Научная статья на тему 'Этническая идентичность представителей Северо-Кавказского региона, обучающихся в образовательном учреждении МВД РФ'

Этническая идентичность представителей Северо-Кавказского региона, обучающихся в образовательном учреждении МВД РФ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
277
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / АВТОИ ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПЫ / ЭТНОНИГИЛИЗМ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ / ЭТНОЭГОИЗМ / ЭТНОИЗОЛЯЦИОНИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФАНАТИЗМ / ЭТНОС / ЛИЧНОСТЬ / PROFESSIONAL I-CONCEPT / ETHNICAL IDENTITY / ETHNO-DIFFERENTIATION / AUTOAND HETEROSTEREOTYPES / ETHNO-NIHILISM / ETHNICAL INDIFFERENCE / ETHNO-EGOISM / ETHNO-ISOLATIONISM / NATIONAL FANATICISM / ETHNOS / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белянкина Валентина Александровна, Ермолаева Мария Викторовна

В данной статье описывается проблема необходимости более глубоко исследовать проблемы адаптации представителей Северо-Кавказского региона, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России, к новым этнокультурным условиям. Авторами раскрывается понятие этнической идентичности, фазы этнической идентификации. Также изложены основные результаты, полученные в ходе эмпирического исследования типов этнической идентичности курсантов. Актуализируется целесообразность методических разработок, направленных на изучение этнической идентичности и ее особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белянкина Валентина Александровна, Ермолаева Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnical identity of the representatives of the North Caucasian region, studying at educational institution of the ministry of the interior of the Russian Federation1St. Petersburg University under Ministry of Internal Affairs of Russia

This article describes the problem of the necessity in deeper research of the problems of adaptation of North Caucasian region representatives, studying at educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia, to new ethnocultural conditions. The authors define the concept of ethnical identity, stages of ethnical identification. It also presents the principal results, obtained in the course of empiric study of types of ethnical identity of the students. It keeps up to date the expediency of methodological learning aids, aimed at studying the ethnical identity and its peculiarities

Текст научной работы на тему «Этническая идентичность представителей Северо-Кавказского региона, обучающихся в образовательном учреждении МВД РФ»

УДК 159.9.07

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО РЕГИОНА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ МВД РФ

Валентина Александровна Белянкина, старший психолог-инспектор отдела психологического обеспечения,

Санкт-Петербургский университет МВД России (СПбУ МВД России),

Мария Викторовна Ермолаева, психолог,

Консалтинговая компания "АЛГА ",

Воронеж

Аннотация

В данной статье описывается проблема необходимости более глубоко исследовать проблемы адаптации представителей Северо-Кавказского региона, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России, к новым этнокультурным условиям. Авторами раскрывается понятие этнической идентичности, фазы этнической идентификации. Также изложены основные результаты, полученные в ходе эмпирического исследования типов этнической идентичности курсантов. Актуализируется целесообразность методических разработок, направленных на изучение этнической идентичности и ее особенностей.

Ключевые слова: профессиональная Я-концепция, этническая идентичность, этнодиффе-ренциация, авто- и гетеростереотипы, этнонигилизм, этническая индифферентность, этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм, этнос, личность.

ETHNICAL IDENTITY OF THE REPRESENTATIVES OF THE NORTH CAUCASIAN REGION, STUDYING AT EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF THE RUSSIAN FEDERATION

Valentina Alexandrovna Belyankina, senior psychologist-inspector of the department ofpsychological support,

St. Petersburg University under Ministry of Internal Affairs of Russia,

Maria Viktorovna Ermolaeva, psychologist,

Consulting company “ALGA",

Voronezh

Annotation

This article describes the problem of the necessity in deeper research of the problems of adaptation of North Caucasian region representatives, studying at educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia, to new ethnocultural conditions. The authors define the concept of ethnical identity, stages of ethnical identification. It also presents the principal results, obtained in the course of empiric study of types of ethnical identity of the students. It keeps up to date the expediency of methodological learning aids, aimed at studying the ethnical identity and its peculiarities

Keywords: professional I-concept, ethnical identity, ethno-differentiation, auto- and heterostereotypes, ethno-nihilism, ethnical indifference, ethno-egoism, ethno-isolationism, national fanaticism, ethnos, personality.

В социально-психологической науке растет интерес к теоретическому осмыслению проблем социального и этнического самоопределения, что в свою очередь проявляется в повышенном внимании к развитию и становлению профессиональной Я-концепции у представителей различных этнических групп. Интерес к проблеме этнической идентичности отражает реакцию науки на изменение социальных условий. Тема самоопределения проникает в повседневную жизнь, превращая каждого в социального ученого. Осмысление феномена этнической идентичности и образований, формирующихся под ее значительным воздействием, помогает преодолеть фрагментацию сознания, потерю ценностей и жизненных ориентиров, сохранить устойчивость опыта личности в

современном динамичном мире [2]. Этническая идентичность является существенным психологическим основанием для определения новых ориентиров в социальном пространстве, выбора дальнейшего профессионального пути и становления профессиональной Я-концепции.

