Налогообложение Taxation
УДК 336.1/5(075.4)
ЭТИМОЛОГИЯ ТЕРМИНА «УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ»: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
TERM ETYMOLOGY «TAXATION MANAGEMENT»:
SYSTEM APPROACH
Евгений Николаевич ЕВСТИГНЕЕВ,
кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогообложения
и налогового менеджмента, Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет E-mail: [email protected]
В статье излагается концепция управления налогообложением как сложной системой. Проанализированы различные трактовки терминов «управление налогообложением» и «налоговый менеджмент». Авторское видение проблемы основано на анализе и синтезе различных системных представлений модели.
Ключевые слова: налоговая сфера, управление налогообложением, налоговый менеджмент, сложная система, системные представления, дефиниция.
На существующую проблему используемых в области налогов и налогообложения терминов первоначально обратил внимание В. А. Кашин [11, с. 19-25]. Говоря о роли налогов в финансовых отношениях, он подчеркнул, что в принимаемых законах часто недостает не только научной обоснованности, но и согласованности в концепциях, принципах и понятиях. Налоговые отношения должны быть четко определены законом. Разумеется, и терминология должна строиться на основе понятийных связей профессиональных знаний. Цель авторского
Evgenii N. EVSTIGNEEV,
PhD of Economics Sciences, Professor, Head of Department of Taxation and Tax Management, St. Petersburg state University of trade and Economics E-mail: [email protected]
In the article the concept of management by the taxation as difficult system is presented. Various treatments of terms «management of the taxation» and «tax management are analyzed. Author's vision of a problem is based on the analysis and synthesis of various system representations of model.
Keywords: tax sphere, management of taxation, tax management, system, complex system, system views, definition.
исследования - использование системного подхода для возможного упорядочения, развития и совершенствования терминологии в налоговой сфере.
В научной и учебной литературе по этому поводу выработаны разные подходы и мнения. Наиболее подробно терминология в управлении хозяйствующего субъекта рассмотрена Е. С. Вылковой, которая предлагает отказаться от словосочетания «налоговый менеджмент», поскольку оно имеет ярко выраженный институциональный оттенок, заменив на терминологическую конструкцию «управление
налогообложением» [5, с. 48-51]. В ее исследовании также приведен ряд принципов управления налогообложением, один из которых обозначен как системный, комплексный подход к решению управленческих задач, которые ориентированы на достижение соответствующей цели [5, с. 53].
В принципе, соглашаясь с заменой термина «налоговый менеджмент» на более корректный -«управление налогообложением», необходимо выявить содержание этой терминологической конструкции с системных позиций, теории менеджмента и теории налогообложения.
В мировой литературе понятие менеджмента толкуется весьма широко, и любое его определение будет неполным, поскольку система имеет сложный характер [20, с. 14-15]. На сложность системы налогообложения обратила внимание Т. Ф. Юткина, утверждая, что невозможно назвать другую, столь неоднозначную, противоречивую и функционально разнонаправленную совокупность отношений, какой является эта система [22, с. 11]. Налоговый менеджмент трактуется как наука, искусство и практика принятия управленческих решений по оптимизации налоговых потоков государством и предприятиями. Это сложный, трудоемкий и многостадийный процесс, требующий системного подхода [2, с. 23-24]. С этими положениями трудно не согласиться, однако, по мнению автора, надо не только декларировать системный подход, но и конкретизировать его для дальнейшего совершенствования предметной области.
В связи с этим предлагается авторский взгляд на управление налогообложением как сложную систему, состоящую из обособленных, но взаимосвязанных и взаимодействующих между собой содержательных представлений и обеспечивающих подсистем. При определении ее сущности и содержания использованы подходы, которые трактуют управление налогообложением как процесс, функцию, организационную структуру и т. д., а также как искусство управления. Последнее базируется на том, что изучается сложная система, на функционирование которой воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды, в ней участвуют люди. В первую очередь такая система является открытой, ее цель -адаптация по отношению к внешней среде, позволяющая сохранить устойчивое равновесие в течение заданного времени (гомеостаз).
