Научная статья на тему 'Философия Ницше и европейский нигилизм'

Философия Ницше и европейский нигилизм Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1097
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКИЙ СТИЛЬ / МЕТОД / ПЕРЕОЦЕНКА ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ / ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ / ВОЛЯ К ВЛАСТИ / ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ / СМЕРТЬ БОГА / ВСЕОБЩИЙ НИГИЛИЗМ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилова Вера Софроновна

Рассмотрено определение нигилизма и подчёркнуто, что основной вклад в его осмысление внесли философия и литература. Исследованию нигилизма отдали дань многие философы, однако наиболее серьезный вклад в его анализ внес именно Ницше. Творчество Ницше содержит взаимосвязанные, но относительно самостоятельные комплексы: учение о «великом стиле», о методе, о переоценке всех ценностей, о «вечном возвращении» о воли к власти». Великий стиль опирается на афоризмы и «нюансы», а фраза формируется на основе ритмической кривой и музыкальной пластики. Метод предполагает становление в противовес низменности сущности Переоценка всех ценностей вызвана «смертью Бога», которая стала началом эпохи всеобщего нигилизма. Воля к власти согласно Ницше является основным принципом жизни. Вечное возвращение это «бытие становления», возвращение к себе иному, очищение человека от всего ненастоящего. Все эти пять самостоятельных комплексов Ницше вносят свой вклад в осмысление нигилизма. В России нигилизм широко распространился во второй половине XIX столетия, прежде всего, среди разночинцев. Философские исследования этого течения принадлежат С.Л. Франку, Н.А. Бердяеву, а также Д.И. Писареву, В.К. Махайскому, К.Н. Леонтьеву. О нигилизме в литературе писали В.Г. Белинский, М.Н. Катков, М.А. Бакунин, С.М. Степняк-Кравчинский, П.А. Кропоткин, Н.Н. Страхов, В.В. Воровский. Нигилистов воспевали в своих произведениях Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский. К ним с большой симпатией относятся в своих романах Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, А.Ф. Писемский, однако сущность нигилизма наиболее полно выразил И.С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети». Нигилизм можно рассматривать как деконструкцию всей европейской культуры. Он расчистил место для ростков нового. Деконструктивизм Ницше, появился раньше аналогичных подходов Хайдеггера, Дерриды и т.п., является наиболее глубоким среди них и оказал фундаментальное воздействие на развитие философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nietzsche’s philosophy and European nihilism

The definition of nihilism is considered and it is emphasized that the main contribution to its comprehension has been made by philosophy and literature. Many philosophers paid tribute to the study of nihilism, but it was Nietzsche who made the most serious contribution to its analysis. Nietzsche’s creativity contains interconnected, but relatively independent complexes: the doctrine of the «great style», the method, the reappraisal of all values, and the «eternal return» of the will to power. The great style is based on aphorisms and nuances, and the phrase is formed based on rhythmic curve and musical plastic. The method involves becoming a counterweight to the low essence of the reappraisal of all values caused by the “death of God”, which marked the beginning of the era of universal nihilism. According to Nietzsche, the will to power is the basic principle of life. Eternal return is a “being of becoming”, a return to one another, the cleansing of a person from everything fake. All these five independent Nietzsche complexes contribute to the understanding of nihilism. In Russia, nihilism spread widely in the second half of the 19th century, primarily among raznochintsy. Philosophical studies of this trend belong to S.L. Frank, N.A. Berdyaev, as well as D.I. Pisarev, V.K. Makhaysky, K.N. Leontiev. V.G. Belinsky, M.N. Katkov, M.A. Bakunin, S.M. Stepnyak-Kravchinsky, P.A. Kropotkin, N.N. Strakhov, V.V. Vorovsky wrote about nihilism in literature. The nihilists were depicted in the works by D.I. Pisarev, N.G. Chernyshevsky, F.M. Dostoevsky, N.S. Leskov, A.F. Pisemsky, who treated them with great sympathy; however, the essence of nihilism was most fully expressed by I.S. Turgenev in his novel «Fathers and Sons». Nihilism can be seen as deconstruction of the entire European culture. It cleared room for new offsprings. Having appeared before similar approaches by Heidegger, Derrida and others, Nietzsche’s deconstructivism is the most profound among them and has had a fundamental impact on the development of philosophy.

