Научная статья на тему 'Исследователь, педагог, организатор науки к 90-летию со дня рождения и 60-летию научной и педагогической деятельности профессора Г. Е. Маркова'

Исследователь, педагог, организатор науки к 90-летию со дня рождения и 60-летию научной и педагогической деятельности профессора Г. Е. Маркова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
172
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследователь, педагог, организатор науки к 90-летию со дня рождения и 60-летию научной и педагогической деятельности профессора Г. Е. Маркова»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2013. № 6

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ПЕДАГОГ, ОРГАНИЗАТОР НАУКИ

К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И 60-ЛЕТИЮ НАУЧНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРА Г.Е. МАРКОВА

21 июня 2013 г. исполнилось 90 лет со дня рождения видного российского ученого, Заслуженного деятеля науки, Заслуженного профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, доктора исторических наук Геннадия Евгеньевича Маркова.

Исследования и научные труды профессора Маркова составили ему высокую репутацию в России и в мировом научном сообществе. Известный археолог и этнолог, автор более двухсот научных публикаций, он стал одним из основоположников нового научного направления в этнологии — номадологии (кочевниковедения) и выступил автором оригинальной теории социально-экономических отношений в кочевых обществах. Его исследования по этнографии зарубежной Азии, истории первобытного общества, а также в области историографии этнологии давно и прочно завоевали широкое признание.

Детство Г.Е. Маркова прошло в сложной атмосфере 30-х гг. XX в.; он рос и формировался в семье потомственных русских интеллигентов, жизненным кредо которых всегда были профессионализм, порядочность, служение Отечеству. Дед Геннадия Евгеньевича со

стороны матери Н.Н. Чернецов был известным архитектором, одним из разработчиков плана ГОЭЛРО; дед по отцовской линии — художник и инженер, а отец участвовал в сооружении Сталинградского тракторного завода. Влияние дяди, известного этнолога и археолога Валерия Николаевича Чернецова, рано сформировало круг интересов Г.Е. Маркова, который еще подростком всерьез заинтересовался историей, археологией и этнографией Азии. Но юношеские планы и замыслы могли остаться нереализованными — грянула Великая Отечественная война, и с первых же ее дней 18-летний Геннадий Марков оказался на передовой, где с перерывами на лечение в госпиталях воевал до победного мая 1945 г. За участие в боевых действиях он был награжден четырьмя орденами и многими медалями. Однако с окончанием войны служба в рядах армии не закончилась. Блестящее знание немецкого языка и значительный боевой опыт способствовали тому, что молодой офицер продолжил службу в Австрии.

В 1946 г. Г.Е. Марков наконец смог осуществить свою мечту и поступил на заочное отделение исторического факультета МГУ, а после увольнения из армии перевелся на второй курс очного отделения. С этих пор профессиональное становление, творческий и педагогический рост, вся жизнь Г.Е. Маркова связаны с Московским университетом, традиционно занимавшим ключевую позицию в системе профессионального этнологического образования и важное место в этнологических исследованиях. В этом смысле университет выступал и выступает в качестве одного из структурообразующих факторов отечественной этнологической науки. Отличительная черта университетов — неразрывная связь преподавания с исследовательской работой — наложила отпечаток на научную биографию профессора Г.Е. Маркова.

После третьего курса студент Марков выбрал для специализации кафедру этнографии. Этот шаг был вполне осознанным: еще до увольнения из армии он твердо решил изучать этнологию народов Азии.

Геннадий Евгеньевич учился основам профессии у таких корифеев отечественной этнографии, как С.А. Токарев, С.П. Толстов, Н.Н. Чебоксаров. В дальнейшем С.П. Толстов и Н.Н. Чебоксаров стали его непосредственными руководителями. Однако уже в студенческие годы проявилась важная черта личности Г. Маркова — стремление следовать в науке своими путями, а уважение к авторитету наставников лишь стимулировало его стремление к научной независимости, самостоятельности оценок и выводов.

После окончания 3-го курса Марков получил возможность принять участие в работе Хорезмской археолого-этнографической экспедиции под руководством профессора С.П. Толстова. Первый полевой сезон начинающего этнографа на всю жизнь связал его

научную судьбу с историей и этнологией народов Центральной Азии, и в особенности туркмен. Свои исследования этнографический отряд экспедиции начал в Дарганатинском районе Чарджоуской области. Воображение поражала яркая, красочная и своеобразная культура туркмен-ата, окутанная легендами.

После завершения работ в Дарганатинском районе отряд перебазировался в Куня-Ургенчский район. Здесь существенно расширились представления молодого ученого о туркменской этнографии и истории северных туркмен-йомудов. В составе экспедиции работал аспирант Института этнографии АН СССР И.С. Гурвич (впоследствии доктор исторических наук, заведующий сектором народов Сибири), который делился с Геннадием Евгеньевичем навыками «полевой» работы. Отношения, сложившиеся между молодыми учеными, затем переросли в тесную дружбу.