В предлагаемом варианте системного подхода выделены четыре универсально значимых аспекта,
характеризующих внешнюю среду: философский а/, социально-политический as, экономический ае, правовой ap. От уровня их осмысления зависит построение содержательной части управления налогообложением - системных представлений, а именно: генетическогоpg, гомеостатическогоpy, иерархического ps, целевого pd, функционального pf, организационного po, процедурного pp и инновационного pn. Имеющийся теоретический задел в сфере налогообложения, практические приемы и методы, современные технологии и модели - все это формирует обеспечивающую часть в виде соответствующих подсистем и инструментов.
С учетом этого, а также особенностей, присущих налогообложению, можно отобразить сложную систему в виде вербальной модели М, которая в общих чертах характеризует концептуальные основы управления
М = {га}, [{SP}, ^^ = {а/, ш, ае, ap}, PУ,ps,pd,pf,po,pp,pn}, где га - внешняя среда и ее аспекты а.;
SP - содержательная часть и ее системные представления p.;
OP - обеспечивающая часть (подсистемы, инструменты).
Достаточно подробное описание системных представлений и обеспечивающих подсистем, а также методология познания системы под воздействием экзогенных и эндогенных факторов приведены в коллективной монографии ученых-экономистов, специализирующихся на налоговой проблематике [9, с. 56-65]. Рассмотрим кратко содержание каждого системного представления.
Генетическое - формирование фундаментальных установок, суждений и терминов, принимаемых и разделяемых научным сообществом в сфере налогообложения (парадигма). Гомеостатическое -поддержание динамического равновесия и устойчивости системы налогообложения (гомеостаз). Иерархическое - структуризация системы управления налогообложением в различных разрезах (структура - это инвариантный разрез системы, отображающий ее статические свойства). Целевое -целеполагание, разработка доктрины, основная задача которой - адаптация к изменяющимся условиям функционирования системы. Функциональное -набор действий (функций), осуществляемых участниками налоговых отношений. Организационное -распределение задач, ресурсов и полномочий по принятию решений в структурных звеньях (органи-
зация - это инвариантные образы системы с учетом их динамических характеристик). Процедурное -набор действий (процедур), их алгоритмизация и использование в соответствии с нормами права. Инновационное - использование новаций, формирование новых идей, взглядов и подходов, обеспечивающих условия для перехода к новой парадигме.
Последовательность теоретического осмысления системного образа такова: парадигма -гомеостаз - структура - доктрина - функции -организация - процедуры - новации - парадигма. Генетическое представление формирует парадигму, следующие шесть раскрывают механизм функционирования системы, а инновационное представление замыкает всю цепочку, обеспечивая переход к новой парадигме.
Обеспечивающая часть ОР налогового менеджмента представлена следующим образом: ОР = [ОР1, ОР2, ОР3} = {оЬ, ко}, [по, ¡о, то, №}, р1}, где ОР 1 - обеспечение в рамках генетического представления;
ОР2 - обеспечение для функционирования системы;
ОР3 - обеспечение в рамках инновационного представления;
оЬ - образовательные ресурсы; ко - кадровое обеспечение; по - нормативно-правовое обеспечение; ¡о - информационное обеспечение; то - техническое обеспечение; ^о - технологическое обеспечение; si - научные методы и способы исследования; р1 - практический инструментарий. Кратко обозначим обеспечивающие подсистемы управления налогообложением.
Образовательныересурсы и кадровое обеспечение - важные составляющие управления налогообложением как нерефлексной системы. В ней участвуют люди, имеющие право принимать решения. Поэтому даже выбор цели нерефлексной системы превращается в специальную проблему и требует значительного расширения теории. Нормативно-правовое обеспечение - это основа легитимной реализации налогового администрирования. Здесь в качестве инструментов выступают поисковые системы, специализированные интернет-ресурсы, налоговый арбитраж, онлайн-сервисы. Информационное обеспечение необходимо для подготовки, нахождения и использования разнообразной информации в системе государственного и
корпоративного управления налоговыми потоками. Ориентиром служит государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», введенная в действие распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р. Она предусматривает широкое применение информационных и телекоммуникационных технологий, создание интернет-платформы для облачных вычислений. Техническое обеспечение охватывает совокупность технических и коммуникационных средств, используемых в управлении налогообложением. Для автоматизации управления применяются различные программно-технические решения, инновационные средства: смартфоны, коммуникаторы, планшетные устройства. Технологическое обеспечение затрагивает процедуры налогового администрирования (планирование, регулирование, контроль), а также налогового производства (исчисление и уплата налогов). Это обеспечение связано с разработкой ведомственных регламентов, технологии централизованной обработки регистрационных процедур, единого системного каталога, электронных архивов, а также с получением и сдачей налоговой отчетности через Интернет. Научно-практический инструментарий - это совокупность общенаучных и специальных способов, моделей и сервисов, которая позволяет исследовать и решать актуальные проблемы для инновационного развития налоговой системы и создания условий для разработки новой парадигмы.
