Научная статья на тему 'ЭТИМОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ НИГИЛИЗМ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В КОНЦЕПЦИЯХ Ф.НИЦШЕ И М.ХАЙДЕГГЕРА'

ЭТИМОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ НИГИЛИЗМ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В КОНЦЕПЦИЯХ Ф.НИЦШЕ И М.ХАЙДЕГГЕРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИГИЛИЗМ / ЦЕННОСТИ / НИЧТО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воронова Р.М.

В статье рассматривается возникновение философского понимания нигилизма. Особое внимание уделяется развитию понятия нигилизма с течением времени. Исследуются подходы к пониманию явления нигилизм у Ф. Ницше и М. Хайдеггера.The origin of nihilism with its philosophical conception is investigated in this artical. The development of term 'nihilism' in time is also researched. The author investigated two diffent approaches to nihilism of Nietzche and Heidegger.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТИМОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ НИГИЛИЗМ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В КОНЦЕПЦИЯХ Ф.НИЦШЕ И М.ХАЙДЕГГЕРА»

УДК: 1.123.123.2

Воронова Р.М. студент магистратуры 1 курса Институт Философии Санкт-Петербургский Государственный Университет

Россия, г. Санкт-Петербург ЭТИМОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ НИГИЛИЗМ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В КОНЦЕПЦИЯХ Ф.НИЦШЕ И М.ХАЙДЕГГЕРА Аннотация: В статье рассматривается возникновение философского понимания нигилизма. Особое внимание уделяется развитию понятия нигилизма с течением времени. Исследуются подходы к пониманию явления нигилизм у Ф. Ницше и М. Хайдеггера.

Annotation: The origin of nihilism with its philosophical conception is investigated in this artical. The development of term 'nihilism' in time is also researched. The author investigated two diffent approaches to nihilism of Nietzche and Heidegger.

Ключевые слова: нигилизм, ценности, человек, Ничто, бытие, отсутствие Бога

Key-words: nihilism, values, human-being, Nothing, entity, lack of God Философское понимание нигилизма можно считать исключительным с точки зрения области его использования и многогранности его значения. Нигилизм происходит от латинского "nihil" (ничто) и в общем смысле означает «отрицание, негативное отношение к определённым, а то и ко всем сторонам общественной жизни» [1]. Иными словами, нигилизм представляет собой "социально-нравственное явление, выражающееся в отрицании общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни" [2]. Широкое значение этого слова используется в инструментарии многих областей гуманитарного знания и общественной практике. К примеру, нигилизм присутствует в политических теориях, в правоведении, в искусстве и эстетике, в этике, в литературе, и т.д. Объединяет все эти нигилистические явления отрицание, иначе говоря, каждый нигилизм представляет собой отрицание.

В статье «Нигилизм» В. Мюллер-Лаутер, пишет, что в качестве новейшего термина нигилизм появился в 1733 году. Благодаря вкладу Ф. Л. Гетциуса это понятие стало относиться к теологии и философии, а также к другим наукам, таким как юриспруденция и медицина. Нигилистическими называли определённые политические и социальные установки, которые воспринимались негативно французскими авторами в конце XVIII столетия.

Принято считать, что первооткрывателем термина «нигилизм» в его полном философском проявлении был немецкий философ и писатель Ф.Г. Якоби. Он писал о выборе, который присутствует в жизни любого человека -между ничто и Богом. Этот выбор стал вновь популярным в середине XIX века, когда нигилизм вдруг принял анархически агрессивную форму. Идеализм, который до этого служил авторитетом, стал внезапно осуждаем.

Манифест М. Штирнера доказывает это. В своей работе он отрицает и религию, и государство - практически всё, провозглашая себя богом.

Ф. Ницше понимал и переживал нигилизм несколько шире и глубже. Для него нигилизм представлял собой потерю наивысших ценностей, утрату самого смысла существования человека. До этого открытия человек существовал в неведении, покорно верил, что существует божественная христианская мораль, которая «придавала человеку абсолютную ценность, (...) оставляла за миром, несмотря на страдание и зло, характер совершенства» [3]. Бог привносил в жизнь человека необходимый смысл и ценностные ориентиры. Но христианский бог утратил свой авторитет.

Наивысшие ценности определяют образ жизни человека. Социальных ценности, требующие от него подчинения воли Божьей, были возведены над человеком как "реальность", как "истинный" мир, как надежда и грядущий мир» [3]. Но если же человек разоблачает в этих ценностях их низменный источник, Вселенная предстаёт лишённой смысла, обесцененной. Таким образом, божественная идея предполагает наличие индивида как инструмента, "неполноценного по своему онтологическому (бытийному) статусу и лишённым подлинной свободы" [4]. Нигилизм он истолковывает как «патологический промежуточный» этап преодоления «безжизненной» христианской морали и освобождение от иллюзий гуманизма на путях движения к «сверхчеловеку», стоящему по ту сторону «добра и зла» [5]. Вследствие этого и появляется предшественник нигилизма - пессимизм.