Экспедиционный отчет, представленный Марковым по окончании первого полевого сезона, был настолько обширным и исчерпывающим, что С.П. Толстов и на следующий год привлек талантливого студента к археологическим раскопкам, а в 1949 г. назначил его руководителем этнографического отряда Хорезмской экспедиции, развернувшего исследования на правобережье Аму-Дарьи, в Туртукульском и Бирунийском районах, среди туркмен-ата и арбачи. Именно тогда, в далеком 1949 г., у Г.Е. Маркова появились преданные соратники среди туркмен, с которыми его связала многолетняя дружба.

А затем было еще более 30 полевых сезонов в Средней Азии (главным образом в Туркмении), участие в экспедициях в Западной и Восточной Сибири, на Украине и на Алтае.

Г.Е. Марков стал единственным за всю историю кафедры этнографии обладателем стипендии имени Н.Н. Миклухо-Маклая, которой он был удостоен за успехи в учебе и студенческой научной работе. После окончания в 1951 г. университета он был принят в аспирантуру. Тема кандидатской диссертации Г.Е. Маркова логически вытекала из всех предшествовавших его исследований и была посвящена истории и этнографии северных туркмен. В аспирантуре Геннадий Евгеньевич опубликовал свою первую научную работу, которая вскоре была издана в Англии, — факт по тем временам весьма редкий. Диссертация, защищенная Марковым в 1954 г., базировалась на уникальном историческом и этнологическом материале; позже она легла в основу монографии «Очерк истории формирования северных туркмен» (М., 1961).

По окончании аспирантуры Г.Е. Марков начал работать на кафедре этнографии исторического факультета МГУ в качестве младшего, затем — старшего преподавателя, а позднее получил звание доцента. Молодой ученый не замкнулся в узких рамках этнографии

северных туркмен, непрерывно расширяя сферу своих научных интересов. В течение нескольких лет он принимал участие в археологических раскопках в Западной Сибири под руководством В.Н. Черне-цова, а позднее проводил самостоятельные археологические разведки по Иртышу в районе знаменитого городища Искер — столицы хана Кучума, собирал этнографический материал по сибирским татарам, организовал экспедицию в Горный Алтай для сбора этнографических материалов среди алтайцев и казахов.

Все же основное направление экспедиционной деятельности молодого ученого осталось неизменным: начиная с 1956 г. на протяжении многих лет в тесном сотрудничестве с Институтом истории им. Ш. Батырова Туркменской АН и Туркменским государственным университетом работала комплексная Туркменская археоло-го-этнографическая экспедиция Г.Е. Маркова. Первая же поездка, предпринятая в 1956 г. с целью сбора этнографического материала в Западной Туркмении и разведки археологических комплексов Прибалхашья, принесла открытие крупного археологического памятника ранненеолитической эпохи — Оюклы (V тыс. до н.э.), раскопкам которого были посвящены несколько полевых сезонов. Постепенно зона археолого-этнографических изысканий экспедиции Г.Е. Маркова охватила почти всю территорию Туркмении.

Многолетняя плодотворная работа по изучению кочевого и полукочевого населения Средней Азии и других регионов мира имела своим результатом крупный научный прорыв в области исторической этнологии — обоснование особого номадного (кочевого) способа производства. В 1967 г. Г.Е. Марков защитил докторскую диссертацию на тему «Кочевники Азии», а в 1976 г. увидела свет одноименная фундаментальная монография, имевшая широкий резонанс как в СССР, так и за рубежом. В этой книге на основе детального анализа экономики и социальной структуры наиболее известных кочевых в прошлом народов (арабов, казахов, монголов, туркмен и др.) вскрывались ошибочность и догматизм точки зрения о существовании у кочевников феодальных или патриархально -феодальных отношений. Марков убедительно доказывал, что кочевники никогда не были феодально-зависимым населением; ему удалось показать, что сама по себе «феодальная концепция» на деле служила целям исторического оправдания и идеологического обеспечения советской политики, проводившейся в отношении кочевых народов Средней Азии.

Новаторским, неординарным и научно смелым для 1970-х гг. был взгляд Маркова на проблему включения туркменских племен в состав Российской империи: в монографии «Кочевники Азии», а также в ряде других публикаций он впервые в отечественной науке

выступил с публичным опровержением официозной точки зрения о якобы «добровольном присоединении» туркмен к России.

Логическим продолжением изучения экономики традиционных обществ стал интерес ученого к истории хозяйства и материальной культуры народов мира. На протяжении многих лет профессор Г.Е. Марков читал одноименный лекционный курс; на базе последнего он подготовил и опубликовал учебное пособие «История хозяйства и материальной культуры (в первобытном и раннеклассовом обществе)» (М., 1979).

Со временем ученый значительно расширил сферу научных исследований в связи с давнишним интересом к немецкой науке о народах — этнологии и народоведению. Результатом этой многолетней работы стала публикация трех монографий: «Очерки истории науки о народах. Немецкая этнология» (М., 1993), «Очерки истории науки о народах. Немецкое народоведение» (М., 1993) и «Немецкая этнология» (М., 2004), а также ряда научных статей. По существу, это первый не только в отечественной, но и в мировой этнографии квалифицированный очерк становления и развития одной из сильнейших этнологических школ мира — германской.