Предложенный вариант системного подхода позволяет использовать модель для анализа и синтеза различных экономических объектов и систем. В аналитических целях объект (система) рассматривается как дифференцированное целое. Каждое системное представление изучается в соответствии с поставленными целями; выявляются состояние, проблемы и тенденции; дается трактовка терминов в узком смысле. Модель служит также инструментом синтеза, позволяя соединять отдельные фрагменты в единое целое (в рассматриваемом случае - термины и определения в широком смысле). Далее в свете различных системных представлений раскроем содержание термина «управление налогообложением», или «налоговый менеджмент».
Генетическое представление. В научной и учебной литературе нет однозначного подхода к определению искомых понятий. Используется словосочетание государственного и корпоративного налогового менеджмента с указанием на то, что это понятие многозначное и иерархически сложное,
которое включает налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование и налоговый контроль [22, с. 244-245]. Налоговый менеджмент рассматривается как особый научно-практический процесс, направленный на обеспечение заданного законом режима функционирования налогового механизма, а также как система государственного и корпоративного управления налоговыми потоками. При этом многогранность искомого понятия определяется сложностью, многоуровневостью, многоаспектнос-тью системы управления [2, с. 21]. Встречаются и другие многочисленные трактовки и суждения.
Необходимо констатировать, что в рамках генетического представления еще не достигнуто взаимопонимания по поводу терминов и определений, принимаемых и разделяемых научным сообществом в сфере налогообложения. При этом, как правильно указано в работе [22, с. 20], методология познания налогообложения есть комплекс системных методов теоретико-практического обобщения основ исследуемой сферы с учетом воздействия совокупности экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) факторов. То есть управление налогообложением является открытой системой, которая взаимодействует с окружающей средой в различных аспектах. Эволюция внешней среды требует соответствующих изменений терминологии в рамках генетического представления.
Фундаментальные установки, суждения и термины также взаимозависимы с инновационной частью системы, через которую в процессе управления реализуются обратные связи с другими системными представлениями для формирования новой парадигмы налогообложения. Автор также исходит из того, что сущность налогообложения проявляется при рассмотрении его целей и интересов участников налоговых отношений. Причем интересы всех участников достаточно противоречивы и не всегда совпадают, поэтому необходим соответствующий регулятор.
Синтез имеющихся в литературе определений и авторское видение проблемы позволяют предложить следующую дефиницию: управление налогообложением (налоговый менеджмент) - это процесс подготовки и принятия решений в открытой системе, который регулирует взаимодействие участников налоговых отношений, их разноцелевые интересы при формировании доходной части бюджета.
Гомеостатическое представление. В рамках данного представления выработка воздействий,
направленных на адаптацию открытой системы к внешним условиям, затрагивается в ряде работ и трактуется по-разному. Во-первых, это процесс управления путем использования методов воздействия налогового механизма на налоговую систему в целях реализации налоговой политики [10, с. 47; 18, с. 5-6], во-вторых, это фискальный мониторинг в целях выработки рекомендаций для законодательных и исполнительных органов власти [22, с. 241-242]. Ряд авторов придерживаются иной точки зрения, понимая под налоговым менеджментом процесс принятия управленческих решений, деятельность или совокупность действий, систему мероприятий или комплекс мер, схем и методик и т. п. Надо согласиться с мнением об управлении налогообложением не в чистом виде, а в общем контексте управления финансовыми ресурсами хозяйствующего субъекта. При этом задача управления налогообложением состоит не только в отслеживании налоговых нововведений, но «в их предвидении, упреждающей адаптации к ним и умении принять наиболее грамотное среди возможных альтернативных решений» [5, с. 52].
В результате синтеза терминологических конструкций в рамках данного представления предлагается такое определение: управление налогообложением (налоговый менеджмент) - это предвидение нововведений, выработка и реализация управленческих воздействий, направленных на поддержание динамического равновесия и устойчивости открытой системы в соответствии с выбранной налоговой политикой государства.
