Научная статья на тему 'Этимология термина «Управление налогообложением»: системный подход'

Этимология термина «Управление налогообложением»: системный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СФЕРА / УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ / НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СЛОЖНАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДЕФИНИЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евстигнеев Е. Н.

В статье излагается концепция управления налогообложением как сложной системой. Проанализированы различные трактовки терминов «управление налогообложением» и «налоговый менеджмент. Авторское видение проблемы основано на анализе и синтезе различных системных представлений модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этимология термина «Управление налогообложением»: системный подход»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

УДК 336.1/5(075.4)

ЭТИМОЛОГИЯ ТЕРМИНА «УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ»: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД*

Е. Н. ЕВСТИГНЕЕВ,

кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогообложения и налогового менеджмента, Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет E-mail: [email protected]

В статье излагается концепция управления налогообложением как сложной системой. Проанализированы различные трактовки терминов «управление налогообложением» и «налоговый менеджмент». Авторское видение проблемы основано на анализе и синтезе различных системных представлений модели.

Ключевые слова: налоговая сфера, управление налогообложением, налоговый менеджмент, сложная система, системные представления, дефиниция.

На существующую проблему используемых в области налогов и налогообложения терминов первоначально обратил внимание В. А. Кашин [11, с. 19-25]. Говоря о роли налогов в финансовых отношениях, он подчеркнул, что в принимаемых законах часто недостает не только научной обоснованности, но и согласованности в концепциях,

* Статья публикуется по материалам журнала «Экономический анализ: теория и практика». 2013 № 47 (350).

принципах и понятиях. Налоговые отношения должны быть четко определены законом. Разумеется, и терминология должна строиться на основе понятийных связей профессиональных знаний. Цель авторского исследования - использование системного подхода для возможного упорядочения, развития и совершенствования терминологии в налоговой сфере.

В научной и учебной литературе по этому поводу выработаны разные подходы и мнения. Наиболее подробно терминология в управлении хозяйствующего субъекта рассмотрена Е. С. Вы-лковой, которая предлагает отказаться от словосочетания «налоговый менеджмент», поскольку оно имеет ярко выраженный институциональный оттенок, заменив на терминологическую конструкцию «управление налогообложением» [5, с. 48-51]. В ее исследовании также приведен ряд принципов управления налогообложением, один из которых обозначен как системный, комплексный подход к решению управленческих задач,

которые ориентированы на достижение соответствующей цели [5, с. 53].

В принципе, соглашаясь с заменой термина «налоговый менеджмент» на более корректный -«управление налогообложением», необходимо выявить содержание этой терминологической конструкции с системных позиций, теории менеджмента и теории налогообложения.

В мировой литературе понятие менеджмента толкуется весьма широко, и любое его определение будет неполным, поскольку система имеет сложный характер [20, с. 14-15]. На сложность системы налогообложения обратила внимание Т. Ф. Юткина, утверждая, что невозможно назвать другую, столь неоднозначную, противоречивую и функционально разнонаправленную совокупность отношений, какой является эта система [22, с. 11]. Налоговый менеджмент трактуется как наука, искусство и практика принятия управленческих решений по оптимизации налоговых потоков государством и предприятиями. Это сложный, трудоемкий и многостадийный процесс, требующий системного подхода [2, с. 23-24]. С этими положениями трудно не согласиться, однако, по мнению автора, надо не только декларировать системный подход, но и конкретизировать его для дальнейшего совершенствования предметной области.

В связи с этим предлагается авторский взгляд на управление налогообложением как сложную систему, состоящую из обособленных, но взаимосвязанных и взаимодействующих между собой содержательных представлений и обеспечивающих подсистем. При определении ее сущности и содержания использованы подходы, которые трактуют управление налогообложением как процесс, функцию, организационную структуру и т. д., а также как искусство управления. Последнее базируется на том, что изучается сложная система, на функционирование которой воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды, в ней участвуют люди. В первую очередь такая система является открытой, ее цель -адаптация по отношению к внешней среде, позволяющая сохранить устойчивое равновесие в течение заданного времени (гомеостаз).