На протяжении многих лет Г.Е. Марков читал лекционный курс по «Истории первобытного общества». Теоретические наработки и концептуальные подходы в этой сфере профессор обобщил в учебном пособии «Первобытное общество» (М., 2009). Вскоре после этого были переизданы в дополненном и расширенном виде монографии «Кочевники Азии. Структура хозяйства и общественной организации» (М., 2010) и «История хозяйства и материальной культуры» (М., 2010).

Колоссальный научный потенциал профессора Маркова сочетается с талантом организатора науки. С 1973 по 1986 г. он возглавлял кафедру этнографии исторического факультета МГУ, профессором которой состоит в настоящее время. В 70—80-е гг. продолжалась работа по дальнейшему совершенствованию подготовки специалистов-этнографов в Московском университете. Этнографическое образование опиралось на принципы, заложенные С.П. Толстовым, Н.Н. Чебоксаровым, С.А. Токаревым и восходящие еще к «анучин-ской» школе. Вместе с тем под влиянием Г.Е. Маркова в процесс преподавания были внедрены некоторые новые идеи. Отчетливо оформились первичный цикл обучения (подготовка по общим теоретическим вопросам этнографии и первобытного общества) и вторичный, рассчитанный на углубленное изучение региональной этнографии.

Несомненным достижением кафедры стало увеличение числа научных направлений, составляющих содержание учебного процесса. Были подготовлены новые учебные курсы: по исторической

социологии, общим проблемам этнографии. Коллектив кафедры в сотрудничестве с Институтом этнографии АН СССР оказался в состоянии обеспечить специализацию студентов практически по всем основным проблемам теоретической и эмпирической этнографии и истории первобытного общества. Продолжалась работа над учебно-методической литературой. В 1982 г. увидел свет новый учебник «Этнография» под редакцией Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова.

Профессор Марков традиционно нес значительную долю педагогической нагрузки на кафедре этнографии. Он читал как общие курсы, предназначенные для всех студентов-историков («История первобытного общества», «Этнография», «Основы этнологии»), так и специальные, рассчитанные на тех, кто углубленно изучает этнографию («Историография этнографии и этнологии», «История религии», «История хозяйства и материальной культуры», «Этнография народов Западной, Южной, Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии» и др.).

С середины 60-х гг. Г.Е. Марков систематически читал лекционные курсы в европейских странах (ФРГ, Западном Берлине, ГДР, Австрии, Швейцарии, Югославии), что способствовало значительному повышению авторитета отечественной науки и росту интереса к ней за рубежом. В конце 70-х Геннадий Евгеньевич в течение года исполнял обязанности директора Института этнологии Свободного университета Западного Берлина, где организовал ряд семинаров по российской тематике, привлекших пристальное внимание западных ученых. Признанием бесспорных научных заслуг Г.Е. Маркова явилось его избрание иностранным членом-корреспондентом авторитетного Лондонского института исследований заморских стран; в течение ряда лет он был постоянным членом руководства действующего под эгидой ЮНЕСКО Конгресса антропологических и этнологических наук.

Сегодня Г.Е. Марков член нескольких диссертационных Советов, а приглашение его в качестве официального оппонента почетно и ответственно для соискателя ученой степени, как кандидатской, так и докторской.

Едва ли можно подсчитать, сколько курсовых и дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций было защищено под руководством профессора Маркова. Наряду с армией студентов, он дал путевку в большую науку почти четырем десяткам отечественных и зарубежных аспирантов, многие из которых стали теперь известными учеными. Учеников Маркова можно встретить буквально по всему миру: в России, в странах СНГ, в ряде европейских государств. Ученики Г.Е. Маркова работали и работают на кафедре этнологии исторического факультета МГУ, среди них —

профессора С.П. Поляков, А.А. Никишенков, Т.Д. Соловей, а также научный сотрудник Н. Аникин.

Жизненный и творческий путь Геннадия Евгеньевича Маркова — это не только пример честного и плодотворного служения науке, но и образец гражданского патриотизма, назидание новым поколениям ученых.

Свой юбилей профессор Марков встретил полным сил и творческих планов. Готова к публикации рукопись монографии по истории этнологической науки. Все, кто знает его, и в первую очередь сотрудники кафедры этнологии, желают Геннадию Евгеньевичу крепкого здоровья, успешного продолжения научной и педагогической деятельности, семейного счастья.

Список основных печатных трудов Г.Е. Маркова

Монографии и учебники

1. Очерк истории формирования северных туркмен. М., 1961. 208 с.

2. Народы Индонезии. М., 1963. 139 с.

3. Кочевники Азии. М., 1976. 318 с.

4. История хозяйства и материальной культуры в первобытном обществе. М., 1979. 303 с.

5. Очерки истории науки о народах. Немецкая этнология. М., 1993. 391 с.

6. Очерки истории науки о народах. Немецкое народоведение. М., 1993. 136 с.

7. Немецкая этнология. М., 2004. 575 с.

8. Первобытное общество (учебное пособие). М., 2009. 209 с.

9. Кочевники Азии. Структура хозяйства и общественной организации. 2-е изд., исправл. и доп. М., 2010. 318 с.

10. История хозяйства и материальной культуры. 2-е изд., испр. и доп. М., 2010. 310 с.