Иерархическое представление. Подразумевает структуризацию управления в различных разрезах, отображающих статические свойства системы. Каждое структурное построение представляет структурно-функциональный или иной срез системы. Фиксация структуры позволяет отвлечься от всего многообразия связей и изучить лишь интересующую сторону налогового объекта. Различают веерную, отраслевую, региональную, ведомственную и другие разновидности структур.
Большинство ученых понимают иерархию налогообложения, используя структурно-субъектный срез системы. Чаще всего они изучают веерную иерархию: взаимоотношения центра и (или) нижестоящие звенья [6, с. 184-185; 13, с. 5; 14, с. 11]. Теория иерархических структур достаточно развита и позволяет определять действия центра в зависимости от его информированности и целей нижнего уровня. Возможен синтез двух и более иерархий, исходящих
50
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те чемкюехА
из других способов задания исходного множества объектов. Так, в указанных работах условно очерчена грань еще одной структуры - ромбовидной. Ибо на микроуровне каждый субъект находится в сфере двух управляющих центров - отраслевого и регионального, а каждый из них подчиняется управлению общегосударственного уровня.
Одна их особенностей полииерархических структур состоит в том, что принимаемые людьми решения существенно зависят от глубины рефлексий, их действия также определяют обратные связи. Другими словами, на первый план исследований выдвигается проблема нерефлексной системы, что требует значительного углубления и расширения теории управления налогообложением.
С учетом сказанного и синтеза имеющихся определений можно предложить следующую дефиницию: управление налогообложением (налоговый менеджмент) - это деятельность субъектов полииерархической структуры в нерефлексной системе для реализации государственной налоговой политики на макроуровне и в соответствии с поставленными целями и задачами - на уровне хозяйствующих субъектов.
Целевое представление. На микроуровне на целеполагание есть разные воззрения. Некоторые авторы полагают, что процесс управления осуществляется в целях реализации налоговой политики, другие считают его неотъемлемой составляющей стратегии управления бизнесом. Это лишь отдельные достаточно узкие терминологические подходы. Импонирует следующий взгляд на эту проблему: «В зависимости от целей деятельности следует, во-первых, выделять управление налогообложением при наличии цели получения прибыли и увеличения чистой прибыли и при объективном временном существовании иной цели. Во-вторых, исходя из общесистемных целей, характеризующих траекторию развития организации, следует говорить о специфике управления налогообложением при нацеленности на рост или на выживание» [5, с. 54]. Здесь прослеживается формирование цели организации как доктрины, реализуемой в свете концепции гомеостазиса системы.
Действительно, организация ставит себе не одну цель, допустим получения прибыли, а формулирует многоцелевые установки для своего выживания и развития. Поэтому разработка доктрины превращается в особую проблему, которую разбивают на ряд этапов: прогноз, целеполагание, планирование, вы-
бор способов реализации поставленных целей и задач. При этом доктрина должна позволить сохранить устойчивость и развитие объекта в течение заданного времени, когда изменяются внешние условия, и доктрина должна измениться. А это с необходимостью приводит к концепции динамической системы, параметры которой изменяются во времени.
Исходя из сказанного, искомая дефиниция трактуется так: управление налогообложением (налоговый менеджмент) есть процесс разработки в динамической системе государственной налоговой политики, доктрин хозяйствующих субъектов в части постановки целей, программ их достижения и оценки траекторий развития.
Функциональное представление. В налоговой сфере общепринято определять управление как комплекс обязательных работ, который подлежит выполнению в определенной последовательности: прогнозирование, организация, планирование, мотивация, контроль, учет, анализ, подготовка и принятие управленческих решений [7, с. 340]. На макроуровне это прогнозирование, планирование, исполнение и контроль [16, с. 348]. Учитываются и конкретные особенности системы управления налогообложением. К ним относятся сближение (конвергенция) фискальной и регулирующих функций для обеспечения равновесия государственных налоговых и корпоративных финансовых интересов [21, с. 74-84], развитие и совершенствование системы налогового федерализма для сбалансирования финансовых интересов каждого уровня власти [1, с. 405-417]. Это вносит определенные оттенки в функции, возложенные на участников налоговых отношений.