В XIX веке позитивистская модель понимания мира была широко распространена, однако Ф. Ницше не был её приверженцем, особенно говоря о нигилизме. Философ определяет нигилизм как мысль и явление, присущее исключительно Западу. Нигилизм есть исторический процесс, в ходе которого господство божественного ставится под сомнение, тем самым всё сущее теряет смысл. Нигилизм для Ницше представляет собой историческое движение, которое зиждется на известном базисе "Бог умер" [6].

Ф. Ницше уверен, что нигилизм - состояние естественное, закономерное в условиях современного мира. Рано или поздно жизненные установки и ценности подвергаются сомнению, тем более тогда, когда человек осознаёт отсутствие сверхчеловеческого авторитета - отсюда и тот факт, что безусловность веры в существующие ценности исчезает. В связи с отсутствием Бога, человеку больше некому подчиняться, кроме себя. Таким образом он осознаёт свою личность. Тем самым подрывается вся религиозная основа жизни, ведь весь нравственный порядок, который основывался на религии, разрушился, и начался процесс разложения христианской религии. Ницше утверждает иллюзорность старых идеалов, провозглашённых в эпоху буржуазных революций, на деле они оказываются нереалистичными. Именно это разложение христианской доктрины и стало причиной зарождения нигилистического сознания. Но глубинным основанием для появления нигилизма было то, что христианская религия разделила мир на две составляющие: мир нравственный и мир неистинный;

и когда этот лучший оказался нереальным, человечество было вынуждено довольствоваться только посюсторонним миром. Таким образом, это низложение божественных ценностей и авторитета кого-то высшего разочаровало человека, что вполне закономерно, ведь много веков человек верил, что есть этот абсолютный божественный идеал, мощь и сила которого поддерживала в человечестве веру в самих себя; но оказалось, что всё это было обманом и ложью. Разочарование, пессимизм и декаданс были неизбежны.

Современный мыслителю нигилизм есть выражение бесполезности мира. После падения этого "истинного", ценного мира человеку не остаётся ничего, кроме ощущения полного разочарования, ведь единственным реальным миром становится мир отвергнутый. "Став реакцией на чрезмерность идеального европейский нигилизм по определению не мог быть достойной альтернативой классической метафизике" [4], потому что на отрицании вряд ли возможно построить некую позитивную программу, как философскую, так и практически ориентированную. Но важно учитывать, что опыт переоценки прежних ценностей, низложение старых идеалов, будучи деструктивным по своей природе, освобождают интеллектуальное пространство для создания нового мировоззрения, нового типа сознания.

Именно так представлял себе философ трагическую эпоху, современником которой был он сам. Пессимизм - лишь симптом нигилизма, а нигилистическое движение в целом представляет собой выражение физиологического декаданса (от лат. ёесаёепйа - «упадок»). Декаданс проявлялся на протяжении всей оценочной деятельности человека, он закономерен, по мнению философа, потому что упадок - это необходимое следствие жизни, некий сопутствующий фактор жизненного роста. И человеку не под силу предотвратить появление декаденса: он неизбежен, необходим и присущ всякому народу и всякой эпохе. Преобразование пессимизма в нигилизм говорит о том, что прежние ценности оказались неоправданными, от того у людей и возникает чувство разочарования в жизни.

Дополняет и даёт многочисленные пояснения к работе Ницше "Воля к власти" его друг и наставник Мартин Хайдеггер. В центр своего рассуждения о нигилизме как о «судьбе бытия» Хайдеггер поставил доктрину Ницше. Во-первых, потому, что именно в ней нигилизм, философски заявленный в пессимизме Шопенгауэра, получил своё развёрнутое самосознание. Во-вторых, потому, что из всех теоретических позиций ницшевский анализ и его реакция на «обезбоженность мира» оказались Хайдеггеру наиболее близки. Шопенгауэр, как известно, был идеологом пессимизма, для него источником сущности и всякого существования была естественная «жажда жизни» (воля к жизни), своей внутренней пустотой обречённая на страдания. И если Шопенгауэр, не отыскав смысла во Вселенной, остановился на создании концепции «буддийского» безразличия к миру, то Ницше, согласившись в общих чертах

с этим диагнозом, воспротивился потери «воли к жизни» и нашёл многообещающий, с его точки зрения, ракурс в «переоценке всех ценностей».