В предлагаемом варианте системного подхода выделены четыре универсально значимых аспекта,

характеризующих внешнюю среду: философский а/, социально-политический as, экономический ае, правовой ар. От уровня их осмысления зависит построение содержательной части управления налогообложением - системных представлений, а именно: генетическогоpg, гомеостатическогору, иерархическогоps, целевогоpd, функционального р/, организационногоро, процедурногорр и инновационного рп. Имеющийся теоретический задел в сфере налогообложения, практические приемы и методы, современные технологии и модели - все это формирует обеспечивающую часть в виде соответствующих подсистем и инструментов.

С учетом этого, а также особенностей, присущих налогообложению, можно отобразить сложную систему в виде вербальной модели М, которая в общих чертах характеризует концептуальные основы управления

М = {га}, [{ЗР}, {ОР}] = [а/, ае, ар}, [{р^ру,ps,pd,pf,ро,рр,рп}, {ОР}], где УЗ - внешняя среда и ее аспекты а.;

ЗР - содержательная часть и ее системные представления р.;

ОР - обеспечивающая часть (подсистемы, инструменты).

Достаточно подробное описание системных представлений и обеспечивающих подсистем, а также методология познания системы под воздействием экзогенных и эндогенных факторов приведены в коллективной монографии ученых-экономистов, специализирующихся на налоговой проблематике [9, с. 56-65]. Рассмотрим кратко содержание каждого системного представления.

Генетическое - формирование фундаментальных установок, суждений и терминов, принимаемых и разделяемых научным сообществом в сфере налогообложения (парадигма). Гомеоста-тическое - поддержание динамического равновесия и устойчивости системы налогообложения (гомеостаз). Иерархическое - структуризация системы управления налогообложением в различных разрезах (структура - это инвариантный разрез системы, отображающий ее статические свойства). Целевое - целеполагание, разработка доктрины, основная задача которой - адаптация к изменяющимся условиям функционирования системы. Функциональное - набор действий (функций), осуществляемых участниками налоговых

отношений. Организационное - распределение задач, ресурсов и полномочий по принятию решений в структурных звеньях (организация - это инвариантные образы системы с учетом их динамических характеристик). Процедурное - набор действий (процедур), их алгоритмизация и использование в соответствии с нормами права. Инновационное - использование новаций, формирование новых идей, взглядов и подходов, обеспечивающих условия для перехода к новой парадигме.

Последовательность теоретического осмысления системного образа такова: парадигма -гомеостаз - структура - доктрина - функции -организация - процедуры - новации - парадигма. Генетическое представление формирует парадигму, следующие шесть раскрывают механизм функционирования системы, а инновационное представление замыкает всю цепочку, обеспечивая переход к новой парадигме.

Обеспечивающая часть ОР налогового менеджмента представлена следующим образом: ОР = {ОР1, ОР2, ОР3} = {оЬ, ко}, {по, ¡о, то, Ш}, р/}, где ОР1 - обеспечение в рамках генетического представления;

ОР2 - обеспечение для функционирования системы;

ОР3 - обеспечение в рамках инновационного представления;

оЬ - образовательные ресурсы; ко - кадровое обеспечение; по - нормативно-правовое обеспечение; ¡о - информационное обеспечение; то - техническое обеспечение; ^ - технологическое обеспечение; si - научные методы и способы исследования;

р/ - практический инструментарий. Кратко обозначим обеспечивающие подсистемы управления налогообложением.

Образовательные ресурсы и кадровое обеспечение - важные составляющие управления налогообложением как нерефлексной системы. В ней участвуют люди, имеющие право принимать решения. Поэтому даже выбор цели нерефлексной системы превращается в специальную проблему и требует значительного расширения