Функции управления способствуют налаживанию деятельности всех подразделений действующей структуры управления по вертикальным и горизонтальным связям. Каждый функциональный руководитель, осуществляя управление по функциям, ведает исполнением определенного круга работ. При этом его действия (функции) определяют некоторые петли обратной связи, и управление налогообложением без них существовать не может. Это еще один повод, заставляющий налоговедов обратиться к общей теории систем, изучению управления налогообложением как нерефлексной системой.
В рамках функционального представления целесообразно предложить следующую дефиницию: управление налогообложением (налоговый менеджмент) - это реализация в нерефлексной системе участниками налоговых отношений сво-
их функциональных назначений для достижения ориентиров государственной налоговой политики и целей хозяйствующих субъектов.
Организационное представление. В кибернетическом плане - это распределение задач, ресурсов и полномочий по принятию решений в звеньях полииерархической структуры управления налогообложением. Данное представление является инвариантным образом системы управления налогообложением с учетом ее динамических характеристик. Формы указанного распределения зависят от поставленных целей и задач, которые в течение определенного периода времени могут изменяться. Целесообразно построение матриц организации работ функциональных руководителей. Следовательно, организационное представление тесно связано с иерархическим, целевым и функциональным, поэтому при его рассмотрении обязательно должны быть приняты во внимание динамические свойства системы.
В теории налогов и налогообложения исследований подобного рода практически не встречается. В явном виде некоторые авторы рассматривают не формы распределения взаимосвязанных компонент системы, а непосредственно ее ресурсы (объект, субъект и т. п.), исследуя процессы, осуществляемые субъектами налогового менеджмента [2, с. 26-27], а также придерживаясь иных позиций.
Предлагается следующая дефиниция: управление налогообложением (налоговый менеджмент) -это распределение задач, ресурсов и полномочий по принятию решений субъектами налоговых отношений в звеньях полииерархической структуры системы с учетом ее динамических свойств.
Процедурное представление. В первую очередь данный образ системы связан с целеполаганием и определяется поставленными перед управлением задачами. По своей сути данное представление отображает множество процедур, связанных с содержательной и технологической сторонами практической деятельности в области налогов и налогообложения. Мнение о том, что налоговый менеджмент, понимаемый некоторыми учеными-экономистами как особый научно-практический процесс, не вызывает сомнений [7, с. 334].
Содержание налоговых процедур регламентировано в Налоговом кодексе РФ, в административных регламентах налоговой службы, а также в других нормативно-правовых актах. Отношения налогоплательщиков и налоговых органов хорошо
описаны в литературе [19, с. 53-72], процедурные вопросы налогового администрирования и налогового производства нашли достаточное отражение в учебниках и учебных пособиях [12,с. 203-212; 15, с. 77-175; 17, с. 237-245]. Однако технологическая сторона в теории налогообложения раскрыта недостаточно. Объясняется это прежде всего тем, что подобные изыскания выходят за рамки традиционной теории, требуют решения некоторых проблем в увязке со смежными областями научного знания. Потенциал экономическо-математических методов и пакетов прикладных программ используется недостаточно как в теории, так и на практике. Актуальной проблеме поиска оптимальных решений при управлении налоговой системой посвящена комплексная работа [3].
Существуют проблемы, связанные с несовершенством процедур регистрации и учета налогоплательщиков, с недостатками в выполнении налоговыми органами административных регламентов, с нарушением многих рабочих процессов, имеющих неопределенный и вероятностный характер. Устранение проблемы нахождения компромисса между качеством обслуживания налогоплательщиков и рациональной организацией работы налоговой инспекции возможно с помощью теории массового обслуживания. Однако на общем фоне исследований, связанных с применением экономико-математических методов и моделей, встречается мало. Предприняты отдельные попытки имитационного моделирования для оценки перехода на упрощенную систему налогообложения [8, с. 185-195], расчета налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта [4, с. 180-184]. Недостаточно изысканий по применению в управлении налогообложением интернет-ресурсов, веб-сервисов, облачных технологий. Здесь практика далеко опережает теоретическую мысль.
С точки зрения процедурного представления системы предлагается следующая дефиниция: управление налогообложением (налоговый менеджмент) - это компетентное применение юридических процедур и административных регламентов, использование современных технологий, экономико-математических методов и моделей для решения управленческих задач в налоговой сфере.