Текст научной работы на тему «Философия Ницше и европейский нигилизм»

- ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ -

УДК 1

В. С. Данилова

Философия Ницше и европейский нигилизм

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Рассмотрено определение нигилизма и подчёркнуто, что основной вклад в его осмысление внесли философия и литература. Исследованию нигилизма отдали дань многие философы, однако наиболее серьезный вклад в его анализ внес именно Ницше. Творчество Ницше содержит взаимосвязанные, но относительно самостоятельные комплексы: учение о «великом стиле», о методе, о переоценке всех ценностей, о «вечном возвращении» о воли к власти». Великий стиль опирается на афоризмы и «нюансы», а фраза формируется на основе ритмической кривой и музыкальной пластики. Метод предполагает становление в противовес низменности сущности Переоценка всех ценностей вызвана «смертью Бога», которая стала началом эпохи всеобщего нигилизма. Воля к власти согласно Ницше является основным принципом жизни. Вечное возвращение - это «бытие становления», возвращение к себе иному, очищение человека от всего ненастоящего. Все эти пять самостоятельных комплексов Ницше вносят свой вклад в осмысление нигилизма. В России нигилизм широко распространился во второй половине XIX столетия, прежде всего, среди разночинцев. Философские исследования этого течения принадлежат С.Л. Франку, Н.А. Бердяеву, а также Д.И. Писареву, В.К. Махайскому, К.Н. Леонтьеву. О нигилизме в литературе писали В.Г. Белинский, М.Н. Катков, М.А. Бакунин, С.М. Степняк-Кравчинский, П.А. Кропоткин, Н.Н. Страхов, В.В. Воровский. Нигилистов воспевали в своих произведениях Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский. К ним с большой симпатией относятся в своих романах Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, А.Ф. Писемский, однако сущность нигилизма наиболее полно выразил И.С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети». Нигилизм можно рассматривать как деконструкцию всей европейской культуры. Он расчистил место для ростков нового. Деконструктивизм Ницше, появился раньше аналогичных подходов Хайдеггера, Дерриды и т.п., является наиболее глубоким среди них и оказал фундаментальное воздействие на развитие философии.

Ключевые слова: великий стиль, метод, переоценка всех ценностей, вечное возвращение, воля к власти, деконструктивизм, смерть Бога, всеобщий нигилизм, европейская культура, литература.

V. S. Danilova

Nietzsche's philosophy and European nihilism

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The definition of nihilism is considered and it is emphasized that the main contribution to its comprehension has been made by philosophy and literature. Many philosophers paid tribute to the study of nihilism, but it was Nietzsche who made the most serious contribution to its analysis. Nietzsche's creativity contains interconnected, but relatively independent complexes: the doctrine of the «great style», the method, the

ДАНИЛОВА Вера Софроновна - доктор философских наук, профессор кафедры философии, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. E-mail: nnkozhev@mail.ru

DANILOVA Vera S. - Doctor of Philosophy, Professor Department of Philosophy M.K. Ammosov NorthEastern Federal University.

reappraisal of all values, and the «eternal return» of the will to power. The great style is based on aphorisms and nuances, and the phrase is formed based on rhythmic curve and musical plastic. The method involves becoming a counterweight to the low essence of the reappraisal of all values caused by the "death of God", which marked the beginning of the era of universal nihilism. According to Nietzsche, the will to power is the basic principle of life. Eternal return is a "being of becoming", a return to one another, the cleansing of a person from everything fake. All these five independent Nietzsche complexes contribute to the understanding of nihilism. In Russia, nihilism spread widely in the second half of the 19th century, primarily among raznochintsy. Philosophical studies of this trend belong to S.L. Frank, N.A. Berdyaev, as well as D.I. Pisarev, V.K. Makhaysky, K.N. Leontiev. V.G. Belinsky, M.N. Katkov, M.A. Bakunin, S.M. Stepnyak-Kravchinsky, P.A. Kropotkin, N.N. Strakhov, V.V. Vorovsky wrote about nihilism in literature. The nihilists were depicted in the works by D.I. Pisarev, N.G. Chernyshevsky, F.M. Dostoevsky, N.S. Leskov, A.F. Pisemsky, who treated them with great sympathy; however, the essence of nihilism was most fully expressed by I.S. Turgenev in his novel «Fathers and Sons». Nihilism can be seen as deconstruction of the entire European culture. It cleared room for new offsprings. Having appeared before similar approaches by Heidegger, Derrida and others, Nietzsche's deconstructivism is the most profound among them and has had a fundamental impact on the development of philosophy.

Keywords: great style, method, reappraisal of all values, eternal return, will to power, deconstructivism, death of God, universal nihilism, European culture, literature.