теории. Нормативно-правовое обеспечение - это основа легитимной реализации налогового администрирования. Здесь в качестве инструментов выступают поисковые системы, специализированные интернет-ресурсы, налоговый арбитраж, онлайн-сервисы. Информационное обеспечение необходимо для подготовки, нахождения и использования разнообразной информации в системе государственного и корпоративного управления налоговыми потоками. Ориентиром служит государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (20112020 годы)», введенная в действие распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р. Она предусматривает широкое применение информационных и телекоммуникационных технологий, создание интернет-платформы для облачных вычислений. Техническое обеспечение охватывает совокупность технических и коммуникационных средств, используемых в управлении налогообложением. Для автоматизации управления применяются различные программно-технические решения, инновационные средства: смартфоны, коммуникаторы, планшетные устройства. Технологическое обеспечение затрагивает процедуры налогового администрирования (планирование, регулирование, контроль), а также налогового производства (исчисление и уплата налогов). Это обеспечение связано с разработкой ведомственных регламентов, технологии централизованной обработки регистрационных процедур, единого системного каталога, электронных архивов, а также с получением и сдачей налоговой отчетности через Интернет. Научно-практический инструментарий - это совокупность общенаучных и специальных способов, моделей и сервисов, которая позволяет исследовать и решать актуальные проблемы для инновационного развития налоговой системы и создания условий для разработки новой парадигмы.

Предложенный вариант системного подхода позволяет использовать модель для анализа и синтеза различных экономических объектов и систем. В аналитических целях объект (система) рассматривается как дифференцированное целое. Каждое системное представление изучается в соответствии с поставленными целями; выявляются состояние, проблемы и тенденции; дается

трактовка терминов в узком смысле. Модель служит также инструментом синтеза, позволяя соединять отдельные фрагменты в единое целое (в рассматриваемом случае - термины и определения в широком смысле). Далее в свете различных системных представлений раскроем содержание термина «управление налогообложением», или «налоговый менеджмент».

Генетическое представление. В научной и учебной литературе нет однозначного подхода к определению искомых понятий. Используется словосочетание государственного и корпоративного налогового менеджмента с указанием на то, что это понятие многозначное и иерархически сложное, которое включает налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование и налоговый контроль [22, с. 244-245]. Налоговый менеджмент рассматривается как особый научно-практический процесс, направленный на обеспечение заданного законом режима функционирования налогового механизма, а также как система государственного и корпоративного управления налоговыми потоками. При этом многогранность искомого понятия определяется сложностью, многоуровневостью, многоаспектностью системы управления [2, с. 21]. Встречаются и другие многочисленные трактовки и суждения.

Необходимо констатировать, что в рамках генетического представления еще не достигнуто взаимопонимания по поводу терминов и определений, принимаемых и разделяемых научным сообществом в сфере налогообложения. При этом, как правильно указано в работе [22, с. 20], методология познания налогообложения есть комплекс системных методов теоретико-практического обобщения основ исследуемой сферы с учетом воздействия совокупности экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) факторов. То есть управление налогообложением является открытой системой, которая взаимодействует с окружающей средой в различных аспектах. Эволюция внешней среды требует соответствующих изменений терминологии в рамках генетического представления.

Фундаментальные установки, суждения и термины также взаимозависимы с инновационной частью системы, через которую в процессе управления реализуются обратные связи с другими

системными представлениями для формирования новой парадигмы налогообложения. Автор также исходит из того, что сущность налогообложения проявляется при рассмотрении его целей и интересов участников налоговых отношений. Причем интересы всех участников достаточно противоречивы и не всегда совпадают, поэтому необходим соответствующий регулятор.

Синтез имеющихся в литературе определений и авторское видение проблемы позволяют предложить следующую дефиницию: управление налогообложением (налоговый менеджмент) -это процесс подготовки и принятия решений в открытой системе, который регулирует взаимодействие участников налоговых отношений, их разноцелевые интересы при формировании доходной части бюджета.

Гомеостатическое представление. В рамках данного представления выработка воздействий, направленных на адаптацию открытой системы к внешним условиям, затрагивается в ряде работ и трактуется по-разному. Во-первых, это процесс управления путем использования методов воздействия налогового механизма на налоговую систему в целях реализации налоговой политики [10, с. 47; 18, с. 5-6], во-вторых, это фискальный мониторинг в целях выработки рекомендаций для законодательных и исполнительных органов власти [22, с. 241-242]. Ряд авторов придерживаются иной точки зрения, понимая под налоговым менеджментом процесс принятия управленческих решений, деятельность или совокупность действий, систему мероприятий или комплекс мер, схем и методик и т. п. Надо согласиться с мнением об управлении налогообложением не в чистом виде, а в общем контексте управления финансовыми ресурсами хозяйствующего субъекта. При этом задача управления налогообложением состоит не только в отслеживании налоговых нововведений, но «в их предвидении, упреждающей адаптации к ним и умении принять наиболее грамотное среди возможных альтернативных решений» [5, с. 52].