Сложным является вопрос о механизмах, которые помогают индивиду соотнести настоящее и будущее своей этнической группы, интегрировать различные влияния культуры и найти свое место в профессиональной сфере [3]. Этническая идентичность - зависимая переменная. С одной стороны, она сама формируется в определенном социальном контексте, с другой - оказывает влияние на процесс адаптации, личностного и профессионального становления человека.

С нашей точки зрения, проблема этнической идентичности стоит в современно мире крайне остро. В связи с этим нам видится необходимым более подробно осветить в своей работе особенности этнической идентичности у представителей СевероКавказского региона.

Базой эмпирического исследования являлся Воронежский институт МВД РФ. Объектом эмпирического исследования выступали курсанты 2-5 курсов юридического и радиотехнического факультетов в количестве 120 человек, 60 из которых являются представителями Северо-Кавказского региона РФ.

Выбор стимульных объектов - конкретных национальных групп - был обусловлен, прежде всего, современной ситуацией развития российского общества. В настоящее время различные аспекты национальных проблем, а также проблем, основой которых является процесс вхождения и адаптации в иную этническую группу, выходят далеко за пределы научных изысканий, перемещаясь в центр социальных и жизненных интересов многочисленных социальных групп, находящихся на территории других национальных государств. С одной стороны, представители различных этносов являются носителями разных этносоциальных особенностей, во многом определяющих жизнь их представителей. Народы Северо-Кавказского региона, объединяя себя в некое иное духовное сообщество, определяют свое социокультурное пространство, смысловое поле и устанавливают его границы, выделяя его из окружающего внешнего мира. Однако русский народ также способен осознавать свое социокультурное единство, свою принадлежность к общему и целому славянскому миру [1]. С другой стороны, жизнедеятельность и профессиональное обучение представителей обоих рассматриваемых нами этносов проходят в рамках одной образовательной культуры и ограничены особенностями воспитательного процесса, а также спецификой представленного вуза, существующих на настоящий момент в Воронежском институте МВД РФ.

Обработка эмпирических данных, полученных с помощью описанного диагностического комплекса, проводилась методами качественного и количественного, в том числе статистического, анализа. Проверка выборок на принадлежность к разным генеральным совокупностям осуществлялась с помощью критерия Манна-Уитни, проверка наличия связи между исследуемыми параметрами проводилась с помощью коэффициента корреляции Пирсона.

Анализ данных, полученных нами в ходе эмпирического исследования начнем с результатов изучения этнической идентичности представителей Северо-Кавказского региона и этнического большинства (русских), обучающихся в образовательном учреждении МВД РФ.

Методика «Типы этнической идентичности» позволяет измерить типы этнической идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности. Индикаторы отражают отношение к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического воздействия.

Для последующего анализа рассчитывались среднегрупповые значения оценок по выделенным типам этнической идентичности по каждой выборке (табл. 1).

Таблица 1

Среднегрупповые оценки по выделенным типам этнической идентичности у пред-

ставителей Северо-Кавказского региона и у русских

Тип этнической идентичности Представители Северного Кавказа Русские

1. Этнонигилизм 5,23 5,32

2. Этническая индифферентность 12,51 15,28

3. Норма 19,11 19,62

4. Этноэгоизм 7,25 13,72

5. Этноизоляционизм 13,74 15,36

6. Национальный фанатизм 12,47 12,98

Сопоставляя и анализируя данные, представленные в табл. 1, можно утверждать, что самую высокую степень выраженности у представителей Северо-Кавказского региона имеет тип этнической идентичности «норма», которая, как было сказано ранее, будет рассматриваться нами как тип этнической идентичности, характеризующийся высокой толерантностью и готовностью к межэтническим контактам. Данные результаты могут свидетельствовать о том, что статус «нормы» приобретает позитивная этническая идентичность. Данную ситуацию можно объяснить тем фактом, что представители СевероКавказского региона проходят профессиональное обучение на территории иного по национальному составу региона, чем их собственный в течение достаточно длительного времени (рассчитано на 5 лет) находясь в тесном контакте с этническим большинством в рамках образовательной культуры, входя в состав учебных групп.

Однако, анализируя данную ситуацию, необходимо отметить, что позитивность отношений к собственным и другим народам, сочетающаяся в «норме», вовсе не предполагает эмоциональной однозначности этих отношений. Человеку с «нормальной» этнической идентичностью свойственно естественное предпочтение собственных этнокультурных ценностей.