Статьи и рецензии по теоретическим вопросам

11. К вопросу о формировании туркмен Хорезмского оазиса // Советская этнография (далее — СЭ). 1953. № 4. С. 41—55.

12. Материалы по этнографии гагаузов // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР (далее — КСИЭ). Вып. 19. М., 1953. С. 55-67.

13. The Turkmen Population of the Khoresm Оа818 // Äsian Review. October. 1954. N 184. Vol. 1. P. 22-39.

14. Рец.: Журнал «Советская этнография» в 1953-1954 гг. // Вопросы истории (далее — ВИ). 1955. № 7. С. 132—137 (в соавторстве с Г. Г. Громовым).

15. Новые работы о туркменах // СЭ. 1955. № 3. С. 193-196.

16. Типы оседлого жилища туркмен Хорезмского оазиса // КСИЭ. Вып. 23. М., 1955. С. 46-58.

17. Die Wirtchaft der Turkmenen vor ihrer Ubersiedlung in die Mittelasiatische Oasen in 18 und 19 Jahrhundert // Ethnogr.-archaol. Forsch. 1958. H. IV. T. 1, 2. S. 161-171.

18. Скотоводческое хозяйство и общественная организация северобал-ханских туркмен в конце XIX — начале XX в. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. историко-филологическая. 1958. № 4. С. 165—177.

19. Из этнической истории туркменского народа // КСИЭ. Вып. 29. М., 1958. С. 84—90.

20. Археологическая разведка 1957 г. в Западной Туркмении // Труды Института истории, археологии и этнографии АН ТССР. 1959. Вып. 5. С. 45—53 (в соавторстве с В.М. Бахтой).

21. Средневековое кладбище Ак-Депе // Там же. 1959. Вып. 5. С. 218—226.

22. Aus der Geschichte der Nordturkmenen (Teil l) // Ethnogr.-archaol. Forsch. 1959. H. 6. S. 57-71.

23. Рец.: Colomb L. Die Bodenkultur in Ost-Turkestan. Oasenwirtschaft und Nomadentum. Freiburg, 1959 // Вестн. истории мировой культуры. 1960. № 5. С. 132-136.

24. Очерки истории формирования северных туркмен. М., 1961. 208 с.

25. Раскопки первобытной стоянки Оюклы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 1961. № 3. С. 67-82.

26. Aus der Geschichte der Nordturkmenen (Teil 2) // Ethnogr.-archaol. Z. 1961. H. 2. S. 112-123.

27. Vorlaufiger Bericht uber einige Ergebnisse der Teilnahme an einer Ethno-graphisch-archaologischen Expedition in die Turkmenische Sowjetrepublik im Jahre 1959 // Jahr. Museums Volkerkunde Leipzig. 1961. B. 18/1959. S. 32-66 (в соавторстве с В. Кенигом).

28. Sechs terkmenische Teppicherzeugnisse aus dem Museum fur Volkerkunde zu Leipsig // lbid. 1962. В. 19. S. 120-134.

29. Из истории земледелия у северных туркмен в начале XX в. // Труды Института истории, археологии и этнографии АН ТССР. Ашхабад, 1962. Т. 6. С. 262-289.

30. Рец.: Konig W Die Achal-Teke. Berlin, 1962 // Acta ethnographica Acad. scient. hungar. Budapest, 1963. T. 12. Fasc. 3-4. P. 445-448.

31. Грот Дам-Дам Чешме 2 в Восточном Прикаспии // Советская археология. 1966. № 2. С. 104-125.

32. Раскопки памятника первобытной культуры в Западном Туркменистане — грота Дам-Дам Чешме 2 // Известия АН ТССР. 1966. № 5. С. 41-54.

33. Кочевничество // Историческая энциклопедия. Т. 7. М., 1966. С. 10171019.

34. Dam-Dam-cesme 2. Eine urgeschichtliche Hohle in Westturkmenien (Ost-Kaspi-Gebiet) // Ethnogr.-archaol. Z. 1966. H. 7. S. 1-19.

35. Гунбатор Туркменистанынг Гадымы ядыгэрликлери // Мугаллым га-зети. Ашхабад, 1967. № 147.

36. Народы Зарубежной Азии // Основы этнографии. М., 1968. С. 160-219.

37. Рец.: BelenickijA. Zentralasien. Munchen; Genf; Paris, 1968 // Ethnogr.-archaol. Z. 1969. В. 10. S. 550-556.

38. Некоторые проблемы общественной организации кочевников Азии // СЭ. 1970. № 6. С. 74-89.

39. Рец.: Проблемы этнических общностей и этнических процессов (по страницам журнала «Советская этнография») // Вопросы философии. 1970. № 2. С. 150-156.

40. Die wirtcshaftliche Struktur der Nomadenviehzuchter-Volker Asiens // Abhandl. und Ber. Staatlichen Museums Volkerkunde Dresden. Berlin, 1970.

B. 31. S. 55-77.

41. Рец.: Viehwirtschaft und Hirtenkultur. Ethnographische Studien. Herausgegeben von Laszlo Foldes. Budapest, 1969 // СЭ. 1971. № 2. С. 161-164.

