Научная статья на тему 'Этимология топонимов «Сибирь» и «Байкал» в свете но- вых подходов к истории монгольских народов'

Этимология топонимов «Сибирь» и «Байкал» в свете но- вых подходов к истории монгольских народов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
678
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этимология топонимов «Сибирь» и «Байкал» в свете но- вых подходов к истории монгольских народов»

Филология и философия

ЕЛ„ Бархеев

Этимология топонимов «Сибирь» и «Байкал» в свете но вых подходов к истории монгольских народов_

Новые методологические подходы к истории монгольских народов периода древней и средневековой истории Сибири, представленные уже в ряде работ автором данной статьи* , позволяют, думается, по-новому объяснить некоторые известные топонимы,

Исходя из этих подходов можно, довольно убедительно объяснить этимологию топонимов «Сибирь» и «Байкал».

Название «Сибирь» связано, скорее всего, с дин-линами и их возможными предками - теле, близких, как полагает автор статьи, к индоевропейским народам. В этом отношении название «Сибирь» восходит, вероятно, к слову «сабир», которое могло у динлинов означать слово, значение которого было близко к понятию «холод».** У этого слова мог появиться второй смысл -«чистый», «превосходный», при этом «превосходный» в отношении человека мог значить «храбрый».

Когда хунны терпели кризис и поражения, они могли перейти на язык динлинов и взять для одного их своих племен название «сабир» (еще в ! веке до н. э. до своего полного разгрома от сяньби).

Возможная связь хуннов с западными от них сарматами могла привести к появлению названия «сабир» в форме «савар» у греческого историка Страбона, зафиксировавшего саваров, которые могли представлять одно из племен будущих гуннов, между Каспием и Доном.

Русские документы XV - XVI вв. показывают, что, продвигаясь на восток, русские стали называть ближние к ним зауральские земли «Сибирью», оттаХкиваясь, вероятно, от названия Сибирского ханства. От татар они могли узнать значение слова «сибир» (холодный) и, чувствуя близость этого слова к своему «север», они могли

*1. Вархеев В.А. Опыт нового подхода к проблеме древних предков монгольских народов II Вестник Международного центра азиатских наследований. 12/2004. - Москва - Иркутск: Иркутский Государственный педагогический университет. - Кн. 1. - С. 32 - 58.

2. Бархеев В.А. Проблема происхождения рода Чингис-хана: новые подходы II Вестник ИГЛУ. Сер. История. Философия, Социальные науки. Вып. 4. - Иркутск. - 2004. - №1. - С. 94 - 106.

3. Бархеев В.А. К происхождению этнонима «бурят» II Вестник ИГЛУ. Сер. История. Философия, Социальные науки. Вып. 4. - Иркутск: ИГЛУ, 2004. - №1 - С. 87 - 94.

4. Бархеев В.А. Проблема локализации местности Баргуджин-Токум/7 Вестник ИГЛУ. Сер. История. - Иркутск, 2002. - №1. - С. 31 - 37.

5. Бархеев В.А. Телеские племена курыкан и байырку и их роль в этногенезе монгольских народов II Вестник ИГЛУ. Сер. История. Философия, Политология: - Иркутск. 2006. • №1 - С. 61-67.

" Думается, что с предполагаемым динлинским «сабир» в этом смысле совпадают: русские «север» и «сивер», английское «sever» (строгий, суровый) и латинское «severus» (строгий, суровый). (Примечание автора).

(осваивая Сибирь и столкнувшись с суровым сибирским климатом) перенести название «Сибир», принявшего у них форму «Сибирь», на весь этот обширный край.

Следующий топоним - «Байкал». Говоря о возникновении этого топонима, думается, следует обратить внимание на такой народ средневековой Восточной Азии, как кидани.

Кидани могли хорошо знать Прибайкалье, а значит и Байкал. Поначалу, еще до усиления Ляо, кидани могли называть Байкал «Бэйхаем» (Северным морем) вслед за жунами, которые у них представляли наследников древнекитайской культуры (в жунодиском варианте) и говорили о каком-то море на севере. Здесь сказано «о каком-то», поскольку анализ сведений летописей Древнего Китая показывает, что под Бэйхаем имелось в виду какое-то неконкретное море, поэтому Бэйхаем летописцы называли в разное время разные водоемы, например Арал.

В период усиления Ляо, киданей (в сферу «внутренних», т. е. собственных, территорий которых, очень вероятно, входило Прибайкалье), видимо, перестала удовлетворять неопределенность названия «Бэйхай». Будучи ранними монголами, кидани могли иметь уже в языке множество собственно монгольских слов, но в то же время в нем могло использоваться немало телеских, а также жунских слов (совпадающих, вероятно, с древнекитайскими) (причем могли быть составные слова на основе слов из разных групп киданей). Это могло обусловить появление нового названия для Байкала - «Бай-хай», состоявшего из телеского «бай» («большой», «великий») и жунского «хай» (море).