Хайдеггер соглашается с Ницше в том, что исток нигилистического состояния человека в метафизическом разграничении сущего и бытия. Однако вместо «сверхчеловека», как достигаемого идеала, Хайдеггер выдвигает иной тезис служения бытию и «проводит мобилизацию человека в «пастухи» бытия» [5]. Понятно при этом, что доминирует у философа бытие, сущее (человек) от него производно: «Ничто коренится в самом бытии», «Ничто прибывает как бытие» [7]. Таким образом, философ отождествляет бытие и Ничто и тогда логично предположить, что сущее производно и от Ничто тоже.

Борьбу против нигилизма, которую так тщательно описывал Ницше, Хайдеггер относит к истории самого нигилизма, притом в его самом ярком и самообличительном проявлении. Нигилизм, с его точки зрения, - последнее заострение западноевропейской метафизики, а «метафизика» рассматривается не как мыслительная конструкция философов, а как исходное мироотношение западного человека, от своих основ в Древней Греции детерминировавшее всю его историю вплоть до создания и планетарного распространения машинной и социальной техники. Явления и предметы, имеющие отношение к нигилизму, вытесняют какой-либо биографический или академический интерес к Ницше. Как истинному философу, распознавшему размах нигилизма и тонко чувствующему суть этого явления, труд Ницше необходим Хайдеггеру как основание для анализа нигилизма. Несмотря на своё душевное и физическое нездоровье, Ницше словно пропустил через себя все бытийные и исторические силы, лично опустошённый ими, он, однако, не сменил своё отношение, которое Хайдеггер называет истинной чертой западного человека: «непокорное наблюдательское отношение к судьбе, но и не притязание на управление историей, а такое соответствие ей, когда человек стремится осуществить себя как бытийную необходимость («бытие требует человека»)». Именно на эту особенную черту европейской личности Хайдеггер и делает ставку в дальнейшем историческом развитии: либо гибель, либо эволюция. Со своим учением Хайдеггер обращается не к философам-теоретикам, а прежде всего к представителям технических и практических специальностей, учёным, испытателям - к людям, создающим и вводящим в действие современную технику [8], и рассчитывает, что совместными усилиями этой интеллектуальной общности будет достигнуто направление непосредственно к технике: она предстанет, наконец, не в качестве орудия (при таком отношении человек наиболее зависим от техники, если она только лишь инструмент), а в качестве основного пути, по которому в наше время направилось раскрытие человека и его существа [9].

Таким образом, на формирование философского понимания нигилизма существенно повлияли Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Для обоих философов

возникновение самого явления нигилизм естественно и закономерно. Если для Ницше нигилизм связан с потерей моральных ценностей в жизни человека, то у Хайдеггера присутствие нигилизма обусловлено противоречием Ничто и сущего.

Использованные источники:

1. Новиков А. И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики. - Ленинград: Лениздат, 1972. С. 10.

2. Гайденко П. Нигилизм. «Философская энциклопедия», т. 4. - М., 1967. С. 64.

3. Ницше Ф. Воля к власти. - М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2003. С. 399-400.

4. В. А. Ульянов. Развитие нигилизма в Новое и Новейшее время: теоретический аспект // Омский научный вестник. - Омск., 2009. №2 (76). С. 121.

5. Бибихин B. B. Из творческого наследия // РАН. ИНИОН. Отв. и ред. и сост. Гальцева Р. А. - М., 2006. - С. 10-14.

6. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - СПб. 1913. С. 329

7. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 38, C. 218.

8. Хайдеггер М. Наука и осмысление // Проблема объекта в современной науке: РС / ИНИОН АН СССР. М., 1980. С. 232.

9. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Проблема объекта..., С. 168-201.

УДК: 1.159.99

Воронова Р.М. студент магистратуры 1 курса Институт Философии Санкт-Петербургский Государственный Университет

Россия, г. Санкт-Петербург ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Аннотация: В статье исследуются особенности человеческого общения. Проводятся различия между вербальными и невербальными средствами коммуникации, вместе с тем подчёркивается их взаимосвязь при общении. Особое внимание уделяется особенностями невербальной коммуникации.

Annotation: The features of human contact are investigated in this article. The differences between verbal and non-verbal tools of communication are also explored. It is emphasized that this correlation is really important. The features of non-verbal communication are studied.

Ключевые слова: общение, невербальная коммуникация, невербальное поведение, язык поз и жестов

Key-words: contact, non-verbal communication, non-verbal behavior, language of poses and gestures

Общение не ограничивается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, интонация, жесты и мимика партнёров. Психологи утверждают, что «в процессе взаимодействия людей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.