Введение

«Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - в широком смысле - умонастроение, связанное с установкой на отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры» [1, с. 84]. Он составлял предмет теологических споров в средние века, но наиболее широко распространился в XIX - XX столетиях. Европейский нигилизм понятие многоплановое в становление которого свой особый вклад внесли философия и литература. Влияние других направлений человеческого духа в эту проблему мы оставим за пределами настоящей работы.

Нигилизм и философия

В европейской философии нигилизму посвятили серьезные исследования А. Шопенгауэр и О. Шпенглер, которые связывали его с упадком культуры, обезличиванием цивилизации. Однако наиболее глубокая концепция посвященная этой теме принадлежат Ф. Ницше. Он считает нигилизм «клеветой на жизнь», который опирается в этом процессе на принципы разума обосновывающие единство, цель, истину познания, а также христианство основанное на ложных догматах и решительно противостоящее науке. «Творчество Ницше как «воспитателя человечества» содержит взаимосвязанные, но относительно самостоятельные комплексы: 1) учение о «великом стиле», 2) о методе, 3) о переоценке всех ценностей, 4) о «вечном возвращении», 5) о воли к власти» [2, с 94]. 1. Великий стиль опирается на афоризмы и «нюансы» по терминологии Ницше - сил-мгновений пульсирующих в тексте; фраза здесь формируется на основе ритмической кривой и музыкальной пластики. 2. Метод предполагает становление в противовес низменности сущности как это понимал еще Аристотель. 3. Переоценка всех ценностей вызвана «смертью Бога», которая стала началом эпохи всеобщего нигилизма. 4. Вечное возвращение - это «бытие становления», возвращение к себе иному, очищение человека от всего ненастоящего. 5. Воля к власти согласно Ницше является основным принципом жизни, которому противопоставляется вера в загробную жизнь, царство идей и т.п.

В России нигилизм широко распространился во второй половине XIX столетия, прежде всего, среди разночинцев. Философские исследования этого течения принадлежат С.Л. Франку, Н.А. Бердяеву, а также ряду других философов (Д.И. Писарев, В.К. Махайский, К.Н. Леонтьев). «Франк в статье «Этика Нигилизма» (сб. «Вехи», 1909) объявил «нигилистический морализм» основной чертой духовной физиономии русского интеллигента, первым русским нигилистом назвал Петра I. Большевиков же охарактеризовал как выражение «универсального отрицания»» [1, c. 85].

Хайдеггер развивает нигилистические идеи Ницше для того, чтобы ликвидировать завесу при исследовании «ничто». То, что Ницше не рассмотрел нигилизм с точки зрения толкования «ничто» Хайдеггер рассматривает как основной недостаток его философии. Нигилизм по его мнению подчеркивает, «что действительно существует только сущее, доступное человеческому восприятию, т. е собственному опыту, и кроме него ничего» [3, c. 63].

Нигилизм и литература

Наиболее интересное осмысление нигилизма в литературе происходило в России. О нем писали В.Г. Белинский, М.Н. Катков, М.А. Бакунин, С.М. Степняк-Кравчинский, П.А. Кропоткин, Н.Н. Страхов, В.В. Воровский. Нигилистов воспевали в своих произведениях Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский. К ним с большой симпатией относятся в своих романах Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, А.Ф. Писемский, однако сущность нигилизма наиболее полно выразил И.С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети», где студент Базаров заявлял, что «в теперешнее время полезнее всего отрицание». Такое тотальное отрицание служило в свою очередь основанием для критики государственной власти и социального устройства России второй половины XIX столетия и было широко известно за её пределами. Так критикуя христианство Ф. Ницше пишет «В странный нездоровый мир вводят нас евангелия - мир как в русском романе, где, будто сговорившись, встречаются отбросы общества, неврозы и «наивно-ребяческое» идиотство: в этом мире сам тип при любых обстоятельствах должен упроститься» [4, с. 48].

Российский нигилизм не представляет собой какого-либо мировоззрения или идеологии. Это гипертрофированное категоричное отрицание всего рационального, позитивного. Он представляет собой социально-психологическую установку для реагирования на все проявления общественной жизни. Обычно нигилизм «выражается в уничижительных, обличительных и даже ругательных терминах; он враждебен всякому компромиссу» [1, с. 85].

Дискуссия

Ницше считает, что основные толкования происхождения нигилизма неправильны. Он не согласен, когда в качестве его оснований называются социальные причины: бедность, испорченность, дурная наследственность. «Напротив, в одном вполне определенном толковании, христианско-моральном, заложен корень нигилизма» [5, с. 35].