В результате синтеза терминологических конструкций в рамках данного представления предлагается такое определение: управление налогообложением (налоговый менеджмент) - это предвидение нововведений, выработка и реализация управленческих воздействий, направленных на

поддержание динамического равновесия и устойчивости открытой системы в соответствии с выбранной налоговой политикой государства.

Иерархическое представление. Подразумевает структуризацию управления в различных разрезах, отображающих статические свойства системы. Каждое структурное построение представляет структурно-функциональный или иной срез системы. Фиксация структуры позволяет отвлечься от всего многообразия связей и изучить лишь интересующую сторону налогового объекта. Различают веерную, отраслевую, региональную, ведомственную и другие разновидности структур.

Большинство ученых понимают иерархию налогообложения, используя структурно-субъектный срез системы. Чаще всего они изучают веерную иерархию: взаимоотношения центра и (или) нижестоящие звенья [6, с. 184-185; 13, с. 5; 14, с. 11]. Теория иерархических структур достаточно развита и позволяет определять действия центра в зависимости от его информированности и целей нижнего уровня. Возможен синтез двух и более иерархий, исходящих из других способов задания исходного множества объектов. Так, в указанных работах условно очерчена грань еще одной структуры - ромбовидной. Ибо на микроуровне каждый субъект находится в сфере двух управляющих центров - отраслевого и регионального, а каждый из них подчиняется управлению общегосударственного уровня.

Одна из особенностей полииерархических структур состоит в том, что принимаемые людьми решения существенно зависят от глубины рефлексий, их действия также определяют обратные связи. Другими словами, на первый план исследований выдвигается проблема нерефлексной системы, что требует значительного углубления и расширения теории управления налогообложением.

С учетом сказанного и синтеза имеющихся определений можно предложить следующую дефиницию: управление налогообложением (налоговый менеджмент) - это деятельность субъектов полииерархической структуры в нерефлексной системе для реализации государственной налоговой политики на макроуровне и в соответствии с поставленными целями и задачами - на уровне хозяйствующих субъектов.

Целевое представление. На микроуровне на целеполагание есть разные воззрения. Некоторые авторы полагают, что процесс управления осуществляется в целях реализации налоговой политики, другие считают его неотъемлемой составляющей стратегии управления бизнесом. Это лишь отдельные достаточно узкие терминологические подходы. Импонирует следующий взгляд на эту проблему: «В зависимости от целей деятельности следует, во-первых, выделять управление налогообложением при наличии цели получения прибыли и увеличения чистой прибыли и при объективном временном существовании иной цели. Во-вторых, исходя из общесистемных целей, характеризующих траекторию развития организации, следует говорить о специфике управления налогообложением при нацеленности на рост или на выживание» [5, с. 54]. Здесь прослеживается формирование цели организации как доктрины, реализуемой в свете концепции гомеостазиса системы.

Действительно, организация ставит себе не одну цель, допустим получения прибыли, а формулирует многоцелевые установки для своего выживания и развития. Поэтому разработка доктрины превращается в особую проблему, которую разбивают на ряд этапов: прогноз, целеполага-ние, планирование, выбор способов реализации поставленных целей и задач. При этом доктрина должна позволить сохранить устойчивость и развитие объекта в течение заданного времени, когда изменяются внешние условия, и доктрина должна измениться. А это с необходимостью приводит к концепции динамической системы, параметры которой изменяются во времени.

Исходя из сказанного, искомая дефиниция трактуется так: управление налогообложением (налоговый менеджмент) есть процесс разработки в динамической системе государственной налоговой политики, доктрин хозяйствующих субъектов в части постановки целей, программ их достижения и оценки траекторий развития.