Поскольку кидани создали развитое государство и имели высокую культуру, то их язык мог эволюционировать от архаичных, надо полагать, диалектов северо-сяньбийского языка к раннемонгольскому языку с твердым произношением (исключавшим большую растянутость ряда гласных звуков, а также заменявших во многих случаях звуки «х» и «И» на «г» и «к»). Это могло привести к тому, что уже в Ляо (в XI - XI! вв.) могло появиться название «Байкай», принявшем тогда же форму «Байкал» (звук «л» здесь в конце слова «Байкай» мог появиться в 8иду того, что в разговорной речи трудно четко произнести последнее «и краткое» и вместо него слышится слабое «л»).

Байкал все же был на окраине Ляо, и он считался, как показывают некоторые соображения и косвенные данные, сакральным местом в Ляо. Поэтому он, судя по отсутствию о нем прямых сведений, не получил особой известности за пределами Ляо. Возможная тенденция не

Филология и философия

упоминать Байкал могла усилиться у киданей и близких им племен после падения Ляо, когда к Байкалу ушла,

видимо, часть киданей. Когда же туда ушла, вероятно,

другая часть киданей (после их борьбы с Чингис-ханом), то о Прибайкалье сведений никаких не поступало долгое время, что говорит косвенно о вынужденной политике самоизоляции его жителей (как и о сохранении ими независимости от Чингис-хана и его преемников).

Изложенная версия происхождения названия знаменитого озера подтверждается некоторыми обстоятельствами и косвенными фактами.

Библиографический список

1. Бархеев В.А. Опыт нового подхода к проблеме древних предков монгольских народов II Вестник Международного центра азиатских наследований. 12/2004. -Москва - Иркутск: ИГПУ - 2004. - Кн. 1. - С. 32 - 58.

2. Бархеев В.А. Проблема происхождения рода Чингис-хана: новые подходы II Вестник ИГЛУ. Сер. История.

Философия, Социальные науки. Вып. 4. - Иркутск, 2004. - №1 - С. 94 - 106.

3. Викторова А.А Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. - М.: Наука, 1980.

4. Гурулев С.А. Что в имени твоем, Байкал? 2-е изд., доп. и перераб. - Новосибирск: Наука, 1991.

5. Мельхеев М.Н. Географические названия Восточной Сибири. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 1995.

6. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье, -М.: Школа «Языки русской культуры»,1998.

7. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т. Пер. с нем. С дополнениями члена-кор. РАН О.Н. Трубачева. Изд-е стереотип. - СПб: Изд-во «АЗБУКА, изд. центр «Тера»,1996.

Статья принята к публикации 29.12.06

М.Н. Чупановская

Лексическая деривация как способ создания отражен ных антонимов

Отраженная антонимия в русском языке в основном представлена двумя областями деривации: синтаксической и лексической. Специфика процессов отражения, обусловленная лексической деривацией, рассматривается в предлагаемой статье. В поле зрения авторов оказываются модификационные и мутационные словообразовательные типы (далее - СТ) и словообразовательные категории (далее - СК), обслуживающие отраженную антонимию, Особое внимание обращается на то, какие из СТ и СК способствуют сохранению или же приводят к утрате типа семантической противоположности производящих производными. Рабочей единицей исследования является словообразовательный квадрат (далее - СКв, графический его символ: □), т.е. такой квадрат, на верхней грани которого находится пара дериватов одной и той же ступени производности с синонимическими аффиксами, на нижней - пара мотиваторов. И дериваты, и мотиваторы связаны между собою антонимическими отношениями.

Как показал анализ языкового материала, набор моАификационных СТ (СК) почти полностью представлен в отраженной антонимии. Среди модификатов, выражающих контрарную противоположность, наиболее распространены имена существительные, имена прилагательные, наречия с субъективно-оценочным значением, со значением высшей степени проявления признака. Часто встречаются субстантивы с семантикой женско-

сти, адъективы - с семантикой неполноты признака. В системе комплементарных оппозиций широко представлены имена существительные и имена прилагательные, имеющие субъективную оценку и значение высшей степени проявления признака. Большую часть векторных антонимов, относящихся к модификационным СТ, составляют глаголы с соответствующим лексическим значением (далее - АЗ), а также имена существительные с дефиницией, начинающейся словами «женск. к ...». Производные всех модификационных СТ сохраняют, наследуют антонимические отношения производящих, тип противоположности мотиваторов, что вполне закономерно, т.к. модификация не меняет качественной определенности лексического понятия, она ведет только к преобразованию семантики исходных единиц.

Набор мутационных СК (СТ) в системе отраженной антонимии, как выяснилось, крайне ограничен. Кроме того, в результате наблюдения среди отраженных единиц, обнаруживающих соответствующий тип преобразований мотивирующих основ, были выделены: а) производные антонимы, сохраняющие вид противоположности производящих; б) производные антонимы, не сохраняющие вид противоположности производящих. Данный языковой факт, на наш взгляд, заслуживает особого внимания. В связи с чем предлагаем рассмотреть каждую из групп слов более подробно.

134

ВЕСТНИК ИрГТУ №1 (29) 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.