42. Материалы по каменному веку Прибалханья // Материальная культура Туркменистана. Ашхабад, 1971. С. 23-59.

43. Развитие культуры и быта туркменского народа за годы советской власти // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 1972. № 6. С. 60-72.

44. Die Dynamik der gesellschaftlichen Organisation bei den Nomaden Asiens // Jahr. Museums Volkerkunde Leipzig. 1972. B. 23. S. 176-180.

45. Einige theoretische Fragen des Ubergangs der Volker Mittelasiens zum Sozialismus // Nichtkapitalistische Entwicklung. Berlin, 1972. S. 91-98 (в соавторстве с В. Кенигом).

46. Некоторые проблемы возникновения и ранних этапов кочевничества в Азии // СЭ. 1973. № 1. С. 101-113.

47. Проблемы развития общественной структуры кочевников Азии. М., 1973. 13 с. (Доклад на IX Международном конгрессе антропологических и этнографических наук).

48. Некоторые проблемы этнографии иолотанских туркмен // Очерки по истории хозяйства и культуры туркмен. Ашхабад, 1973. С. 76-86.

49. Некоторые материалы по этнографии туркмен западного Ахала // Известия АН ТССР. Сер. общественных наук. 1973. № 3. С. 22-31 (в соавторстве с А. Оразовым).

50. Рец.: Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. М., 1972 // СЭ. 1973. № 3. С. 181-184.

51. Die Turkmenen der Oase Bacharden // Jahr. Museums Volkerkunde Leipsig, 1973. В. 29. S. 84-95.

52. Рrоblеmе der Entstehung des Nomadentums // Hirtennomaden und Viehzuchter. Leipzig, 1973. S. 15-22.

53. Кочевничество // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. М., 1973. Т. 13. С. 298-299 (ст. 881-883).

54. Оседание кочевников и формирование у них территориальных общностей // Расы и народы. М., 1974. Вып. 5. С. 27-44.

55. Рец.: Этнологические исследования за рубежом. Критические очерки. М., 1973 // Вопросы философии. 1974. № 8. С. 172-174.

56. К проблеме возникновения социальной организации у гоминид // СЭ. 1974. № 5. С. 112-114.

57. Рец.: Grjaznov М. Sudsibirien (Archaeologia Mundi). Stuttgart; München; Gent; Paris, 1970 // Ethnogr.-archaol. Z. 1974. В. 15. S. 355-360.

58. Категория «образ жизни» и характер советского образа жизни // Вопросы совершенствования распределительных отношений в условиях развитого социализма. М., 1975. С. 18-29.

59. Памятники каменного века в Западной Туркмении и проблема типологии археологических культур в мезолите и неолите // История материальной культуры Узбекистана. Ташкент, 1975. Вып. 12. С. 60-67.

60. Советский образ жизни и проблемы этнографии // СЭ. 1976. № 2.

C. 3-14.

61. Социальные факторы, дивергенция и популяции // Там же. № 4. С. 137-139.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

62. Рец.: Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1974 // ВИ.

1976. № 6. С. 159-162.

63. Община у кочевников и сложение в ходе их оседания территориально-соседской общины // Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной тюркологической конференции «Этнические и историко-культурные связи тюркских народов СССР». Алма-Ата, 1976. С. 23-25.

64. Некоторые экономические аспекты проблемы социалистического образа жизни // Методологические вопросы прогнозирования повышения народного благосостояния. М., 1976. С. 5-18.

65. Новые исследования первобытных памятников Прикаспия // Каракумские древности. Ашхабад, 1977. Вып. 5. С. 40-56 (в соавторстве с М.Б. Дурдыевым).

66. Этнос, этнические процессы и проблема образа жизни // Расы и народы. М., 1977. Вып. 7. С. 9-28.

67. «Нравы и обычаи туркмен-салыр». Забытый источник по социально-экономической истории и этнографии Юго-Восточной Туркмении // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 1977. № 1. С. 65-74 (в соавторстве с Ч.Я. Язлыевым).

68. Die Ausbildung der Ethnographen in der UdSSR // Ethnogr.-archaol. Z.

1977. H. 3. S. 509-517.

69. Проблема жизненных укладов в системе советского образа жизни // Экономические условия и критерии социалистического образа жизни. М., 1977. С. 28-39.

70. Функции этнической культуры в системе образа жизни и жизненных укладов // Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван, 1978. С. 11-28.

71. Problems of Social Change Among the Asiatic Nomads // The Nomadic Alternative. Paris, 1978. P. 305-314.

72. Political Organization of Pasforal Nomads // X Internat. Congr. Anthropol. and Ethnol. Sciences. Moscow, 1978. P. 203-211.

73. Political Organization of Nomads // X Internat. Congr. Anthropol. and Ethnol. Sciences. Abstracts. Vol. 2. Delhi, 1978.

74. Проблема сравнительной археологической и этнографической типологии культуры // Проблемы типологии в этнографии. М., 1979. С. 147-158.

75. Обычай избегания и проблема «пережитков» // СЭ. 1979. № 1. С. 63-68.

76. Развитие современной германской буржуазной этнологии // Этнография за рубежом. М., 1979. С. 149-168.