Типы этнической идентичности «этнонигилизм» и «этноэгоизм» обнаруживают низкую степень выраженности, что свидетельствует о том, что представителям СевероКавказского региона практически не свойственны проявления данного типа этнической идентичности, что в свою очередь выражается в желание поддерживать собственные этнокультурные ценности, в ощущении этнической самодостаточности.

Остальные, рассматриваемые нами типы этнической идентичности, соответствуют средней степени выраженности, что может свидетельствовать о том, что в рамках одной выборки люди одной этнической принадлежности могут проявлять различные взгляды и демонстрировать различные формы поведения в ситуациях межэтнического взаимодействия.

Второе - самая высокая степень выраженности у русских, так же как у представителей Северо-Кавказского региона, имеет тип этнической идентичности «норма». Данный факт можно объяснить тем, что обследуемые, вошедшие в нашу выборку, являются этническим большинством.

Тип этнической идентичности «этнонигилизм» имеет низкую степень выраженности: русским, как и представителям Северо-Кавказского региона практически не свойственны проявления данного типа этнической идентичности, что в свою очередь выражается в желании поддерживать собственные этнокультурные ценности, в ощущении этнической самодостаточности.

Необходимо подчеркнуть, что остальные типы этнической идентичности у русских имеют среднюю степень выраженности. Полученные данные могут свидетельствовать о том, что респонденты не всегда отдают четкое предпочтение тому или иному типу идентичности, зачастую оценивая выраженность нескольких типов стимульных ситуаций сходно.

В ходе проводимого анализа видится целесообразным акцентировать внимание на том, что, несмотря на выраженность у обеих групп типа этнической идентичности «норма», понимание категории «норма» у данных групп различно вследствие разной этнической принадлежности. Данный факт можно рассматривать как результат того, что в менталитете каждого народа присутствует сложная «смесь» культуры, традиций, духовности и особенностей жизненного уклада, которая объединяет его и одновременно отличает от всех других сообществ. Вследствие этого считаем важным отметить различную смысловую нагрузку, которую несет понятие «норма» для рассматриваемых нами этносов.

4.Этноэгоизм

3.Норма

2.Этническая индифферен тность

1.Этнонигилизм

Рис. 1. Усредненные показатели результатов по методике «Типы этнической идентичности» представителей Северо-Кавказского региона и русских

В результате сравнения усредненных показателей результатов методики «Типы этнической идентичности» которые представлены на рис. 1, можно констатировать следующее. В целом полученные по данной методике значения выше по всем типам этнической идентичности у русских чем у представителей Северо-Кавказского региона. Однако необходимо заметить, что у тех и у других близкими по степени выраженности являются показатели по таким типам идентичности, как: норма, этнонигилизм и национальный фанатизм. В свою очередь показатели по такому типу идентичности, как этноэгоизм сильно разнятся, а именно значение по данному типу у русских почти вдвое превышает соответствующее значение у представителей Северо-Кавказского региона. Результаты свидетельствуют, что у русских курсантов трансформация этнического самосознания происходит по типу гиперидентичности. В основе трансформации такого типа лежит своеобразный этнический нарциссизм. Гиперидентичность в межэтническом взаимодействии в учебных коллективах МВД может проявляться и в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ». Но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет. Это предполагает переход от естественного предпочтения по ряду параметров собственной этнической группы к абсолютной убежденности в превосходстве над «чужими».

Полученные нами результаты относительно представителей Северо-Кавказского региона схожи с эмпирическими данными, полученными Г.И. Кисловой [4], которые

□ Русские

□ Северный Кавказ

6. Национальный фанатизм

0123456789 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

описаны нами в теоретическом обосновании данного эмпирического исследования.

Для уточнения качественного анализа данных мы считаем целесообразным проведение статистической обработки результатов методики «Типы этнической идентичности» с помощью рангового критерия Манна-Уитни (табл. 2).

Таблица 2

Результаты определения различий в типах этнической идентичности представите-

лей Северо-Кавказского региона и русских по критерию Манна-Уитни

Область допустимых значений Область неопределенных значений Критическая область

Этнонигилизм - 0,785 Национальный фанатизм - 2,124 Этническая индифферентность - 2,735

Норма - 0,543 Этноэгоизм - 2,682

Этноизоляционизм - 2,861

Проведенный нами статистический анализ данных с помощью критерия Манна-Уитни позволяет подтвердить итоги предпринятого нами выше качественного анализа результатов изучения типов этнической идентичности. Показатели типов этнической идентичности, значения которых попали в область критических значений (этническая индифферентность, этноэгоизм, этноизоляционизм), статистически значимо различаются у данных выборок. Такие типы этнической идентичности, как «норма» и «этнонигилизм» имеют одинаковую степень выраженности и в той, и в другой группе. Однако «норма» в данном случае сильно выражена, в то время, как этнонигилизм не выражен. Относительно национального фанатизма, значения которого попали в область неопределенных значений, мы не можем сделать определенных выводов.