Функциональное представление. В налоговой сфере общепринято определять управление как комплекс обязательных работ, который подлежит выполнению в определенной последовательности: прогнозирование, организация, планирование, мотивация, контроль, учет, анализ, подготовка и

принятие управленческих решений [7, с. 340]. На макроуровне это прогнозирование, планирование, исполнение и контроль [16, с. 348]. Учитываются и конкретные особенности системы управления налогообложением. К ним относятся сближение (конвергенция) фискальной и регулирующих функций для обеспечения равновесия государственных налоговых и корпоративных финансовых интересов [21, с. 74-84], развитие и совершенствование системы налогового федерализма для сбалансирования финансовых интересов каждого уровня власти [1, с. 405-417]. Это вносит определенные оттенки в функции, возложенные на участников налоговых отношений.

Функции управления способствуют налаживанию деятельности всех подразделений действующей структуры управления по вертикальным и горизонтальным связям. Каждый функциональный руководитель, осуществляя управление по функциям, ведает исполнением определенного круга работ. При этом его действия (функции) определяют некоторые петли обратной связи, и управление налогообложением без них существовать не может. Это еще один повод, заставляющий налоговедов обратиться к общей теории систем, изучению управления налогообложением как нерефлексной системой.

В рамках функционального представления целесообразно предложить следующую дефиницию: управление налогообложением (налоговый менеджмент) - это реализация в нерефлексной системе участниками налоговых отношений своих функциональных назначений для достижения ориентиров государственной налоговой политики и целей хозяйствующих субъектов.

Организационное представление. В кибернетическом плане - это распределение задач, ресурсов и полномочий по принятию решений в звеньях полииерархической структуры управления налогообложением. Данное представление является инвариантным образом системы управления налогообложением с учетом ее динамических характеристик. Формы указанного распределения зависят от поставленных целей и задач, которые в течение определенного периода времени могут изменяться. Целесообразно построение матриц организации работ функциональных руководителей. Следовательно, организационное представ-

ление тесно связано с иерархическим, целевым и функциональным, поэтому при его рассмотрении обязательно должны быть приняты во внимание динамические свойства системы.

В теории налогов и налогообложения исследований подобного рода практически не встречается. В явном виде некоторые авторы рассматривают не формы распределения взаимосвязанных компонент системы, а непосредственно ее ресурсы (объект, субъект и т. п.), исследуя процессы, осуществляемые субъектами налогового менеджмента [2, с. 26-27], а также придерживаясь иных позиций.

Предлагается следующая дефиниция: управление налогообложением (налоговыйменеджмент) -это распределение задач, ресурсов и полномочий по принятию решений субъектами налоговых отношений в звеньях полииерархической структуры системы с учетом ее динамических свойств.

Процедурное представление. В первую очередь данный образ системы связан с целепо-лаганием и определяется поставленными перед управлением задачами. По своей сути данное представление отображает множество процедур, связанных с содержательной и технологической сторонами практической деятельности в области налогов и налогообложения. Мнение о том, что налоговый менеджмент, понимаемый некоторыми учеными-экономистами как особый научно-практический процесс, не вызывает сомнений [7, с. 334].

Содержание налоговых процедур регламентировано в Налоговом кодексе РФ, в административных регламентах налоговой службы, а также в других нормативно-правовых актах. Отношения налогоплательщиков и налоговых органов хорошо описаны в литературе [19, с. 53-72], процедурные вопросы налогового администрирования и налогового производства нашли достаточное отражение в учебниках и учебных пособиях [12, с. 203-212; 15, с. 77-175; 17, с. 237-245]. Однако технологическая сторона в теории налогообложения раскрыта недостаточно. Объясняется это прежде всего тем, что подобные изыскания выходят за рамки традиционной теории, требуют решения некоторых проблем в увязке со смежными областями научного знания. Потенциал экономическо-математических методов и пакетов прикладных программ используется

недостаточно как в теории, так и на практике. Актуальной проблеме поиска оптимальных решений при управлении налоговой системой посвящена комплексная работа [3].

Существуют проблемы, связанные с несовершенством процедур регистрации и учета налогоплательщиков, с недостатками в выполнении налоговыми органами административных регламентов, с нарушением многих рабочих процессов, имеющих неопределенный и вероятностный характер. Устранение проблемы нахождения компромисса между качеством обслуживания налогоплательщиков и рациональной организацией работы налоговой инспекции возможно с помощью теории массового обслуживания. Однако на общем фоне исследований, связанных с применением экономико-математических методов и моделей, встречается мало. Предприняты отдельные попытки имитационного моделирования для оценки перехода на упрощенную систему налогообложения [8, с. 185-195], расчета налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта [4, с. 180-184]. Недостаточно изысканий по применению в управлении налогообложением интернет-ресурсов, веб-сервисов, облачных технологий. Здесь практика далеко опережает теоретическую мысль.