77. Новая стоянка оюклинской культуры в Северном Прибалханье // Вестн. Моск. ун-та. Сер.8. История. 1980. № 4. С. 67-76 (в соавторстве с С. Хамракулиевым).

78. Проблемы дефиниций и терминологии скотоводческого хозяйства и кочевничества // Литературоведение и теория. Тезисы докладов и сообщений III Всесоюзной тюркологической конференции. Ташкент, 1980. С. 125-127.

79. Община у кочевников и складывание в ходе их оседания территориально-соседской общины // Проблемы современной тюркологии. II Тюркологический конгресс. Тезисы докладов. Алма-Ата, 1980. С. 309-315.

80. Памятник первобытности в Восточном Прикаспии — грот Дам-Дам Чешме 1 // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 1981. № 3. С. 41-55.

81. Национальное и интернациональное в советском образе жизни // Национальное и интернациональное в современном мире. Кишинев, 1981. С. 269-276.

82. Качественные показатели советского образа жизни и сближение жизненных укладов // Проблема планомерного развития системы производственных отношений (социальный аспект). М., 1981. С. 12-24.

83. Рец.: Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии // СЭ. 1981. № 4. С. 174-178.

84. Классификация скотоводства и дефиниции // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. Томск, 1981. С. 45-48.

85. Скотоводческое хозяйство и кочевничество. Дефиниции и терминология // СЭ. 1981. № 4. С. 83-94.

86. 1сторична типолопя способу життя // Народна творчють та етно-графгя. 1981. № 6. С. 7-17.

87. Einige Problems aus der Geschichte von Wirtschaft und materieller Kultur in der Urgesellschaft // Ethnogr.-archaol. Z. 1981. H. 3. S. 433-442.

88. Ausbeutungs-und Abhangigkeitsverhaltnisse bei den Nomaden Asiens // Die Nomaden in Geschichte und Gegenwart. Veroffentlichungen des Museums fur Volkerkunde zu Leipzig. Berlin, 1981. H. 33. S. 13-22.

89. Предисловие (с. 3—4); Классификация народов мира. История этнографической науки (с. 13-26); Народы Западной, Южной, Юго-Восточной Азии (с. 60-106) // Этнография. М., 1982.

90. Проблемы дефиниций и терминологии скотоводческого хозяйства и кочевничества (ответ оппонентам) // СЭ. 1982. № 4. С. 80-87.

91. Рациональные (целесообразные) потребности как качественный показатель социалистического образа жизни // Проблемы развития материальных основ социалистического образа жизни. М., 1982. С. 38-51.

92. Программы курсов: История первобытного общества; Основы этнографии. М., 1982. 15 с.

93. Социальная структура и общественная организация древних и средневековых кочевников // Скифо-сарматское культурно-историческое единство. Кемерово, 1980 (1982). С. 21-37.

94. Primitive History as the Object of Ethnographic Study // Problems of the European Ethnography and Folklore. Moscow, 1982. P. 6-29.

95. Рец.: Першиц А.И., Монгайт А.Л., АлексеевВ.П. История первобытного общества: Учебник // ВИ. 1983. № 6. С. 142-145.

96. О терминах и понятиях в этнографии // СЭ. 1983. № 5. С. 73-77.

97. Скотоводы Азии и Африки. Проблемы исторической типологии и периодизации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 1983. № 5. С. 59-72 (в соавторстве с К.П. Калиновской).

98. Новое в исследовании истории первобытного общества // Преподавание истории в школе. 1983. № 4. С. 12-19.

99. A Classification of Cattle-Breeding and Nomadism // Studies in Ethnography and Anthropology. Papers Presented by Soviet Participants. P. 2 (XI Internat. Congr. Anthropol. and Ethnol. Sciences). Moscow, 1983. P. 70-76.

1GG. Образ жизни туркмен в XIX—начале XX века // B^ 1983. № 12. С. 84-98.

1G1. К изучению проблемы кочевых племен // B^ 1983. № 11. С. 1б2—1б4.

1G2. Кафедра этнографии // Историческая наука в Московском университете. 1934—1984. М., 1984. С. 286—3G1 (в соавторстве с Л.П. Лашуком).

1G3. Проблемы первобытнообщинного строя в освещении советской историографии // Новое в исторической науке. М., 1984. С. 97—113.

1G4. Рец.: История первобытного общества. Общие вопросы. Проблема антропосоциогенеза // BR 1984. № 1G. С. 139—141.

1G5. Советские этнографы в годы Bеликой Отечественной войны // СЭ. 1985. № 2. С. 23—35.

106. Структура и исторические типы образа жизни // Этнографические исследования развития культуры. М., 1985. С. 244—261.

1G7. L'evolution de l'ethnologie ouest-allemande // Ethnologie occidentale: Essais critiques sur l'ideologie. M., 1985. P. 134—151.

1G8. Значение относительной концентрации и дисперсности в хозяйственной и общественной организации кочевников // Bестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. № 4. 1985. С. 86—96 (в соавторстве с Н.Э. Масановым).

1G9. Этнические общности как историческая категория // СЭ. 198б. № 4. С. б9—73.