Инновационное представление. Оно замыкает последовательную цепочку исследования сложной системы, создает основу для формирования парадигмы на определенном отрезке временной шкалы. Все новшества теории и практики налогообложения
за этот период (идеи, взгляды, подходы, результаты) анализируются в разрезе системных представлений. Обобщенные результаты такого анализа в виде петли обратной связи позволяют перейти к начальной точке исследования - генетическому представлению, но в рамках новой парадигмы.
В налоговой сфере новации могут быть заимствованы из других областей научного знания (теория систем, математика, информатика). Например, вероятностный характер многих процедур налогового администрирования с необходимостью требует применения теории массового обслуживания. Новшества связаны и с достижениями научно-технического прогресса (смарт-структуры, смарт-технологии и др.). Изучение нерефлексных систем возможно только с помощью имитации, имитационных моделей. Исследования и разработки такого характера в отрасли имеются, но их крайне мало [3, с. 198-231]. Особое место занимает модель научно-технического прогресса. Именно отсутствие инновационной модели - одно из уязвимых мест в современных исследованиях. Эта модель должна учитывать ориентиры государственных программ, включать средства для преодоления трудности сочетания методов формального и неформального мышления, иметь экономико-математическое обеспечение, использовать концепцию имитационных систем.
Отсюда вытекает авторский взгляд на проблему и предлагается дефиниция: управление налогообложением (налоговый менеджмент) - это процесс подготовки и принятия решений на основе использования всевозможных налоговых новаций и достижений научно-технического прогресса путем сочетания способов формального и неформального мышления, имитационного моделирования.
Таким образом, налоговый менеджмент в узком смысле - это каждая из дефиниций того или иного системного представления (образа), полученного на основании анализа и синтеза подходов к этой проблеме наиболее известных ученых-налогове-дов, а также авторского взгляда на нее. Этимология термина в наиболее обобщенном виде базируется на последующем синтезе частных определений, выделении в них ключевых моментов. В широком смысле управление налогообложением - это процесс принятия решений в открытой динамической нерефлексной системе налогообложения для достижения поставленных целей и задач, согласования и регулирования взаимодействия участников налоговых отношений.
В заключение следует сделать некоторые обобщающие выводы и предложения.
Памятуя о многих определениях, с которыми пришлось столкнуться автору, следует отметить, что большинство отражает ту или иную сторону налогообложения, видение проблемы в соответствии с узконаправленной целью теоретического или прикладного исследования. С системных позиций они не могут выступать в роли термина, в этимологии которого может быть достигнуто взаимопонимание и принятие его научным сообществом в широком смысле. Поэтому представляется, что на данном этапе целесообразно рассматривать управление налогообложением как сложную систему и основной акцент делать на исследовании ее особенностей: открытости, динамизма, нерефлексности. Кроме заимствования знаний из смежных областей науки и практики потребуется разработка системного эталона - общепринятого научным сообществом варианта системного подхода. Это позволит использовать такой системный образец как целенаправленный инструмент для решения проблемы терминологического лабиринта, развития теории и практики управления налогообложением.
В соответствии с предложенным вариантом системного подхода предпринята попытка соотнести общепринятые терминологические конструкции в налоговой сфере к тому или иному системному представлению. Конечно, принадлежность определенного термина к системному представлению в некоторой степени условна и не может претендовать на однозначность. Однако было важнее другое: с системных позиций взглянуть на современную терминологию. В этом смысле разработка конкретного системного образца позволила именно таким, а не другим способом провести исследование. Появляется возможность выделения и анализа новых дефиниций, обусловленных методологией системного исследования, например в рамках инновационного представления.
Построенная вербальная модель позволила провести анализ двух терминов - управления налогообложением и налогового менеджмента. В результате предложены частные авторские дефиниции в разрезе каждого из восьми системных представлений. Модель использована и как средство синтеза, для того чтобы дать интегрированное определение термина «управление налогообложением». Приведенная в широком смысле дефиниция не является единственной и может трактоваться иначе в зависимости от поставленной исследователем цели. Например, определение в широком смысле может
быть дополнено важным положением из частной дефиниции инновационного представления, а именно указанием на применение современных достижений научно-технического прогресса, а также имитационных налоговых моделей.