С точки зрения процедурного представления системы предлагается следующая дефиниция: управление налогообложением (налоговый менеджмент) - это компетентное применение юридических процедур и административных регламентов, использование современных технологий, экономико-математических методов и моделей для решения управленческих задач в налоговой сфере.

Инновационное представление. Оно замыкает последовательную цепочку исследования сложной системы, создает основу для формирования парадигмы на определенном отрезке временной шкалы. Все новшества теории и практики налогообложения за этот период (идеи, взгляды, подходы, результаты) анализируются в разрезе системных представлений. Обобщенные результаты такого анализа в виде петли обратной связи позволяют перейти к начальной точке исследования - генетическому представлению, но в рамках новой парадигмы.

В налоговой сфере новации могут быть заимствованы из других областей научного знания (теория систем, математика, информатика). Например, вероятностный характер многих процедур налогового администрирования с необходимостью требует применения теории массового обслуживания. Новшества связаны и с достижениями научно-технического прогресса (смарт-структуры, смарт-технологии и др.). Изучение нерефлексных систем возможно только с помощью имитации, имитационных моделей. Исследования и разработки такого характера в отрасли имеются, но их крайне мало [3, с. 198-231]. Особое место занимает модель научно-технического прогресса. Именно отсутствие инновационной модели - одно из уязвимых мест в современных исследованиях. Эта модель должна учитывать ориентиры государственных программ, включать средства для преодоления трудности сочетания методов формального и неформального мышления, иметь экономико-математическое обеспечение, использовать концепцию имитационных систем.

Отсюда вытекает авторский взгляд на проблему, и предлагается дефиниция: управление налогообложением (налоговый менеджмент) - это процесс подготовки и принятия решений на основе использования всевозможных налоговых новаций и достижений научно-технического прогресса путем сочетания способов формального и неформального мышления, имитационного моделирования.

Таким образом, налоговый менеджмент в узком смысле - это каждая из дефиниций того или иного системного представления (образа), полученного на основании анализа и синтеза подходов к этой проблеме наиболее известных ученых-налоговедов, а также авторского взгляда на нее. Этимология термина в наиболее обобщенном виде базируется на последующем синтезе частных определений, выделении в них ключевых моментов. В широком смысле управление налогообложением - это процесс принятия решений в открытой динамической нерефлексной системе налогообложения для достижения поставленных целей и задач, согласования и регулирования взаимодействия участников налоговых отношений.

В заключение следует сделать некоторые обобщающие выводы и предложения.

Памятуя о многих определениях, с которыми пришлось столкнуться автору, следует отметить, что большинство отражает ту или иную сторону налогообложения, видение проблемы в соответствии с узконаправленной целью теоретического или прикладного исследования. С системных позиций они не могут выступать в роли термина, в этимологии которого может быть достигнуто взаимопонимание и принятие его научным сообществом в широком смысле. Поэтому представляется, что на данном этапе целесообразно рассматривать управление налогообложением как сложную систему и основной акцент делать на исследовании ее особенностей: открытости, динамизма, нерефлексности. Кроме заимствования знаний из смежных областей науки и практики потребуется разработка системного эталона - общепринятого научным сообществом варианта системного подхода. Это позволит использовать такой системный образец как целенаправленный инструмент для решения проблемы терминологического лабиринта, развития теории и практики управления налогообложением.

В соответствии с предложенным вариантом системного подхода предпринята попытка отнести общепринятые терминологические конструкции в налоговой сфере к тому или иному системному представлению. Конечно, принадлежность определенного термина к системному представлению в некоторой степени условна и не может претендовать на однозначность. Однако было важнее другое: с системных позиций взглянуть на современную терминологию. В этом смысле разработка конкретного системного образца позволила именно таким, а не другим способом провести исследование. Появляется возможность выделения и анализа новых дефиниций, обусловленных методологией системного исследования, например в рамках инновационного представления.