11G. Общественное разделение труда у скотоводческих народов Азии и Африки // Bестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 1986. № 6. С. 56—69 (в соавторстве с К.П. Калиновской).

111. Традиционный образ жизни населения Горного Алтая и социалистические преобразования в хозяйстве, культуре и быте // Там же. 1987. № 2. С. 67—76 (в соавторстве с К.П. Калиновской).

112. Социальная система кочевников Азии // Мир кочевников. М., 1987. С. 69—111 (на арабском языке).

113. Этнография и историзм // СЭ. 1987. № 4. С. 82—85.

114. Программа дисциплины «История первобытного общества» для государственных университетов. Специальность 2GG8 — История. М.: Изд-во МГУ, 1987. 8 с.

115. Алтайский круг казахского скотоводства // Тюркология-88. Фрунзе, 1988. С. 539—541.

116. Новейшие достижения советской науки в области истории первобытного общества // Новое в советской исторической науке. М, 1988. С. 139—159.

117. Дискуссия о преподавании этнографии // СЭ. 1988. № 4. С. 79—84.

118. Этническая таксономия и исторический процесс // Расы и народы. Bbm. 18. 1988. С. 46—48.

119. Отклик на статью BA. Тишкова «О концепции перестройки межнациональных отношений в СССР» // СЭ. 1989. № 3. С. 14—16.

12G. Динамика хозяйственно-культурных типов и социальных отношений в туркменском обществе в позднем средневековье // Проблемы средневековой истории Туркменистана. Ашхабад, 1989. С. 17—2G.

121. Bведение (с. 4—7); Теоретические проблемы номадизма в советской этнографической литературе (с. 54—75) // Историография этнографического изучения народов СССР и зарубежных стран. М., 1989.

122. Из истории немецкого народоведения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 1990. № 2. С. 32-43.

123. Хозяйственно-культурные типы и способы производства // ВИ. 1990. № 8. С. 3-15 (в соавторстве с Б.В. Андриановым).

124. Исторический процесс на доиндустриальных стадиях // История взаимодействия общества и природы: факты и концепции. М., 1990. С. 106-109 (в соавторстве с Б.В. Андриановым).

125. Ногайцы — проблемы национальных отношений и культуры // СЭ. 1990. № 2. С. 15—22 (в соавторстве с К.П. Калиновской).

126. Этнографическое образование в Московском государственном университете (к 50-летию кафедры этнографии исторического факультета МГУ) // СЭ. 1990. № 6. С. 79-90.

127. Les sociétés traditionelles dAsie Centrale // Cahiers du Monde russe et sovietuque. XXXI. Paris, 1990. P. 397-404.

128. Ногайцы. Этнокультурные проблемы и межнациональные отношения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 1991. № 4. С. 59-70 (в соавторстве с К.П. Калиновской).

129. Введение (с. 3-5); Народы Зарубежной Азии (с. 78-159) // Этнография. Тбилиси, 1991 (на грузинском языке).

130. Концепция национальной политики Российской Федерации // О концепции национальной политики Российской федерации. М., 1992. С. 15-16.

131. О бедной науке замолвим слово ... // Этнографическое обозрение (далее — ЭО). 1992. № 5. С. 3-6.

132. Немецкое народоведение от начала XX века до 1933 г. // ЭО. 1992. № 4. С. 66-77.

133. Этническая и общинно-племенная структура и проблема разделения труда у скотоводов Азии и Африки // Исследования по первобытной истории. М., 1992. С. 123-157 (в соавторстве с К.П. Калиновской).

134. Традиционное и новое в культуре ногайцев // Всероссийская научно-практическая конференция «Традиционное и новое в культуре народов России». Пресс-бюллетень. Саранск, 1992. 23 с. (в соавторстве с К.П. Калиновской).

135. Рец.: Этнокультурные процессы в Поволжье и Приуралье в советскую эпоху (до середины 1980-х годов) // ЭО. 1992. № 4. С. 158-160.

136. О концепции национальной политики в Российской Федерации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 1992. № 5. С. 35-38.

137. Поиски решения проблем Ногайской степи // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 44. М., 1993. С. 1-19 (в соавторстве с К.П. Калиновской).

138. Народоведение в годы нацизма. Крушение науки // ЭО. 1993. № 5. С. 102-115.

139. Динамика хозяйственно-культурных типов и социальных отношений в туркменском обществе в позднем средневековье // Проблемы средневековой истории Туркменистана. Ашгабад, 1993. С. 33—41.

140. Классификация народов мира (с. 33-43); Очерк истории этнологической науки (с. 33-43); Народы Западной Азии (с. 81-97); Народы Южной Азии (с. 81-97); Народы Юго-Восточной Азии (с. 99-117) // Этнология. М., 1994.

141. К вопросу о национальном самоопределении // Свобода или воля (к проблеме национального определения и самоопределения). Кишинев,

1994. С. 165-197.

142. От упадка к возрождению. (Немецкое народоведение после Второй мировой войны: проблемы теории) // ЭО. 1995. № 6. С. 31-49.

143. История первобытного общества. Программа лекционного курса для государственных университетов. М., 1995.