Все пять самостоятельных комплексов Ницше вносят свой вклад в осмысление нигилизма. На него указывают две наиболее значимых формы стиля Ницше: афоризм и дифирамб, передающие комплекс всего содержащегося в данное мгновение в тексте. Его метод противопоставляет «становлению бытия» «бытие становления», что дает совершенно иной взгляд на реальность. Переоценка ценностей ведется им с точки зрения существования только реального мира без обращений к миру иному, поскольку последний обесценивает действительную жизнь. Вечное возвращение связано с напрасным смыслом жизни. Это напрасное существование парализует человека делает его жизнь бессмысленной становится вечным возвращением к заключительному «ничто» «Это самая крайняя форма нигилизма: «ничто» («бессмысленное») - вечно!» [Там же, с. 62]. Воля к власти относится не только к человеческой активности, но распространяется также на неживую и живую природу. Сверхчеловек - это философ, формирующий новое человечество, которое выберет светлую сторону «добра и зла».

С точки зрения Ницше нигилизм является следствием христианской морали и философских представлений об истине. «Во-первых, нигилизм есть психологическая замена необходимости» [6, с. 275]. «Во вторых тотальной систематизации и организации, придуманных человеком для собственного удобства, в реальном мире просто не существует» [Там же, с. 275].

Нигилизм можно рассматривать как деконструкцию всей европейской культуры. Он расчистил место для ростков нового. Этот процесс можно рассматривать и как отрицание-отрицания Гегеля с выявлением «снятия», то есть сохранением всего наиболее ценного из предыдущего этапа развития на следующем его этапе. Однако восприятие нигилизма как вечного возвращения является высшим этапом развития человечества. «Пусть все беспрерывно возвращается, - пишет он (имеется ввиду Ф. Ницше - В.Д.) - это есть высшая степень сближения между будущим и существующим миром: в этом вечном возврате заключается высшая точка мышления» [7, с. 196].

Деконструктивизм Ницше, хотя он прежде всего разрушает имеет большое значение, позволяя пересмотреть многие сложившиеся традиции и ценности ставшие догматами и ме-

шающими дальнейшему развитию человечества. Он появился раньше аналогичных подходов Хайдеггера, Дерриды и т.п. Деконструкция Ницше является наиболее глубокой среди всех имеющихся и оказала фундаментальное воздействие на развитие философии.

Литература

1. Визгин В.П., Пустарнаков В.Ф., Соловьев Э.Ю. Нигилизм // Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. III. - М.: Мысль, 2001. - С. 84-86.

2. Подорога В.А. Ницше // Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. III. - М.: Мысль, 2001. -С. 84-86.

3. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления / Пер. с нем. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

4. Ницше Ф. Антихристианин / Пер. с нем. // Сумерки богов - М.: Политиздат, 1990. - С. 17-93.

5. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. - М.: Изд. «REF-book», 1994. - 352 с.

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т. От романтизма до наших дней / Пер. с итал. - СПб.: Петрополис, 1997. - 880 с.

7. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше / Пер с фр. - СПб. -М.: Изд. Т-ва М.О. Вольф, 1911. - 336 с.

References

1. Vizgin V.P., Pustarnakov V.F., Solov'ev Je.Ju. Nigilizm // Novaja filosofskaja jenciklopedija

v 4 t. T. III. - M.: Mysl', 2001. - S. 84-86.

2. Podoroga V.A. Nicshe // Novaja filosofskaja jenciklopedija v 4 t. T. III. - M.: Mysl', 2001. - S. 84-86.

3. Hajdegger M. Vremja i bytie. Stat'i i vystuplenija / Per. s nem. - M.: Respublika, 1993. - 447 s.

4. Nicshe F. Antihristianin / Per. s nem. // Sumerki bogov - M.: Politizdat, 1990. - S. 17-93.

5. Nicshe F. Volja k vlasti: opyt pereocenki vseh cennostej / Per. s nem. - M.: Izd. «REF-book», 1994. -352 s.

6. Reale Dzh., Antiseri D. Zapadnaja filosofija ot istokov do nashih dnej: v 4 t. T. Ot romantizma do nashih dnej / Per. s ital. - SPb.: Petropolis, 1997. - 880 s.

7. Galevi D. Zhizn' Fridriha Nicshe / Per s fr. - SPb. -M.: Izd. T-va M.O. Vol'f, 1911. - 336 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.