А.П. Хриенко
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК КАТЕГОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
«Этническая идентификация» - одно из основных понятий в развитии современной этносоциологии. Оно также широко используется в этнологии, философии, политологии, психологии и других науках, но четкого научного определения его до настоящего времени нет. Однако попытки определения такой категории имеют место и осуществляются они преимущественно на основе различных методологических подходов.
Наиболее распространенным среди специалистов является рассмотрение этнической идентификации как одной из форм проявления социальной идентификации1. Классически такой подход изложен в учениях Г. Тэшфела и Дж. Тернера2. Они достаточно четко разделяли термины «идентичность» и «идентификация», которые до них использовались как синонимы. Более того, указанные понятия рассматривались ими в импликативной зависимости, где из первого вытекает второе. Социальную идентификацию Г. Тэшфел определял как направление индивидуального знания к принадлежности определенной социальной группе, имеющее эмоциональное и оценочное значение для индивида и его членства в группе.
Теория социальной идентификации Г. Тэшфела строится на шести основных принципах: идентификация определяется прежде всего восприятием собственного образа в контексте определенной социальной группы; идентификация строится на стремлении к повышению собственного положительного образа и, в значительной степени, социального статуса; детерминированность развития идентификации сопровождается положительной или отрицательной оценкой окружа-
1 См.: Козырев Ю.Н., Козырева П.М. Дискурсивность социальных идентично-стей // Социологический журнал. 1995. № 2; Фазуллин Ф.С., Заринов А.Я. Грани этнической идентификации // Социологические исследования. 1997. № 8; Современная зарубежная социальная психология. М., 1999; Ядов В.А. Социальная идентификация личности. М., 1993; Он же. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологические исследования. 1994. № 1.
2 Turner J. The experiment foe social psychology of infrgroup behavior // Sntergroup Behaviour. Oxford, 1981. P. 7; Сушков И.Р. Социально-психологическая теория Джона Тернера // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 3; Tajfel H. Social identity & intergroup relations. P., 1982.
ющего социума; дифференциация группы, с которой осуществляется социальная идентификация, имеет сложную структуру взаимодействия со многими сегментами социума; цель и содержание дифференциации групп и субъектов, их составляющих, происходит на основе попыток добиться лидерства или превосходства; дискомфорт социальной идентичности ведет к изменению вектора идентификационных процессов.
Концепция Дж. Тернера, в свою очередь, развивает приведенные выше положения и включает еще три основные детерминанты социальной идентификации, ведущие к формированию межличностных организаций: сплоченность, кооперативные взаимосвязи и социальное влияние. В целом указанные авторы в процессе социальной идентификации видели взаимообусловленное влияние личностных, биологических и социальных факторов, которые приводят к формированию социальных групп. Важность теоретических взглядов Г. Тэш-фела и Дж. Тернера более чем очевидна. Именно в их воззрениях впервые представлена методология социально-идентификационных процессов.
Интенсивное изучение непосредственно процессов этнической идентификации в нашей стране началось после Великой Отечественной войны, с исследований П.И. Кушнера1. В рамках социально-психологического знания П. Кушнер достаточно успешно доказывал положение, что этническая идентификация является неотъемлемой составной частью социальной идентификации и, более того, вторая детерминирует первую2. В то же время, в своем определении ключевых понятий автор не видел существенных различий между «идентичностью» и «идентификацией». Аналогичной точки зрения придерживались и некоторые из его последователей. Так, в работах Л.Н. Терентьевой, О.А. Ганцкой, Е.П. Бусынина проблемы этнической идентификации рассматриваются вне контекста строго общеметодологических принципов социальной идентификации, а преимущественно на эмпирическом уровне социально-психологической науки3. Объектами исследований указанных авторов являлись этнически смешанные браки и их роль в формировании национального самосознания, процессы социализации детей и подростков. В этом были свои преимущества. Действительно, этнология обогащалась много-
1 См.: Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. М., 1951.
2 См. там же. С. 69, 71-73.
3 См.: Терентьева Л.Н. Формирование этнического самосознания в национально-смешанных семьях в СССР. М., 1974; Ганцкая О.А., Терентьева Л.Н. Межнациональные браки и их роль в этнических процессах // Современные этнические процессы в СССР. М., 1977.
численными количественными данными, создавались предпосылки для более адекватных обобщений и выводов этносоциологами, представителями социальной философии и других наук.
Среди современных исследователей имеется множество авторов, которые работают на эмпирическом уровне, не уделяя должного внимания общеметодологическим принципам обеспечения своей научной деятельности. Различия между понятиями «этническая идентичность» и «этническая идентификация» ими, как правило, не фиксируются, что в наибольшей степени традиционно относится к представителям психологической науки1. Но в то же время именно психология внесла наибольший вклад не только в методы эмпирического исследования процессов этногенеза, но и в изучение общей теории идентификации.