Системную модель можно рассматривать как инструментарий этимологии, способствующий развитию и совершенствованию понятийного аппарата, обоснованию и упорядочению терминологических конструкций, образованию других и новых понятий. Так, в современных условиях все большее распространение получает концепция структурных и иных смарт-образований (регион, вуз, технология). В
Список литературы
1. АлиевБ.Х. Экономическое содержание и роль налогового федерализма в развитии налоговой системы России // Налоговые системы. Методология развития: монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 405-417.
2. Барулин С. В., ЕрмаковаЕ. А., Степаненко В. В. Налоговый менеджмент: учебник. М.: Дашков и К, 2012.
3. Введение в экономико-математические модели налогообложения: учеб. пособие / под ред. Д. Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 2000.
4. Викторова Н. Г. Имитационная модель для расчета налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2012. № 5. С. 180-184.
5. Вылкова Е. С. Управление налогообложением хозяйствующего субъекта и его видовая градация // Экономика налоговых реформ: монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова, Л. Л. Тарангул. Киев: Алерта, 2013. С. 47-56.
6. Гончаренко Л. И. Методология налогообложения и налогового администрирования коммерческих банков: монография. 2-е изд. М.: Финансовый университет, 2012.
7. Дуканич Л. В. Налоги и налоговый менеджмент в России. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
8. Евстигнеев Е. Н. Основы налогового планирования. СПб: Питер, 2004.
9. Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г. Экономические и иные аспекты налогового менеджмента как сложной системы // Экономика налоговых реформ: монография / Под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова, Л. Л. Тарангул. Киев: Алерта, 2013. С. 56-65.
10. КарпМ. В. Налоговый менеджмент: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
связи с этим, по мнению автора, актуально создание кафедр по изучению налоговых и связанных с ними дисциплин. Тогда в рамках системного эталона появляются новые термины - смарт-кафедра налогообложения, смарт-технология в налоговой сфере. Еще один важный момент, на который надо обратить внимание. Субъект управления налогообложением, используя пробелы, недостатки и неточности действующих нормативных правовых актов, может и должен акцентировать внимание на них и тем самым способствовать совершенствованию законодательства о налогах и сборах, в том числе и в терминологическом плане.
11. Кашин А. В. В терминологическом лабиринте, или о месте налогов в финансовых отношениях // Налоговая политика и практика. 2010. № 10. С. 19-25.
12. Киреенко А. П. Эффективность сбора налогов: разработка обобщающего показателя оценки // Экономика налоговых реформ: монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова, Л. Л. Тарангул. Киев: Алерта, 2013. С. 203-212.
13. Кузнецова В. В. Налоговый менеджмент. М.: Серебряные нити, 2010.
14. Мельник Д. Ю. Налоговый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999.
15. Миронова О. А., Ханафеев Ф. Ф. Налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2005.
16. Налоги и налогообложение: под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. СПб: Питер, 2003.
17. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010.
18. Селезнева Н.Н. Налоговый менеджмент: администрирование, планирование, учет: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
19. Тихонов Д., Липник Л. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
20. Уткин Э. А. Курс менеджмента: учебник для вузов. М.: Зерцало, 1998.
21. Феоктистова Т. В. Теория конвергенции налоговых функций // Налоговые системы. Методология развития: монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 74-84.
22. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: учебник. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2001.
54
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жео7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ
List of references
1. Aliyev B. H. Economic content and role of fiscal federalism in development of tax system in Russia [Eko-nomicheskoe soderzhanie i rol' nalogovogo federalizma v razvitii nalogovoi sistemy Rossii], Nalogovye sistemy. Metodologiia razvitiia - Tax systems. Methodology development: monograph, edited by I.A. Maybrov, Y. B. Ivanov, Moscow: UNITY-DANA, 2012, pp. 405-417.
2. Barulin S. V., ErmakovaE. A., Stepanenko V. V. Tax management [Nalogovyi menedzhment] : textbook, Moscow: Dashkov and K, 2012.
3. Chernik D. G. Introduction to economic and mathematical models of taxation [Vvedenie v ekonomiko-matematicheskie modeli nalogooblozhe-niia]: textbook, Moscow: Finansy i statistika - Finance and Statistics, 2000.