144. Возрастные отношения в системе традиционно-патриархального самосознания в Азии и Африке // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История.

1995. № 4. С. 29-44 (в соавторстве с К.П. Калиновской).

145. Рец.: Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов (основы жизнедеятельности номадного общества). Алматы; Москва, 1995.

146. От истоков немецкой этнологии к ее расцвету. Вопросы теории // ЭО. 1996. № 4. С. 105-116.

147. Carpet making Art as source on Ethnogenesis on Social History of Turkmen People // The history of the Turkoman carpet. Ashgabad, 1996. P. 7-16.

148. Немецкая этнология на рубеже веков: поиски новых путей. Фридрих Ратцель // ЭО. 1997. № 3. С. 127-135.

149. Die materielle Kultur der Turkmenen // Die Kostbarkeiten der Orientalischen Kunst. Coburg, 1997. S. 21-37.

150. К истории изучения номадизма в отечественной литературе // Восток. 1998. № 6. С. 110-124.

151. Взлет и крушении теории — немецкая этнология на рубеже веков. Лео Фробениус // ЭО. 1998. № 4.

152. Die Turkmenen-Geschichte und Kultur // Pasyryk. Das Jahrbuch der Pasyryk Gesellschaft. Band 1. 1998. S. 78-86.

153. Коричневая тень над немецкой этнологией // ЭО. 1999. № 4. С. 117-131.

154. 60-летие кафедры этнографии (этнологии) Исторического факультета МГУ // ЭО. 1999. № 6. С. 127-136.

155. Рец.: Соколова З.П. Жилище народов Сибири (опыт типологии). М., 1999 // ЭО. № 2. С. 162-167.

156. Сравнительная типология археологических и этнологических культур // Интеграция археологических и этнологических исследований. Москва; Омск, 1999. С. 35-38.

157. Время возрождения немецкой этнологии (1950-е — 1960-е годы). Направления исследований и теоретические проблемы // ЭО. 2000. № 6. С. 89-100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

158. Общественные отношения и социальная организация номадов // Ранние формы социальной организации. СПб., 2000. С 179-194 (в соавторстве с К.П. Калиновской).

159. Путь научного подвижничества // Восток. 2001. № 5. С. 89-101 (в соавторстве с К.П. Калиновской).

160. Экологические проблемы Ногайской степи // Исторический ежегодник. Специальный выпуск. Омск, 2001. С. 107-119.

161. Кочевое скотоводство и его перспективы // 4-й конгресс этнографии и антропологии РАН. Тезисы докладов. Нальчик, 2001. С. 152-153.

162. The Social Structure of the Nomads of Asia and Africa // Studies on Central Asia History. Indiana University, Bloomington Indiana. 2001. P. 319-340.

163. Современные проблемы Ногайской степи. Историко-экологиче-ские аспекты // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 2002. № 1. С. 21-36 (в соавторстве с К.П. Калиновской).

164. Das Volk der Wusste. Die Nachfolger der Skyten und Parthen // Die Welt. Duisburg, 2002.

165. Die Turkmenen — Geschichte und Kultur // Pasyryk. Band 1. München, 2002. S. 78-86.

166. Страны Южных Морей (Юго-Восточная Азия) // Народоведение. Кн. 1. М., 2002. С. 211-232.

167. В краю оазисов и пустынь (народы Передней азии) // Народоведение. Кн. 1. М.. 2002. С. 141-164.

168. В краю оазисов и пустынь // Этносфера. 2003. № 2(53). С. 16-23.

169. Религиозные верования. Предполагаемые генезис и история // www.ethnonet.ru /lib/ 0503-02 htm 17 2003 # 1.

170. Рихард Турнвальд и немецкая этнология // Етнокультура у контекста свiтовоi юторй. Матерiали 6 мiжнародного наукового семшару. Черновцы, 2004. С. 157-166.

171. Немецкая этнология в конце тысячелетия: кризис или новый расцвет // ЭО. 2005. № 4. С. 111-129.

172. Народы Передней Азии (с. 129-149); Страны и народы Юго-Восточной Азии (с. 204-223) // Этнология. М., 2005.

173. Хивинский парадокс. О попытке Джунаид-хана создать в начале XX в. раннефеодальное государство // Междисциплинарный проект. Социально-политические портреты государств Центральной азии. М., 2006. С. 228-238.

174. Турнвальд Рихард // Культурология. Российская политическая энциклопедия. М., 2007. С. 739-742.

175. Шмидт Вильгельм // Культурология. Российская политическая энциклопедия. М., 2007. С. 988—-991.

176. Этнография (этнология) в ГДР // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. № 3. 2007. С. 3-11.

177. Этносы Западной Азии (с. 236-256); Народы и культуры Южной Азии (с. 257-279); Юго-Восточная Азия. Народы и культуры (с. 280-301) // Этнология. М., 2007.

178. Из истории немецкого народоведения // Покликання служити нации i людям. Сборник в честь Г. Кожелянко. Чершвщ, 2008. С. 198-206.

Т.Д. Соловей, доктор ист. наук, профессор Н.В. Аникин, канд. ист. наук, мл. науч. сотрудник

Поступила в редакцию 27 марта 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.