Сегодня в рамках психологической науки достаточно полно изучены проблемы развития и трансформации процесса идентификации как психологического феномена, его влияние на различные стороны жизни людей. В рамках психологии разработаны модели и средства измерения идентификационного развития2. Если над вопросами теоретического обоснования проблем этноса в наибольшей степени работают этнологи, то проблемы идентификации особенно интенсивно исследуются этнопсихологами.
Среди этнографов наибольший вклад в определение сущности понятия «этническая идентификация» внес советский этнограф Ю.В. Бромлей. Он подчеркивал, что его исследования строятся на принципах диалектического метода, который предполагает более комплексный подход к изучению различных социальных явлений. В структуру этнической идентификации Ю.В. Бромлей включал прежде всего принятие индивидом социальных ценностей, проявляющихся как в исторической ретроспективе, так и в конкретных условиях реального проживания этноса. К ним он относил приобщения к лучшим достижениям культурного развития, представления о родной земле и т. д.3 Российский этнолог и этносоциолог М.В. Крюков важнейшими компонентами этнической идентификации определял процесс принятия ценностей, проявляющийся в языковой культуре,
1 См.: Баклунский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998; Павленко В.Н., Таглин С.А. Факторы этнопсихогенеза. Харьков, 1993; Сусоко-ловА.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. Вып. 20. М., 1990.
2 См.: Стефаненко Т.Г. Этносоциология. М., 2004. С. 226-271.
3 См.: Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику // Советская этнография. 1983. № 3. С. 67-70.
единстве происхождения, специфике организации и участия в материальном производстве1. В значительной степени позиции Ю.В. Бромлея и М.В. Крюкова были дополнены социальным психологом В.П. Левковичем, который к этнической идентификации относил преимущественно процессы формирования этнических стереотипов как эталонов общественного сознания, сложившихся на основе общественного мнения представителей одной этнической группы о чертах другой2. Значительная часть исследователей полагает, что сфера этнической идентификации это, прежде всего, процесс идеологической детерминации3. Имеются и другие точки зрения на процессы проявления этнической идентификации, которые в той или иной степени отражают позиции представителей различных наук.
В органической взаимосвязи с указанным этносоциальное поле исследований существенным образом расширено социологами. Социологические исследования по различным проблемам этнической идентификации проводятся фактически во всех постсоветских странах и субъектах Российской Федерации. Тематическая направленность таких исследований разнообразная. В наибольшей степени изучаются причины роста форм проявления национального сознания, национализма, отношения между различными этносами4.
Особенностью современного изучения этнической идентификации является ее региональная ангажированность, что обусловлено, прежде всего, обстоятельствами постсоветского развития, когда очевидным фактом явился рост этнонационального самосознания5.
1 См.: Крюков М.В. Эволюция этнического самосознания и проблемы этногенеза // Расы и народы. 1988. Вып. 6. С. 42-60.
2 См.: Левкович В.П. Социально-психологические особенности этнического сознания //Советская этнография. 1983. № 4. С. 75-78.
3 См.: Старовойтова Г.В. О предметной области этнопсихологии.// Советская этнография. 1983. № 3. С. 78-85.
4 См.: Алексахина Н.А. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России // Социологические исследования.1998. № 2; Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х годов. М., 1994; Панин Э. Этническая политика постсоветской России: эпоха Ельцина и эпоха Путина// www.severinform.ru/art.
5 См.: Степанович-Захариевская Д. Особенности этнонациональных отношений на Балканах (по результатам эмпирического исследования) // Вестник РУДН. Сер. «Социология». 2004. № 6-7; Касаткина Н.В. Особенности адаптации этнических групп в современной Литве // Социологические исследования. 2004. № 5; Катушов К.П., Мунянова Б.М. Калмыкия: социально-этнические штрихи массового сознания. // Там же. 2000. № 7; Затеев В.И., Хараев Б.В. Демографические аспекты этносоциальной структуры Бурятии // Там же. 2002. № 5; Сафин Ф.Г. Контуры этносоциальной жизни в Башкорстане // Там же. 2001. № 10; Габдрахманова Г.Ф. Роль миграции в преобразовании этнической структуры Татарстана // Там же. 2004. № 6; Симонян Р.Х. Страны Балтии:
На региональном уровне вопросы этнической идентификации проявляются наиболее ярко и оказывают существенное влияние на весь спектр экономических, социальных, политических, религиозных и других отношений в обществе. Обращает на себя внимание и то, что значительно увеличивается количество исследований корреляционных взаимосвязей этнической идентификации и экономических отношений в обществе1. Наблюдается увеличение исследований эт-ноидентификации и в контексте развития современных политических, социокультурных и других процессов2.