4. Viktorova N. G., 2012. Simulation model for calculation of tax burden entity [Imitatsionnaia model' dlia rascheta nalogovoi nagruzki khoziaistvuiushchego sub» ekta], Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPb-GPU. Ekonomicheskie nauki - Scientific and technical sheets. Economic Sciences, no. 5 (156), pp. 180-184.
5. Vylkova E. S. Tax administration entity and its species gradation [Upravlenie nalogooblozheniem khoziaistvuiushchego sub» ekta i ego vidovaia gradat-siia], Ekonomika nalogovykh reform - Business tax reform: monograph, edited by I.A. Mayburov, Y. B. Ivanov, L. L. Tarangul, Kiev: Alerta, 2013, pp. 47-56.
6. Goncharenko L. I. Methodology of taxation and tax administration of commercial banks [Metodologiia nalogooblozheniia i nalogovogo administrirovaniia kom-mercheskikh bankov]: monograph, 2nd ed., Moscow: Finansovyi universitet - Financial university, 2012.
7. Dukanich L. V. Taxes and tax management in Russia [Nalogi i nalogovyi menedzhment v Rossii] Rostov-on-Don: Feniks, 2008.
8. Evstigneev E. N. Basics of tax planning [Osnovy nalogovogo planirovaniia], St. Petersburg: Piter, 2004.
9. Evstigneev E. N., Viktorova N. G., 2013. Economic and other aspects of tax management as complex system [Ekonomicheskie i inye aspekty nalogovogo menedzhmenta kak slozhnoi sistemy], Ekonomika nalogovykh reform - Business tax reform : monograph, edited by I. A. Mayburov, Y. B. Ivanov, L. L. Tarangul, Kiev: Alerta, 2013, pp. 56-65.
10. Karp M. V. Tax management [Nalogovyi menedzhment]: textbook for high schools, Moscow: UNITY-DANA, 2001.
11. Kashin A. V. In terminological maze, or the place of taxation in financial relations [V terminolog-icheskom labirinte, ili o meste nalogov v finansovykh otnosheniiakh], Nalogovaia politika i praktika - Tax policy and practice, no. 10, 2010, pp. 19-25.
12. Kireenko A. P. Effectiveness of tax collection: development of aggregate indicator assessment [Effek-tivnost' sbora nalogov: razrabotka obobshchaiushchego pokazatelia otsenki], Ekonomika nalogovykh reform -Business tax reform: monograph, ed. I.A. Mayburov, Y. B. Ivanov, L. L. Tarangul, Kiev: Alerta, 2013, pp. 203-212.
13. Kuznetsova V. V. Tax management [Nalogovyi menedzhment], Moscow: Serebrianye niti, 2010.
14. Melnik D. U. Tax management [Nalogovyi menedzhment], Moscow: Finansy i statistika - Finance and Statistics, 1999.
15. Mironova O.A., Khanafeev F. F. Tax administration [Nalogovoe administrirovanie]: manual, Moscow: Omega-L, 2005.
16. Romanovsky M. V., Vrublevskaya O. V. Taxes and taxation [Nalogi i nalogooblozhenie] St. Petersburg: Piter, 2003.
17. Panskov V. G. Tax and Taxation: Theory and practice [Nalogi i nalogooblozhenie: teoriia i praktika]: textbook for high schools, Moscow: Iurait, 2010.
18. SeleznevaN.N. Tax management: administration, planning, accounting [Nalogovyi menedzhment: administrirovanie, planirovanie, uchet]: textbook, Moscow: UNITY-DANA, 2010.
19. Tikhonov D., Lipnik L. Tax planning and tax minimization of risks [Nalogovoe planirovanie i mini-mizatsiia nalogovykh riskov], Moscow: Alpina Business Books, 2004.
20. Utkin E. A. Course of management [Kurs menedzhmenta]: textbook for high schools, Moscow: Zertsalo, 1998.
21. Feoktistova T. V. The convergence theory of tax functions [Teoriia konvergentsii nalogovykh funktsii], Nalogovye sistemy. Metodologiia razvitiia - Tax systems. Methodology development: monograph, edited by I. A. Maybrov, Y. B. Ivanov, Moscow: UNITY-DANA, 2012,pp. 74-84.
22. Yutkina T. F. Tax and Taxation [Nalogi i nalogooblozhenie]: textbook. 2nd ed. 2001. Moscow: INFRA-M.