнографической картине народов Северного Кавказа, описание которых (с небольшими погрешностями) завершается вполне естественным утверждением авторов (Арутюнов С.А., Зверева Ю.Н.), цитирую: «конфликты и сопровождающая их порой агрессивная пропаганда не могут уничтожить традиции дружеских и добрососедских отношений между большинством народов Кавказа, которые проявляются на межличностном и межгрупповом уровнях, в дружеской атмосфере многонациональных трудовых коллективов, в совместном участии в общественных мероприятиях, в смешанных браках и т.д.» (С. 554). Репрезентативно описаны славянские народы: доступно, ясно и иллюстративно представлено описание русского народа (Заседателева Л.Б.), показаны особенности этого большого этноса в центре и в контактных с другими народами зонах. Здесь особо успешна этнографическая характеристика казачества, интереснейшего общества, сложившегося на перекрестке кавказской и славянской культур. Профессор Л.Б. Заседателева выдвигает, прогнозирует и ведет работу по прикладной этнографии, что также нашло отражение в учебнике.

Заканчивая отзыв, нельзя не отметить удачный подбор цветных иллюстраций, их тематическую компоновку и, разумеется, качество съемок и печати. Я, только, заметил, что всем известное с. Кубачи (на переднем плане девушки с водоносными кубачинскими кувшинами «Мучал») названо чеченским селением. Издание «Основ этнологии» - важное событие и вклад в подготовку специалистов и просвещение в целом.

М.А. Агларов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.