Построенная вербальная модель позволила провести анализ двух терминов - управления налогообложением и налогового менеджмента. В результате предложены частные авторские дефиниции в разрезе каждого из восьми системных представлений. Модель использована и как средство синтеза, для того чтобы дать интегрированное определение термина «управление нало-

гообложением». Приведенная в широком смысле дефиниция не является единственной и может трактоваться иначе в зависимости от поставленной исследователем цели. Например, определение в широком смысле может быть дополнено важным положением из частной дефиниции инновационного представления, а именно указанием на применение современных достижений научно-технического прогресса, а также имитационных налоговых моделей.

Системную модель можно рассматривать как инструментарий этимологии, способствующий развитию и совершенствованию понятийного аппарата, обоснованию и упорядочению терминологических конструкций, образованию других и новых понятий. Так, в современных условиях все большее распространение получает концепция структурных и иных смарт-образований (регион, вуз, технология). В связи с этим, по мнению автора, актуально создание кафедр по изучению налоговых и связанных с ними дисциплин. Тогда в рамках системного эталона появляются новые термины - смарт-кафедра налогообложения, смарт-технология в налоговой сфере. Еще один важный момент, на который надо обратить внимание. Субъект управления налогообложением, используя пробелы, недостатки и неточности действующих нормативных правовых актов, может и должен акцентировать внимание на них и тем самым способствовать совершенствованию законодательства о налогах и сборах, в том числе и в терминологическом плане.

Список литературы

1. Алиев Б. Х. Экономическое содержание и роль налогового федерализма в развитии налоговой системы России // Налоговые системы. Методология развития: монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С.405-417.

2.БарулинС. В., ЕрмаковаЕ. А., СтепаненкоВ. В. Налоговый менеджмент: учебник. М.: Дашков и К, 2012.

3. Введение в экономико-математические модели налогообложения: учеб. пособие / под ред. Д. Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 2000.

4. Викторова Н. Г. Имитационная модель для расчета налоговой нагрузки хозяйствующего субъ-

екта // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2012. № 5. С. 180-184.

5. ВылковаЕ. С. Управление налогообложением хозяйствующего субъекта и его видовая градация // Экономика налоговых реформ: монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова, Л. Л. Таран-гул. Киев: Алерта, 2013. С. 47-56.

6. Гончаренко Л. И. Методология налогообложения и налогового администрирования коммерческих банков: монография. 2-е изд. М.: Финансовый университет, 2012.

7. Дуканич Л. В. Налоги и налоговый менеджмент в России. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

8. Евстигнеев Е. Н. Основы налогового планирования. СПб: Питер, 2004.

9. Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г. Экономические и иные аспекты налогового менеджмента как сложной системы // Экономика налоговых реформ: монография / Под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова, Л. Л. Тарангул. Киев: Алерта, 2013. С.56-65.

10. Карп М. В. Налоговый менеджмент: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

11. Кашин А. В. В терминологическом лабиринте, или о месте налогов в финансовых отношениях // Налоговая политика и практика. 2010. № 10. С. 19-25.

12. Киреенко А. П. Эффективность сбора налогов: разработка обобщающего показателя оценки // Экономика налоговых реформ: моно-

графия / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова, Л. Л. Тарангул. Киев: Алерта, 2013. С. 203-212.

13. Кузнецова В. В. Налоговый менеджмент. М.: Серебряные нити, 2010.

14. Мельник Д. Ю. Налоговый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999.

15. Миронова О. А., Ханафеев Ф. Ф. Налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2005.

16. Налоги и налогообложение: под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. СПб: Питер, 2003.

17. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010.

18. Селезнева Н. Н. Налоговый менеджмент: администрирование, планирование, учет: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

19. Тихонов Д., Липник Л. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

20. Уткин Э. А. Курс менеджмента: учебник для вузов. М.: Зерцало, 1998.

21 . Феоктистова Т. В. Теория конвергенции налоговых функций // Налоговые системы. Методология развития: монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 74-84.

22. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: учебник. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2001.

«Тот, кто отказывается от рекламы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, кто останавливает часы, чтобы сэкономить время»

Генри Форд

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

Тел.: (495) 989-9610, e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.