На основании полученных результатов эмпирического исследования и их осмысления, можно сделать следующие выводы:

Самую высокую степень выраженности у русских, как и у представителей СевероКавказского региона, имеет тип этнической идентичности «норма». Самую низкую степень выраженности у русских, как и у представителей Северо-Кавказского региона, имеет тип этнической идентичности «этнонигилизм». Позитивная этническая идентичность характерна для большинства курсантов обеих выборок.

Исходя из полученных нами выводов, целесообразно предложить, ряд рекомендаций, адресованных руководителям кадровых и психологических служб МВД России (ГУ МВД, У МВД) субъектов РФ, психологическим службам образовательных учреждений МВД РФ:

1. Необходимо в дальнейшем более глубоко исследовать проблемы адаптации представителей Северо-Кавказского региона, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России, к новым этнокультурным условиям.

2. При планировании индивидуально-воспитательной работы, комплектовании учебных групп, осуществлении профессиональной деятельности важно учитывать этнопсихологические особенности климата и взаимоотношений в многонациональных коллективах.

3. Представляется полезным составление методических разработок, направленных на изучение этнической идентичности и ее особенностей, как в многонациональном учебном коллективе, так и за его пределами вследствие недостаточности существующего на данный момент диагностического инструментария, предназначенного для проведения исследований в данной сфере психологической науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авксентьев, А.В. Северный Кавказ в этнической картине мира / А.В. Авксентьев, В.А. Авксентьев. - Ставрополь : Изд-во Ставропольского гос. ун-та, 1998. - 345 с.

2. Белинская, Е.П. Этническая идентичность : понятие, формирование, модели

измерений / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко // Этническая психология : хрестоматия / под ред. А.И. Егоровой. - СПб. : Речь, 2003. - С. 175-181.

3. Иванова, Н.Л. Эмпирическое исследование социальной идентичности / Н.Л. Иванова // Социальная психология XXI столетия. - Ярославль : Изд-во Ярославского гос. ун-та, 2002. - Т. 1. - С. 299-302.

4. Кислова, Г.И. Поликультурное образование как фактор формирования этнического самосознания / Г.И. Кислова // Поликультурное образование в Дагестане: реалии и перспективы. - Махачкала, 2003. - С. 78-95.

Контактная информация: annakustik27@mail.ru

УДК 378.147.88

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Ольга Николаевн Большакова, кандидат педагогических наук, доцент,

Филиал Иркутского государственного университета в г. Братске (БФ ИГУ)

Аннотация

В статье представлен результат исследования проблемы формирования качеств личности студентов вуза, способствующих их самоактуализации в профессиональной деятельности. Автором представлена попытка исследования проблемы на современном этапе развития нашего социума и ее актуальность; а также, модель создания условий для выявления особенностей развития самоактуализации студентов, одним из которых является готовность преподавателей вуза.

Ключевые слова: самоактуализация; когнитивный критерий, потребностно-

мотивационный критерий, деятельностно-практический критерий.

FEATURES OF STUDENT’S SELF-ACTUALIZATION DEVELOPMENT Olga Nikolaevna Bolshakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Branch of Irkutsk State University in Bratsk

Annotation

This article presents the results of research covering the problem of formation of higher school students personality traits that contribute to their self-actualization in the profession. The author has presented an attempt to study the problem at the present stage of development of our society and its relevance, as well as the model for creating the conditions for identifying the features of the development of students' self-actualization, one of which is the readiness of university teachers.

Keywords: self-actualization, cognitive criteria, need-motivational criteria, action-practical criteria.

Понятие «самоактуализация личности» является на сегодняшний день уже не новым для российской педагогической науки. Заимствованная у американских психологов - гуманистов, самоактуализация личности нашла широкий отклик в работах отечественных ученых и является одной из задач, поставленных перед нашей системой образования. Не вызывает сомнений утверждение, что потребность в самоактуализации есть основополагающее свойство зрелой личности. «Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения» [6]. Попытки составить характеристику самоактуализирующейся личности предпринимаются и российскими психологами, но опираются они на работы американцев. Анализируя данные исследования, приходится констатировать, что для нашего самосознания выработка некоторых качеств весьма проблематична. Индивидуализм и самость не уживаются в полной мере с коллективистским мировоззрением россиян. Процесс самоактуализации личности в российском обществе никогда не будет аналогичен самоактуализации американца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.