В настоящее время этносоциология оформилась в самостоятельную отрасль знания, где этногенез изучается социологическими методами в контексте имеющихся социологических парадигм. Идентификация и ее специфическая этническая форма проявления все более становятся объектами исследования социологов. С точки зрения методологии, социология рассматривает этническую идентификацию как процесс. Заслугой современной этносоциологии, на наш взгляд, является то, что в ее рамках проведена классификация и структуризация идентификационных процессов с точки зрения их объективной специфики. Наиболее распространена классификация, где на основе эмпирических разработок выделяют семь видов этнической идентичности, которые определяют особенности всего процесса идентификации3.
Содержательная часть такой классификации включает: 1) нормативную идентификацию, где образ своего народа воспринимается как положительный с благоприятным отношением к его истории и культуре, при этом соблюдается толерантное отношение к другим народам; 2) этноцентричную идентификацию, где доминантным выступает завышенная положительная оценка собственной этничнос-ти; 3) этнодоминирующая идентификация процесс, где достижение
этносоциальные особенности и общие черты // Там же. 2003. № 1; Яркова Е.Н. Русские в Киргизии: социокультурная динамика межэтнических отношений // Общественные науки и современность. 1999. № 5 и др.
1 См.: Ирназаров Р.И. О связи экономических и межнациональных отношений // Социологические исследования. 1997. № 8; Веэрманн Р., Хэлемяэ Е. Предприниматели Эстонии: либеральная общность или этническая разобщенность? // Там же. 2004. № 9; Белобородова И.Н. Этнокультурный фактор в управлении природопользованием сельских территорий // Общественные науки и современность. 1999. № 6.
2 См.: Якобсон А.Я. Этнические интересы и проблемы национально-территориальной политики // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. II. № 1; Букалов А.В. Новая модель этноса и государства. Психоинформационное пространство этноса // Социология, ментология и психология личности. 1999. № 5; Тишков В.А. Этнология и политика. М., 2001.
3 Арутюнян Ю.В., Дробыжева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999. С. 177-180.
целей своего народа воспринимаются как доминирующая ценность, при этом наблюдаются дискриминационные установки в отношении других этнических групп; 4) этнический фанатизм абсолютное доминирование этнических интересов и целей, которые сопровождаются готовностью идти ради них на любые жертвы; 5) этническая индифферентность состояние, где люди практически равнодушны к проблемам этничности; 6) космополитизм или этнонигилизм декларирование свободы от всего, что связано с этническими процессами; 7) амбивалентная, невыраженная, а иногда, наоборот, «сдвоенная» идентичность, распространенная в смешанной этнической среде.
В этносоциологической науке достаточно убедительно доказано, что этническая идентификация проявляет себя различно в различных состояниях социума. Так, в стабильно развивающихся социальных системах этническая идентификация не подлежит рефлексии, развивается как объективная данность. В условиях социальных кризисов, когда люди нуждаются в различных формах защищенности, этническая идентификация существенно усиливается и становится одной из форм защищенности, социальной опорой. В таких условиях этническая идентификация является универсальной формой ответа на вопрос о смысле существования и социального поведения людей, что особенно характерно при социальных трансформациях. В данной связи этническая идентификация с большой социальной общностью может служить достаточно сильным катализатором массового поведения и политического действия, особенно в период кризисов или других радикальных трансформаций в обществе1.
Следует отметить, что в настоящее время исследователями по-разному определяются и свойства непосредственно самой категории «этническая идентификация». Данное обстоятельство в существенной степени препятствует развитию этносоциологии, поскольку не дает достаточных оснований для качественной характеристики объектов исследования. Применяя методы контент-анализа, нами определены те свойства этнической идентификации, которые в наибольшей степени выделяются исследователями. К таковым относятся: этническая идентификация категория, отражающая процесс формирования идентичности, а именно в генезисе и развитии; этническая идентификация является одной из форм проявления социальной идентификации и, соответственно, определяется общими закономерностями ее осуществления; этническая идентификация определяется процессом перенесения на самого себя качеств и особенностей внешнего окружения определенного этноса, которые
1 См.: Ачкасов В.А. Этническая идентичность в условиях общественного выбора // Социология и социальная антропология. 1999. Т. 2. № 1.
принимаются как ценностные образом жизни конкретного индивида; содержание этнической идентификации вытекает из специфики взаимодействия объектов и субъектов идентификационных процессов, детерминированных ценностями реального социума и личности.
Таким образом, категория «этническая идентификация» отражает этноидентификационный процесс как динамический и развивающийся. Исследование проблем этнической идентификации как развивающейся системы позволяет определить ее место и выявить роль в более обширном развитии социума в процессе социализации личности, что особенно актуально в контексте современных трансформаций как полиэтничных регионов, так и в системе гармонизации межнациональных отношений в целом.